Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение как условие предупреждения влияния депривационных факторов на ребенка в образовательном процессе'

Психолого-педагогическое сопровождение как условие предупреждения влияния депривационных факторов на ребенка в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
721
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / СКВОЗНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕПРИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ / УСПЕШНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / SUPPORT / CONTINUOUS PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT / DEPRIVATION FACTORS / SUCCESS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваторопина С. В.

В статье рассматривается сквозное психолого-педагогическое сопровождение в системе образования как необходимое условие для успешного психофизиологического и социально-личностного развития и предупреждения влияния депривационных факторов на ребенка в образовательном процессе (от дошкольного до старшего школьного возраста).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваторопина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical support as a preventive measure against the influence of deprivation factors on a child in the educational process

The article considers the continuous psycho-pedagogical support in the education system as a necessary condition for the success of the psycho-physiological and social and personal development and the prevention of the influence of deprivation factors on a child in the educational process (from pre-school to high-school age).

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение как условие предупреждения влияния депривационных факторов на ребенка в образовательном процессе»

УДК 37.042

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ДЕПРИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

С.В.Ваторопина

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT AS A PREVENTIVE MEASURE AGAINST THE INFLUENCE OF DEPRIVATION FACTORS ON A CHILD IN THE EDUCATIONAL PROCESS

S.V.Vatoropina

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

В статье рассматривается сквозное психолого-педагогическое сопровождение в системе образования как необходимое условие для успешного психофизиологического и социально-личностного развития и предупреждения влияния депривационных факторов на ребенка в образовательном процессе (от дошкольного до старшего школьного возраста). Ключевые слова: сопровождение, сквозное психолого-педагогическое сопровождение, депривационные факторы, успешность, образовательный процесс

The article considers the continuous psycho-pedagogical support in the education system as a necessary condition for the success of the psycho-physiological and social and personal development and the prevention of the influence of deprivation factors on a child in the educational process (from pre-school to high-school age).

Keywords: support, continuous psycho-pedagogical support, deprivation factors, success, educational process

Изменения, происходящие в социальноэкономической жизни общества, требуют конструктивного обновления всех сфер духовной, культурной, социальной и экономической жизни. Это становится возможным при условии непрерывности образования, то есть образование становится важной и неотъемлемой составляющей жизнедеятельности человека.

Внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг. должно обеспечить повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина [1, 2] и реализацию новой образовательной парадигмы - «образование через всю жизнь».

Ключевым моментом модернизации современной системы образования становится то, что в системе образования должны быть созданы сквозные условия для развития и самореализации любого ребенка в течение всего процесса образования: дошкольного, начального основного общего и среднего (полного) общего.

Однако реформирование государственной образовательной системы, введение новых образовательных стандартов сопряжено с появлением и обострением в настоящее время различных проблем, обусловленных определенными явлениями, способными отдалять ребенка от удовлетворения жизненно важных и личностно значимых потребностей, вызывать деструктивное поведение и порождать появление депривации в учебном процессе, что противоречит принципам гуманизации образования, таким как создание условий для максимального развития индивидуальных возможностей ребенка, предоставление каждому учащемуся возможности получения качественного образования, психолого-педагогического сопровождения на всем протяжении обучения.

В современной российской науке термин «сопровождение» рассматривается с разных позиций в педагогике, психологии, социальной педагогике и психологии.

Так, в словаре С.И.Ожегова понятие сопровождение рассматривается как многозначное слово -через глагол «сопровождать»; то, что сопровождает какое-нибудь явление, действие; специальная группа, сопровождающая кого-нибудь; в сопровождении ко-го-чего, вместе с кем-нибудь, имея при себе кого-что-нибудь [3].

По мнению Е.И.Казаковой, сопровождение -это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом субъект развития определяется и как развивающийся человек, и как развивающаяся система [4].

С точки зрения О.И.Сдобниковой, сопровождение - это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи -патронажа. В отличие от коррекции, оно предполага-

ет поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей. По мнению Т.В.Фуряевой, сопровождение - это помощь ребенку в трудном (осложненном) «преодолении жизни» в условиях возрастающего плюрализма ценностных, деятельностных норм, жизненных ситуаций.

Г.Н.Осухова отмечает, что сопровождение понимается как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. Автор рассматривает сопровождение как системную интегративную «технологию» социально-психологической помощи личности, которая открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна [5].

Также понятие «сопровождение» рассматривается как система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Как видно из анализа исследовательских работ, указанное понятие отличается неоднозначностью трактовок и рассматривается в различных аспектах. Но глубинный смысл заключается в идее общего пути, пространства и времени, межличностных отношениях между субъектами, совместных действиях и активности взаимодействия, оказании помощи одного человека другому в преодолении каких-либо трудностей, обеспечении динамики развития сопровождаемого. Также важно и то, что не только сопровождаемый является субъектом проблемы развития, но и его родители и педагоги.

М.И.Рожков рассматривает сопровождение с психолого-педагогической точки зрения как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [6].

Выделяют и психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в образовательном процессе как систему профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия.

В современных исследованиях психологопедагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи ребенку, позволяющий обеспечивать его развитие в условиях образовательного процесса.

Таким образом, мы можем говорить о том, что сопровождение ребенка на каждом возрастном этапе является необходимым условием для успешного развития, обучения и воспитания в системе образования (от дошкольного до старшего школьного возраста).

Можно выделить следующие составляющие, обеспечивающие полноценное развитие ребенка в процессе образования на всех ступенях жизни:

- учет и реализация индивидуальных и возрастных возможностей и способностей: психофизиологических и социально-личностных;

- реализация возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.

Мы в данной статье будем рассматривать сквозное психолого-педагогическое сопровождение в системе образования как необходимое условие для успешного психофизиологического и социальноличностного развития и предупреждения влияния депривационных факторов на ребенка в образовательном процессе (от дошкольного до старшего школьного возраста).

Построение адекватной системы сквозного психолого-педагогического сопровождения в системе образования определяется Концепцией модернизации российского образования. Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение его высокого качества, которое не сводится только к обученности ребенка, набору знаний и навыков, но и должно вести к осознанному овладению социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; активному использованию освоенного содержания для решения практических задач, а также к удовлетворению его ключевых потребностей: успешность, безопасность, поддержка, общение, признание, саморазвитие, самореализация, развитие адаптивных возможностей, сохранение здоровья и т.д.

Модернизация образовательных программ в системах дошкольного, начального основного общего и среднего (полного) общего образования детей направлена на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации.

Ребенок, приходя в образовательное учреждение и погружаясь в образовательную среду, решает определенные задачи. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для успешного и динамичного развития его индивидуальных возможностей и способностей.

Дошкольное учреждение, являясь первым звеном системы образования и фундаментом для последующего обучения детей, успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, может обеспечить своевременное развитие ребенку.

На современном этапе мы наблюдаем у ребенка в возрасте 3-7 лет формирование таких ключевых для сегодняшнего общества качеств, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает использование эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Использование этих технологий обеспечивает успешную адаптацию каждого ребенка к школе, раннюю позитивную социализацию, и как следствие -снижение воздействия депривационных факторов и появления депривационных зон при переходе в начальную школу. Несоблюдение современных технологий развития и воспитания ребенка, чрезмерная

нагрузка приведет к потере желания учиться еще до поступления в школу.

Л.С.Выготский одним из первых высказал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, в умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира, а также - исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть [7].

Исследования ученых показывают, что к детям, поступающим в первый класс (в это же время наступает возрастной кризис семи лет), предъявляются повышенные требования: уметь не только связно пересказывать текст и выразительно рассказывать стихи, но и читать, считать, писать, что является главной и приоритетной частью содержания образовательной программы начальной школы, а не дошкольных учреждений. Это подтверждает проведенная в 2008 году вторая волна мониторинга и выявившая тревожные тенденции - «явная перегрузка преддо-школьного образования, стихийное и неконтролируемое развитие различных обучающих программ для дошкольников, утверждение негласной нормы -требования, во что бы то ни стало научить ребенка читать и писать до поступления в первый класс» [8].

Таким образом, существенная «зона депривации» формируется уже на входе в начальную школу. Формирование системы дошкольного образования пока не решает возникающих в этой зоне проблем, а, напротив, усугубляет их (психологи констатируют сильный рост демотивированности и школьной тревожности у детей, поступающих в первый класс после предшкольной подготовки в нулевом классе) [9].

Анализ исследований также показывает, что ребенок теряет желание учиться, отчуждается от процесса обучения и в начальной школе. Возникает вероятность попадания ребенка в депривирующую ситуацию, так как «зона депривации» на стыке дошкольного обучения и начальной школы - далеко не единственная «зона». Она появляется и в начальном звене обучения. Это связанно с повышенными требованиями к младшему школьнику: появляются новые школьные предметы, содержание классических дисциплин сильно усложняется и увеличивается. Возможно, появившиеся перегрузки современный младший школьник уже готов преодолевать без проблем для своего психофизиологического, личностного развития и здоровья, и он готов к такому темпу обучения [10].

Многочисленные исследования педагогов и психологов говорят обратное - не все приходящие в школу дети способны осваивать учебные программы в предусмотренном для этого темпе. Л.С.Выготский и Ж.Пиаже, утверждали, что ребенок - это не маленький взрослый, и у него иная логика, и другое, не такое, как у взрослых, восприятие окружающего. По существу первоклассник - это еще дошкольник, который, переступая порог школы, несет с собой представление о ярком интересном мире, мотивированный на учебу, с эмоционально-положительным отношением к школе,

стремлением соответствовать образу хорошего ученика. Учеба в первом классе способствует формированию представления о себе как ученике.

Следующий этап отчуждения - это старший школьный возраст. Для успешного обучения и развития ученику требуется хороший самоконтроль, устойчивая работоспособность, собранность и внимание, стойкий познавательный интерес, достаточно высокий уровень мотивационного развития, большая самостоятельность и ответственность, умение управлять собой, принуждать себя к преодолению усталости, скуки. Несформированность этих процессов у старшеклассника неизбежно приводит к трудностям в усвоении знаний, перегрузкам, перенапряжению, утомлению организма. А это, в свою очередь, оказывает неблагоприятное воздействие на успешность образовательного процесса и многократно повышает риск возникновения отчуждения, депривации в образовательном процессе.

Л.Н.Бережнова в своих исследованиях выделяет следующие причины, приводящие к депривации в образовательном процессе: недостаточность разработки подходов к научно обоснованной дифференциации обучения, способствующей саморазвитию ученика как субъекта жизнедеятельности; слабая разработанность механизма дифференциации педагогической поддержки, обеспечивающей возможности реализации личностного потенциала ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и ведущими потребностями; неготовность учителя к работе с родителями учащихся, ориентированной на укрепление позиции ребенка в семье, на перенос родительской активности, направленной на поддержку ребенка в образовательном процессе [11].

Как мы видим из вышесказанного, много причин и депривационных факторов приводят к отчуждению от обучения. И одной из таких причин является нарушение преемственности между ступенями системы образования.

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в основную.

Проблема преемственности возникает по нескольким причинам. Во-первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное содержания обучения, которое при переходе в основную, а затем в среднюю (полную) школу приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Таким образом, исследования ученых показывают, что в образовательном процессе на ребенка воздействует ряд депривационных факторов, способных оказывать неблагоприятное, отрицательное влияние на достижения в образовании.

Ребенок, попадая под воздействие деприваци-онных факторов, оказывается неуспешным, неуве-

ренным, начинает ощущать на себе недовольство учебными достижениями со стороны педагога, родителей. Это вводит ребенка в состояние негативного самоотношения, формирования отрицательной установки на школьные занятия и коллектив одноклассников, стресса, тревожности, ухода в себя, аффективных переживаний. Это может привести к постепенному снижению потребности в учебной деятельности, самореализации и саморазвитии ребенка в учении, и, как следствие, к депривации ребенка в обучении.

Эти процессы выдвигают новые требования к дошкольному, начальному основному общему и среднему (полному) общему образованию, одной из насущных задач которых является поиск оптимальных путей обеспечения такого психолого-педагогического сопровождения, которое позволит решить проблему преемственности между ступенями системы образования и предупредить появление депривационных зон и депривации в образовательном процессе.

Сопровождающее взаимодействие благоприятно влияет на саморазвитие и самосовершенствование личности ребенка, формирование умений и навыков образовательной деятельности, таких как осуществление информационной, познавательной и практической деятельности с использованием различных средств информации и коммуникации, умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Формирование у обучающихся готовности к самостоятельному учебному труду, мотивирование к инновационному поведению, социальной успешности, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья определено Конституцией РФ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Это позволяет не только обеспечивать качественно новый, высокий уровень подготовки ребенка к обучению в школе, но и формировать у педагога новый взгляд на школьное образование (как фундамент всего последующего обучения) с учетом специфики и самоценности ребенка, его возрастных психофизиологических и личностных особенностей [12].

Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость изучения вопроса сквозного психолого-педагогического сопровождения.

Отсюда возникает необходимость разработки и обеспечения сквозного психолого-педагогического сопровождения в системе образования, способствующего предупреждению появления депривацион-ных зон и депривации в образовательном процессе (от дошкольного до старшего школьного возраста).

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы.

URL:http://www.gosprogrammy.gov.ru/Main/ClientBin/Pass portsZ2.pdf.

2. Проект. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». URL: http://www.resobr.ru/materials/164/4907/ (дата обращения: 15.01.2013).

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989. С. 611.

4. Жданова М.А., Казакова Е.И., Шипицина Л.М. Психоло-го-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. М: ВЛАДОС, 2003. 528 с.

5. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение личности в период адаптации к жизненным изменениям // Профориентация и психологическая поддержка - новые возможности занятости. Тезисы докладов межрегиональной науч.-практ. конф. М.: Красная площадь, 1996. С. 103-105.

6. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса // Мат. научнопрактической конф., посвященной 70-летию со дня рождения А.Н.Лутошкина. Кострома: КГУ, 2005. С.322.

7. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М.: Изд-во экспер. дефектол. ин-та, 1936. 78 с.

8. Согласование запросов участников образовательного про-

цесса в начальном общем образовании как основание общественного договора: рекомендации. М., 2009.

http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2670. С.7.

9. Там же. С. 26-39.

10. Ваторопина С.В., Горычева С.Н. Предупреждение депривации младшего школьника в учебном процессе. Германия: Palmarium Academic Publishing, 2012. 114 с.

11. Бережнова Л.Н. Теоретические основы предупреждения депривации в образовательном процессе. СПб., 2003. 360 с.

12. Ваторопина С.В., Горычева С.Н. Предупреждение депривации младшего школьника в учебном процессе. Германия: Palmarium Academic Publishing, 2012. С. 39.

Bibliography (Transliterated)

1. State program of the Russian Federation «Development of education» for 2013-2020. URL: http://www.gosprogrammy. gov.ru/Main/ClientBin/Passports/2.pdf.

2. Project. State programme «Education and development of innovative economy: the introduction of the modern education model in 2009-2012». URL: http://www.resobr.ru/ materials/164/4907/ (date of access: 15.01.2013).

3. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. 20-e Izd., stereotype. M: Eng. yaz., 1989. C. 611.

4. Zhdanov M.A., H. R. Kazakova, Shipitsina L.M. Psychological and pedagogical counselling and support of the development of the child. M.: VLADOS, 2003. 528 р.

5. Osuhova N.G. Psychological support individual in the period of adaptation to life changes // career Guidance and psychological support new employment opportunities. Abstracts of interregional scientific and practical конференции. М.: Red square,1996. C. 103-105.

6. Rozhkov, MI Socio-pedagogical support of: the

conceptual understanding of procedure // Materials of the scientific-practical conference devoted to the 70-anniversary from birthday of Lutoshkin A.N. Kostroma: KSU, 2005. Р.322.

7. Vygotsky L.S. Diagnostics development and pedological clinic difficult childhood. M/: Izd-vo experts, defectological institute, 1936. 78 р.

8. Coordination requests of participants of educational process in the initial General education as a basis of the social contract: recommendations. M., 2009. http://www.standart. edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2670. Р.7.

9. Ibid. Р. 26-39.

10. Vatoropina S.V., Gorycheva S.N. Warning deprivation Junior student in the learning process. Germany: Palmarium Academic Publishing, 2012. 114 р.

11. Berejnova L.N. Theoretical bases of prevention of deprivation in the educational process. SPb., 2003. 360 р.

12. Vatoropina S.V., Gorycheva S.N. Warning deprivation Junior student in the learning process. Germany: Palmarium Academic Publishing, 2012. Р. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.