Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты смены профессии экономистами'

Психолого-педагогические аспекты смены профессии экономистами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СМЕНА ПРОФЕССИИ / CAREER CHANGE / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ADDITIONAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL RETRAINING / ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПОЗИЦИЙ / RETHINKING OF LIFE POSITIONS / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / CAREER ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаев М.В.

В данной статье рассматривается мотивация смены профессии экономистами, имеющими стаж работы от 3-х до 5-ти лет. В работе представлен теоретический обзор по данной проблематике, а также результаты эмпирического исследования, которое было проведено в 2016 году. Группе респондентов были предложены методики на выявление структуры мотивов трудовой деятельности, а также на ценностные ориентации личности. Полученные результаты дали основание для вывода о том, что основой мотивации выбора новой профессии людьми среднего возраста стали переосмысление ими результатов своей жизни и карьеры, а также постановка новых жизненных целей. Результаты исследования могут найти своё применение в сфере управления персоналом при подборе специалистов на различные позиции, подготовки и переподготовки специалистов в образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Николаев М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF CHANGING PROFESSION BY ECONOMISTS

The article studies motivation for changing professions by economists, who have work experience of 3 to 5 years long. The work presents a theoretical overview of this subject, as well as the results of an empirical study that was conducted in 2016. A group of respondents was offered techniques to identify the structure of motives for labor activity, as well as value orientations of the individual. The results gave grounds for concluding that the basis of motivation of choosing a new profession people of middle age began rethinking their results of his life and career, as well as setting new life goals. The results of this research may find their application in the field of personnel management in the selection of specialists on various positions, training and retraining of specialists in educational organizations of higher and additional education.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты смены профессии экономистами»

Библиографический список

1. Щербаков Ю.И. Взаимодействие вуза и школы в современных условиях. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 105 - 107.

2. Юдина Е.И., Иванова О.Ю. Теоретико-практические аспекты построения инновационной модели научно-исследовательской работы студентов. Цивилизация знаний: глобальный кризис и инновационный выбор России: труды X Международной научной конференции. 2009: 416 - 418.

3. Ильясов И.И. Сравнительная эффективность объяснения содержания учебного материала информационным и проблемным методами. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2003; 1: 168 - 174.

4. Салмина Н.Г. Учебное пособие по психологии общего и профессионального образования. Вопросы психологии. 2010; 3:140 - 143.

5. Маркова Т.Ю., Самсонова М.В., Акатнова М.И., Антонян Е.А., Романова О.А., Гутников А.Б., Осипов А.Л., Матевосова Е.К., Черных И., Сулейманова Ф.О., Звонова Е.В., Максимова Т.Ю., Кулакова В.Ю., Макаров С.Ю. Профессиональные навыки юриста: учебное пособие. Москва, 2016.

6. Леванова Е.А., Плешаков В.А., Пушкарева Т.В., Серякова С.Б. О современных требованиях к повышению квалификации и переподготовке преподавателей. Глобальный научный потенциал. 2012; 19: 206 - 211.

7. Маркова Т.Ю., Самсонова М.В., Акатнова М.И., Антонян Е.А., Романова О.А., Гутников А.Б., Осипов А.Л., Матевосова Е.К., Черных И., Сулейманова Ф.О., Звонова Е.В., Максимова Т.Ю., Кулакова В.Ю., Макаров С.Ю. Профессиональные навыки юриста: учебное пособие. Москва, 2016.

8. Азарнов Н.Н. Безопасность личности в системе социального взаимодействия. Прикладная юридическая психология. 2010; 3:157 -159.

9. Толстикова С.Н. Роль коммуникативной толерантности в процессе становления личностной позиции в стратегии взаимодействия. Прикладная юридическая психология. 2012; 1: 86 - 94.

10. Керимова И.А. Особенности ценностных ориентаций подростков, ориентированных на различные референтные группы (на примере коренных жителей и мигрантов^. Сибирский педагогический журнал. 2016; 2: 7 - 11.

11. Маркова Т.Ю. Проблемы судебного разбирательства с участием несовершеннолетних подсудимых. Социосфера. 2014; 2: 237 - 241.

References

1. Scherbakov Yu.I. Vzaimodejstvie vuza i shkoly v sovremennyh usloviyah. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 105 - 107.

2. Yudina E.I., Ivanova O.Yu. Teoretiko-prakticheskie aspekty postroeniya innovacionnoj modeli nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov. Civilizaciya znanij: global'nyj krizis i innovacionnyj vybor Rossii: trudy X Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2009: 416 - 418.

3. Il'yasov I.I. Sravnitel'naya 'effektivnost' ob'yasneniya soderzhaniya uchebnogo materiala informacionnym i problemnym metodami. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya ipedagogika. 2003; 1: 168 - 174.

4. Salmina N.G. Uchebnoe posobie po psihologii obschego i professional'nogo obrazovaniya. Voprosypsihologii. 2010; 3:140 - 143.

5. Markova T.Yu., Samsonova M.V., Akatnova M.I., Antonyan E.A., Romanova O.A., Gutnikov A.B., Osipov A.L., Matevosova E.K., Chernyh I., Sulejmanova F.O., Zvonova E.V., Maksimova T.Yu., Kulakova V.Yu., Makarov S.Yu. Professional'nye navykiyurista: uchebnoe posobie. Moskva, 2016.

6. Levanova E.A., Pleshakov V.A., Pushkareva T.V., Seryakova S.B. O sovremennyh trebovaniyah k povysheniyu kvalifikacii i perepodgotovke prepodavatelej. Global'nyj nauchnyjpotencial. 2012; 19: 206 - 211.

7. Markova T.Yu., Samsonova M.V., Akatnova M.I., Antonyan E.A., Romanova O.A., Gutnikov A.B., Osipov A.L., Matevosova E.K., Chernyh I., Sulejmanova F.O., Zvonova E.V., Maksimova T.Yu., Kulakova V.Yu., Makarov S.Yu. Professional'nye navyki yurista: uchebnoe posobie. Moskva, 2016.

8. Azarnov N.N. Bezopasnost' lichnosti v sisteme social'nogo vzaimodejstviya. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2010; 3:157 - 159.

9. Tolstikova S.N. Rol' kommunikativnoj tolerantnosti v processe stanovleniya lichnostnoj pozicii v strategii vzaimodejstviya. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2012; 1: 86 - 94.

10. Kerimova I.A. Osobennosti cennostnyh orientacij podrostkov, orientirovannyh na razlichnye referentnye gruppy (na primere korennyh zhitelej i migrantovj. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2016; 2: 7 - 11.

11. Markova T.Yu. Problemy sudebnogo razbiratel'stva s uchastiem nesovershennoletnih podsudimyh. Sociosfera. 2014; 2: 237 - 241.

Статья поступила в редакцию 28.07.17

УДК 37.048.45

Nikolaev M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Academy of Business and Innovative Technologies (Moscow, Russia),

E-mail: estradatv@gmail.com

PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF CHANGING PROFESSION BY ECONOMISTS. The article studies motivation for changing professions by economists, who have work experience of 3 to 5 years long. The work presents a theoretical overview of this subject, as well as the results of an empirical study that was conducted in 2016. A group of respondents was offered techniques to identify the structure of motives for labor activity, as well as value orientations of the individual. The results gave grounds for concluding that the basis of motivation of choosing a new profession people of middle age began rethinking their results of his life and career, as well as setting new life goals. The results of this research may find their application in the field of personnel management in the selection of specialists on various positions, training and retraining of specialists in educational organizations of higher and additional education.

Key words: education, motivation, career change, additional education, professional retraining, rethinking of life positions, career orientations.

М.В. Николаев, канд. пед. наук, Академия бизнеса и инновационных технологий, г. Москва, E-mail: estradatv@gmail.com

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМЕНЫ ПРОФЕССИИ ЭКОНОМИСТАМИ

В данной статье рассматривается мотивация смены профессии экономистами, имеющими стаж работы от 3-х до 5-ти лет. В работе представлен теоретический обзор по данной проблематике, а также результаты эмпирического исследования, которое было проведено в 2016 году. Группе респондентов были предложены методики на выявление структуры мотивов трудовой деятельности, а также на ценностные ориентации личности. Полученные результаты дали основание для вывода о том, что основой мотивации выбора новой профессии людьми среднего возраста стали переосмысление ими результатов своей жизни и карьеры, а также постановка новых жизненных целей. Результаты исследования могут найти своё применение в сфере управления персоналом при подборе специалистов на различные позиции, подготовки и переподготовки специалистов в образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: образование, мотивация, смена профессии, система дополнительного профессионального образования, профессиональная переподготовка, переосмысление жизненных позиций, карьерные ориентации.

В современном мире, с его активными условиями жизни и ежедневными стрессами, обусловленными развивающимися требования к человеку нового времени, смена места работы -явление очень распространенное.

После проведённых исследований психологами было доказано, что человек сможет добиться большего успеха в карьере и жизни, если с периодичностью в пять-семь лет будет менять специальность, получать новые знания и находить в своей профессиональной жизни совершенно новые, необычные для себя задачи.

Страх смены профессии, преследующий человека день за днем, является одним из самых вредных заблуждений человека. Многие люди ощущают, что полностью потеряли интерес и творческий подход к своей деятельности, но боятся перемен из-за возможности потерпеть неудачу. Интересно в данной теме вспомнить термометр стресса, разработанный американским психиатром Томасом Холмсом. Согласно его шкале, вынужденная смена профессии лежит приблизительно на том же уровне, что и развод, - около 73 градусов. Для сравнения хочется отметить, что смерть одного из супругов равна 100 градусам [1].

Способность пойти на разумный риск в своей профессиональной жизни - важнейший фактор успеха. И наоборот - страх перед изменениями или боязнь провала часто не дают человеку достичь хороших результатов. Тот, кто научится смотреть на учебу и смену профессии как на естественную часть трудовой биографии, никогда не останется без дела. Более того, современный уровень развития экономики фактически вынуждает людей к переквалификации. Недаром даже в благополучной Швеции практически каждый человек в течение своей жизни два-три раза меняет профессию.

Но, в условиях современного рынка труда кажется невозможным бросить старую работу, где уже достиг успеха и перейти на другую. В связи с этим один из методов предписывает не кардинально менять квалификацию, а расширить круг своей деятельности. Для этого необязательно оставлять работу, приносящую деньги, просто нужно найти себе дополнительное занятие, или чуть больше времени посвятить своему хобби. Это может быть репетиторство, написание стихов, шитье, рисование и многое другое. Часто любимое хобби может стать основным и очень прибыльным занятием [2].

Примером данного преобразования может стать Джон Рональд Руэл Толкин, автор легендарной книги «Властелин колец». Он был профессором в области англосаксонского языка и литературы. Для своих четверых детей он начал сочинять сказку про хоббитов. Вначале он рассказывал им её на ночь, позже записал и опубликовал, а издательство, оценив, насколько хорошо произведение приняли читатели, заказало продолжение. Так была создана трилогия «Властелин колец», которая имела колоссальный успех. В 62 года к скромному профессору пришли слава и богатство. И он, наконец, смог отказаться от многолетней необходимости вести списки расходов.

Но когда же наступает этот период? Учёные всего мира выдвигали разные хронологические рамки периода зрелости или, как его еще называют, среднего возраста. В науке неоднократно предпринимались попытки создания единой возрастной периодизации, но, к сожалению, ученые так и не пришли к принятию общей классификации возрастных периодов человека. Характеристики и временные границы среднего возраста (средней взрослости, зрелости) колеблются от 20 до 35 лет (Д. Векслер), 25-40, (Д.Б. Бромлей), 25-50 (Д. Биррен), 20-65 (Э. Эриксон), 20-40/45 (Г. Крайг).

Именно в эти возрастные периоды происходит смена человеком профессиональной деятельности, которая зависит от различных факторов: объективные и субъективные условия осуществления трудовой деятельности, личностные особенности, изменение жизненных ценностей и приоритетов, переосмысление своего предназначения (профессиональная самоактуализация), стрессовые состояния и личностные кризисы человека и многое другое. Средний возраст довольно часто связан с переосмыслением человеком своего предназначения и места в жизни. Многие люди, вступая в середину жизни, пытаются найти новый путь и новые средства самоактуализации.

Также не стоит забывать о наличие в этот период одного из значимых кризисов, который провоцирует профессиональные кризисы - разочарование в осуществляемой трудовой деятельности и желание сменить профессиональный профиль [3].

В связи с данной проблемой профессор Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления:

- сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом;

- социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);

- возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального сгорания»);

- вступление в новую должность (а также - участие в конкурсах на замещение, в аттестациях и т. д.);

- полная поглощенность профессиональной деятельностью;

- изменения в жизнедеятельности (смена местожительства, перерыв в работе, «служебный роман») [4].

Для людей, имеющих стаж работы по специальности, наиболее значимыми в процессе профессионального переобучения являются неудовлетворенность трудом и мотивы развития личности - внутреннее ее побуждение расширить свой кругозор, повысить эрудицию, заняться самосовершенствованием. В этой связи вопросы профессиональной специфики мотивации труда взрослых людей, структурные характеристики этой мотивации, адекватность мотивов и целей содержанию и условиям их деятельности, взаимосвязи социально-психологических факторов и отношения к смене профессии недостаточно исследованы психологической наукой, продолжают сохранять свою актуальность и необходимость дальнейшего изучения [5].

Указанные изменения ставят специалистов перед необходимостью не только профессионального совершенствования в рамках своей специальности, но и переквалификации в область иных профессий. Поэтому большой интерес приобретает изучение психологического отношения специалистов к смене профессии, которое не может рассматриваться вне социального окружения. Есть все основания считать, что факторы социально-экономического и социально-психологического порядка оказывают существенное влияние на формирование и проявление отношения работников к смене профессиональной деятельности. Недостаточная изученность взаимосвязи социально-психологических факторов и отношения к смене профессии определяет актуальность данной работы.

В отечественных исследованиях различают вынужденную, обусловленную внешними или социально-экономическими факторами, и добровольную, определяемую внутренними или психологическими причинами, смену профессии. При этом, смена профессии раскрывается как кризисная ситуация для субъекта (Э.Ф. Зеер и др.). Однако роль социально-психологических факторов, например, престижа профессии, социально-психологического климата и т. п., в формировании и проявлении психологического отношения к смене профессии остается за рамками исследований.

Целью нашего исследования стало изучение мотивации переоценки экономистами своего жизненного пути и профессиональной карьеры, а также выбор нового вида деятельности другого профиля для дальнейшего профессионального развития. Выборку составили 226 человек (128 женщин и 98 мужчин) в возрасте от 25 до 30 лет, имеющие стаж работы от 3 до 5 лет.

В ходе исследования проверялись гипотезы о том, что именно переосмысление жизненных позиций, а также стремление к саморазвитию является ведущей мотивацией к смене работы; мотивационные характеристики экономистов, имеющих и не имеющих опыт смены профессии, различны: у экономистов, имеющих опыт смены профессии, будет преобладать внешняя, а не имеющих такого опыта - внутренняя мотивация. Первым этапом исследования стал опрос реципиентов по методике «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности», разработанной Т.Л. Бадоевым и направленной на изучение удовлетворенности трудом. Испытуемых просили оценивать данные факторы по той профессии, от которой они хотят отказаться, по шкале от -3 до +3.

Оцениваемыми факторами выступили:

1. Значимость профессии.

2. Престижность профессии.

3. Вид трудовой деятельности.

4. Организация труда.

5. Санитарно-гигиенические условия.

6. Размер заработной платы.

7. Возможность повышения квалификации.

8. Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников.

3 Структура мотивов ^2,4 2,6 « 1

2 1,4 1,6

1 0,4 0,4 ■ 0,6 . 1

0 ^ 1 2 3 4 5 ■ 'И \- III 9 10 11 12 Ii I 13

-1 ..

-2 Г 16 " 1

-3 -2,85 -2, 95

Рис.1.«Диагностика структуры мотивовтрудовой деятельности»

9. Взаимоотношения с коллегами.

10. Потребность в общении и коллективной деятельности.

И.Потребностьвреализации индивидуальныхособенно-

стей.

12. Возможность тторресаьа впроцпссуртботы.

13. Удовлетворенность работой в целом.

Результаты были проанализированы и представлены в виде обобщенного графикпфис. 1).

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что наиболее высотим показатерем опазапасьфакаоры «значимость и престижность профессии», от которой отказались реципиенты. Как мы мооем видеть.нааОолзе низко были оценены факторы «Потребность в реализации индивидуальных особенностей» и «Возмомоотаьоворчестеанпдоцеусенабуты». Дяк можно сделать предварительный вывод о том, что именно эти факторы являются ведущими к смене профессии.

Вторым этапоминолддования стала ыетотика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубнова.Данрая метосокубына есполпзстанаекачестте опросника, где испытуемым предстояло оценить ценности по уровню их значз моатидоянит.

Оцениваемые ценности: 1) приятное времяпрепровождение, отдых; 2)высокое материальное благосостояние; 3) поиск и наслаждение прекрасным; 4) помощь и милосердие к другим людям; 5) любовь; 6) познание нового в мире, природе, человеке;

7) высокий социальный статус и управление людьми; 8) признание и уважение людей и влияние на окружающих; 9) социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; 10) общение; 11) здоровье.

Полученные результаты были сведены в общую таблицу, представленную ниже.

Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод, что людей данного возрастного периода наименее всего волнуют такие ценности, как: приятное времяпрепровождение и отдых, а также высокий социальный статус. Следовательно, реципиентов волнуют какие-то другие ценности.

Обратим внимание, что наивысшим уровнем ценности были отмечены: общение (15 из 20), познание нового в мире (15 из 20), поиск и наслаждение прекрасным (12 из 20). Эти данные подтверждают цифры, полученные в предыдущем этапе исследования.

Итак, полученные результаты дали основание для вывода о том, что основой мотивации выбора новой профессии людьми среднего возраста стали переосмысление ими результатов своей жизни и карьеры, а также постановка новых жизненных целей.

Раскрыто, что у одних и тех же специалистов проявляются разные виды психологического отношения к смене профессии. Это объясняется различной значимостью для специалистов тех или иных социально-психологических условий профессиональной деятельности. К их числу относятся профессиональное об-

Таблица 1

Структура ценностных ориентаций личности

№ Виды ценностей Уровень

Высокий Средний Низкий

1. Приятное времяпрепровождение, отдыха 3 9 8

2. Высокое материальное благосостояние 8 10 2

3. Поиск и наслаждение прекрасным 13 7 0

4. Помощь и милосердие к другим людям 6 9 5

5. Любовь 11 9 1

6. Познание нового в мире, природе, человеке 15 5 0

7. Высокий социальный статус и управление людьми 9 5 6

8. Признание и уважение людей и влияние на окружающих 10 9 1

9. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе 11 8 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Общение 15 4 1

11. Здоровье 10 10 0

щение, карьерный рост, престиж профессии, социально-психологический климат. При этом вид выражаемого специалистами психологического отношения связан также с их ценностно-моти-вационными характеристиками и опытом смены профессии.

Специалисты, имеющие опыт смены профессии, прежде всего, характеризуются осознанием и поведенческой готовностью вновь осуществить смену профессии.

У экономистов, имеющих и не имеющих опыт смены профессии, мотивационная структура различается. Экономисты, имеющие опыт смены профессии, в своем поведении в большей степени, чем не имеющие такого опыта, ориентированы на внешнюю мотивацию, включая заработную плату, карьерный рост, общественное признание, развитие полезных связей, престиж-

Библиографический список

ность и перспективность профессии. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.

При дальнейшем развитии данного исследования возможны такие перспективы, как выявление всех факторов, способствующих смене профессии.

Результаты исследования могут найти своё применение в сфере управления персоналом при подборе специалистов на различные позиции, подготовки и профессиональной переподготовки специалистов в образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования. На основе учета вида психологического отношения к смене профессии и ценностно-мотивационных характеристик субъекта можно прогнозировать его поведение в профессиональной сфере.

1. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва, 2002.

2. Горбунова Г.А. Мотивация переоценки профессиональной карьеры со сменой профиля деятельности на этапе ранней взрослости. Самара, 2010.

3. Горбунова Г.А. Роль смысложизненных ориентаций при смене профессиональной деятельности людьми среднего возраста». Самара, 2011.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2004.

5. Реан А.А. Психология среднего возраста, старения, смерти Санкт-Петербург, 2007.

References

1. Fetiskin N.P. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnostiimalyh grupp. Moskva, 2002.

2. Gorbunova G.A. Motivaciya pereocenkiprofessional'noj kar'ery so smenojprofilya deyatel'nosti na 'etape rannej vzroslosti. Samara, 2010.

3. Gorbunova G.A. Rol'smyslozhiznennyh orientacijprismene professional'noj deyatel'nosti lyud'mi srednego vozrasta». Samara, 2011.

4. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Sankt-Peterburg: Piter, 2004.

5. Rean A.A. Psihologiya srednego vozrasta, stareniya, smertiSankt-Peterburg, 2007.

Статья поступила в редакцию 27.07.17

УДК 373

Novichkova N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Social Work, Ulyanovsk State

Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: nownad@mail.ru

Oparina E.A., postgraduate, Department of Pedagogy, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk,

Russia), E-mail: evgenija.alex@gmail.com

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONCEPTS OF "TOURIST ACTIVITY" AND "TOURISM ACTIVITY" OF OLD SCHOOLS IN THE CONTEXT OF FORMING SOCIAL EXPERIENCE. The article reveals the basics of tourist activities and tourism activities on the basis of a comparative analysis of the characteristics of their contents. Parameters for this comparative analysis are selected. The author's position in the definition of the concept of "tourist activity of high school students" is presented. The researcher characterizes the main content characteristics of tourism activities and tourism activities in the regulatory environment on the basis of Federal Laws: from November 24, 1996, No. 132-FZ (as of 05.04.2016) "On the fundamentals of tourist activities in the Russian Federation" (with amendment and additional, entered into force on 01/01/2017) and "On Education in the Russian Federation" dated from 29.12.2012 N 273-FZ (as amended on 01.05.2017).

Key words: tourism, tourist activity, tourist activity, pedagogically organized tourist activity, social experience of a senior high school student.

Н.М. Новичкова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Ульяновского государственного педагогического университета

им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, E-mail: nownad@mail.ru

Е.А. Опарина, аспирант каф. педагогики и социальной работы Ульяновского государственного педагогического

университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, E-mail: evgenija.alex@gmail.com

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» И «ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА

В статье раскрывается сущность туристской деятельности и туристической деятельности на основе сравнительного анализа их содержательных характеристик. Выделены параметры для данного сравнительного анализа. Представлена авторская позиция в определении понятия «туристическая деятельность старшеклассников». Характеризуются основные содержательные характеристики туристской деятельности и туристической деятельности в нормативно-правовом пространстве на основе Федеральных законов: от 24.11.1996 N 132-Ф3 (ред. от 05.04.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) и «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 01.05.2017).

Ключевые слова: туризм, туристская деятельность, туристическая деятельность, педагогически организованная туристическая деятельность, социальный опыт личности старшеклассника

В педагогических публикациях, касающихся аспектов развития туризма школьников в нашей стране, авторы оперируют понятиями «туристская деятельность» и «туристическая деятельность», которые одни авторы используют как синонимы, другие воспринимают как несколько отличающиеся смыслы,

третьи настаивают на применении смысла «туристский», поскольку он признан в законодательно-правовом плане, а четвертые утверждают, что смысл «туристический» используется ради более благозвучного употребления смысла «туристский» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.