Научная статья на тему 'Психолого-педагогический механизм формирования читательской компетентности студентов вуза'

Психолого-педагогический механизм формирования читательской компетентности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / «ПОЛИСТИЛЕВОЙ РЕПЕРТУАР» / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / «ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОРТРЕТ» / "POLYSTYLE REPERTORY" / "READER'S PORTRAIT" / READING COMPETENCE / COGNITIVE STYLE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MECHANISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плетяго Татьяна Юрьевна

Рассматривается психолого-педагогический механизм формирования читательской компетентности студентов вуза, который заключается в расширении «полистилевого репертуара» личности студента через гармонизацию, гибкое сочетание и «параллельное подключение» имеющихся и формируемых когнитивных стилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the psychological and pedagogical mechanism of higher school students reading competence formation, which consists in widening of polystyle repertory of students personality through harmonization, flexible combination and parallel involvement of the existing and formed cognitive styles.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический механизм формирования читательской компетентности студентов вуза»

т.ю. ПЛЕТЯГО (Тюмень)

психолого-пЕдлгогичЕский механизм формирования читательской компетентности студентов вуза

Рассматривается психолого-педагогический механизм формирования читательской компетентности студентов вуза, который заключается в расширении «полистилевого репертуара» личности студента через гармонизацию, гибкое сочетание и «параллельное подключение» имеющихся и формируемых когнитивных стилей.

Ключевые слова: читательская компетентность, когнитивный стиль, «полистилевой репертуар», психолого-педагогический механизм, «читательский портрет».

С позиций компетентностного и личностно-деятельностного подходов читательскую компетентность можно определить как интегральную характеристику личностных качеств, определяющих готовность и способность к актуализации, обогащению и преобразованию личностного и профессионального опыта в процессе восприятия, интерпретации, понимания и личностного осмысления текста на основе владения стратегиями эффективного поиска, отбора и организации информации; оперирования различными социокультурными кодами; гибкого сочетания традиционных и электронных технологий чтения. В нашем исследовании мы исходили из положения В.В. Серикова о том, что компетентность представляет «синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта» [1, а 23].

основу когнитивного опыта читательской компетентности составляют когнитивные стили, которые рассматриваются как индивидуально-обусловленный способ познания действительности, переработки информации, ее восприятия и анализа [2]. л.В. куликова определяет когнитивный стиль как стиль подачи и представления информации, особенности ее расположения и структуризации в тексте [3, а 144]. Для нас важным выводом из данного определения является то, что сам текст как смыслопорождающее устройство (по ю.М. лотману) задает определенные познава-

тельные структуры (когнитивные стили), которые обусловлены социокультурными особенностями среды и будущей профессиональной деятельностью студента.

Необходимо отметить, что в современных психолого-педагогических исследованиях многие ученые приходят к выводу о необходимости расширения «полистилевого репертуара личности» (М.А. Холодная), «стилевого ансамбля» (А.Г. Асмолов). так, Д.А. леонтьев полагает, что широта диапазона доступных субъекту стилевых параметров влияет на высокую продуктивность познавательной деятельности, поэтому и варьирование стилей позволяет строить деятельность адекватно более широкому спектру ее условий [4, а 106].

В нашем исследовании психологопедагогический механизм формирования читательской компетентности осуществляется через расширение «полистилевого репертуара» личности, который понимается нами как гармоничная совокупность взаимодополняющих, гибких, мобильных когнитивных стилей, обусловливающих продуктивную работу с текстом и позволяющих воспринимать, интерпретировать и понимать текст в разноплановых ракурсах. к таким стилям мы относим перцептивный, оценочный, реагирующий, концептуальный, творческий, лабильный. охарактеризуем обозначенные стили на основе их гибкого сочетания и варьирования.

Перцептивному когнитивному стилю свойственны артикулированный (поленеза-висимость) и глобальный (полезависимость) подходы к полю. Гибкое использование перцептивного стиля позволит студенту при работе с текстом аналитически и синтетически воспринимать текст; опираться на знания, выводимые как из содержания текста, так и из своего личностного опыта; осуществлять разноплановые интерпретации текста, понимать как линейные, так и нелинейные тексты.

оценочный когнитивный стиль обусловливает принятие или отторжение чужого познавательного опыта. Использование данного стиля на основе его мобильности позволит студенту проявлять критичную и открытую познавательную позицию; гармонично сочетать информационную гибкость и стереотипность.

Реагирующий когнитивный стиль подразумевает наличие возможности анализа разно-

© Плетяго т.ю., 2012

образных альтернатив. В процессе чтения студент сможет при использовании данного стиля проводить отбор существенной информации текста от несущественной; осуществлять как медленное, вдумчивое чтение при рассмотрении множества альтернатив, так и просмотровое, беглое чтение в ситуации необходимости принятия быстрого решения.

концептуальный когнитивный стиль характеризует способность к дифференциации и интеграции понятий, когда студент сможет варьировать диапазон ассоциативного ряда; извлекать семантический контекст, заданный как простыми, так и сложными семантическими признаками и связями.

творческий когнитивный стиль представляет разнонаправленные способы мышления. Привлечение данного стиля в процессе чтения позволит студенту использовать как простые, так и сложные стратегии чтения; устанавливать многозначный, многоплановый контекст текста, но при этом упорядочивать его в рамках конвергентной направленности.

лабильный когнитивный стиль обусловливает способность к переключению и смене способов переработки информации в тексте. Его использование позволяет варьировать и гибко сочетать вербальную и образную представленность информации в тексте; извлекать фактическую и концептуальную информацию, представленную в вербальной и образной форме.

Предметно-практический опыт читательской компетентности показан читательскими стратегиями, которые, в свою очередь, являются опосредованной формой имеющихся у студента когнитивных стилей. Эмпирические исследования, проведенные И. Скот-никовой, показали, что когнитивный стиль обусловливает выбор стратегии и способов решения в познавательной деятельности, влияя и на результат деятельности [4, с. 29]. Это дает нам возможность предположить, что «полистилевой репертуар» позволит студенту:

- использовать более сложные стратегии чтения и интерпретации текста на основе гибкого сочетания формирующихся и наличных стилей;

- на основе мобильности развиваемых когнитивных стилей переносить читательские стратегии в разные области учебнопознавательной деятельности, когда решение учебных и профессиональных задач в процессе чтения не может быть основано на прежних читательских стратегиях.

Личностный опыт в структуре читательской компетентности проявляется в таких личностных качествах, как ответственность, самостоятельность, толерантность, открытая познавательная позиция, активность, информационная гибкость.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы* с целью определения педагогических условий и оптимизации диагностического инструментария мы разработали классификацию «читательских портретов» студентов вуза на основе стилевого подхода. В нашей классификации «читательских портретов» студентов вуза параметром сопоставления является преимущественное совпадение/несовпадение стилевых свойств как самой личности студента, так и стилей, задаваемых текстом. В случае несовпадения стилевых свойств личности и текста параметром сопоставления является преимущественное доминирование стилевых свойств личности или стилей, заданных текстом. Итак, «читательские портреты» студентов вуза на основе обозначенных нами параметров можно представить следующим образом.

Читатель-эксперт. Для данного типа студентов характерно преимущественное совпадение личностных и текстовых стилевых свойств. Значит, им без труда удается раскрыть авторский замысел текста на основе фактической и концептуальной информации. Наибольшее количество читателей-экспертов (63%) оказалось среди студентов 3-го курса. Такие результаты можно объяснить требованиями «заданности», обусловленными особенностями будущей профессиональной деятельности. Нам представляется, что в рамках узко ориентированного профессионального образования только читатель-эксперт является во многом ориентирующим идеалом на выходе из вуза. Педагогическим условием для формирования читательской компетентности читателей-экспертов, на наш взгляд, выступает инициация когнитивного конфликта, когда вдруг эталон «хорошего текста» (термин А.А. Брудного) в представлении студента не «срабатывает», не соответствует требованиям изменяющегося контекста. Таким образом, снимается барьер понимания (ср.: «барьер знакомости» у М.М. Бахтина, Ю.В. Сень-

* Опытно-экспериментальная работа проводится с 2007 г. в Тюменском государственном университете (Институт права экономики и управления) и Тюменском государственном нефтегазовом университете в группах студентов 2-3-х курсов юридических, экономических и технических специальностей. Общее количество студентов — 90 человек.

ко). В связи с этим, по мнению А.Ф. Закировой, особая роль отводится именно читателю, «активно вторгающемуся в контекст, построенный на основе нежестко заданных вариативных связей между постигаемыми понятиями, что позволяет ему, рефлексируя, вырабатывать индивидуально-личностный принцип связи исследуемых явлений» [5, с. 182].

Читатель-дилетант. При несовпадении стилевых характеристик личности и текста читатели-дилетанты склонны отдавать предпочтение уже имеющимся, сформированным когнитивным стилям. Профессионально ориентированные тексты рассматриваются ими в основном как сложные для понимания, а значит, неинтересные. Наибольшее количество этих представителей оказалось среди студентов 2-го курса (66%), что можно объяснить недостаточной сформированностью профессиональной компетентности, а также привлечением ригидного, имульсивного когнитивного стиля, нетолерантностью к чужому познавательному опыту. Для совершенствования читательской компетентности студентов этой группы преподавателю при организации учебно-познавательной деятельности студентов необходимо в большей степени ориентироваться на их жизненный опыт, выступающий связующим звеном между личностным миром и миром будущей профессии.

Читатель-конформист. Данный портрет характеризуется тем, что при несовпадении стилевых личностных и текстовых характеристик эти представители склонны отдавать предпочтение когнитивным стилям, заданным текстом. Для них характерны в основном лабильность когнитивного стиля и хорошо выраженное толерантное отношение к чужому познавательному опыту. Мы выявили примерно одинаковую представленность данного типа студентов 2-3-х курсов (22-24%). Педагогические возможности в рамках данного портрета нам представляются в необходимости привлечения текстов разнообразных по жанру и социокультурной тематике с целью расширения «полистилевого репертуара» личности студента на основе имеющихся у него гибких когнитивных стилей.

Читатель-творец. При преимущественном несовпадении личностных и текстовых когнитивных стилей для представителей данного типа читателей характерно гибкое сочетание имеющихся личностных стилей со стилями, задаваемыми текстом, на основе их гармонизации. В некоторых ситуациях они проявляют гибкость, толерантность, от-

крытую познавательную позицию, дивергент-ность, рефлективность. В других ситуациях читатель-творец склонен быть соответственно более импульсивным, конвергентным, критичным, стереотипным. Анализ студенческих портфолио данной группы студентов показал, что они одинаково успешно способны как выявлять авторский замысел текста, так и представлять версии интерпретаций, характеризующихся оригинальностью и неоднозначностью. Представленность данного портрета среди студентов одинаково низкая как на 2-м, так и 3-м курсе (4-6% соответственно).

Этапами реализации психолого-педа-гогического механизма развития читательской компетентности в рамках опытноэкспериментальной работы на формирующем этапе являются ориентировочный, процессуально-событийный, преобразующий. Ориентировочный этап проводился с целью развития реагирующего и оценочного когнитивных стилей (принятие разнообразных альтернатив на основе открытой познавательной позиции, их критический анализ), а также проектирования у студентов читательской установки через анализ ими собственных читательских мотивов и отношения к содержанию текста (выбор через систему ценностей и отношений на основе множественности). Для этого мы использовали метод мозгового штурма, рефлексивный метод, креативные методы и приемы. На данном этапе намечается тенденция перехода студентов с уровня читателя-дилетанта на уровень читателя-конформиста и читателя-эксперта, что свидетельствует о сформированности открытой познавательной позиции, толерантности к чужому познавательному опыту, а также критическому отношению к собственному личностному опыту.

Целями процессуально-событийного этапа являются активизация и гибкое сочетание имеющихся и формируемых когнитивных стилей (перцептивный, лабильный, концептуальный, творческий). Для этого мы используем проблемный метод, креативные приемы «багаж студенческого опыта», «портфель студента» (модифицированные нами приемы М.Л. Сосновой) [6], герменевтические методы и приемы. Итоги процессуально-событийного этапа позволяют отметить сдвиг количества студентов с уровня читателей-конформистов на уровни читателей-экспертов и читателей-творцов. Такой процесс изменений связан, на

наш взгляд, с актуализацией творческого потенциала студентов.

Целью преобразующего этапа было проектирование содержания текста в свой общекультурный опыт (через самооценку и самопознание) и создание личностно-осмысленного текста как достояния своего общекультурного опыта (через «означивание» и нахождение смыслов). Продуктивными методами и приемами на данном этапе представляются написание сочинения (с элементами мнения, сбалансированной аргументации, рассуждения и др.) с опорой на содержание прочитанного текста; составление читательского портфолио как результата личностных достижений студента. Необходимо отметить, что на преобразующем этапе включается уже более широкий диапазон когнитивных стилей, отмечается их индивидуально-выборочное варьирование, задаваемое особенностями как личности студента, так и учебно-профессиональной деятельности. Гармонизация и учет этих особенностей, на наш взгляд, являются показателями совершенствования читательской компетентности студента.

Итак, в ходе теоретического и практического исследования мы пришли к следующим выводам. Психолого-педагогическим механизмом формирования читательской компетентности является «полистилевой репертуар» студента, опосредующий читательские стратегии и качества личности обучающегося. При этом содержанием психолого-педагогического механизма формирования читательской компетентности студентов вуза выступает когнитивный, предметно-практический и личностный опыт студента, а средством реализации данного механизма - общекультурный опыт студента и текст как носитель культуры и инструмент познания.

литература

1. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М. : Академия, 2008.

2. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб. : Питер, 2004.

3. Куликова Л.В. Коммуникативный стиль в межкультурной парадигме : моногр. Красноярск, 2006.

4. Стиль человека: психологический анализ / под ред. А.В. Либина. М. : Смысл, 1998.

5. Закирова А.Ф. Входя в герменевтический круг...Концепция педагогической герменевтики : моногр. М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2011.

6. Соснова М.Л. Креативные приемы конструирования сознания // Вопр. психолингвистики. 2008. №7. С. 26-36.

7. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М. : Яз. рус. культуры, 1996.

Psychological and pedagogical mechanism of higher school students’ reading competence formation

There is considered the psychological and pedagogical mechanism of higher school students’ reading competence formation, which consists in widening of "polystyle repertory" of student’s personality through harmonization, flexible combination and "parallel involvement" of the existing and formed cognitive styles.

Key words: reading competence, cognitive style, "polystyle repertory", psychological and pedagogical mechanism, "reader’s portrait".

Е.В. ДОРОФЕЕВА (Казань)

создание комфортного психологического климата в студенческой группе

Описаны способы создания в студенческой группе комфортного психологического климата, в основе которого лежит идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях студентов и преподавателя.

Ключевые слова: комфортный психологический климат, взаимопонимание, устойчиво положительные взаимоотношения, творческое общение, творческая атмосфера, педагогический такт.

Создание комфортного психологического климата в коллективе является крайне необходимым условием на занятиях по иностранному языку, т.к. в доброжелательной, непринужденной, раскованной рабочей атмосфере, базирующейся на сознательной самодисциплине и организованности партнерских отношений, настроенность студентов связана с положительными эмоциями и содействует развитию их творческого потенциала. Кроме того, создание благоприятного эмоционально-

© Дорофеева Е.В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.