КОНЦЕПТ
Даньшова Т. А. Психолого-педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 08. - ART 75132. - 0,4 п. л. - URL:
научно-методический электронный журнал ¡^^^дд^'^^зо^^о?"1' ~ Г°С' Р6Г' ЭЛ
ART 75132 УДК 159.9
Даньшова Татьяна Анатольевна,
педагог-психолог МАОУ «Лицей № 6», г. Миасс; магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «(Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск [email protected]
Психолого-педагогические условия формирования
личностных универсальных учебных действий младших школьников
Аннотация. Обсуждаются проблема современной системы образования и пути её решения. Рассмотрены психолого-педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников. Определена специфика процесса формирования личностных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте. Представлены результаты исследования. Ключевые слова: универсальные учебные действия, личностные универсальные учебные действия, условия формирования личностных универсальных учебных действий, младший школьный возраст, модель психолого-педагогических условий формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
В последние годы в образовательном сообществе широко обсуждаются результаты международных исследований PISA. Россия в этом исследовании принимала участие, пять раз и с каждым годом начала сдавать позиции. Цель исследований заключалось в выявлении способности школьников применять полученные знания в жизненных ситуациях [1].
Было выявлено, что образование заключается в усвоение учениками школьной программы, определённых знаний, умений и навыков, которые теряют свою актуальность после 2-3 лет окончания школы. Это сопутствовало ряду изменений и в октябре 2006 года президент Д. А. Медведев подписал приказ о разработке Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [2].
Актуальность исследования обусловлена изменением образовательной системы в соответствии с компетентностным подходом: от цели усвоения учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую компетенцию, как умение учиться, и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся личностных универсальных учебных действий [3].
Основа всех этих качеств закладывается в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет не только успешность обучения личности в течение всей последующей жизни, но и ее развитие, становление (В. И. Долгова, Н. В. Цветкова [4]).
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования личностных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста и недостаточностью изученности
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Даньшова Т. А. Психолого-педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников // Концепт. - 2015. -_ _ Спецвыпуск № 08. - ART 75132. - 0,4 п. л. - URL:
научно-методический электронный журнал ¡^^^дд^'^^зо^^о?"1' ~ Г°С' Р6Г' ЭЛ ART 75132 УДК 159.9
психолого-педагогических условий формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников [5].
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников.
Объект: личностные универсальные учебные действия младших школьников.
Предмет: психолого-педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза:
1) Сформированность личностных универсальных учебных действий младших школьников находится на недостаточном уровне, что говорит о необходимости реализации программы формирования личностных универсальных учебных действий.
2) Развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников пройдет успешнее, если будет реализована совокупность следующих психолого-педагогических условий:
- создание в группе атмосферы психологической безопасности, взаимоподдержки, понимания и доверия, актуализации положительной внутренней мотивации младших школьников к развитию личностных универсальных учебных действий, соблюдение основных принципов ведения групповой работы (В. И. Долгова, Е. В. Мельник);
- реализация развивающей деятельности, направленной на формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе субъект-субъектного взаимодействия учителей, школьников, родителей (В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, О. А. Кондратьева, О. А. Шумакова [6]).
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, моделирование.
2. Эмпирические методы: эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование по методикам:
- методика диагностика самооценки Дембо - Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан;
- методика «Опросник оценки школьной мотивации» (Т. А. Ратанова);
- методика «Что такое хорошо и что такое плохо».
1. Методы обработки данных, математико-статистического анализа: t-критерий Стьюдента (для связанных и несвязанных выборок); коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Для обработки данных была использована программа «SPSS 17.0 for WINDOWS».
Эмпирическая база и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ «Лицей № 6» г. Миасса. В исследовании приняли участие 25 учеников 3а и 21 ученик 3б класса, из них 26 девочек и 20 мальчиков.
Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования была обеспечена многосторонним анализом изучаемой проблемы на основе определенного исходного теоретико-методологического базиса с применением методического инструментария, который соответствует моделированию психолого-педагогического исследования (В. И. Долгова [8]).
Построенная нами по рекомендациям этих авторов модель содержит четыре блока.
КОНЦЕПТ
Даньшова Т. А. Психолого-педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников // Концепт. - 2015. -_ _ Спецвыпуск № 08. - ART 75132. - 0,4 п. л. - URL:
научно-методический электронный журнал ¡^^^дд^'^^зо^^о?"1' ~ Г°С' Р6Г' ЭЛ
ART 75132 УДК 159.9
Теоретический блок включал в себя сбор и анализ литературных источников, по проблеме исследования, подбор методик соответствующих теме, содержанию исследования и возрасту учащихся.
В диагностический блок вошли три методики диагностики компонентов личностных универсальных учебных действий. По результатам диагностики учащиеся были разделены на две группы. Дети экспериментальной группы приняли участие в формирующем блоке.
Формирующий блок включал разработку программы формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников, где важное направление связано с формированием школьной мотивации, формированием самооценки, а также нравственных представлений.
Аналитический блок включал в себя: проведение повторной диагностики уровня сформированности компонентов личностных универсальных уебных действий младших школьников, обработку результатов с помощью математической статистики. Выявление динамики в количественном и качественном отношении.
Сказанное составило сущность проведенного моделирования формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников содержит компоненты, достаточный уровень сформированности которых и обуславливает сфор-мированность личностных универсальных учебных действий младших школьников, а именно: самооценка, мотивация и нравственно-этическая ориентация.
Исследование сформированности компонентов личностных универсальных учебных действий: самооценки, мотивации и нравственных представлений выявило следующее.
Методика Дембо - Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан выявила, что низкий уровень самооценки у 20% (5 учащихся) 3а класса и у 19,05% (4 учащихся) 3б класса. Средний уровень самооценки у 28% (7 учащихся) 3а класса и 28,57% (6 учащихся) 3б класса. Высокий уровень самооценки составил 28% (7 учащихся) и 23,81% (5 учащихся) 3а и 3б классов соответственно. Очень высокий уровень самооценки у 24% (6 учащихся) 3а класса и у 28,57% (6 учащихся) 3б класса.
Опросник оценки школьной мотивации Т.А. Ратановой выявил, что высокий уровень школьной мотивации у 4% (1 учащегося) 3а класса и у 9,52% (2 учащихся) 3б класса. Хороший уровень школьной мотивации у 24% (6 учащихся) 3а класса и у 14,29% (3 учащихся) 3б класса. У 40% (10 учащихся) 3а класса и 33,33% (7 учащихся) 3б класса, средний уровень школьной мотивации. С низким уровнем школьной мотивации 20% и 23,81% (по 5 учащихся) в 3а и 3б классах. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация у 12% (3 учащихся) и у 19,05% (4 учащихся) 3а и 3б классов соответственно.
По методике «Что такое хорошо и что такое плохо» были получены следующие результаты: 24% (6 учащихся) 3а класса и 38,09% (8 учащихся) 3б класса с высоким уровнем нравственных представлений. Со средним уровнем нравственных представлений 48% (12 учащихся) 3а класса и 42,86% (9 учащихся) 3б класса. Низкий уровень 28% (7 учащихся) 3а класса и 19,05% (4 учащихся) 3б класса.
Анализ полученных данных подтверждает нашу гипотезу, что сформирован-ность компонентов личностных универсальных учебных действий младших школьников находится на недостаточном уровне, что говорит о необходимости реализации программы формирования личностных универсальных учебных действий.
Для реализации программы формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников применим метод математической статистики -
ru Q м
КОНЦЕПТ
Даньшова Т. А. Психолого-педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников // Концепт. - 2015. -_ _ Спецвыпуск № 08. - ART 75132. - 0,4 п. л. - URL:
научно-методический электронный журнал ¡^^^дд^'^^зо^^о?"1' ~ Г°С' Р6Г' ЭЛ ART 75132 УДК 159.9
метод ранговой корреляции Спирмена, для определения взаимосвязи между компонентами личностных универсальных учебных действий, на основании которых будет разрабатываться программа.
Для определения экспериментальной группы, был применен статистический метод T-критерий Стьюдента, путем определения значимых отличий между уровнями компонентов личностных универсальных учебных действий в обоих классах. На основании проделанного анализа, экспериментальной группой будем считать 3а класс, поскольку различий значимых между классами нет, а запрос на работу по данному направлению поступал от учителя.
Третья глава посвящена опытно-экспериментальному исследованию психолого-педагогических условий формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников. В этой главе нами была разработана и реализована программа психолого-педагогических условий формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников, которая состоит из 30 занятий. Формирующая программа соответствует цели и задачам исследовательской работы, разработана с учетом названных теоретических предпосылок (В. И. Долгова [8]). Основными методами работы были игры, упражнения, приёмы арттерапии, релаксационные упражнения, беседы, дискуссии, работа с текстом.
Программа поможет ученикам позволит сформировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, научит осознавать себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.
После проведения формирующего эксперимента была осуществлена повторная диагностика, которая позволила оценить эффективность реализации формирующей программы.
Результаты до и после реализации программы по методике диагностики самооценки Дембо - Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан экспериментальной группы: очень высокий уровень до у 24% (6 учеников), после у 16% (4 учеников); высокий уровень самооценки до у 28% (7 учеников) и у 24% (6 учеников) после; средний уровень у 28% (7 учеников) до и у 48% (12 учеников) после; низкий уровень до у 20% (5 учеников) и у 12% (3 учеников) после реализации программы.
Методика «Опросник оценки школьной мотивации» (Т. А. Ратанова) до и после реализации программы выявила, что у учеников экспериментальной группы: высокий уровень до и после реализации программы у 12% (3 учеников); хороший уровень школьной мотивации до у 20% (5 учеников) и у 24% (6 учеников) после; средний уровень у 40% (10 учеников) до и у 48% (12 учеников) после; низкий уровень до у 24% (6 учеников) и у 16% (4 учеников) после реализации программы; негативное отношение к школе, школьная дезадаптация у 4% (1 ученика) до и нет ни одного ребёнка с негативным отношением к школе после реализации программы.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» у учащихся экспериментальной группы до и после реализации программы выявила: высокий уровень до реализации программы у 24% (6 учеников) и у 32% (8 учеников) после; средний уровень до у 48% (12 учеников) и у 52% (13 учеников) после; низкий уровень до у 28% (7 учеников) и у 16% (4 учеников) после реализации программы.
- Для проверки гипотезы исследования о том, что развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников пройдет успешнее, если будет реализована совокупность психолого-педагогических условий: создание в группе атмосферы психологической безопасности, взаимоподдержки и доверия, актуализации
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Даньшова Т. А. Психолого-педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников // Концепт. - 2015. -_ _ Спецвыпуск № 08. - ART 75132. - 0,4 п. л. - URL:
научно-методический электронный журнал ¡^^^дд^'^^зо^^о?"1' ~ Г°С' Р6Г' ЭЛ
ART 75132 УДК 159.9
положительной внутренней мотивации младших школьников к развитию личностных универсальных учебных действий, соблюдение основных принципов ведения групповой работы; реализация развивающей деятельности, направленной на формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе субъект-субъектного взаимодействия, была выполнена математическая обработка экспериментальных данных с помощью Т-критерия Стьюдента.
Различия между средними показателями компонентов личностных универсальных учебных действий экспериментальной группы до и после реализации программы, также с контрольной группой значимы, т. е. уровень личностных универсальных учебных действий младших школьников экспериментальной группы изменился, в результате реализации совокупности психолого-педагогических условий. Гипотеза исследования доказана.
Результаты до и после реализации программы по методике диагностики самооценки Дембо - Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан экспериментальной группы: очень высокий уровень до у 24% (6 учеников), после у 16% (4 учеников); высокий уровень самооценки до у 28% (7 учеников) и у 24% (6 учеников) после; средний уровень самооценки у 28% (7 учеников) до и у 48% (12 учеников) после; низкий уровень самооценки до у 20% (5 учеников) и у 12% (3 учеников) после реализации программы.
Методика «Опросник оценки школьной мотивации» (Т. А. Ратанова) до и после реализации программы выявила, что у учеников экспериментальной группы: высокий уровень до и после реализации программы у 12% (3 учеников); хороший уровень школьной мотивации до у 20% (5 учеников) и у 24% (6 учеников) после; средний уровень у 40% (10 учеников) до и у 48% (12 учеников) после; низкий уровень до у 24% (6 учеников) и у 16% (4 учеников) после реализации программы; негативное отношение к школе, школьная дезадаптация у 4% (1 ученика) до и нет ни одного ребёнка с негативным отношением к школе после реализации программы.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» у учащихся экспериментальной группы до и после реализации программы выявила: высокий уровень до реализации программы у 24% (6 учеников) и у 32% (8 учеников) после; средний уровень до у 48% (12 учеников) и у 52% (13 учеников) после; низкий уровень до у 28% (7 учеников) и у 16% (4 учеников) после реализации программы.
Для проверки гипотезы исследования о том, что развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников пройдет успешнее, если будет реализована программа психолого-педагогических условий формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников: создание в группе атмосферы психологической безопасности, взаимоподдержки и доверия, актуализации положительной внутренней мотивации младших школьников к развитию личностных универсальных учебных действий, соблюдение основных принципов ведения групповой работы; реализация развивающей деятельности, направленной на формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе субъект-субъектного взаимодействия, была выполнена математическая обработка экспериментальных данных с помощью Т-критерия Стьюдента.
Выводы
Различия между средними показателями компонентов личностных универсальных учебных действий экспериментальной группы до и после реализации программы, а также различия экспериментальной с контрольной группой после реализации программы значимы, т. е. уровень личностных универсальных учебных действий млад-
PU г М
КОНЦЕПТ
Даньшова Т. А. Психолого-педагогические условия |д| формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников // Концепт. - 2015. - ÄXä Спецвыпуск № 08. - ART 75132. - 0,4 п. л. - URL:
научно-методический электронный журнал ¡^^^дд^'^^зо^^о?"1' ~ Г°С' Р6Г' ЭЛ ART 75132 УДК 159.9
ших школьников экспериментальной группы изменился, в результате реализации совокупности психолого-педагогических условий. Гипотеза исследования доказана.
Ссылки на источники
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., . Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -М.: Просвещение, 2010. - 251 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с. Долгова В. И., Цветкова Н. В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 7. - С. 89-98.
Цукерман Г. А. Пизанская башня отечественного образования // Школьный психолог. - 2008. -№ 03. - URL: http://psy. Iseptember. ru/article. php?ID=200800302
Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия: монография. - М.: Издательство Перо, 2014. - 185 с. Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Кондратьева О. А., Шумакова О. А. Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений (монография). - М.: Буки Веди, 2012. - 152 с Долгова В. И. Системные инновационные технологии целеполагания // GLOBAL CRISIS OF CON-TEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES Materials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05 -November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05 - November 12, 2012). Chief editor - Pavlov V. V. - L., 2013. - С. 41-45.
2.
3.
4.
Tatiana Danshova,
Educational psychologist, Munitsypalnoe Independent Educational Institution "Lyceum № 6" Miass; Candidate for a master's degree faculty of psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk [email protected]
Psycho-pedagogical conditions of formation of personal universal educational actions younger students
Abstract. The problems of modern education system and ways to solve it. Considered psycho-pedagogical conditions of formation of personal universal educational actions younger students. Spitsifika defined process of formation of personal universal educational actions in the early school years. Presentation of the results of the study.
Key words: universal curricular activities, personal universal learning activities, the conditions of formation of personal universal educational actions, younger school age, a model program for the formation of personal universal educational activities.
Рекомендовано к публикации:
Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск
977230412015920