ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
«НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ!», №3,2013
удк 378: О. И. Михайленко [O. I. Mikhaylenko]
37.014:159.9.07
психолого-педагогическое
сопровождение адаптации
студентов-мигрантов в вузе
Psychological and pedagogical support of the adaptation process of students-migrants in high school
В статье приводится описание организации психооого-педагогического сопровождения адаптации студентов-мигрантов к вузовской среде на примере Кабардино-Балкарского государственного университета.
Ключевые слова: миграция, адаптация, психооого-педагогическое сопровождение, профессиональная деятельность.
The article provides a description of the organization of psycho-pedagogical support the adaptation of migrant students to college environment on the example of the State University of Kabardino-Balkaria.
Keywords: migration , adaptation, psychological and pedagogical support, professional activity.
Глобализация в современном мире приводит к учащению и интенсификации международных контактов, которые становятся все более распространенными и разнообразными. Люди пересекают границы между государствами с различными целями. Одной из них является получение образования. Образовательные стратегии студентов-мигрантов в настоящее время привлекают все большее внимание исследователей в связи с актуальностью проблемы успешной адаптации мигрантов из других стран в российском обществе. Проблема адаптации студентов-мигрантов к условиям высшей школы представляет собой одну из важных общетеоретических проблем, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс.
Студенты-мигранты - это особая возрастная и социальная категория населения, характеризующаяся целым спектром специфических проблем. Изменение социального статуса и окружения, вхождение в новую этнокультурную среду, личная и материальная неустроенность, повышенная по сравнению с другими возрастными периодами значимость тесных
эмоциональных контактов с одновременным страхом отвержения, кризис идентичности - вот далеко неполный перечень этих проблем.
Значительный вклад в разработку проблемы психолого-педагогической поддержки студентов в период их адаптации в полиэтническое образовательное пространство вуза на начальном этапе обучения внесли многие видные отечественные психологи и педагоги. Социально-психологический аспект поддержки и защиты личности мигрантов-студентов исследован в работах А. Г. Асмолова, О. В. Гукаленко, П. Е. Ермакова, И. В. Колоколова, И. С. Кона, А. В. Петровского, Е. М. Рыбинского, Т. П. Скрипкиной, Г. В. Солдатовой, Е. Н. Сорочинской, Л. И. Уманского, Д. И. Фельдштейна. Особый вклад в данную проблематику внесен трудами, обосновывающими проблему создания служб помощи в поддержке и защите личности студентов в поликультурном образовании (И. В. Абакумова, Л. А. Дикая, И. В. Дубровина, Ю. З. Гильбух, М. Е. Кореневская, С. Мухина, А. А. Тюкова).
Вместе с тем анализ проведенных исследований показывает, что необходима дальнейшая разработка теоретических и практических аспектов организации психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-мигрантов к вузовской среде, что определяет актуальность и новизну данного исследования.
Таким образом, можно сформулировать цель исследования - организовать психолого-педагогическое сопровождение, способствующее успешной адаптации студентов-мигрантов к условиям жизнедеятельности в вузе.
Само слово адаптация происходит от латинского adaption - приспособление и, по мнению многих ученых - интегральное, многогранное явление, имеет множество толкований и рассматривается в различных областях науки. С точки зрения биологии, адаптация - приспособление организмов к условиям их существования. В физиологии и медицине адаптация обозначает процесс привыкания организма к изменению внешних условий среды. Психофизиологическая адаптация определяет активность личности и совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий. С фило-софско-социологической точки зрения, адаптация - атрибут любого живого существа, который проявляется всякий раз, когда в системе его взаимоотношений со средой жизнедеятельности возникают значимые изменения. Социокультурная адаптация подразумевает приспособление инди-
вида (или группы) к условиям новой социокультурной среды, а, следовательно, и к новым ценностям, ориентациям, нормам поведения, традициям так, чтобы успешно существовать в новом окружении.
Адаптация к образовательному процессу обеспечивает адекватное взаимодействие объекта с социальной и интеллектуальной средой вуза, формирование новых качеств личности, профессиональную идентификацию, предполагает формирование нового социального статуса, освоение новых социальных ролей, приобретение новых ценностей, осмысление значимости традиций будущей профессии.
Рассмотрев существующие определения адаптации, мы попытались выделить понимание адаптации. По нашему мнению, процесс адаптации студентов-мигрантов к новой образовательной среде именно российского вуза - это один из способов поведения человека приспособиться к новой окружающей его среде проживания и обучения, который в принципе имеет те же составляющие, что и любой другой процесс адаптации. Адаптация иностранных студентов к новой среде обучения - это, конечно же, многокомпонентный процесс внедрения, развития и становления личности студента в системе российского вуза в рамках совокупного сочетания и взаимодействия двух основных полей: межкультурного и информационно-функционального.
Процесс адаптации длительный и не всегда успешный. Педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо студенту-мигранту для успешной социально-психологической адаптации к условиям российского вуза.
Педагогическое сопровождение социально-психологической адаптации студентов - это процесс взаимосвязанной деятельности всех субъектов сферы образования, направленной на обеспечение эффективного взаимодействия студентов с образовательной средой вуза, способствующего их самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию. Выделяются следующие виды педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, социальное.
Индивидуальное педагогическое сопровождение осуществляется преимущественно в сфере личностной адаптации студента-мигранта, выявляются затруднения и проблемы учащегося, осуществляется помощь педагога в разрешении внутриличностных противоречий, конфликтов, прогнозируются индивидуальные траектории его личностного развития.
Групповое сопровождение социально-психологической адаптации студентов-мигрантов реализуется в формировании благоприятного психологического климата в группе, коррекции внутригрупповых отношений, разрешении возникающих внутригрупповых конфликтов. Оно осуществляется в ситуациях взаимодействия личности студента-мигранта с другими людьми, то есть с группой.
Социальное педагогическое сопровождение осуществляется с учетом того, что личность является членом общества, по отношению к которому педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы студент-мигрант успешно адаптировался к условиям российского вуза, активно включился в его деятельность. Помощь психолога необходима для того, чтобы сформировать социальные качества, способствующие успешной адаптации и проведению коррекции линии его поведения в образовательной среде вуза.
В социально-педагогическом сопровождении адаптации студента-мигранта особое внимание уделяется:
— на включение в образовательную среду вуза;
— формирование жизненной устойчивости, способности преодолевать трудности;
— формирование активной жизненной позиции.
Социально-педагогическое сопровождение должно включать в себя этапы психолого-педагогической работы, которые будут способствовать гармоничному взаимодействию студентов-мигрантов с образовательной средой вуза, а также их успешному профессиональному и личностному самоопределению и самореализации.
Учебные заведения ведут непрерывный поиск форм психолого-педагогической поддержки студентов-мигрантов. Особенно большое внимание уделяется социальной работе по отношению к студентам-мигрантам в Кабардино-Балкарском государственном университете.
Кабардино-Балкарский государственный университет является активным центром международного сотрудничества в сфере образования и науки. Так, в настоящее время в КБГУ получают образование 526 иностранных студентов, аспирантов и других категорий, обучающихся более чем из 30 стран дальнего и ближнего зарубежья. Обучение студентов из зарубежных стран в КБГУ ведется в том числе, в магистратуре, ординатуре и аспирантуре. Официальный сайт университета сообщает о том, что «динамика контингента студентов и аспирантов свидетельствует о повышении авторитета КБГУ на
международном рынке образовательных услуг, что связано с успешным трудоустройством выпускников у себя на родине. Выпускники КБГУ становятся патриотами своего учебного заведения, достойно представляют его у себя на родине и, направляя на учебу своих родственников, детей, знакомых, создают хорошую рекламу вузу. Расширилась география стран, представители которых обучаются в КБГУ. К странам Ближнего Востока, в которых проживают черкесские диаспоры и откуда традиционно поступали дети наших соотечественников, добавились представители Южной Кореи, США, Великобритании, Голландии, Финляндии, Румынии, а так же Туркменистана, Абхазии, Южной Осетии. Большое значение в развитии академической мобильности студентов, аспирантов имеет введение приложения к диплому европейского образца (Diploma Supplement), которое разработано и рекомендовано Европейской комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО.
Решением Ученого Совета КБГУ с 2006 года всем выпускникам по всем реализуемым направлениям подготовки Высшего профессионального образования выдается Приложение к диплому европейского образца» [6].
Ежегодный рост контингента зарубежных студентов КБГУ требует к себе особого подхода.
Эффективная жизнедеятельность в новой социокультурной среде возможна при условии адаптации студентов-мигрантов в принимающем обществе и принятии ими новых социальных и культурных требований. В области образования принято говорить о социально-педагогической адаптации студентов-мигрантов.
Для выявления проблем, возникающих в адаптационный период студентов-мигрантов КБГУ, нами было проведено анкетирование. В анкетировании принимали участие 78 студентов. В результате анкетирования было выявлено, что 54 % студентов являются представителями Арабских стран, 39 % - Турции, 4 % - Южной Кореи, 2 % - Азербайджана и 1 % - Германии.
Обучение именно в Кабардино-Балкарском государственном университете иностранные студенты выбрали по ряду причин:
а) 22 % студентов-мигрантов отмечают хорошее образование;
б) 33 % считают, что получить высшее образование дешевле, чем на родине;
в) 45 % - проявили интерес к изучению языка, культуры, обычаев и традиций адыгского народа, так как считают КБР - своей исторической родиной.
Анализ анкет, позволил выделить следующие основные типичные адаптационные проблемы студентов: языковая; психологическая (эмоциональное состояние); бытовые; акклиматизация (физиологические проблемы).
Нам удалось раскрыть эмоциональную характеристику студентов относительно новой среды проживания. В Кабардино-Балкарии студентам-мигрантам больше всего понравилось:
а) климат, погода, природа (46 %) - это один из распространенных ответов;
б) 15 % студентов-мигрантов выделяют население КБР («хорошие, добрые люди») и все что с ними связано (искусство, обычаи, традиции, отношение людей друг к другу);
в) 20 % иностранных студентов отметили, что им нравится «все», «сама Кабардино-Балкария, так как это их историческая родина», что им «очень нравится слышать везде родной кабардинский язык».
Таким образом, 81 % иностранцев положительно относятся к новой окружающей их среде.
Но последовали и негативные ответы, отражающие социально-психологические проблемы, которые вполне могут отрицательно влиять на их адаптацию:
а) 11 % студентов-мигрантов отметили, что им не нравится «образ и ритм жизни местной молодежи»,
б) 6 % - отметили плохое состояние дорог в Нальчике;
в) трудности в освоении системы обучения в университете испытывают 2 % учащихся-мигрантов.
Учитывая вышесказанное, мы пришли к следующим выводам:
а) успешность прохождения процесса адаптации студентов-мигрантов зависит от таких факторов, как индивидуально-личностные характеристики; обстоятельства жизненного опыта; степени сходства между культурами, от особенностей культуры, к которой принадлежат мигранты, от особенностей страны пребывания. Мы считаем, что эти и многие другие частные факторы необхо-
димо учитывать при разработке методик по работе со студентами-мигрантами. Например, немаловажной задачей преподавателя иностранного языка (русского) считаем формирование у студентов ценностного отношения к иностранному языку как фактору межкультурного взаимодействия. Эффективному взаимодействию способствует наличие фоновых знаний, представление о национально-специфических компонентах культур. Основные сферы, передающие компоненты культуры, - это жизненные нормы и ценности, правила этикета, вербальное и невербальное поведение, одежда и внешний вид, блюда национальной кухни, приметы и суеверия, отношение к работе и взаимоотношения социальных групп [5; С. 79-80].
Факторы, определяющие эффективность учебы студентов-мигрантов в вузах России отмечены и в совместной работе Б. С. Ка-рамурзова и Г. П. Павлихина, посвященной основным направлениям международной деятельности высшего учебного заведения. « Организация и проведение учебного процесса для иностранных граждан в российских вузах определяется многими факторами, в том числе напрямую не связанных с учебой. Эти факторы можно классифицировать различными способами. Опыт организации обучения иностранных граждан в Кабардино-Балкарском государственном университете и МГТУ им. Н. Э. Баумана показывает, что на эффективность проведения учебного процесса влияют следующие группы факторов:
— организационные (подготовка и выпуск на иностранных языках буклетов об университете, подготовка и размещение в Интернете информации об университете, проведение переговоров и переписки как с физическими, так и с юридическими лицами, подготовка и подписание контракта на обучение, встреча и прием впервые приезжающих на обучение иностранных граждан. Размещение их в общежитии, организация регистрации и т.д.) [1; с. 33-34];
— социально-бытовые (встреча и размещение в общежитии иностранных учащихся, их регистрация, диспансеризация, оформление медицинской страховки и т.п.);
— учебно-методические (предоставление необходимого комплекта учебников; учебно-методического пособия, использующиеся в процессе изучения как общетеоретических, так и специальных курсов);
— производственные (организация различного рода практик, предусмотренных типовым учебным планом);
— культурно-массовые и геополитические (регулярные встречи иностранных учащихся с российскими студентами, участие их в творческих коллективах университета, участие их в народных праздниках, спортивных соревнованиях, посещение музеев, театров, картинных галерей, памятных исторических мест России, организация для иностранных учащихся отдыха в спортивно-оздоровительных лагерях и пансионатах совместно со студентами и сотрудниками университета и т. п.);
— общественно-политические (уровень развития зарубежной страны, наиболее востребованные в ней специальности, категории населения или фирм, которые желают обучать своих детей или соответственно сотрудников в университетах России) [1; с. 34-40]».
Все перечисленные факторы относятся в целом к вопросу адаптации студентов-иностранцев и оптимизации учебного процесса в первое время пребывания в российском вузе. Из них культурно-массовые можно считать теми факторами, которые в полной мере могут положительно повлиять на развитие коммуникативной компетентности студентов-иностранцев в период их адаптации. В научной литературе немало таких методик, которые основной упор делают на разрешение языковых трудностей у студентов в адаптационный период. Например, предлагаем использовать активные методы обучения иностранных студентов, к которым относит: творческое привлечение студентов в процессе обучения. «В качестве творческих проектов студентам дается задание подготовить сообщение или доклад на темы, связанные с Российской культурой, обычаями и традициями и т. д. Подобная работа способствует расширению и углублению знаний студента в плане проникновения в культурное и историческое достояние страны изучаемого языка и является предпосылкой формирования опыта межкультурного взаимодействия» [3, 4, 5]. Этот метод, на
наш взгляд, применим в самом начале обучения для знакомства двух и более культур. К активным методам обучения можно отнести имитационное моделирование, более сложное, которое подойдет, на наш взгляд, для групп иностранных студентов на последующих курсах обучения, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. Все имитационные технологии можно разделить на игровые и неигровые. К игровым технологиям принято относить имитационный тренинг, разыгрывание ролей студентами, игровое проектирование. К неигровым технологиям относятся разновидности анализа конкретных ситуаций [2, 4, 5]. Психолого-социальный тренинг, предполагает обработку определенных специализированных навыков и умений, например, коммуникативных, в стандартных ситуациях с людьми [2].
Обобщая выше сказанное, мы приходим к следующим выводам.
1. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов-мигрантов к среде вуза - это система, которая включает в себя совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, необходимых для создания организованного и целенаправленного взаимодействия:
а) интеграция студентов-мигрантов в социокультурное пространство вуза;
б) использование технологий психолого-педагогической деятельности в формировании социально-личностных качеств студентов-мигрантов с целью их успешной адаптации в вузе;
в) формирование готовности педагогов, работающих со студентами-мигрантами, к проведению индивидуальных, малогрупповых работ.
Интеграция студентов-мигрантов в социокультурное пространство вуза с одной стороны, позволяет воспитать культуру толерантности у российских студентов, а с другой - создать благоприятное толерантное социокультурное пространство для адаптации студентов-мигрантов посредством развития у них социально-личностных качеств.
Для воспитания толерантности и создания толерантного социокультурного пространства используются следующие средства, формы и методы социально-культурной деятельности: популяризация политики межна-
ционального единства через проведение акций День дружбы, в которых российские студенты совместно со студентами-мигрантами представляют свою культуру, знакомят с национальными костюмами, кухней и обычаями; фотоконкурс «Мир», где экспонируются работы, отражающие быт, природу страны, откуда приехал иностранный студент; воспитание культуры толерантности через СМИ вуза; размещение на стендах вуза плакатов, призывающих к толерантности, к дружбе народов; организация диалога культур; проведение круглых столов, посвященных проблеме толерантности.
В процессе формирования социально-личностных качеств студентов-мигрантов с целью их успешной адаптации в вузе целесообразно использование технологий психолого-педагогической деятельности в целенаправленной работе преподавателей вуза и работников деканата вуза, направленной на формирование социально-личностных качеств. Реализация обеспечивается через программу «Психолого-педагогическое сопровождение студентов-мигрантов», которая включает: расположение на информационных стендах вуза плакатов, целью которых выступает воспитание культуры толерантности к представителям другой культуры, дружба народов; проведение массовых мероприятий, посвященных праздникам: Первое сентября, День науки, «Студенческая весна», просмотр российских фильмов; курс русского языка как иностранного; деловая игра; тренинг межкультурной коммуникативной компетенции.
Формирование готовности педагогов, работающих со студентами-мигрантами, к проведению индивидуальных, малогрупповых работ позволяет создать благоприятное социокультурное пространство для формирования социально-личностных качеств у студентов-мигрантов. Реализация обеспечивается через составление практических рекомендаций и программы спецкурса для преподавателей, работающих с иностранными студентами, «Теоретические основы работы со студентами-мигрантами», который поможет преподавателю овладеть знаниями в сфере межкультурных коммуникаций; провести дифференциацию различных групп студентов-мигрантов и выбрать соответствующие подходы в работе с ними; освоить методы поддержания мотивации в сфере адаптации студентов-мигрантов; приобрести умение работать с малыми группами студентов-мигрантов; сформировать толерантное отношение к представителям «чужих» этнических групп в сфере своей профессиональной деятельности.
Таким образом, мы считаем, что при всестороннем учете всех составляющих по организации, обеспечению и анализу процесса адаптации студентов-мигрантов можно прогнозировать успешное овладение объемом знаний, умений и профессиональных навыков, а также успешному завершению процесса обучения данной категории студентов. И именно эффективно организованная работа в каждом из вышеописанных направлений является залогом дальнейшего развития каждого студента-мигранта как специалиста и личности.
ЛИТЕРАТУРА 1. Карамурзов Б. С., Павлихин Г. П. Основные направления международной деятельности высшего учебного заведения. Н. КБГУ, 2003. 58 с.
2. Михайленко О. И. Путь к популярности и успеху. Программа групповых занятий с элементами акмеологического тренинга, методические рекомендации, диагностика. Н. КБГУ, 2007. 145 с.
3. Михайленко О. И. Акмеология продуктивной компетентности преподавателя вуза. Н. КБГУ, 2008, 146 с.
4. Михайленко О. И. Формирование готовности к межкультурной коммуникации у студентов-мигрантов в поликультурной среде вуза // «Известия КБГУ». Т. 4, № 2, 2014, С. 101-104.
5. Полякова Е. И. Технологии активного обучения в практике формирования у студентов интереса к освоению опыта межкультурного взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия психология и педагогика. М. Изд. Российского университета дружбы народов. 2008. № 4. 89 с.
6. Кабардино-Балкарский Государственный университет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kbsu.ru/index.php? ор1юп= сот content&view=article&id=1244&Itemid=685.
ОБ АВТОРЕ Михайленко Ольга Ивановна, завкафедрой педагогики и психо-
логии дополнительного профессионального образования, кандидат психологических наук, доктор акмеологии Кабардино-Балкарский государственный университет, факультет педагогического образования г. Нальчик, Россия [email protected].
Mikhaylenko Olga Ivanovna, head of the department of pedagogy and psychogy additional vocational training, candidate of Psychology, Doctor Acmeology. State University of Kabardino-Balkaria, department of Pedagogical Education.