УДК 374.1
Антопольская Татьяна Аникеевна
доктор педагогических наук, доцент
Сарычев Сергей Васильевич
доктор психологических наук, доцент
Ходусов Александр Николаевич
доктор педагогических наук, профессор Курский государственный университет [email protected], [email protected], [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ*
В статье рассматриваются социально-педагогические, субъектно-личностные, организационно-педагогические условия, от которых зависит развитие организационной культуры учреждения дополнительного образования детей, определяются также условия технологического обеспечения этого процесса.
Ключевые слова: учреждение дополнительного образования детей; организационная культура; психолого-пе-дагогические условия развития организационной культуры.
Процессы модернизации образования, повышения его эффективности и качества,
. касаются всех его видов, в том числе дополнительного образования детей. В сложившихся условиях учреждения дополнительного образования детей (далее УДОД) должны приложить немало усилий, направленных на функционирование и развитие организаций, осуществляемое за счет освоения стратегически значимых компонентов управления, одним из которых становится развитие организационной культуры (далее ОК). Под ОК УДОД мы понимаем системообразующую доминанту его социокультурного пространства, обеспечивающую взаимосвязь смыслов, целей, ценностей, норм поведения, традиций его субъектов, порождаемую полисубъектным взаимодействием на основе культурозависимых отношений и выступающую многофункциональным средством и условием развития и саморазвития субъектов.
Современные руководители УДОД должны владеть необходимыми знаниями о психолого-педаго-гических условиях эффективного развития ОК их организаций. Понятие «условия» обычно определяется как «обстоятельства, от которых что-нибудь зависит, обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь» [4, с. 839]. Мы рассматриваем психолого-педагогические условия как комплекс процессов, отношений, обстоятельств, созданных в социокультурном пространстве УДОД, который дает возможность его субъектам успешно развивать ОК гуманистической направленности и осуществлять саморазвитие. Свою функцию психоло-го-педагогические условия выполняют в случае, если в процессе развития ОК его базовыми основаниями становится деятельность субъектов ОК (детей, педагогов, родителей, управленцев).
При этом необходимо опираться на несколько идей.
Первая идея. Теоретическим основанием для целевого развития ОК УДОД является современ-
ная философия образования, с ее представлениями о мире, о сущности человека, его смысложизненном самоопределении, а также о способах реализации избранных им стратегий. В этом случае детерминантой системного развития ОК УДОД становится антропология. Она позволяет выделить то общее, что обусловливает развитие ОК УДОД с позиции личностного, своеобразного и индивидуального.
Вторая идея. Важнейшим развивающим компонентом ОК УДОД является психолого-педагогичес-кая рефлексия, которая объединяет в себе теоретическую рефлексию и рефлексию деятельности субъектов УДОД.
Третья идея. Процесс развития ОК УДОД должен рассматриваться как самореализация всех субъектов УДОД, в котором они побуждаются к творчеству объективной необходимостью проектирования развития организации.
Четвертая идея. ОК УДОД является полифунк-циональным средством развития организации в контексте культурологической концепции, где глобальная цель образования - человек культуры.
Пятая идея. Функционально ОК УДОД решает задачу формирования интегративных профессиональных качеств и профессиональных компетенций субъектов УДОД с целью развития организации.
Интериоризация и интеграция представленных здесь идей субъектами УДОД обеспечивает, с нашей точки зрения, технологический формат эффективной реализации психолого-педагогических условий развития ОК УДОД, если под эффективностью понимается соответствие полученных результатов, поставленным целям и задачам деятельности.
Развитие ОК УДОД обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий: социально-педагогические, субъектно-личностные, организационно-педагогические. Социально-педагогические условия: активное сотрудничество с внешними
* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 12-06-00332а.
44
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Антопольская Т.А., Сарычев С.В., Ходусов А.Н., 2013
социальными партнерами и образовательным сообществом на основе сетевого взаимодействия; создание современного, позитивного, привлекательного образа учреждения; установление конструктивного и гибкого взаимодействия с внешними субъектами управления УДОД; использование педагогического, правового, экономического, организационного, информационного и научного ресурсов внешней среды и превращение их во внутренний потенциал УДОД.
Значение этой группы психолого-педагогичес-ких условий развития организационной культуры УДОД связано с возникновением новых задач и новых направлений деятельности УДОД. Наличие многих факторов риска для продуктивной работы УДОД требует выработки новых подходов к построению технологий взаимодействия с социальными партнерами и образовательным сообществом. Исследователи отмечают, что перспектива развития образования связана с разрушением границ между типами и видовыми структурами образования, накоплением опыта «смешения» и кооперации, взаимодействия школ и УДОД [1, с. 29]. В этом отношении ОК, построенная на тесном сотрудничестве со всем образовательным сообществом, в котором представлены интегрированные формы сотрудничества, будет наиболее эффективной.
Так, сетевая форма взаимодействия в ОК УДОД дает возможность получать большую степень свободы ее субъектам для определения приоритетов и направлений совместной деятельности, реализовывать тип ответственности «перед самим собой» за успех и результат общего дела. Сетевая форма взаимодействия возникает непосредственно по линиям актуальной потребности в нем (каждого субъекта с каждым), и это обеспечивает учет индивидуальных интересов субъектов и добровольность их участия, отличается гибкостью и дает возможность включать в него конкретных людей, отдельные учреждения, группы учреждений в любых сочетаниях. Это позволяет разрабатывать новые способы совместной деятельности, в которых бы использовались коллективные ресурсы (материальнотехнические, информационные, кадровые, финансовые и др.). Важным моментом является установление конструктивного и гибкого взаимодействия с внешними субъектами управления УДОД [3].
Активно используя внешние финансовые возможности (создание попечительских советов, привлечение спонсоров, благотворительные родительские взносы, оказание платных образовательных услуг, поиск инвесторов), УДОД получает возможность влиять на материально-техническое состояние учреждения. Проводя политику привлечения внимания со стороны государственных и исполнительных органов власти к проблемам учреждения, участвуя в выборных кампаниях, выдвигая своих кандидатов в депутаты, УДОД объединяет усилия
этих структур в выполнении своей миссии и решении задач учреждения.
Повышение эффективности развития ОК УДОД гуманистического типа связано с использованием научного ресурса. Научное сопровождение ОК, ее методологическая и методическая проработанность, грамотное построение экспериментальной работы позволяют интенсифицировать и оптимизировать ее развитие. В связи с этим требуется активная деятельность субъектов управления УДОД, направленная на установление научных связей с представителями научных центров, вузов, институтов повышения квалификации работников образования и др.
Представляется, что субъектно-личностные условия развития ОК УДОД это: осознание и актуализация субъектами организационной культуры гуманистической направленности миссии и целей УДОД; обеспечение ценностной интеграции и по-лисубъектного взаимодействия всех субъектов ОК; выстраивание культурозависимых отношений субъектов на основе психолого-педагогической безопасности; стимулирование мотивации педагогической деятельности и регулирование организации педагогического труда в УДОД; актуализация готовности к саморазвитию у педагогов УДОД на основе обучения и самообучения; развитие профессионально-личностной компетентности руководителей УДОД в управлении развитием ОК.
Одним из важных субъектно-личностных условий развития ОК является осознание и актуализация субъектами ОК гуманистической направленности миссии и целей УДОД. Если субъекты ОК совместно вырабатывают и принимают миссию и цели УДОД как осознанное концентрированное выражение намерений учреждения, то это позволяет им успешно ориентироваться в постоянно изменяющихся средовых условиях. Гуманистически направленные миссия и цели учреждения связывают требования общества, потребителей образовательных услуг и интересы всего учреждения. Они направляют проектирование пространства ОК, ставят ребенка, его интересы в центр полисубъектно-го взаимодействия, позволяют согласовать ценности субъектов и помогают адаптироваться к режиму жизнедеятельности учреждения, обеспечивают самоопределение и тождественность учреждения дополнительного образования, следование его общечеловеческим ценностям. Актуализация субъектами миссии и целей учреждения как перевод их в действительное в социальном и предметном плане помогает удовлетворить их потребности в самоактуализации и развитии личности, является условием раскрытия индивидуального своеобразия каждого.
Решающее значение для развития ОК УДОД имеет обеспечение ценностной интеграции и по-лисубъектного взаимодействия всех субъектов ОК.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4
45
Проделанный нами теоретический и экспериментальный анализ показал, что ОК УДОД обнаруживает специфику ранжирования ценностей педагогического коллектива, связанных с удовлетворением потребностей заказчиков образовательных услуг, разделяемостью ценностей всеми субъектами, партнерскими отношениями, профессионализмом и творческой работой каждого. Интеграция ценностей выступает важнейшим условием развития ОК, если ценности одних субъектов приобретают значимый смысл для других. Основным принципом в интеграции ценностей субъектов ОК становится принцип многообразия ценностных оснований и толерантности.
Важным представляется центрирование на ценности Детства, сохранение его субкультуры. Основой интеграции субъектов ОК являются как универсальные ценности (истина, добро, красота, справедливость, любовь и т.д.), так и ценности самого учреждения. Основной же ценностью остается личность (ребенка, педагога, родителя).
Важным условием для развития ОК УДОД представляется выстраивание культурозависимых отношений субъектов на основе психолого-педагогичес-кой безопасности, которые характеризуются проявлением доверия, взаимной поддержки, уважения, стремлением к установлению комфортной психологической атмосферы. Наше исследование показало, что установление таких отношений связано с удовлетворенностью субъектов пребыванием в данном учреждении, положительным отношением обучающихся к другим субъектам ОК, сохранением и обновлением традиций учреждения, развитием партнерских отношений с другими учреждениями и между субъектами. Необходимо, чтобы в отношениях всех уровней сохранялось определенное соотношение между внешними и внутренними субъективно ценными нормами и ценностными взглядами, преодолевая которое каждый субъект воссоздавал бы эти отношения как лично переживаемые и подтверждал для себя общечеловеческие ценности [2].
Одним из субъектно-личностных условий развития ОК УДОД становится стимулирование мотивации педагогической деятельности и регулирование организации педагогического труда. Мотивация педагогической деятельности в ОК связана с актуализацией у субъектов ведущих внутренних мотивов - социального, процессного, мотива достижений, идейного. В стимулировании мотивации сотрудников управленческой группе учреждения необходимо демонстрировать образцы профессионального поведения и отношения к делу, обеспечивать стимулирующий характер постановки целей и задач, учитывать индивидуальные мотивы педагогов, расширять комплекс моральных и материальных стимулов. В материальных стимулах значимыми являются: увеличение оплаты труда, воз-
можность получения материальной помощи, участие в профессиональных конкурсах и т.д.
Важным субъектно-личностным условием развития ОК УДОД является актуализация готовности к саморазвитию у педагогов УДОД на основе обучения и самообучения. Развивающаяся ОК предполагает выработку готовности у педагогов и управленцев к профессиональному и личностному росту в практике деятельности УДОД. Учет степени готовности педагогов к личностному развитию, предоставление им возможностей для повышения профессиональной компетентности в различных формах обучения и экспериментальной работе, обобщение опыта педагогической деятельности в научной и методической печати.
Организационно-педагогические условия: реализация коммуникативно-диалогического типа управления развитием ОК; использование преимуществ работы в команде; создание системы технологического обеспечения развития ОК на основе проектирования; информационное обеспечение развития ОК; мониторинг развития ОК в УДОД.
Вектор управленческих воздействий при коммуникативно-диалогическом типе управления в ОК УДОД направлен на поощрение командной работы, согласованность и участие в принятии решений. Это способствует установлению такого типа взаимодействия субъектов, который строятся на открытых и равноправных взаимоотношениях по достижению прогнозируемых результатов. Переход к коммуникативно-диалогическому типу управления обеспечивается, если возрастает роль самоуправления субъектов ОК и принятия ими на себя ответственности за ее результаты; усиливаются социально-психологические функции управления, актуализирующие направленность, организованность и создание положительного психологического климата педагогического коллектива; растет объем делегирования полномочий управленцев членам педагогического коллектива; приветствуется творческое преобразующее отношение каждого субъекта к развитию ОК и управленческой деятельности; реализуется командный способ работы.
Важным условием развития ОК УДОД является создание системы ее технологического обеспечения на основе проектирования. Результаты проведенной нами опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать условия создания такой системы: реализация проектирования ОК на основе проблематизации, целеполагания, концептуализации, структурирования и преобразования; учет комплексного характера используемых средств, методов, форм, видов и технологий организации педагогической и управленческой деятельности в процессе технологического обеспечения; выбор оптимальных форм взаимодействия между субъектами ОК (совместно-индивидуальных, совместнопоследовательных, взаимозависимых, сетевых);
46
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
перевод учреждения в состояние обучающейся организации и включение в обучение всех субъектов ОК; выбор содержания обучающих программ для субъектов ОК на основе удовлетворения их индивидуальных, групповых потребностей и потребностей всего учреждения; предоставление возможности участия в проектной деятельности большинству субъектов ОК на основе их со-действия, со-разви-тия, интегрированного сотрудничества; включение субъектов в разные формы коллективной продуктивной деятельности; научно-методическое, информационное и психолого-педагогическое сопровождение реализации технологического обеспечения; отслеживание результатов и рефлексия развития ОК, выявление ее проблемных точек; применение мониторинга, внешней и внутренней экспертизы.
Совокупность социально-педагогических, субъектно-личностных, организационно-педагоги-
ческих условий, обеспечивающих системность и целостность развития ОК, позволяет ей преобразовываться и достигать качественно нового уровня развития.
Библиографический список
1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2004. - 349 с.
2. Крылова Н.Б. Контексты как отражение условий и смыслов // Новые ценности образования. Контексты и подтексты образования. Вып. 5-6. -М., 2006. - С. 70-84.
3. Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. - М.: Изд-во Мегаполис, 2008. - 392 с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. -944 с.
УДК 37.04
Самохвалова Анна Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА КАК ФАКТОР ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ*
В статье рассматриваются стили межличностных отношений и актуальные коммуникативные трудности акцентуированных подростков; доказывается, что каждый тип акцентуаций связан с возникновением у подростка специфических коммуникативных трудностей (базовых, содержательных, инструментальных и рефлексивных). Ключевые слова: затрудненное общение, коммуникативные трудности, подростки акцентуации характера.
Постановка проблемы
Акцентуации характера как усиленные до определенной степени черты личности,
. как крайний вариант нормы (К. Леон-гард, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков и др.), рассматриваются нами в качестве диспози-ционного фактора затрудненного общения подростков. Даже при небольшом усилении выраженности характерных черт возникают некоторые сложности в отношениях подростка с другими людьми, а также в отношении к самому себе. От них страдают не только окружающие, но и сами «носители» акцентуаций [1].
Многочисленные исследования детского затрудненного общения, проводимые нами на протяжении 15 лет, убедительно доказывают, что в период подросткового возраста резко возрастает количество коммуникативных трудностей ребенка; они становятся более осознанными, дифференцированными; вызывают более острые психоэмоциональные переживания у подростка; актуализируют деструктивные формы коммуникативного поведения [4]. Одной из причин резкого возрастания ситуаций затрудненного общения является, на наш взгляд, тот факт, что именно к подростковому воз-
расту в процессе социализации формируются акцентуации характера. Основными акцентуациями подростков по А.Е. Личко являются гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психостенический, шизоидный, ис-тероидный, неустойчивый и конформный типы [2]. Сложности в отношениях между людьми, негибкость способов обращения друг с другом, осложнения в передаче сообщений и в понимании его смыслов всегда в той или иной степени имеются практически у всех акцентуантов.
В нашем исследовании изучались стили межличностных отношений и актуальные коммуникативные трудности акцентуированных подростков. Проверялась гипотеза о том, что каждый тип акцентуаций является фактором риска, обусловливающим возникновение специфических коммуникативных трудностей подростка.
На первом этапе исследования с помощью «Патохарактерологического опросника» А.Е. Личко проводился отбор подростков, имеющих акцентуации характера - в результате из 286 детей 1314-летнего возраста, учащихся 7-8 классов образовательных учреждений г. Костромы, г. Галича и г. Нерехты Костромской области, в исследователь-
* Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-44001а (р).
© Самохвалова А.Г, 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
47