УДК 159.99
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С ПОДОЗРЕВАЕМЫМ (ОБВИНЯЕМЫМ) ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОПРОСА
В. М.Шевченко
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF ESTABLISHING CONTACT WITH THE SUSPECTED WHEN CONDUCTING INTERROGATION
V.M.Shevchenko
Новгородский филиал Санкт-Петербургского института управления и права, low@spiuP-ru
Даётся понятие и рассматриваются особенности установления психологического контакта в процессе допроса, излагаются основные психолого-педагогические условия и приёмы установления психологического контакта с подозреваемым (обвиняемым) в групповом преступлении, рассматриваются социально-психологические характеристики преступной группы, а также личностные особенности подозреваемых (обвиняемых), исследуются психологические факторы, влияющие на установление психологического контакта.
Ключевые слова: допрос, общение, психологический контакт, преступная группа, психологические приёмы, психолого-педагогические условия
In the article the concept is given and features of establishing psychological contact in the course of interrogation are considered, fundamental psychological and pedagogical conditions and methods of establishing psychological contact with the suspected (defendant) in a group crime are given, social and psychological characteristics of criminal group, and also personal characteristics of suspected (defendants) are considered, and psychological factors influencing establishing of psychological contact are investigated.
Keywords: interrogation, communication, psychological contact, criminal group, psychological techniques, psychological and pedagogical conditions
Производство предварительного следствия по любому уголовному делу не обходится без проведения такого следственного действия, как допрос. Допрос следует рассматривать как разновидность профессио-нального общения следователя с допрашиваемым, в процессе которого собирается значительная часть не -обходимой информации, происходит побуждение к сотрудничеству со следователем, осуществляется правомерное воздействие на подследственного.
В этой связи особую значимость приобретает установление и поддержание психологического кон-
такта с подозреваемым (обвиняемым), позволяющего получить в процессе общения полные и достоверные показания.
В большинстве исследований, где затрагивается производство допросов, упоминается о необходи -мости установления «психологического контакта». Одними авторами дается его определение и рекомендации по его установлению, другие ограничиваются определением, а кто -то лишь упоминанием.
Анализ литературных источников показывает, что у криминалистов и психологов нет единого мне-
ния о сущности психологического контакта.
И.Б.Пономарёв определяет контакт как «особый вид межличностных отношений, непосредственно ведущий к успешной реализации целей профессионального общения» [1].
И.И.Аминов рассматривает установление психологического контакта как одну из стадий проведения допроса, в ходе которой допрашивающий должен создать на допросе условия, обеспечивающие желание допрашиваемых лиц вступить в общение с ним [2].
A.В.Дулов определяет психологический контакт как целенаправленную планируемую деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей. Контакт позволяет рационализировать режим общения в конкретном следственном действии [3].
Н.И.Порубов считает, что психологический контакт представляет собой особого рода взаимоотношения следователя с участниками уголовного процесса, характеризующиеся стремлением следователя поддержать общение в целях получения правдивых, полных и достоверных показаний, имеющих отношение к делу [4].
B.Г.Лукашевич обращает внимание на необходимость рассмотрения психологического контакта в двух планах: как определённых отношений, которые складываются между участниками допроса, и как деятельности по созданию этих отношений, протекающих в форме общения [5].
Таким образом, анализ существующих точек зрения в научной литературе позволяет определить психологический контакт в самом общем смысле как деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения. Психологический контакт с допрашиваемым означает деятельность следователя, направленную на установление, поддержание и развитие общения на темы, определенные до начала допроса: это психологический уровень взаимоотношений между следователем и допрашиваемым, при котором эти лица могут, желают и воспринимают исходящую друг от друга информацию [6].
Установление психологического контакта — это целенаправленная, планируемая деятельность следователя по организации и управлению движением информации в процессе общения, направленная на создание условий, обеспечивающих его развитие в нужном для достижения поставленной цели направлении. Содержанием деятельности по установлению психологического контакта являются отношения сотрудничества и взаимопонимания (доверия), основанные на стремлении к единой цели (или, по крайней мере, на совпадении целей на отдельных этапах общения) или взаимном уважении обменивающихся информацией лиц.
Психологический контакт должен сопутствовать всему ходу допроса и для его установления требуется использовать ряд психолого-педагогических условий, определяемых ходом допроса обстоятельствами дела, наличием доказательств и личностью допрашиваемого.
Подозреваемый и обвиняемый представляют
для следователя интерес с трёх точек зрения:
а) как личность, б) как участник и в то же время как наблюдатель исследуемого по делу события, процесса и механизма его отражения, в) как следооб-разующий и одновременно следовоспринимающий объект.
Поэтому тактически воздействуя на данный объект вербальными и другими допустимыми способами, вступая с ним в психологический контакт в ходе допроса, следователь исходит из задачи получения от него информации о следующем:
а) самом допрашиваемом (его социальном статусе, демографических признаках, условиях жизни, материальном и интеллектуальном уровнях, профессиональной, половой, возрастной принадлежности, психологическом портрете, внешнем облике и т.д.);
б) других лицах как носителях собираемой информации (соучастниках, свидетелях, укрывателях, скупщиках краденого и др.);
в) материально фиксированных следах, образовавшихся в связи с его криминальным и некриминальным поведением;
г) орудиях преступления, других материальных объектах, участвовавших в процессе взаимодействия и отражения в связи с познаваемыми по делу событиями [7].
Возможности установления психологического контакта зависят, прежде всего, от индивидуальных психологических качеств человека, с которым предстоит установить отношения сотрудничества, от его типологических особенностей, характерных для исполнения им определенных обязанностей, роли в конкретной ситуации события преступления, жизненного и специального опыта.
Специфичность установления психологического контакта с подозреваемым в совершении группового преступления обусловлена:
а) влиянием преступной группы или отдельных её членов и других заинтересованных лиц на поведение и занимаемую позицию во время проведения следственных действий;
б) статусом подозреваемого в группе и его ролью в совершённом преступлении;
в) психологическими особенностями и состоянием подозреваемого.
Одним из психологических условий установления контакта с допрашиваемым как участником группового преступления является предварительное изучение психологических особенностей личности подозреваемого. Для того чтобы возникли желание, готовность участвовать в общении, необходимо затронуть жизненные потребности допрашиваемого: в самосохранении, престиже, общении, актуализировать его доминирующие мотивы.
Допрашивая обвиняемого (подозреваемого), необходимо учитывать, что во многих случаях он может быть глубоко травмирован психически обстоятельствами совершённого преступления. Это состояние подавленности, некоммуникативности усугубляется фактом ареста, возбуждением уголовного преследования, нарушением привычных социальных связей.
При допросе нескольких подозреваемых по делам о групповых преступлениях целесообразно использовать психологические феномены межличностного взаимодействия: разнонаправленные интересы членов группы, соперничество, антагонизм, нарушая согласованность групповых позиций, а также стремление отдельных членов группы приуменьшить свою роль в совершённом преступлении.
Исследования показывают, что проблема установления психологического контакта с подозреваемым (обвиняемым) как членом преступной группы зависит от умелого выбора и эффективного применения психолого-педагогических условий и приёмов допроса.
Разработка психологических приемов, направленных на установление психологического контакта с наиболее активными членами преступной группы, требует обязательного и полного учёта основных социально-психологических и педагогических характеристик развития преступной группы, личностных особенностей подозреваемых, а также их совместной деятельности, связанной с совершением и расследованием группового преступления.
Техника эффективного использования психологических приёмов и средств в процессе общения позволяет достичь поставленных задач в процессе допроса.
Следователь должен позаботиться о создании на допросе таких условий, которые обеспечили бы готовность допрашиваемых лиц вступить в общение со следователем и решить предлагаемые им задачи. В связи с этим к поведению следователя предъявляются ряд требований:
— гибко учитывать личностные особенности допрашиваемого, в любом случае вести себя корректно, на высоком культурном уровне;
— антиципировать (предвосхищать) актуализированные потребности допрашиваемого, учитывать его психическое состояние;
— не проявлять ничего, что могло бы вызвать резко отрицательное отношение допрашиваемого лица к следователю;
— выдвигать на передний план обстоятельства, по которым допрашиваемый заинтересован вступить в коммуникативный контакт;
— опираться на положительные личностные качества допрашиваемого, особенно на те, которые высоко оцениваются им самим;
— знать и использовать наиболее существенные эпизоды из биографии допрашиваемого;
— преодолевать негативное отношение к допрашиваемому лицу, не допускать пренебрежительного к нему обращения;
— внимательно относиться ко всем показаниям вне зависимости от их правдивости, сдерживать экспрессивные проявления (восторг, радость, выразительные жесты, мимика — всё это может оказать внушающее воздействие, передать подследственному определенную информацию) [8].
Следователь должен овладеть глубокими знаниями в области психологии группы и личности, высоким уровнем профессиональных навыков общения,
в совершенстве владеть техникой допроса и умело использовать визуальную диагностику поведенческих реакций подозреваемого для экспресс-оценки его психологических особенностей [9].
На основе проведённого исследования мы предлагаем основные психологические приёмы и условия установления психологического контакта с подозреваемым (обвиняемым) в групповом преступлении:
1. Приёмы диагностики психологических характеристик преступной группы и личности подозреваемого.
1.1. Приём ориентировки в психологических особенностях личности подозреваемого.
Основные правила:
а) прогнозировать поведение и позицию подозреваемого (обвиняемого), основываясь на прогнозные признаки взаимоотношений, которые могут возникнуть между подозреваемым и другими участниками следственных действий [10];
б) предварительно изучить особенности личности допрашиваемого (образ жизни, склонности, отношение к работе, людям), понять его как источник информации, его интересы и личные затруднения.
1.2. Приём актуализации целей и задач, сценария установления психологического контакта.
Основные правила:
а) сформулировать основные цели психологического контакта, связанные с преодолением психологических барьеров, психологической зашиты, противодействия со стороны отдельных членов группы при получении информации по делу;
б) изучить психологические особенности преступной группы, статус и роль подозреваемого в преступной группе и его личностные качества, а также интересы и увлечения;
в) разработать сценарий установления психологического контакта, отобрав наиболее эффективные психологические приёмы, адекватные психологии преступной группы и психологическим особенностям возникшей следственной ситуации и прогнозируемой линии поведения подозреваемого
2. Способы и приёмы установления психологического контакта с подозреваемым (обвиняемым).
2.1. Приём создания благоприятных психологических условий.
Основные правила:
в) проводить беседы и допрос в кабинете следователя, т.е. официальность и строгость обстановки позволяет подчеркнуть важность и значимость расследования, способствует осознанию положения обвиняемого [11];
г) создать психологически комфортную обстановку в кабинете: соблюдать персональную (личную) зону (45—120 см), расположить стул, на котором будет находиться допрашиваемый, в угловой позиции от места нахождения следователя, минимизировать влияние различных отвлекающих факторов, что будет способствовать снятию психологического напряжения, обеспечит визуальный контакт и устойчивость внимания подозреваемого [12].
2.2. Способы установления согласия и сниже-
ние избыточной психологической нагрузки на подозреваемого.
Основные правила:
а) подбирать нейтральный материал для начала разговора;
б) высказывать согласие, не говорить фраз «нет», «но», чаще использовать фразы «да», «вместе с тем» и др.;
в) осуществлять поиск общих или совпадающих интересов, взглядов, направленных на снятие противопоставления «Свои» (Я и группа) и «Чужой» (следователь), объединение в чувство сопричастности «Мы» [13];
г) выявлять одинаковые интересы, «хобби», «мы» — любители рок-музыки, футбола, компьютерных игр и пр.;
д) активно слушать допрашиваемого, проявлять заинтересованную позицию в общении, выделять значимые моменты в диалоге;
е) использовать открытые жесты и позы, располагающие к общению;
ж) снимать негативные состояния у допрашиваемого (боязнь, подавленность, озлобленность, раздражительность) при помощи создания спокойной, деловой атмосферы, переключением внимания на положительные моменты беседы.
2.3. Способы презентации следователем благоприятного впечатления о себе.
Основные правила:
а) говорить в спокойной манере для снятия эмоционального напряжения подозреваемого. Выбирать темп речи, соразмерный с темпом речи подозреваемого. Намеренно замедлять темп речи в случае повышенной активности и невнимательности подозреваемого, добиваясь понимания и осознания того, что он говорит;
б) использовать «подстройку» к языку, дыханию, движениям, речи, мыслительной деятельности, памяти подозреваемого [14];
в) использовать авторитет, доброжелательность, морально-психологические качества, соблюдать нравственные принципы в поведении;
г) признавать и уважать на словах и на деле правовой статус подозреваемого, содействовать благополучию подозреваемого, избегать причинения ему вреда;
д) своим примером показывать подозреваемо -му соблюдение общепринятых норм, культурных правил поведения и речи (приветствия, приглашения, обращения выражения одобрения и др.);
е) демонстрировать уважение к подозреваемому, называя его по имени, обращаясь на «Вы» независимо от совершённого преступления.
2.4. Способы и приёмы использования информации о психологической структуре и уровне сплочённости группы, статуса подозреваемого и его роли в групповом преступлении.
Основные правила:
а) «снимать» феномены группового влияния или давления, предварительной договорённости, боязни за счёт разъяснения подозреваемому нереально -сти угроз, смысла и сущности понятий дружба, честь,
достоинства личности и других нравственных понятий;
б) эмоционально поддерживать нерешительных, внушаемых, зависимых от преступной группы подозреваемых, неуверенных в себе, с неустойчивой позицией, имеющих трудности в общении, комплексы неполноценности и т.п.;
в) пресекать поведение подозреваемого, который бравирует совершённым преступлением, демонстрировать выдержку и достоинство, спокойствие и настрой на деловой разговор.
2.5. Способы и приёмы использования психологических особенностей, свойств и состояний личности подозреваемого (обвиняемого).
Основные правила:
а) избегать проявления нетерпимости, раздражительности, направляя состояние допрашиваемого в спокойное, деловое русло, учитывать эффект «заражения» эмоциональным состоянием следователя;
б) использовать приём апеллирования к мнению авторитетных людей, оказывающих положительное влияние на подозреваемого (обвиняемого), добиваясь снятия феномена «группового давления» и расположения к себе;
в) обращаться к положительным сторонам личности подозреваемого;
г) подчёркивать позитивные интересы, хобби допрашиваемого, его черты характера (доброжелательность, любовь к животным и др.);
д) допрашиваемому, находящемуся в стрессе, оказывать помощь в сохранении своего «лица», достоинства, стремления прилично выглядеть в глазах окружающих;
е) стремиться к поиску точек эмоционального соприкосновения, психологической близости с допрашиваемым и зон его предубеждения.
3. Приемы использования психологического контакта для достижения целей допроса и других следственных действий.
3.1. Способы стабилизации контактных отношений с подозреваемым (обвиняемым).
Основные правила:
а) создать заинтересованность лица в общении со следователем и предсказуемости дальнейшего развития ситуации;
б) обеспечение активного психического отношения субъекта в предстоящем общении;
в) снятие предубеждения, настороженности у субъекта общения;
г) облегчение процесса психологической адаптации;
д) использовать интерес допрашиваемого к общению, обеспечивая удовлетворение его психологической безопасности, снятие эмоциональной напряжённости, формирование позитивного отношения к себе как личности;
е) создать эмоциональный фон, интерес к получению информации, доброжелательное отношение к допрашиваемому, сориентировать его на систему общественно значимых ценностей.
3.4. Приём поддержания готовности вступить в общение в дальнейшем.
Основные правила:
а) поддерживать контакт при помощи похвалы, слов одобрения, благодарности за интересный разговор, указания на общность социально-позитивных интересов и мнений;
б) подчеркнуть ещё раз положительные стороны личности допрашиваемого;
в) высказать оптимистичные утверждения: «Надеюсь, что мы и дальше будем идти навстречу друг другу», «Думаю, что нам удастся совместно обсудить и другие вопросы, проблемы» и пр.
Таким образом, установление психологического контакта — это совокупность приёмов и средств деятельности, направленных на создание благоприятных условий общения между следователем и допрашиваемым, которые характеризуются достижением взаимопонимания и доверия, готовностью партнёров к обмену и передаче необходимой информации.
Это форма взаимоотношения лиц, обменивающихся информацией в какой-либо деятельности.
Психолого-педагогические особенности установления психологического контакта с подозреваемым (обвиняемым) в групповом преступлении обусловлены социально-психологическими характеристиками преступной группы и личностными качествами допрашиваемых, которые позволяют получить необходимую информацию об обстоятельствах расследуемого преступления и личности виновного.
1. Пономарёв И.Б. Приёмы установления психологического контакта и доверительных отношений // Преподавание юридической психологии и её практическое применение в свете решений партии и правительства: В 2 ч. Ч. 2. Тарту, 1986. С. 75.
2. Аминов И.И. Юридическая психология: Учебник. М., 2012. С. 233.
3. Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975. С. 107.
4. Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1998. С. 41.
5. Лукашевич В.Г. Тактика общения следователя с участниками отдельных следственных действий: Учеб. пособие. Киев, 1989. С. 41.
6. Рыжаков А.П. Допрос: основания и порядок производства. М., 2013. С. 3.
7. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология: Учеб. пособие. М., 2008. С. 153.
8. Еникеев М.И. Основы юридической психологии. М., 2014. С. 269-270.
9. Костина П.Н. Теория и практика психологического обеспечения расследования групповых преступлений несо-
вершеннолетних: монография. М., 2010. 190 с.
10. Аминов И.И. Психология делового общения: Учеб. пособие. М., 2009. С. 170.
11. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. СПб., 1998. С. 455.
12. Носков В.А. Психотехника общения: Учеб. пособие. М., 2001.С. 95.
13. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учеб. пособие. М., 2000. С. 251.
14. Гельманов А.Г. Психология допроса // Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М.Столяренко. М., 2001. С. 516.
References
1. Ponomarev I.B. Priemy ustanovleniya psikhologicheskogo kontakta i doveritel'nykh otnosheniy [Methods of establishing psychological contact and trusting relationships]. Prepodavanie yuridicheskoy psikhologii i ee prakticheskoe primenenie v svete resheniy partii i pravitel'stva: V 2 ch. Ch. 2. Tartu, 1986, p. 75.
2. Aminov I.I. Yuridicheskaya psikhologiya: Uchebnik [Legal psychology. A textbook.]. Moscow, 2012, p. 233.
3. Dulov A.V. Sudebnaya psikhologiya [Forensic psychology]. Minsk, 1975, p. 107.
4. Porubov N.I. Taktika doprosa na predvaritel'nom sledstvii [Techniques in the interrogation during the preliminary investigation]. Moscow, 1998, p. 41.
5. Lukashevich V.G. Taktika obshcheniya sledovatelya s uchastnikami otdel'nykh sledstvennykh deystviy: Ucheb. posobie [Tactics of communication of the investigator with participants of separate investigative actions]. Kiev, 1989, p. 41.
6. Ryzhakov A.P. Dopros: osnovaniya i poryadok proizvodstva [Interrogation: rounds and procedure]. Moscow, 2013, p. 3.
7. Enikeev M.I., Obraztsov V.A., Eminov V.E. Sledstvennye deystviya: psikhologiya, taktika, tekhnologiya: Ucheb. posobie [Investigative actions: psychology, tactics, technology]. Moscow, 2008, p. 153.
8. Enikeev M.I. Osnovy yuridicheskoy psikhologii [Fundamentals of legal psychology]. Moscow, 2014, pp. 269270.
9. Kostina P.N. Teoriya i praktika psikhologicheskogo obespecheniya rassledovaniya gruppovykh prestupleniy nesovershennoletnikh: monografiya [Theory and practice of psychological support of crime investigation, committed by a group of minors]. Moscow, 2010. 190 p.
10. Aminov I.I. Psikhologiya delovogo obshcheniya: Ucheb. posobie [Psychology and business communication]. Moscow, 2009, p. 170.
11. Vasil'ev V.L. Yuridicheskaya psikhologiya: Uchebnik dlya vuzov [Legal psychology]. Saint Petersburg, 1998, p. 455.
12. Noskov V.A. Psikhotekhnika obshcheniya: ucheb. posobie [Psychotechnics of communication]. Moscow, 2001, p. 95.
13. Kabachenko T.S. Metody psikhologicheskogo vozdeystviya: Ucheb. posobie [Persuasion Techniques]. Moscow, 2000, p. 251.
14. Gel'manov A.G. Psikhologiya doprosa [The psychology of interrogation]. In: Stolyarenko A.M., ed. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya: Ucheb. posobie dlya vuzov. Moscow, 2001, p. 516.