Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты развития креативных способностей у обучающихся'

Психолого-педагогические аспекты развития креативных способностей у обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КРЕАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVITY / CREATIVE ABILITIES / CREATIVE PROCESS / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабибуллина Л.К.

В данной статье рассматриваются проблемы развития креативных способностей у школьников. Автором дается практико-ориентированный анализ основных направлений деятельности учителя в креативном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENTAL ASPECTS OF PSYCHOLOGY AND EDUCATION OF THE LEARNERS’ CREATIVE ABILITIES

This paper deals with the developmental problems of the pupils’ creative abilities. Nowadays the developmental problem of pupils’ creative abilities is very actual in the practice of general education system. Creativity is a creative ability to transform knowledge, the complex of intellectual and personal features of the individual. In modern pedagogical researches creative abilities are considered to be the result of purposeful training of pupils’ creative activity. In pedagogical literature creative abilities are understood as the complex pupil’s opportunities to fulfil some actions which are focused on the creation of new educational products using his own potential. The qualitative originality of pupil’s creative abilities surely affects characteristics of his activity. Speaking about the main functions of creativity, it is impossible not to mention the process of finding the truth in cases of emergence of the unforeseen problems which demand a creative approach. Many researchers think that the process of creativity is specific to different fields of activity and knowledge. The developmental process of creative abilities demands the internal tension, usage of nonverbal model of thinking. In creative process one uses the existing knowledge, memories and images in order to create the nonstandard decisions. Most researchers consider the creative process to be the form of activity in problem search. The essence of development of pupils’ creative abilities is the accumulation of knowledge, life experience which are realized not only in cognitive processes but in behaviour too.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты развития креативных способностей у обучающихся»

УДК 37.036

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Л.К. Хабибуллина

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, 423806, г. Набережные Челны, Российская Федерация

В данной статье рассматриваются проблемы развития креативных способностей у школьников. Автором дается практико-ориентированный анализ основных направлений деятельности учителя в креативном процессе.

Ключевые слова: креативность, креативные способности, креативный процесс, творческая деятельность.

THE DEVELOPMENTAL ASPECTS OF PSYCHOLOGY AND EDUCATION OF THE LEARNERS' CREATIVE ABILITIES

L.K. Khabibullina

Naberezhnye Chelny Institute of Social-Pedagogical Technologies and Resources, 423806, Naberezhnye Chelny, Russian Federation

This paper deals with the developmental problems of the pupils' creative abilities. Nowadays the developmental problem of pupils' creative abilities is very actual in the practice of general education system. Creativity is a creative ability to transform knowledge, the complex of intellectual and personal features of the individual. In modern pedagogical researches creative abilities are considered to be the result of purposeful training of pupils' creative activity. In pedagogical literature creative abilities are understood as the complex pupil's opportunities to fulfil some actions which are focused on the creation of new educational products using his own potential. The qualitative originality of pupil's creative abilities surely affects characteristics of his activity. Speaking about the main functions of creativity, it is impossible not to mention the process of finding the truth in cases of emergence of the unforeseen problems which demand a creative approach. Many researchers think that the process of creativity is specific to different fields of activity and knowledge. The developmental process of creative abilities demands the internal tension, usage of nonverbal model of thinking. In creative process one uses the existing knowledge, memories and images in order to create the nonstandard decisions. Most researchers consider the creative process to be the form of activity in problem search. The essence of development of pupils' creative abilities is the accumulation of knowledge, life experience which are realized not only in cognitive processes but in behaviour too.

Keywords: creativity, creative abilities, the creative process, the creative activity.

Проблема развития креативных способностей у обучающихся является в настоящее время весьма актуальной при подготовке конкурентоспособного выпускника общеобразовательной школы. В настоящее время накоплена

определенная фактологическая база, отражающая реальный педагогический опыт выявления и развития креативности у школьников в практике общеобразовательных учреждений.

Понятие «креативность» следует различать от понятия «творчество». Творчество представляет собой качественную характеристику деятельности. Термином «креативность» обозначается комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Креативность - это общая творческая способность к преобразованию знаний (с ней связаны воображение, фантазии, происхождение гипотез). Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «воображение», «творчество», «фантазии», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности креативных способностей [1]. В философской литературе творческие способности рассматриваются как «...качественный уровень развития способностей, выражающийся понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества» [2].

В современных педагогических исследованиях В.И. Зягвязинский, М.Р. Львов, М.И. Махмутов, А.И. Савенков, А.В. Усова, А.В. Хуторской и др. рассматривают креативные спо-

собности как результат целенаправленного обучения творческой деятельности учащихся. Под креативными способностями учащихся в современной педагогической литературе понимают «. комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов» [3]. Предпосылками творческого развития и становления личности являются: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; возможность прогнозирования; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки. Другая позиция на определение креативных способностей учащихся содержит такие качества личности, как способность к сотрудничеству, познавательные способности, независимость, стремление к открытиям, находчивость, вдохновленность [4].

Некоторые исследователи отмечают следующие особенности творческого воображения: произвольность (по собственному желанию, усилием воли вызывать у себя соответствующие образы); способность создавать парадоксальные образы и понятия; универсальная способность, обеспечивающая человеческому сознанию возможность отражать действительность и одновременно творить ее. Выделенные особенности творческого воображения демонстрируют, на наш взгляд, степень значимости его развития у учащихся.

Как и отдельные способности, креативность может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности). Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются «ключевыми», ведущими для каждого вида деятельности. Качественное своеобразие креативных способностей школьника обязательно сказывается на особенностях его деятельности. Поэтому учителю в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия. Креативность - это своего рода мера генетических и опытно-предопределенных способностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции креативности - нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода [5]. В целом можно представить креативность как систему, включающую ряд компонентов: биофизические, анатомо-фи-зиологические задатки; сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью; интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддержание; высокий уровень продуцирования новых образов, фантазий, воображения. Д.Б. Богоявленская, анализируя все разнообразие точек зрения ученых, выделила два

наиболее общих подхода к процессу креативности: как к процессу, протекающему в отдельной личности в отдельный момент времени, или как к процессу, зависимому от системы социальных связей, проблемных сфер, критериев оценок креативного продукта, то есть в широком социальном и историческом контексте [6].

Многие исследователи считают, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний. Однако некоторые общие требования к процессу креативного мышления можно выделить. Креативный процесс - независимо от проблемы, на которую он направлен, содержит:

1. Изучение и изменение структуры внешней информации и внутренних представлений.

2. Переодическое переформулирование проблемы.

3. Использование существующих знаний, воспоминаний, образов для создания нового и применение прежних знаний и навыков в неординарной форме.

4. Обращение к невербальной модели мышления.

5. Сохранение в процессе развития креативности внутреннего напряжения.

При изучении целевых установок и механизмов теории и практики развивающего обучения недостаточное внимание уделяется проблеме развития творческого мышления у школьников. Творческое мышление шире и глубже охватывает, отражает объективную действительность, чем теоретическое мышление. Необходимо также учитывать современные требования к организации обучения как

творческого процесса, в котором ученик вместе с учителем будут в определенном смысле творцами тех событий, в которые они включены и которые строят сами; ориентацию в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования, в связи с чем особую важность приобретает умение школьниками творчески применять накопленные знания [6].

Анализируя характеристики креативного процесса, важно отметить роль времени в процессе креативности, т.е. длительность созревания идей. Например, описывая процесс открытия роли естественного отбора в эволюционном процессе Ч. Дарвиным, Х.И. Грубер подчеркивает, что инсайты (озарения) в процессе работы случались часто, но не имели решающего значения для построения концепции в целом. Признание центральным моментом креативного процесса вспышку инсайта, вызывает споры по поводу определения самого понятия и его роли в творческом процессе. Научно-методического обоснования требует вопрос: что служит направляющим звеном для креативного процесса? Большинство исследователей считают, что креативный процесс - это форма активности в проблемном поиске, сознательная и целенаправленная попытка расширить существующие границы знаний, разрушить существующие ограничения [7] .

Исследователи выделяют «большую» креативность, вносящую изменения или дополнения в существующие знания, так и «малую» (например, умение украшать комнату цветами или умело подбирать цветовую гамму в интерьере). А. Эйнштейн, напри-

мер, был высочайше креативен, никто из ученых его времени не достиг его уровня. По мнению Д.М. Фельдмана, уровень креативности может быть определен только в исторической перспективе. Спорным представляется также вопрос: является ли креативный процесс «нормативным», но имеющим более сильные и слабые проявления, или он доступен только определенным индивидам (Эдисону, Пикассо, Моцарту и другим) в редкие моменты времени? Сторонники есть и у той, и у другой точки зрения. Если креативность признается нормативным процессом, то она присуща любому - взрослому, ребенку. С этой точки зрения креативный процесс можно тренировать, и это полезно знать каждому, так как повышаются шансы всего общества на выживание. Теоретический анализ состояния проблемы развития креативных способностей у учащихся позволяет нам утверждать, что их развитие является результатом целенаправленного обучения творческой деятельности школьников. Также креативность как общая универсальная способность в структуре способностей проявляется в четырех контекстах, а именно: в процессе, в результате (продукте творческого процесса), в характеристиках (свойствах) личности (как принадлежности к креативному типу личности), в социальном окружении (среда развития). Сущность развития креативных способностей учащихся заключается в накоплении знаний, жизненного опыта, которые реализуются как в познавательных процессах, так и в поведении. Уровень развития креативных способностей определяется интеграцией науки и практики, а также в ре-

зультате совместных усилий учителя и обучающихся [8].

Таким образом, высокая ценность и важность креативности для каждого обучающегося неоспорима. С одной стороны, это универсальный исторический эволюционный фактор, с другой - индивидуальный потенциал, дающий школьнику возможность анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, активно изменять окружающую среду и свою жизнь.

Источники:

1. Коджаспирова ГМ, Коджаспиров АЮ. Словарь по педагогике. Академия, М., 2005. [Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.U. Dictionary of pedagogy. Moscow: Akademia, 2005. (In Russ.)]

2. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. / Гл.ред. С.С. Аверинцев. М.: Сов. энцикл., 1989. 815 с. [Encyclopedia of Philosophy. 2nd ed. / Editor-in-chief (EIC) S.S. Averincev. M.: Soviet Encyclopedia, 1989. 815 p. (In Russ.)]

3. СластёнинВ.А., ИсаевИ.Ф., ШияновЕ.Н. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2009. [Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy. Moscow: Publishing Centre «Akademiya», 2009. (In Russ.)]

4. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 1996. 608 с. [Andreev V.I. Pedagogy: course of studies for creative self-development. 2nd ed. Kazan: Center for Innovative Technologies, 1996. 608 p. (In Russ.)]

5. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант / В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин // Развитие и диагностика способностей. М.,: Наука, 1991, C. 7-21. [Shadrikov V.D. Ability,

giftedness, talent / V.D. Shadrikov, V.N. Druzhinin // Development and diagnostics capabilities. M., Science, 1991. p. 7-21. (In Russ.)]

6. Богоявленская Д.Б Проблемы диагностики креативности // Психологическая диагностика. 2004. №3. С. 38-45. [Bogoyavlenskaya D.B. Problems of the diagnotios of creativity // Psihologicheskaya diagnostika. 2004. №3. P. 3845. (In Russ.)]

7. Рождественская Н.В. Креативность: пути развития и тренинги. СПб.: Речь, 2006. 320 с. [Rozhdenstvenskaya N.V. Creativity: the ways of development and trainings. SPb.: Speech, 2006. 320 p. (In Russ.)]

8. Богоявленская Д.Б Проблемы диагностики креативности // Психологическая диагностика. 2004. № 3. С. 3-18. [Bogoyavlenskaya D.B. Problems of the diagnotios of creativity // Psihologicheskaya diagnostika. 2004. № 3. P. 3-18. (In Russ.)]

References:

1. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar' po pedagogike. Akademiya, M., 2005.

2. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar'. 2-e izd. / Gl.red. S.S. Averintsev. M.: Sov. entsikl., 1989. 815 s

3. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika. M.:Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2009.

4. Andreev V.I. Pedagogika: ucheb. kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. 2-e izd. Kazan': Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy, 1996. 608 s.

5. Shadrikov V.D. Sposobnosti, odarennost', talant / V.D. Shadrikov, V.N. Druzhinin // Razvitie i diagnostika sposobnostey. M.,: Nauka, 1991, C. 7-21.

6. Bogoyavlenskaya D.B Problemy diag-nostiki kreativnosti // Psikhologicheskaya diagnostika. 2004. №3. S. 38-45.

7. Rozhdestvenskaya N.V. Kreativnost': puti razvitiya i treningi. SPb.: Rech', 2006. 320 s.

8. Bogoyavlenskaya D.B Problemy diagnostiki kreativnosti // Psikhologicheskaya diagnostika. 2004. № 3. S. 3-18.

Зарегистрирована: 03.12.2014

Хабибуллина Люзия Кабировна (г. Набережные Челны), Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, кафедра педагогики и психологии им З.Т. Шарафутдинова, кандидат педагогических наук, доцент. Тел.: 8-917-253-31-92. E-mail: luziya. habibullina@mail.ru

Khabibullina Lyuziya Kabirovna (Naberezhnye Chelny), Naberezhnye Chelny Institute of Social-Pedagogical Technologies and Resources, the Department of Pedagogy and Psychology of Z.T. Sharafut-dinov, candidate of pedagogical sciences, docent. Ph.: 8-917-253-31-92. E-mail: luziya.habibullina@mail. ru

УДК 316.6

ПРЕДИКТОРЫ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ПОДРОСТНИЧЕСТВА К ЮНОСТИ

И.Ю. Леонова

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск, 426034,

Российская Федерация

В статье приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению предикторов доверия к себе при переходе от подростничества к юности. К концу подросткового периода вместе с формированием чувства взрослости ребенок переходит на качественно новый уровень саморегуляции. В связи с этим актуальным становится выявление таких психологических особенностей, которые оказывают влияние на формирование у подростка подлинно субъектной позиции в жизни. Подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования доверия к себе. Доверие к себе как внутриличностное интегративное образование обретает свою целостность и относительную самостоятельность лишь к концу подросткового возраста и начинает выполнять функции, связанные с саморегуляцией. На эмпирическом уровне подтвержден факт взаимосвязи доверия к себе с компонентами самоотношения личности и выявлены те параметры самоотношения, которые оказывают влияние на величину доверия к себе.

Ключевые слова: доверие к себе, самоотношение, внутренняя конфликтность, самооценка.

PREDICTORS OF SELF-CONFIDENCE DURING THE TRANSITION FROM ADOLESCENCE TO YOUTH

I.Yu. Leonova

Udmurt State University, 426034, Izhevsk, Russian Federation

The paper presents the results of an empirical study to identify predictors of self-confidence during the transition from adolescence to youth. By the end of adolescence, along with the formation of a sense of adulthood, the child moves to a new level of self-control. In this context it becomes relevant to identify such psychological characteristics that influence the formation in a teenager of a truly subjective position in life. Adolescence is a sensitive periodfor the formation of self-confidence. Self-confidence as intrapersonal integrative education gets its integrity and relative autonomy only by the end of adolescence when it begins to perform functions related to self-regulation. The author gives empirical evidence to the relation between self-confidence and some components of self-attitude and identifies the parameters which influence the amount of self-confidence.

Keywords: self-confidence, self-attitude, internal conflict, self-esteem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.