Научная статья на тему 'Психолого-педагогические дисциплины в основе развития социально-профессиональной мобильности студентов колледжа'

Психолого-педагогические дисциплины в основе развития социально-профессиональной мобильности студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1165
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUBJECTS / SOCIAL AND PROFESSIONAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александрова Зинаида Игоревна

В статье рассматривается проблема социализации молодежи в условиях информационного общества. Автор намечает решение данной проблемы через развитие такого личностного качества, как социально-профессиональная мобильность. Коммуникативные навыки, толерантность, креативность, рефлексия, мотивация на образование в течение всей жизни составляют психологическую структуру социально-профессиональной мобильности. Инновационное построение психолого-педагогических дисциплин это среда для развития психологических компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical subjects as a basis of development of social and professional mobility of college students

The socialization of young people is the problem which is considered in the article. The author plans to solve this problem by developing such quality as socially-professional mobility. Communicative skills, tolerance, creativity, reflexion and motivation education during all life compose psychological structure of socially-professional mobility. Innovation construction of psychologist-pedagogical discipline is an environment for development psychological competences.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические дисциплины в основе развития социально-профессиональной мобильности студентов колледжа»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

уДК 37.01 377.5 з. и. АЛЕКСАНДРОВА

Петровский колледж, г. Санкт-Петербург

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В статье рассматривается проблема социализации молодежи в условиях информационного общества. Автор намечает решение данной проблемы через развитие такого личностного качества, как социально-профессиональная мобильность. Коммуникативные навыки, толерантность, креативность, рефлексия, мотивация на образование в течение всей жизни составляют психологическую структуру социально-профессиональной мобильности. Инновационное построение психолого-педагогических дисциплин — это среда для развития психологических компетенций.

Ключевые слова: психолого-педагогические дисциплины, социально-профессиональная мобильность.

Глобальные мировые изменения привели к возникновению информационно-технотронного общества, отдалили понятия «культура» и «цивилизация», деформировали нравственно-психологическую структуру личности. В начале нового тысячелетия человек приходит в мир в окружении одних объектов, орудий труда и технологий, а уходит в окружении принципиально новых. Освоение новых профессиональных и социальных компетенций требует от личности постоянного изменения себя, непрерывной социализации.

Современный человек живет в эпоху глобальных перестроек во многих сферах. Эти изменения непосредственным образом коснулись и сферы образования. Возникла необходимость пересмотреть отношение человечества к образованию, сменить образовательную парадигму. «Образование на всю жизнь» заменяется «образованием в течение всей жизни». Образование — это не только способ обучения и воспитания, а прежде всего, развития личности. Человек — главная цель образования. В общественном сознании все более формируется понимание того, что дальнейшее развитие общества невозможно без создания объективных и субъективных предпосылок для самоактуализации личности. Самоактуализация становится возможной при условии наличия у каждого члена общества максимально развернутого представления о своих возможностях, путях и средствах саморазвития и актуализации потенциала, преодоления комплекса проблем. Среди основных психологических трудностей и проблем современной личности можно выделить: неумение анализировать особенности своей психической структуры и индивидуальности, неумение использовать и учитывать свои индивидуальнопсихологические возможности, неумение строить эффективный процесс общения, неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры, стереотипы и стрессы. Помощь в преодолении кризисов и актуализация ресурсов развития личности становится основной задачей психологии на современном этапе.

Взросление как процесс социального и профессионального самоопределения протекает у современной

молодежи сложно и противоречиво. Рельефнее всего эти противоречия взросления проявляются в формировании жизненной перспективы. Социально-профессиональное самоопределение неразрывно связано с формированием мировоззрения. Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Когнитивными предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной суммы знаний и способность к определенному абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему. Мировоззрение — не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации. Формирование мировоззрения особенно важно в условиях социальной и экономической нестабильности, становления новой системы отношений на рынке, где каждый человек является капиталом.

Человек испытывает сущностные противоречия (по Э.Фромму): между потребностью в укоренении в обществе, и потребностью в индивидуализации. Снятие этих противоречий возможно через повышение социокультурной компетентности, раскрытие творческого потенциала, развитие профессиональной и социальной мобильности, повышение психологической устойчивости. Что приведет личность к постоянной востребованности, заставит испытать удовлетворенность жизнью, тем самым повысит уровень самореализации личности в современных условиях.

Психология обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как система проверенных знаний психологию знают немногие, но как система жизненных явлений психология знакома каждому. Основные психические явления человек может обнаружить у самого себя и косвенно наблюдать у других людей. Психология тесным образом связана с естественнонаучными дисциплинами, такими как биология, генетика, физиология, медицина, а также и с гуманитарными областями знания — философией, педагогикой, языковедением, искусствоведением, экономикой, религией, управлением,

юриспруденцией. Следовательно, место психологии в центре наук. Она является стержнем, связующим воедино различные профессиональные компетенции, именно психология формирует картину мира. Поэтому мы считаем важным, обратить внимание на организационно-педагогические условия построения дисциплин психолого-педагогического цикла как способа развития социально-профессиональной мобильности студентов колледжа.

Основные задачи преподавания психолого-педаго-гических дисциплин в колледже — помочь студентам познать себя, составить свой психологический портрет, научиться понимать окружающих, уметь психологически грамотно общаться, видеть перспективу своего профессионального и личностного развития. Психолого-педагогические дисциплины развивают у студентов такие психологические компетенции, как коммуникативность, толерантность, креативность, рефлексию, мотивацию на образование в течение всей жизни.

Студенты колледжа отличаются от старшеклассников и студентов вузов. В процессе обучения в колледже студенты проходят путь профессионального становления: выбирают профессию, осуществляют профессиональное обучение, на старших курсах начинают работать по специальности, получают дополнительные квалификации, выбирают гибкую образовательную траекторию. Уже в колледже студенты имеют возможность планировать и строить свою образовательную и профессиональную карьеру.

Термин «карьера» в разные исторические эпохи понимали по-разному. В XIX в. карьера определялась как «путь, ход, поприще жизни, служба, успех и достижение его», «успех в обществе, быстрое достижение чинов и орденов». В начале XX в. — как путь и продвижение человека к внешним успехам, выгодам, славе, почету, а также достижение им личного благополучия. В конце XX в. при определении карьеры используют ряд взаимосвязанных понятий: перемещение, мобильность, продвижение. Пространственно-территориальное перемещение — наиболее широкое их них. Мобильность есть изменение положения индивида в обществе, его социального статуса. Продвижение — это движение по служебной лестнице, производство в чин. До начала 1990-х гг. карьера рассматривалась в узком смысле как «разбитый на определенные промежутки жизненный путь человека, связанный с его работой», как «последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни», как динамика положения и активности человека в трудовой сфере.

Сегодня карьеру понимают в широком смысле — как профессиональное продвижение, профессиональный рост, переход с одной ступени профессионализма на другую; как динамику и общую последовательность этапов развития человека в основных сферах жизнедеятельности (труд, семья, досуг); как динамику социально-экономических и социально-ролевых позиций; как форму социальной активности человека; как успешность всей жизни человека; как стремление человека достигать положения, позволяющего ему наиболее полно удовлетворять свои потребности и предназначение; как взаимосвязь личностного и профессионального развития человека, как способ самоактуализации.

В условиях перехода к рыночной экономике радикально меняются требования к специалистам, работающим в различных сферах общественного производства. Особенно большая роль отводится такому профессионально важному качеству, как соци-

ально-профессиональная мобильность. Мы рассматриваем социально-профессиональную мобильность как личностное качество, включающее следующие психологические компетенции: высокий уровень коммуникативных навыков, рефлексию, толерантность, креативность, мотивацию на образование в течение всей жизни.

Общение является базовой основой становления личности. Вне общения немыслимо человеческое существо. От успешности общения человека зависит и социально-профессиональная успешность. С развитием цивилизации и ростом благосостояния общества ускоряется и темп жизни, что не может не отражаться на особенностях современного общения. Все чаще общение становится удаленным — по телефону и через Интернет. Данные процессы не могут не деформировать современное общение. На занятиях психологией важно не только развитие коммуникативных навыков и изучение индивидуальных особенностей людей, но и способов нахождения индивидуального подхода к разным типам людей.

Рефлексия, в социально-психологическом плане, есть механизм осознания действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Словарь иностранных слов дает два значения рефлексии (лат. Reflexio отражение): первое — размышление, полное сомнений, противоречий, и второе — анализ собственного психического состояния. Возможность видеть себя со стороны не только в рамках общения, но и в структуре собственного жизненного пути и социального контекста ведет к большей гибкости и мобильности индивида.

Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а также достаточно поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют воспитанию интолерантности — явлению, противоположному толерантности по своему содержанию. Толерантное сознание можно развивать на основе философии толерантности. Как философская категория толерантность была определена в связи с проявлениями нетерпимости, агрессивности во всех сферах жизни человека. «Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», — так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность — это человеческая добродетель: терпимость к различиям среди людей, искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. В целом толерантность есть личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание личностью того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не должны сводиться к единообразию (В. Тишков). Толерантность предполагает готовность и способность специалиста понять и принять иную точку зрения и в сложных этно- и социокультурных условиях современного мира. Толерантность (от лат. «терпение») рассматривается не столько в значении «терпимость, переносимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению», сколько в значении устойчивости личности.

Термином «креативность» в психологических исследованиях обозначает комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способс-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

твующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. По сравнению с ранними исследованиями, где креативность выступает как исключительный и уникальный феномен, в современных исследованиях подчеркивается тенденция рассмотрения креативности как процесса и комплекса интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих каждой личности. Креативность является неотъемлемой частью человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, существенным резервом ее самоактуализации, выражается не столько многообразием имеющихся у личности знаний, сколько восприимчивостью к проблемам, открытостью новым идеям и склонностью разрушать и изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем.

Мотивация на образование в течение всей жизни становится актуальной потребностью современного человека в связи с ускоряющимся развитием технологий и лавинообразным ростом новой информации. Особое значение имеет развитие внутренней мотивации получения новых знаний.

Психологическая наука и практика в настоящее время демонстрирует тенденции психологизации различных сторон и видов деятельности общества. В общественном сознании все более формируется понимание того, что дальнейшее развитие общества невозможно без создания объективных и субъективных предпосылок для самоактуализации личности. Самоактуализация становится возможной при условии создания у каждого члена общества максимально развернутого представления о своих возможностях, путях и средствах саморазвития и актуализации потенциала, преодоления комплекса проблем. Помощь в нахождении и актуализации этих ресурсов развития становится основной задачей психолого-педагогичес-ких дисциплин в колледже.

Развитие и совершенствование современного образования в условиях глобализации и информатизации невозможно без организационно-педагогических условий, основанных на инновациях. Смысл слова «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но к преобразованиям в образе деятельности, стиле мышления. Особенностью современной ситуации в системе образования является существование двух стратегий организации обучения: традиционной и инновационной.

Инновационное обучение трактуется как ориентированное на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к эффективному общения с другими людьми. Организационно-педагогические условия формирования социально-профессиональной мобильности студентов колледжа предполагают изучение следующих дисциплин: «Общая психология», «Социальная психология», «Профессиональная этика и психология делового общения», «Психология и профессиональная этика», «Технология карьеры», «Элементы педагогического мастерства». При построении дисциплин психолого-педагогического цикла

были использованы такие технологии, как метод проблемного обучения, метод рейтинга, метод деловой игры, метод дискуссии, метод «круглого стола», метод «мозгового штурма», метод эвристической беседы, метод «портфолио», метод «психологический портрет» и другие.

Л.А. Коростылева считает, что «при рассмотрении самореализации как характеристики жизненного пути возникает необходимость выделения жизненного события как поворотного этапа жизненного пути с учетом сущностных характеристик самой личности. Такие события могут как происходить не по воле человека, оказывая при этом существенное влияние на его жизненный путь (события окружающей среды), так и непосредственно зависеть от него (события поведения человека: поступки и события внутренней жизни, происходящие в сфере ценностей человека и ведущие к их переосмыслению)». Возможность формирования событий окружающей среды, которые повлияют на ценности и мировоззрение, — это возможность специально организовать образовательное пространство для корректировки жизненного пути молодежи в состоянии неопределенности современной действительности. Особым образом построенные дисциплины психолого-педагогического цикла могут повлиять на повышение мотивации развития и профессионального роста, ценностные ориентации, повышение социально-профессиональной мобильности, на формирование мировоззрения.

Психолого-педагогические дисциплины нами рассматриваются, как культуротворческая среда, которая обеспечивает действенную педагогическую систему качественных психологических знаний и социальных умений, формирует психологические компетенции, успешно адаптируют личность на современном рынке труда в условиях жесткой конкуренции. Целью современного образовательного процесса становится не усвоение знаний, а усвоение определенного способа мышления. Стратегический смысл образования в XXI веке заключается в том, чтобы взрастить человека с личным суверенитетом, свободного и творческого, способного непрерывно самоопределяться не только в рамках профессиональной деятельности, но и в рамках общечеловеческих ценностей.

Библиографический список

1. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология : учеб. пособие. — М. : Академический проспект, 2004.- 2-е изд., испр. и доп. — 56 с.

2. Словарь иностранных слов. — 17-е изд., испр. — М. : Рус. яз., 1988. — 608 с.

3. Толочек В.А. Современная психология труда : учеб. пособие. — СПб. : Питер, 2006. — 479 с.

АЛЕКСАНДРОВА Зинаида Игоревна, преподаватель психолого-педагогических дисциплин ФГОУ СПО «Петровский колледж», соискатель кафедры педагогики и психологии Института образования взрослых Российской академии образования.

Дата поступления статьи в редакцию: 13.10.2008 г.

© Александрова З.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.