Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОЛОСО-РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОЛОСО-РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
321
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
голос / речь / обучение в школе / школьная тревожность / воображение / часто болеющие дети / voice / speech / schooling / school anxiety / imagination / children who are often ill.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М Г. Чухрова, А С. Чухров

В статье представлен анализ взаимосвязи голосо-речевых нарушений у школьников, школьной тревожности и уровня общего здоровья, а также развития воображения как интегративной функции высшей нервной деятельности. С помощью цифровизации голосо-речевых параметров были получены объективные характеристики голоса, измерен уровень школьной тревожности и изучена медицинская карта более 200 школьников от 8 до 14 лет. Была выделена группа часто болеющих детей. Проведен корреляционный анализ полученных результатов. Показано, что в группе часто болеющих детей голосо-речевые характеристики являются неудовлетворительными. Также высокая школьная тревожность сопровождается нарушениями голоса и речи. Уровень развития воображения у детей с голосо-речевыми нарушениями также является неудовлетворительным. Полученные данные обосновывают необходимость своевременного выявления детей с голосо-речевыми нарушениями и проведения специально организованной коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — М Г. Чухрова, А С. Чухров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF VOICE-SPEAKING DISORDERS IN SCHOOL CHILDREN

The article presents an analysis of the relationship between speech disorders in schoolchildren, school anxiety and the level of general health, as well as the development of imagination as an integrative function of higher nervous activity. With the help of digitalization of voice-speech parameters, objective characteristics of the voice were obtained, the level of school anxiety was measured and the medical record of more than 200 schoolchildren from 8 to 14 years old was studied. A group of frequently ill children was identified. Correlation analysis of the obtained results is carried out. It was shown that in a group of frequently ill children, the voice-speech characteristics are unsatisfactory. Also, high school anxiety is accompanied by voice and speech disorders. The level of development of imagination in children with voice-speech disorders is also unsatisfactory. The data obtained substantiate the need for timely detection of children with voice-speech disorders and a specially organized correction.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОЛОСО-РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ»

6. Tkachenko E. Bol'shaya peremena. Vospitanie shkol'nikov. 1993; № 2: 2 - 3.

7. Semenov V.F. Cennostnye orientacii obschestva i molodezhi v usloviyah obschestvennogo krizisa. Molodezh'. Cifry. Fakty. Mneniya. 1992; № 2: 111 - 112.

8. Kosaev A. Sovremennyj rynok truda v SSSR. Problemy ravnovesiya. Voprosy 'ekonomiki. 1991; № 9: 39.

9. Polozhenie molodezhi i realizaciya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii: 2000 - 2001 gody. Moskva, 2002.

10. Rossijskaya molodezh': problemy i resheniya. Moskva, 2005.

11. Molodezh' i obschestvo: problemy i podhody: sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej V.A. Lukova. Moskva, 2016.

12. Molodezh' Rossijskoj Federacii: polozhenie, vybor puti. Moskva, 2000.

13. Gorshkov M.K., Sheregi F.'E. Molodezh' Rossii: sociologicheskijportret. Moskva, 2009.

14. Chuprov V.I., Zubok Yu.A. Sociologiya molodezhi. Moskva, 2011.

15. Lukov V.A. Teoriya molodezhi: mezhdisciplinarnyj analiz. Moskva, 2012.

16. Ruchkin B.A. Molodezh' i obschestvo: uroki istorii. Moskva, 2016.

17. Konstantinovskij D.L., Voznesenskaya E.D. Cherednichenko G.A. Molodezh' Rossii na rubezhe ХХ- ХХ1 vekov: obrazovanie, trud, social'noe samochuvstvie. Moskva, 2014.

18. Konstantinovskij D.L. Sovremennye vyzovy rynka truda i rossijskaya molodezh'. Obrazovanie i nauka v Rossii: sostoyanie i potencial razvitiya. 2019; № 4: 272 - 281.

19. Skosyreva N., Razumov V., Zinic, A., Pomogaev V., Revyakina Y., Gefner O. Choosing a profession as a modeling of the youth future (based on sociological research). Journal Gender and Law. 2020; № 1 (01). Available at: https://www.periodicojs.com.br/index.php/ged/article/view/49

20. Skosyreva N., Zinich A., Pomogaev V., Revyakina Y., Vasyukova M., Avlasovich E. Youth readiness for digitization of the economy. Revista Inclusiones. 2020; Vol. 7, № Especial: 541 - 552.

Статья поступила в редакцию 29.09.20

УДК 376+612.015:534.7

Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University; Novosibirsk University of Economics and Management

(Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

Chukhrov A.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Novosibirsk, Russia),

E-mail: [email protected]

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF VOICE-SPEAKING DISORDERS IN SCHOOL CHILDREN. The article presents an analysis of the relationship between speech disorders in schoolchildren, school anxiety and the level of general health, as well as the development of imagination as an integrative function of higher nervous activity. With the help of digitalization of voice-speech parameters, objective characteristics of the voice were obtained, the level of school anxiety was measured and the medical record of more than 200 schoolchildren from 8 to 14 years old was studied. A group of frequently ill children was identified. Correlation analysis of the obtained results is carried out. It was shown that in a group of frequently ill children, the voice-speech characteristics are unsatisfactory. Also, high school anxiety is accompanied by voice and speech disorders. The level of development of imagination in children with voice-speech disorders is also unsatisfactory. The data obtained substantiate the need for timely detection of children with voice-speech disorders and a specially organized correction.

Key words: voice, speech, schooling, school anxiety, imagination, children who are often ill.

М.Г. Чухроеа, д-р мед. наук, проф. ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», проф. ФГБОУ ВО «Новосибирский

государственный университет экономики и управления», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

А.С. Чухрое, канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики», г. Новосибирск,

E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОЛОСО-РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлен анализ взаимосвязи голосо-речевых нарушений у школьников, школьной тревожности и уровня общего здоровья, а также развития воображения как интегративной функции высшей нервной деятельности. С помощью цифровизации голосо-речевых параметров были получены объективные характеристики голоса, измерен уровень школьной тревожности и изучена медицинская карта более 200 школьников от 8 до 14 лет. Была выделена группа часто болеющих детей. Проведен корреляционный анализ полученных результатов. Показано, что в группе часто болеющих детей голосо-речевые характеристики являются неудовлетворительными. Также высокая школьная тревожность сопровождается нарушениями голоса и речи. Уровень развития воображения у детей с голосо-речевыми нарушениями также является неудовлетворительным. Полученные данные обосновывают необходимость своевременного выявления детей с голосо-речевыми нарушениями и проведения специально организованной коррекции.

Ключевые слова: голос, речь, обучение в школе, школьная тревожность, воображение, часто болеющие дети.

Голосо-речевая функция и ее полноценное развитие имеют огромное социальное значение. Управление своим голосом как средством коммуникации - залог успешной адаптации в обществе. И не только для лиц голосовых профессий - актеров, учителей, политиков и т.п. Голос и речь являются основным средством общения, без которого невозможна жизнь человека в социуме. Информационная, побудительная и эмоциональная функции речи - суть выражение единой функции. Процесс речевого общения является решающим фактором для интеллектуального развития человека. Для школьника хорошо развитая речь является залогом эффективного обучения, поскольку речевое общение включает в себя не только передающий, но и воспринимающий компонент В. Гумбольдт указывал на тесную связь речи с внутренней мыслительной деятельностью, на взаимовлияние этих двух явлений [1].

Л.С. Выготский считал речь самой основной функцией мозга, от которой зависит формирование всех остальных функций, в первую очередь воображения как основы для развития всех остальных высших психических функций [2]. С.Л. Рубинштейн называл речь формой существования сознания и формой обобщенного отражения действительности. Речь, вне сомнения, отражает картину мира говорящего, которая формируется в процессе освоения ребенком родного языка, стимулируя мыслительные процессы и мировоззрение народа, которому принадлежит язык. Это проявляется в принципах категоризации действительности, материализуясь в голосо-речевой функции: «Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать ее» [3, с. 130].

Голосо-речевая функция и ее невербальные компоненты являются отражением нервно-психического развития человека, своеобразным индикатором

его психоэмоционального состояния. Невербальные компоненты голоса (темп, ритм, мелодика, паузирование, модулирование, тембр, логическое ударение) тесно связаны с показателями здоровья. Голос здорового ребенка должен быть громким, звонким, соответствовать своему полу и фонетическим законам родного языка. По нашим наблюдениям, в последние годы наблюдается увеличение нарушений функции голоса и речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста: почти у половины выявляются, кроме общего недоразвития речи, патологические изменения силы, высоты, тембра, паузирования и интонирования речи [4]. Мелодика родного языка нарушена, голос монотонный, глухой, звуки произносятся искаженно. Непродуктивное коммуницирование напрямую связано с деструкциями дыхания, сердечно-сосудистой и нервной системы, иммунным статусом [5]. Что с интеллектом таких детей, с их готовностью к школе, обучаемостью? Если нарушена произносительная часть речи, то, с большой вероятностью, будет нарушена и воспринимающая функция.

Механизмы формирования и восприятия речи включают участие нескольких зон коры головного мозга, как анализаторной (слуховой, зрительной, кинестетической), так и корковых и подкорковых функционально специфичных структур из разных областей коры мозга, с участием которых порождается и распознается звуковой сигнал. Порождение и распознавание речи осуществляется совместной деятельностью обоих полушарий мозга, причем правое полушарие, ответственное за невербальную сторону речи, в раннем возрасте играет более важную роль, чем у взрослых. Этим объясняется лучшее распознавание детьми невербальных, эмоциональных характеристик речи и худшее - содержания речевого послания («слов не понимает»). Развитие и активное включение левого полу-

шария в речевую деятельность завершается примерно в семилетнем возрасте. Понимание речи, по мнению Л.С. Выготского, «есть нечто большее и нечто иное, чем выполнение реакции по звуковому сигналу» [2, с. 5]. Обучение языку является пусковым моментом для начала нормальной специализации полушарий. Если овладение речью в положенное время не происходит, то области коры, ответственные за речь, утрачивают свою функцию.

В общение людей оказываются закономерно включены эмоции в форме невербальной составляющей речи: интонации, мимика, паузирование, ритм, смех способны передать информации зачастую больше, чем слова. Невербальному общению, языку человеческих чувств необходимо учиться: передавать, понимать и чувствовать невербалику так же сложно, как и слова. Эта функция как раз и обеспечивает успешное обучение.

Цель исследования: анализ голосо-речевых особенностей у школьников младших и средних классов во взаимосвязи с некоторыми высшими психическими функциями и психосоматическим состоянием.

Контингент и методы исследования. Были обследованы более 200 школьников 8 - 14 лет обоего пола одной из гимназий г Новосибирска. Обследование проводилось в контакте с классным руководителем, учитывались характеристики каждого ребенка в плане успеваемости, дисциплинированности, коммуникабельности. Были также учтены медицинские карты испытуемых, принимались во внимание заболевания, которые фиксировались у детей в период школьного обучения (острые респираторные инфекции, ангины, фарингиты, вегето-сосудистые нарушения, желудочно-кишечные расстройства и др.). Была выделена группа «часто болеющие дети», всего 39 человек в возрасте 8 - 11 лет.

Исследование голосовых характеристик осуществлялось с помощью цифрового акустического анализа голоса с выделением ряда спектральных и динамических характеристик [4]. Оценка таких параметров, как мелодика, ритмическая организация речи, темп, проявление ударности, наличие пауз, выраженная интонация, позволяет сделать вывод о наличии в голосе признаков его нарушения.

Для правильного обследования испытуемый, согласно заданиям теста, произносит звуки определенным образом в комфортных ему условиях. Запись производится на микрофон с заранее известными и учтенными характеристиками в тихом помещении.

Условно тест можно разделить на несколько частей:

• исследование гласных звуков;

• исследование согласных звуков;

• анализ перехода «согласный-гласный» и наоборот;

• анализ предложений с точки зрения акустики;

• исследование прочитанного с листа текста;

• анализ невербальной составляющей речи (темпо-ритмической и мело-дико-модулятивной составляющей).

Отдельным блоком теста являются задания на определение характеристик невербальной составляющей речи. Так, небольшой текст, используемый в тесте, позволяет оценить интонационные характеристики в речи. Задание на произношение одного и того же предложения с разной интонацией оценивает эмоционально-экспрессивные компоненты речи. Были выбраны наиболее информативные для эксперта фрагменты голосо-речевых образцов, которые использовались для выявления патологии голоса [4]. Голосовой рисунок речевых единиц и закономерностей их объединения, которые многоаспектно варьируются в речи и проявляются как внешняя речь, были представлены в объективном цифровом выражении (табл. 1).

Для исследования психоэмоциональной сферы детей был использован факторный опросник Филиппса «Методика диагностики уровня школьной тревожности». Для исследования воображения как интегративной функции мозга использовались методики «Придумай игру», «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь», а также методика Дьяченко О.А. «Дорисовывание фигур» [6].

Результаты и их обсуждение.

Все обследованные дети характеризовались средним уровнем развития речи, наличием развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонема-тических и лексико-грамматических нарушений, нечеткой дифференциаций фонетически близких звуков, что, в целом, характерно для детских коллективов (табл. 2).

При скрининговом обследовании более 200 детей голосо-речевая патология выявлена почти у 60% детей младшего школьного возраста и не менее чем у 50% подростков. Во внешней речи детей и подростков дисбаланс невербаль-

Таблица 1

Результат обработки образцов речи обследованных детей, N = 200

Номера формант Области частот, Гц Интегральный спектр в интервале частот Нормированный интегральный спектр Коэффициент К-1

1 - 3 170 - 510 0,0638 0,466 1

3 - 5 510 - 850 0,0382 0,279 0,599

5 - 7 850 - 1190 0,0235 0,171 0,368

7 - 10 1190 -1700 0,0168 0,123 0,263

ных компонентов речи проявлялся в монотонности, беспаузности, сглаженности индивидуального тембра голоса. У большинства детей (до 65%), по данным классных руководителей, отмечалась низкая концентрация внимания, низкая работоспособность, плохая переключаемость и организованность в учебной деятельности. Фонопедическое обследование детей выявило недостаточную разработанность слухо-двигательной координации, которая является предпосылкой правильной темпо-ритмизации речи. Цифровизация голосо-речевых характеристик успешных и неуспешных (по характеристикам классных руководителей) детей показала ряд различий, который касался всех исследуемых голосо-речевых характеристик. Статистический анализ по методу Стьюдента показал достоверность выявленных различий на уровне р < 0,005 - 0,001. Таким образом, голо-со-речевые характеристики детей являются зачастую показателем их успешности в школьном обучении.

Исследование школьной тревожности показало, что среди младших школьников является характерным следующее распределение: около половины детей (48%) имеют нормальный или низкий уровень общей тревожности, для другой половины (52%) характерен повышенный или высокий тревожный фон. При этом доля детей с высоким уровнем тревожности невелика - 16% от выборки или 31% от группы тревожных детей. Если говорить о половом распределении, то можно отметить тенденцию к более низкому уровню тревожности у девочек по сравнению с мальчиками. Заметим, что у девочек, как правило, лучше, чем у мальчиков, развита речь. Если связать показатель тревожности только с голосо-речевыми характеристиками, то выявляется, что дети с высоким коэффициентом общей голосовой гармонизации имеют нормальный или низкий уровень тревожности при р < 0,005.

Обследование часто болеющих детей по методике Филипса показало, что уровень тревожности у них достоверно выше такового у здоровых детей той же возрастной группы. Между уровнем тревожности и низким уровнем здоровья имеется определённая зависимость. Высокий тревожный фон является в зависимости от характера преморбидного состояния и веса в нём психического и соматического факторов либо причиной, либо провоцирующим фактором при развитии соматического нарушения. Кроме того, у часто болеющих детей возможна обратная реакция соматопсихического характера: наложение на предшествующий тревожный фон тревоги и тревожности, первично обусловленных соматическим нарушением.

Исследование показало, что из группы часто болеющих детей лишь менее четверти (24%) имеют нормальный уровень общей тревожности, границы которого смещены в подавляющем большинстве случаев к верхнему порогу, для остальной части детей (76%) характерен повышенный или высокий тревожный фон, группы с преобладанием которых практически равны численно - соответственно 40% и 36% от группы обследованных, 53% и 47% от категории тревожных детей внутри группы. При этом в общем плане группы девочек и мальчиков неравновесны в отношении частоты различных проявлений тревожности - мальчики чаще входят в категорию тревожных детей.

Наблюдаемое распределение, однако, не опровергает того предположения, что эмоциональная основа соматических нарушений справедлива в отношении как мальчиков, так и девочек. С одной стороны, известно, что девочки наиболее склонны давать социально желательные ответы в психологической диагностике, то есть выбирать заведомо одобряемые, «правильные» с позиций общества их варианты, что, возможно, даёт соответствующую погрешность в исследовании.

Таблица 2

№ Голосо речевые характеристики Все 200 чел., M +m Мальчики, 107 чел. Девочки, 93 чел.

1. Коэффициент общей голосовой гармонизации, усл.ед. 7,31 +0,65 6,88 +0,75 8,33 +0,45

2. Высокочастотная гармоника 7,88 +0,69 7,34 +0,56 8,04 +0,51

3. Низкочастотная гармоника 6,33 +0,59 7,63 +0,57 5,43 +0,52

4. Коэффициент звонкости 8,2 +0,03 7,22 +0,13 8,92 +0,15

5. Относительная мощность звука 6,58 +0,45 7,88 +0,43 5,56 +0,45

Дети, голосо-речевые характеристики, выборка 200 чел.

Correlations (Статистика^а 10v*18c)

воображение

Рис. 1. Корреляционный анализ между показателями воображения и речи

Сдругойстороны,весьмавероятно,что полученные результаты не являются итогом такой погрешности. Существует значительная вероятность влияния на данный процесс социального давления, которое в воспитательном процессе традиционно оказывается на мальчиков и девочек различным образом. Девочкам «разрешается» проявлять свои эмоционально-негативные реакции в значительно большем объёюе.чевмлльзткем, и такое акттвпое реегиротаяиеввдтян сню жению у них внутренней напряжённости, что и отражается на результатах тестов в вуде бозееннзього уровня ттетожностиуревочокпочтношанню «^алвчи^^м. В то же время Д.Н. Исаев (2010) отмечает более низкий порог соматизации не-гагьвннх пвнеживаний я^^вяч^^^,длт^(^стажения коттжгувр^ядес^^увн же требуется значительной их длительности и интенсивности [7].

Сввзшваетнекожноств о типошгнлвсе-тенерытхарчвтирнснив, можно иио ин, нвзкзй ко-

эффициент звонкости и относительно низкая мощность звука вносят равный ню алвнымуро вннм туввожьосви. Н о рю/^чкзьоу^с^вуз тревожности при неудовлетворительных голосовых характеристиках характерен иъкпючинелунодоя дeяочдк. Одкато и груяне фузчас

повышенным или высоким уровнем тревожности представлена исключительно мапячнкрми. Вснчепи с впlcoкoHяpовoжнoc■гьФHo рнэрлетятам теста Фиоиьса были включены в группу с неудовлетворительными голосо-речевыми характери-стякнми. Такоеввснределение.по вс—влиз^^с^^!^,

же Срастив вейк вуимоннч полонон^угредежен лезнртрп данкчй фунпы : 83% - мальчики. Таким образом, принадлежность детей с неудовлетворительными гнлoеo-pнчeныякуapокеepнcтикомниткяlочивeсьное н^атожшен^Й! и высокой тревожности позволяет однозначно причислять их к группе риска по ртззо^ю психрэноциoн^жшнчlннпcнxрcoмaтикeувиепaятшчви й, ^во вуеВ вн-димости, особенно велик этот риск в отношении мальчиков.

Ретнлуявы инспедоктния уро^н^з |казвитию нноЯраженивдетезспомощью методик «Придумай игру», «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь» и «Дори-cеныуянпофвгyy»и руочета к^^фз^иннут унозия нзвятароЧ^г^ж^н^га тога-зули, чятнысжкуй^озени вооурвжения бзю только н одЯоГо peбeннa,мcталнннlд продемонстрировали средний, низкий и очень низкий уровни. Корреляционный аеолнз мд>жятoпaдaоeдумизоoПpж<евинвчoлoтo-уочеввlx ив птнан

зал, что между ними имеется достоверная связь (рис. 1).

Библиографический список

Воображение - одна из интегративных функций мозга. Для эффективного осуществления интеграции необходимо развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, вкусовое, обонятельное. Речь, воспроизводящая и воспринимаемая, играет в функции интеграции мозга едва ли не определяющую роль, поскольку задействует разнообразные области мозга. Л.С. Выготский утверждал, что при обучении ребенка основная задача должна заключаться в том, чтобы научить воспринимать мир более широко и разнообразно, используя для этого звуки, слова, движения, жесты, запахи [2], т.е. подключить как можно больше мозговых отделов и создать условия для формирования многообразных связей между нейронами. Необходима адекватная коррекция голосо-речевых нарушений у детей и подростков [2]. Через развитие речевой функции, в том числе ее невербальной составляющей, через пение, в том числе хоровое, декламации с выражением, через совместные речевые упражнения можно развить мышление ребенка и функцию его воображения, именно за счет развития функциональных отделов полушарий мозга и формирования между ними устойчивых связей.

На основании проведенного исследования авторами делаются следующие выводы.

1. Полноценное развитие голосо-речевых функций является не только залогом психосоматического здоровья, но и обеспечивает полноценное интеллек-туальноеразвитиешкольника.

2. Проведенное исследование показало, что анализ голосо-речевого развития школьников необходимо проводить в обязательном порядке, поскольку диагностикаголосо-речевыхнарушенийпозволитобъективносудить не только о развитии самой речи, но и об уровне школьной тревожности, уровне здоровья и общего интеллектуальногоразвития ребенка

3. Речь, голос, невербальные характеристики голоса, его физические параметры являются надежным индикатором уровня развития школьника, поскольку состояние речи взаимосвязано с высшими психическими функциями, в частно-стисфункцией воображения.

4. Своевременное выявление детей с голосо-речевыми нарушениями, проведение специально организованной коррекции позволит существенно повысить уровень их психосоматического и интеллектуального здоровья, что благоприятно скажется на процессе обучения в школе.

1. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. Москва, 1984.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений: в 6 т. Москва, 1982; Т. 2.

3. Потебня А.Л. Мысль и язык. Полное собрание сочинений. Киев: Государственное издательство Украины, 1926; Т. 1.

4. Макуха В.К., Фетисова О.Г, Чухрова М.Г Объективизация голосо-речеобразования у детей. Мир науки, культуры, образования. 2011; № 6 (31): 322 - 324.

5. Чухрова М.Г Взаимосвязь психосоматического состояния младших школьников и их голосо-речевых характеристик. Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск: Издательство ЧУДПО Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2018: 99 - 104.

6. Альманах психологических тестов. Москва: «КСП», 2006.

7. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. Санкт-Петербург: Питер, 2010.

8. Фетисова О.Г., Фетисов ГМ., Коррекция темпо-ритмо-интонационной организации речи у младших школьников. Мир науки, культуры и образования. 2009; № 14 (16): 282 - 284.

References

1. Gumbol'dt V. fon. Izbrannye trudy po yazykoznaniyu. Moskva, 1984.

2. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech'. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva, 1982; T. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Potebnya A.L. Mysl' i yazyk. Polnoe sobranie sochinenij. Kiev: Gosudarstvennoe izdatel'stvo Ukrainy, 1926; T. 1.

4. Makuha V.K., Fetisova O.G., Chuhrova M.G. Ob'ektivizaciya goloso-recheobrazovaniya u detej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; № 6 (31): 322 - 324.

5. Chuhrova M.G. Vzaimosvyaz' psihosomaticheskogo sostoyaniya mladshih shkol'nikov i ih goloso-rechevyh harakteristik. Nauka i socium: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Novosibirsk: Izdatel'stvo ChUDPO Sibirskij institut prakticheskoj psihologii, pedagogiki i social'noj raboty, 2018: 99 - 104.

6. Al'manah psihologicheskih testov. Moskva: «KSP», 2006.

7. Isaev D.N. Psihosomaticheskie rasstrojstva u detej: rukovodstvo dlya vrachej. Sankt-Peterburg: Piter, 2010.

8. Fetisova O.G., Fetisov G.M., Korrekciya tempo-ritmo-intonacionnoj organizacii rechi u mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2009; № 14 (16): 282 - 284.

Статья поступила в редакцию 29.09.20

УДК 378

Shulgina E.V., postgraduate, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]

Tereshchenko M.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), South Ural State University of Humanities and Education (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Yemelyanova I.E., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South Ural State

Humanitarian and Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF FOUNDATIONS OF THE VALUE-SEMANTIC SPHERE OF THE CHILD'S PERSONALITY AT THE STAGE OF PRESCHOOL CHILDHOOD. The article is dedicated to the actual problem of formation of socio-cultural values in children of senior preschool age. The purpose of the research is to provide theoretical and experimental justification of the effectiveness of introducing pedagogical conditions for the formation of the foundations of the value-semantic sphere of a child's personality at the stage of preschool childhood. The scientific novelty of the research consists in determining and testing a set of pedagogical conditions that contribute to improving the level of socio-cultural values of children. As a result of the research, the concept of socio-cultural values is defined; the components and content of socio-cultural values are described. The results of diagnostics of the level of formation of socio-cultural values before and after experimental work with children of senior preschool age in interaction with adults and peers are presented.

Key words: socio-cultural values, pedagogical conditions, preschool children, value-semantic sphere of the child, interaction.

Е.В. Шульгина, аспирант, Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,

E-mail: [email protected]

М.Н. Терещенко, канд. пед. наук, доц., Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,

E-mail: [email protected]

И.Е. Емельянова, д-р пед. наук, доц., проф., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,

E-mail: [email protected].

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ОСНОВ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Статья посвящена актуальной проблеме формирования социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования -теоретико-экспериментальное обоснование эффективности внедрения педагогических условий формирования основ ценностно-смысловой сферы личности ребенка на этапе дошкольного детства. Научная новизна исследования заключается в определении и апробации комплекса педагогических условий, способствующих повышению уровня социокультурных ценностей детей. В результате исследования определено понятие социокультурных ценностей; описаны их компоненты и содержание. Представлены результаты диагностики исследования уровня сформированности социокультурных ценностей до и после опытно-экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Ключевые слова: социокультурные ценности, педагогические условия, дети дошкольного возраста, ценностно-смысловая сфера ребенка, взаимодействие.

Актуальность исследования проблемы формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии со сверстниками и взрослыми обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию. Изменившееся отношение к периоду дошкольного детства потребовало пересмотра содержания, методов, форм, средств педагогической работы, создания новых педагогических технологий. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, способным воздействовать на окружающую действительность. Способность к эмпатии, сопереживанию, пониманию эмоционального состояния других людей развивается эффективнее при создании определенных педагогических условий.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической теории и практике;

- определить критерии и показатели сформированности социокультурных ценностей детей;

- проверить эффективность реализации педагогических условий. В исследовании использовались методы тестирования, бесед, наблюдения, математической обработки результатов данных.

Теоретической базой исследования послужили публикации педагогов А.Ш. Назарова, Н.В. Космачева, которые рассматривают социокультурные ценности как нравственные и ценностные ориентиры, отношение к объектам действительности, корректирующие поведение и деятельность личности. Также работы З.М. Назаркиной [1], Б.И. Кононенко [2], где утверждается, что социокультурные ценности представляют собой связующее звено введения личности в коллективную деятельность в процессе постижения и осуществления ценностей конкретного общества, обеспечивая способы контроля социального поведения.

Педагогические условия в психолого-педагогической литературе рассматриваются как комплекс объективных возможностей содержания, методов, форм, средств обучения и воспитания, возможности окружающей материально-пространственной среды, которая направлена на разрешение поставленных педагогических задач [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.