Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение этнокультурного развития младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды'

Психолого-педагогическое сопровождение этнокультурного развития младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева И. И., Добровольская Е. А.

Статья посвящена проблеме этнокультурного развития младших школьников, которая является одной из социально-педагогических задач, стоящей перед образовательным учреждением. Авторы статьи указывают на необходимость создания полноценной этнокультурной среды, где принцип сочетания и последовательного изучение культур должен стать определяющим в организации этнокультурного образования детей младшего школьного возраста. В работе представлены результаты опытно-экспериментальной работы, обоснована необходимость четко продуманной организации деятельности педагога, включающей в себя целесообразный отбор методов, приемов, заданий, этнографических элементов, которые способствуют формированию интереса младших школьников к этнокультурам, закреплению и углублению представлений о жизни разных народов, их истории, специфике этнонациональных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева И. И., Добровольская Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение этнокультурного развития младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды»

- формированию позитивно-преобразовательной позиции в условиях поликультурной среды;

- развитию способности осуществлять выбор собственных целей и линий поведения в межэтническом пространстве.

Список литературы:

1. Гуров В.В. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. - М.: Педагогическое сообщество России, 2004. -С. 240.

2. Мольденгауэр З.Ф. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - С. 169.

3. Шлягина Е.И. Этническая толерантность личности: опыт эмпирического исследования // Научно-публицистический вестник «Век толерантности». - 2001. - Вып. № 3, 4. - С. 124-150.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© Николаева И.И.*, Добровольская Е.А.*

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри

Статья посвящена проблеме этнокультурного развития младших школьников, которая является одной из социально-педагогических задач, стоящей перед образовательным учреждением. Авторы статьи указывают на необходимость создания полноценной этнокультурной среды, где принцип сочетания и последовательного изучение культур должен стать определяющим в организации этнокультурного образования детей младшего школьного возраста. В работе представлены результаты опытно-экспериментальной работы, обоснована необходимость четко продуманной организации деятельности педагога, включающей в себя целесообразный отбор методов, приемов, заданий, этнографических элементов, которые способствуют формированию интереса младших школьников к этнокультурам, закреплению и углублению представлений о жизни разных народов, их истории, специфике этнонациональных культур.

В настоящее время обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как увеличение числа этнически смешанных

* Старший преподаватель кафедры Педагогики и методики начального обучения.

* Студент кафедры Педагогики и методики начального обучения.

семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это обуславливает и преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность.

В этих условиях принцип сочетания и последовательного изучения культур народов ближайшего окружения, а затем - ознакомление с культурой других народов должен стать определяющим в организации этнокультурного развития школьников.

Проблема этнокультурного развития детей в педагогике исследуется достаточно широко.

Несмотря на большое количество исследований в этой области С.А. Арутюнова, Н.А. Бердяева, Г.Н. Волкова, В.Н. Гурова, Л.Н. Гумилева, Н.М. Лебедевой, В.С. Соловьева, Т.Г. Стефаненко и др., данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах, т.к. нет научно-обоснованных программ и учебно-методических пособий, позволяющих реализовать идею этнокультурного развития младших школьников в образовательном пространстве. Это обусловило выбор темы нашей научной работы.

Цель нашей научной работы - исследовать возможности этнокультурного развития младших школьников.

Решение обозначенных проблем непосредственно связано со сферой образования, которая является органической часть социальной среды. Отличительной особенностью образовательных учреждений в России является многонациональный состав учащихся. Вследствие этого образовательная среда должна содействовать тому, чтобы, с одной стороны ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, а с другой - прививать уважение к другим культурам, т.е. речь идет о развитии поликультурной образовательной среды.

Чтобы определить содержательное наполнение поликультурной образовательной среды, необходимо рассмотреть что понимают под образовательной средой в целом и поликультурной образовательной средой в частности. В.Я. Ясвин под образовательной средой понимает «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном пространственно-предметном окружении» [3, с. 21]. Что касается определения «поликультурная образовательная среда», то оно не является устоявшимся. Сам по себе фактор полиэтничности автоматически не приводит к эффективности взаимодействия и взаимопонимания субъектов образовательной среды. По мнению Т.Г. Стефаненко, «станет ли полиэтничность консолидирующим фактором, зависит от его педагогизации, образовательного процесса» [2, с. 182]. Гуров В.Н. считает, что «поликультурная образовательная среда, с одной стороны, помогает становлению этической идентификации детей, с другой - обеспечивает подготовку обучающихся к пониманию, признанию и принятию этнокультурного разнообразия как данности [1, с. 35].

Чтобы построить работу по этнокультурному развитию младших школьников более плодотворно важно провести диагностику уровня сформиро-ванности этнокультурного развития детей. Нами была составлена программа психолого-педагогической диагностики, включающая в себя анкету по определению этнической идентичности О.Л. Романовой и опросник В.Н. Гурова, направленный на выявление уровня готовности успешно адаптироваться в условиях многонационального социума. Экспериментальная база исследования МБОУ «Гимназия № 1 г. Нерюнгри», 2 «Б», 2 «В» классы.

Результаты первичной диагностики по методике О.Л. Романовой, показали слабые знания детей культуры своего и других народов. Так, различие национальности в экспериментальном классе 20 % видят только в языке, 15 % по цвету кожи, 15 % по одежде, 50 % детей отметили язык и цвет кожи, и внешний вид. В контрольном - 30 % считают, что только языком, 10 % по цвету кожи, 10 % по одежде, 50 % детей отметили язык и цвет кожи, и внешний вид. Дети не указывают различия национальностей по месту жительства, в укладе жизни, традиции, обычаях, фольклоре. В контрольном классе 10 %, в экспериментальном 15 % детей считают, что Новый год, Пасха, 8 Марта тоже относятся к национальным праздникам. На вопрос о выборе национальности в экспериментальном классе только 65 % детей выбирают ту национальность, которой они принадлежат.

По методике В.Н. Гурова, детям предлагалось высказать свое отношение к этнокультурному разнообразию. В экспериментальном классе 45 % опрошенных считают это нормальным явлением, 25 % опрашиваемым нравится, что все люди разные, 15 % - это явление не раздражает, 10 % указали, что это никак их не затрагивает. В то же время 5 % детей отметили, что их раздражают представители других национальностей. В контрольном классе 55 % опрошенных считают это нормальным явлением, 35 % опрашиваемым нравится, что все люди разные, у 5 % учащихся это явление не раздражает.

В целях более полного представления о культурном разнообразии разных народов детям следует научиться осмысливать, анализировать и систематизировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них общее и различное.

С целью последовательного обогащения детей знаниями о различных этнокультурах, преодоления узости кругозора, в формирующем эксперименте нами была разработана и апробирована программа факультативного курса «Наша дружная планета».

Для того, чтобы педагогическая работа по этнокультурному развитию младших школьников протекала эффективно мы определили цель, задачи, содержание занятий факультатива; основные методы, формы и приемы работ на занятиях. При составлении программы учитывались принципы, положенные в основу процесса этнокультурного развития учащихся: принцип гуманизации, природосообразности, субъективности; принцип культуросо-

образности и целостности педагогического процесса; принцип толерантности, исследовательской деятельности и принцип сотрудничества.

Для проведения факультативного курса «Наша дружная планета» нами было составлено календарно-тематическое планирование для 2 «б» класса МБОУ «Гимназия № 1 г. Нерюнгри» (16 занятий).

Программа факультатива направлена на:

1. организацию совместных групп деятельности детей в классе, их взаимодействие (тренинги, национальные игры, конкурсы, викторины);

2. создание благоприятных условий для формирования умения строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть;

3. организацию диалоговой рефлексии (беседы, круглые столы, дискуссии, анализ ситуаций, мнений).

В основе такого подхода к содержанию и организации воспитательной деятельности в рамках данного проекта факультатива положена идея: от восприятия культуры собственного народа к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры, что, на наш взгляд, особенно актуально для современного общества с характерным для него сосуществованием множества культур.

На занятиях факультатива дети знакомятся с государственными символами РС (Я), РФ, хозяйственной деятельностью местных народов, устным народным творчеством, историей родного края, с детскими писателями, поэтами, с песнями и музыкальными инструментами, с костюмами и с основными элементами узоров, бытом разных народов, кулинарными блюдами, с народными играми, игрушками. При знакомстве младших школьников с устным народным творчеством, героическим эпосом, народными играми, обрядами, традициями и обычаями народов используются игровые методы (соревнования, национальные игры, конкурсы, викторины); словесные методы (дискуссии, рассказ, беседы, обсуждение проблемных ситуаций); проводится поисково-исследовательская деятельность; подготовка презентационного материала. Например, изучая орнаменты на одежде народов, учащиеся с помощью цветной бумаги, акварельных красок, гуаши и цветных карандашей создают свои образцы орнаментов, украшают одежду, обувь и посуду, применяя умения и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства и трудового обучения. На данном занятии применяем и информационные технологии, так ученикам предлагается большой выбор творческих заданий и проектов, которые дети готовят в виде презентации с использованием программы Power Point. На занятии «Жить мирно - жить в мире» подводятся итоги всей деятельности факультатива, обсуждение ответов учащихся на проблемные вопросы: «Было ли вам интересно, если бы

обитатели нашей планеты ничем не отличались (ни внешними данными, ни культурой, ни традициями, ни достижениями) друг от друга?», «Почему в мире нам нужны разные люди?», «Почему мы должны быть терпимы к разным людям?». Подобного рода дискуссии позволяют детям осознать свою особенность и в то же время общность с окружающими людьми, терпимость к чужим мнениям, уважение человеческого достоинства и прав других. На занятии класс делится на группы, каждая группа выполняет определенное задание, а в конце занятия все вместе составляют общую картину «Планета добра», что способствует развитию не только воображения и творчества детей, но и сплочению, умению сотрудничать, взаимодействовать друг с другом.

В мае 2012 г. нами была проведена итоговая психолого-педагогическая диагностика с целью определения динамики уровня этнокультурного развития младших школьников и определения эффективности проводимой нами работы на факультативе.

По результатам проведенных исследований выявлена положительная динамика расширения информированности детей о существовании различных этнических общностей, их особенностях и различиях.

По методике В.Н. Гурова в экспериментальном классе выявилась положительная динамика в этнокультурном развитии младших школьников: увеличилось количество детей, хорошо знающих свою культуру и соблюдающих обычаи, традиции на 15 %, повысилось количество детей на 25 %, испытывающих гордость за принадлежность своему народу. У большинства учеников появилось чувство уважения к традициям и духовным ценностям каждой нации, национальным обычаям, обрядам. Дети стали более успешно взаимодействовать между собой, лучше знать свою культуру, что доказано результатами проведенного итогового этапа психолого-педагогической диагностики. Это позволяет нам сказать, что наше исследование прошло успешно.

Итак, подведя итог нашей исследовательской работе, можно сделать вывод о том, что программа факультатива «Наша дружная планета», включающая в себя разнообразные методы активного приобщения детей к культурному наследию народов и диалог культур на занятиях, направленный на удовлетворение потребностей в уважении, признании национальной самобытности, культурных ценностей способствует этнокультурному развитию младших школьников.

Список литературы:

1. Гуров В.В. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. - М.: Педагогическое сообщество России, 2004. -С. 240.

2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Аспект Пресс, 2004. - С. 367.

3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001. - С. 152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.