УДК 378.015.3.025
О.С. Замазий, ассистент, 8-9202701306, 1е1уа211083 @шаП.ги, (Россия, Тула, ТулГУ)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ
Рассмотрены психолого-педагогические проблемы развития
пространственного восприятия, также рассмотрены основные понятия и тезисы.
Ключевые слова: психолого-педагогические проблемы, внимание,
педагогическая психология, педагогика, психология.
В настоящее время существует достаточно большое количество психолого-педагогических и научно-методических исследований, посвящённых проблеме формирования и развития пространственных представлений обучаемых. В психологии накоплена богатая информация о пространственных представлениях и закономерностях их развития, которая служит основой для разработки методик формирования и развития пространственных представлений, в том числе и при обучении начертательной геометрии. Зачастую таким инструментом становится компьютер, что не удивительно, так как уже сложно представить будущее человечества без компьютера. Можно констатировать также и тот факт, что информационные технологии достигли необходимого уровня, чтобы стать базой для преподавания многих предметов.
Понятие «педагогическая психология» вошло в научный оборот с появлением книги П.Ф. Каптерева «Педагогическая психология» (1876).
Педагогическая психология - пограничная, комплексная область знания, которая занимает определенное место между психологией и педагогикой.
Педагогика - исследует сущность обучения и воспитания, разрабатывает теории и технологии обучения и воспитания, определяет их принципы, содержание, формы и методы.
Психология - выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств обучения и воспитания.
Педагогическая психология рассматривается в составе трех разделов: психология обучения; психология воспитания; психология
учителя.
Выделяют три этапа становления педагогической психологии:
Первый этап (середина XVII в. - конец XIX в.).
Этот период представлен именами педагогов Я.А. Коменского (1592-1670), Г. Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (1776-1841), А. Дистервейга (1790-1866), К.Д. Ушинского (1824-1870), П.Ф. Каптерева (1849-1922).
Второй этап (конец XIX в. - начало 50-х гг. XX в.).
Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов этого периода создали базис педагогической психологии. Это работы А.П. Нечаева, А. Бине, Б. Анри, Э. Меймана, Г. Эббингауза, Ж. Пиаже, А. Валлона, Дж. Дьюи, Э. Клапареда, Дж. Уотсона, Э. Толмена, Г. Газри, Т. Халла, Б.Скинера, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, В. Штерна, М. Монтессори и др. Период характеризуется формированием особого психолого-педагогического направления - педологии. В исследованиях (Дж.М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, П.П. Блонский, Л. С. Выготский и др.) комплексно, на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики развития.
Третий этап (50-е гг. XX в. - наши дни).
В 1954 г. Б.Ф. Скиннер на основе психологической теории бихевиоризма выдвинул идею программированного обучения. В 1960-х гг. Л.Н. Ланда сформулировал теорию алгоритмизированного обучения, десятилетием позднее В. Оконь и М. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения. В 1960-1970-х гг. П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина разработали основные положения теории поэтапного формирования умственных действий. В этот период получили экспериментальное обоснование два основных направления развивающего обучения: в 1950-1960-х гг. - дидактико-методическая система Л.В. Занкова, в 1970-х гг. - теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Концепция экстериоризации знаний разрабатывалась Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленским. Появилась концепция суггестопедии Г.К. Лозанова, метод активизации резервных возможностей личности Г.А. Китайгородской. Таким образом, на современном этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения - учебной деятельности, развития способностей и личности учащегося.
Вместе с тем проблема создания условий для формирования пространственных представлений у студентов на парах начертательной геометрии - одна из сложных проблем методики обучения. Несмотря на важную роль, которую играют пространственные представления, сформированность их у выпускников школ находится на низком уровне, а у студентов высших учебных заведений тоже желают лучшего.
Таким образом, приобретает актуальность вопрос о решении проблемы, заключающейся в несоответствии уровня методики формирования пространственного образа при обучении начертательной геометрии разработанным психолого-педагогическим теориям формирования и развития пространственных представлений. Одним из возможных решений поставленной проблемы, может быть использование
компьютерной анимации при обучении начертательной геометрии.
Задача дифференциации учащихся в системе непрерывного образования требует разработки и применения таких диагностических методик, которые позволяли бы выявлять и оценивать психические свойства и качества, значимые для успешности усвоения различных систем знаний, овладения рядом профессий, для личностного развития в целом. К таким свойствам личности можно отнести пространственное восприятие, мышление, которое обеспечивает ориентировку в пространстве - видимом или воображаемом
Проблемой формирования пространственного мышления, пространственного восприятия у студентов, результатом вышеуказанных процессов являются пространственные представления, без которых освоить данный предмет просто невозможно. Развитие воображения - важнейшее условие овладения умением строить и читать чертеж и графической деятельностью в целом. Вместе с тем процесс обучения черчению служит одним из наиболее важных средств развития воображения.
Важнейшим принципом, направленным на обучение, является следующее положение: в начале усвоения нового материала в курсе начертательной геометрии студенты обучаются элементарным приемам, которые характеризуются дополнительной опорой на наглядный материал, а затем методика должна обеспечить перестройку приемов так, чтобы
учащийся создавал образы без дополнительной опоры, т.е. мысленно, деятельностью воображения. Переход студентов от действий с дополнительной опорой к мысленным при формировании образов воображения, восприятия выявляет закономерность, состоящую в том, что в усвоении знаний и умений большую роль играет переход от фактических действий, или действий с наглядным материалом, к мысленным действиям, т. е. к действиям в уме.
Этот переход должен осуществляться своевременно. Если студентов слишком долго обучать «наглядным» способам учебной работы, не
включающим деятельность воображения, восприятия, то это может затруднить развитие их пространственных представлений.
В дальнейшем студенты обучаются приемам создания образов с помощью деятельности восприятия.
Важное место в курсе начертательной геометрии занимает
овладение приемами, которые нужны студентам для создания образов при чтении чертежа. Преподаватель объясняет студентам, что чтение чертежа включает:
- рассмотрение чертежа (включая все его детали и условные обозначения) и соотнесение его элементов по трем проекциям;
- создание образа предмета на основе этого чертежа. Этот
последний процесс является сложным и имеет две неразрывно связанные стороны.
Во-первых, студенты мысленно объединяет три проекции, т.е. синтезирует их, и, во-вторых, он мысленно наполняет проекции третьим измерением.
Но без внимания студент не сможет овладеть приемами, которые объясняет преподаватель.
Выделим основные свойства внимания.
Внимание обладает определёнными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие.
Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определённом объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.
Интенсивность. Характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.
Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Устойчивость внимания поддерживается не только новизной поступающих стимулов, но их повторением. Устойчивость - временная характеристика внимания.
Объём - показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребёнка не более 2-3). Объём внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида. Имеют также значения характеристики воспринимаемых объектов (их однородность, взаимосвязи) и профессиональные навыки самого субъекта.
Распределение, то есть способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов (центров) внимания, что даёт возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания.
Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания.
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 2004
2. Волкова А.А. Димитрова Л.В. Психология и педагогика для студентов вузов./ 2-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 249 с.
3. Зимняя А.И. Педагогическая психология./ 2-е изд. М.: Логос,
2005.
4. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемам, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие для вузов./ 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. 112с. (Высшее образование).
5. Тихомиров О.К. Психология: учебник. / под р д. О.В. Гордеевой. М.: Высшее образование, 2006. 538 с.
O.S. Zamazi
Psychological-pedagogical problems spatial perception.
This article dwells upon the psychological and pedagogical problems of development spatial perception of students.
The problem of creating conditions for the formation of spatial Thinking of the students in the course of descriptive geometry is known to be difficulties of teaching methods.
It is necessary to develop and apply such diagnostic tools that would enable to identify and assess the mental properties and qualities which are important _for successful assimilation o f the various systems of knowledge, mastery in a number of professions and general for personal development.
Key-words: psychological and pedagogical problems, attention, pedagogical psychology, pedagogy, psychology.
Получено 20.03.2010
УДК 378.147
В. И. Иванова, д-р пед. наук, доц., зав. кафедрой,
8-4872-35-37-79 (Россия, Тула, ТулГУ)
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КЛАССИФИКАТОРА ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ
Необходимость оптимизации построения учебного процесса в многопрофильном вузе обусловливает целесообразность разработки университетского классификатора общекультурных компетенций как результативных характеристик подготовки специалистов.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, классификатор,
содержательная трансформация, каталогизация
Разнообразие направлений подготовки выпускников в многопрофильном вузе инициирует разработку подходов к оптимизации построения учебного процесса. В основе организации подготовки по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) нового поколения лежит реализация компетентностно-ориентированного обучения. Компетенции станут результативными характеристиками общекультурного развития и профессиональной квалификации выпускаемого специалиста.
Профессиональная составляющая, отражающая непосредственно суть и содержание будущей профессиональной деятельности выпускника,