Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
218
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ / НУЖДАЮЩИЕСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ / ДЕПРИВАЦИЯ / САМООЦЕНКА / АГРЕССИВНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / CHILDREN WHO NEED LONG TREATMENT / DEPRIVATION / SELF-ESTIMATION / AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гапонова С. А., Синявина Е. Н.

В статье представлены результаты исследования психологических особенностей подростков 4-5-х классов, нуждающихся в длительном лечении, в период их проживания и обучения в школе-интернате санаторного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychological / pedagogical support of the personal development of children, requiring long treatment

In the article the results of researching the psychological peculiarities of teenagers of 4-5th forms requiring long treatment, in the period of their living and studing at a boarding school of a sanatorium type are presented.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ

С. А. ГАПОНОВА, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии НГПУ sagap@mail.ru

Е. Н. СИНЯВИНА, соискатель кафедры социальной психологии НГПУ sinya vina @ mail. ru

В статье представлены результаты исследования психологических особенностей подростков 4—5-х классов, нуждающихся в длительном лечении, в период их проживания и обучения в школе-интернате санаторного типа.

In the article the results of researching the psychological peculiarities of teenagers of 4—5th forms requiring long treatment, in the period of their living and studing at a boarding school of a sanatorium type are presented.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети, нуждающиеся в длительном лечении, депривация, самооценка, агрессивность

Key words: psychological and pedagogical support, children who need long treatment, deprivation, self-estimation, aggression

Понятие «психолого-педагогическое сопровождение» появилось в психологической литературе в начале 1990-х годов. Под термином «сопровождение» понимается метод или комплекс методов, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в сложных жизненных ситуациях. В процессе психолого-педагогического сопровождения специалисты обеспечивают условия для личностного

роста человека и оказывают ему в этом необходимую и достаточную помощь и поддержку. В отличие от коррекции оно направлено не на исправление недостатков, а на поиск и раскрытие собственных ресурсов развития. Главная цель психолого-педагогического сопровождения — дать личности возможность перехода с позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими трудностями» и позволить реализовать ее при осущест-

влении комплексного подхода к работе с каждым ребенком [1].

Настоящее исследование посвящено проблемам психолого-педагогического сопровождения личностного развития младших подростков, нуждающихся в длительном лечении, в условиях их проживания и обучения в школе-интернате — Моренов-ской областной санаторно-лесной школе.

В последние годы в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей и подростков, увеличивается число детей с хроническими заболеваниями легких. Таким детям показано проживание в условиях специальных школ-интернатов, в основу деятельности которых положен принцип сочетания консервативного лечения и полноценного воспитания и обучения. Именно к таким учреждениям относится Моренов-ская школа-интернат.

Общее число испытуемых младшего подросткового возраста (4—5-е классы), участвовавших в эксперименте, составило 56 человек. Представленная выборка имеет ряд специфических особенностей по медицинским и социальным показателям, а также длительности пребывания детей в школе-интернате. Деятельность Мореновской областной санаторно-лесной школы направлена на лечение тубин-фицированных детей, и большая часть воспитанников отличается ослабленным физическим здоровьем: имеет основное заболевание — тубинфи-цированность и несколько сопутствующих (сколиоз, астму, плоскостопие и др.).

Медицинская направленность школы-интерната предусматривает определенные сроки обучения: от трех месяцев до полугода (для детей, проходящих общеукрепляющее лечение) и нескольких лет (для детей, имеющих контакты с больными туберкулезом родственниками, а также получающих лечение лекарственными препаратами). Поэтому контингент детей — участников исследования периодически изменяется. Другой особенностью воспитанников

Большая часть детей до прибытия в Мореновскую школу-интернат воспитывалась в таких условиях, которые не могли не отразиться на их личностном развитии.

школы-интерната является их социальное положение. Большая часть учащихся (38 %) проживает в малообеспеченных семьях, 19% детей — в неполных и многодетных семьях, в полных семьях проживает лишь 24 % школьников. В ходе анализа социального статуса семей воспитанников на основе изучения социальных паспортов и бесед с педагогами было обнаружено, что неполные семьи в большинстве случаев, а также все многодетные семьи являются малообеспеченными. Встречаются и неполные многодетные малообеспеченные семьи. Это подтверждает мнение ученых о том, что все факторы неблагополучия взаимосвязаны [2; 6; 7].

Суммировав все показатели неблагополучия, мы выяснили, что 44 % учащихся воспитываются в неблагополучных семьях, 29 % — дети-сироты, 2 % детей воспитываются в опекунских семьях. Количество детей из благополучных семей составляет всего 25 %.

Воспитанники прибывают в школу-интернат по направлению врачей из различных социальных институтов: 52% — из семей, 5 % — из реабилитационных центров, 27 % — из детских домов, 16 % — из других санаторных школ с тем же профилем. Из санаториев прибывали также дети, официально числящиеся в детских домах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что большая часть детей воспитывалась до прибытия в школу в таких условиях, которые не могли не отразиться на их личностном развитии [2; 6; 7].

Важно отметить, что дети, обучающиеся в интернатах и санаториях, приобретают личностные особенности, характерные для субъектов, проживающих в закрытых учебных заведениях. Большинство из них уже имеет опыт отклоняющегося, противоправного поведения и, попадая в школу-интернат, пытается построить отношения между собой, воспроизводя паттерны поведения, которые наблюдали ранее в своей проблемной семье или уличной компании. Безусловно, такой контингент воспитанников требует особого внимания и нуждается в специально организованном пси-

холого-педагогическом сопровождении в период проживания в школе-интернате.

Поэтому важнейшей целью педагогического коллектива Мореновской областной санаторно-лесной школы-интерната является создание для детей таких условий проживания, обучения и психологического сопровождения, которые способствуют улучшению не только физического, но и психологического здоровья: снижению агрессивности, тревожности и страхов, развитию адекватной самооценки, формированию мотивации обучения, воспитанию навыков общения, установлению атмосферы взаимного доверия и поддержки, стремлению к активному участию в жизни школы и т. д.

Нами были поставлены и решались следующие задачи психолого-педагогической работы с подростками школы-интерната санаторного типа:

3 исследовать некоторые личностные особенности воспитанников, находящихся на длительном лечении;

3 разработать и апробировать психолого-педагогическую программу сопровождения личностного развития детей, находящихся на длительном лечении в школе-интернате;

3 проанализировать эффективность психолого-педагогического сопровождения личностного развития подростков.

В качестве гипотез выступают предположения: развитие положительных личностных характеристик воспитанников школы-интерната санаторного типа возможно в личностно ориентированной образовательно-воспитательной среде при условии содержательного психологического сопровождения воспитания и обучения, что будет способствовать развитию адекватной самооценки личности, оптимальному развитию мотивационной и эмоциональной сфер.

Исследование проводилось в два этапа. Первый этап представлял собой констатирующий эксперимент, фиксирующий психологические особенности воспитанников в момент поступления в школу-интернат. На этапе развивающего эксперимента (2007—2009 годы) осуществлялась работа по программе психолого-педагогиче-

ского сопровождения воспитанников. Констатирующий эксперимент включал в себя исследования самооценки подростков (по методике Г. Н. Казанцевой), школьных страхов и тревожности ребенка в школе (по методике Р. Филипса), личностной агрессивности и враждебности (по адаптированной к данному возрасту методике А. Бас-са и А. Дарки), состояний, возникающих у детей в процессе обучения в школе-интернате, и мотивации к учению (по методике экспресс-оценки эмоциональных состояний «Градусник» Ю. Я. Киселева), воспитанности (по методике Н. П. Капустиной для учащихся 3—6-х классов).

В ходе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты. Уровень оптимальной самооценки отмечался лишь у 53,6 % воспитанников, высокая самооценка выявлена у 24,3 %, низкая — у 21,9 %.

Выраженность школьных страхов и тревожности по всем изучаемым показателям: «общая тревожность», «социальный стресс», «фрустрация потребности достижения успеха», «страх самовыражения», «страх проверки знаний», «страх несоответствия ожиданиям окружающих», «проблемы и страхи в отношениях с учителями», «личностная тревожность в школе» — у большей части воспитанников имеет повышенный или высокий уровень развития. В пределах нормы оказалась развита только сопротивляемость стрессу.

Повышенная агрессивность наблюдалась у 22,75 % обследованных, нормативные показатели — у 54,5%, у 22,75% выявлена низкая агрессивность. Однако враждебность большинства младших подростков (70,5 %), напротив, имела повышенный уровень выраженности. Низким уровнем враждебности не обладал ни один ребенок, нормативные показатели продемонстрировали 29,5 % детей.

Развитие положительных личностных характеристик воспитанников школы-интерната санаторного типа возможно в личностно ориентированной образовательно-воспитательной среде при условии содержательного психологического сопровождения воспитания и обучения.

При исследовании самочувствия и настроения школьников в новом образовательном учреждении или после длительного отсутствия в интернате у большей части детей были выявлены высокий и средний уровни развития самочувствия и настроения (в сумме 66 % и 68,1 % соответственно).

Исследование отношения детей к учебной деятельности показало, что большая их часть имеет средний уровень желания учиться. Детей с высоким и низким уровнями желания учиться заметно меньше (27,2 %, 47,8 % и 25 % соответственно). В то же время удовлетворенность учебной деятельностью большинства детей находится на высоком и среднем уровнях. Существенно меньше детей с низким уровнем удовлетворенности учебной деятельностью (41 %, 36,3 % и 22,7 % соответственно).

Кроме развития эмоциональной и мо-тивационной сфер личности, мы изучали развитие общей воспитанности школьников и ее отдельных показателей «любознательность», «прилежание», «отношение к природе», «я и школа», «прекрасное в моей жизни». Было выявлено, что в начале года 50 % учащихся имели средний уровень развития показателей любознательности и прилежания. Высокий и хороший уровни любознательности и прилежания были отмечены у 48,1 % воспитанников. У большинства детей показатель «отношение к природе» имел также высокий и хороший уровни развития. Детей с низким уровнем развития данного показателя среди испытуемых обнаружено не было. По показателям «я и школа» и «прекрасное в моей жизни» преобладали хороший и высокий уровни развития (в сумме 64,2% и 73,1 % соответственно). 3,5 % детей обладали средним уровнем развития данных показателей, 1,7% — низким уровнем.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов была разработана развивающая программа психолого-педагогического сопровождения воспитанников школы-интерната санаторного типа.

была разработана развивающая программа психолого-педагогического сопровождения воспитанников школы-интерната санаторного типа. Целью данной программы явилось гармоничное развитие личности воспитанников. В ходе развивающих занятий решались следующие задачи: помощь в принятии себя и окружающих, помощь в осознании собственных чувств, обучение регуляции своих эмоций, развитие интереса к трудовой и учебной видам деятельности, помощь в самовоспитании учащихся.

Основными компонентами программы психолого-педагогического сопровождения выступили: эмоциональный, поведенческий и когнитивный, реализованные в трех блоках программы (см. схему на с. 139).

Занятия проводились в групповой и индивидуальной формах и включали в себя психогимнастические, коммуникативные, ролевые и дискуссионные игры, релаксационные методы, арт-терапевтические техники и интерактивные формы работы (case-study).

После проведения занятий по развивающей программе исследовалась динамика развития самооценки, эмоциональной, мотивационной сфер личности и воспитанности учащихся с помощью метода С2. Данный метод используется для выявления достоверных различий между числом людей, претерпевших изменения в результате проведенных занятий (тренингов, уроков, бесед) и не испытывавших изменений или претерпевших отрицательные изменения [2; 6].

Проверить значимость различий до и после проведения занятий можно с помощью коэффициента уровня статистической значимости (р). Статистическая значимость результата представляет собой оцененную меру уверенности в его истинности (в смысле репрезентативности выборки). Именно р-уровень представляет собой вероятность ошибки, связанной с распространением наблюдаемого результата на всю популяцию [2; 6].

Были выявлены значительные изменения в оптимизации самооценки воспитанников (р < 0,01). Эти изменения можно

Структура программы психолого-педагогического сопровождения развития личности воспитанников

школы-интерната санаторного типа

объяснить тем, что в процессе проведения развивающих занятий дети учились принимать себя, осознавать свои сильные и слабые стороны.

Существенная позитивная динамика отмечалась и в развитии эмоциональной сферы личности воспитанников. Так, произошло заметное снижение школьных страхов и общей школьной тревожности (р < < 0,01), что можно объяснить следующим образом. Во-первых, уверенные в себе как в успешных личностях дети (с адекватной самооценкой) меньше переживают из-за критики окружающих. Во-вторых, научившись в процессе развивающих занятий понимать и принимать свое эмоциональное состояние, регулировать его и конструктивно выражать свои чувства, дети могут предотвратить большее количество конфликтных ситуаций. Незначительные изменения произошли только в развитии сопротивляемости стрессу, поскольку оптимальный уровень развития этого показателя был выявлен уже во время проведения констатирующего эксперимента.

Положительный сдвиг произошел в работе по снижению агрессивности младших подростков (р < 0,01): количество детей с нормой по показателям агрессивности увеличилось. Соответственно, уменьшилось количество детей с повышенным и пониженным уровнями агрессивности. Сни-

жение агрессивности после проведения развивающих занятий можно объяснить тем, что в процессе занятий дети учились выражать, понимать и регулировать свои эмоции, проговаривать свои чувства. Кроме того, оптимальная самооценка, низкие личностная тревожность и уровень школьных страхов устраняют необходимость излишней самозащиты.

Заметные позитивные изменения выявлены и по параметру враждебности: детей с показателями враждебности, соответствующими норме, стало больше (р < < 0,05), так как воспитанники учились осознавать, проговаривать и регулировать свои чувства.

Сравнивая динамику состояний по шкалам «градусника» после проведения развивающего эксперимента, мы заметили, что значимые изменения (р < 0,01) произошли по показателям «самочувствие», «настроение», «желание учиться» и «удовлетворенность учебной деятельностью». Улучшение перечисленных показателей связано с тем, что оптимизировалась самооценка детей, снизилась их агрессивность, уменьшилось количество конфликтов. Возросли желание учиться, удовлетворенность учебной деятельностью, улучшились настроение и самочувствие, возможно, и по причине снижения количества школьных страхов.

После проведения развивающих занятий была обнаружена положительная динамика в развитии как отдельных показателей воспитанности, так и воспитанности личности в целом: так, значимые изменения (р < 0,01) произошли в развитии любознательности и отношении к природе. В развитии отношения учеников к прекрасному, к школе и прилежания изменения произошли на уровне тенденции.

Сравнение общего уровня развития воспитанности учащихся до и после проведения развивающих занятий показало существенный сдвиг на уровне р < 0,01. Повышение общего уровня воспитанности учащихся можно объяснить и тем, что в школе проводится большое количество внеклассных мероприятий, целью которых является повышение культуры и воспитанности детей. Кроме того, в конкурсе «Класс года» общая воспитанность класса играет большую роль при его оценке.

Можно также отметить стремление воспитанников к рефлексии, познанию окружающих, применению полученных в ходе занятий знаний в реальной жизни (выражение чувств, регулирование своих эмоций, проявление внимания к окружающим).

Активная включенность в различные виды совместной деятельности (культурную, спортивную, трудовую, учебную) в

процессе психолого-педагогического сопровождения детей в период их обучения и лечения в школе-интернате способствовала налаживанию эмоциональных контактов подростков друг с другом и с педагогами и оказала существенное влияние на развитие их мотивационно-личностной, эмоциональной и когнитивной сфер. Характерное для младшего подросткового возраста «группирование со сверстниками» в коммуникативных, ролевых и дискуссионных играх, арт-терапевтических техниках проходило в условиях освоения позитивных социальных норм и правил, посредством развития умений понимать свои чувства и конструктивно их выражать, регулировать свои эмоции.

Поэтому после проведения групповых развивающих занятий и индивидуальной работы с психологом (обучение релаксации, беседы, case-study и др.) произошло значительное улучшение показателей адаптации детей к условиям школы и их успешной социализации в коллективе ровесников и взрослых (воспитателей и учителей), что сопровождалось снижением школьных страхов, личностной тревожности, агрессивности, оптимизацией самооценки, повышением уровня воспитанности и, в конечном итоге, улучшением отношения к учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. — М. : Совершенство, 1998.

2. Дети группы риска: психологическая помощь и преемственность в воспитании / Департамент образования Нижегородской области, Нижегородский институт развития образования. — Н. Новгород : НГЦ, 2006.

3. Прихожан, А. М. Дети без семьи / А. М. Прихожан. — М. : Педагогика, 1990.

4. Радина, Н. К. Ресоциализация и адаптация выпускников детских домов и интернатов / Н. К. Радина. — Н. Новгород : Изд-во НГПУ, 2004.

5. Слуцкий, В. М. Социальная изоляция и психическое развитие старших дошкольников: анализ когнитивного, эмоционального и личностного развития / В. М. Слуцкий / / Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 1.

6. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — (Психология для всех).

7. Шулъга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие / Т. И. Шульга. — М. : Дрофа, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.