В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА
М.А. Алексеева
ВЛИЯНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Специфика художественно-графического факультета определяет особый подход к исследованию творческого развития студентов в процессе обучения инженерной графике. Изучение и применение законов реалистической живописи и рисунка составляет главное содержание учебного курса в профессиональной подготовке на художественно-графическом факультете Костромского государственного университета.
С 1998 года факультет осуществляет подготовку по специальности «Изобразительное искусство». Предметный блок стандарта включает в себя предметы, связанные, в основном, с художественно-изобразительной, декоративно-прикладной деятельностью. Все предметы этого блока в той или иной мере способствуют обогащению творческого потенциала, развивая специальные способности, связанные с изобразительно-художественным творчеством.
Какую же роль играют дисциплины инженерной графики в развитии творческих способностей, и есть ли необходимость их изучения на «творческих факультетах»? Наши наблюдения и исследования показывают прямую связь дисциплин инженерной графики и таких дисциплин как рисунок, композиция, дизайн - студенты, успешно усвоившие курс инженерной графики успешнее обучаются этим дисциплинам.
В свое время, Эрнест Г. Шахтель указывал на тот факт, что опыт цветового восприятия, который развивается на занятиях живописью, имеет сходство с эмоциональным опытом или ощущением эффекта. По его мнению, эмоция не является результатом активно организованного мышления. Она просто предполагает момент откровенности, которым может и не обладать, например человек с подавленным настроением. Как и цвет, эмоция вызывает в нас только определенное отношение. Напротив форма требует более активной реакции и связана с интеллектуальным контролем. Логическое и абстрактное мышление
развивается у студентов в ходе изучения технических графических дисциплин.
Программа курса, знакомящая студентов с инженерной графикой, содержит материал по основам начертательной геометрии и черчения. Перед курсом основ черчения, как частью образовательного процесса по специальности «Изобразительное искусство», стоят основные задачи: обучение студентов установленным методам изображения пространственных форм на плоскости, основным понятиям, правилам и условностям, применяемым при выполнении чертежей, изучение соответствующей терминологии; начертательная геометрия обосновывает способы построения изображений пространственных форм на плоскости.
Знания и навыки, которые получают студенты по дисциплине основ черчения и начертательной геометрии существуют в сознании студентов не изолировано друг от друга. Усвоенные знания и развитые качества помогают формированию новых умений по другим предметам. Например, в работе над рисунком студенты учатся зрительно сравнивать изображаемый предмет и рисунок, отсюда вытекает представление о масштабе из непосредственного глазомерного сравнения видимых величин. При этом действия масштабного преобразования обогащаются и уточняются, опосредствуются системой знаний о пространственных и количественных отношениях. Знания, о единицах измерения уточняются и развиваются совместно с навыками оперирования количественными представлениями, развивается глазомер, при этом операция чувственного сравнения величин не снимается. Приобретенные умения не сводятся к простой сумме навыков. Они служат приобретению готовности сознательно решать ту или иную задачу, предполагают творческую ориентировку в новых условиях.
Огромное значение в сфере творчества придается результатам воздействия технических графических дисциплин на усиленное развитие про-
© М.А. Алексеева, 2008
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 20081
241
странственных представлений, позволяющих представить мысленно форму предметов, взаимное расположение геометрических форм в пространстве определить их размеры, исследовать геометрические свойства, присущие изображаемому предмету, и т.д. Одной из важнейших способностей личности, обеспечивающей успех в творческой деятельности, отмечает Я.А. Пона-марев, является способность действовать «в уме». Организация действий во внутреннем плане, то есть, умение предвидеть конечный результат творческого поиска, возможность человека действовать «в уме», тесно связана с проблемой развития пространственных представлений.
Психолого-педагогические и методические наблюдения за выполнением чертежей студентами при изучении таких предметов, как начертательная геометрия, перспектива, основы машиностроительного черчения, анализ их графических работ обнаруживают ряд затруднений, связанных с особенностями пространственных представлений.
Пространственные представления есть вторичный образ восприятия. В психологии принято разделять представления на два основных вида: образы памяти и воображения. Пространственные представления памяти отражают предмет примерно в том виде, в каком он был дан для восприятия, тогда как воображение обеспечивает создание образов и предметов, которых человек не видел но, информацию о которых в форме словесного описания, схемы и т.д. получил. Образ творческого воображения это принципиально новый образ (например, образ новой конструкции машин, архитектурных сооружений, художественных произведений и т.д.). Трансформированный образ предмета при изображении его сверху, слева, и т.д. то есть выполнение чертежа, не есть новый образ (образ воображения), и памятью мы называем предмет в конкретно-чувственной форме, а не линейно-конструктивной. Чертеж - это обобщенный образ, результат деятельности мышления, следовательно, мышление также является строительным материалом пространственных представлений. Мышление, как и воображение, позволяет предвидеть конечный продукт деятельности. Но с помощью мышления опережение происходит при помощи организованной системы понятий, а с помощью воображения - на основе организованной системы образов. Успешному развитию пространственных
представлений, сознательному, глубокому и прочному усвоению учебного материала способствуют различные виды графических задач и упражнений, как средство, развивающее психолого-по-знавательные характеристики (наблюдательность, внимание, память, воображение, мышление) которые являются психологической основой творческого процесса.
Важнейшим элементом учебного процесса по курсу основ черчения является выполнение графических работ, которое способствует выработке у студентов необходимых навыков выполнения чертежей. На этих занятиях у студентов развиваются способности к определенной стилизации, схематизации чувственного образа в графический знак, умение свободно оперировать им по представлению.
Одним из объединяющих требований к изучению дисциплин основ черчения, начертательной геометрии, перспективы и дизайна является умение строить чертеж. Главная задача в построении чертежа состоит в определении преобразований видимой формы предмета, его элементов или частей при переносе изображения на плоскость. Успешность решения этой задачи зависит от наблюдательности. Наблюдательность в свою очередь является важнейшей характеристикой внимания. В процессе наблюдения внимательно рассматривая предмет, явление или событие мы получаем наиболее точный образ памяти. Отсюда следует то, что при обучении принципам построения чертежа систематическая работа по выбору рационального расположения изображений, сравнению реального предмета с его чертежом, различных элементов детали, способов проектирования и т.д., очень важна для развития детализованных и подвижных представлений играющих ведущую роль в развитии творческих способностей. Переосмысление элементов формы предмета определяется исключительно логикой необходимых геометрических построений, на основе оперирования образом по представлению.
Процесс чтения уже готового чертежа предполагает решение ряда задач, требующих развитого воображения. Чтобы возникло целостное представление о форме предмета изображенного на чертеже, необходимо произвести анализ каждого изображения, соотнести изображения одних и тех же элементов и мысленно объединить разные изображения. То есть, произвести синтез, который требует активной мыслительной деятельности.
242
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008
Выявляя ценность инженерной графики в развитии творческих способностей студентов, нельзя не обратить внимание на разнообразие видов учебной деятельности. Это и контроль размеров чертежа, самоконтроль и взаимоконтроль эскизов, определение рационального подхода к переработке данных при выполнении чертежа, самостоятельная работа со справочным материалом и т.д. Все они способствуют активизации работы, развитию самостоятельности в познавательной деятельности, умению критически мыслить, развитию умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, обосновывать свою точку зрения, развитию способности к рациональному выполнению работы. Совершается процесс взаимного обогащения, когда отдельные приемы творческой деятельности, приобретенные на занятиях по инженерной графике, на занятиях по дисциплинам рисунок, композиция, дизайн и т.д. становятся более законченными. Наличие данных навыков обеспечивает подготовку студентов к более широкому применению своих возможностей во многих сферах деятельности.
Возможности дальнейшего совершенствования творческого развития способностей студентов художественно-графического факультета в процессе освоения технических графических дисциплин заложены, на наш взгляд, в содержательном подходе к построению учебного процесса по этим дисциплинам. Анализируя програм-
мы по данным дисциплинам, убеждаешься в том, что они в основном нацелены на изучение и закрепление учебного материала, без учета выхода его в самостоятельное, творческое использование, где могло бы быть применено конструирование, рационализация, создание новых по форме и содержанию конструктивных образов. В число структурных компонентов образования обязательно должны входить умения работы с компьютером, которые, несомненно, должны быть отнесены сегодня к общекультурным. Навыки, которые раньше причисляли к специфике технических специальностей, становятся необходимыми в обиходе каждого специалиста.
Развитие творческих способностей при освоении технических графических дисциплин требует поиска путей обогащения учебного процесса разнообразными сочетаниями различных видов деятельности, дидактически обоснованными сочетаниями традиционных и новых типов заданий, стремлением к широкому использованию межпредметных связей при которых не подвергается сомнению наличие одновременного применения в них знаний из различных наук и многого другого. При всем этом мы не должны забывать что, как отмечал А.Д. Ботвинников «начертательная геометрия как наука и черчение как учебный предмет имеют и свою особую, присущую только им логику и систему познания, и свои приложения к реальной действительности».
Т.И. Базарова ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТАМИ-ФИЛОЛОГАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Специфика обучения студентов филологических факультетов педвузов дополнительной специальности «Иностранный язык» заключается в том, чтобы при ограниченном количестве занятий обучающиеся могли бы в максимально полном объёме получить необходимые знания.
В профессиональной подготовке по иностранному языку студентам неизбежно приходится сталкиваться с аутентичным научным материалом. Знание особенностей немецких научных текстов может способствовать лучшему понима-
нию предъявляемой информации за более короткое время.
Исследовательская деятельность студентов, по мнению одних учёных, может быть рассмотрена под призмой трёх факторов:
1. Процесс интерпретации научных текстов требует достаточно высокого уровня языковой подготовки и определяется степенью сложности материала.
2. Специфика этой деятельности основывается на ранее полученных лингвистических знаниях по родному языку.
© Т.И. Базарова, 2008
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008І
243