Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности участников образовательного процесса в условиях формирования виртуальной образовательной среды на примере факультета клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета'

Психолого-педагогические особенности участников образовательного процесса в условиях формирования виртуальной образовательной среды на примере факультета клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЗАИМНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMMUNICATIVE ENVIRONMENT / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / MUTUAL COMMUNICATION / SUBJECT-OBJECT RELATIONS / REVERSE CONNECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козина Наталия Викторовна, Маликова Татьяна Владимировна

Рассматриваются особенности внедрения некоторых инновационных технологий организации учебного процесса в виртуальной образовательной среде факультета клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Представлен анализ реализации и эффективности данных технологий в различных сферах коммуникационного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козина Наталия Викторовна, Маликова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Peculiarities of Educational Process Participants in the Conditions of Virtual Educational Environment Development on the Example of the Faculty of Clinic Psychology, St. Petersburg State Pediatric Medical University

Peculiarities of implementation of some innovative technologies of educational process in the virtual educational environment of the faculty of Clinic Psychology at St. Petersburg State Pediatric Medical University are discussed. Analysis of achievement and effectiveness of these technologies in different spheres of communicative space is presented.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности участников образовательного процесса в условиях формирования виртуальной образовательной среды на примере факультета клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета»

УДК 159.99

ББК Ч 466.46 ГСНТИ Код ВАК 19.00.07

Козина Наталия Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; 194100, Санкт-Петербург, ул. Турку, д. 20, к. 1, кв.148; e-mail: navico@mail.ru

Маликова Татьяна Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; Санкт-Петербург, ул. Пограничника Гарькавого, д. 16, к. 4, кв. 45; e-mail: lotus_76@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДИАТРИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: виртуальная образовательная среда; коммуникационная среда; инновационные технологии; взаимные коммуникации; субъектно-объектные отношения; обратная связь.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются особенности внедрения некоторых инновационных технологий организации учебного процесса в виртуальной образовательной среде факультета клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Представлен анализ реализации и эффективности данных технологий в различных сферах коммуникационного пространства.

Kozina Natalia Viktorovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of the Chair of Clinic Psychology, St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg, Russia.

Malikova Tatiana Vladimirovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of the Chair of Clinic Psychology, St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg, Russia.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF EDUCATIONAL PROCESS PARTICIPANTS IN THE CONDITIONS OF VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF THE FACULTY OF CLINIC PSYCHOLOGY,

ST. PETERSBURG STATE PEDIATRIC MEDICAL UNIVERSITY

KEY WORDS: virtual educational environment; communicative environment; innovative technologies; mutual communication; subject-object relations; reverse connection.

ABSTRACT. Peculiarities of implementation of some innovative technologies of educational process in the virtual educational environment of the faculty of Clinic Psychology at St. Petersburg State Pediatric Medical University are discussed. Analysis of achievement and effectiveness of these technologies in different spheres of communicative space is presented.

В настоящее время необходимым условием существования и конкурентоспособности практически любой образовательной системы является активное внедрение различных информационных технологий. В последнее время интенсивно обсуждаются различные аспекты виртуального пространства как факторы развития образовательной среды в целом. При этом различно понимается сам термин «виртуальная образовательная среда».

М. Е. Вайндорф-Сысоева дает наиболее подробный анализ различных аспектов рассмотрения данного феномена, рассматривая виртуальную образовательную среду в том числе как:

- информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемые и используемые

для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса (1, с. 5).

- информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое технологиями информации и коммуникации, включающее комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющее осуществлять управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников;

- в организационно-коммуникативном аспекте - сложная самонастраивающаяся и самосовершенствующаяся коммуникативная система; такая система подразумевает установление эффективной взаимосвязи между обучающим, обучающимся и другими участниками учебного процесса, а также корректировку поведения, действий участников процесса коммуникации применительно к изменяющейся ситуации (2, с. 202-215).

© Козина Н. В., Маликова Т. В., 2013

Хотелось бы отметить, что в данных характеристиках виртуальной образовательной среды и преподаватели, и студенты являются по сути не субъектами, а объектами этого процесса.

В наибольшей степени учитывает субъектно-объектные отношения среды

О. А. Ильченко, который предлагает рассматривать виртуальную образовательную среду как совокупность (или систему) информационной, технической и учебнометодической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников, либо как программнотелекоммуникационную среду, обеспечивающую ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в электронных сетях с использованием единых технологических средств, доступных любому числу учебных заведений независимо от их профессиональной специализации и уровня образования (3, с. 69-88).

Опыт использования виртуальных коммуникаций свидетельствует о взаимно обогащающем воздействии системы (педагогическом, психологическом, профессионально и личностно развивающем) и направленном не только на обучающихся, но и на других участников взаимодействия -преподавателей. С другой стороны, сама система при условии гибкого реагирования на получаемую обратную связь участников взаимодействия изменяется и трансформируется, стремясь к большей эффективности. Таким образом, под виртуальным обучением можно понимать как процесс, так и результат коммуникации участников образовательного процесса в виртуальной среде.

Несомненно, что разность определений данного понятия отражает различие методологических подходов к изучению, формированию и развитию виртуальной образовательной среды в условиях конкретного образовательного учреждения или специфической системы учреждений.

Многие исследователи отмечают различные проблемы перехода образовательных учреждений к активному внедрению новых информационных технологий в учебный процесс и в формировании профессионально значимых качеств.

Так, С. А. Тыртый выделяет такие проблемы преподавателей, как:

- нежелание переходить от традиционных методов обучения, обоснованное необходимостью прилагать дополнительные усилия;

- боязнь утратить авторитет у учащихся, обусловленная низким уровнем владения информационно-коммуникационными технологиями;

- боязнь вытеснения компьютером личности педагога;

- нехватка времени и специальных знаний для эффективного использования технологий в учебном процессе;

- неспособность адекватно оценить предлагающиеся программные средства и технологии с точки зрения их качества и результативности в процессе обучения и пр.

Автор формулирует также необходимые условия осуществления успешного виртуального образовательного процесса:

- владение навыками работы с электронной почтой в Интернете и наличие доступа к телекоммуникационным ресурсам (как минимум к электронной почте);

- знание персонального компьютера на пользовательском уровне, а также умение работать с офисными приложениями (например, Word, Ехсе1) и популярными гипертекстовыми редакторами;

- умение излагать свои мысли письменно;

- умение читать и писать на языке общения группы (т. е. владение тезаурусом группы) (5).

С психологической точки зрения

Н. А. Носовым выделены следующие специфические свойства виртуальной реальности: порождённость, актуальность, автономность, интерактивность. Психологические виртуальные реальности порождаются, с его точки зрения, психикой человека. Виртуальная реальность существует, только пока активна порождающая её реальность: в виртуальной реальности своё время, пространство и законы. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей её.

Н. А. Носов отмечает преимущества такого обучения:

- мобильность - ускорение использования учебных материалов (возможность быстрее их найти, расположить в удобной форме компьютерного интерфейса и при необходимости быстро размножить);

- гипертексты - иерархические структуры подачи информации (расширение иллюстративного материала, увеличение структурированного объема усваиваемой информации);

- интерактивность - вступление учебного средства во взаимодействие с учащимися и передача информации в режиме онлайн;

- дистантность - возможность удаленного доступа и удаленной связи с учебными центрами, базами данных, электронными библиотеками и преподавателями (4, с. 14).

Однако, можно выделить также и негативные характеристики интенсивного использования виртуальных образовательных технологий:

• психофизиологические - чрезмерная нагрузка на зрение, излучение и кадровые частоты экрана, длительное нахождение в статичном положении;

• репродуктивность - сведение учебной деятельности к воспроизводству имеющейся в компьютерной среде информации, что приводит к снижению творческого подхода, ограничивается самостоятельная конструктивная работы с материалом, субъективно-личностный вклад в выполняемую работу;

• обезличенность - замещение непосредственного общения механистическим процессом, снижение значимости персональных характеристик, выхолащивание эмоциональной стороны общения.

В то же время использование современных информационных технологий является необходимым условием для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, в частности:

- способности и готовности к профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и сети Интернет (ОК - 13);

- готовности к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активное включение в сеть профессионального сообщества, ведение постоянного информационного наблюдения за предметной областью, владение анализа динамики ее развития и др. (ПК - 1).

Широкое обсуждение специфических особенностей виртуальной образовательной среды обусловлено прежде всего расширяющейся системой различных образовательных программ, осуществляющихся на базе дистанционной системы обучения. Несомненно, что такая система требует разработки методологических подходов и создания различных алгоритмов образовательного процесса, не таких, как в системе традиционного обучения. Однако обучающая система в рамках традиционного очного образования, включающая необходимость систематического посещения и подразумевающая обязательность непосредственного общения в рамках образовательного процесса не может оставаться в стороне от современных информационных технологий.

Опыт разработки и апробации различных способов и инновационных технологий на факультете клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета позволил выделить некоторые эффектив-

ные способы обеспечения и улучшения эффективности учебного процесса. Данные стратегии разрабатывались и обсуждались на цикловых комиссиях факультета, заседаниях кафедр, для получения обратной связи проводились опросы студентов различных курсов.

Все анализируемые компоненты интерактивных технологий психолого-педагоги-ческого воздействия можно достаточно условно разделить на следующие группы.

1. Информационно-организационная виртуальная образовательная среда -обеспечивается прежде всего на основе официального сайта факультета, который включает в себя не только стандартные сведения о факультете, его структуре и сотрудниках, научной, учебной и других видах деятельности, но и различные методические материалы к изучаемым дисциплинам. Информация по учебным предметам содержит:

• основные разделы курса,

• список рекомендуемой литературы,

• вопросы и задания по курсу,

• технологическую карту для обеспечения балльно-рейтинговой системы оценки учащихся.

Однако преподаватели отмечают необходимость периодического внесения оперативных изменений в ходе изучения курса, в частности, варьируется сложность заданий и их очередность в зависимости от особенностей усвоения материала группой студентов в целом.

Кроме того, многие преподаватели имеют свои собственные интерактивные кабинеты, в которых размещают более подробную информацию по курсу, различные приложения, аудио и видео материалы и т. д. Информационный блок, предназначенный для студентов, позволяет оперативно вносить изменения в учебный процесс.

Студенты прежде всего отмечают полезность наличия на сайте электронных адресов преподавателей, что дает им возможность оперативной связи с ними. Также большой интерес вызвали краткие аннотации о профессиональной направленности, тексты последних научных статей и тезисов сотрудников факультета. Учащиеся отмечали, что именно эта информация позволила им определиться с выбором научных руководителей научно-исследовательских работ, а также послужила ориентиром при написании собственных статей и выступлений на различных студенческих конференциях.

Кроме того, на факультете существует форум, где студенты могут высказать различные вопросы, пожелания и замечания как к факультету в целом, так и по конкрет-

ным разделам и темам, однако опыт использования такой формы получения обратной связи показал, что сами студенты используют его крайне редко. Значительно чаще страницы форума посещают абитуриенты, потенциальные студенты, их родители. По-видимому, такие формы интерактивных коммуникаций должны быть ориентированы прежде всего на поступающих в учебное заведение.

2. Формирование собственного информационного пространства. Процесс усвоения навыков использования виртуальных ресурсов во многом зависит от постепенного и планомерного усложнения заданий в процессе обучения.

Так, уже в первом семестре первого курса при изучении базовых дисциплин (в частности, в рамках курсов «Ведение в профессию», «Общая психология» и др.) студенты готовят сообщения об информационных ресурсах, содержащих информацию по данным дисциплинам. Данные источники анализируются по таким аспектам, как:

- наличие администратора (тьютора, другой контролирующей стороны, осуществляющей отбор или комментирующий поступающие материалы),

- основные рубрики,

- научность и доступность изложения материала,

- теоретическая и практическая направленность,

- возможные формы использования данного материала при освоении данной дисциплины,

- анализ наиболее интересных статей, сообщений, дискуссий и т. д.

Сами студенты отмечают огромную пользу таких семинаров как для изучения различных дисциплин, так и для становления собственной профессиональной позиции.

Далее при обучении на 1-3 курсах студенты часто вынуждены анализировать различные подходы, методы, ориентироваться в многообразии различных школ и направлений. Использование интернет-ресурсов позволяет не только получить теоретическую информацию о специфике различных направлений, но и ознакомиться с точками зрения и аргументами реальных последователей, психологов-практиков, работающих в данном русле. Старшекурсники в свою очередь имеют уже некоторый теоретический и практический опыт, определенные профессиональные приоритеты, их поисковая направленность обусловлена стремлением ознакомиться с современными профессиональными приемами и технологиями, а также часто включает анализ потенциальных вариантов будущей работы.

Кроме того студенты 4 курса в рамках методического тренинга разрабатывают коррекционную или развивающую программу, ориентированную на конкретную группу лиц. Поиск заданий и приемов, адекватных цели, задачам и мишеням данной программы, стимулирует студента не только к интенсивному поиску уже изложенных в различных источниках данных, но и к интерактивному общению с различными специалистами в данной области.

Таким образом, формирование устойчивых навыков работы и наличие собственных приоритетов в информационном пространстве способствует становлению учебнопрофессионального сознания, включающего как составные компоненты (профессиональное внимание, память, мышление), так и функциональные: профессиональное познание, целеполагание, планирование и прогнозирование деятельности, профессиональное отношение, самосознание и др.

3. Взаимные коммуникации преподаватель - студент. Несомненно, что такой способ коммуникаций наиболее востребован при дистанционном обучении, но опыт его использования в условиях очного обучения с необходимостью непосредственного присутствия на всех видах учебных занятий показал эффективность воздействия как на учебный процесс, так и на индивидуально-психологические характеристики обучающихся.

Возможность общения с преподавателем при обращении в его личный кабинет или через его страницу в виртуальном пространстве позволяет студенту ощущать себя равноправным участником взаимодействия, обмениваться оперативной информацией. Такой вариант взаимосвязи широко используется студентами в случае болезни или при наличии других объективных причин, не позволяющих присутствовать на занятиях. Также достаточно часто к виртуальному обращению прибегают неуверенные в себе, мнительные студенты, испытывающие тревогу, связанную с выполнением заданий, правильным пониманием разъяснений, предстоящими зачетами и экзаменами и т. д.

Кроме того такой способ общения приобретает особую значимость при взаимодействии студентов со своими научными руководителями в процессе выполнения научно-исследовательских работ. Интенсивное общение, в том числе и в виртуальном пространстве, способствует менее дистанцированным эмоционально-личностным отношениям, позволяет сформировать у студента представление о себе как о профессионале, как равноправном участнике профессиональной деятельности, когда преподаватель «откладывает свои дела,

изучает присланные мной материалы, не только критикует и исправляет, но и дает советы и оказывает помощь» (цитата студента из опроса). Кроме того многие студенты отмечают, что виртуальное общение позволяет обдумать замечания и вопросы преподавателя, прежде чем дать ответ, а также способствует формированию профессионально грамотного стиля изложения материала. К сожалению, необходимо отметить, что подобные высказывания характерны для достаточно зрелых студентов с высоким уровнем вербализации и абстрактного мышления. Студенты, затрудняющиеся в формулировках своих вопросов, в изложении интерпретаций и заключений по научному материалу, все же предпочитают непосредственное межличностное общение.

4. Взаимные коммуникации студент -студент. Очевидно, что взаимное общение в студенческой среде не ограничивается непосредственным взаимодействием в стенах вуза. Не меньший (а иногда и больший) объем коммуникаций приходится на общение в различных социальных сетях. Студенты создают виртуальные группы, позволяющие оперативно передавать информацию, обмениваться мнениями по различным аспектам учебной деятельности, открыто высказываться и дискутировать по таким вопросам, которые не могли бы обсуждаться вне данной группы. При этом можно отметить отличия в информационном содержании в зависимости от возраста и стажа учебной деятельности.

Студенты 1 и 2 курса помещают на виртуальных страницах эмоциональные отклики на изучаемые дисциплины, преподавателей, переживания, связанные со сдачей зачетов, экзаменов и т. д.

Студенты 3-4 курса обменивается полезной информацией, на виртуальных страницах разворачиваются дискуссии о различных аспектах учебы и студенческой жизни.

Конец 4 и 5 курс - студенты значительно меньше времени посвящают процессу общения, их взаимодействие становится более целенаправленным и практически обусловленным.

Кроме того студенты создают общефакультетские группы, в рамках которых происходит интенсивный обмен опытом, особенно полезный для учащихся младших курсов. По данным опросов от 20 до 40% выпускников факультета клинической психологии в разные годы обучения обращались за помощью, советом или разъяснениями в социальных сетях. Анализ показал, что по структуре содержания помощи преобладают именно учебные вопросы: объяс-

нения по предмету, подготовка к занятиям, консультации, конспекты пропущенных лекций и т. д. На втором месте - помощь, которая условно может быть названа психологической (советы по личным, житейским вопросам, совместное решение неучебных проблем и т. д.). На прямой вопрос о том, способствует ли групповое общение учебно-профессиональной деятельности, от 40 до 50% студентов дали позитивные ответы. При анализе содержания ответов можно выделить следующую последовательность по количеству высказываний:

• ощущение общности идей, интересов, настроений, поведения,

• стремление к профессиональному и личностному росту и адекватная самооценка формируется посредством сравнения своих результатов, достижений и неудач с другими членами группы,

• возможность общения, обмена информацией, поддержки, помощи.

5. Взаимные коммуникации в профессиональной образовательной среде. Очевидно, что виртуальное общение является интенсивным источником информации в педагогической среде. Это и информация о конференциях, новостях, важных событиях, новинках в области теоретических и практических разработок. Это также замечательная возможность виртуального общения с коллегами и другими специалистами. Совместная деятельность, требующая интенсивного общения, не прерывается даже в условиях невозможности непосредственного общения. В частности, написание статей, совместная подготовка различных материалов, согласование отдельных моментов часто осуществляется в условиях отдыха, в поездках и командировках, поскольку в «нормальных условиях» на это просто не хватает времени.

Отдельно хотелось бы отметить опыт общения с начинающими специалистами. В среднем 40-60% выпускников факультета являются иногородними. Многие из них после окончания вуза возвращаются домой, и естественно, что далеко не у всех есть возможность профессионального общения. Достаточно часто молодые специалисты обращаются за советом и рекомендациями к своим педагогам, научным руководителями, и такие примеры позволяют надеяться, что факультет не только стал для них образовательной средой, сформировавшей определенные профессиональные навыки, но и оказал необходимое психологически благоприятное педагогическое воздействие.

Таким образом, резюмируя полученный опыт по формированию виртуальной образовательной среды на факультете кли-

нической психологии можно обозначить нюю подготовку специалистов, так и гиб-

основную стратегию дальнейшего развития кость обучающих технологий с учетом по-

виртуальной среды как формирование эф- лучения обратной связи от участников вир-

фективных психолого-педагогических тех- туального взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нологий, подразумевающих как всесторон-

ЛИТЕРАТУРА

1.Вайндорф-Сысоева М. Е. Организация виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.

2.Вайндорф-Сысоева М. Е. Система информационно-педагогической поддержки средствами виртуальной образовательной среды учреждений профессионального образования // Вестник МГОУ. Сер. «Психологические науки». 2009. № 2.

3. Ильченко О. А. Дидактическая модель персонифицированного обучения в виртуальных образовательных средах // Дистанционные образовательные технологии. Проблемы, опыт, перспективы развития : сб. ст. М. : ФИРО, 2008.

4. Носов Н. А. Виртуальный человек: очерки по виртуальной психологии детства. М. : Магистр, 1997.

5.Тыртый С. А. Проблемы развития виртуальной мобильности преподавателя в виртуальной образовательной среде // Педагогическая наука и образование. 2010. Вып. 2.

Статью рекомендует д-р психол. наук, профессор И. А. Г орьковая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.