УДК 159.9:37.015.3 Е. О. Шавараков
аспирант кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНЫМ НАВЫКАМ ЧТЕНИЯ
В статье рассматриваются современные методики обучения чтению детей дошкольного возраста. Оценивается теоретическая и научно-педагогическая обоснованность использования данных методик, дается оценка с точки зрения методики Эльконина. Систематизируется современный рынок электронного программного обеспечения.
Ключевые слова: чтение; электронные методики; Эльконин; дошкольное образование.
Shavarakov E. O.
Postgraduate Student, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU
PSYCHO-PEDAGOGICAL ANALYSIS OF MODERN E-LEARNING PROGRAMS FOR PRIMARY READING SKILLS FORMATION
This paper analyzes the modern methods of teaching reading and considers the validity of scientific and pedagogical use of these methods according to the methodology of Elkonin. The attempt to systematize the contemporary market of e-learning programs is being carried out.
Key words: reading; electronic techniques; Elkonin; preschool education.
На сегодняшний день интенсивное развитие компьютерных технологий в образовании принесло большое количество положительных результатов, но также и породило ряд новых проблем. Некоторые исследователи, занимаясь проблемой качества современных электронных методик обучения, подчеркивают, что при их использовании отсутствуют гарантии каких-либо высоких результатов. Обычно выделяют четыре основных недостатка: отсутствие учета психолого-педагогических условий и требований; отсутствие
адресности, т. е. учета индивидуальных особенностей обучающихся; отсутствие какой-либо унификации в использовании терминологии и обозначений; отсутствие теоретической базы при разработке методик [7].
В последнее время появилось большое количество обучающих программ в области дошкольного образования. Однако систематический анализ их положительного или негативного влияния не проводится. Особенно активно электронные обучающие программы используются для обучения дошкольников начальным навыкам чтения. Чтобы проанализировать данные обучающие программы, обратимся к теоретическим разработкам в области обучения чтению Д. Б. Эльконина.
Согласно системе Д. Б. Эльконина [12], обучение начальным навыкам чтения должно начинаться с изучения добуквенной, звуковой или фонемной грамматики, и лишь потом переходить к изучению букв как знаков для обозначения фонем. Ученый предлагает начинать обучение чтению с изучения звуковой формы слогов и слов по их графической модели. Фонематический слух формируется у дошкольника в общении с окружающими, и уже к 5-6 годам ребенок способен различать слова, похожие по звучанию, например слова отличающиеся друг от друга одним мягким или твердым, глухим или звонким звуком. Несмотря на это, многие дети вплоть до школьного возраста не способны выполнять звуковой анализ, разделять слова на составляющие звуки и выделять из них отдельные фонемы [11]. Следовательно, возникает необходимость ознакомления с фонетикой, формирования способности совершать звуковой анализ слова, различать согласные и гласные фонемы.
Д. Б. Эльконин выделил несколько этапов, которые проходит дошкольник, овладевающий чтением. Первый этап - это фонемный анализ слов и общая ориентировка в звуковой системе языка. Под фонемным анализом подразумевается определение отдельных звуков в слове. Ребенок учится находить необходимые звуки в словах в разном расположении, т. е. в конце, в середине или в начале слова. После таких действий звуковое значение закрепляется за необходимой буквой. При таком подходе к фонемному анализу каждый звук представляется как отдельный от других, а все звуки вместе выступают как множество, состоящее из нескольких отдельных частей.
На втором этапе должно происходить изучение системы гласных фонем, соотнесение их с буквами и формирование ориентации на фонемы и гласные звуки. Суть второго этапа - ознакомление ребенка с буквами как знаками для обозначения фонем.
Главные задачи этого этапа: предоставление детям знаков в качестве графического отображения фонем, не допуская при этом смешения фонем и букв; формирование умения различать согласные и гласные фонемы.
В первую очередь на данном этапе дети знакомятся с гласными звуками и с их буквенными обозначениями. У детей формируется ориентация на фонемы и гласные звуки. После того как ребенок научается понимать и применять на практике обозначения гласных фонем, можно переходить к следующей ступени - словоизменению. Словоизменение подразумевает преобразование одного слова в другое и получение всевозможных форм одного слова. Например, ребенку предлагается видоизменить слово «кит» в другое слово, изменяя одну букву. Ему выдаются полоски бумаги с изображением подходящих букв (а, ы, у, о и др.). Далее ребенок вставляет полоску бумаги с буквой вместо буквы «и» и читает звукосочетание или новое получившееся слово.
На третьем и заключительном этапе ребенок знакомится с буквенным обозначением согласных звуков, продолжая работать с графической схемой фонемного состава слова. Детям предлагается игра, суть которой заключается в том, что к каждой согласной букве необходимо подставить разные гласные и затем прочесть образованные слоги (ма, мю, ме, мо, мы, ми и др.).
Чтение слогов, а затем и слов по букварям и по учебным пособиям начинается только после того, как дети овладевают способностью самостоятельно «конструировать» слоги, т. е. воспроизводить звуковую форму слога с опорой на буквы как на знаки для обозначения фонем на письме [8].
Подводя итог, можно сказать, что на каждом этапе данной методики выделяется одно основное действие, которое отрабатывается до тех пор, пока ребенок не овладеет им и не обретет способность пользоваться этим действием не только в развернутом, но и в сокращенном умственном плане.
Для данной методической системы характерна активная позиция ученика в процессе обучения, проявление учащимся само-
стоятельности, а также формирование познавательного интереса к словообразованию и к языку в целом. Анализ психолого-педагогических условий, выявленных Д. Б. Элькониным, показывает, что его методика является наиболее проработанной, структурированной и эффективной.
Рассмотрим с этой позиции наиболее популярные электронные методики обучения чтению детей дошкольного возраста.
Одной из наиболее популярных в Интернете методик является «Веселая Азбука от Кирилла и Мефодия» [2]. Программа представляет собой интерактивные мультфильмы, которые являются по своей сути уроками. Главным персонажем в данной мультимедийной игре является мультипликационный персонаж, который предлагает ребенку выполнять всякого рода задания. Структура программы является линейной, и в этом можно увидеть схожесть с методикой, которую разрабатывал Д. Б. Эльконин. Но если мы поближе рассмотрим структуру шагов (для более удобного сравнения назовем их этапами), то мы увидим сильные различия между двумя сравниваемыми нами методиками. Интерактивная игра «Веселая Азбука» предлагает нам следующую последовательность этапов: от букв к слогам, от слогов к словам, от слов к предложениям. Если мы попытаемся оценить данную последовательность этапов с точки зрения методики обучения исследуемого нами автора, то сможем сделать вывод о непреодолимом недостатке данной игры - об отсутствии добуквенного уровня обучения. Для системы Д. Б. Эльконина этап добуквенной или фонемной грамматики представляет собой фундамент всего развивающего обучения, на котором строится дальнейшее понимание языка в его буквенных формах.
Данную проблему мы можем наблюдать на протяжении всей работы с программой «Веселая Азбука». В большинстве заданий, которые должен выполнить ребенок, буквенная форма материала всегда выступает первичной относительно звуковой.
Следующая электронная методика, на которую мы хотели бы обратить внимание, имеет то же самое название, но выпущена другой фирмой - «Руссобит-М», и хотя во многом напоминает описанную выше программу, у нее есть свои характерные черты [3]. Принцип игры очень похож: ребенок взаимодействует с мультипликационным героем-наставником, выполняет его задания, двигаясь вперед по анимационному сюжету, который заложен в программе. Важное отличие
«Веселой Азбуки», выпущенной «Руссобит-М» от «Веселой Азбуки» производства «Кирилла и Мефодия» - в линейном сюжете, который является сквозным и проходит по всем этапам игры. Также игра снабжена заданиями, которые имеют непосредственное отношение к самому процессу обучения чтению и прохождение которых также положительно сказывается на общем развитии ребенка - это задания на логику, быстроту реакции и моторику. Данных заданий по пути прохождения образовательных этапов не так уж много, что не обременяет лишними действиями обучение чтению, но, наоборот, позволяет переключить внимание ребенка и одновременно, не выходя из образовательного процесса, увлечь его игрой, которая косвенно положительно влияет на его развитие. Данная электронная методика является наиболее привлекательной, если оценивать ее влияние с точки зрения методики Д. Б. Эльконина на образовательный процесс в целом. Она полнее, чем ее одноименный конкурент, отвечает критериям развивающего образования, когда акцент переносится с изучения учебного материала на деятельность учащегося по развитию его мышления, но в то же время не выдерживает критики со стороны теории обучения чтению детей дошкольного возраста.
Электронная методика «Веселая Азбука» от «Руссобит-М» имеет тот же недостаток, как и программа от фирмы «Кирилл и Мефодий», который выражен в отсутствии добуквенного уровня обучения ребенка или в отсутствии фонемного анализа. Под фонемным анализом подразумевается определение отдельных звуков в слове. В исследуемой нами программе мы этого не наблюдаем. Всё обучение различию звуков останавливается на поиске букв, с которых начинается какое-либо предложенное слово.
Также одними из главных недостатков программы являются: чрезмерно динамичное игровое поле, которое отвлекает ребенка от основного задания; шаблонные упражнения в конце прохождения каждого уровня; сразу дается очень много сложного материала, т. е. программа не предназначена для детей со слабым уровнем развития навыков чтения.
Далее мы бы хотели обратить внимание на популярную электронную методику по обучению дошкольников чтению от компании «Акела», которая называется «Волшебный букварь» [4]. В данной программе используется концепция «чтение посредством письма», т. е. ребенку предлагается печатать буквы и параллельно учиться их
чтению. С точки зрения Д. Б. Эльконина на процесс обучения чтению, данная методика мешает установлению отношений между знаком и «звуковой действительностью», обозначаемой им. По своей сути «Волшебный букварь» от «Акеллы» пытается учить ребенка чтению от противного. Без понимания и общей ориентации в фонемной системе языка, без изучения гласных фонем и соотнесения их с буквами и без изучения согласных фонем, словоизменения и формирования механизма чтения ребенку предлагается пробовать печатать слова в свободном или в обучающем режиме, посредством чего изучать их звучание. По нашему мнению, данная методика нарушает большинство принципов, сформулированных Д. Б. Элькониным при обучении ребенка чтению.
Невозможно не обратить внимание на выделяющиеся технические недостатки при работе с программой: некоторые задания чрезмерно сложные и требуют хорошего знакомства со средствами ввода на компьютере; программа читает незнакомые слова по буквам, а не по звукам; не читаются имена, а также слова, состоящие больше чем из шести букв; не все слова, которые находятся в памяти программы, имеют в наличии визуальный элемент в виде соответствующей графической картинки или фотографии.
Еще одна из самых популярных программ в российском сегменте электронных методик по обучению чтению - это «Azbuka Pro» [6]. Данная программа является наиболее проработанной и мультимедийно адаптированной для обучения чтению. Безусловно, можно сказать, что с технической точки зрения на данный момент это наилучший продукт в данном сегменте, но и он не избежал множества недостатков, если рассматривать данную методику с точки зрения ее научной обоснованности. Данная программа не отвечает принципам развивающего образования, которым уделялось так много внимания в отечественной педагогике, и в частности Д. Б. Элькониным. На наш взгляд, главным недостатком обучающей программы является то, что она не создает для учащегося эффекта погружения и требует постоянного контроля педагога за ходом выполнения заданий, т. е. в условиях, когда программы и методики ввиду постоянного развития компьютерных технологий стараются по максимуму использовать их мультимедийные возможности для мотивации ребенка к познавательной деятельности, разработчики «Azbuka Pro» не уделили этому вопросу достаточного внимания.
Также стоит отметить, что для данной методики трудно определить подходящий возраст обучаемого и его багаж знаний. С одной стороны, она не рассчитана на очень маленьких детей, но, с другой -очень трудно определить тот момент, когда для ребенка данная программа будет максимально эффективной.
Стоит отметить еще одну электронную методику, используемую в программе «Маленькая Баба-Яга учится читать» [1]. Несмотря на то, что эта программа позиционирует себя как обучающая чтению с самых основ, по своей сути она является пособием для детей уже хорошо знакомых с буквами и / или умеющих читать на определенном уровне. Изучение букв и фонем в ней организовано на очень примитивном уровне. В ней отсутствуют какие-либо теоретически обоснованные задания в области обучения детей дошкольного возраста чтению такие, как, например, этапы фонемного анализа Д. Б. Эльконина: интонационное выделение того, в каком порядке стоят фонемы; изучение различий между гласными и согласными звуками; знакомство с твердыми и мягкими фонемами. В программе «Маленькая Баба-Яга учится читать» данный этап обучения реализован в простой игре, которая предполагает простое соотнесение звука и буквы, что, конечно, очень примитивно в условиях, когда существует огромное количество педагогических разработок в данной области.
Одной из новых электронных методик по обучению чтению детей дошкольного возраста, можно считать онлайн-игру «Учись читать с Чипо», разработанную детским образовательным центром «Яркие дети» [5]. Игра доступна после оплаты на официальном сайте организации. В основу игры положена методика складового чтения Н. Зайцева [9]. Если мы попытаемся сравнить методики Н. Зайцева и Д. Б. Эльконина, то сможем увидеть их полную противоположность. В методике Д. Б. Эльконина преобладает психологически обоснованный подход, базирующийся на теоретическом анализе лингвистических понятий и на движении от фонемы к букве. Первые уроки по методике Эльконина являются полностью безбуквенными и наполнены звуковым анализом и графическими моделями. Н. Зайцев в своей методике исходит из конкретных образов и наглядных практических действий, не позволяющих ребенку понять сущность чтения. Если в методике Д. Б. Эльконина за основу чтения берется звук или фонема, то в системе Н. Зайцева фундаментом является склад: буква сама по себе; различные сочетания гласных и согласных; некоторые
сочетания с мягким и твердым знаком. На наш взгляд, при использовании методики Н. Зайцева ребенок сразу заучивает слоги. Он не анализирует слово, не видит его как комплекс важнейших составляющих. В будущем такое обучение чтению чревато дисграфией. Стоит также отметить, что у детей при использовании данной методики не будет развиваться фонематический слух, который необходим как для успешного обучения чтению, так и для развития мышления в целом. Чтение в любом возрасте требует аналитической деятельности, которую развивает методика Д. Б. Эльконина в отличие от методики
H. Зайцева, которая опирается на неразвитое аналитическое мышление ребенка, тем самым провоцируя его на механическое заучивание в ущерб мыслительному процессу.
Подводя итог, можно сказать, что психолого-педагогические условия - это не только те условия, которые создает учитель на уроке, это также и те действия, которые совершают родители дома, чтобы привить ребенку любовь к чтению. Для того, чтобы найти подход к ученикам, необходимо учитывать их возрастные и психологические особенности. Электронные обучающие игры могли бы помочь учителю решить подобные проблемы, но сегодня их спектр так широк, что педагогу сложно выбрать из них какую-то определенную. Кроме того, электронные обучающие игры должны успешно вписываться в программу обучения и учитывать важные психологические особенности детей. На данный момент большинство предлагаемых электронных методик не является теоретически обоснованным и проработанным с научной точки зрения, в частности при анализе их с позиции принципов методики Д. Б. Эльконина. Современные электронные методики обучения чтению или недостаточно, или вообще не учитывают психолого-педагогические условия. Это означает, что они не только малоэффективны, но и в определенной мере контрпродуктивны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Баба-Яга учится читать [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// babyuser.ru/mini/861-baba-jaga-uchitsja-chitat.html
2. Веселая азбука Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://obuk.ru/detlit/69055-veselaya-azbuka-kirilla-i-mefodiya.html
3. Веселая азбука [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. russobit-m.ru/catalogue/item/vf_veselaya_azbuka/
4. Волшебный букварь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// soft.24autopartsforall.com/category_1108172/good_131983/
5. Учусь читать с Чипо [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.yarkiedeti.ru/online-reading-game/uchimsya-chitat-s-chipo/
6. AZBUKA PRO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. azbuka-pro.ru/azbuka.php
7. Аленичева Е., Монастырев Н. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества) // Высшее образование в России. - 2001. -№ 1. - С. 114-121.
8. Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Обучение чтению по системе Д. Б. Эльконина. Методическое пособие к букварю [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Burgimenko_chtenie_ elkonenn/index.htm
9. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. - М : Просвещение, 1991. - 32 с.
10. Талаева В. А., Губина М. И., Зонова И. В. Некоторые аспекты функционального состояния младших школьников при инновационном образовании // Сибирский медицинский журнал. - 2002. - № 2. - 81-82 c.
11. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина: Кн. для учителя / Е. А. Бугрименко, П. С. Жедек, Г. А. Цукерман. - М. : Просвещение, 2003. - 240 с.
12. Эльконин Д. Б. Как научить детей читать. - М. : Знание, 1991. - 80 с.