Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения'

Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОй ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Л. Л. Трапезникова, директор МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения», Ленинск-Кузнецкий городской округ

М. В. Калинина, методист

Л. Л. Трапезникова М. В. Калинина

Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения включает в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей учащихся, их интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, психофизиологических возможностей, создание социально-психологических условий для успешного развития, обучения и подготовки к профессиональному выбору. В реализации системы психо-лого-педагогической поддержки учащихся принимают участие все субъекты образовательного процесса: администрация образовательной организации, учителя-предметники, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинский персонал, классные руководители, родители. В центре внимания, конечно же, учащийся.

Профильное обучение является эффективным методом дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим посредством изменений в структуре, содержании и организа-

ции образовательного процесса наиболее полно учесть интересы и склонности учащихся, развивать их способности и самопознание. Профильное обучение создает условия, в которых школьник осознает себя субъектом профессионального выбора [3].

Однако такому процессу обучения, как правило, сопутствуют возрастающий объем информации, усложнение учебных программ, привлечение разнообразных технических средств. Подобная интенсификация учебной деятельности приводит к повышению результативности обучения, но это происходит за счет истощения функциональных резервов, возрастания психоэмоционального напряжения и психофизиологических затрат [1].

Необходимо создание благоприятного учебного микроклимата, а также проведение работы, направленной на подготовку школьника к выбору и реализации дальнейшего образовательного и жизненного маршрута.

Учащийся, особенно в подростковом возрасте, не может самостоятельно осуществить профессиональный выбор, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-пе-дагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Многие учащиеся оказываются в ситуации несоответствия своих возможностей уровню притязаний, поэтому они испытывают повышенную тревожность, эмоциональную напряженность, боятся всякого выбора.

Осуществление психолого-педагогическо-го сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения позволяет:

- формировать у учащихся мотивацию самоопределения;

- знакомить с понятиями самоопределения, самореализации, профессии и проч.;

- развивать практические навыки выбора эффективной стратегии профессионального самоопределения;

- подготовить учащихся к дальнейшему непрерывному образованию, доступному по уровню и форме.

Примером такой деятельности может служить опыт работы муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (МБОУ ЦПМСС) в Ленинск-Кузнецком городском округе. Одним из направлений деятельности МБОУ ЦПМСС является организация психолого-педа-гогического сопровождения выбора профиля обучения и профессионального самоопределения учащихся, которое реализуется через разнообразные формы и методы работы:

- диагностические исследования интересов, склонностей, способностей учащихся 8-9-х классов по методикам «Карта интересов» А. Голомштока в модификации Г. В. Резап-киной, «Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши в модификации Г. В. Ре-запкиной, «Тип мышления» Г. В. Резапкиной, «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова в модификации А. А. Аз-бель, «Матрица выбора профессии» Г. В. Ре-запкиной и другие [2];

- групповые занятия по дополнительным образовательным программам «Я в мире профессий» для учащихся 9-х классов, «Профессиональная ориентация школьников и молодежи» для учащихся 10-х классов;

- классные часы на темы: «Правила и ошибки в выборе профессии», «Интересы и склонности в профессиональном самоопределении», «Выбираешь профессию, выбираешь будущее», «Образ «Я» и профессия» и др.;

- экономический конкурс «Здоровье + профессия = стратегия успеха»;

- профориентационные игры, викторины, консультации, проводимые с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся.

Анализ жизненных ценностей учащихся 8-9-х классов показал, что у данной возрастной кате-

гории респондентов частично сформированы личностные мотивационно-ценностные ориентации. Так, анкетирование, проведенное в марте 2014 года, показало, что большинство учащихся (45 %) на первое место поставили такую ценность, как «семья», на второе (32 °%) — «здоровье» и на третье место (23 °%) — «карьера».

Для повышения уровня знаний по вопросам предпрофильной подготовки и профильного обучения специалистами МБОУ ЦПМСС проводится работа с педагогическими коллективами и родителями: семинары для педагогов на темы: «Предпрофильная подготовка как условие социализации школьников», «Роль классных руководителей в профильном и профессиональном самоопределении учащихся»; родительские собрания на темы: «Психофизиологическое развитие подростков», «Профильное обучение, его особенности» и др. Данные формы работы способствуют положительной адаптации учащихся к профильному обучению, повышают результативность обучения, формируют адекватные ценностно-смысловые ориентации, развивают самопознание.

Результаты психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения отслеживаются через мониторинг поступления выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений в профессиональные учебные заведения в соответствии с ранее выбранными профилями обучения.

Количество выпускников 11-х классов, которые поступили в профессиональные учебные заведения в соответствии с ранее выбранными профилями, увеличилось с 58 °% в 2011/12 учебном году до 70 °% в 2012/13 учебном году.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения является одним из наиболее эффективных путей создания социально-психологических условий для успешного развития, обучения и подготовки учащихся к профессиональному выбору.

1. Казин Э. М. Адаптация и здоровье. — Кемерово: Изд-во Кузбассвузиздат, 2003. — 185 с.

2. Резапкина Г В. Отбор в профильные классы. — М.: Генезис, 2005. — 124 с.

3. Российская Федерация. Мин-во образования и науки. Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ [от 18.07.2002 № 2783] // Вестник образования. — 2002. — № 4. — С. 3-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.