Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы физической культуры личности сотрудника полиции'

Психолого-педагогические основы физической культуры личности сотрудника полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
431
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
INDIVIDUAL / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / INDIVIDUALITY / PERSON / ABILITIES / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL TRAINING / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / СИСТЕМНО-СТАБИЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВЕННОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОЕ ТВОРЧЕСТВО / АВТОНОМНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловьев Геннадий Михайлович

В статье с позиции содержания понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность» рассматриваются сущностные характеристики физической культуры личности. Автор отмечает, что физическая подготовленность обеспечивает личную и социальную безопасность сотрудника полиции, его психофизическую работоспособность, повышает эффективность его профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соловьев Геннадий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FUNDAMENTALS OF PHYSICAL CULTURE OF THE POLICE OFFICER IDENTITY

In clause from a position of the maintenance of concepts «individual», «individuality» and «person» intrinsic characteristics of physical training of the person are considered.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы физической культуры личности сотрудника полиции»

Г. М. Соловьев

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

В статье с позиции содержания понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность» рассматриваются сущностные характеристики физической культуры личности. Автор отмечает, что физическая подготовленность обеспечивает личную и социальную безопасность сотрудника полиции, его психофизическую работоспособность, повышает эффективность его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: индивидуальность, физическая культура, интериоризация, системно-стабиль-ность, качественность, компетентное творчество, автономность.

В психологической науке (персонологии) теории личности - это тщательно выверенные умозаключения, или гипотезы, о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему поступают именно так, а не иначе.

На сегодняшний день существует множество различных теорий личности, однако природа человека до конца не изучена. С одной стороны, это свидетельствует о том, что наука, как и человечество в целом, постоянно находится в состоянии развития, а с другой - о том, что одних знаний из области психологии для познания людей недостаточно. Рассматривать феномен личности необходимо на конвергентной, интегративной, междисциплинарной научной основе: философии, социологии, психологии, педагогики, синергетики, акмеологии, антропологии, культурологи и других наук. В то же время уже сегодня на знаниях, полученных научным и практическим путем, можно строить собственные концепции подобных теорий, в частности физической культуры личности, при этом ясно понимая, что представляют собой понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

В психологии понятие «индивид» - это биосоциальное определение человека как представителя вида homo sapiens. В данном понятии фиксируется факт принадлежности к человеческому роду. В связи с этим индивидом можно назвать любого человека со всеми присущими ему природными особенностями и психическими явлениями, включающими психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), свойства (темперамент, характер, психофизика, психомоторика, мотивы, потребности) и состояния (активность, монотония, астения, тре-

вожность, напряженность, утомление, стресс, депрессия).

Понятие «индивидуальность», в отличие от термина «индивид», детерминирует степень выраженности определенных психических процессов, свойств и состояний, а также отношений индивида к чему-либо, проявляющихся в направленности деятельности или бездеятельности, в значимых или не очень значимых результатах. Иными словами, индивидуальность - это то, что отличает одного человека от другого в психических явлениях, отношениях, деятельности, культуре, поведении, профессии и достижениях в контексте эн-допсихики и экзопсихики. Эндопсихика отождествляется с нервно-психической организацией человека и рассматривается как сложный, двусторонний психофизический процесс, а экзоп-сихика - это проявление отношения человека к внешним объектам (среде). В их состав входят природа, материальные вещи, люди, социальные группы, культура (в частности физическая), наука, политика, духовные блага, искусство, религия и так далее. Следовательно, индивидуальность человека определяется не только набором эндопсихических черт, сочетанием нескольких тесно связанных между собой основных психофизиологических функций (предполагающих занятием искусством, наукой, тем или иным видом спорта и так далее), но и отношением к окружающим явлениям, объектам, людям. В том, чем человек интересуется, что для него представляет ценность, к чему он равнодушен, в итоге проявляется стиль жизнедеятельности, ее отличительный почерк.

Таким образом, понятие «индивид» в основном указывает на связь человека с природой как продукта социума, а понятие «индивидуальность» - на связь человека с природой и обществом в контексте психофизического и личностно-социального отличия в поведении и деятельности людей.

В этом плане педагогика свободы должна рассматриваться как теория и практика деятельности профессионалов, ориентирующихся на ученика как уникальную психофизическую и социально-духовную «самость». При понимании того, что ученик - это не индивидуальная возможность, а индивидуальная действительность, не объект воспитания (предмет социализации), а субъект свободного сознания (самосознания), выбора (самоопределения) деятельности (самодеятельности, самообразования, самовоспитания, саморазвития). Свобода не исключает отношения человека с миром, но как проявление его активности обозначает переход к определенной независимости от него, от внешней обусловленности к внутренней самообусловленности сознания и поведения.

Социализация предполагает выработку и обретение способности к «адаптивной активности»: первично общество (оно - цель), вторичен человек (он - средство для общества), то есть учит жить, как все люди живут. Индивидуализация же, в отличие от социализации, есть система педагогических средств, технологий и отдельных методов, способствующая осознанию взрослеющим человеком своей индивидуальности от других для самостоятельного выбора собственного смысла жизни. Это помощь ему в личностном самоопределении не в плане амбиций и не на чем необоснованных притязаний, а на основе тщательной диагностики предпосылок как состояния его интеллектуальных, психофизических, физиологических и других возможностей и способностей личностного и биосоциального функционирования.

Индивидуализация в отношении физической культуры - это совместная деятельность субъектов образования (педагога и учащегося), построенная на творческой основе, поддержке и развитии того психофизического единичного, особого, своеобразного, что заложено в ребенке от природы, или того, что он приобрел в индивидуальном физкультурном опыте. При этом следует учитывать мотивационно-ценностные, первичные базовые потребности, а также необходимость создания для максимально свободной реализации

заданных природой определенных или особо выраженных проявлений психофизической и интеллектуальной одаренности.

Итак, стержневой основой индивидуализации является поддержка человека в автономном духовном, интеллектуальном и психофизическом саморазвитии, а также самообразовании, самовоспитании и физическом самосовершенствовании. В индивидуализации первичен индивид, вторично общество, человек - цель, общество - средство в становлении и развитии личности, которая вбирает в себя и признаки индивида, и свойства индивидуальности, проявляющиеся, на наш взгляд, на уровне ярко выраженных способностей, таланта и гениальности.

При этом под способностями мы понимаем генетически, социально и личностно приобретенное и выработанное качество или совокупность свойств и качеств. С данной позиции талант рассматривается нами как высочайшая степень проявления способностей, достигнутая за счет огромных трудозатрат, а гениальность - как неординарное и неповторимое проявление таланта.

На наш взгляд, данный педагогический контекст о сущностном содержании понятия «личность» несколько конкретизирует представление об этом феномене. Другими словами, индивид как человек - это еще не личность. Индивидуальность - это отличительная черта отдельного субъекта от других. А личность есть проявление на самом высоком уровне своего незаурядного Я в любой сфере человеческой деятельности, но само- и социально созидающей. При этом темперамент, характер, психические процессы, свойства и состояния индивида выступают в роли основы внутреннего и внешнего психофизического колорита личности, ее особенностей, отношений, способностей и возможностей, которые развиваются, воспитываются и поддаются коррекции и переориентации, например, мотивы, интересы, установки и потребности.

Тем не менее в психологии отсутствует единая точка зрения на то, что представляет собой сущностная составляющая личности. Ее рассматривают и с позиции психических явлений, и возраста, и развития, и социальных отношений, и деятельности, и психотипов, и акцентуации, и уровней личностных качеств, и здорового образа жизни, и социального статуса, и принадлежности к социальным группам, нации, культуре и так далее.

Известный отечественный психолог Б. Ф. Ломов отмечал, что общим объективным основани-

ем свойств личности является система общественных отношений. «Отношение "индивид-общество" есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личности (их исторически определенных типов) является необходимой "составляющей" самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни само общество не могут существовать».

Личность - это одновременно социализированный и индивидуализированный индивид, продукт общества и личностных устремлений, реализованных, прежде всего, за счет деятельности. Через деятельность человек познает мир, а ее направленностью, содержанием и результатами характеризуется как индивид, индивидуальность, способная, талантливая или гениальная личность.

Формирование личности путем интериориза-ции (присвоения продуктов общественного опыта в области физической культуры в процессе воспитания и обучения) является внешним условием освоения субъектом образования определенных позиций, ролей, функции и видов деятельности, в совокупности характеризующих его определенный социально-личностный портрет. В то же время внешние воздействия на обучаемых преломляются через «совокупность внутренних условий», которые в целом и образуют то, что в психологии называется личностью. А с позиции физической культуры, педагогики и психологии, ее обеспечивающих, - физической культурой личности. Формирование данного феномена в структурно-личностных составляющих учащегося сегодня выступает в роли стратегической цели образования. Причем в контексте сущностных характеристик педагогических технологий представляется в науке конкретной, проектируемой и измеряемой целью, а следовательно, и деятельностью. При этом физическая культура личности определяется нами как системно-стабильное, качественное, динамическое, компетентностно-творческое, активное и автономное состояние человека, характеризующееся определенным уровнем специальных знаний и интеллектуальных способностей, мотива-ционно-ценностных ориентаций, социально-духовных ценностей и физического совершенства, приобретенные в процессе воспитания, образования и воплощенные посредством эмоционально-волевых проявлений в различные виды физ-культурно-спортивной деятельности, культуру

здорового образа жизни, самообразование, физическое самосовершенствование, духовность, психофизическое здоровье и индивидуализированный стиль жизнедеятельности.

Системно-стабильность определяет структурную целостность всех составляющих физической культур личности, а также их стабильную устойчивость во времени, логическую, системно-упорядоченную и конструктивно-организованную деятельность. Качественность детерминирует технологическую измеряемость всех компонентов физической культуры личности по специфическим критериальным уровням. Динамичность характеризует личность с позиции постоянства развития и самосовершенствования. Компетентное творчество настраивает процессы познания, интеллектуальной и практической процессуальной физкультурно-спортивной деятельности на достижение положительного результата. Автономность обеспечивает самостоятельность и независимость личности в опосредствовании форм, средств и методов физкультурно-оздоровительных систем, в реализации потребностей и достижении намеченной цели.

Таким образом, вхождение в профессионально значимую сферу физической культуры происходит посредством психологических явлений (их процессов, свойств и состояний), а также мо-тивационно-ценностных отношений, интеллекта, знаний, нравственности. Именно физическая культура и ее производная специфическая составляющая - физическая подготовленность обеспечивают личную и социальную безопасность сотрудника МВД России, его психофизическую работоспособность и профессиональную дееспособность, активность и успешность в ней. При этом физкультурно-спортивная самостоятельность обучаемых должна являться основой результата преподавания физической культуры как учебной дисциплины. Компетентность в физическом самообразовании, самовоспитании и самосовершенствовании и есть залог того, что данная дисциплина состоялась в сознании и потребностях социума, будущего или действующего полицейского, его знаниях, умениях, навыках, личностных качествах и способностях анализировать и конструировать программы самостоятельной, автономной, ни от кого не зависящей физкультурно-оздоровительной деятельности, в частности физической подготовке.

В связи с этим процесс физического воспитания должен постоянно носить практико-мето-дическую направленность, быть открытым для

понимания, отвечать на следующие вопросы: что? С какой целью? Почему так, а не иначе? Что это дает, на что влияет? Какие физиологические процессы разворачиваются при конкретной физической работе? Какова суть их механизмов и закономерностей? В чем заключается сущность содержания основных терминов и понятий?

Все вышеперечисленное определяет дидактику дисциплины «Физическая культура», ее высочайшее образовательное предназначение, а в плане конкретной принадлежности и физической подготовленности - профессиональное достоинство работника внутренних дел, обусловленное достоинством и престижем Российского государства, его дееспособностью в обеспечении законности и защиты граждан от криминала.

Литература

1. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие. 2-е изд. М., 2012.

2. Горбунов Г. Д. Психология физической культуры и спорта: учебник для высш. учеб. заведений. М., 2009.

3. Ильин Е. П. Психология воли: учебное пособие. СПб., 2000.

4. Куликова Л. В. Психология личности в тру-

дах отечественных психологов: хрестоматия. СПб., 2000.

5. Масалова О. Ю. Формирование ценностного отношения студентов к здоровью и физической культуре: учебно-методическое пособие. М., 2009.

6. Никифоров Г. С. Психология здоровья: учебник для вузов. СПб., 2006.

7. Петьков В. А. Формирование физической культуры личности в системе непрерывного образования: состояние, проблемы и перспективы: монография. М., 1999.

8. Соловьев Г. М. Формирование физической культуры личности в ракурсе современных образовательных технологий: монография. Ставрополь, 1999.

9. Соловьев Г. М. Формирование социально-духовных ценностей здоровьесберегающей жизнедеятельности студенческой молодежи средствами физической культуры: монография. М., 2010.

10. Соловьев Г. М. Физическая культура личности (теория и технология формирования): учебное пособие. М., 2014.

11. Хьел Л. Теории личности. СПб., 2000.

12. Шумакова Н. Ю. Артпедагогика как система гуманизации в формировании физической культуры личности современного школьника: монография. М.; Ставрополь, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.