ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Л.Б. БАХТИГУЛОВА, проф. каф. педагогики и психологии МГУЛ, канд. пед. наук
Превалирующий тип обучения в российских средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях, а также и вузах определяется в современной педагогической науке как «управляемый извне», или как институциональный тип обучения. На практике это процесс обучения на заданных условиях: четко регламентированное образовательными программами и учебными планами содержание учебного материала, сроки его изучения, одинаковые для всех оценочные средства. Естественно, что даже самые ответственные и терпеливые участники такого обучения ждут его окончания. Между тем, в современных условиях жесткой конкуренции на рынке труда наметилась тенденция получения второго профессионального образования или дополнительного к основному. Трудность состоит в том, что взрослые обучающиеся (студенты, аспиранты, слушатели различных курсов в системе дополнительного образования) находятся только на пути к успеху. Ценится же в современном российском обществе, прежде всего, компетентность выпускников средних школ и специальных учебных заведений. Каковы пути ее достижения в регламентированно сжатые сроки? Сошлемся на опыт динамического обучения взрослых, осуществляемого кафедрой педагогики и психологии. Управлением по подготовке научно-педагогических кадров МГУЛ организована педагогическая переподготовка аспирантов и преподавателей для получения ими дополнительной квалификации (к основному высшему образованию) «Преподаватель высшей школы» (далее - ПВШ). Для лиц, имеющих практический педагогический опыт, это путь повышения квалификации и совершенствования профессионально-педагогического труда. Для лиц, не имеющих опыта педагогической работы, это путь для получения дополнительного профессионального образования, которое предусматривает
освоение новых общетеоретических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление связи между наукой и технологией. В целом же программа курса педагогической переподготовки ориентирована, прежде всего, на достижение обучаемым полного соответствия между уровнем его готовности к реализации задач того учебного заведения, в котором осуществляется его педагогическая деятельность, и уровнем современных научно-педагогических знаний, составляющих основу учебно-воспитательного процесса в системе образования. Обязательный минимум содержания этой программы утвержден Минвузом РФ. Он включает новые дисциплины как общепрофессиональные (например, методика воспитательной работы, психология человека, социальная психология, педагогические технологии, риторика, философия и история образования), так и специальные (психология высшей школы, организационно-правовые основы системы профессионального обучения). Обязательный компонент в системе педагогической переподготовки - педагогическая практика слушателей ПВШ. В образовательной программе курса ПВШ нашли отражение значительные успехи в наметившемся процессе реформирования высшей школы. Суть этих изменений в переходе к наиболее оптимальным психолого-педагогическим системам и современным технологиям обучения. Долгие десятилетия практика формирования профессорско-преподавательского состава вуза обеспечивала функционирование только одной из трёх компонентов преподавательской деятельности - научно-предметной, оставляя без должного внимания две других - психолого-педагогическую и культурно-просветительскую. И только в конце 70-х - начале 80-х гг. мы можем наблюдать следующие важные изменения: уменьшение доминирующей роли педагога; использование в учебном процес-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2013
169
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
се активного взаимодействия обучающихся; попытки сделать процесс обучения ориентированным на практику. Следует, однако, учитывать, что такой процесс обучения осуществим только при условии самореформирования преподавательского состава, то есть изменения педагогами самих себя. Таковы наши концептуальные подходы к проблеме подготовки и переподготовки педагога вуза.
Как мы реализуем их на практике? Профессором кафедры, доктором педагогических наук Стайновым Г.Н. разработана новаторская система «Дидактика высшей школы». В ней обоснована компетентностная модель преподавателя. Эта новая система, основанная на педагогическом проектировании, «работает» в МГУ леса, МГУ природообустройства, МГАУ им. В.П. Горячкина и может быть использована в других образовательных учреждениях. Профессором кафедры Бахтигуловой Л.Б. осуществлены попытки внедрить в процесс обучения слушателей курса ПВШ такие формы и методы, которые позволяют ограничить доминирующую роль преподавателя в этом процессе в пользу усиления роли взаимодействия в нем самих обучающихся. Нами изучена и апробирована система проведения занятий по дисциплинам психолого-педагогического цикла (общей и профессиональной педагогике, общей психологии, педмастерству и др.) в формате психолого-педагогической мастерской. Эта идея принадлежит современному немецкому психологу Клаусу Фопелю и нашла широкое распространение в мировой образовательной системе. Особенно активно используются в учебном процессе так называемые «Энергетические паузы» и процедуры, направленные на переключение внимания. Практика показала, что эти методы особенно эффективны в обучении людей, нацеленных на динамическое обучение, на собственную активную работу. В принципе эти методы традиционно семинар, конференция, лабораторное занятие, дискуссия. Однако имеет место некоторое различие в содержании этих видов обучения. Так, под лабораторией понимаются тренинги, на которых изучается, прежде всего, собственное поведение, при необходи-
мости оно корректируется. Симпозиум предполагает доклады экспертов по различным проблемам. Причем, эксперты должны иметь противоположную точку зрения. И тогда симпозиум переходит в другой формат обучения - открытую дискуссию. Все названные формы обучения, как считает К. Фопель, различаются не только по степени влияния обучаемых на процесс обучения, но и по взаимодействию в этом процессе. Привычные методы обучения имеют очень узкие границы применения, так как изменились требования к процессу обучения. Руководство организаций и предприятий хочет получить не только компетентных сотрудников, но и сотрудников творческих. Поэтому нам необходимы такие формы организации обучения, которые развивают весь творческий потенциал личности. На занятиях по дисциплинам психолого-педагогического цикла в группах слушателей курса ПВШ мы, прежде всего, используем техники - интервенции. Это психологические игры - упражнения, разработанные К. Фопелем. Они делают обучение более эффективным, поскольку активизируют все важнейшие системы человеческого организма, а также способствуют развитию креативности и интуиции. Эти игры позволяют включать воображение и давать свободу интуиции обучаемого, что способствует формированию позитивного отношения к учебе, росту самоуважения, формированию способности ценить индивидуальность как свою, так и чужую.
Приведем примеры психологических упражнений по К. Фопелю.
Упражнение 1. Превращаем проблемы в цели. Это упражнение дает возможность участникам игры составить общее представление об их повседневных проблемах и сформулировать наиболее важные из них в виде цепей. Инструкция. У каждого го нас есть свои проблемы. Некоторые из них мы должны принять и жить с ними так, как можем. Но, к счастью, многие наши проблемы могут быть решены, если мы сможем представить их для себя в виде цепей, которых мы хотели бы достичь. Давайте попробуем сделать это. 1. Составьте список проблем, которые вы
170
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
хотели бы как можно скорее решить. Следующие вопросы помогут вам в этом: - Что я действительно хочу делать, иметь, чего хочу достичь? - Что еще может доставить мне удовольствие? - В каких сферах жизни я хотел бьг усовершенствовать свои способности?
- Что в последнее время занимало мои мысли, тяготило или сердило меня? - На что я чаще всего жалуюсь? - Что создает мне больше забот? - Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно? Что дает возможность чувствовать себя уютно? - Что меня больше всего расстраивает? - Что стало в последнее время меня раздражать? - Что я хотел бьг изменить в моем отношении к самому себе? - Что мне надо изменить в себе? - На что у меня уходит слишком много времени?
- Что мне очень сложно делать? - От чего я быстро устаю? - Как я мог бы лучше распределить свое время? - Как я мог бьг разумнее расходовать свои деньги? 2. Теперь опишите проблему, которую вы хотели бьг решить прежде всего. Представьте ее как можно более объективно. 3. Сформируйте цель, которую вьг могли бьг достичь. Что вам надо сделать для того, чтобьг ваша проблема перестала существовать или, по крайней мере, стала менее острой?
Упражнение 2. Верстовые столбы моего будущего. В этом упражнении участники игры составляют список того, что им хотелось бы сделать в будущем, чтобы упорядочить свои цепи. Преимущество этого способа работы состоит в том, что он усиливает ощущение направленности и непрерывности жизни. Инструкция. Я хочу показать вам, как без всякой астрологии можно заглянуть в свое будущее. У каждого из вас есть множество надежд и желаний. Некоторые из них смогут, по всей вероятности, претвориться в жизнь, другим же суждено остаться в царстве мыслей и представлений. Определите, как далеко в будущее вы хотите заглянуть. Может быть, вам интересно увидеть свою жизнь через год или два, а может быть - через 10 лет? Теперь подумайте, чего вы хотите достичь за это время Что вы хотите создать? Чему научиться? Кем стать? От чего вы хотели бы отказаться или освободиться? Представьте себе, что каждая
важная цепь этого жизненного отрезка является верстовым столбом на пути жизни, по которому вы идете. II когда вы доходите до очередного верстового столба, вы можете сказать себе: «Это я уже сделал!». Выбирайте только такие цели, которые для вас позитивно окрашены и достойны того, чтобы к ним стремиться. Причем их должно быть не больше шести - восьми. Расставьте их в нужной временной последовательности и обозначьте каждый верстовой столб несколькими ключевыми словами. Когда вы это сделаете, перечитайте список своих цепей на будущее и напишите, что вы думаете о нем, насколько разумным он вам представляется.
Упражнение 3. Чему я научился? Это упражнение позволяет ведущему педагогу и членам группы получить информацию о текущем состоянии процесса обучения. Переживания участников, связанные с приобретением нового опыта, складываются в единую многоцветную картину. Инструкция. Повесьте большой лист бумага со следующими неоконченными предложениями: - Я научился - Я узнан, что - Я нашел подтверждение тому, что - Я обнаружил, что - Я был удивлен тем, что - Мне нравится, что - Я был разочарован тем, что - Самым важным для меня было Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате. Дайте каждому участнику возможность записать свой вариант продолжения
Упражнение 4. Телеграмма. Это еще одно упражнение, позволяющее получить от каждого участника краткую и надежную обратную связь после завершения учебной темы или раздела. На следующем занятии, открывающем новую тему, вам нужно будет поделиться своими соображениями о полученных результатах и рассказать о том, как Вы будете учитывать их в дальнейшей работе. Инструкция. Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2013
171
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
- телеграмму го 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе.
Приведенные выше упражнения широко используются на занятиях со слушателями курса «Преподаватель высшей школы». В последующих публикациях мы расскажем о методах динамического предметного бучения в формате психолого-педагогической мастерской. Содержание упражнений и методические сопровождения к ним представлены по оригиналу.
Библиографический список
1. Фопель, К.В. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего / К.В. Фопель. - М.: Генезис, 2000.
2. Фопель, К.В. Психологические принципы обучения взрослых / К.В. Фопель. - М.: Генезис, 2000.
3. О введении в действие государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника магистратуры для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Приказ Министерство общего и профессионального образования РФ 29 апреля 1997 г. № 826 (БМОО 97-7)
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.В. ГАВРИЛОВ, ст. преподаватель каф. педагогики и психологии МГУЛ, преподаватель «ММК»
В связи с переходом на новые образовательные стандарты, увеличением внеаудиторной самостоятельной работы студентов, а также необходимостью подготовки высококвалифицированных, компетентных, мобильных работников и специалистов для народного хозяйства Российской Федерации, способных конкурировать на рынке труда, особую актуальность приобретает формирование системы студенческого самоуправления в образовательных учреждениях.
Современное образовательное учреждение - сложная социально-педагогическая организация, включающая педагогический и студенческий коллективы, а в звене начального и среднего профессионального образования также родительские организации. Родители обучающихся юридически не входят в коллектив образовательного учреждения, но они не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе образовательного учреждения.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления обучающихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем
обучающиеся вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни.
Определения понятия «самоуправление» разнообразны, приведем лишь некоторые из них.
Самоуправление - это самостоятельность субъекта в управлении собственными делами. В современной интерпретации - самоменеджмент (self-management).
Самоуправление студентов - это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации. Развитие самоуправления помогает обучающимся почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить возможности в реализации лидерских функций.
По мнению Д.В. Рогаткина, студенческое самоуправление - это право, которым обладают в образовательном учреждении обучающиеся, педагоги и родители. В свою очередь, у администрации образовательного учреждения есть обязанность предоставить обучающимся, педагогам и родителям возможность этим правом воспользоваться.
М.Г. Чупров и И.Г. Бехталь, утверждают, что студенческое самоуправление
172
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013