УДК 1/159.9 ББК 88
ПСИХОЛОГО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАРЬЕРНУЮ ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
ЛЮДМИЛА ЕГОРОВНА СОЛЯНКИНА,
профессор кафедры экономической психологии и психологии труда Негосударственной автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт мировых цивилизаций», доктор психологических наук, профессор Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
Email [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируется проблема механизмов, обеспечивающих карьерную готовность выпускника вуза. Освещаются результаты исследования, подтверждающие, что построение карьеры необходимо начинать на этапе овладения студентом профессией, что способствует профессиональной адаптации выпускников. Оптимальным вектором профессионального развития и карьерного роста студента выступает карьерограмма.
Ключевые слова: карьерограмма студента, профессиограмма, персонограмма, акмеограмма.
Annotation. The article analyses the issue devoted to mechanisms for career readiness to graduate high school, the author highlights the results of a study proving that building a career has to start at the stage of development of student profession that promotes professional adaptation. Optimal vector of professional development and career growth of student supports kar'erogramma.
Keywords: kar'erogramma student, profession-grammar, personogramma, akmeogramma.
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем научного исследования в области психология труда является проблема успешного построения карьеры, поскольку именно активное управление карьерой является ключевым условием достижения вершин профессионализма и даже шире — жизненного успеха.
Отметим, что «карьера» в современном понимании психологами рассматривается не просто как занятие должностей профессии, а значительно шире: «карьера является одним из наиболее значимых мотивов трудовой деятельности и один из путей личностного роста и самореализации» [1].
В ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается: «Содержание образования должно обеспечивать: формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества» [7]. Следовательно, у обучающихся, в процессе обучения должны формироваться не только профессиональные знания и умения, но и стремление к самореализации, а также,
способность усваивать новую информацию и быстро адаптироваться к изменяющимся экономическим и профессиональным условиям рынка труда. Заметим, что специалисты, обладающие этими качествами, востребованы и конкурентоспособны.
В этой связи, построение студентами карьеры еще на этапе вузовской подготовки позволит им не только определить соответствие своего уровня профессиональным требованиям, предъявляемым профессией, наметить для себя перспективы карьерного роста, но и избежать эффекта «блокады» взаимодействия в системе «среда — субъект», вызываемого несоответствием готовности обучаемого требованиям профессии.
В связи с эти, мы предположили, чтобы избежать выпускнику вуза эффекта «блокады» при включении его в трудовую деятельность, характеризующуюся, прежде всего, практической доминантой, необходимо в ходе обучения погружать его в образовательную среду, ориентированную на практическую применяемость и востребованность, т.е. практико-ориентированную образовательную среду, обладающую возможностями интеграции вуза с
производством. Это обеспечит взаимодействие и взаимовлияние всех субъектов и объектов образовательного процесса как в вузе, так и на производстве [4].
Результаты проведенного карьерного тьюто-ринга подтвердили наше предположение. Причем в условиях взаимодействия обучающегося и практико-ориентированной образовательной среды студенты приобретают профессиональный опыт в решении практических задач в выбранной ими сфере деятельности за счет выполнения рабочих заданий, полученных от работодателя.
На основании проведенного анализа результатов отечественных и зарубежных специалистов по карьере и карьерному коучингу резюмируем, что построению карьеры обязательно предшествует подробный анализ должностной структуры организации и изучение содержания труда специалиста по каждой должности [5].
Таким образом, приобретя практический опыт, знания содержания труда по конкретной специальности, должности; студент способен не только погрузиться в профессиональную деятельность «без какого-либо доучивания», но и составить для себя перспективный план карьерного роста.
В рамках нашего исследования было выявлено, что оптимальным вектор профессионального развития студента и карьерного роста, с учетом собственных особенностей, являетсякарьерограмма.
Карьерограмма—это «индивидуальный психологический инструмент управления профессиональным развитием специалиста, позволяющий ему сориентироваться в многочисленных направлениях современной трудовой жизни и выбрать, исходя из собственных особенностей, оптимальный вектор построения успешной карьеры» [5]. Отметим, что типовых форм карьерограмм специалистов нет, тем более нет типовой формы карьерограммы будущего специалиста, на стадии его обучения профессии.
Для определения основных элементов карьеро-граммы нами был проведен анализ уже существующих карьерограмм, на основании которого создана, а затем и апробирована вариативная модель карьерограммы студента-выпускника, состоящая из логически связанных между собой блоков.
Первый блок — профессиональная цель. Это, прежде всего, желание студента как субъекта труда занимать определенную должность и как следствие —
его стремление к постоянному движению по карьерной лестнице.
Второй блок — место предполагаемой работы студентом.
Третий блок — карьерный инсайт, т.е. стимуляторы, сопутствующие развитию карьерного роста в зависимости от индивидуальных притязаний. К стимуляторам мы предлагаем отнести: желание работать с полной отдачей энергии и сил, стремление к высокому уровню жизни и к признанию, вероятность материального и морального поощрения, продвижения по службе, стабильность в личной жизни, позитивный пример успешного коллеги, высокие моральные качества, преданность организации, избегание кризисных ситуаций и неудач в профессии.
Четвертый блок — карьерные деструкторы успешного построения карьеры. К таким блокаторам мы отнесли: отсутствие у субъекта труда жизненных планов и трудовой мотивации; низкая профессиональная и карьерная мобильность; нежелание к самореализации, асоциальность, пассивность, лень, конфликтность, дистанцированность от окружающих, перфекционизм, непорядочность, переоценка собственных сил, завышенные ожидания — претензии и амбиции, принцип «юношеского максимализма», эмоциональное выгорание, общая вялость, аморфность [5].
Кризисные этапы карьеры — это пятый блок карьерограммы. Считаем, что студенты, еще на стадии освоения профессией, должны знать о предстоящих кризисных этапах, возникающих в профессиональной деятельности. К основным кризисным периодам в профессии мы относим, прежде всего: кризис молодого специалиста; кризис середины карьеры; кризис завершения трудовой деятельности.
Характеристика труда и человека труда в профессии— шестой блок, где изложены требования к образованию специалиста, содержание профессиональной деятельности, профессиональные характеристики.
В результате построения карьерограммы студенты оценивают свои профессиональные компетенции и индивидуально-психические характеристики, а также уровни профессиональной компетентности [5]. Данная оценка производится студентом на основе составленной им персонограммы, которая представляет собой уточненный ранговый список профессионально важных качеств и практико-ори-
ентированных компетенций специалиста, отраженных в профессиограмме специалиста и расставленных по степени их развития у конкретного человека. Основными профессионально важными качествами являются: мотивационная направленность на трудовую деятельность, профессиональные притязания и стремления, профессиональная самореализация, профессиональные способности.
Блок вариативной модели карьерограммы — путь личностного профессионального роста. Этот блок включает подструктуры личности профессионала, акмеологические инварианты профессионализма, программу образования и самообразования [6, с. 209—212].
Блок начало карьеры — восьмой — отражает «первые шаги» ее построения. В настоящее время в научных кругах ведется полемика по поводу начала построения карьеры. В ходе исследования нами было установлено, что погружение студента на ранней стадии, еще на этапе вузовской подготовки позволяет ему определить соответствие своего уровня профессиональной компетентности требованиям, предъявляемым к специалисту профессией, и наметить для себя перспективы карьерного роста. Также нами были определены стадии погружения студента в профессию и психолого-организационные механизмы, сопутствующие построению студентами успешной карьеры.
Первая стадия — адаптация— характеризуется приспособлением, привыканием студентов к профессиональной деятельности и задачам профессионального образования. На этой стадии студенты впервые знакомятся с азами своей профессией, изучают требования к профессии и пути продвижения по карьерной лестнице через освоение профессио-граммы при прохождении учебной практики. Про-фессиограмма как компетентностно-развивающая модель является психолого-организационным механизмом данного блока и состоит из трудограммы, психограммы и профессиональной компетентности. Она служит ориентиром для определения состава профессиональных компетенций, которые необходимы для успешной карьеры.
На второй стадии — содержательной — студенты уже готовы к изменениям себя как субъектов труда. При прохождении производственной практики в результате профессиональной деятельности студенты обращаются к анализу своих собственных ресурсов. Психолого-организационной основой
данного блока является акмеограмма как вектор развития специалиста и пути достижения карьерных вершин профессионального мастерства.
Третья стадия — деятельно стная — это стадия, связанная с реальной производственной деятельностью и включением студентов в процесс собственного личностно-профессионального становления и саморазвития, что позволяет им во время стажерской, преддипломной практики активно продвигаться в овладении профессией, к профессиональному мастерству. Именно на данной стадии ведется построение картерограммы.
Таким образом, считаем, что на последнем курсе во время стажерской, преддипломной практики начинается построение студентом успешной карьеры как субъектом труда.
Построение карьерограммы — это процесс индивидуальный и творческий. Однако, сам студент без оказания психолого-педагогической помощи и консультации профессионала не в состоянии построить карьерограмму. Психолого-педагогическое и тью-торское сопровождение студентов во время прохождения учебной, производственной и преддипломной практик позволит им еще на этапе вузовской подготовки сориентироваться в своей будущей профессии и построить собственную траекторию карьерного роста и самореализации [5].
Таким образом, согласно эмпирическим данным нашего исследования психолого-организационными механизмами, обеспечивающими карьерную готовность выпускника вуза, на стадии освоения им профессией, выступают: профессиограмма, акмеограмма, а также капьерограмма.
Литература
1. Киселева Е.В. Планирование и развитие карьеры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Вологда: Легия, 2010.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.
3. Михайлова Г.Б. Понятие карьеры в психологической науке // Психологические проблемы профессиональной деятельности кадров госслужбы: психологические чтения. М.: Изд-во РАГС, 1997.
4. Солянкина Л.Е. Профессиональная компетентность специалиста как практико-ориентированный конструкт: психолого-акмеологический аспект: Мо-ногр. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010.
5. Солянкина Л.Е. Психолого-акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде: Дисс. ... д-ра психол. наук. Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2011.
6. Солянкина Л.Е. Акмеограмма, как информационно-психологическая программа развития и стимулирования профессиональных и личностных акме бакалавра // Известие Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (267).
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. на 2017 г.). М.: Эксмо, 2017.
References
1. Kiseleva E.V. Planirovanie i razvitie karery: uc-hebnoe posobie dlia studentov vysshikh uchebnykh za-vedenii. Vologda: Legiia, 2010.
2. Markova A.K. Psikhologiia professionalizma. M.: Znanie, 1996.
3. Mikhailova G.B. Poniatie karery v psikhologic-heskoi nauke // Psikhologicheskie problemy professio-nalnoi deiatelnosti kadrov gossluzhby: psikhologicheskie chteniia. M.: Izd-vo RAGS, 1997.
4. Soliankina L.E. Professionalnaia kompetentnost spetsialista kak praktiko-orientirovannyi konstrukt: psikhologo-akmeologicheskii aspekt: Monogr. Tambov: Izd-vo TGU im. G.R. Derzhavina, 2010.
5. Soliankina L.E. Psikhologo-akmeologicheskaia kontseptsiia razvitiia professionalnoi kompetentnosti spetsialista v praktiko-orientirovannoi obrazovatelnoi srede: Diss. ... d-ra psikhol. nauk. Tambov: Tambovskii gosudarstvennyi universitet im. G.R. Derzhavina, 2011.
6. Soliankina L.E. Akmeogramma, kak informat-sionno-psikhologicheskaia programma razvitiia i stimuli-rovaniia professionalnykh i lichnostnykh akme bakalav-ra // Izvestie Voronezhskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta. 2015. № 2 (267).
7. Federalnyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» (s izm. na 2017 g.). M.: Eksmo, 2017.
Психология
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ
Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» / [В.Л. Цветков и др.]; под ред. И.А. Калиниченко. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 207 с.
I. Цветков Вячеслав Лазаревич.
II. Калиниченко Игорь Александрович, ред.
Рассматриваются проблемы психологии профессиональной деятельности для сотрудников полиции. Даются психологическая характеристика следственной деятельности, профессиографическое описание деятельности участкового уполномоченного полиции.
Анализируются психологические особенности предварительного расследования. Уделяется внимание криминальной психологии и особенностям судопроизводства по уголовным делам. Самостоятельная глава посвящена судебно-психологической экспертизе.
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru