УДК 371.132
В. П. Масягин, А. И. Чернега
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРА -ФАКТОР ИНТЕНСИФИКАЦИИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
Проведен анализ состояния боевой подготовки военнослужащих. Рассмотрены подходы к интенсификации обучения в психологических и педагогических научных источниках. Описаны составляющие профессионально-педагогической компетентности офицера. Определены требования к психолого-педагогической подготовке офицеров как фактору успешной интенсификации боевого обучения военнослужащих.
The authors carried out an analysis of the combat training of military personnel. The article considers approaches to training intensification offered in psychological and pedagogical research literature. The components of the professional and pedagogical competence of an officer are described. The requirements for the psychological and pedagogical training of officers are identified as a factor of successful intensification of the combat training of military personnel.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая компетентность, интенсификация, требования к психолого-педагогической подготовке офицера, боевая подготовка.
Key words: professional and pedagogical competence, intensification, requirements for psychological and pedagogical training of an officer, combat training.
В условиях реформирования Вооруженных сил Российской Федерации происходят значительные изменения в процессе боевой подготовки, направленные на повышение уровня профессиональной выучки, физической выносливости и психологической устойчивости военнослужащих. Научно-технический прогресс порождает новые средства и способы ведения боевых действий, что выдвигает иные требования к качеству обучения военнослужащих по призыву; при этом наиболее остро встает проблема своевременной реализации подобных изменений. Одним из основных направлений совершенствования боевой подготовки является ее интенсификация. Какие бы преобразования ни происходили в данной сфере, все они прежде всего связаны с личностью офицера-преподавателя, поэтому исследование проблемы подготовки офицера к интенсивному обучению и воспитанию военнослужащих сегодня очень актуально.
Проблемам совершенствования профессиональных навыков офицера уделялось большое внимание различными исследователями. Вопросы обучения отразились в работах А. В. Барабанщикова, В. И. Марченкова, М. А. Лямзина, П. А. Корчемного, И. А. Алехина. Повышением качества военно-профессиональной подготовки, а также обучением офицеров в частях и подразделениях в ходе командирской выучки занимались П. В. Мельник, А. В. Мурыгин. Ускоренная подготовка военнослужащих рассматривается в исследованиях Б. Д. Бадмае-
© Масягин В. П., Чернега А. И., 2013
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 11. С. 98—104.
ва, П. А. Корчемного. Методологические основы совершенствования профессионального образования заложены в работах В. А. Сластенина, А. И. Мищенко. Проблемы интенсификации обучения поднимали в своих трудах Ю. К. Бабанский, А. В. Барабанщиков, А. М. Зимичев, А. А. Золотарев, Г. Я. Магмаржав, Н. Ф. Талызина, И. С. Морозова, Н. А. Половникова.
Современная военная служба характеризуется изменением требований к качеству и срокам подготовки высококвалифицированных специалистов и актуализацией проблемы выбора новых путей модернизации системы военного образования. Исследования показывают, что программа боевой подготовки, которая сложилась в результате многолетнего накопления методов и приемов обучения и воспитания, имеет значительные достижения, однако сегодня она не может обеспечить максимальную эффективность процесса формирования профессиональных способностей военнослужащих.
Проанализировав результаты итоговых (контрольных) проверок воинских частей с 2006 по 2012 г., мы можем сделать заключение, что сокращение срока службы по призыву негативно отразилось на качестве обучения военнослужащих по призыву, о чем свидетельствует снижение качества их подготовки в 2008 — 2009 гг. (рис.).
5
4
3 2 1
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
средний балл по предметам БП Рис. Изменение среднего балла по предметам боевой подготовки
Профессионализм военнослужащего является первейшим условием выполнения им боевой задачи, а одним из основных направлений совершенствования подготовки военнослужащих — ее интенсификация.
Ознакомление с психолого-педагогической литературой дает возможность отметить, что понятие «интенсификация обучения» в первую очередь связано с деятельностью преподавателя. Факторы интенсификации обучения, который признают многие исследователи данной проблемы, — это высокий уровень психолого-педагогической подготовки преподавателей и профессиональное владение ими педагогическими технологиями [1; 5; 8].
Н. А. Половникова считает, что «духу интенсификации соответствует и требование к педагогическому мастерству, состоящее в продук-
100
тивном решении педагогических задач и связанное с умением за отводимое на процесс время поднять на новый уровень обученности, воспитанности всех или подавляющее большинство учащихся» [6, с. 72].
Под интенсификацией учебно-воспитательного процесса А. М. Зи-мичев понимает обеспечение в сжатые сроки нового качества профессиональной деятельности педагогических кадров на основе максимального использования внутренних резервов этого процесса — комплекса активных форм и методов обучения [3].
Интенсификация военно-педагогического процесса — это действия офицерского состава по совершенствованию данного процесса путем сочетания традиционных и инновационных подходов, технологий обучения, воспитания, подготовки и внедрения новых технических средств. Интенсификация достигается благодаря конкретной постановке учебно-воспитательных задач, рациональному планированию боевой подготовки, тщательному отбору материала, эффективному использованию учебного и служебного времени, применению современных образовательных методик, обеспечению четкости и организованности в работе, постоянному поиску и внедрению достижений научно-технического прогресса [2, с. 107].
Изменение парадигмы военного образования, от традиционной к инновационной (интенсивной), требует улучшения выучки офицера, становления его как специалиста, который не только досконально знает свою профессию и легко ориентируется в новейших достижениях в ее области, но и педагогически компетентен.
В этих условиях уровень и качество подготовки офицеров становятся важнейшими факторами и необходимой предпосылкой продуктивного решения задач Вооруженными: силами. Это повышает требования к качественному потенциалу офицерских кадров, ставит новые условия к их профессиональному обучению.
Особенный интерес к повышению квалификации командиров (начальников) обусловлен исключительной ролью офицера-преподава-теля в обучении и воспитании военнослужащих с его ярко выраженной индивидуальностью, правом на выбор и ответственность, умением проектировать изменения дидактической системы и воплощать их в жизнь.
Практика показывает, что сегодня нужен офицер мобильный, эрудированный, который способен свободно и критически думать, готов к исследовательской работе, реализации индивидуального подхода в проектировании стратегии собственного профессионально-личностного становления, может совершенствоваться в профессиональной сфере, приобретать должную компетентность.
Сложный и динамичный характер деятельности офицеров по обучению военнослужащих, обусловленный необходимостью разработки различных вариантов содержания боевой выучки, использованием возможностей современной дидактики, научным обоснованием новых
идей и технологий, определяет необходимость в совершенствовании системы профессиональной подготовки.
Содержание понятия «офицер-педагог» имеет двоякий характер. Прежде всего это офицер соответствующей военной специальности, а затем — педагог, интегрирующий психолого-педагогические и методические знания и умения со специальными. Именно от качества сформированных знаний, умений и навыков зависит его будущая профессиональная компетентность. Военное образование является уникальным по своей сути, поскольку его специфичность позволяет сформировать такого гармонично развитого специалиста, который сочетает в себе военные и педагогические умения. Они заключаются в планировании и решении боевых и учебно-боевых задач, организации учебновоспитательного процесса в воинском подразделении, разработке технологий и методик профессионального обучения, создании дидактического обеспечения учебного процесса, проведении контрольно-диагностических мероприятий, воспитании воинского коллектива.
Отбор учебного содержания, внедрение современных средств в учебно-производственную деятельность, выбор рациональных форм и методов обучения зависят от профессиональной компетентности офицера (преподавателя). В отечественных исследованиях под компетентностью понимается степень соответствия знаний, умений и опыта личности определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ею задач и решаемых проблем [7, с. 237].
Если рассматривать компетентность офицера (педагога), то мы можем выделить две стороны его деятельности: профессиональная — с позиции организации обучения военнослужащих — и компетентность специалиста в соответствующей военной отрасли. Основные составляющие профессионально-педагогической компетентности офицера можно характеризовать следующим образом:
— психолого-педагогическая компетентность обеспечивает подготовку и организацию учебно-воспитательного процесса, в том числе умение строить педагогическое общение, проектировать учебно-боевой процесс, владеть педагогической диагностикой, обеспечивать эффективное формирование профессиональных знаний, умений и навыков у военнослужащих;
— профессиональная (или технологическая компетентность) непосредственно связана с наличием знаний, умений и навыков соответствующего квалификационного уровня военной профессии, опыта профессиональной деятельности в рамках предметов боевой подготовки;
— методическая компетентность предусматривает участие офицера в методической работе, а также его индивидуальную работу, что обеспечивает педагогическое и профессиональное самообразование, разработку учебной документации, повышение профессиональной и педагогической квалификации;
— коммуникативная компетентность, составляющими которой являются владение закономерностями и стилями педагогического обще-
101
102
ния, особенностями взаимодействия в системах «солдат солдат», «солдат офицер», «офицер офицер»;
— управленческая компетентность, сущность которой определяет знание теоретических основ управления процессом боевой подготовки, способов реализации функций управления в данном процессе, объединение профессиональной деятельности и воспитания, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий для обучения;
— диагностическая компетентность предполагает владение технологией контроля успеваемости военнослужащих, методами и формами диагностики обучения, умение определять критерии учебных достижений (как в теоретической, так и в практической подготовке).
Профессионально-педагогическая компетентность офицера формируется на основе знаний, умений и навыков, полученных им в военно-учебном заведении, и совершенствуется в воинских частях в ходе командирской подготовки и повседневной служебной деятельности при выполнении должностных и специальных военных обязанностей. Следовательно, для улучшения психолого-педагогической подготовки офицеров в воинской части необходимо вносить изменения в систему командирского обучения.
Командирская подготовка направлена на совершенствование знаний, умений, профессиональных навыков и качеств, нужных офицерам для выполнения должностных обязанностей, но имеющаяся сегодня система требует значительной трансформации. На нее влияет интеграция науки, образования и военных технологий, а главными ее функциями становятся компенсаторная, адаптационная, корректирующая, развивающая, инновационная. Существующая система командирской подготовки в основном осуществляет компенсаторную, адаптационную и корректирующую функции (они в целом касаются совершенствования подготовки офицеров), в меньшей степени — развивающую и инновационную, которые наиболее полно отвечают подготовке офицеров-преподавателей к интенсивному обучению подчиненных.
Деятельность офицера по интенсификации боевого обучения предполагает определенное соотношение и интеграцию традиций и новаторства, нормы и творчества. С одной стороны, высокий профессионализм офицеров и безупречное знание апробированных методов, форм и средств боевой подготовки, их оптимальное использование; с другой — стремление развивать собственный опыт с учетом разработок педагогов, психологов, методистов.
Анализ специальной литературы по проблемам интенсификации обучения и совершенствования профессиональной подготовки военнослужащих позволяет определить требования к подготовке офицеров, соблюдение которых необходимо для успешного боевого воспитания военнослужащих.
Психолого-педагогическая подготовка офицеров как фактор интенсификации боевой подготовки военнослужащих должна удовлетворять следующим требованиям:
• самостоятельность, которую выражают:
— способность офицера адекватно оценивать уровень своих умений, степень профессиональной обученности, профессиональную мотивацию, удовлетворенность собственной деятельностью;
С^>
— способность офицера рационально осуществлять и планировать свои должностные обязанности, наличие организационных и коммуникативных навыков при работе в воинском коллективе;
— самостоятельное овладение знаниями, умениями и навыками по своей специальности, расширение и углубление профессионально значимых черт и способностей, постоянная готовность к профессиональному восстановлению;
• профессионально ориентированное мышление (умение использовать принятые в данной области приемы решения задач, вырабатывать тактику и стратегию действий), включает:
— рационально-логическое мышление (склонность к выявлению закономерностей и правил профессиональной деятельности, целостное видение, системный анализ и прогнозирование подготовки офицеров);
— смысловую профессиональную память (развитые мнемонические способности, выполняющие функции сохранения значимой информации и её активной умственной обработки, отладки логических и ассоциативных связей);
— вербальные навыки (профессионально-семантическое понимание, вербальное мышление и способность к словесным аналогиям, эрудиция, настроенность на диалог);
• творческое отношение к преподавательской деятельности (способность к инновациям в преподавании, обогащение профессионального опыта благодаря личному педагогическому творчеству), которое предусматривает:
— творческое воображение и интуитивное мышление;
— образную профессиональную память;
— актерское искусство (языковая импровизация, искусство перевоплощения, влияние на личность через общение),
• высокая ценностная ориентация на преподавательскую деятельность, подразумевающая:
— установку на самосовершенствование;
— мотивационную направленность на субъект-субъектное взаимодействие в обучении;
— стремление к творческой самореализации;
• высокий уровень развития профессиональных качеств, необходимых для проектирования системы интенсивного обучения и предполагающих:
— готовность к личностному взаимодействию в системе «преподаватель обучающийся»;
— гражданскую зрелость, высокий моральный уровень;
— свободу, импровизацию в действиях, организационную гибкость;
— развитую способность к инновациям в педагогической работе;
— владение методами аналитической переработки информации и алгоритмами информационного поиска;
— информационную (в частности, компьютерную) грамотность;
— владение технологиями подготовки и оформления результатов учебно-методической работы, умение осваивать новые программные (образовательные) продукты;
103
lO4
• способность проектировать системы интенсивного обучения с использованием перспективных инновационных технологий, опирающаяся на знание их возможностей, умение адаптировать и применять программные средства в соответствии с особенностями учебного процесса.
Таким образом, определенные выше требования к психологопедагогической подготовке офицера, отражающие необходимый уровень знаний, умений и навыков для успешного интенсивного обучения военнослужащих, следует учитывать при организации занятий с офицерами. Командирскую подготовку целесообразно направить на удовлетворение условий к офицеру, по которым он должен иметь высокий уровень психолого-педагогической и методической культуры, сочетать глубокий профессионализм и гибкость мышления, изобретательность, уверенность в себе, развитую интуицию, творческое воображение, критическую самооценку, а также стремление (и способность) к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.
Список литературы
1. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987.
2. Ефремов О. Ю. Военная педагогика. СПб., 2008.
3. Зимичев А. М. Психологические основы интенсификации профессиональной подготовки : дис. ... д-ра психол. паук. Киев,1989.
4. Золотарев А. А. Теория и методика систем интенсивного ипформатизиро-ванного обучения (Дидактические основы создания эффективных систем обучения). М., 2003.
5. Морозова И. С. Психологические факторы и механизмы интенсификации познавательной деятельности личности : автореф. дис. . Новосибирск, 2006.
6. Половникова Н. А. Интенсификация подготовки специалиста высшей квалификации || Советская педагогика. 1986. № 3.
7. Рапацевич Е. С. Педагогика : большая современная энциклопедия. Минск, 2005.
8. Отрошко Т. В. Інтенсифікація навчального процесу — актуальна проблема професійної підготовки студентів || Міжнародний науковий віспик | Закарпатський державний університет. 2011. Вип. 3 (2).
Об авторах
Владимир Павлович Масягин — д-р пед. паук, проф., Современная гуманитарная академия, Москва.
E-mail: [email protected]
Алексей Иванович Чернега — адъюнкт, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва.
E-mail: [email protected]
About the authors
Prof. Vladimir Masyagin, Modern Academy for the Humanities, Moscow.
E-mail: [email protected]
Alexey Chernega, Adjunct Professor, Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Moscow.
E-mail: [email protected]