Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
177
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНА СЕМЬЯ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пирбудагов Гайдар Нуцалович, Пужаев Владимир Владимирович

Рассмотрены основные психолого-педагогические аспекты дисфункциональной семьи, определена роль детско-родительских отношений в формировании деструктивного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF A DYSFUNCTIONAL FAMILY AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

The main psychological and pedagogical aspects of a dysfunctional family are considered, the role of child-parent relations in the formation of destructive behavior of adolescents is determined.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

Научная статья

УДК 378 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-53-55

NIION: 2018-0077-1/22-100 MOSURED: 77/27-024-2022-01-299

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Психолого-педагогические аспекты дисфункциональной семьи как фактора развития деструктивного поведения подростков

Гайдар Нуцалович Пирбудагов1, Владимир Владимирович Пужаев2

1 2 Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, Россия

1 emai-al_t91@mail.ru

2 puzhaev07@rambler.ru

Аннотация. Рассмотрены основные психолого-педагогические аспекты дисфункциональной семьи, определена роль детско-родительских отношений в формировании деструктивного поведения подростков.

Ключевые слова: дисфункциональна семья, деструктивное поведение, подростки, психолого-педагогические аспекты, социальная норма

Для цитирования: Пирбудагов Г. Н., Пужаев В. В. Психолого-педагогические аспекты дисфункциональной семьи как фактора развития деструктивного поведения подростков // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 53-55. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-53-55.

Original article

Psychological and pedagogical aspects of a dysfunctional family as a factor in the development of destructive behavior of adolescents

Gaidar N. Pirbudagov1, Vladimir V. Puzhaev2

1 2 Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia

1 emai-al_t91@mail.ru

2 puzhaev07@rambler.ru

Abstract. The main psychological and pedagogical aspects of a dysfunctional family are considered, the role of child-parent relations in the formation of destructive behavior of adolescents is determined.

Keywords: dysfunctional family, destructive behavior, adolescents, psychological and pedagogical aspects, social norm

For citation: Pirbudagov G. N., Puzhaev V. V. Psychological and pedagogical aspects of a dysfunctional family as a factor in the development of destructive behavior of adolescents // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(1):53-55. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-53-55.

Деструктивное поведение подростков, понимаемое как аспект нарушения социальных норм, в последнее десятилетие приобретает массовый характер. Социальные нормы - «общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены»^, с. 25-33].

© Пирбудагов Г. Н., Пужаев В. В., 2022

Ввиду того, что проблема деструктивного поведения подростков затрагивает практически все сферы общества, то ее можно назвать междисциплинарной (социология, психология, педагогика, биология, физиология и др.), а ее решение возможно только посредством межведомственного взаимодействия (школа, правоохранительные органы (Следственный комитет, МВД, ФСИН и др.), попечительские советы, религиозные организации). Объяснение причин, условия и факторов лежащих в основе деструктивного поведения является актуальной научно-исследовательской задачей.

№ 1 / 2022 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

Анализ факторов способствующих развитию деструктивного поведения в детской, подростковой и молодежной среде (нравственная незрелость личности, индивидуальные психофизиологические особенности развития, нервно-психические нарушения) позволил выявить, что в их основе лежит искажения привычной микросреды, т. е. нарушения жизнедеятельности семьи или детско-родительских отношений.

Не случайно на предвыборном съезде партии Единой России в 2021 году Президент России В. В. Путин отметил: «Благополучная, крепкая семья с детьми -это и есть будущее России»1.

Семейные отношения в силу многосторонности и глубины воздействия на развитие личности, чувствительности каждого члена семьи к внутрисемейным влияниям занимают особое место в формировании и закреплении средовой психической дезадаптации.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем, трудностей с обучением в школе, сложностей в общении со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Нарушения внутрисемейных отношений приводит к формированию различных отклонений в физическом, психическом развитии, в эмоциональной и поведенческой сферах. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, формирует различные нарушения поведения, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, такие как социальная дезадаптивность.

Признавая значимость семьи как ведущего института социализации, мы следующим образом определяем семейную дезадаптацию. Семейная дезадаптация -это состояние ребенка, связанное с таким нарушением семейных отношений, при которых он не может найти «свое место в семье» и в оптимальной степени реализовать потенциальные возможности возрастного развития, свои способности к самореализации и личностному росту.

В настоящее время в анализе семейной дезадаптации сформировались два подхода: первый основан на оценке структурированных признаков - полная, неполная семья, стереотип неправильного воспитания, алкоголизация родителей, аморальное или криминальное поведение родных; второй обращен к анализу психологических аспектов кризисной семейной ситуации и особенностям личностного реагирования в конфликте.

1 https://rg.ru/2021/06/19/putin-blagopoluchnaia-krepkaia-semia-s-detmi-eto-i-est-budushchee-rossii.html

«Развиваясь по собственным, индивидуальным траекториям каждая семья воспроизводит особый тип отношений и воспитания. Вместе с тем в каждой семье обнаруживается подчинение всеобщим психологическим и нравственным закономерностям, определяющим отношение между родителями и детьми, и формирующее конструктивное или деструктивное самоотношение несовершеннолетнего к самому себе. Кроме семьи ни один из социальных институтов не обладает столь значимым потенциалом и возможностью профилактики деструктивного поведения и правонарушений несовершеннолетних, поэтому только во взаимодействии с родителем, принимающим и поддерживающим личность в непростой период личностного становления, может быть усвоена система ценностей, необходимых для социальной адаптации и преодоления дезинтеграции» [2, с. 42-46].

«Как правило, объективная сторона семейной дезадаптации представлена или конфликтом между дисфункциональной, деструктивной семьей и обществом или внутрисемейным, межличностным конфликтом в случаях диссоциированной семейной пары. Субьективная для ребенка сторона кризисной семейной ситуации отражает его включенность в конфликт и особенности реагирования с учетом возрастных особенностей. Двухсторонняя обусловленность семейной дезадаптации объясняет тот факт, почему различные типы нарушений функционирования семьи не имеют прямой причинной связи с психической травматиза-цией. Для того чтобы нарушенные семейные отношения стали источником травматического переживания несовершеннолетнего они должны быть субьективно, личностно и эмоционально значимыми для него, носить характер неразрешимого конфликта в мире его психологических отношений» [3, с. 16-19].

Под семейной психической травматизацией нами понимаются такие субьективно значимые, внутрисемейные формы психического воздействия, которые сопровождаются развитием комплексных травматических переживаний с дезорганизацией личностного реагирования, психическими, сомато-физическими расстройствами и нарушениями в эмоциональной и поведенческой сфере.

Б. Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению трудных детей:

«1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи сами по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях вырастали нравственно здоровые дети. Но все

54

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;

2) конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

3 ) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;

4) педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к безнадзорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку» [4].

Итак, можно сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность и если детско- родительские отношения нарушены, то появляются отклонения в нормальном развитии и поведении подростка.

Таким образом, проведенное исследование позволяет предположить, что трудности в воспитании и формировании деструктивного поведения подростков порождаются именно семейными факторами и родительским отношением, которое выступает

многофункционального поведения, оказывающего дезорганизующее влияние на психику развивающейся личности.

Библиографический список

1. Ульянова, И. В. Проблема социальной нормы в педагогике постиндустриального общества / И. В. Ульянова, Ю. В. Чуманов // Инновации в образовании. 2021. № 5. С. 25-33.

2. Безлюдный, А. И. Родительско-детские отношения как стратегия семейного воспитания / А. И. Безлюдный // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2 (5). С. 42-46.

3. Быстрова, Н. В. Семейное неблагополучие как психолого-педагогическая проблема / Н. В. Быстрова, А. В. Хижная, М. О. Сундеева // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 16-19.

4. Алмазов, Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. Свердловск : Изд-во УрГУ, 1986. 213 с.

Bibliographic list

1. Ulyanova, I. V. The problem of social norms in the pedagogy of post-industrial society / I. V. Ulyanova, Yu. V. Chumanov // Innovations in education. 2021. No. 5. pp. 25-33.

2. Bezlyudny, A. I. Parent-child relations as a strategy of family education / A. I. Bezlyudny // Vector of Science TSU. Series: Pedagogy, psychology. 2011. No. 2 (5). pp. 42-46.

3. Bystrova, N. V. Family distress as a psychological and pedagogical problem / N. V. Bystrova, A. V. Kh-izhnaya, M. O. Sundeeva // Karelian Scientific Journal. 2018. Vol. 7. No. 1 (22). pp. 16-19.

4. Almazov, B. N. Mental environmental maladaptation of minors / B. N. Almazov. Sverdlovsk : Publishing house of USU, 1986. 213 p.

в качестве устойчивого и психологически опасного

Информация об авторах Г. Н. Пирбудагов - магистрант Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина; В. В. Пужаев - магистрант Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

Information about the authors G. N. Pirbudagov - Master's student of Tambov State University named after G.R. Derzhavin; V. V. Puzhaev - Master's student of Tambov State University named after G.R. Derzhavin.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.02.2022; одобрена после рецензирования 14.03.2022; принята к публикации 21.03.2022.

The article was submitted to the editorial office on 28.02.2022; approved after review on 14.03.2022; accepted for publication on 21.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.