Научная статья на тему 'Психолого-педагогические механизмы формирования эмоционально-ценностного отношения к природе с использованием традиций народной экологии'

Психолого-педагогические механизмы формирования эмоционально-ценностного отношения к природе с использованием традиций народной экологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
749
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ / ЭМОЦИИ / ПОТРЕБНОСТИ / ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ЭКОЛОГИИ / RELATIONS / EMOTIONS / REQUIREMENTS / TRADITIONS OF FOLK ECOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васина Ольга Николаевна

В статье рассмотрены психологические каналы и уровни формирования ценностных отношений, на основе которых раскрыта система поэтапной трансформации социально значимой ценности в личностно значимую. Представлена технология формирования эмоционально-ценностного отношения к природе с использованием традиций народной экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические механизмы формирования эмоционально-ценностного отношения к природе с использованием традиций народной экологии»

ПЕДАГОГИКА

УДК 159.9:37.015.3

О. Н. Васина

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ЭКОЛОГИИ

Аннотация. В статье рассмотрены психологические каналы и уровни формирования ценностных отношений, на основе которых раскрыта система поэтапной трансформации социально значимой ценности в личностно значимую. Представлена технология формирования эмоционально-ценностного отношения к природе с использованием традиций народной экологии.

Ключевые слова: отношение, эмоции, потребности, традиции народной экологии.

Abstract. In the article psychological mechanisms and levels of forming of valuable relations to the nature are discussed. On this basis system of step-by-step transformation of social important value to personal important one is proposed. The technology of forming of emotional-valuable relations to the nature with using of traditions of folk ecology is presented.

Keywords: relations, emotions, requirements, traditions of folk ecology.

Формирование отношения к предметам и явлениям окружающего мира -одна из важнейших и сложных задач воспитания. Отношения занимают основное положение в структуре личности и охватывают сферу ее потребностей, эмоций, убеждений, поэтому важно формирование социально значимых отношений личности и выявление механизмов их образования. Проблемам формирования и развития личности посвящены работы Ю. К. Бабанского, Л. И. Божович, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Э. В. Ильенкова, И. Ф. Харламова, Д. Б. Эльконина и др. Подходы к решению этой проблемы разнообразны, однако в них редко затрагивается вопрос об эмоциях личности, что является упущением, если речь идет о формировании эмоционально-ценностного отношения (далее - ЭЦО) к природе, под которым мы понимаем совокупность эмоций и потребностей, формируемых в процессе прямого или косвенного общения с природой, определяющую особенность деятельности и поведение личности.

В. Н. Мясищев выделил три стадии формирования личностных отношений - от объективных отношений через сознательную регуляцию факторов, вызывающих те или иные эмоции, до обусловленности деятельности личности существующими у нее личностными отношениями. В процессе формирования отношений В. Н. Мясищевым выделены перцептивная, эмоциональная, информационная и деятельностная составляющие, тесно связанные между собой. На этой основе С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин выделили следующие каналы становления личностного отношения к природе [1, 2]:

- по перцептивно-эмоциональному каналу развитие отношения происходит в процессе построения перцептивного образа на основе эмоциональной оценки;

- по когнитивному каналу отношение формируется через переработку получаемой социально обусловленной информации: заключенные в словах значения, вырабатываемые социумом, являются кристаллизацией того или иного общества;

- по практическому каналу - через взаимодействие в результате изменения мотивов, цели деятельности, ее планирования. Для практического канала развития отношения к природе характерен наиболее высокий уровень активности личности при взаимодействии с ней.

Определяя особенности формирования отношения к природе, вышеназванные авторы проанализировали совокупность стимулов, которые человек получает из мира (пси-релизеры). Они воздействуют на человека не только через первую, но и через вторую сигнальную систему (социальные релизеры). Сущность социальных релизеров определяется кристаллизацией опыта того или иного общества. Выделяют две группы социальных релизеров: эстетического (эмоционально-эстетическая оценка) и этического (эмоциональноэтическая оценка) содержания. Эстетические релизеры связаны с выработанными обществом эталонами прекрасного, красоты, эстетическими значениями, зафиксированными в слове или словосочетании. Этические релизеры связаны с принципами и нормами морали, принятыми в обществе. Результатом воздействия эмоционально маркированных значений является определенная эмоциональная реакция, следствием - эмоциональная оценка (положительная или отрицательная). Если она положительна, формируется положительное отношение к природному объекту, если отрицательная - негативное.

Определяя этапы становления ЭЦО к природе как общечеловеческой ценности, мы обратились к теории М. М. Бахтина, который выделил три основных уровня формирования ценностных отношений. На первом происходит осознание ценностей: чтобы по-настоящему усвоить какие-либо знания, человеку нужно «пропустить их через себя», а не просто автоматически запомнить. При простом запоминании они не принесут ему пользы: не будет до конца понятна область их применения. Нужно «открыть» их для себя, понять.

Следующий уровень - личностная оценка. Оценка тесно связана с формированием оценочных умений, что подразумевает пересмотр новых знаний в свете своих идеалов. На этом этапе происходит личностная переоценка с различных точек зрения и в процессе этого «вовлечение» личности в новую систему ценностей. В результате оценки у человека формируется такая позиция по отношению к объекту, при которой он воспринимается как необходимый, полезный, желаемый.

Третий уровень - выбор и переориентация. Выбранные ценности утверждаются человеком как образец, идеал, исходя из необходимости применения их в жизни и деятельности.

Ценности усваиваются на основе преобразования получаемой информации в результате ее предварительной оценки. Однако об ориентации на ту или иную ценность можно говорить только тогда, когда субъект запроектировал в своем сознании (или подсознании) овладение ею, что возможно при учете потребностей, интересов и эмоциональных проявлений учащихся [3].

Поэтому, формируя ЭЦО к природе, необходимо развивать потребности общения с природой, стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер личности. Эти потребности присущи человеку органически, поскольку своим прошлым он связан с природой, следовательно фундаментом формирования ЭЦО к природе могут быть традиции народной экологии (социальный пси-релизер) как передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, основанные на знаниях, полученных при взаимодействии с природой, имеющие общественную значимость и личностную пользу и направленные на сохранение гармонии в природе.

Традиции народной экологии выполняют следующие функции: регулирование взаимоотношений природы и общества; обеспечение передачи накапливающегося из поколения в поколение опыта выживания; воспроизводство природосохранных норм поведения; формирование этнических особенностей восприятия и понимания окружающего мира и его целенаправленного освоения; применение в деятельности природоохранных форм и принципов природопользования.

Содержание традиций народной экологии может быть представлено в семантической, символической и поведенческой формах. Семантическая форма содержания раскрывается в словесной описательной форме (народная природотерапия, народная фенология, народный промысел, народное земледелие, народное ландшафтоведение). Символическая форма содержания дает характеристики некоторых норм взаимоотношений человека и природы (пословицы, поговорки, загадки, сказки, приметы). Поведенческая форма позволяет использовать приемы взаимодействия со школьниками, максимально активизировать их эмоциональную сферу (обряды, обычаи, народные праздники, народные игры).

Использование педагогического потенциала народных знаний о природе оказывает положительное влияние не только благодаря содержательной стороне, но и благодаря зависимости от внутренней позиции ученика по отношению к приобретаемым знаниям. Принимая от родителей, сверстников, учителей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, школьник может тем самым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было [4].

Использование традиций народной экологии в целостном педагогическом процессе позволит:

- наполнить материал более интересной, достоверной, связанной с жизнью и окружающей действительностью информацией;

- открыть большие возможности для организации конкретных наблюдений за природными явлениями и живыми объектами;

- полнее осознать взаимосвязь явлений в природе, единство человека с природой;

- проверить народные знания о природе в естественных условиях;

- активизировать познавательную и мыслительную деятельность и в результате успешнее осуществлять процесс формирования ЭЦО к природе.

Таким образом, изучение традиций способствует постижению образа жизни, они влияют на поступки и поведение людей, в них отражены основные ценности и ценностные отношения, их важно использовать в целостном педагогическом процессе при формировании ЭЦО к природе.

В основу работы по формированию ЭЦО к природе положена система поэтапной трансформации социально значимой ценности в личностно значимую, что обеспечивает последовательность усвоения традиций народной экологии и применения их в практической деятельности. Эта последовательность имеет следующее построение: эмоциональное восприятие информации - получение и осмысление новой информации - практическое применение усвоенного материала. Она отражена в технологической карте (табл. 1).

Этап эмоционального восприятия информации подразумевает первоначальное знакомство с содержанием определенной народной традиции и предназначен для того, чтобы, воздействуя на эмоции и чувства, настроить учащихся на эмоциональное постижение объектов природы и традиции взаимодействия с ними на уровне принятия или непринятия, что способствует осознанию ее ценностных свойств. Активное восприятие связано не только с непосредственными ощущениями (зрительными, слуховыми и др.), но и с эмоциями, переживаниями, уже имеющимися ценностями [4]. На данном этапе формируются образы природы. Содержание отобранного материала должно способствовать проявлению эмоционального отношения к рассматриваемому материалу, положительному отношению к самовыражению, осознанному принятию духовных, культурных ценностей и ориентации в них. В целях эмоционального воздействия, при рассмотрении определенной народной традиции, важно привлекать информацию следующего характера: интересные биографические сведения о людях, применяющих и сохраняющих данную традицию; историю использования традиции: легенды и предания, связанные с ней; отношение к данной традиции народов разных национальностей; использование традиции в настоящее время на территории Пензенской области. Эмоциональное стимулирование может быть достигнуто также в ситуациях разрешения проблемных ситуаций, в том числе представленных в форме пословиц и поговорок.

Для «включения» эмоционального сопереживания традиций народной экологии учащиеся принимают участие в организации и проведении народных праздников (элементы народных костюмов усиливают эмоциональный фон), тематических мероприятий, отражающих ту или иную традицию народной экологии, при этом важно обращение к фольклору как «хранителю» экологической культуры народа о взаимодействии с природой. Этот вид работы особенно важен на первых занятиях, когда школьники еще не накопили знаний по традициям народной экологии. Ценность фольклорных произведений объясняется их высокой образностью, выразительностью и жанровыми особенностями: речевыми, смысловыми, звуковыми. Упоминание фольклорного образа способно вызвать в сознании подростка целый ряд ассоциаций и выводов, направить в нужное поведенческое русло. Школьники воспринимают не только прямой смысл фольклорной единицы, но и глубинный переносный.

Когда школьники знакомы с определенными традициями народной экологии, то на этапе эмоционального восприятия информации можно использовать проблемные ситуации, демонстрировать позитивные и негативные последствия изучаемых экологических традиций, антитезисно излагать учебный материал. Этап эмоционального восприятия информации логически приводит к следующему, содержательному этапу.

Таблица 1

Технологическая карта формирования ЭЦО к природе

Этапы формирования ЭЦО к природе Деятельность учителя Деятельность учащихся Прогнозируемые результаты

1. Этап эмоционального восприятия информации. Передача и принятие информации при усиленном воздействии на эмоции и чувства - Организует тематическое мероприятие (народный праздник); - предлагает вспомнить и назвать то, что известно о конкретной ТНЭ; - создает проблемную ситуацию; - предлагает обсудить вопросы; - предлагает творческое задание - Участвуют в подготовке и проведении тематического мероприятия (народного праздника); - вспоминают (делают записи в тетради) все, что знают о традиции; - разрешают проблемную ситуацию; - формулируют вопросы Создание перцептивного образа природы и придание ей индивидуального контекста; осознание школьниками ценности природы; формирование познавательной потребности

2. Этап получения и осмысления новой информации. Интеллектуализация эмоций посредством накопления, систематизации и осмысления новых знаний - Рассказывает о традиции, предлагает высказать свою точку зрения на новые сведения; -предлагает сравнить свои суждения с научной информацией; - предлагает подготовить сообщения; -контролирует усвоение ТНЭ, разрабатывает творческие, частичнопоисковые, репродуктивные задания - Анализируют полученную информацию, высказывают свои суждения, отстаивают свои позиции; - корректируют высказывания, принимают решения, делают записи; - готовят сообщения, обсуждают, обмениваются информацией, разрешают проблемные ситуации; - выполняют задания Расширение социального опыта школьников; личностная переоценка, обеспечение актуальной значимости природы и определение ее ценности; формирование потребности практически действовать на основе выбранных ценностей

3. Этап практического применения усвоенного материала. Практическая деятельность на основе выбранных ценностей - Организует практическую работу; - организует работу с занимательным материалом (кроссворды, ребусы, шарады); - организует народную (сюжетноролевую) игру; - организует фенологические наблюдения - Выполняют практическую работу; -разгадывают и составляют занимательные задания; -участвуют в организации и проведении сюжетно-ролевых игр; - работают с дневником фенологических наблюдений Утверждение выбранных ценностей как личных идеалов; приобретение опыта выполнения системы действия в определенных ситуациях, формирование осознанных поступков

№ 4 (12), 2009 Гуманитарные науки.

Этап получения и осмысления новой информации направлен на знакомство школьников с новой очередной традицией народной экологии и осмысление содержания изучаемого материала, представленного экологическими традициями народа (почему и как нужно бережно относиться к флоре, фауне, почве), народными метеорологическими, флористическими, фаунистически-ми знаниями, что способствует пониманию природы как основной ценности. Обучение школьников осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных понятий народной экологии и их связи с понятиями многих разделов научной экологии: экологии человека, социальной экологии, экологии растений, экологии животных и т.д. Мы использовали рациональные знания народа, получившие применение в сельском хозяйстве, ветеринарии, медицине, а также приметы, поддающиеся научному объяснению.

Школьники активно усваивают новую информацию, устанавливают связи между новым и ранее усвоенным знанием, при этом они используют свой личный опыт, анализируют сведения, заключенные в народных традициях, что способствует творческой переработке в сознании учеников получаемой информации и активизирует познавательную деятельность. Информация о народных предписаниях или запретах знакомит с народным мировоззрением о сохранении среды жизни для будущих поколений, что формирует прогностическое мышление, умение устанавливать причинные связи и предполагает развитие нравственных аспектов экологических убеждений и умений учащихся. На данном этапе учащиеся знакомились с понятиями, имеющими нормативно-ценностное содержание: принципы, идеалы, поступки. Содержание материала о народной экологической культуре целесообразно преподносить как ориентацию на национальное самосознание и осмысление роли и места народных традиций в реальной жизни и становлении личности. При этом важно обращение к научной информации, отражающей правомерность изучения данной традиции народной экологии. На данном этапе идет работа непосредственно с содержанием традиции - индивидуально, в парах, в малых группах или фронтально. Важна и опора на жизненный опыт школьников. При этом ученик дает собственную оценку изучаемой традиции, что придает ей актуальную значимость и способствует личностной переоценке экологических ценностей. Сравнение и оценивание способствует формированию убеждения о природе как основной человеческой ценности.

На этапе практического применения усвоенного материала школьники реализуют потребность действовать на основе усвоенных ценностей, что способствует формированию осознанных поступков, поскольку усвоенный нравственный образец (знания) переходит в личный опыт (витальный).

Приобретенные учащимися ценностные ориентации проявляются в конкретной деятельности и поведении. На данном этапе школьники применяют традиции народной экологии в практической деятельности, что предоставляет основу для конструирования собственных отношений к изучаемому объекту или явлению. Этот этап предполагает работу на пришкольном учебно-опытном участке, работу с природным материалом, работу с дневником фенологических наблюдений. Народные экологические знания приобщают детей к практической деятельности по уходу за ландшафтом (посадка деревьев, уборка мусора, строительство кормушек для птиц и зверей), способствуют освоению народных практических приемов, связанных с посадкой и выращиванием растений.

На данном этапе изучаются пословицы, поговорки, загадки (отражающие определенные экологические традиции) посредством их включения в содержание ролевых игр, кроссвордов, ребусов, головоломок. В ходе организации практической деятельности учащиеся анализируют не только результаты деятельности, но и процесс их достижения.

На данном этапе происходит утверждение новых ценностей как личных идеалов. Конечным результатом и начальным звеном процесса усвоения ценностей является эмоционально-ценностное отношение к природе.

Следует отметить, что формированию ЭЦО личности к природе способствует личностно ориентированная направленность педагогического процесса, построенного на принципах диалогичности, сотворчества, суверенности не только другого человека, но и природы. Такой подход обеспечивает введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выстраивании собственной системы ценностных ориентаций; способствует развитию природосохранных способов деятельности в природе.

Таким образом, формирование ЭЦО к природе возможно в условиях организованной педагогической работы, учитывающей основные психологические каналы формирования отношений к природе (С. Д. Дерябо, В. Н. Мясищев, В. А. Ясвин) и этапы усвоения ценностей (В. А. Андреев, М. М. Бахтин, С. И. Маслов, В. В. Николина).

Список литературы

1. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - М : Феникс, 2000. - 480 с.

2. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. - М. : Смысл,

2001. - 456 с.

3. Пономарева, О. Н. Экология в школе: методические подходы к обучению /

О. Н. Пономарева. - Пенза, 1999. - 184 с.

4. Николина, В. В. Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде / В. В. Николина. - Н. Новгород : Волго-Вятская академия государственной службы, 1996. - 56 с.

Васина Ольга Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности, Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

Vasina Olga Nikolaevna Candidate of pedagogic sciences, associate professor, sub-department of personal and social safety, Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky

E-mail: pspu-met@mail.ru

УДК 159.9:37.015.3 Васина, О. Н.

Психолого-педагогические механизмы формирования эмоционально-ценностного отношения к природе с использованием традиций народной экологии / О. Н. Васина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 4 (12). - С. 111-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.