Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, детерминирующие готовность сотрудника органов внутренних дел к самообразовательной деятельности'

Психолого-педагогические условия, детерминирующие готовность сотрудника органов внутренних дел к самообразовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / УСЛОВИЯ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FACTORS / CONDITIONS / SELF-EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочеров Ю. Н.

В статье рассматриваются некоторые условия и факторы, позволяющие организовать профессионально направленную самообразовательную деятельность сотрудника органов внутренних дел, выступающую основой его личностного и профессионального саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL THE CONDITIONS DETERMINING READINESS OF AN EMPLOYEE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES FOR SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY

In article makes research of some conditions and factors that allow organizing professionally directed self-educational activity of an employee of law-enforcement bodies. This activity is treated as a basis for personal and professional self-development.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, детерминирующие готовность сотрудника органов внутренних дел к самообразовательной деятельности»

9. Хохлова, Е.В. Теория и практика формирования экологической культуры младших школьников (на материале сельской школы). -Ставрополь, 2001.

10. Шульженко, А.К. Воспитание эстетического восприятия окружающей среды в европейских странах // Экологическое образование. -2005. - № 2.

Bibliography

1. Pazova, R.I. Ehkologicheskaya kuljtura - osnova ehkologicheskogo obrazovaniya // Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. - 2009. - № 2.

2. Psikhologicheskiyj slovarj / pod red. V.P. Zinchenko, B.G. Metheryakova. - M., 1996.

3. Bayjborodova, L.V. Izuchenie ehffektivnosti vospitateljnoyj sistemih shkolih. - Pskov, 1994.

4. Zverev, I.D. Organizaciya ehkologicheskogo obrazovaniya v shkole. - M., 1990.

5. Soloveyjchik, S.L. Pedagogika dlya vsekh: kn. dlya buduthikh roditeleyj / S.L. Soloveyjchik. - M., 1989.

6. Makarenko, A.S. Celj vospitaniya // Izbr. ped. soch.: v 2 t. / pod red. I.A. Kairova [i dr.]. - M., 1977. - T. 1.

7. Afanasjeva, E. Ehkologiya ne znaet granic // Yunihyj naturalist. - 1990. - № 1.

8. Kavtaradze, D.N. Strategiya obrazovaniya dlya ustoyjchivogo razvitiya: otstupatj nekuda // Ustoyjchivihyj mir: na puti k ehkologicheski

bezopasnomu grazhdanskomu obthestvu: materialih XII Mezhdunar. konf. po ehkologicheskomu obrazovaniyu. - M., 2006.

9. Khokhlova, E.V. Teoriya i praktika formirovaniya ehkologicheskoyj kuljturih mladshikh shkoljnikov (na materiale seljskoyj shkolih). - Stavropolj, 2001.

10. Shuljzhenko, A.K. Vospitanie ehsteticheskogo vospriyatiya okruzhayutheyj sredih v evropeyjskikh stranakh // Ehkologicheskoe obrazovanie. - 2005. - № 2.

Статья поступила в редакцию 12.02.14

УДК 378

Kocherov U.N. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL THE CONDITIONS DETERMINING READINESS OF AN EMPLOYEE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES FOR SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY. In article makes research of some conditions and factors that allow organizing professionally directed self-educational activity of an employee of law-enforcement bodies. This activity is treated as a basis for personal and professional self-development.

Key words: factors, conditions, self-educational activities.

Ю.Н. Кочеров, преп. каф. административного права и административной деятельности, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ГОТОВНОСТЬ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются некоторые условия и факторы, позволяющие организовать профессионально направленную самообразовательную деятельность сотрудника органов внутренних дел, выступающую основой его личностного и профессионального саморазвития.

Ключевые слова: факторы, условия, самообразовательная деятельность.

Анализ состояния проблемы самообразовательной деятельности показывает, что формирование готовности личности к ней зависит от наличия определенных условий. В ходе исследования были выделены две группы условий - психологические и педагогические.

К числу психологических условий были отнесены:

1. Актуализация самообразовательной деятельности в сознании индивида как ценности. Ценностный аспект самообразовательной деятельности можно рассматривать двояко: как личностный смысл в системе деятельности и индивидуального сознания субъекта, а не абстрактное понимание того, зачем ему необходимо самообразование; как действительное отношение к самообразовательной деятельности. В таком контексте ценность самообразовательной деятельности и ее смысл оказываются тесно связанными. Именно на этой связи акцентировал внимание в своих работах С.Л. Рубинштейн [1, с. 370]: «Говоря о смысле и значении явлений, людей, событий и т.д. в жизни человека, мы говорим о роли «ценностей» в регуляции поведения...».

Наши данные показывают, что смысл самообразовательной деятельности понимается сотрудниками органов внутренних по-разному. Для одних сотрудников на первый план выступает его практический, утилитарный аспект для других - духовная составляющая.

Представляется, что различия в понимании смысла самообразовательной деятельности как ценности возникают из-за недостаточной психолого-педагогической работы с личным составом сотрудников. В этой связи ценностный аспект самообразования в жизни современного сотрудника органов внутренних дел необходимо формировать целенаправленно, развивая знания и умения, позволяющие личности преодолевать жизненные и профессиональные проблемы, воспитывая волю, характер

и моральную ответственность, обеспечивая возможности для раскрытия духовных потенций и пр.

В ходе исследования установлено, что понимание личностью ценности самообразования наталкивается на ряд трудностей. Так, отсутствие интереса к самообразовательной деятельности обычно имеет место тогда, когда она не приобрела личностный смысл. Чтобы преодолеть такую ситуацию, уже на этапе начального профессионального обучения сотрудника органов внутренних дел необходимо формировать внутреннее «пристрастное» отношение к самообразовательной деятельности, раскрывая два главных момента: 1) осознание объективной значимости самообразования как феномена в современных условиях жизнедеятельности; 2) понимание личностью субъективной значимости самообразования как ценности для себя.

2. Мотивация самообразовательной деятельности. В процессе самообразовательной деятельности, прежде всего, происходит обретение субъектом знаний. В то же время самообразовательная деятельность выступает не только средством достижения познавательных, но и других целей, например, связанных с использованием приобретаемых знаний. Тогда в первом случае имеет место познавательная мотивация, которая проявляется в интересе к новым знаниям. Во втором случае познавательная мотивация направлена на практическую сторону знаний, при этом познавательный мотив приобретает «внешний» по отношению к самообразованию характер.

Формирование у сотрудника органов внутренних дел положительной устойчивой мотивации к самообразовательной деятельности может осуществляться с помощью таких приемов, как: разъяснение практической значимости самообразования; развитие потребности субъекта в самообразовании и др.

3. Раскрытие потенциала личности. Базисным считается биологический потенциал человека, оказывающий влияние на

его физическую и психическую активность, работоспособность и устойчивость [2]. Его ресурность играет большую роль в деятельности сотрудника органов внутренних дел - она может быть увеличена за счет целенаправленного саморазвития. Психический потенциал отражает ресурсность психических процессов -объем и характеристики памяти, внимания, мышления, воображения, особенности эмоционально-волевой сферы. Данный потенциал тесно связан со специальными способностями сотрудника органов внутренних дел. Характерологический потенциал (активность, целеустремленность, твердость, решительность) может являться важным коррелятом личностных и профессиональных достижений. Потенциал опыта личности обладает свойством практически неограниченной ресурсной восполняемости. Опыт, новые знания и умения приобретаются на протяжении всей жизни, причем этот процесс с помощью самообразовательной деятельности может динамически интенсифироваться. Потенциал направленности связан с личностными стандартами и эталонами, целями и личностными смыслами.

Все названные потенциалы личности могут подвергаться раскрытию. Раскрытие потенциала личности сотрудника органов внутренних дел, на наш взгляд, должно в первую очередь быть связано с развитием способностей, особенно тех, которые имеют отношение к самообразовательной деятельности. Причем приоритет в их развитии должен отдаваться интеллектуальным способностям. В процессе интеллектуального развития пополняются знания, расширяется кругозор, формируются интеллектуальные умения, что реализует возобновляемую составляющую потенциала. Это, в свою очередь, способствует формированию новых интеллектуальных потребностей, целей и мотивов, т.е. процесс развития усиливается. При этом субъект приобретает качества, которые становятся значимыми личностными преимуществами, что очень важно в свете обсуждаемой проблемы.

В числе педагогических условий были выделены:

1. Учет влияния социальной среды на развитие и саморазвитие личности. Признавая определяющую роль влияния социума на развитие сознания личности сотрудника органов внутренних дел, подчеркнем необходимость самообразовательной деятельности как объекта приложения этого сознания. При этом самообразовательная деятельность будет выступать в качестве формы активности сознания. Сознание же будет являться регулятором всего поведения личности и всех ее действий.

Анализ теоретических материалов позволяет сделать ряд выводов о роли социальных взаимодействий в личностном и профессиональном саморазвитии сотрудника органов внутренних дел:

- взаимодействие социума и личности есть одно из проявлений взаимодействия индивидуального сознания с общим информационным полем. Это взаимодействие проявляется, в том числе, посредством самообразовательной деятельности;

- социальные условия, отражая целостность Среды, окружающей индивидуальное сознание, оказывают существенное влияние на процессы рефлексии и детерминируют в определенной степени помыслы и чувства личности, в том числе побуждая ее к самообразовательной деятельности;

- социокультурный уровень Среды в значительной мере определяет силу и форму самоутверждения личности, обуславливает тип ее направленности.

2. Ориентация самообразовательной деятельности на личностно детерминированную дидактическую стратегию. Обращаясь к понятию дидактической стратегии в структуре индивидуальной самообразовательной деятельности сотрудника органов внутренних дел на этапе его начального профессионального обучения, мы попытались определить смысловые границы данного понятия. На наш взгляд, они должны входить непосредственно в систему ориентирования личности, которое выполняет функцию осознания самообразования с точки зрения его образа, смысла, ценностей, норм и целей.

Образ самообразования в абстракции от его реального воплощения характеризует интуитивно-чувственную и эмоционально окрашенную модель образовательного процесса. Он включен в систему ориентирования личности посредством механиз-

Библиографический список

мов восприятия и интуиции. Смысл самообразования выражает его сущностное предназначение и своеобразие. Ценности самообразования определяют значимые для личности и соотнесенные с общепринятыми культурными образцами стороны обучения (процессуальная и содержательная), которые тем самым приобретают не только субъективный, но и объективный смысл. Нормы самообразования проявляются в принципах и правилах, имеющих организующий и регулирующий характер. Принципы имеют нравственное и социальное содержание. Цели самообразования устанавливают конкретные способы и пути реализации принципов, связанные с достижением желаемого результата.

Таковы предпосылки организации личностно детерминированного процесса самообразования. Чтобы стать компонентами ориентирующей деятельности личности, они должны войти в ее реальную практику и превратиться в практические установки (ориентации). Кроме того, они должны быть идентифицированы личностью и приняты ею в качестве исходных условий его самообразовательной деятельности. Применительно к сотруднику органов внутренних дел этот процесс можно представить следующим образом:

- восприятие событий, детерминирующих самообразование, как целостной или дифференцированной реальности (появление перцептивных ориентаций);

- распознавание и понимание образов событий, недоступных для непосредственного восприятия и определяющих способ конструирования самообразовательной деятельности (возникновение смысловых ориентаций);

- оценка и приписывание значений явлениям и событиям, детерминирующим самообразование (образование ценностных ориентаций);

- согласование реального или воображаемого поведения с нормами (функционирование нормативных ориентаций);

- определение направленности и характера действий по достижению личностно значимых образовательных результатов (формирование целевых ориентаций).

Указанные ориентации рассматриваются нами как элементы системы ориентирования личности. Они находятся между собой в иерархических связях.

3. Рациональная организация самообразовательной деятельности. Рациональная самоорганизация деятельности -умение личности без систематического внешнего контроля, без помощи и стимуляции извне организовывать и проводить самообразовательную деятельность, направленную на достижение поставленных цели и задач.

Рациональную самоорганизацию самообразования сотрудника органов внутренних дел мы рассматриваем как особый случай самоуправления, первым элементом которого является подготовительная работа. Она состоит из: а) составления плана самообразовательной деятельности (содержание и порядок деятельности, средства, необходимые для выполнения деятельности, при необходимости определение субъектов взаимодействия, график работы); б) установления системы знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть, подбора необходимой литературы и технических средств.

Вторым элементом рациональной самоорганизации процесса самообразования является реализация трех этапов:

1) осознание целесообразности и планирования - осознание необходимости самообразовательной деятельности; постановка ее задач на конкретный отрезок времени; составление плана предстоящего вида работы;

2) операционно-познавательный - поиск необходимой информации; проявление умственных усилий при выполнении деятельности; овладение конкретными знаниями и умениями; са-мокоррекция отдельных видов знаний и умений;

3) оценочно-рефлексивный - проверка хода работы; самооценка изменений в знаниях и умениях; обобщение результатов выполнения работы.

Таким образом, рациональная самоорганизация процесса самообразования настолько многогранна, что даже схематически она выглядит весьма сложной, а в реальности оказывается еще сложней.

1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М., 1989. - Т. 1.

2. Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения. - М., 1982.

Bibliography

1. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii: v 2 t. - M., 1989. - T. 1.

2. Platonov, K.K. Sistema psikhologii i teoriya otrazheniya. - M., 1982.

Статья поступила в редакцию 12.02.14

УДК 371

Leutina A.L. WORLD-PERCEPTION APPROACH TO SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH HIGH CREATIVE POTENTIAL. This article is dedicated to a new world-perception approach to the process of socialization of children with high level of creative potential. The purpose of this approach is to develop the ability to manage different life strategies. The author analyzes the world outlook model of children's socialization.

Key words: creativity, creative abilities, creative society, children, socialization, worldview, multiculturalism, life strategies, variability.

А.Л. Леутина, канд. пед. наук, докторант Московского гос. университета культуры и искусств,

г. Красноярск, E-mail: [email protected]

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ВЫСОКИМ КРЕАТИВНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ

В настоящей статье даётся описание нового мировоззренческого подхода к социализации детей с высоким креативным потенциалом, предполагающего формирование способностей детей представлять мир и свои жизненные траектории как вариативные.

Ключевые слова: креативность, креативные способности, креативное общество, дети, социализация, мировоззрение, жизненные стратегии, вариативность.

Проблема социализации детей с высоким креативным потенциалом для современного общества становится всё более и более актуальной. Это связано с происходящими изменениями в социально-экономической и культурной жизни ряда стран: стремительным развитием средств коммуникации, автоматизацией производства, повышением роли интеллектуальной деятельности и её продуктов. Учёные социологи и экономисты, такие как Р Флорида, М. Меттьюс, Дж. Поттс и др., определяют эти тенденции как становление креативной экономики, креативного общества и креативного класса как массового социального явления.

В качестве основных производственных ресурсов в эпоху креативной экономики рассматриваются личностные ресурсы человека. В.А. Журавлев, кандидат экономических наук, отмечает: «Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности. В развитых странах креативность становится и основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса» [1].

Т.Е. Степанова, доктор экономических наук, профессор, в своей работе, посвященной экономике в эпоху креативного общества пишет: «В структуре общественного богатства в креативном обществе возрастает доля внеэкономических составляющих: науки, образования, здравоохранения, экологии, человеческих ресурсов. На первое место выходит формирование и развитие человеческого капитала для обеспечения социально-экономического развития» [2].

Таким образом, с одной стороны, уровень развития страны, её конкурентоспособность на мировом рынке в эпоху «креативной экономики» будет зависеть от сформированности «креативного класса», то есть наличия больших групп населения с высоким уровнем творческих способностей, включенных в общественные и экономические процессы; с другой стороны, успешность социализации человека в будущем, прежде всего, будет зависеть от уровня его креативных способностей и их реализации.

Принципиальное изменение типа трудовой деятельности и широкое развитие «креативных производств» будут требовать от педагогики как массовых технологий развития креативности отдельных личностей, так и формирования у детей с высоким уровнем креативности способностей к осуществлению коллективной творческой деятельности, социальной коммуникации и продуктивному взаимодействию. Именно поэтому социализа-

ция детей с высоким уровнем креативности становится одной из ключевых проблем современной педагогики.

На сегодняшний день эта проблема определяется рядом противоречий между:

- современным состоянием системы образования, ориентированной на индустриальный тип общества, и потребностями общества и экономики будущего;

- массовостью технологий социализации, основанных на включении адаптационных механизмов и необходимостью ав-тономизации личности для сохранения и реализации креативного потенциала ребёнка;

- значимостью формирования поликультурного и полисо-циального мировоззрения у детей с высоким креативным потенциалом и слабой вариативностью социальных норм образовательных сред большинства педагогических учреждений;

- необходимостью формирования способностей к созданию ребёнком с высоким креативным потенциалом вариативной жизненной траектории и отсутствием соответствующих педагогических концепций, технологий и методик.

Современная система социализации в условиях массовой школы строится на принципе принятия ребёнком социальных, культурных и иных норм группы или сообщества, в которые он входит, как своих личностных, и адаптации ребёнка к социуму, посредством унификации. Однако технологии социализации, основанные на включении адаптационных механизмов, приводят к снижению вариативности мышления, социальных, культурных и профессиональных стратегий человека, и как следствие результатов его деятельности, что делает их неэффективными для целей воспитания творческих личностей в условиях развития «креативного общества».

Педагогический процесс, выстроенный на основе принципа унификации, оказывая влияние на личность ребёнка с высоким креативным потенциалом, приводит к одному из двух полярных результатов:

- успешной социализации ребёнка за счёт принятия общих для группы или сообщества социальных и культурных норм, что ведёт к уменьшению разнообразия способов деятельности и нестандартности её продуктов, и как следствие нереализации креативного потенциала;

- десоциализации ребёнка при условии сохранения уровня креативных способностей и возможности их реализации.

Неэффективность массовых педагогических технологий в работе с детьми с высоким уровнем креативности подтверждается многими исследователями. Так, К.Р Роджерс, американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.