ART 75135
научно-методический электронный журнал
УДК 159.9
страхов старших школьников с деструктивными дет-ско-родительскими отношениями // Концепт. -2015.- Спецвыпуск № 08. - ART 75135. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75135.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Полетаева Д. А. Психолого-педагогическая коррекция
Полетаева Дарья Александровна,
магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск Pol [email protected]
Психолого-педагогическая коррекция страхов старших школьников с деструктивными детско-родительскими отношениями
Аннотация. В статье представлены способы решения проблемы коррекции страха старших дошкольников с деструктивными детско-родительскими отношениями, приведены данные констатирующего и формирующего эксперимента. Ключевые слова: страх, детско-родительские отношения, деструктивные дет-ско-родительские отношения, психолого-педагогическая коррекция. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
В настоящее время все чаще стали обращаться родители за помощью к психологам, чьи дети переживают разнообразные страхи и тревожность, иногда проявляя повышенную возбудимость. Детские страхи являются возрастной особенностью и носят временный характер. Но бывает так, что они не проходят, сохраняясь длительное время, мешают и тяжело переживаются ребенком. Причиной этому может быть нервное истощение малыша, неумение родителей проявить эмпатию, эмоциональная неустойчивость членов семьи (В. И. Долгова [1]), конфликтное поведение, нарушение детско-родительских отношений Деструктивное отношение родителей приводит к возникновению страхов, тревожности и невротизации детей (В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, О. А. Кондратьева, О. А. Шумакова [2]).
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы психолого-педагогической коррекции страхов старших дошкольников воспитывающихся в семьях с деструктивными детско-родительскими отношениями. Далее мы декомпозировали эту цель согласно рекомендациям В. И. Долговой по трем этапам [3]).
1. Поисково-подготовителный этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик. На этом этапе выполнено изучение литературы по проблеме исследования, определение особенностей младшего дошкольного возраста. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования.
2. Опытно-экспериментальный этап: проведение методик, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по методикам. Затем полученные результаты были обработаны, выражены в виде диаграмм и сведены в общие таблицы.
3. Контрольно-обобщающий этап: повторная диагностика, анализ результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы t-критерий Стьюдента и коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.
В ходе исследования были использованы следующие методы и методики:
1. Теоретические: анализ литературы, обобщение, моделирование.
2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование по методикам:
- методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой);
f\j ■Л f\j
ART 75135
науш.о-методический электронный журнал
УДК 159.9
страхов старших школьников с деструктивными дет-ско-родительскими отношениями // Концепт. -2015.- Спецвыпуск № 08. - ART 75135. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75135.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Полетаева Д. А. Психолого-педагогическая коррекция
- детский апперцептивный тест (CAT) Л. Беллак, С Беллак;
- тест-опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин.
3. Методы обработки данных, математико-статистического анализа: t-критерий Стьюдента (для связанных и несвязанных выборок); коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Для обработки данных была использована программа «SPSS 17.0 for WINDOWS».
Эмпирическая база и выборка исследования:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 147 г. Челябинска. В исследовании принимали участие 57 детей и 57 родителей. Возраст детей от 5 до 8 лет. Общее количество испытуемых 114 человек.
В исследовании использованы следующие понятия:
Страх - эмоция переживания угрозы биологическому или социальному существованию человека, направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Страх проявляется в значительных физиологических изменениях и в тенденции к защите (избеганию опасности или агрессии). В случае неопределенности источника опасности возникают состояния тревоги [4, с. 55].
Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; конфликтные отношения между родителями; психические травмы типа испуга; психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Детско-родительские отношения - это система межличностных установок, ори-ентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок - родители») и сверху вниз (диада «родители - ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы [5, с. 34].
Наиболее распространенная классификация типов родительского отношения представлена в работах А. Я. Варги [6, с. 37]. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Автор выделяет следующие типы родительского отношения: «отвержение», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «инфантилизация». Как благоприятный тип родительского отношения выделяется «кооперация».
Деструктивные детско-родительские отношения - система взаимоотношений (дети - родители - прародители), характеризующаяся непоследовательностью и противоречивостью; включающая устойчивые отрицательные чувства родителей по отношению к детям, детей по отношению к родителям, родителей по отношению к прародителям; неадекватное восприятие и непонимание членами семьи друг друга, что порождает совокупность взаимных конфликтных поведенческих откликов [7, с. 6].
ART 75135
научно-методический электронный журнал
УДК 159.9
страхов старших школьников с деструктивными дет-ско-родительскими отношениями // Концепт. -2015.- Спецвыпуск № 08. - ART 75135. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75135.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Полетаева Д. А. Психолого-педагогическая коррекция
Психолого-педагогическая коррекция - это форма совместной профессиональной деятельности педагога, психолога и родителей, основанная на системе психологических воздействий с целью исправления нарушений психического развития ребенка с опорой на знание возрастной, социокультурной и индивидуальной норм развития. Коррекционная работа также направлена на создание условий для полноценного психического развития каждого ребенка в образовательном учреждении и семье [8, с. 6].
Разработанная модель психолого-педагогической коррекции старших дошкольников с деструктивными детско-родительскими отношениями состоит из четырех блоков и построена с учетом требований процессов психолого-педагогического моделирования (В. И. Долгова, В. К. Шаяхметова [9]).
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить программу коррекции страха. Цель далее декомпозируется на его задачи по каждому блоку модели.
Теоретический блок: включает в себя сбор и анализ литературных источников по проблеме исследования, подбор методик соответствующих теме, содержанию исследования и возрасту воспитанников.
Диагностический блок: представлял собой проведение диагностики с помощью методик - методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой), детский апперцептивный тест (САТ Л. Беллак, С. Беллак) и тест-опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин. По результатам диагностики учащиеся были разделены на две группы. Дети экспериментальной группы приняли участие в формирующем блоке.
Формирующий блок: включал этапы реализации программы коррекции страхов старших дошкольников воспитывающихся в семьях с деструктивными детско-родительскими отношениями.
Аналитический блок включал в себя: проведение повторной диагностики по методикам - методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой), детский апперцептивный тест (САТ Л. Беллак, С. Беллак) и тест-опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин, обработка результатов с помощью t-критерий Стьюдента и коэффициент ранговой корреляции Спирмена [10, с. 152].
Результатом психолого-педагогической коррекции старших дошкольников с деструктивными детско-родительскими отношениями является: снижение количества и уровня выраженности страхов.
В исследовании приняли участие воспитанники МБДОУ ДС № 147 г. Челябинска. В исследовании принимали участие 57 детей и 57 родителей. Возраст детей от 5 до 8 лет. Общее количество испытуемых 114 человек.
По методике «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой) было выявлено, что низкий уровень количества страхов у 8, 77% (5 человек), ниже среднего уровня количества страхов у 56,14% (32 человека), средний уровень количества страхов у детей старшего дошкольного 8, 77% (5 человек), выше среднего уровень количества страхов у 10, 53% (6 человек), и высокий уровень количества страхов у 15,79% (9 человек).
По методике детский апперцептивный тест (CAT) Л. Беллак, С Беллак было выявлено, что низкий уровень выраженности страхов у детей дошкольного возраста 43,9% (25 человек), ниже среднего уровня страхов у детей дошкольного возраста 29,8% (17 человек), средний уровень страхов у детей дошкольного возраста 12,3% (7
м Q м
ART 75135
науш.о-методический электронный журнал
УДК 159.9
страхов старших школьников с деструктивными дет-ско-родительскими отношениями // Концепт. -2015.- Спецвыпуск № 08. - ART 75135. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75135.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Полетаева Д. А. Психолого-педагогическая коррекция
человек), выше среднего уровня страхов у детей дошкольного возраста 10,5% (6 человек) и высокий уровень страхов у детей дошкольного возраста 3,5% (2 человека).
По методике тест-опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин было выявлено, что: по шкале «Принятие/отвержение» - низкий уровень 7,1% (4 человека), средний уровень 92, 9% (53 человека) ив высокий уровень 0%; по шкале «Кооперация» - низкий уровень 0%, средний уровень 10,5% (6 человек), высокий уровень 89,5% (51 человек); по шкале «Симбиоз» - низкий уровень 64,9% (37 человек), средний уровень 26,3% (15 человек), высокий уровень 8,8% (5 человек); по шкале «Контроль» - низкий уровень 64,9% (37 человек), средний уровень 35,1% (20 человек), высокий уровень 0%; по шкале «Отношение к неудачам ребенка»- низкий уровень 87,7% (50 человек), средний уровень 7,1% (4 человека), высокий уровень 5,2% (3 человека).
Методом математической статистики - метод ранговой корреляции Спирмена подтвердили гипотезу исследования, что старшие дошкольники воспитывающиеся в семьях с деструктивными детско- родительскими отношениями характеризуются негативными проявлениями как: высокий уровень количества и выраженности страхов.
Статистический анализ привел к выводу об отсутствии значимых достоверных отличий между показателями экспериментальной и контрольной группой на этапе первичной диагностики.
Программа коррекции страхов старших дошкольников с деструктивными дет-ско-родительскими отношениями рассчитана на детей от 5 до 7 лет, которая состоит из 51 занятия, где важное направление занимает снижение уровня страхов, нейтрализация эмоционально- отрицательных переживаний, и совершенствование умения у детей передачи своего эмоционального состояния. Эффективность программы заключается в снижении уровня и количества страхов у детей старшего дошкольного возраста с деструктивными детско-родительскими отношениями.
После реализации программы была проведена повторная диагностика уровня страхов по методикам: выявление детских страхов «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой) и детского апперцептивного тест (CAT) Л. Беллак, С Беллак.
Результаты экспериментальной группы до и после эксперимента по методике «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой): высокий уровень снизился с 50% (5 человек) до 10% (1 человека); выше среднего уровень изменился с 10% (1 человека) до 20% (2 человека); средний уровень снизился с 40% (4 человека) до 30% (3 человека); ниже среднего уровень был 0% стал 30%; и низкий уровень с 0% изменился до 10% (1человека).
Результаты экспериментальной группы до и после эксперимента по методике детского апперцептивного тест (CAT) Л. Беллак, С Беллак: высокий уровень снизился с 10% (1 человек) до 0%; выше средний уровень с 30% (3 человека) до 0%; средний уровень увеличился с 10% (1 человек) до 50% (5 человек); уровень ниже среднего с 40% (4 человека) снизился до 30% (3 человека); низкий уровень увеличился с 10% (1 человек) до 20% (2 человека).
Выводы: Для успешной психолого- педагогической коррекции страхов будет необходимо:
- разработать модель психолого-педагогической коррекции старших дошкольник воспитывающихся в семьях с деструктивными детско-родительскими отношениями, характеризующуюяся целостностью, согласованностью и взаимосвязанностью составляющих ее блоков.
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Полетаева Д. А. Психолого-педагогическая коррекция страхов старших школьников с деструктивными дет-ско-родительскими отношениями // Концепт. 2015.- Спецвыпуск № 08. - ART 75135. - 0,4 п. л. URL: http://e-koncept.ru/2015/75135.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 75135 УДК 159.9
- реализовать целенаправленную программируемую деятельность по психолого- педагогической коррекции на основе субъект-субъектного взаимодействия со старшими дошкольниками.
По нашим результатам различия между средними показателями уровня страхов экспериментальной группы до и после реализации программы, также с контрольной группой значимы, т. е. уровень количества и выраженности страхов экспериментальной группы изменился в результате реализации программы психолого-педагогической коррекции.
Ссылки на источники
1. Долгова В. И. Simulation of the formation of emotional stability of personality // HEALTH AS A FACTOR OF QUALITY AND LIFETIME OF BIOLOGICAL SPECIES: Materials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V. - L., 2013. - С. 67-70.
2. Долгова В. И. Системные инновационные технологии целеполагания // GLOBAL CRISIS OF CON-TEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES: Materials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05 -November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05 - November 12, 2012). Chief editor - Pavlov V. V. - L., 2013. - С. 41-45.
3. Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Кондратьева О. А., Шумакова О. А. Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений (монография). - М.: Буки Веди, 2012. - 152 с.
4. Гарбузов В., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. - Л., 2006. - 351 с.
5. Ждакаева Е. И. Психологические средства коррекции деструктивных детско-родительских отношений: дис. канд. психол. наук., 2009. - 169 с.
6. Варга А. Я. Системная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Питер, 2001. - 278 с.
7. Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие. - Череповец: ЧГУ, 2002. - 150 с.
8. Скотарева Е. М. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект : учеб. пособие для студ. психол. спец. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2010. - 72 с.
9. Долгова В. И., Шаяхметова В. К. Инвариантность профессионально важных качеств: монография. - Челябинск: Изд-во РЕКПОЛ, 2009. - 314 с.
10. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2010. - 350 с.
Darya Poletaeva, ISSN 2304-120Х
Undergraduate, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk Pol [email protected]
Psycho-pedagogical correction fears older students with destructive parent-child relationship
Abstract. The article considers the problem of correction of fear older pre- 9 772304 120159 schoolers with disruptive child-parent relationship, data and ascertaining the formative experiment.
Key words: fear, parent-child relationships, destructive parent-child relationship, psychological and pedagogical correction.
Рекомендовано к публикации:
Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск
PU г м
977230412015970