Научная статья на тему 'Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников: учёт их возрастных и индивидуальных различий'

Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников: учёт их возрастных и индивидуальных различий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ / АДАПТАЦИЯ / КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямбург Евгений Александрович

Деятельность специалистов в работе с ребёнком на этапах начальной, средней, старшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supporting service for students with regard to their age and individual differences

The activities of professionals working with the child in primary, secondary, high school.

Текст научной работы на тему «Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников: учёт их возрастных и индивидуальных различий»

ЕЧШМкл

Для оптимального развития ребёнка необходимо соответствие средств, методов, условий воспитания и обучения состоянию морфологической зрелости физиологических систем, лежащих в основе психических функций. Специалисты, участвующие в сопровождении, должны постоянно об этом думать, чтобы требования к ребёнку соответствовали его возможностям.

О

Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников: учёт их возрастных и индивидуальных различий

Евгений Александрович Ямбург,

директор Центра образования № 109 г. Москвы, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук

• психолого-медико-педагогический консилиум • адаптация • коррекционные задания

• психологическое развитие • индивидуализация работы

В начальной школе

Первый год обучения для большинства первоклассников становится тяжелейшим стрессогенным фактором: это большое напряжение всех функциональных систем организма, которые к 6,5 — 7 годам ещё недостаточно сформированы.

Продолжается активное созревание анатомо-физиологических структур, нейрофизиологических механизмов, психических процессов. Ребёнок ещё сохраняет черты дошкольника.

Обязанность идти в школу меняет привычную жизнь ребёнка, особенно, если он до школы не посещал детский сад. Появляются понятия «надо», «должен» и т.п., меняется социальный статус ребёнка, выдвигаются новые требования и обязанности. Приходится вступать во взаимоотношения с незнакомыми сверстниками (даже если не хочется) и взрослыми, считаться с желанием других (порой вопреки собственным). Это требует большого эмоционального и психического напряжения.

На смену привычной игровой деятельности приходит учебная деятельность, требующая от ребёнка значительной умственной нагрузки, волевых усилий и, конечно, физической выносливости. Дети соматически ослабленные, с недостатками анализаторов (слуха, зрения, моторики), с неокрепшей нервной системой испытывают трудности с первых дней занятий. Они быстро истощаются, не успевают за темпом деятельности, начинают волноваться. Психофизиологи констатируют высокий уровень напряжения сердечно-сосудистой системы. Ребёнок хочет что-то выполнить, но ещё не может. В результате неудач появляется тревожность, а иногда нежелание идти в школу. Вот почему главный акцент при сопровождении младших школьников должен делаться на личностно ориентированный подход к ним и знание реальных возможностей ребёнка в любом виде деятельности (учебной, трудовой, игровой).

Именно поэтому сопровождение детей непосредственно в начальной школе начинается в нашем Центре образования (ЦО) с этапа приёма детей и комплектования первых классов. Оно проводится в два этапа: на первом распределяются по классам дети из детского сада ЦО (обсуждение проводится специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) детского сада и начальной школы), на втором с 1 апреля текущего года — все остальные дети на основе предъявления документов.

При комплектовании классов учитываются результаты собеседований с детьми специалистами ПМПк. После приёма документов и зачисления ребёнка в школу проводится собеседование с детьми в присутствии родителей для выявления стартовых возможностей ребёнка на момент поступления его в школу (запас представлений об окружающем мире, уровне речевого развития и обучаемости, коммуникабельность ребёнка). В беседе с родителями выясняют личностные и индивидуальные особенности, с учётом которых подбирают учителя.

При комплектовании классов особо учитываются дети с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП), со снижением работы анализаторов, с явлениями раннего детского аутизма, психосоматическими заболеваниями. При распределении детей по классам применяется также гендерный подход.

Следующий этап сопровождения детей в начальной школе начинается с первых дней обучения. Специалисты проводят педагогическое, логопедическое и психологическое обследование всех детей, и прежде всего тех, которые до школы не посещали дошкольные учреждения или посещали другой детский сад (не входящий в ЦО № 109).

Педагогическое изучение детей может осуществляться непосредственно на уроках с включением в структуру урока специальных заданий диагностического характера и индивидуально.

Так, в первый день знакомства с первоклассниками можно провести один-два урока комбинированного характера, в которые вклю-

Е.А. Ямбург. Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников: учёт их возрастных и индивидуальных различий

чаются вопросы и задания, позволяющие получить о ребёнке необходимые сведения.

Учитель знакомится с детьми, просит их назвать своё имя, фамилию, имя и отчество мамы, папы и других членов семьи (братьев, сестёр). Затем спрашивает, чем занимаются, кем и где работают родители, кто в семье самый старший, младший по возрасту, просит сосчитать, сколько человек в семье.

Учитель раздаёт детям разрезную азбуку и просит составить слова: МАМА, ПАПА. Затем учитель просит «перерисовать» на розданных им листах слова, написанные на доске (мама шьёт); просит назвать домашний адрес и рассказать, как они едут в школу (на каком виде транспорта).

Учитель спрашивает, что нужно взять ученикам с собой, когда они идут в школу, выясняет, знают ли дети, что все эти принадлежности называются «учебные вещи» (знание родовых обозначений).

Учитель вывешивает плакат с изображением различных предметов, относящихся к разным родовым категориям, и просит назвать только учебные вещи (способность проводить зрительный анализ и выделять родовые группы).

Отгадывание загадок про учебные вещи: «Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а рассказывает», «Грамоты не знаю, а весь век пишу» (понимание смысла загадок).

После отгадывания детьми загадок учитель проверяет, как они их запомнили: учитель начинает загадку, а дети продолжают (особенности запоминания).

Игра: учитель выставляет ряд предметов (книга, тетрадь, ручка, карандаш, пенал). Вызывает поочерёдно детей, показывает предметы, затем ребёнок отворачивается, а учитель меняет расположение предметов, заменяет их другими. Ребёнок должен сказать, какие изменения произошли (зрительная память, эмоциональная реакция на успех или неудачу; реакция на отношение детей к его результатам).

Учитель обращает внимание на готовность детей к сотрудничеству, желание и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; наличие и стойкость интересов к тем или иным видам деятельности (желание учиться, отношение к школе). Выявляется объём знаний и представлений об окружающем мире; сформированность связной речи, простейший звуко-буквенный анализ, владение элементарными счётными операциями, представлениями о пространстве, времени. Учитель обращает внимание на характер волевых процессов, на произвольность внимания, памяти (ребёнок слушает и слышит, смотрит и видит, воспроизводит осмысленно материал и др.), на развитие словесно-логического мышления (умение делать обобщение, рассуждать, делать выводы и т.д.). Отмечает наличие познавательной активности, любознательности, интереса к знаниям.

Логопедическое изучение начинается, как правило, с посещения логопедом уроков в классе и выявления учащихся с речевыми нарушениями, после чего с каждым из них проводится углублённое логопедическое обследование. Логопед в индивидуальном обследовании уточняет состояние фонематического слуха, умение дифференцировать звуки речи, понимание речи (понимание сложных речевых инструкций, сложного текста), звукопроизношения, словарный запас, сформированность грамматического строя речи. Это важно установить, чтобы предупредить трудности при овладении грамотным письмом и чтением.

Психологическое изучение начинается с обследования тех детей, которые вызывают вопросы и волнения у учителя. Это может касаться трудностей понимания ребёнком предлагаемого учебного материала; быстрого забывания; повышенной отвлекаемости; низкой работоспособности; трудностей в общении с одноклассниками и т.д. Задача психолога — понять причины проблем ребёнка.

Если у ребёнка низкий уровень мыслительной деятельности, к работе подключается дефектолог. Проводятся специальные коррекци-онно-развивающие занятия. В особо сложных случаях необходима консультация специалистов окружной психолого-медико-педагогической комиссии.

На этом этапе сопровождения параллельно с изучением учащихся первых классов ведётся изучение учащихся 2-4-х классов. Выявляются изменения за время летних каникул (какой стала учебная мотивация, как строятся отношения с одноклассниками, адекватна ли самооценка и т.д.). Особое внимание уделяется учащимся классов компенсирующего обучения (ККО).

На первом заседании ПМПк в конце сентября обсуждаются вопросы адаптации детей, которые первый раз пришли в эту школу (первоклассники и дети, поступившие в разные классы из других школ). Намечается план согласованных действий по оказанию помощи детям и их родителям. Предлагается вести дневник наблюдений для отслеживания результативности работы с детьми с особыми трудностями.

По результатам успеваемости учащихся в первой четверти и материалов более углублённого изучения детей специалисты ПМПк принимают решение о дальнейших наиболее целесообразных формах и методах обучения (в классе, индивидуально, в специализированных центрах округа и т.д.).

Силами специалистов (психолог, дефектолог, логопед) разрабатывается индивидуальная программа развития (ИПР), которая обсуждается с учителем. В этой ИПР в порядке первоочередной значимости указываются основные направления работы, которые нужны именно данному ребёнку (параллельно развиваются и другие качества).

Е.А. Ямбург. Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников: учёт их возрастных и индивидуальных различий

Учителя «вплетают» в традиционные приёмы работы различные кор-рекционные задания. Например, чрезвычайно эффективными для тренировки внимания оказались «пятиминутки», которые стали использоваться учителями во всех классах. Их содержание зависит от цели, возраста, психофизического состояния детей, от характера деятельности на уроке.

Так, на уроке математики, когда учитель замечает, что дети устали от умственной нагрузки, им предлагают «поиграть». Раздаются бланки с изображением различных предметов (в основе задания психологическая методика «Корректурные пробы») и предлагается вычеркнуть или подчеркнуть определённый предмет; либо вычеркнуть один предмет и подчеркнуть другой. Задание формирует такие качества внимания, как концентрация, распределённость, объём, вырабатывает темп деятельности, особенно, если в работу вводится соревновательный элемент.

На уроке русского языка можно предложить для аналогичной работы вычёркивать нечётные числа или одновременно подсчитывать кружки и треугольники (в основе психологическая методика Т.Е. Рыбакова).

На уроке физической культуры можно предложить повторять движения, которые показывает учитель, в убыстряющемся темпе и не повторять «запрещённые» движения.

На уроке рисования в предложенном бланке раскрасить все изображения яблок красным карандашом, а сливы — синим и т.д.

Важно, чтобы усилия учителей, психологов и других специалистов и родителей были согласованными и учитывали не только содержание, объём, эмоциональную насыщенность материала, но и состояние ребёнка на данном временном этапе работы (не перегружать его после болезни, в конфликтных ситуациях в школе или в семье).

За выполнение индивидуальной программы развития отвечает учитель класса и председатель ПМПк. В течение учебного года проводятся повторные обследования детей специалистами ПМПк для выявления динамики развития детей и корректировки индивидуальной программы развития. Например, ребёнок стал критичнее относиться к себе, стал правильнее реагировать на успехи одноклассников и т.п. Значит, теперь больше времени нужно будет уделять формированию у него тех качеств, которые тоже отмечены в индивидуальной программе развития (обучению приёмам осмысленного запоминания, развитию пространственного восприятия, обогащению словарного запаса).

В психолого-медико-педагогическом сопровождении учащихся в начальной школе ведущую роль играют учитель класса, психолог, де-фектолог. Особенно важно их мнение о ребёнке при переходе его на новый этап обучения — в основную школу.

В основной школе

Переход ребёнка в пятый класс на новую ступень обучения в школе совпадает и с новым периодом психофизиологического развития его организма — подростковым возрастом (10—15 лет). И то, и другое становится серьёзным испытанием как для самого ребёнка, так и для его окружения.

Специалисты ПМПк, осуществляющие сопровождение, большое значение придают самой процедуре подготовки к переходу учащихся в основную школу.

Работа начинается уже в феврале. Психолог или дефектолог основной школы сначала беседуют с учителями о каждом ученике, знакомятся с материалами дневников наблюдений, письменными работами, рисунками учащихся, особое внимание уделяется детям с теми или иными проблемами в обучении, общении, личностными особенностями: их наблюдают непосредственно на уроках. После этого дефектолог проводит индивидуальное собеседование для уточнения знаний, учебной мотивации, интересов, самооценки, отношения к сверстникам, наличия социально-эмоциональных проблем.

Результаты обязательно обсуждаются с учителем начальной школы и родителями.

В тех случаях, когда трудности в обучении не преодолены либо появились новые проблемы, родителям предлагают обучение ребёнка в классе компенсирующего обучения (ККО), обосновывая свои рекомендации. Очень важно чтобы родители понимали, что это полезно для их ребёнка. Только при их согласии ребёнок может быть переведён в этот класс.

Для родителей, чьи дети будут продолжать обучение в классе компенсирующего обучения, в конце учебного года проводятся собрания. К этому времени уже определён классный руководитель из числа наиболее опытных учителей, который знакомится с родителями.

В дальнейшем к работе по сопровождению пятиклассников в классе компенсирующего обучения, особенно в период их адаптации, привлекаются все учителя, преподающие в этом классе.

В конце сентября на ПМПк обсуждаются первые впечатления учителей-предметников, классного руководителя и медицинского работника о том, как складываются отношения с детьми, как привыкают они к учителям, какие появляются трудности в обучении и какая сопровождающая дополнительная помощь им нужна.

После углублённого психолого-дефектологического обследования для каждого ученика класса компенсирующего обучения разрабатывается индивидуальная программа развития, предусматривающая одновременно и профилактику появления нежелательных качеств личности, нарушений поведения.

Е.А. Ямбург. Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников: учёт их возрастных и индивидуальных различий

Продолжается сопровождение учащихся и остальных классов компенсирующего обучения, которые есть в каждой параллели основной и старшей школы. Не реже трёх раз в учебном году (после первой четверти, после зимних каникул, в конце третьей четверти), а также по мере необходимости (по запросам учителей, родителей) детей обследуют специалисты ПМПк для оказания дополнительной помощи и внесения корректив в индивидуальные программы развития.

Особое внимание специалисты уделяют учителям-предметникам, работающим в классе компенсирующего обучения: им рассказывают об индивидуальных особенностях и возможностях каждого ребёнка, о том, какой педагогический подход наиболее целесообразен и какие приёмы на уроке могут помочь в усвоении учебного материала.

В основной и старшей школе психолого-медико-педагогическое сопровождение осуществляет единый ПМПк. Специфика лишь в том, что на этапе обучения детей в 5-9-х классе ведущими по оказанию помощи наряду с учителем являются дефектолог и психолог, а в 10 — 11-х классах акцент смещается на помощь психолога и социального педагога.

Подчеркнём, что в Центре образования за долгие десятилетия сложилась традиция, при которой сопровождение стало взаимодоверительным взаимодействием, построенном на уважении взрослых и детей. Ребёнок доверяет взрослому (учителю, психологу, дефек-тологу, родителям); взрослые пытаются понять проблему и доверяют друг другу при оказании помощи детям.

Вот почему, когда учителя волнует неуспеваемость ребёнка, он ему говорит: «Пойдём посоветуемся со специалистом», а специалист, встречая ребёнка, всегда приветливо говорит: «Давай вместе постараемся понять, что надо сделать, чтобы тебе стало легче учиться». Ребёнок должен поверить, что вы — его союзник. Поэтому рекомендуем индивидуальное психолого-педагогическое обследование в основной и старшей школе проводить с учётом следующего:

• Все дети должны знать, что существует такой порядок в школе: со всеми учениками в течение года должны познакомиться специалисты. Последовательность «знакомства» произвольная. В этом случае дети не будут удивляться, что кого-то пригласили к специалистам. Родители ещё при зачислении в школу ребёнка подписывали договор о согласии на консультирование.

• Нельзя для обследования брать ребёнка во время урока.

• Процедура психолого-педагогического обследования не должна напоминать экзамен по проверке знаний.

• Нельзя начинать работу с ребёнком с того материала, который им не усвоен или заведомо труден.

• Материал для обследования должен быть интересным, не напоминать учебные задания.

• Чередовать лёгкие и трудные задания, чтобы избежать утомления или неуспешности.

• Поощрять малейшие успехи ребёнка.

В старшей школе

Когда речь идёт об учениках 9-11-х классов, от специалистов требуется особая осторожность и деликатность при построении работы с ними. Обычно старшеклассники маскируют свои истинные трудности в обучении. Некоторые винят учителей, считая, что к ним необъективно относятся; иногда виноватыми оказываются их одноклассники; порой считают, что родители перегружают их домашними обязанностями.

Так как запрос от учителей поступает заранее, то целесообразно до обследования узнать мнение других учителей, работающих в этом классе, мнение педагогов дополнительного образования, а также родителей, если они просили консультацию.

В любом случае обследование должно строиться так, чтобы ученик поверил, что ему хотят помочь. Есть советы, которые он с интересом принимает. Например, ученик с трудностями в русском языке, а на дополнительные занятия не ходит, ссылаясь на то, что нет времени. И тогда специалист говорит: «Ну раз времени нет, давай попробуем с тобой сами преодолеть твои трудности. Ежедневно ты будешь в отдельной тетради писать по два-три предложения. Кто-то дома тебе их продиктует, а затем ты сначала сам проверишь, а затем сравнишь с тем, что в книге. В конце недели будешь приходить и показывать». Как правило, их радует видимая простота задания, и они постепенно втягиваются в работу.

Обучаем ребёнка, который жалуется на плохую память, как можно себе помочь.

Начиная наше взаимодействие с этих необидных для самолюбия и не отягощающих заданий, мы устанавливаем доверие, и тогда можно приступать к более углублённой психолого-педагогической диагностике. В некоторых случаях требуется помощь смежных специалистов из других учреждений.

В зависимости от запроса учителя или родителей эту диагностику может проводить либо психолог, либо дефектолог, либо тот и другой специалист, согласовывая в итоге свои рекомендации.

В тех случаях, когда в школе есть только один специалист, на него ложится большая ответственность, так как он должен обладать необходимыми междисциплинарными знаниями (дефектологически-

Е.А. Ямбург. Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников: учёт их возрастных и индивидуальных различий

ми, психологическими, нейропсихологическими), чтобы ответить на поставленные вопросы.

Многолетний опыт работы в ЦО подтверждает целесообразность использования приведённой ниже структуры психолого-педагогического обследования, которая может облегчить составление заключений, рекомендаций для коррекционно-развивающей работы. В образце заключения выделены лишь основные параметры, необходимые при оценке развития ребёнка. В нём общая, базовая часть (известная специалистам), обязательная при психолого-педагогической диагностике, дополняется материалами, полученными с учётом запроса. Специфика заключения видна в рекомендациях и направлениях индивидуальной работы с учащимся.

Заключение специалиста по результатам психолого-педагогической диагностики по запросу

Запрос учителя: исследовать познавательную сферу; выявить и обозначить проблемы, мешающие усвоению школьной программы «математического цикла».

Имя, фамилия: Павел К. Класс: 8-й

Дата обследования:

Ф.И.О. специалиста (дефектолога):

1. Поведение во время обследования, реакция на результаты работы.

2. Понимание инструкции и характер деятельности при выполнении заданий.

3. Обучаемость.

4. Мелкая моторика.

5. Латеральные предпочтения.

6. Особенности речевой деятельности.

7. Особенности восприятия.

8. Особенности внимания.

9. Особенности памяти.

10. Особенности мышления.

11. Сформированность учебных навыков.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Для более точного установления основных причин сложностей при усвоении школьной программы «математического цикла», профилактики возможных сложностей при усвоении школьной программы «гуманитарного цикла» и определения максимально эффективного развивающего обучения необходимо дополнить имеющиеся дефектологические данные результатами квалифицированных обследований специалистами смежных профессий и придерживаться принципа комплексного подхода на протяжении всего периода сопровождения ученика.

В связи с вышесказанным рекомендованы: консультация психолога; консультация логопеда; коррекционно-развивающие занятия с дефек-тологом, развивающие логику, формирующие разные виды мыслительных операций и стамовления «математического типа мышления».

Основные направления индивидуальной работы:

1. Познавательная сфера: коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие основных мыслительных процессов, способствующих, прежде всего, улучшению усвоения школьной программы «математического цикла» (тщательный анализ ситуации задачи и выделение её структурных элементов в текстах различной конструкции; использование синтеза при установлении взаимосвязи между имеющимися и искомыми данными; обобщения при использовании способа дедуктивного доказательства); повышение продуктивности основных звеньев мыслительной деятельности; формирование умения устанавливать ассоциативные связи и способности к абстрагированию; развитие умений работать с данными, представленными в виде слов и символов, планировать свою деятельность и осуществлять своевременный самоконтроль за её результатами; развитие «чувствительности к существенным признакам» при решении задач «математического цикла, повышение уровня теоретического мышления; формирование умения равномерно распределять объём общей нагрузки как профилактика возможной интеллектуальной истощаемости; формирование произвольности памяти, внимания и восприятия.

2. Речевая сфера: коррекционно-развивающая работа, направленная на устранение слов-эмболов и элементов резонёрства при решении задач повышенного уровня сложности; улучшение темпо-ритмических и мелодических характеристик речи; формирование развёрнутости речевого высказывания на письме; уменьшение количества ошибок при выполнении заданий грамматического характера в устной и письменной речи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Эмоционально-волевая сфера: коррекционно-развивающая работа, формирование адекватной самооценки (на момент обследования завышена); повышение уровня мотивационной активности при выполнении заданий высокого уровня сложности.

4. Моторная сфера: коррекционно-развивающая работа, направленная на формирование всех видов мануального праксиса, синхронности и пластичности движений, мелкой моторики в целом, улучшение уровня координации движений в системе «глаз-рука».

Социальный педагог

Он входит в состав ПМПк основной и старшей школы и оказывает помощь как «проблемным» в социальном отношении учащимся (сто-

Е.А. Ямбург. Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников: учёт их возрастных и индивидуальных различий

ят на учёте в УВД, курят, употребляют алкоголь, прогуливают занятия в школе), так и их родителям, опекунам.

Всех учащихся «группы риска» привлекают к участию в разнообразной досуговой деятельности: спортивных секциях, туризме, театральной студии, ювелирной и гончарной мастерской; особенно любят дети занятия иппотерапией.

Отметим, что наш Центр ещё 30 лет назад создавался как «Школа для всех» (это принцип, выдвинутый самим коллективом школы), в неё принимались все дети. Среди них оказывались и дети, которые сейчас обозначены как контингент для инклюзивного обучения: надо было, обучая, сглаживать (коррегировать) их особенности в развитии.

Учёными давно доказана положительная рель зоотерапии, в том числе и иппотерапии. Вот почему на базе ЦО проводятся специальные занятия по иппотерапии для учащихся, которым это в первую очередь необходимо, и для желающих.

Занятия проводятся во внеурочное время. Воспользоваться «общением» с лошадью бывает необходимо, когда у школьника надо снять отрицательное эмоциональное состояние, сильное возбуждение, агрессию. Опыт показал, что езда на лошади успокаивает ребёнка, и он может вернуться к учебной деятельности.

Понятно, что не в каждой школе есть условия для занятий иппотера-пией, хотя в мире накоплен большой опыт, свидетельствующий о её благотворном влиянии на детей. Называя этот локальный сегмент сопровождения, мы тем самым заостряем внимание читателей на важной роли педагогов дополнительного образования в команде учителей и специалистов, решающих общую задачу поддержки каждого ребёнка, имеющего особенности в развитии. Ещё раз подчеркнём основополагающие принципы долгосрочной стратегии школьной службы сопровождения: преемственность в работе и взаимодействие всех участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.