Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая сущность исследовательской культуры личности'

Психолого-педагогическая сущность исследовательской культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1292
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ЭТИКА / ФУНКЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Н. В.

В статье даются различные трактовки определения понятия исследовательской культуры, характеристики данного феномена в психолого-педагогических аспектах. Предлагается авторская формулировка понятия исследовательской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая сущность исследовательской культуры личности»

УДК 159.9:37.015.3 ББК 88.840 П 31

Н.В. Петрова

Психолого-педагогическая сущность исследовательской культуры личности

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье даются различные трактовки определения понятия исследовательской культуры, характеристики данного феномена в психолого-педагогических аспектах. Предлагается авторская формулировка понятия исследовательской культуры.

Ключевые слова:

Исследовательская культура, исследовательское мировоззрение, мышление, этика, функции исследовательской культуры, модель исследовательской культуры личности

Обращенность современной системы образования к проблеме развития культуры личности приобретает статус доминирующей тенденции. Объектом педагогического познания и педагогической практики все чаще выступает «культурный мир личности». Взаимодействуя со всеми сферами бытия и сознания, культура, по мнению русского философа П.А. Флоренского, представляет собой совокупность многообразных способов познания и освоения мира и основное средство социализации человека. Из всего многообразия видов культуры целесообразно выделить исследовательскую культуру как занимающую особое положение в познании личностью окружающей действительности.

В современных психолого-педагогических исследованиях предлагаются следующие трактовки данной дефиниции. По И.В. Носаевой, исследовательская культура - сложное динамическое образование, характеризующее способность личности к решению значимых проблем методами научного познания. Согласно Е.Д. Андреевой, исследовательская культура -это совокупность способов освоения информационной реальности, освоенных человеком на определенном этапе своего развития. Наиболее полное определение, на наш взгляд, дает И. Ф. Исаев, трактующий исследовательскую культуру как качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умений и навыков научного познания, ценностного отношения к его результатам, а

также обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие.

Опираясь на различные психолого-педаго-гические формулировки обсуждаемой дефиниции, мы предлагаем следующее определение понятия исследовательской культуры личности

- это интегративное, динамичное качество личности, характеризующееся ценностным отношением к исследовательской деятельности, ненасыщаемой потребностью в поисковой активности, совокупностью методологических, мировоззренческих, общепредметныщ рефлексивныгх знаний и исследовательских умений, выгсоким потенциалом исследовательских способностей.

Ёмкость и универсальность понятия исследовательской культуры позволяет рассматривать её с поливариантных позиций. В личностном аспекте - как характеристику качественных уровней исследователя, проявляющихся: в способности видеть многогранность мира; в поведении, направленном на поиск и интерио-ризацию новой информации; во владении методами познания (наблюдение, моделирование, кодировка-декодировка, алгоритмизация, схематизация, игра и др.); в позитивном отношении к исследовательской деятельности; в наличии опыта исследовательских действий. В социальном аспекте - как срез цивилизации общества, характеризующийся категориями блага, истины, здоровья, красоты.

Исследовательская культура, являясь составной частью общей культуры личности,

имеет общие с ней компоненты. К их числу относятся:

- исследовательское мировоззрение - составная часть научного мировоззрения как системы взглядов на природу, социум, человека;

- исследовательское мышление - мыслительная способность человека к исследовательской деятельности, продуктом которой выступают новые знания;

- исследовательская этика - совокупность этических норм и принципов партнерства в исследовательском сообществе (коммуникативных, информационных, авторских и пр.).

Фундамент исследовательской культуры составляет психологическая потребность в поисковой активности, физиологической основой которой служит безусловный ориентировочный рефлекс. Еще И.П. Павлов потребность в поисковой активности относил к категории витальных, но при этом подчеркивал её уникальную особенность, принципиально отличающуюся от других жизненно важных потребностей - нена-сыщаемость.

Исследовательская культура, как субкультурный компонент личности, выполняет ряд функций. Гностическая функция обеспечивает целостное представление о способах познания и освоения мира; информационная функция транслирует социальный опыт познания мира как между поколениями, так и внутри их; коммуникативная функция позволяет вступать с исследовательскими целями в контакт с конкретным человеком и группой людей; гуманистическая функция прогнозирует развитие креативного типа личности; регулятивная функция выступает как система нормативных и этических требований к субъектам исследовательской деятельности.

В структурной модели исследовательской культуры личности мы выделяем когнитивный, операциональный, креативный и мотивационно-ценностный компоненты.

Когнитивный компонент представлен совокупностью соподчиненных знаний. Методологические знания обеспечивают общее направление развития исследования, его принципы, формы и способы. Мировоззренческие знания ориентируют личность в определении концептуальных позиций ценностного отношения к окружающему миру и, в том числе, к объекту исследования. Знания об объекте и предмете

исследования, о способах исследовательской деятельности позволяют получить субъективно новое знание. Рефлексивные знания способствуют определению границ личностных возможностей в решении исследовательских задач. На различных этапах исследования эти знания выполняют мотивационно-ценностную, организационную, процессуальную и результативную функции.

Операциональный компонент предусматривает наличие исследовательских умений личности: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, уметь классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал.

Креативный компонент в структуре исследовательской культуры личности свидетельствует о её творческом потенциале в продуцировании максимально большого числа идей, о наличии способности легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далекими по содержанию, о оригинальности мышления, способности работать в режиме «инсайт».

Мотивационно-ценностный компонент.

А.В. Леонтович отмечает присутствие ряда ценностей в исследовательской деятельности. В качестве доминирующей выступает ценность истины и её достижения. Вторая ценность исследования заключается в его деятельностном характере. Эта деятельность - её принято называть творчеством - требует непрерывного созидания идей, мыследеятельности, связанных с решением противоречий, проверкой гипотез. Третья ценность обеспечивается постоянным присутствием коммуникации (мыслекоммуни-кации), которая призвана увязывать позиции всех субъектов исследования в единый деятельностный исследовательский режим, формировать событийную общность, обеспечивающую единую исследовательскую среду. И, наконец, четвертая ценность заключается в продуктивности. Согласно теории деятельности, каждый её вид воплощается в конкретном результате - продукте, который выражен в том или ином культурном тексте, обладает завершенностью и культурным смыслом.

Совокупность этих компонентов составляет структурную модель исследовательской культуры личности. Но эта модель будет не-

полной без личностного компонента. Важнейшими качествами личности, обладающей исследовательской культурой, выступают:

- сверхчувствительность к проблемам и противоречиям. Творец-исследователь видит их там, где другим представляется все ясно и понятно;

- способность интуитивно чувствовать в проблеме комплекс субпроблем, стремиться к постоянному углублению в их суть. Наличие у себя этой способности А. Энштейн выразил так: «Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливается, как только её найдут. Но я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезет, даже четвертую и пятую иголки»;

- высокий уровень логического мышления, его гибкость, продуктивность;

- способность генерировать оригинальные идеи, устанавливать ассоциативные связи и отношения между исследуемыми объектами;

- чувствительность к ситуациям, требующим комбинаторного многофакторного экспериментирования;

- способность к антиципации, интуиции, прогнозированию;

- стремление к самоактуализации, раскрытию внутреннего потенциала.

Примечания:

1. Бондаренко, СМ. Мозг, обучение, здоровье / СМ. Бондаренко, В.С. Ротенберг. - М., 1989. -С. 25.

2. Леонтович, А.В. О ценностных основаниях исследовательской деятельности учащихся /

. . // -ность учащихся: сб. статей. - М.: МГДЦ ДО) Т., 2003. - 105 с.

3. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А.С. Обухов // Народное образование. -1999. - №10 -С. 158-161.

4. Флоренский, ПА. Сочинения: в 4 т. / Священник Павел Флоренский; сост. и общ. ред. Игумен Андроник (А.С. Трубачева) - М.: Мысль, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.