Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной профессионально-образовательной среде'

Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной профессионально-образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2082
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ИНКЛЮЗИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / STUDENTS WITH DISABILITIES (HIA) / INCLUSION / VOCATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоминых Екатерина Сергеевна

В статье представлена технология психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессионально-образовательной среде. Интегративная технология, нацеленная на максимальную реализацию возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении качественного профессионального образования, включает следующие аспекты: методологические подходы, задачи, этапы, направления работы, формы и методы работы со студентами, основные планируемые результаты внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фоминых Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE PERSONS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH IN THE INCLUSIVE PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article presents the technology of psycho-pedagogical support of persons with disabilities in professional educational environment. Integrative technology is aimed at maximizing opportunities of individuals with disabilities in obtaining high-quality professional education includes the following aspects: methodological approaches, tasks, steps, work directions, forms and methods of work with students, the main expected outcomes of implementation.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной профессионально-образовательной среде»

УДК 159.99

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Е.С. Фоминых

Аннотация. В статье представлена технология психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессионально-образовательной среде. Интегративная технология, нацеленная на максимальную реализацию возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении качественного профессионального образования, включает следующие аспекты: методологические подходы, задачи, этапы, направления работы, формы и методы работы со студентами, основные планируемые результаты внедрения.

Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инклюзия, профессионально-образовательная среда, психолого-педагогическое сопровождение.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE

PERSONS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH IN THE

INCLUSIVE PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

E. Fominykh

Abstract. The article presents the technology of psycho-pedagogical support of persons with disabilities in professional educational environment. Integrative technology is aimed at maximizing opportunities of individuals with disabilities in obtaining high-quality professional education includes the following aspects: methodological approaches, tasks, steps, work directions, forms and methods of work with students, the main expected outcomes of implementation.

Keywords: students with disabilities (HIA), inclusion, vocational educational environment, psychological and pedagogical support.

Приоритетным направлением современной модернизации и трансформации

профессионального образования является внедрение инклюзивных тенденций и практик, нацеленных на создание условий для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья как основы их эффективного социального функционирования, достижения социальной независимости и высокого качества жизни. Однако фактическая реализация данного процесса сталкивается с проблемой отсутствия и / или недостаточности инклюзивной

инфраструктуры в некоторых вузах и инклюзивной культуры участников

образовательного процесса [1;2;3 и др.]:

- несовершенством организационно-методического, управленческого и материально-технического обеспечения образовательной среды;

- психолого-педагогической некомпетентностью педагогов по вопросам обучения лиц с ОВЗ и взаимодействия с ними;

- психологическими барьерами лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, противоречие между возможностью позитивной социализации лиц с

ОВЗ (А.В. Махнач) и препятствиями (внешними и внутренними) в получении профессионального образования обусловливает необходимость обоснования и разработки основ психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в вузе. Целевым ориентиром данного процесса является устранение факторов и условий, препятствующих получению качественного профессионального образования лицами с ОВЗ и способствующих их виктимизации и социальной эксклюзии.

Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ в профессионально-образовательной среде - интегративная технология создания в образовательной среде условий для развития и саморазвития студента с ОВЗ, основой которой является взаимодействие процессов

компенсации, реабилитации и адаптации [4]. Психологическая компенсация способствует восстановлению / формированию внутренней стабильности, самопринятию в трудных образовательных ситуациях; психологическая реабилитация - основа реорганизации и оптимизации социально-психологического бытия посредством преодоления конфликта

возможностей и потребностей в условиях ОВЗ; социально-психологическая адаптация и

гармонизация личности позволяет сформировать комплекс свойств и качеств, необходимых для включения в образовательную среду.

Создание безопасной, психологически комфортной и развивающей среды для лиц с ОВЗ в условиях вуза опирается на совокупность методологических подходов [5;6]:

- аксиологического, основанного на признании личности человека как высшей ценности;

- системного - акцентирующего необходимость взаимодействия в системе «образовательная среда - студент с ограниченными возможностями здоровья»;

- междисциплинарного, позволяющего рассматривать сопровождение в междисциплинарном дискурсе;

- индивидуального, учитывающего персональные психологические характеристики и особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья;

- деятельностного, признающего деятельность основным условием полноценного развития и саморазвития личности.

Построение технологии психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ включает два взаимосвязанных стратегических ориентира: воздействие на риски образовательного учреждения, а также работу по преодолению психологических барьеров лиц с ОВЗ и развитию их личностного потенциала. Минимизация действия образовательных рисков осуществляется посредством решения следующих задач [7;8;9 и др.]:

1. Комплексное (в том числе тьюторское) сопровождение студентов с ОВЗ в процессе адаптации к учебному процессу, освоении профессиональных образовательных программ, формировании общекультурных и профессиональных компетенций.

2. Создание в вузе системы интерактивного взаимодействия, способствующей реализации потребности студентов с ОВЗ в межличностном общении, равноправном участии в социальных сферах.

3. Создание психологически комфортной и безопасной среды, способствующей личностному развитию студентов, раскрытию их потенциала, самореализации, выбору индивидуальных жизненных стратегий (прежде всего на начальных этапах обучения).

4. Формирование / повышение социально-психологической компетентности лиц, участвующих в организации и реализации образовательного процесса; преодоление явлений интолерантности и негативных стереотипных установок в отношении студентов с ОВЗ.

Конструктивное преодоление внутренних психологических барьеров лицами с ОВЗ (негативные коммуникативные установки вследствие деструктивного опыта общения, усваиваемое лицами с ОВЗ отношение со стороны здоровых сверстников и др.), и мобилизация их внутренних ресурсов направлены на социально-психологическую адаптацию, укрепление и становление позиции субъекта, формирование и укрепление психологического здоровья. Указанное реализуется в решении следующих задач (И.И. Мамайчук, 2006; Е.С. Фоминых, 2013): формирование адекватной оценки своих возможностей и ограничений, активного отношения к своей жизни; формирование социально-психологической

компетентности; развитие личностных качеств и свойств, способствующих позитивной социализации (ответственности, уверенности в себе, позитивных смыслов жизни и др.); формирование способности и готовности самостоятельно преодолевать возникающие трудности, выбирать адекватные поведенческие модели в различных стрессовых ситуациях и др.

Организационная форма психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в профессионально-образовательной среде

включает следующие этапы [4]:

1. Диагностико-аналитический - постановка целей и задач в соответствии с выявленным ресурсным потенциалом - совокупностью биофизических, социально-психологических, творческих и др. особенностей, способствующих активизации потенциальных возможностей лиц с ОВЗ в процессе преодоления трудностей и проблемных ситуаций [10].

2. Деятельностный - отбор и применение методических средств, позволяющих сформировать позитивные изменения в личности студента с ОВЗ и системах социального взаимодействия.

3. Контрольно-аналитический - мониторинг эффективности результатов деятельности, анализ динамики процесса, достигнутого уровня изменений в поведении и психологическом состоянии студентов с ОВЗ.

Основные направления работы в рамках психолого-педагогического сопровождения

студентов с ОВЗ в профессионально-образовательной среде [4]:

1. Психопрофилактика в условиях вуза включает следующие основные векторы работы: максимально раннее выявление и устранение личностных особенностей, повышающих вероятность дезадаптации и виктимизации в условиях вуза (повышенной тревожности или низкого статуса в группе); развитие личностного

ресурсного потенциала; создание системы поддержки в условиях профессионально-образовательной среды. Реализация указанных мероприятий может осуществляться в форме лекций, консультаций, тренингов. Для минимизации и нейтрализации негативных эмоциональных состояний и предотвращения стресса, снятия напряжения и утомления, возникающих у лиц с ОВЗ в ситуациях формального и неформального взаимодействия, создаются комнаты психологической разгрузки, используются методы психологической саморегуляции, физические упражнения, гимнастика и др.

2. Психодиагностическая работа: исследование личностного ресурсного потенциала, а также психологических предпосылок дезадаптации и виктимизации личности в образовательной среде вуза (негативные коммуникативные установки, деформация системы ценностей, депривация границ психологического пространства личности и др.).

3. Психологическое консультирование: оказание студенту с ОВЗ помощи в самопознании, адекватной самооценке и адаптации в условиях профессионально-образовательной среды, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, личностном росте и саморазвитии (в.Э. Пахальян, 2006).

4. Психологическая коррекция -направление психологической деятельности, направленное на оптимизацию и гармонизацию развития психических процессов и личностных свойств. Формы психокоррекционной работы включают индивидуальные и групповые

занятия, направленные на различные аспекты личностного функционирования

(формирование резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию,

коммуникативной компетентности,

восстановление адекватных каналов

эмоциональной экспрессии индивида и др.).

Сформулируем выводы. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ в процессе получения ими профессионального образования - это комплексная система психолого-педагогических и социально-психологических условий, способствующих успешной адаптации, позитивной социализации, развитию и самореализации лиц с ОВЗ. Проектирование данного процесса определяется спецификой личностных деформаций студента с ОВЗ (негативные коммуникативные установки, деформация психологической суверенности, виктимность и др.) и его ресурсным потенциалом, а также спецификой образовательной среды вуза. Это предполагает проведение тщательной диагностики, позволяющей определить вектор дальнейшей работы, подобрать адекватные методы, средства и формы психолого-педагогической работы (психопрофилактической, психокоррекционной, психоконсультационной и др.). Перспективным направлением

совершенствования технологии психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ в вузе является разработка компонента, координирующего и регулирующего

взаимодействия студентов с ОВЗ с потенциальными работодателями,

общественными организациями и социальными партнерами.

Литература:

1. Воеводина Е.В. Инклюзивное образование инвалидов: основные принципы и технологии реализации / Е.В. Воеводина // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - №2 5. - С. 254-266.

2. Крухмалев А.Е., Воеводина Е.В. Особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья / А.Е. Крухмалев, Е.В. Воеводина // Социологические исследования. - 2012. -№ 12. - С. 72-74.

3. Королева Ю.А., Аутаева А.Н. Инклюзивное образование в России и Казахстане / Ю.А. Королева, А.Н. Аутаева // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики инклюзивного образования / Сборник материалов международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 4-7.

4. Фоминых Е.С. Виктимизация и девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях / Е.С. Фоминых //

Клиническая и специальная психология. - 2012. - № 4(4). - С. 40-48.

5. Гостунская Я.И. Психолого-педагогическая помощь семье в процессе ресоциализации подростка с девиантной активностью: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Я.И. Гостунская. - Ставрополь, 2007. - 22 с.

6. Коршунова О.В. Теоретико-методологические основы инклюзии в образовании [Электронный ресурс] / О.В. Коршунова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 8. - С. 1620. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56114.htm

7. Певзнер М.Н., Петряков П.А. Инклюзия как организационная стратегия современного вуза / М.Н. Певзнер, П.А. Петряков // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2016. - № 5(96). - С. 90-93.

8. Рассказов Ф.Д., Муллер О.Ю. Создание инклюзивной образовательной среды в вузе: проблемы и перспективы / Ф.Д. Рассказов, О.Ю. Муллер // В

сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития / Сборник материалов Международной научно-практической конференции. -

10. Фоминых Е.С. Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор инклюзии в общество [Электронный ресурс] / Е.С. Фоминых // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 20. - С. 86-92. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56332.htm

2015. - С. 130-134.

9. Романова Г.А. Об условиях становления инклюзивной образовательной среды вуза / Г.А. Романова // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2016. - № 10. - С. 113-121.

Сведения об авторе:

Фоминых Екатерина Сергеевна (г. Оренбург, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», e-mail: [email protected]

Data about the author:

E. Fominykh (Orenburg, Russia), Candidate of Psychological Sciences, assistant professor of the Special Psychology Department, Orenburg state pedagogical university, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.