Автор впервые в отечественном образовании раскрывает психолого-педагогический механизм приобщения к общечеловеческим ценностям: суть его работы, уровни, механизм осуществления этого процесса.
Клепиков Валерий Николаевич
кандидат педагогических наук ст. научный сотрудник лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Института семьи и воспитания заместитель директора по инновационной работе учитель этики и математики МОУ «Лицей» г. Обнинск Калужской области [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИИ МЕХАНИЗМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ В ЭТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
С помощью какого механизма можно приобщать детей к общечеловеческим ценностям?
Ключевые слова: интеграция, общечеловеческие ценности, индивидуальные смыслы, образ, ассоциации, принцип дополнительности, симметрия, асимметрия, диссимметрия.
В современном образовании актуален аксиологический подход. Многие учёные выделяют наиболее значимые ценности, к которым рекомендуется приобщаться на уроках и внеурочных мероприятиях. Например, В.А. Караковский в своей педагогической деятельности опирается на такие ценности, как «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек». А.И. Шемшурина делает акцент на таких ценностях, как «человек» и «жизнь». Н.Е. Щур-кова выстраивает пятиуровневую пирамиду ценностей: «человек» - «жизнь», «общество», «природа» -«истина», «добро», «красота» - «счастье», «совесть», «свобода», «справедливость» - «равенство», «труд», «познание», «общение», «игра». Все перечисленные ценности учёные называют общечеловеческими. Именно данные ценности, по их мнению, выступают системообразующим фактором воспитательной системы, так как они вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций.
Однако при всей значимости выделения перечисленных ценностей, в предложенных концепциях воспитания не совсем чётко прописывается механизм их освоения1. Например, В.А. Караковский в популярной среди педагогов книге «Воспитание? Воспитание... Воспитание!» ограничивается следующим утверждением: «Между тем педагогический профессионализм и заключается в том, что педагог может фундамен-
1 Упоминаются лишь интегративные уроки и интеграция по проблемам.
тальные понятия, имеющие значение нравственных ориентиров, превратить в систему деятельности и отношений, реализующих их на практике. В этом случае названные ценности включаются в целевую установку воспитательной системы и становятся мощным системообразующим фактором. Дальше дело за методикой и технологией»2.
Таким образом, считается, что ученики, так или иначе, при соблюдении определённых условий на всех уроках и внеурочных мероприятиях ценности осваивают. Причём некоторые учёные вообще не видят здесь проблемы. По их мнению, учащийся автоматически на хорошо выстроенных уроках и у компетентных учителей к ним приобщается.
На наш взгляд, любой педагог должен освоить механизм приобщения к ценностям, логику их постижения, динамику приближения к ним. Попробуем с этим разобраться более подробно.
Во-первых, важно отличать ценности от понятий. Понятиям мы всегда даём по возможности однозначные дефиниции, выявляя его суть: в точных науках строгие, в гуманитарных - более или менее строгие. Данные дефиниции по большому счёту «не нуждаются» в субъекте, он здесь «излишен». Носителем понятий, по всей видимости, может быть и робот.
2 Караковский В.А., Новикова Л.И., Секливанова Н.П. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Педагогическое общество России, 2000. - С. 131.
Ценности, как и понятия, имеют сущностный смысл, но при этом они всегда насыщены индивидуальными смыслами. Ценности всегда значимы для субъекта, устранить в процессе приобщения к ним индивидуальные смыслы невозможно. Носителем ценностей всегда является живой, конкретный человек.
Во-вторых, строгие понятия, так или иначе, находятся в родо-видовых отношениях. Эта связь хорошо отображается в кругах Эйлера. И любую цепочку понятий можно свести к фундаментальному понятию - категории. Ценности имеют другую логику взаимодействия - они интегрируются, т.е. они не растворяются в друг друге и не включаются в друг друга, а сопрягаются. Именно поэтому они создают «силовое поле» или «поле напряжения», которое можно назвать духовностью. Очевидно, что ценности в таком «поле» не могут существовать заочно, они существуют «здесь и сейчас».
В-третьих, если на уроке учениками понятия усвоены, то урок в целом состоялся. Ценности же присвоить невозможно1, к ним можно только приобщиться. Для этого актуализируются знания, чувства, поведение учащегося. Если же такого приобщения не произошло, то воспитательный потенциал урока остался на нулевой отметке. Таким образом, этическое воспитание возможно только при возникновении во внутренним мире учащегося индивидуальных смыслов, приобщённых к общечеловеческим к ценностям.
В этой связи приведём рассуждения Пьера Безухова из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»: «Самое трудное. состоит в том, чтобы уметь соединять в душе значение всего.
Всё соединить? - сказал себе Пьер.
- Нет, не соединить. Нельзя соединить мысли, а сопрягать все эти мысли - вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо!» Как нам представляется, по мысли Пьера, именно ценности нельзя соединять, а сопрягать (в нашем тезаурусе - интегрировать) можно и нужно.
Итак, при сопряжении ценности образуют единую интегрированную общность, значимую для внутреннего мира человека. И множество ценностей можно интегрировать в одной ценности. Например, все ценности можно свести к центральной ценности - человек. Поэтому учащийся, приобщаясь к второстепенным ценностям, постепенно восходит к
1 Ценности всегда сохраняют некое непостижимое сакральное ядро, «вещь в себе».
главной ценности, которую он выбрал. И тем самым свою жизнь он выстраивает в направлении к заданной ценности. Отсюда важность ценностных ориентаций человека.
Покажем с помощью рисунка, как происходит «восхождение» к главной ценности - человек.
Очевидно, что данную «пирамиду» можно легко продолжить вниз, подставляя более или менее значимые для человека ценности. Важно только чтобы эти ценности были позитивными, жизнеутверждающими. Богатство понятий, ставших ценностями, и определяет аксиологическое богатство внутреннего мира человека.
При выборе и анализе ценностей нельзя не учитывать тот факт, что каждый школьный предмет имеет основные ценности, на которые ориентируется педагог. Ниже приводится таблица, созданная на основе опроса учителей.
Как видно из таблицы, образовательный процесс в школе может актуализировать достаточно большое количество ценностей. И очень важно, чтобы учителя всегда к этому стремились. Для взаимопонимания между педагогами необходимо выделять на определённый момент наиболее значимые ценности. Если, например, речь идёт об этическом воспитании учащихся, то на первый план выходят такие ценности, как «гармония», «красота», «выразительность», «грация»,
Человек
Истина Добро Красота
точность логика достоинство гуманность гармония Симметрия
ПРЕДМЕТ ТРИАДА ОСНОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Математика Число Истинность Рациональность
Русский язык Слово Ясность Грамотность
Литература Речь Выразительность Начитанность
История Память Патриотизм Отечество
Обществознание Демократия Свобода Равноправие
Физкультура Сила Воля Успех
Этика Добро Совесть Поступок
Эстетика Красота Соразмерность Пластичность
Физика Причинность Эксперимент Энергия
Химия Вещество Системность Закон
Музыка Профессионализм Гармония Мелодичность
Иностранный язык Язык Перевод Точность
Рисование Рисунок Колорит Образ
Труд Трудолюбие Мастеровитость Надёжность
Биология Жизнь Развитие Питание
Экономика Рынок Предприимчивость Партнёрство
Информатика Информация Мобильность Глобальность
Культурология Культура Диалог Самобытность
ОБЖ Экология Безопасность Мир
Гзография Земной ландшафт Страна Этнос
Астрономия Вселенная Галактика Земля
Философия Бытие Благо Гуманизм
Человековедение Человек Душа Тело
Основы семейной жизни Семья Благополучие Здоровье
Основы православной культуры Вера Надежда Любовь
«пластичность» и т.д. Если важно сделать акцент на становлении культуры мышления школьников, то ведущими становятся такие ценности, как «истинность», «ясность», «логичность», «причинность», «рацио-
нальность», «точность» и т.д. Если же принципиально заострить внимание на здоровье учеников, то учителя нацеливаются на такие ценности, как «жизнь, «питание», «тело», «благополучие», «семья», «дом» и т.д.
Учитывая образовательную необходимость в интегрированном подходе к ценностям, и в то же время невозможность их одновременного и равноправного освоения, продуктивен тот подход, который выявляет из них наиболее актуальные, значимые. Для этического воспитания важны те общечеловеческие ценности, которые используются В.А. Караковским, А.И. Шемшуриной и Н.Е. Щурковой.
Возвращаясь к роману Л.Н. Толстого, хочется заострить внимание на том, что Пьер стремится соединить в своём внутреннем мире именно «всё». Этим он подтверждает, что одним из главных признаков ценностей является всеохватность. Именно главная ценность интегрирует и «снимает» в себе бесконечный ряд второстепенных ценностей. При этом второстепенные ценности «снимаются», но их «тяжесть» постоянно чувствуется. Более того, в отдельные моменты жизни второстепенные на первый взгляд ценности могут стать «во главу угла». Например, при первой встрече с человеком важно, как он выглядит.
Известный психолог А.Н. Леонтьев считает, что проблема восприятия и понимания мира должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира. Психолог заостряет внимание на том, что в своем сознании человек строит не сам мир, а именно образ, активно «вычерпывая» его из объективной реальности. При этом главная проблема состоит не в том, как и с помощью каких средств протекает этот процесс, а в том, что получается в результате1. Рассуждения учёного наталкивают на мысль о том, что образ мира имеет аксиологическую природу, именно поэтому возможна глобальная многомерность, всеохватность, смысловая концентрация.
По мнению других психологов, предпосылки и истоки интеграции находятся в психо-физиологи-ческой природе человека. Не секрет, что чувства человека (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) образуют единое интегральное образование. Человек может слышать цвет, видеть звук, осязать мысль и т.д. Вот что, например, пишет о синестезии С.Л. Рубинштейн: «Под синестезией разумеют такое слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности переносятся на другую, разнородную... Отдельные выражения, отражающие синестезии различных видов ощущений, получили права гражданства в литературном языке; так, например, говорят о кричащем цвете, а также о тёплом или холодном колорите и о тёплом звуке, о бархатистом голосе...»2.
1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е. изд. - М.: Политиздат, 1977.
2 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2 т. Т.1. - М.: Педагогика, 1989. С. 216.
Один из важных психологических аспектов познания мира рассмотрел Ю.А. Самарин. Он разработал психо-физиологическую теорию ассоциативно-рефлекторной природы умственной деятельности. В основу данной теории об ассоциативном мышлении положена идея о том, что любое знание есть ассоциация3, а система знаний есть система ассоциаций. Причём ассоциации бывают существенными и несущественными. Учёный пишет: «Ассоциация закрепляет те свойства объективного мира, которые сами по себе существенны для индивида, или же связаны с этими существенными свойствами. Оперирование мыслями есть оперирование не отдельными ассоциациями, а весьма сложными ассоциативными системами на высоком уровне их обобщения. Весь процесс познания представляет собой грандиозную систематизацию ассоциаций, благодаря чему каждое новое явление может быть отнесено к той или иной категории явлений и сопоставлено в связь с другими явлениями»4. Как нам представляется, ассоциативную идею можно отнести не только к теории познания, но и к интегративному освоению ценностей, в процессе приобщения к которым возникают субъективные смыслы.
И в то же время, необходимо отметить, что с точки зрения мозговой деятельности психо-физиологиче-ская природа человека не очень-то предрасположена к интегративным процессам. Это связано с тем, что человеческая психика не имеет единого центра. Как известно, мозг человека состоит из левого и правого полушарий, которые не интегрированы между собой и «говорят на разных языках»: вербальном и образном. Эволюция не выработала единого центра психики, который мог бы синтезировать программы, задаваемые разными полушариями. Здесь, вероятно, находятся истоки деления знаний на гуманитарные и естественно-математические.
И, тем не менее, путь, ведущий к интегративным процессам более высокого порядка, мы видим в преодолении «разрыва» между правым и левым полушариями мозга человека, понятием и образом, мыслью и чувствами, наукой и искусством. В понимании этого взаимодействия может помочь принцип дополнительности Н.Бора: воспроизведение целостности явления требует применение взаимоисключающих классов понятий.
Творческое восприятие мира всегда целостно, в нём органично уравновешены логическая и эмоциональная составляющие. В таком мире закономерно или неожиданно соединяются различные ценности и смыслы. И пусть интегрированные образования не всегда находят применения в практической жизни, важно другое - они помогают ученику создать свой образ мира и одновременно выразить индивидуальный взгляд на мир.
3 «Ассоциация» - в переводе с латинского значит соединять.
4 Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М.: Академия педагогических наук, 1962. С. 398.
Продемонстрируем, как происходит освоение математического понятия «симметрия» как ценности, насыщенной личностными смыслами.
На первом этапе учитель при демонстрации слайдов, где изображены симметричные фигуры, подключает ассоциативное и образное мышление ребят. Учащиеся отмечают, что с понятием «симметрия» связаны такие понятия, как «равноудалённость», «порядок», «соразмерность», «упорядоченность», «баланс»,
«устойчивость», «равновесие», «гармония», «предсказуемость», «надёжность» и т.д. Так постепенно учитель активизирует индивидуальные смыслы, рождающиеся во внутреннем мире ребёнка.
На втором этапе педагог даёт строгое определение симметрии, «отсекая» слишком субъективные ассоциации, которые искажают понимание симметрии, раскрывает различные виды симметрии (осевая, центральная, «зеркальная», поворотная, переносная). Очень важно, чтобы ученики тщательно и подробно нарисовали различные виды симметрии в тетради своей собственной рукой, подключая к этому процессу свои телесно-моторные умения и задатки. Желательно также чтобы симметрия была продемонстрирована с помощью рычага, у которого равновесные грузики находятся на одинаковом расстоянии от штатива (если рычага нет, то можно использовать вытянутые вправо и влево руки, в которых находятся предметы одинаковой массы). Здесь также обнаруживается связь симметрии с пропорцией.
На третьем этапе раскрывается философско-мировоззренческое понимание «симметрии» как общечеловеческой ценности, разрабатывается диалектика взаимодействия симметрии, асимметрии и диссимм-метрии. Заостряется внимание на том, что идеальной симметрии в природе не бывает, поэтому предметы асимметричны, т.е. они существуют с немного нарушенной симметрией и именно поэтому имеют самобытное очарование.
На четвёртом этапе учащиеся обобщают свои знания в личностной ценностно-смысловой конструкции (притчевая миниатюра, эссе, этюд, рисунок, модель, исследовательская работа и т.д.). Например, знания можно обобщить в исследовательской работе с такими примерными названиями, как «Симметрия в физике», «Симметрия и асимметрия в живописи», «Симметрия в стихосложении», «Симметрия и гармония мира» и т.д.
Продемонстрируем, что понятия симметрии, асимметрии и диссимметрии важны и в этическом воспитании. Они вполне интегрируются с этическими знаниями.
Вспомним пять основных принципов, выстраивающих отношения между людьми.
1. Око за око, зуб за зуб («правило талиона» -«закон возмездия»).
2. За зло нужно платить многократным злом («принцип неравномерного воздаяния»).
3. Поступай по отношению к другим людям так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе («золотое правило нравственности»).
4. Поступай по отношению к другим людям более великодушно, чем они по отношению к тебе («прин-
цип великодушия» или «принцип неравномерного деяния»).
5. «Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас» (Евангелие).
Если первый и третий принципы имеют признак симметрии, четвёртый принцип - признак асимметрии, то второй и четвёртый принципы - явно тяготеют к диссимметрии1 (полное нарушение симметрии). Таким образом, с помощью предложенной триады понятий для учащегося становится более понятной проблема выстраивания отношений между людьми, предпочтение в конкретной ситуации того или иного принципа.
Таким образом, чтобы «довести» научное понятие до его ценностно-смыслового осмысления, оно должно получить разработку на четырёх уровнях. Освоение понятия может начинаться как со строгого определения, так и с ассоциативно-образного или философско-мировоззренческого понимания (это зависит от общекультурной подготовленности ребят).
Даётся ассоциативно-образное толкование понятия с привлечением прошлых знаний, воображения и ассоциаций учеников
Формулируется строго научное определение понятия, моделируется его изображение, целостный образ
Раскрывается философско-мировоззренческое значение данного понятия как общечеловеческой ценности
Осуществляется ценностно-смысловое усвоение понятия как личностного образования
Итак, главным психолого-педагогическим механизмом освоения ценностей в современном образовательном пространстве мы считаем интеграцию. Психолого-педагогический механизм интеграции
подразумевает освоения четырёх уровней: ассоциативно-образного, научно-понятийного, философско-мировоззренческого и ценностно-смыслового. Разработанный механизм позволяет сопрягать различные виды знаний, концентрировать их в едином образе или общей картине, переводить изучаемые знания на ценностно-смысловой уровень и тем самым способствует этическому воспитанию. А это и есть одна из самых главных целей педагогических усилий.
1 По мнению христианского богослова К. Лейтона: «Учение Иисуса вытряхивает христиан из забытья этического самодовольства. Оно предъявляет дезориентирующие требования, которые опрокидывают моральные установления и ставят под вопрос практикуемые этические нормы» [Козырев Ф.Н. Религиозный компонент духовнонравственного воспитания // Педагогика. - №9. - 2008. -С. 69]. Тем самым, в своих самых значимых заповедях христиане «нарушают» симметрию отношений, выводя их на более высокий уровень.