Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты обучения народному декоративно-прикладному искусству'

Психолого-педагогические аспекты обучения народному декоративно-прикладному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / NATIONAL ARTS AND CRAFTS / CREATIVE ACTIVITY / EMPIRICAL AND THEORETICAL THINKING / ART CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шокорова Л. В.

В статье анализируется проблема развития нового уровня мышления личности, необходимого для реализации художественной деятельности в процессе создания материальных и духовных благ. В качестве методологической основы обучения в области народного декоративно-прикладного искусства рассматривается теория деятельности, как психолого-педагогический процесс развития у человека теоретического мышления и сознания, и её практико-прикладное значение для современного образования. Характеризуется специфика обучения декоративно-прикладному искусству. Определяются психологические механизмы художественного творчества в народном искусстве, способствующие развитию творческого мышления и определению индивидуального характера каждого обучающегося на любом этапе его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шокорова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF TRAINING IN NATIONAL ARTS AND CRAFTS

In the article the problem of development of new level of thinking of a personality that is necessary for realization of art activity in the course of creation of material and spiritual benefits is analyzed. As a methodological basis of training in the field of national arts and crafts the theory of activity as psychology and pedagogical development in a person of theoretical thinking and consciousness, and its applied value for modern education are considered. The specifics of training in arts and crafts are characterized. The psychological mechanisms of art creativity in folk art promoting development of creative thinking and determination of individual nature of its development, which is trained at any stage, are defined. The research is based on the idea that the artistic work stimulates an intensive development of artistic kind of thinking.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты обучения народному декоративно-прикладному искусству»

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102351560&intelsearch

2. О развитии массового спорта и физического воспитания населения. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта. Москва, 2014.

3. Проект Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) 2013 года.

4. Изучение мотивационной сферы к занятиям физической культурой у старшеклассников в школах разного профиля. Available at: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/izuchenie-motivacionnoy-sfery-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-u

5. Погребной А.И. История ГТО. Available at: http://kakzdorovo.ru/library/esli_hochesh_byt_zdorovym/48/890.html

References

1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «O Vserossijskom fizkul'turno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» (GTO). Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102351560&intelsearch

2. O razvitii massovogo sporta i fizicheskogo vospitaniya naseleniya. Sovet pri Prezidente Rossijskoj Federacii po razvitiyu fizicheskoj kul'tury i sporta. Moskva, 2014.

3. Proekt Polozheniya o Vserossijskom fizkul'turno-sportivnom komplekse «Gotovk trudu i oborone» (GTO) 2013 goda.

4. Izuchenie motivacionnoj sfery k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj u starsheklassnikov v shkolah raznogo profilya. Available at: http://nsportal. ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/izuchenie-motivacionnoy-sfery-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-u

5. Pogrebnoj A.I. Istoriya GTO. Available at: http://kakzdorovo.ru/library/esli_hochesh_byt_zdorovym/48/890.html

Статья поступила в редакцию 12.03.15

УДК 37.01

Shokorova L.V., Cand. of Sciences (Arts Studies), senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Arts, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF TRAINING IN NATIONAL ARTS AND CRAFTS. In the article the problem of development of new level of thinking of a personality that is necessary for realization of art activity in the course of creation of material and spiritual benefits is analyzed. As a methodological basis of training in the field of national arts and crafts the theory of activity as psychology and pedagogical development in a person of theoretical thinking and consciousness, and its applied value for modern education are considered. The specifics of training in arts and crafts are characterized. The psychological mechanisms of art creativity in folk art promoting development of creative thinking and determination of individual nature of its development, which is trained at any stage, are defined. The research is based on the idea that the artistic work stimulates an intensive development of artistic kind of thinking.

Key words: national arts and crafts, creative activity, empirical and theoretical thinking, art creativity.

Л.В. Шокорова, канд. искусствоведения, доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства, Алтайский государственный университет, факультет искусств, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

В статье анализируется проблема развития нового уровня мышления личности, необходимого для реализации художественной деятельности в процессе создания материальных и духовных благ. В качестве методологической основы обучения в области народного декоративно-прикладного искусства рассматривается теория деятельности, как психолого-педагогический процесс развития у человека теоретического мышления и сознания, и её практико-прикладное значение для современного образования. Характеризуется специфика обучения декоративно-прикладному искусству. Определяются психологические механизмы художественного творчества в народном искусстве, способствующие развитию творческого мышления и определению индивидуального характера каждого обучающегося на любом этапе его развития.

Ключевые слова: народное декоративно-прикладное искусство, творческая деятельность, эмпирическое и теоретическое мышление, художественное творчество.

В современных условиях развития общества, характеризуемых глобализацией всех сфер социальной действительности, происходит смена ценностных ориентиров, рушатся стереотипы мышления, отмирают догмы межкультурных связей и нравственных отношений. Разрушение и дискредитация духовных ценностей приводит к кризису идентичности как отдельной личности, так и культур различных народов. «Основой любого общественного кризиса становится потеря духовности, как базисной основы человеческой личности, связывающей её с тонкомерным миром окружающей среды» [1, с. 15]. Духовность определяется как совокупность проявлений духа в человеке и мире и выражается в виде моральных ценностей и традиций на основе высших сторон внутреннего опыта человека. Нарушение системы моральных ценностей, накапливаемых из поколения в поколение, утрата духовного компонента личности неизбежно приводит как к психологической, душевной и творческой нестабильности человека, так и национально-этнического самосознания народа, обеспечивая деградацию общества в целом. Наиболее мощным транс-

лятором социального и культурного наследия, включающим в себя определённые нормы, ценности, идеи и обряды, являются традиции как необходимое условие существования всех социальных и культурных систем. Традиции присущи всем областям культуры, но наиболее ярко выражены и устойчивы они в народном искусстве, отражающем единство духовных ориентиров и уклада жизни людей [2, с. 13].

Народное декоративно-прикладное искусство является важной составляющей частью традиционной художественной культуры, аккумулирующей и транслирующей социокультурный и духовный опыт народа. Рожденное в глубокой древности на основе материально-духовного производства, народное искусство было непосредственным образом связано с укладом жизни человека, его миропониманием и мировосприятием природы, религии и повседневного быта. Многоплановость функций народного искусства, отражающих коллективный духовный опыт народа, воззрения, устремления и идеалы человека, определила синкре-тичность его эстетической природы.

Ведущими принципами развития народного искусства являются традиции, преемственность, коллективный характер труда, взаимопроникающая связь природы и мира человека. Традиция - это система связей настоящего с прошлым, при помощи которых совершается определённый отбор типического опыта, способного воспроизводиться в своих лучших образцах. Механизм воспроизводства традиций возникает при социально-культурной потребности в чём-то новом, которое нередко оказывается результатом готового, «сложившегося и отработанного в прошлом стереотипа», внося в современную жизнь принципиально новые элементы и свойства. Искусственное и нарочитое новаторство, оторванное от традиционных основ и истоков, обрекает инновацию на кратковременность, не имеющую общечеловеческого значения. И.Я. Богуславская отмечает: «Нет традиций вообще, а есть традиции конкретной сферы человеческой деятельности у конкретного народа, в конкретном месте и в определённую эпоху. Традиция - понятие многослойное. Традиции пронизывают все явления жизни, быта, производства, экономики, культуры, искусства, в каждой сфере обладая своей спецификой в содержании и проявлении» [3, с. 3]. На основе традиций, духовно-нравственных установок конкретной общности и социокультурной среды происходит развитие личности с определёнными формами мировоззрения. Носителями традиций являются мастера как личности особого духовного психологического склада, сформировавшиеся в определённой целостной социокультурной среде. Систему особых условий жизни и деятельности мастера определяет семейная и трудовая среда, прочно связывающие несколько поколений наличием единообразного мышления и общей трудовой деятельности, включающей и художественное ремесло. Совокупность личного мастерства с определённым ритмом повседневной коллективной жизни характеризует ремесло как культурную ценность и созидательное начало в деятельности народного мастера.

В основе всей жизни человека лежит деятельность как целенаправленное сознательное проявление активности человека на достижение целей для получения желаемого результата. Только в деятельности, вначале игровой, а затем учебной и трудовой, развиваются органы чувств и познавательные психические процессы, чувства и воля, черты характера и способности, потребности и мотивы поведения, формирующие убеждения и мировоззрение. Наибольший вклад в развитие теории деятельности внесли А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и другие. В их трудах деятельность рассматривается через законы формирования психики в процессе взаимоотношения человека с окружающим миром. А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн теорию деятельности рассматривали в её связи с потребностями, приводящими в результате деятельности к внутреннему удовлетворению человека. В.С. Кузин, характеризуя потребности как основу жизнедеятельности человека, выявляет материальные и духовные потребности, которые включают в себя потребность в познании, труде, общении и эстетическом наслаждении.

В крестьянстве духовные и материальные потребности удовлетворялись в процессе создания предметов быта и труда: узорных холстов, вышивок, игрушек, различной утвари, резных наличников. Уровень выполнения работ был очень высок и требовал от каждого члена семьи больших усилий и тесного сплочения во взаимоотношениях. Создание предметов в народном творчестве было не только работой, но и творчеством, становилось событием, что и делало его непреходящим, живым и столь необходимым народу. «Вместе с трудовыми навыками человек с детства усваивал и народную мораль, вбирая в себя народное чувство жизни, где было сильно понятие общего, совместного, нужного для всех» [4, с. 15]. Совместная деятельность всех членов большой семьи, осуществляемая в рамках ведущей деятельности, такой как изготовление предметов, необходимых для жизни и быта, являлась ведущим условием развития личности в конкретной социокультурной среде. В.С. Кузин отмечал: «В деятельности, протекающей в социальной среде, в системе человеческих отношений не только формируется, но и реализуется общественная и социальная сущность человека. Всякая деятельность специфична по своему характеру и существенно влияет на развитие психики и формирование личности» [5, с. 35].

Теория деятельности стала основой концепции развивающего обучения, в основе которого лежит психолого-педагогический процесс развития у человека теоретического мышления и сознания. В психологии и диалектической логике различают два типа мышления - разумный (теоретический) и рассудочный (эм-

пирический). По теории В.В. Давыдова эмпирическое мышление развивается на основе повседневных сведений об окружающем мире и опыте обучающихся. Основными составляющими теоретического мышления по определению В.В. Давыдова являются рефлексия, внутреннее планирование и содержательный анализ. Эти компоненты теоретического мышления позволяют в процессе мысленного экспериментирования и абстрагирования выявить органические, системные, внутренние связи предметов и закономерности их развития, раскрыть развитие вещей и явлений и, тем самым, понять закон их существования.

В процессе обучения народному искусству органично сочетаются все составляющие компоненты деятельности, необходимые для любого вида образования, в том числе и художественного: мышление, деятельность, развивающее обучение. Основополагающим традиционным методом познания в изобразительной деятельности является восхождение от абстрактного к конкретному, что возможно лишь при умении не только выявлять противоречия, но и диалектически разрешать их. Это говорит о необходимости развитого теоретического (научного) мышления, направляющего человека на осмысление, познание и усвоение знаний. Деятельность, направленная на изучение народного декоративно-прикладного искусства, в котором обучающийся помимо обучения мастерству, познает и смежные дисциплины (рисунок, живопись, композиция и т. п.), требует развитого теоретического уровня мышления. Таким образом, использование эмпирической теории, как простого жизненного опыта, в процессе обучения народному декоративно-прикладному искусству явно недостаточно. Для обучения народному декоративно-прикладному искусству необходимо выработать иную форму научного знания, новый уровень мышления, которое имеет преобразующее начало и играет огромную роль в становлении художественной деятельности, как способе самореализации личности в процессе создания материальных и духовных благ.

Художественная деятельность способствует интенсивному развитию художественного мышления, направленного на формирование художественных образов в сознании человека. Созданию художественного образа способствует огромное богатство ассоциативных связей художественного мышления, накапливаемых в процессе творческой деятельности и художественно-эстетическом восприятии человеком окружающего мира. Неотъемлемым качеством художественной деятельности является художественное творчество как процесс создания качественно новых материальных и духовных ценностей при художественно-образном освоении мира. Л.С. Выготский, рассматривая творческую деятельность в контексте развития человека, определял творчество как «деятельность человека, которая создает нечто новое... Творчество везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев» [6, с. 26].

Уникальность результатов творчества является основным критерием, отличающим его от производственного процесса. Специфика обучения декоративно-прикладному творчеству, как и любому другому виду изобразительного искусства, слагается «из рассматривания предмета, образования в сознании представления об этом предмете, придумывания изобразительной формы этого представления и, наконец, реализации этой изобразительной формы техническими средствами» [7, с. 28]. Использование мысленного эксперимента в изобразительной деятельности способствует развитию теоретического и творческого мышления и определению индивидуального характера каждого обучающегося на любом этапе его развития.

Психологические механизмы художественного творчества привлекали к себе внимание М. Вертгеймера, В.М. Бехтерева, П.М. Якобсона, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, которые предлагали свои модели творчества. З. Фрейд, выявляя в творческом процессе бессознательное, полагал, что в процессе творчества происходит вытеснение из сознания художника социально неосуществимых потребностей и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов. Подобной точки зрения придерживался и У. Моррис, определявший народное искусство как бессознательное «инстинктивное умение».

Однако именно наличие неразрывных связей художественного творчества народного мастера со всеми аспектами его жизни, унаследованное в непосредственной передаче всего опыта поколений, воспитанное средой и природным окружением, явилось той основой, на которой родилось его умение. Творческий процесс глубоко сознателен и основан на процессах, происходящих в недрах человеческой психики, вызывающих к жизни саму

потребность в творчестве. В универсальной основе народного искусства заложен богатый источник духовных эстетических ценностей, включающих понимание и осознание красоты, нравственных идеалов и радость труда. Поэтому народное искусство не может быть приравнено к бессознательному примитиву, как индивидуально-особенному. О.А. Кривцун писал: «Творческий процесс в своей основе - не демонстрация уникального мастерства, не блажь, не роскошь, не развлечение. Стремление претворять свой дух в красках, звуках, словах, удваивает себя в формах внешнего мира и приводит к рождению уникальных форм самопознания художника, шире - к сложению самосознания человечества. Любое творение выступает не только как итог субъективных усилий, но и как феномен культуры, как голос своего времени» [8, с. 5].

Таким образом, на основании вышеизложенного, следует сделать вывод, что народное декоративно-прикладное искусство - это тип художественной культуры, обладающий целостностью, созидательностью, содержательностью и специфическим выражением человека к окружающей действительности. Сохраняя национальную индивидуальность и самобытность, народное искусство способно соответствовать современным запросам

Библиографический список

времени, как необходимый элемент художественного образования и способ развития творческого художественного мышления. Усвоение основных принципов народного декоративно-прикладного искусства в процессе обучения выступает как способ познания традиционной культуры, созданной предшествующими поколениями.

Использование потенциала народного искусства в образовательном процессе способствует продуктивному функционированию тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности. Это ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационная гибкость, умение придавать художественной форме необходимые очертания. Наличие таких способностей обеспечивает создание художественных ценностей, приводит к эстетическому освоению и осмыслению реальной действительности, проявляющейся в различных формах духовно-практической действительности. Образование в области народного декоративно-прикладного искусства формирует художественный вкус человека, уважение к культурному наследию, созданному предшествующими поколениями.

1. Ведич-Берендей В. Кедр - Концепция единого духовного развития: Украина и социогуманизм. Киев: ООО «Пан-Тот», 2011.

2. Шокорова Л.В. Художественные промыслы Западной Сибири. Барнаул. Изд-во АлтГу, 2014.

3. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей. Ленинград: «Художник РСФСР», 1981.

4. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Москва, 1983.

5. Кузин В.С. Психология. Москва: Высшая школа, 1982.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Феникс, 1998.

7. Щербаков В.С. Изобразительное искусство: обучение и творчество. Москва: Просвещение, 1969.

8. Кривцун О.А. Психология искусства. Москва: Высшая школа, 2010.

References

1. Vedich-Berendej V. Kedr- Koncepciya edinogo duhovnogo razvitiya: Ukraina i sociogumanizm. Kiev: OOO «Pan-Tot», 2011.

2. Shokorova L.V. Hudozhestvennye promysly Zapadnoj Sibiri. Barnaul. Izd-vo AltGu, 2014.

3. Boguslavskaya I.Ya. Problemy tradicij v iskusstve sovremennyh narodnyh hudozhestvennyh promyslov. Tvorcheskie problemy sovremennyh narodnyh hudozhestvennyh promyslov. Sbornik statej. Leningrad: «Hudozhnik RSFSR», 1981.

4. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo kak chast'kul'tury. Moskva, 1983.

5. Kuzin V.S. Psihologiya. Moskva: Vysshaya shkola, 1982.

6. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Moskva: Feniks, 1998.

7. Scherbakov V.S. Izobrazitel'noe iskusstvo: obuchenie i tvorchestvo. Moskva: Prosveschenie, 1969.

8. Krivcun O.A. Psihologiya iskusstva. Moskva: Vysshaya shkola, 2010.

Статья поступила в редакцию 09.02.15

УДК 378.11

Shcherbakov Yu. I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychopedagogical Education, Moscow State

Humanitarian University named after M.A. Sholokhov (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

PROBLEMS OF SCHOOLS IN THE AREA OF MANAGEMENT AND SOLUTIONS. The research paper investigates the improving the effectiveness of management of a university with the help of innovation and information technologies. The author has analyzed the works of scientists, who worked in the field of problems that face higher education today. The author has studied the proposed ways of solving educational problems and offers his own direction on the way of their solution. As the professor states, one of the ways to improve the effectiveness of the management system of a university is the introduction of information technologies into the system of university administration and the implementation of the management system of quality according to international standards. The factors that make the research up-to-date include: the correspondence of university's work with demands of the state; the meeting requirements of employers; the lowering budget funding for education; the growth of competition between universities to receive budget funding; the growth of competition in the market of educational service; the changes in educational law, etc.

Key words: system of university management, technology improves efficiency of university management, quality management system, problems of universities.

Ю.И. Щербаков, д-р пед. наук, проф. каф. психолого-педагогического образования, Московский государственный

гуманитарный университет имени М.А. Шолохова, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Статья посвящена проблеме повышения эффективности системы управления вузом на основе инноваций и информационных технологий. Проанализированы труды ученых в области проблем стоящих перед современной высшей школой и направления их решения. Одной из путей повышения эффективности системы управления вузом является внедрение информационных технологий в систему управления вузом, а также внедрение системы управления менеджмента качества соответствующая международным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.