Научная статья на тему 'Психолого-педагогические и организационноправовые аспекты речевой агрессии как фактора, дезорганизующего деятельность исправительных учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества'

Психолого-педагогические и организационноправовые аспекты речевой агрессии как фактора, дезорганизующего деятельность исправительных учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевая агрессия / сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы / дезорганизация / осужденные / безопасность уголовно-исполнительной системы / вербальные проявления / профессиональная деформация / психологическое обеспечение / verbal aggression / employees of institutions of the penitentiary system / disorganization / convicts / security of the penal system / verbal manifestations / professional deformation / psychological support

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Васильевич Щербаков, Олег Геннадьевич Ковалев

Научная статья посвящена комплексному рассмотрению феномена речевой агрессии в пенитенциарной деятельности, ее влияния на криминальную активность осужденных, дезорганизующих работу исправительных учреждений. В ходе теоретического и прикладного исследования с использованием методов диалектического развития и контент-анализа нормативных правовых актов, научной литературы по теме изучены статистические данные, содержащиеся в отчетах, информационных письмах, аналитических обзорах ФСИН России, материалы судебной практики. Определены и описаны основные подходы ученых и практических работников к пониманию речевой агрессии сотрудников и осужденных в пенитенциарной деятельности. Скорректировано определение речевой агрессии в пенитенциарной среде, под которой понимаются преднамеренные эмоциональные вербальные проявления осужденных, направленные на причинение физического, морального и психологического вреда сотрудникам, осужденным и лицам, находящимся на территории учреждений УИС. Проанализирована взаимосвязь речевой агрессии с профессиональной деформацией сотрудников УИС и такими психологическими характеристиками, как повышенная эмоциональность, лабильность нервной системы, раздражительность, фрустрация, депрессия. На конкретных практических примерах проанализировано содержание рассматриваемого феномена с учетом определенных тенденций в деятельности УИС за последние три года. На основании анализа статистических данных, материалов судебной практики определены закономерности проявления речевой агрессии в современной отечественной пенитенциарной практике. По результатам проведенного теоретико-эмпирического исследования предложены пути преодоления развития и проявления речевой агрессии, формирования культуры речевого общения, среди которых особо выделяется совершенствование профессиональной подготовки сотрудников, их психологического обеспечения, методик обучения персонала УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрей Васильевич Щербаков, Олег Геннадьевич Ковалев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological-pedagogical and organizationallegal aspects of verbal aggression as a factor that disrupts the activities of correctional institutions that provide isolation from society

The scientific article is devoted to a comprehensive review of the phenomenon of verbal aggression in penitentiary activities, its impact on the criminal activity of convicts, disrupting the work of correctional institutions. In the course of theoretical and applied research, using the methods of dialectical development and content analysis of normative legal acts, scientific literature on the topic, statistical data contained in reports, information letters, analytical reviews of the Federal Penitentiary Service of Russia, materials of judicial practice were studied. The authors identify and describe main approaches of scientists and practitioners to understanding the verbal aggression of employees and convicts in penitentiary activities. The definition of verbal aggression in the penitentiary environment has been corrected, which refers to deliberate emotional verbal manifestations of convicts aimed at causing physical, moral and psychological harm to employees, convicts and persons located on the territory of penitentiary institutions. The interrelation of verbal aggression with professional deformation of penitentiary officers and such psychological characteristics as increased emotionality, lability of the nervous system, irritability, frustration, and depression are analyzed. On specific practical examples, the content of the phenomenon under consideration is analyzed, taking into account certain trends in the activities of the penal system over the past three years. Based on the analysis of statistical data, materials of judicial practice, the patterns of manifestation of verbal aggression in modern domestic penitentiary practice are determined. The authors, relying on the theoretical and empirical research, propose ways to overcome the development and manifestation of verbal aggression, the formation of a culture of verbal communication, among which they offer options of improvement of the professional training of employees, their psychological support, and methods of training penal system personnel.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические и организационноправовые аспекты речевой агрессии как фактора, дезорганизующего деятельность исправительных учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества»

УДК 343.8

Э01: 10.51522/2307-0382-2023-248-1-47-54

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЩЕРБАКОВ

начальник кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе Псковского филиала Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы И andrey-sherbakov-1973@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2079-1159

Псков

ОЛЕГ ГЕННАДЬЕВИЧ КОВАЛЕВ

профессор кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе Псковского филиала Академии ФСИН России, доктор юридических наук, кандидат психологических наук, профессор И okovalev66@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-7869-4925

Псков

Психолого-педагогические и организационно-правовые аспекты речевой агрессии как фактора, дезорганизующего деятельность исправительных учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества

Аннотация. Научная статья посвящена комплексному рассмотрению феномена речевой агрессии в пенитенциарной деятельности, ее влияния на криминальную активность осужденных, дезорганизующих работу исправительных учреждений. В ходе теоретического и прикладного исследования с использованием методов диалектического развития и контент-анализа нормативных правовых актов, научной литературы по теме изучены статистические данные, содержащиеся в отчетах, информационных письмах, аналитических обзорах ФСИН России, материалы судебной практики. Определены и описаны основные подходы ученых и практических работников к пониманию речевой агрессии сотрудников и осужденных в пенитенциарной деятельности. Скорректировано определение речевой агрессии в пенитенциарной среде, под которой понимаются преднамеренные эмоциональные вербальные проявления осужденных, направленные на причинение физического, морального и психологического вреда сотрудникам, осужденным и лицам, находящимся на территории учреждений УИС. Проанализирована взаимосвязь речевой агрессии с профессиональной деформацией сотрудников УИС и такими психологическими характеристиками, как повышенная эмоциональность, лабильность нервной системы, раздражительность, фрустрация, депрессия. На конкретных практических примерах проанализировано содержание рассматриваемого феномена с учетом определенных тенденций в деятельности УИС за последние три года. На основании анализа статистических данных, материалов судебной практики определены закономерности проявления речевой агрессии в современной отечественной пенитенциарной практике. По результатам проведенного теоретико-эмпирического исследования предложены пути преодоления развития и проявления речевой агрессии, формирования культуры речевого общения, среди которых особо выделяется совершенствование профессиональной подготовки сотрудников, их психологического обеспечения, методик обучения персонала УИС.

Ключевые слова: речевая агрессия, сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы, дезорганизация, осужденные, безопасность уголовно-исполнительной системы, вербальные проявления, профессиональная деформация, психологическое обеспечение

Для цитирования

Щербаков А. В., Ковалев О. Г. Психолого-педагогические и организационно-правовые аспекты речевой агрессии как фактора, дезорганизующего деятельность исправительных учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 1. С. 47-54. https://www.doi. org/10.51522/2307-0382-2023-248-1-47-54.

© Щербаков А. В., Ковалев О. Г., 2023

ANDREY V. SHCHERBAKOV

Head of the Department of Organization of the Regime and Operative-Search Activities in the Penal System of the Pskov Branch of the Academy of the FPS of Russia, Candidate of Law, Associate Professor, Colonel of the Internal Service andrey-sherbakov-1973@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2079-1159

Pskov

OLEG G. KOVALEV

Professor of the Department of Organization of the Regime and Operative-Search Activities in the Penal System of the Pskov Branch of the Academy of the FPS of Russia, Candidate of Law, Candidate of Psychology, Professor okovalev66@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-7869-4925

Pskov

Psychological-pedagogical and organizational-legal aspects of verbal aggression as a factor that disrupts the activities of correctional institutions that provide isolation from society

Abstract. The scientific article is devoted to a comprehensive review of the phenomenon of verbal aggression in penitentiary activities, its impact on the criminal activity of convicts, disrupting the work of correctional institutions. In the course of theoretical and applied research, using the methods of dialectical development and content analysis of normative legal acts, scientific literature on the topic, statistical data contained in reports, information letters, analytical reviews of the Federal Penitentiary Service of Russia, materials of judicial practice were studied. The authors identify and describe main approaches of scientists and practitioners to understanding the verbal aggression of employees and convicts in penitentiary activities. The definition of verbal aggression in the penitentiary environment has been corrected, which refers to deliberate emotional verbal manifestations of convicts aimed at causing physical, moral and psychological harm to employees, convicts and persons located on the territory of penitentiary institutions. The interrelation of verbal aggression with professional deformation of penitentiary officers and such psychological characteristics as increased emotionality, lability of the nervous system, irritability, frustration, and depression are analyzed. On specific practical examples, the content of the phenomenon under consideration is analyzed, taking into account certain trends in the activities of the penal system over the past three years. Based on the analysis of statistical data, materials of judicial practice, the patterns of manifestation of verbal aggression in modern domestic penitentiary practice are determined. The authors, relying on the theoretical and empirical research, propose ways to overcome the development and manifestation of verbal aggression, the formation of a culture of verbal communication, among which they offer options of improvement of the professional training of employees, their psychological support, and methods of training penal system personnel.

Keywords: verbal aggression, employees of institutions of the penitentiary system, disorganization, convicts, security of the penal system, verbal manifestations, professional deformation, psychological support

For citation

Shcherbakov A. V., Kovalev O. G. Psychological-pedagogical and organizational-legal aspects of verbal aggression as a factor that disrupts the activities of correctional institutions that provide isolation from society // Vedomosti of the Penal System. 2023. No. 1. P. 47-54. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-248-1-47-54.

В настоящее время в русском языке отмечается снижение уровня речевой культуры, сопровождающееся инвективизацией и вульгаризацией речи, пропагандой насилия, использованием ненормативной лексики, что влечет за собой повышение агрессивности и циничности общественного сознания, подмену социальных и личностных ценностей, морально-нравственных принципов и идеалов.

Агрессия как специфичный социально-правовой, психолого-педагогический, лингвистический феномен получила распространение в поведенческой и речевой формах. Ее первое научное определение как поведение, содержащее угрозу и наносящее ущерб окружающим, мы находим в работах Басса Э. (1961) [1].

Корнеева Л. Н. выделяет также работы таких ученых, как Бандура А., Берко-виц Л., Ильин Е. П., Лоренц К., Фрейд З., исследовавших различные особенности возникновения и проявления речевой агрессии [2].

Многоаспектность рассматриваемой проблемы нашла отражение в работах современных отечественных представителей различных отраслей знаний: Абориной А. М., Баданова А. М., Баучиевой З. Б., Воронцовой Т. А., Гомцяна О. А., Енина Л. М., Закоян Л. М., Зудаева А. К., Павельева Л., Сковородникова А. П., Строковой Ю. А., Фещука Ю. И., Штефана Е. Ф., Щербининой Ю. В. Работы указанных ученых и практиков имеют важное теоретическое и прикладное значение.

Рассматриваемая тема актуальна для современной отечественной пенитенциарной науки и практики, профессиональной деятельности сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС), носящей выраженный социогенный, часто конфликтный характер.

Реализуя профессиональные компетенции, сотрудники проходят службу в сложных стрессовых ситуациях, подвергаясь профессиональному риску, испытывая негативное психологическое воздействие подозреваемых, обвиняемых и осужденных, что неизбежно приводит к личностным изменениям, выражающимся в таких проявлениях их профессиональной деформации, как повышенная агрессивность и эмоциональность, раздражительность, фрустрация, депрессия, речевая агрессия. Павле-нин В. С. отмечает, что в настоящее время речевая агрессия получила весьма широкое распространение в различных социальных контактах сотрудников, затрудняя выполнение целей уголовно-исполнительного законодательства [3].

Причины возникновения речевой агрессии в пенитенциарной деятельности детерминируются следующими специфическими факторами:

- сосредоточением в учреждениях УИС социальных групп и индивидов, воспринимающих окружающий мир криминально деформированным образом, использующих при этом специфическую, часто ненормативную лексику и речевой этикет;

- существованием в местах лишения свободы криминальной субкультуры, проявляющейся в речевом общении;

- психолого-педагогическими характеристиками субъектов пенитенциарного общения;

- повышенной общественной опасностью речевой агрессии субъектов пенитенциарного общения, проявляющейся в негативной ценностной ориентации, нарушении общепринятых этико-речевых норм, влекущих действия, дестабилизирующие деятельность исправительных учреждений (ИУ).

Речевая агрессия в пенитенциарной среде представляет собой преднамеренно-эмоциональные вербальные проявления

осужденных, направленные на причинение физического, морального и психологического вреда сотрудникам.

Вербальная пенитенциарная агрессия является своеобразным видом нейропро-граммирования, направленным на внедрение и распространение тюремной субкультуры в групповое и индивидуальное сознание сотрудников и работников УИС, осужденных. Результатом такого программирования может быть дезорганизация деятельности исправительного учреждения, совершение должностных и пенитенциарных преступлений.

Проведенный анализ литературных источников, статистических отчетов, информационных писем, аналитических обзоров ФСИН России, судебных решений, связанных с речевой агрессией осужденных в адрес сотрудников, спровоцировавшей преступления, направленные на дезорганизацию деятельности ИУ, анкетирование сотрудников служб и подразделений учреждений УИС трех регионов России показали актуальность рассматриваемой проблемы для современной пенитенциарной практики.

Вместе с тем до настоящего времени не проводились специальные комплексные исследования речевой агрессии как фактора, дезорганизующего деятельность учреждений УИС, а также формирующего речевую культуру профессионального общения сотрудников.

Данные анкетирования показали, что более 72 % сотрудников используют речевую агрессию в общении с осужденными либо сталкиваются с ней в своей профессиональной деятельности. При этом речевая агрессия наиболее распространена в следующих вербальных проявлениях:

- оскорбления осужденными сотрудников администрации;

- угрозы расправы с сотрудниками и их социальным окружением;

- грубые требования привилегий, основанных на криминальных обычаях и традициях;

- неприятие установленных правил отбывания наказания и распорядка дня;

- противозаконные обвинения осужденными сотрудников в противоправных действиях;

- психическое насилие с элементами вербальной агрессии одних осужденных над другими;

- оскорбление сотрудниками подозреваемых, обвиняемых и осужденных, оказание на них психического воздействия.

Пенитенциарная агрессия в среде осужденных и сотрудников учреждений УИС может существовать в двух формах: открытой и закрытой. К первой относятся вербальные проявления в виде словесной провокации, нецензурной брани, ерничества, оскорбления, угроз, грубых незаконных требований, отказа выполнять законные требования администрации учреждения, порицания, враждебных замечаний, насмешек, ссор и тому подобного. Закрытая агрессия может осуществляться с использованием доносов и сплетен.

В результате создается консолидированная агрессивная среда, негативно влияющая на состояние оперативной обстановки, способствующая совершению действий, дезорганизующих деятельность ИУ, других пенитенциарных и должностных преступлений.

Также установлена зависимость развития речевой агрессии осужденных от срока отбывания ими наказаний, количества ранее совершенных пенитенциарных преступлений. Речевая агрессия сотрудников администрации мест лишения свободы коррелирует с проявлениями профессиональной деформации.

Действия, направленные на дезорганизацию деятельности исправительных учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, часто совершаются после возникновения конфликтных ситуаций, вызванных речевой агрессией. Поводом для них являются законные требования сотрудников по выполнению приказа Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении

Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы», а также режимные требования, установленные уголовно-исполнительным законодательством.

Так, например, 09.10.2019 в одном из исправительных учреждений УФСИН России по Калужской области при проведении обхода жилого помещения отряда осужденный Ч. в ответ на сделанное ему правомерное замечание совершил нападение на должностное лицо территориального управления, нанес ему телесные повреждения. Как отмечал впоследствии осужденный, замечание было сделано недостаточно корректно и носило эмоционально-вызывающий характер, что послужило причиной нападения осужденного на должностное лицо, действия которого сопровождались речевой агрессией.

Другой случай был зафиксирован в УФСИН России по Республике Дагестан. В ответ на замечания сотрудников администрации осужденные Г и М. стали удерживать начальников отрядов в пожарной части, а осужденный А. ударил одного из них по лицу. При этом осужденный Г. оскорблял сотрудников и угрожал насилием. Постановлением Кизилюртовского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан от 23.08.2019 в отношении осужденных возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 321 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Действия осужденных в данном случае являются агрессивно-эмоциональными, направленными на причинение психического и физического насилия с использованием речевой агрессии в виде ненормативной лексики, сопровождающегося повышенным эмоциональным фоном, переходящим

в крик. В указанных примерах агрессия имела психологическую форму поведения отдельной группы осужденных с целью одновременно причинить физический вред и психологический ущерб сотрудникам администрации пенитенциарного учреждения и дезорганизовать деятельность учреждения.

Наше мнение подтверждается исследованиями Ениной Л. М., установившей, что речевая агрессия является сферой речевого поведения, мотивированной агрессивным настроем говорящего [4].

Основной причиной и условием возникновения речевой агрессии являются недостатки в формировании речевой культуры общения, проявляющиеся в следующем:

- отсутствие занятий по обучению сотрудников учреждений УИС навыкам общения с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными без применения речевой агрессии, действий в конфликтных, экстремальных и нестандартных пенитенциарных ситуациях;

- недостаточная материально-техническая и методическая база (учебные места, видеофильмы, тренинги, деловые и ролевые игры) для отработки практических разговорных навыков сотрудников в экстремальных ситуациях;

- отсутствие в ведомственных образовательных организациях тематики по изучаемым профильным дисциплинам, направленной на профессиональное общение, исключающее использование речевой агрессии.

Анализ 35 судебных решений, вступивших в законную силу за последние три года [5], статистической отчетности, мнений ученых-пенитенциаристов, а также материалы анкетирования 83 сотрудников учреждений УФСИН по Республике Карелия, Нижегородской и Псковской областям позволили выявить некоторые закономерности проявления речевой агрессии в отечественной пенитенциарной практике:

- распространенность случаев речевой агрессии, сопровождающей конфликтные и

экстремальные пенитенциарные ситуации, негативно влияет на стабильность оперативной обстановки учреждений УИС и управляемость ею (авторы писали об этом ранее [6]);

- уровень сформированности умений и навыков общения сотрудников с осужденными и персоналом учреждений УИС без использования речевой агрессии позитивно влияет на эффективность осуществляемой ими профессиональной деятельности, реализации профессиональных компетенций;

- возникновение конфликтных ситуаций, разрешаемых осужденными с использованием речевой агрессии, зависит от времени и периода нахождения осужденных в ИУ Так, осужденные, отбывающие длительные сроки наказания, чаще используют речевую агрессию в конфликтных ситуациях с персоналом учреждения и другими осужденными. На начальном и завершающем этапе отбывания наказания отмечается увеличение случаев вербальной агрессии, что объясняется самоутверждением осужденных, поиском и выбором стратегии общения в новом для них социальном пространстве в первом случае; состоянием стресса, фрустрации и неопределенности перед освобождением из ИУ - во втором;

- речевая агрессия осужденных часто направлена на младших инспекторов отделов безопасности, сотрудников оперативных подразделений и начальников отрядов ИУ увеличивает у последних риск развития профессиональной деформации, негативных психических состояний стресса, фрустрации, депрессии и профессионального выгорания, влекущих за собой увольнение из органов УИС;

- психологическая незащищенность сотрудников, обусловленная низким уровнем их профессиональной и психологической подготовки, готовности адекватно реагировать в экстремальных конфликтных ситуациях. К таким сотрудникам чаще применяется речевая агрессия в виде повышения голоса, нецензурной брани, оскорбления,

унижения достоинства, вербальной провокации и силовых методов воздействия;

- стаж службы сотрудников УИС влияет на распространенность используемой ими речевой агрессии. Агрессивное эмоционально-речевое поведение сотрудников увеличивается пропорционально росту их профессиональной деформации после четырех лет работы в ИУ;

- наиболее распространенными проявлениями эмоциональной и мотивацион-но-потребностной сфер сотрудников при речевой агрессии являются обида, злость, раздражение, презрение, недовольство, отвращение, а также самоутверждение, самозащита и самореализация.

Формирование и развитие культуры речи могут осуществляться с использованием следующих направлений и методов:

- системных профилактических и психо-коррекционных мероприятий по преодолению агрессивного поведения сотрудников;

- тренингов по развитию культуры речевого общения с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, разговорной модели, позволяющих снижать процесс их эмоционального выгорания и осуществлять профилактику агрессивного поведения спецконтингента, предупреждать действия, дезорганизующие деятельность ИУ, обеспечивающих изоляцию от общества;

- лекций и индивидуальных занятий по формированию благоприятной психологической обстановки в среде осужденных и в служебном коллективе сотрудников;

- психокоррекционных мероприятий, направленных на преодоление и профилактику агрессивного поведения сотрудников, снижение их эмоционального выгорания, а также на профилактику агрессивного поведения спецконтингента [7].

Представляется целесообразным уделить пристальное внимание совершенствованию профессиональной подготовки сотрудников служб и подразделений УИС в контексте оптимального поведения в экстремальных ситуациях, сопровождающихся пенитенциарными конфликтами.

Необходима замена модели агрессивного речевого общения на продуктивную вербальную модель поиска компромиссов и средств убеждения, сопровождающаяся положительными примерами и авторитетным психолого-педагогическим воздействием. При этом особое внимание следует обращать на формирование профессиональной устойчивости сотрудников к специфическим факторам риска (стресс-факторам), присущим пенитенциарной деятельности, в том числе криминального характера.

В настоящее время, несмотря на выраженную тенденцию внедрения практи-ко-ориентированного подхода к обучению курсантов и слушателей образовательных организаций, подведомственных ФСИН России, сохраняются некоторые противоречия между направленностью профессиональной подготовки сотрудников и потребностями пенитенциарной практики. В связи с этим для формирования и развития культуры профессионального речевого общения представляется целесообразным:

- усилить практико-ориентированный характер занятий, проводимых по дисциплинам «Обеспечение безопасности» и «Основы профессиональной деятельности сотрудников», в частности использовать деловые и ролевые игры на основе современных методических разработок, а также учебно-тренировочные комплексы и полигоны;

- проводить стажировки сотрудников исправительных учреждений, направленные в первую очередь на формирование оптимальной поведенческой модели в экстремальной ситуации, умений и навыков разрешения, предупреждения и купирования конфликтов без использования речевой агрессии; осуществлять подготовку и внедрение в образовательный процесс и практическую деятельность специальных методических рекомендаций;

- основной акцент при стажировке сотрудников органов и учреждений УИС следует сделать на отработке типичных проблемных ситуаций работы с осужден-

ными (умении общаться в повседневной жизнедеятельности, при возникновении внештатных ситуаций в работе со спецконтингентом, незаконных действий, нарушающих установленные режимные требования) и путях их решения во взаимосвязи с обеспечением безопасности УИС (личной, осужденных, объектов УИС), при этом должен учитываться профиль профессиональной деятельности.

Речевая агрессия в пенитенциарной сфере заслуживает более пристального внимания не только ученых и практиков, но и законодателя. Представляется уместным закрепить в статье 78 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» стажировку в виде профессиональной подготовки, внести соответствующие дополнения в Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденное приказом Минюста России от 27.08.2012 № 169, а также включить в раздел IV «Повышение квалификации и профессиональная переподготовка» Наставления слово «стажировка», отразив требования практи-ко-ориентированного характера (деловое общение сотрудников пенитенциарного ведомства со спецконтингентом).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современную пенитенциарную практику необходимо внедрять специальные методики смягчения речевой агрессии, развития культуры речевого общения сотрудников с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Несмотря на различные подходы к проблеме речевой агрессии как фактора, дезорганизующего деятельность исправительных учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, многие аспекты нуждаются в дальнейшем комплексном изучении. Сотрудники учреждений УИС должны обладать знаниями

о природе и особенностях возникновения и проявления, последствиях использования речевой агрессии, обладать навыками ее преодоления. Необходимо обращать особое внимание на формирование речевого поведения сотрудников пенитенциарного ведомства со спецконтингентом, коллегами по службе, осужденного с осужденным и в социуме в целом.

В связи с этим следует внести изменения в тематические планы таких учебных дисциплин, как «Пенитенциарная психология», «Пенитенциарная педагогика», «Обеспечение безопасности», «Основы профес-

сиональной деятельности сотрудников», «Правовое регулирование и организация режима», а также уделить значительное внимание обучению сотрудников, впервые принятых на службу, из числа рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава по программам первоначальной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в частности дополнить их темами, раскрывающими содержание речевой агрессии в пенитенциарной среде и направления ее преодоления.

1. Buss A. H. The psychology of aggression. NY : Willy, 1961. 37 p.

2. Корнеева Л. Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. 2011. № 13. С. 22-26.

3. Павленин В. С. Психолого-педагогические факторы проявления агрессивности в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2014. С. 173.

4. Енина Л. М. Речевая агрессия и речевая толерантность в средствах массовой информации // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультуризм как ориентиры профессионального поведения. М., 2002. С. 104-110.

5. Судебные и нормативные акты Российской Федерации // Судебные и нормативные акты Российской Федерации : [сайт]. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 05.06.2022).

6. Ковалев О. Г., Щербаков А. В. Применение физической силы к осужденным в рамках международных стандартов // Право и образование. 2021. № 8. С. 88-95.

7. Ковалев О. Г., Семенова Н. В. К вопросу обеспечения личной безопасности персонала учреждений и органов УИС // Столыпинский вестник. 2022. Т. 4, № 1. С. 299-306.

1. Buss A. H. The psychology of aggression. NY : Willy, 1961. 37 p.

2. Korneeva L. N. Professional psychology of personality // Psychological support of professional activity. 2011. No. 13. P. 22-26.

3. Pavlenin V. S. Psychological and pedagogical factors of manifestation of aggressiveness in the professional activity of law enforcement officers : thesis. ... Cand. of Ped. Sciences. Yekaterinburg, 2014, P. 173.

4. Enina L. M. Speech aggression and speech tolerance in the media // Russian press in a multicultural society: tolerance and multiculturalism as guidelines for professional behavior. Moscow, 2002, P. 104-110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Judicial and regulatory acts of the Russian Federation // Judicial and regulatory acts of the Russian Federation : [website]. URL: https://sudact.ru (date of access: 06/05/2022).

6. Kovalev O. G., Shcherbakov A. V. The use of physical force against convicts within the framework of international standards // Law and Education. 2021. No. 8. P. 88-95.

7. Kovalev O. G., Semenova N. V. On the issue of ensuring the personal safety of personnel of institutions and bodies of the UIS // Stolypinskiy vestnik. 2022. V. 4, No. 1. P. 299-306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.