Научная статья на тему 'Психолого-педагогические детерминанты формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков'

Психолого-педагогические детерминанты формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / АНТИЦИПАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / ЭКСПЕРИЕНЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕБРИФИНГ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЛЬНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DETERMINANTS / ANTICIPATION / PEDAGOGICAL FACILITATION / EXPERIENTIAL TRAINING / DEBRIEFING / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсов Константин Николаевич

Статья посвящена обоснованию комплекса психолого-педагогических детерминант, способствующих формированию у подростков умений в области самоконтроля агрессивного поведения. Автор обращает внимание на педагогический потенциал внеурочной деятельности, с использованием которого целесообразно развивать антиципацию. Антиципация определена как универсальная способность личности, выступающая одним из факторов формирования умений самоконтроля агрессивного поведения. В рамках внеурочной деятельности предусматривается применение ряда образовательных технологий (экспериенциальное обучение, педагогическая фасилитация, дебрифинг) в формате деятельности общеобразовательной школы. Приводятся результаты исследования, в котором теоретически выявлены, выделены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические детерминанты формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков. В их число включены следующие: использование потенциала внеурочной деятельности в рамках общеобразовательной школы; организация командно-игровой деятельности подростков; развитие антиципации как универсальной способности личности предугадать развитие различных событий, явлений, результатов действий, поведения; использование образовательных технологий педагогической фасилитации, экспериенциального обучения, дебрифинга. Для доказательства эффективности психолого-педагогических мер воздействия на процесс формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков был проведен педагогический эксперимент, который проводился в общеобразовательных школах Астраханской области. Выборка педагогического эксперимента составила 130 учащихся подросткового возраста, из них 65 человек экспериментальная группа, и 65 контрольная группа. На основе математической обработки данных по формуле процентного коэффициента в результате сравнительного анализа уровней формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков выявлено, что обоснованный комплекс психолого-педагогических условий является эффективным в процессе формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсов Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF SELF-CONTROL SKILLS OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article is devoted to the substantiation of a complex of psychological and pedagogical determinants that contribute to the formation of skills in adolescents in the field of self-control of aggressive behavior. The author draws attention to the pedagogical potential of extracurricular activities, with the use of which it is advisable to develop anticipation. Anticipation is defined as the universal ability of the personality, which is one of the factors in the formation of self-control skills of aggressive behavior. As part of extracurricular activities, it is envisaged to use a number of educational technologies (exponential training, pedagogical facilitation, debriefing) in the format of the activity of a comprehensive school. This publication presents the results of a study in which the psychological and pedagogical determinants of the formation of self-control skills of aggressive behavior at adolescents are theoretically identified and psychologically-pedagogically determined. Those include the following: using the potential of extracurricular activities within the framework of a comprehensive school; organization of team-game activities of adolescents; the development of anticipation as the universal ability of a person to predict the development of various events, phenomena, results of actions, behavior; the use of educational technologies of pedagogical facilitation, experimental training, debriefing. To prove the effectiveness of psychological and pedagogical measures of influence on the process of formation of self-control skills of aggressive behavior of adolescents, a pedagogical experiment was conducted in secondary schools of the Astrakhan region. The sample of the pedagogical experiment was 130 teenage students, of which 65 were the experimental group and 65 were the control group. Based on the mathematical processing of data according to the percentage coefficient formula, as a result of a comparative analysis of the levels of formation of self-control skills of aggressive behavior at adolescents, it is revealed that a reasonable set of psychological and pedagogical conditions is effective in the process of formation of self-control skills of aggressive behavior at adolescents.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические детерминанты формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков»

УДК 37.013.77:316.624 ББК 88.8 Ф 62

К.Н. Фирсов

Педагог дополнительного образования МКОУ «СОШ села Старо-кучергановка»; Е-mail: kfirsov86@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМОКОНТРОЛЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена обоснованию комплекса психолого-педагогических детерминант, способствующих формированию у подростков умений в области самоконтроля агрессивного поведения. Автор обращает внимание на педагогический потенциал внеурочной деятельности, с использованием которого целесообразно развивать антиципацию. Антиципация определена как универсальная способность личности, выступающая одним из факторов формирования умений самоконтроля агрессивного поведения. В рамках внеурочной деятельности предусматривается применение ряда образовательных технологий (экспери-енциальное обучение, педагогическая фасилитация, дебрифинг) в формате деятельности общеобразовательной школы. Приводятся результаты исследования, в котором теоретически выявлены, выделены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические детерминанты формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков. В их число включены следующие: использование потенциала внеурочной деятельности в рамках общеобразовательной школы; организация командно-игровой деятельности подростков; развитие антиципации как универсальной способности личности предугадать развитие различных событий, явлений, результатов действий, поведения; использование образовательных технологий педагогической фасилитации, экспериенциального обучения, дебрифинга.

Для доказательства эффективности психолого-педагогических мер воздействия на процесс формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков был проведен педагогический эксперимент, который проводился в общеобразовательных школах Астраханской области. Выборка педагогического эксперимента составила 130 учащихся подросткового возраста, из них 65 человек - экспериментальная группа, и 65 - контрольная группа. На основе математической обработки данных по формуле процентного коэффициента в результате сравнительного анализа уровней формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков выявлено, что обоснованный комплекс психолого-педагогических условий является эффективным в процессе формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков.

Ключевые слова: психолого-педагогические детерминанты, антиципация, педагогическая фасилитация, экспериенциальное обучение, дебрифинг, внеурочная деятелльность.

K.N. Firsov

Teacher of additional education at school of Starokucherganovka village; Е-mail: kfirsov86@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF SELF-CONTROL SKILLS OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Abstract. The article is devoted to the substantiation of a complex of psychological and pedagogical determinants that contribute to the formation of skills in adolescents in the field of self-control of aggressive behavior. The author draws attention to the pedagogical potential of extracurricular activities, with the use of which it is advisable to develop anticipation. Anticipation is defined as the universal ability of the personality, which is one of the factors in the formation of self-control skills of aggressive behavior. As part of extracurricular activities, it is envisaged to use a number of educational technologies (exponential training, pedagogical facilitation, debriefing) in the format of the activity of a comprehensive school. This publication presents the results of a study in which the psychological and pedagogical determinants of the formation of self-control skills of aggressive behavior at adolescents are theoretically identified and psychologically-pedagogically determined. Those include the following: using the potential of extracurricular activities within the framework of a comprehensive school; organization of team-game activities of adolescents; the development of anticipation as the universal ability of a person to predict the development of various events, phenomena, results of actions, behavior; the use of educational technologies of pedagogical facilitation, experimental training, debriefing.

To prove the effectiveness of psychological and pedagogical measures of influence on the process of formation of self-control skills of aggressive behavior of adolescents, a pedagogical experiment was conducted in secondary schools of the Astrakhan region. The sample of the pedagogical experiment was 130 teenage students, of which 65 were the experimental group and 65 were the control group. Based on the mathematical processing of data according to the percentage coefficient formula, as a result of a comparative analysis of the levels of formation of self-control skills of aggressive behavior at adolescents, it is revealed that a reasonable set of psychological and pedagogical conditions is effective in the process of formation of self-control skills of aggressive behavior at adolescents.

Keywords: psychological and pedagogical determinants, anticipation, pedagogical facilitation, experiential training, debriefing, extracurricular activities.

В современных условиях образовательного пространства подростковая агрессия нередко проявляется в деструктивных и табуированных формах. Агрессия как вид социального поведения регулируется моральными и социально-культурными санкциями [1]. Умение контролировать свое поведение, в том числе и агрессивные действия, определяет не только образовательные показатели, но социально-личностное развитие подростков. В связи с этим проблема формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков является актуальной. Умения самоконтроля агрессивного поведения подростков представляют собой совокупность действий

на основе сознательной, самооценки самоанализа, саморегуляции, направленных на планирование и предвидение результатов использования агрессивных действий в деятельности. Любое новообразование, характеризующее личность, основано на психологических механизмах и детерминировано различными факторами, обстоятельствами, условиями. Анализ научной литературы и широкого опыта создания условий, детерминирующих формирование самоконтроля школьников в учебной деятельности (Б.П. Еси-пов, А.В. Запорожец, Г.В. Дорофеев, С.Г. Манвелов, В.А. Верге-лас и другие), позволил отметить многоплановость педагогических

и психологических факторов (как внешних, так и внутренних). Под психолого-педагогическими условиями нами понимается совокупность значимых факторов, обстоятельств и возможностей образования (содержания, форм, средств, методов, психолого-педагогических механизмов и т.д.), способствующих успешности достижения цели.

При определении психолого-педагогических детерминант формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков мы ориентировались на современные требования к организации образовательного процесса в общеобразовательной школе, изложенные в нормативных документах. Анализ научной литературы, имеющийся у нас опыт педагогической деятельности, а также замысел нашего исследования позволили выделить следующие психолого-педагогические детерминанты формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков.

Первое условие: использование потенциала внеурочной деятельности в рамках общеобразовательной школы. Исходя из положений Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования внеурочная деятельность является неотъемлемой частью основной образовательной программы общего образования [2]. Данная деятельность обладает значительным потенциалом для воспитания и развития личности школьников, является неким «фарватером», предоставляющим возможность самореализации, приобретения опыта социально значимой деятельности, участия в мероприятиях, основанных на игре и соревновательном взаимодействии.

Второе условие: организация командно-игровой деятельности подростков. Одним из обязательных элементов командно-игровой деятельности являются правила игры, которые регулируют поведение и взаимоотношения играющих в

процессе соревновательного взаимодействия. Играющие, являясь членами команды, находятся в сложном взаимодействии между собой, обусловленном ролевыми моделями, правилами и ограничениями. Отличительная особенность командно-игровой деятельности в том, что в ней выигрывает или проигрывает команда в целом, а не один участник. Такая форма деятельности определяет специфические требования к установкам и личностным качествам участников. Стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды (порой вопреки личному благополучию, а и иногда и во вред себе) обеспечивает условия формирования умений самоконтроля. Сложный характер командно-игровой деятельности определяется спецификой соревнования, в котором обязательным является наличие соперника. Еще одна особенность командно-игровой деятельности заключается в том, что в процессе игры происходит быстрое изменение условий, которые вызывают необходимость моментальной оценки ситуации и выбора действий при ограниченном времени [3]. В такой ситуации участникам необходимо владеть широким арсеналом технико-тактических действий, которые позволят оптимизироваться и обеспечить эффективность действий команды по достижению ожидаемых результатов. В нашем исследовании мы рассматриваем командно-игровую деятельность подростков, которая организуется на основе спортивной игры в формате внеурочной деятельности общеобразовательной школы.

Третье условие: развитие антиципации как универсальной способности личности предугадать развитие различных событий, явлений, результатов действий, поведения. Антиципация уточняется в двух аспектах: это способность представить себе возможный результат действия до его осуществления (В. Вунд), а также возможность его мышления

представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена; то есть подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления. Антиципация рассматривается как «опережающее отражение», обеспечивающее возможность субъекту «заглянуть в будущее», и имеет сложный психологический механизм, включающий все когнитивные процессы [4]. Это позволяет утверждать, что развитие антиципации как универсальной способности личности очень важно и необходимо для формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков.

Четвертое условие: использование образовательных технологий педагогической фасилитации, экс-периенциального обучения, дебри-финга. Фасилитация используется для повышения продуктивности деятельности субъектов [5]. Применительно к формированию умений самоконтроля агрессивного поведения подростков в ходе командно-игровой деятельности процесс фасилитации можно изобразить следующей схемой: выбор цели обсуждения (определение цели, определение ограничений и критериев для принятия решения) - анализ проблемы (определение сути проблемы, выявление причинно-следственных связей) - определение вариантов решения (выявление альтернатив) - выбор лучшего варианта решения (оценка альтернатив, окончательный выбор решения). В методическом плане это предполагает набор различных алгоритмов и шаблонов их решения, умелое использование которых позволит приобрести необходимые умения, составляющие основу умений самоконтроля агрессивного поведения.

Экспериенциальное обучение (от англ. experiential leaning) базируется на создании возможностей для обучающихся не получать в готовом виде, а самостоятельно конструировать инвариантные и вариативные модели знаний, умений и навыков

в процессе практической деятельности [6, 7]. Моделирование практической деятельности, идентичной реальной командной игре по определенному виду спорта, происходит на основе трех аспектов: витагенного опыта, рефлексии над ним и трансформации имеющихся знаний и умений в совершенно новый вид [8].

Дебрифинг (от англЛеЬп.е£1^) означает проверку правильности приобретенной информации, ее осмысление на основе рефлексии. В основном используют два подхода: а) с заготовленной серией пошаговых вопросов для высказывания участников; б) на основе импровизации. На наш взгляд, это в совокупности усиливает в дальнейшем осмысленность последующей деятельности и поведения [9: 189].

Выделенные и обоснованные выше психолого-педагогические детерминанты представляют собой особый комплекс взаимообусловленных и взаимодополняемых условий, обеспечение которых создает развивающую образовательную среду, способствующую развитию сотрудничества между членами команды, формированию волевых качеств, интеграции способностей и возможностей личности для формирования умений самоконтроля агрессивного поведения у подростков.

Для доказательства эффективности выше указанных психолого-педагогических мер воздействия на процесс формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков был проведен эксперимент. Педагогический эксперимент проводился в общеобразовательных школах Астраханской области. Выборка педагогического эксперимента составила 130 учащихся подросткового возраста, из них 65 человек - экспериментальная группа (ЭГ), и 65 - контрольная группа (КГ) (таблица 1).

В результате сравнительного анализа уровней формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков выявлено, что

Таблица 1

Результаты исходного и итогового срезов эксперимента по уровням формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков

Срезы эксперимента Количество респондентов Уровни формирования умений самоконтроля агрессивного поведения

Низкий (1) Средний (2) Высокий (3)

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

Исходный 65 65 37 57 34 52 24 37 25 39 4 6 6 9

Итоговый 65 65 29 45 4 6 28 43 15 23 8 12 46 71

положительная динамика более выражена в ЭГ, чем в КГ. Для обработки полученных данных мы использовали формулу процентного коэффициента уровня формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков:

Ki=

.71; * Ö;

Для ЭГ: К1=

■1 + 15-2 + 46-3 65 ■ 3

Для КГ: К2=

2S- 1 + 23-2 + 1265 3

100% = SS %

100% = 62 %

26%. Средняя ошибка разности процентных коэффициентов определяется по формуле:

МД%= л/*5!

+

М-В

где п; - количество подростков уровней умений формирования агрессивного поведения самоконтроля; - числовой коэффициент данного уровня; М - количество подростков, участвующих в эксперименте; В - числовой коэффициент высшего уровня формирования умений самоконтроля агрессивного поведения.

Для определения достоверности различий по полученным результатам КГ и ЭГ мы выявили разность процентных коэффициентов по формуле: Д%= К - К2 = 88% - 62% =

где: Б1 = 100% - Кх; Б2 = 100% - К2; Р1 - количество подростков в ЭГ; Р2 - количество подростков в КГ.

После вычисления получаем: МД % ~ 10%. Результаты Д% МД% сравнили по формуле:

26%

т = МДМ = 10% =2,6.

При Т > 2, различия между двумя процентными числами считаются достоверными. Так как Т = 2,6 > 2, следовательно, обоснованный комплекс педагогических условий является эффективным в процессе формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков.

В связи с этим мы считаем, что повышение уровня умений самоконтроля агрессивного поведения подростков произошло вследствие внедрения выделенных нами психолого-педагогических детерминант в образовательном процессе школы.

Примечания:

1. Estevez E., Jimenez T.I., Moreno D. Aggressive behavior in adolescence as a predictor of personal, family, and school adjustment problems // Psicothema. 2018. Vol. 30, is. 1. P. 66-73. DOI: 10.7334/psicothema2016. 294 p.

2. Усольцева И.В. Некоторые аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте введения федеральных государственных

образовательных стандартов // Инновационные проекты и программы в образовании, 2011. № 2. С. 22-25.

3. Давыдова Л.Н., Фирсов К.Н. Дуализм агрессивного поведения участников командно-игровой деятельности // Известия Чеченского государственного университета. 2018. № 4(12). С. 162-167.

4. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.

5. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат.1990. С. 127.

6. Алтунин К.В. Методика преподавания английского языка в техническом вузе: монография. Казань: Школа, 2015. 199 с.

7. Буримская Д.В. Современное состояние обучения иностранному языку на базе информационных и коммуникативных технологий // Педагогика и психология образования. 2017. № 1. С. 60-71.

8. Лученкова Е.С. Экспериенциальное обучение и его результативность в образовательном пространстве взрослых // Современные технологии образования взрослых: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы. Гродно: Изд-во ГрГУ, 2014. 281 с.

9. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: толково-образовательный: в 2 т. Т. 1. М.: Рус. яз. 2000. С. 189.

References:

1. Estevez E., Jimenez T.I., Moreno D. Aggressive behavior in adolescence as a predictor of personal, family, and school adjustment problems // Psicothema. 2018. Vol. 30, is. 1. P. 66-73. DOI: 10.7334/psicothema 2016. 294 pp.

2. Usoltseva I.V. Some aspects of the organization of extracurricular activities in an educational institution in the context of introduction of federal state educational standards // Innovative projects and programs in education, 2011. No. 2. P. 22-25.

3. Davydova L.N., Firsov K.N. Dualism of aggressive behavior of participants in team-game activity // Bulletin of the Chechen State University, 2018. No. 4 (12). P. 162-167.

4. Lomov B.F., Surkov E.N. Anticipation in the structure of activity. M., 1980.

5. Psychology: Dictionary / general ed. by A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky. 2nd ed., rev. and enlarged. M.: Politizdat. 1990. P. 127.

6. Altunin K.V. Methods of teaching English in a technical higher school: a monograph. Kazan: Shkola, 2015. 199 pp.

7. Burimskaya D.V. The current state of teaching a foreign language on the basis of information and communication technologies // Pedagogy and Psychology of Education, 2017. No. 1. P. 60-71.

8. Luchenkova E.S. Experimental education and its effectiveness in the educational space of adults // Modern technologies of adult education: coll. of scient. art. / GrSU of Ya. Kupala. Grodno: GrSU, 2014. 281 pp.

9. Efremova T.F. New Dictionary of the Russian Language: Explanatory and Educational: in 2 vol. Vol. 1. M.: Rus. Yaz. 2000. P. 189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.