Научная статья на тему 'Психолого-педагогические, генетические и социальные факторы, обусловливающие социально опасное поведение несовершеннолетних'

Психолого-педагогические, генетические и социальные факторы, обусловливающие социально опасное поведение несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2995
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / FACTORS / PERSONALITY / SOCIALIZATION / SOCIAL NORMS / THE DETERMINANTS OF CRIME / PERSONAL AND PSYCHOLOGICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Блясова Ирина Юрьевна

В статье представлены основные факторы, обусловливающие социально опасное поведение несовершеннолетних, рассмотрена их роль в развитии личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the main factors causing the socially dangerous behavior of juveniles considered their role in the development of their personality.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические, генетические и социальные факторы, обусловливающие социально опасное поведение несовершеннолетних»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 29 (283). Право. Вып. 33. С. 53-57.

И. Ю. Блясова

ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В статье представлены основные факторы, обусловливающие социально опасное поведение несовершеннолетних, рассмотрена их роль в развитии личности.

Ключевые слова: факторы, личность, социализация, социальные нормы, детерминанты правонарушений, личностно-психологические качества.

Проблема оздоровления криминальной среды, связанной с преступностью несовершеннолетних, становится одной из актуальных задач современного общества. Успехи или неуспехи в данной сфере социального бытия представляют собой наглядный индикатор нравственного состояния общества.

Задачей работы ставилось исследование причин и условий отклоняющегося поведения несовершеннолетнего.

Реализуя обозначенную задачу, следует подчеркнуть, что любой социум вырабатывает и обеспечивает систему нравственных и правовых норм, представленных в данном обществе в форме нормативных требований закона, наставлений, правил, заповедей или табу. Любая из перечисленных форм нормативных требований выступает в качестве границ допустимого поведения, согласующегося с действующей моралью, правом или религией, и является основанием для реализации функции социального контроля. «Социальные нормы права коррелируют с экономическим и духовным состоянием общества, его базовыми ценностями и принятыми в нем стандартами поведения»1.

В свою очередь, основу для запретов в современном обществе составляют предписания уголовного закона, которые устанавливают границы между преступным и непреступным поведением.

Посредством системы норм общество фактически программирует поведение индивидов, придавая ему определенный вектор направленности. В указанном контексте весьма интересна точка зрения М. И. Еникеева, обратившего внимание на тот факт, что купирование в обществе легальных средств защиты прав и законных интересов граждан немедленно вызывает всплеск девиантности, преступности, маргинальности. Каков порядок жизни в данном обществе, таков и порядок его нарушений2.

Социально опасное поведение несовершеннолетних является предметом изучения целого ряда отраслей знаний: психологии, педагогики, психиатрии, уголовного права, криминологии и др. И это не случайно, поскольку поведение человека обусловлено системой порождающих его факторов.

Традиционно эти факторы подразделяются на социальные и биологические. История учения

о природе правонарушений представляет собой историю соотношения этих двух факторов. Одни ученые считают правонарушения явлением социальным, другие — биологическим.

Социально-биологическая проблема девиантного поведения несовершеннолетних рассматривается в работах К. А. Абульхановой-Славской, Д. К. Беляева, Б. М. Кедрова, Б. М. Ломова, П. Н. Федосеева, Г. П. Царегородского, А. В. Хрип-ковой и др.

Академик П. Н. Федосеев, рассматривая проблему соотношения социального и биологического в развитии человека, справедливо полагал: «Человек есть общественное существо, но как часть природы он и биологическое существо»3.

Теории, объясняющие отклоняющееся поведение с точки зрения биологических причин, появились одними из первых.

Представители биологического направления

В. Шелдон, Л. Берман, М. Шлапп, К. Лоренц, К. Льюис, Ч. Ломброзо, У. Пирс, Э. Смит и др. пытались объяснить преступное поведение как естественное биологическое явление, обусловленное физическими и психическими особенностями совершившего его лица. Первоначально исследователи, как известно, обращали внимание на конституциональные особенности.

Преступление, как и любое другое поведение человека, происходит в результате взаимодействия наследственности, нейрофизиологии и факторов окружения. Чезаре Ломброзо, итальянский психиатр и антрополог, специалист

в области генетико-биологической криминологии, утверждал, что существуют «прирожденные преступники», физически отличающиеся от обычных людей и имеющие склонности к асоциальным поступкам4.

В работе «Преступный человек с точки зрения антропологии, юриспруденции и тюрьмо-ведения» на основе изучения строения тела человека Ч. Ломброзо приписывал определенным категориям преступников общие физические черты, по преимуществу в области строения черепа, цвета волос, чувствительности кожи. Используя антропометрический метод, исследователь выделил 37 характеристик «врожденного преступного типа». В частности, автор полагал, что убийцы отличаются тяжелой нижней челюстью, выдающимися скулами, черными и густыми волосами, бледным лицом и т. д. По мнению Ч. Ломброзо, преступный человек обречен стать преступником, поскольку не может освободиться от прирожденных свойств. Система мер предупреждения преступлений, по мнению Ч. Ломброзо, предполагала лечение, пожизненную изоляцию и физическое уничтожение «прирожденных» преступников5. Данная теория неоднократно пересматривалась.

Современные научные знания позволяют опровергнуть отдельные положения теории Ч. Ломброзо, поскольку наследуются не какие-то формы отклоняющегося поведения, а индивидуально-типологические свойства, увеличивающие вероятность формирования девиантности, такие как экстраверсия, импульсивность и др. Вместе с тем трудно не согласиться с тем, что биологические процессы определяют силу и характер реакции подростков на влияние среды, но не являются решающими.

Другая концепция конституционнных типов преступников была разработана врачом и психологом В. Шелдоном, который обосновал связь между типами темперамента и поведения и типами соматического строения человека. По его мнению, существуют три ведущих вида телосложения: эндоморфный (с развитыми внутренними органами), мезоморфный (с развитым скелетом и мускулатурой), эктоморфный (с нежной кожей и хорошо развитой нервной системой), которые коррелируют с тремя типами темперамента (висцеротония, соматония, церебротония). Их сочетание обусловливает определенный психотип. Так, для соматотонии характерны такие черты, как потребность в удовольствии, стрем-

ление к господству и власти, склонность к риску, агрессивность. При церебротонии, напротив, наблюдается сдержанность, социофобия, склонность к одиночеству. По мнению В. Шелдона, среди преступников преобладают мезоморфы. Шелдон считал, что атлеты наиболее склонны к преступлениям6.

В контексте сказанного следует, что вышеназванные авторы пытаются объяснить предрасположенность к преступности биологическими предпосылками.

Генетическое объяснение причин преступности состоит в том, что некоторые преступники имеют хромосомы типа XYY, тогда как обычные мужчины — хромосомы типа XY, а обычные женщины — хромосомы типа XX. Люди с хромосомами типа XYY имеют пугающую внешность, высокий рост и иногда являются тяжелыми психопатами7.

К детерминантам криминального поведения относят синдром Клайнфельтера — генетические аномалии (лишняя X-хромосома — 47/ XXY синдром или лишняя Y-хромосома — 47/ XYY синдром). Лишняя X-хромосома связывается с повышенной агрессивностью. Лишняя Y-хромосома связывается с аномалиями в сфере целеполагания, целедостижения, нарушением волевой регуляции поведения. Теория хромосомных аномалий не нашла своего подтверждения, в частности, исследователями данной проблемы (Nielsen, Nordland, M. Benezech, Omenn) в разных странах, а также отечественными учеными (Н. П. Дубинин, И. И. Карапец, В. Н. Кудрявцев и др.) не было установлено статистически значимой зависимости между генными нарушениями и преступностью.

В монографии «Психологический подход к преступности и ее коррекции. Теория, исследование, практика» авторы, ссылаясь на достижения в области медицины, биологии ставят вопрос о возможности изменить поступки людей путем воздействия на их мозг. Так, Э. Уилсон разделяет мнение о генетическом влиянии на поведение человека и полагает, что в скором будущем будет возможным выделение генов, ответственных за поведение человека8. Дж. Оулдер высказывает свои опасения по поводу использования методов психохирургии. При этом он ставит вопрос об установлении мер социального контроля за подобным оперативным вмешательством и считает возможным применение этого метода к людям, способным на убийство или самоубий-

ство, и неприемлемым к лицам моложе 21 года, к политическим и социальным преступникам.

Распространенность биологических концепций (Л. Берман, К. Лоренц, У. Пирс, М. Шлапп, Э. Смит и др.) в области изучения антиобщественного поведения объясняется различными причинами, в качестве основных могут быть названы иллюзорные надежды на то, что успехи биологических наук помогут преодолеть такие негативные явления, как алкоголизм, преступность, наркомания и др.; недостаточное изучение мотивационной стороны поступков человека; заинтересованность правящей элиты в идее «биологической обусловленности антиобщественного поведения, чтобы снять с себя ответственность за разрешение острых социальных проблем».

Принципиальная точка зрения большинства отечественных ученых заключается в том, что они рассматривают правонарушения как социальное явление, которое не может быть объяснено только с биологических позиций, то есть пытаются установить связь между биологическими особенностями и поведением человека.

Так, А. Аванесов выделяет следующие биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека:

- патология биологических потребностей, нередко становящихся причиной сексуальных извращений, половых преступлений;

- нервно-психические заболевания (психопатии, неврастении, пограничные состояния);

- наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом;

- психофизиологические загрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, которые приводят к различным соматическим, токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминальным фак-тором9.

Рассмотренные и иные взгляды исследователей сближает попытка объяснить преступное поведение биологическими особенностями индивида. Вместе с тем современные научные достижения позволяют утвердиться во мнении о том, что наследуется не какая-либо форма расстройства поведения, а определенные индивидуальнотипологические свойства, особенности характера, которые могут увеличивать вероятность формирования противоправного поведения подростков. Подростки, имея различные биологические возможности, по-разному воспринимают

одни и те же общественные нормы и меры воспитательного воздействия. Что касается личности с ее мировоззрением, мотивами поведения, то она формируется под воздействием социальных факторов.

По мнению И. Стрэкинару, на формирование противоправного поведения у детей и подростков прежде всего влияют неблагоприятные воздействия среды (55 % случаев), затем органическое поражение мозга (30 %) и, наконец, генетический фактор (15 %)10.

B. Я. Семке, А. А. Авдиенко, Л. У. Бабушкина предлагают несколько иную комбинацию патогенных факторов, где на первом месте находятся конституционально-биологические, экзагенно-органические и затем микросоциальные факторы.

Отечественные психологи Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и др. указывают на то, что нет природной предрасположенности к преступлениям, но есть генетическая предрасположенность к тем влияниям среды, которые могут обусловить совершение преступления.

C. Л. Рубинштейн справедливо считает, что внешние причины действуют через внутренние условия, причем последние сами формируются в результате внешних воздействий11.

Необходимо отметить, что подавляющее большинство ученых не находят прямой связи между наследственными свойствами человека и его противоправным поведением.

Так, М. А. Алемаскин, Л. М. Зюбин, К. Е. Иго-шев, А. Н. Леонтьев, А. Е. Личко, А. Р. Лурия, Д. И. Фельдштейн и др., криминологи В. Н. Куд -рявцев, Г. М. Миньковский, А. Р. Ратинов,

А. М. Яковлев и др. убедительно доказали, что девиантное поведение не определяется прирожденными механизмами, а обусловливается причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды, групповыми взаимоотношениями, недостатками воспитания и др. Именно под воздействием этих факторов развиваются такие виды отклоняющегося поведения, как агрессия, аномия, фрустрация.

Г. А. Аванесов, Н. П. Бочков также справедливо отмечают, что специальных генов для наследования таких социальных явлений, как преступность, проституция и др. не существует и преступность — это не биологическая категория.

Таким образом, биологические факторы играют опосредованную роль в формировании

противоправного поведения. В частности, они определяют характер реакций индивида на воздействие среды. Отклоняющееся поведение является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых преломляется через систему отношений личности.

Роль социальных факторов, обусловливающих расстройства поведения, рассматривали Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Э. Сатерленд, Ф. Трэшер, А. Кешле, А. Коэн, Р. Клоуард, Ф. Ферракути, Т. Селлин, Г. Беккер, Э. Лемерт, Э. Шур и др. Детерминанты преступности упомянутые авторы усматривают в условиях жизни человека. В частности, одним из первых исследователей, который рассматривал преступность как социальное явление, был французский социолог Э. Дюркгейм. Он считал, что общество без преступлений не может существовать, поскольку они являются элементом любого общества, с чем трудно не согласиться. Когда единство социума разрушается, подчеркивал ученый, а изолированность его составляющих увеличивается, социально отклоняющееся поведение и преступность возрастают. Общество оказывается в состоянии аномии — в состоянии беззакония, недейственности правовых норм.

Ухудшение положения большинства российских семей, резкое сокращение финансирования образовательных, культурно-просветительских учреждений и учреждений социальной защиты, а также недостаточная государственная поддержка детских объединений — все это неблагоприятно отразилось на социальной защите детей и подростков, привело к росту агрессии, преступности несовершеннолетних и пр. Таким образом, аномия присуща любому сообществу, особенно в современный период, когда происходит коренная ломка существующих устоев в экономике, политике и социальных сферах12.

Можно выделить следующие внешние факторы, влияющие на появление противоправного поведения несовершеннолетних, среди них прежде всего процессы, происходящие в обществе:

- отсутствие ясной позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

- несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;

- безработица (явная и скрытая);

- отсутствие социальных гарантий государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;

- разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи, школы);

- пропаганда насилия и жестокости через СМИ;

- отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им помощь по итогам диспансеризации;

- недоступность для детей качественного бесплатного дополнительного образования (кружков, секций и др.);

- проблемы в правовом воспитании;

- доступность алкоголя, наркотиков и др.13

Таким образом, к внешним факторам расстройств поведения могут быть отнесены следующие явления социальной среды: социальноэкономическая ситуация, традиции, молодежная субкультура, семья, друзья и другие значимые люди. Отрицательно отражаются на судьбах подростков изменения, происходящие в социальноэкономической жизни общества: многие из них утрачивают привычные жизненные ориентиры, веру в духовные ценности, существенно ослабляются родственные и производственные связи, что приводит к снижению возможностей социального контроля.

Н. П. Дубинин, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев, раскрывая соотношение биологического и социального, полагают, что «...внешнее в виде социальной программы постепенно становится внутренним, преломляясь через интеллект и чувственно-эмоциональную сферу человека. Происходит становление личности как индивидуализированной совокупности общественных отношений»14.

И далее авторы справедливо отмечают, что поведение человека, в том числе и антиобщественное, есть форма взаимодействия личности со средой, при этом выделяют следующие этапы такого взаимодействия:

- формирование личности с антиобщественной ориентацией;

- мотивация антиобщественного поступка;

- принятие решения о совершении такого поступка;

- реализация этого решения, включая совершение поступка и наступление вредных послед-

ствий15.

Таким образом, социологические теории рассматривают противоправное поведение как результат сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. С одной стороны, очевидно, что в обществе имеются причины для отклоняющегося поведения, к ним могут быть отнесены социальное неравенство, социальная дезорганизация и др. С другой стороны, мы не можем отрицать роль индивидуальности подростка в процессе социализации его личности.

Существуют и иные подходы к изучению преступного поведения.

Так, в теоретико-ассоциативном подходе индивид рассматривается как высшее животное, обладающее инстинктивными побуждениями, а предметом исследования становится связь (ассоциация) между побуждениями.

В психологии активации постоянные (дис-позициональные) факторы поведения сводятся к биологическим явлениям, таким как состояние уравновешенности процессов организма, механизмы центральной нервной системы, привлекательность объектов.

Большое влияние на изучение преступности оказало психоаналитическое направление, возникшее в рамках психоанализа З. Фрейда. Ученый рассматривал преступление как проявление врожденных, заложенных в психике человека бессознательных инстинктов и влечений, главным образом сексуального характера. Человек рассматривался в отрыве от реальных условий своего социального бытия. Последователи З. Фрейда (А. Фрейд, М. Вильямс, О. Кернберг, Х. Кохут и др.), изучающие преступность с точки зрения психоанализа, исходят из того, что преступное поведение носит замещающий характер, отражая вытесненные в подсознание конфликты. Основная причина девиации состоит, с их точки зрения, в дефектах социализации, особенно приобретенных в детстве, с чем трудно не согласиться.

В. Н. Кудрявцев отмечает: «Не биологические свойства человека, не кратковременное и подчас случайное воздействие внешней ситуации, а жизненный путь индивидуума, в конечном счете, определяет содержание подавляющего большинства его поступков»16.

В поведении человека система внешних факторов преломляется через систему внутренних поведенческих механизмов. К таковым относят-

ся особенности целеполагания и целедостиже-ния, психодинамические особенности, саморегуляция, система ценностных ориентаций, нравственных и правовых установок17.

Из сказанного выше следует, что социальные и биологические факторы становятся детерминантами криминального поведения не сами по себе, а интегрируясь в личностно-психологических качествах преступника. Реальная ситуация в стране в условиях неблагоприятного воздействия фактов социальной и биологической экологии обусловили необходимость усиления и совершенствования социальнопрофилактической деятельности общества, создание целостной системы профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних, подготовки к этой деятельности педагогов, юристов, родителей.

Примечания

1 Еникеев, М. И. Социальная психология преступности // Юрид. психология. № 3. 2009. С. 2.

2 Там же.

3 Федосеев, П. Н. Проблема социального и биологического в философии и социологии. Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1977. С. 19.

4 Братусь, Б. С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1988. 304 с.

5 Дубинин, Н. П. Генетика, поведение, ответственность / Н. П. Дубинин, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев. М. : Полит. лит., 1989. С. 52.

6 Егоров, А. Ю., Игумнов, С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты / А. Ю. Егоров, С. А. Игумнов. СПб. : Речь, 2005.

С. 23-24.

7 Братусь, Б. С. Указ. соч. С. 204-205.

8 Biology, crime and ethics : Astudy of biol explanation for erimindt behavior / E. H. Marsh, J. Katz. Cincihdti (ohio). Anderson, 1985. Р. 277-312.

9 Аванесов, Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 226-230.

10 Стрэкинару, И. Отклонения в поведении детей. Бухарест, 1969.

11 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002. 720 с.

12 Карпец, И. И. Преступность: иллюзия и реальность. М., 1992. С. 102.

13 Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования. М. : ТЦ СФЕРА, 2000. С. 224.

14Дубинин, Н. П. Указ. соч. С. 14.

15 Там же. С. 186.

16 Кудрявцев, В. Н. Причинность в криминологии (о структуре индивидуального преступного поведения). М., 1976. С. 36.

17 Еникеев, М. И. Юридическая психология. М. : Норма, 2005. С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.