ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015
УДК 81.25+343.98 № 3 (6) / 2015, с. 76-82
ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДЕЛАМ О РЕЛИГИОЗНОМ ЭКСТРЕМИЗМЕ
А. В. Резепин
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация
В статье анализируются методы установления смыслового содержания отдельных понятий, используемых субъектами в плане разжигания религиозной вражды, средствами психолого-лингвистической экспертизы. Раскрываются предмет и задачи исследования.
Ключевые слова: религиозный экстремизм, психолого-лингвистическая экспертиза, смысловое содержание понятия «кяфир».
PSYCHOLOGICAL-AND-LINGUISTIC ANALYSIS OF COMMUNICATIVE ACTIVITY PRODUCTS IN RELIGIOUS EXTREMISM CASES
A. Rezepin
South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation
The article analyzes the methods of establishing the semantic content of the individual concepts used by the subjects in terms of incitement of religious hatred by means of psycholinguistic analysis; the scope and
objectives of the research are described.
Keywords: religious extremism, psychological-and-linguistic expertise, semantic content
of the notion «kafir»..
Развивающаяся современная политическая ситуация указывает на необходимость учета новых угроз, приобретающих роль мощного политического инструмента как внешнего, так и внутреннего влияния на государство, общество и власть с целью дестабилизации ситуации, разрушения основ правопорядка. Речь идет о религиозном экстремизме, основой для которого может служить любое по национальному, экономическому или политическому укладу общество, противостоять которому не в состоянии, как показывает практика, выработанные веками культурно-исторические, национальные традиции и нормы.
В юридической практике противодействия экстремизму, в том числе и религиозному, основным и, как правило, единственным средством доказывания является психологолингвистическая экспертиза, исследующая материалы, содержащие продукты речевой
деятельности. Комплексный подход к исследованию такого рода материалов оправдан тем, что смысловое содержание речи (текста) подразумевает не только установление его значения, но и выделение его побудительных характеристик: целей, мотивов, средств, потребностей.
В основе религиозного экстремизма зачастую лежат идеи, основанные на современной интерпретации авторитетных религиозных источников, таких как Библия, Коран, Сунна. Авторы таких идей ничуть не стесняются трактовать священные источники, ставя себя в один ряд с Богом и приходя посредством манипуляций смыслом к необходимым им выводам, которые имеют чисто политическое, а не религиозное значение. Цели религиозного экстремизма в конечном счете направлены на приобретение экономической или политической власти. То есть идеи праведности, справедливости, рели-
76
А. В. РЕЗЕПИН
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ПРАВОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
гиозного просвещения, личностного роста, исполнения религиозных заповедей или традиций, спасения души в итоге ведут либо к антагонизму с обществом, государством и построению нового, к примеру исламского государства (ИГИЛ), либо к антагонизму с представителями иных религиозных конфессий и использованию адептов религиозной организации в качестве средства обогащения, влияния, пропаганды и т. п.
Еще одной особенностью религиозного экстремизма является четкое разделение людей на праведных и вероотступников, общество, живущее по справедливым законам Божьим, и общество, живущее по иным несправедливым законам. При этом такое разделение не ограничивается только одной идеей или знанием об этом. Праведному носителю религиозных идей вменяется в обязанность распространять праведные идеи, всячески способствовать установлению справедливых законов, физически устранять представителей иных религиозных взглядов, вести вооруженную борьбу с правоохранительными органами и государствами, где господствуют иные религиозные убеждения. И все это для верующего человека является богоугодным делом, ведущим в рай.
Современному цивилизованному человеку трудно понять действия молодых людей, отправляющихся в Сирию воевать за новое исламское государство ИГИЛ, убивающих самым циничным образом представителей иных религиозных взглядов, уничтожающих культурное наследие и исторические памятники. Но все, что они делают, является следствием совершенно конкретных идей и понятий, выведенных из Корана и Сунны, что делает их для верующего человека истиной, обязательной к исполнению.
Да, такого рода идеи являются предметом религиозного дискурса. В судебном заседании защитой в плане реализации своей тактики зачастую предлагается оценить содержание авторитетных религиозных источников. К примеру, субъект в высказывании употреблял понятие джихад, а на судебном заседании заявляет, что он не имел в виду вооруженную борьбу с иноверцами, а призывал к борьбе с личностными пороками. При этом защитой демонстрируется определение джихада с точки зрения религии ислам. Таким образом, суду предлагают разобраться в вопросах религиозного характера, что изначально не имеет перспективы установить однозначное значение того или иного термина, а также дает возможность защите привлечь в качестве специалиста религиоведа, имеющего
схожие религиозные взгляды. К тому же, как показывает практика исследований текстов религиозных организаций, пропагандируемые ими идеи могут иметь совершенно различное и противоположное значение, при этом все они странным образом основаны на авторитетных религиозных источниках и содержат цитаты из священных писаний. Исключения не составляют и организации, признанные экстремистскими, террористическими на территории Российской Федерации.
Следует обратить внимание, что ключевым звеном религиозного экстремизма являются отдельные понятия, обозначающие врага для «истинно» верующего человека, которого он с легкостью может определить по характерным признакам и исполнить предписанные ему действия в отношении него. К примеру, цитата из Корана (Сура 9. Покаяние. Аят 5): «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожни-ков, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду», - содержит понятие (много-божники), прямо указывающее на врагов, и характеристику действий (убивайте, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду), обязательных к исполнению для мусульманина в отношении них. Мы не будем анализировать данный текст и указывать на то, что он приводится без контекста и в неполном объеме, что кардинально меняет его значение. Но именно так с помощью цитирования формируется идея экстремистского религиозного содержания и создается образ врага. Причем субъект религиозных экстремистских идей этот образ, к примеру многобожника, с легкостью может распространить на любые социальные, политические, религиозные, профессиональные категории граждан. Логика рассуждений очень проста:
христиане молятся в церкви у икон, на которых изображены разные святые, значит, они поклоняются идолам, у них много богов и они многобожники и их нужно убивать, как сказано в Коране;
у христиан Иисус является богом, а не пророком, и они верят в святую троицу, значит они вероотступники и многобожники -их нужно убивать, как сказано в Коране.
Это далеко не единственно возможные рассуждения с использованием понятий, которые являются ключевыми для религиозного экстремизма.
Таким образом, для установления наличия или отсутствия действий, направленных
А. В. РЕЗЕПИН
77
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015
на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии, а также действий по призыву к осуществлению экстремистской деятельности, в материалах, содержащих продукты речевой деятельности, необходимо выделить понятия религиозного содержания, обозначающие врага для верующего человека. В исламистских организациях часто используется понятие «кяфир» («кафир»). В таком случае при назначении психолого-лингвистической экспертизы уместно поставить перед экспертом вопрос: «Какое смысловое содержание вкладывает в понятие «кяфир» («кафир») субъект в контексте своих высказываний?».
С целью выработки понятийно-методологического аппарата и определения логической последовательности исследования по данному вопросу необходимо провести анализ понятия смыслового содержания.
Под смысловым содержанием в философском энциклопедическом словаре понимается: «содержание, которое вещь получает благодаря тому, что ей сообщается смысл, или благодаря тому, что раскрывается имманентный смысл вещи» [8]. Согласно тому же определению из философского энциклопедического словаря: «Смысловое содержание предполагает наличие «акта, сообщающего смысл», благодаря которому человек ставит эту вещь в связь со своим микрокосмосом» [8].
Исходя из этого ответ на вопрос о смысловом содержании понятия «кяфир» («кафир»), используемого субъектом в контексте коммуникативной ситуации, предполагает поиск и анализ высказываний, сообщающих, раскрывающих значение данного понятия. Разрешение поставленного вопроса также предполагает определение субъективного значения (смысла) понятия «кяфир» («кафир») с точки зрения определенного субъекта в контексте анализируемой коммуникативной ситуации. При этом необходимо отметить, что смысловое содержание понятия в контексте коммуникативной ситуации может складываться из нескольких значений. К примеру, значение понятия может:
1) обозначать объект;
2) указывать на стороны, черты, свойства объекта;
3) характеризовать отношение субъекта к объекту.
Энциклопедический словарь под редакцией А.А. Ивина дает возможность определить направление анализа текста (высказы-
ваний субъекта) для выделения элементов смыслового содержания интересующего понятия. Термин значение, трактуется этим словарем следующим образом: «Значение -содержание, обозначенное тем или иным языковым выражением - словом, предложением, знаком и т. п. Вопрос о значении языковых выражений исследуется лингвистикой, семиотикой и логической семантикой. Различают предметное, смысловое и экспрессивное значение языковых выражений... Объект, обозначаемый языковым выражением, называется денотатом (объемом, экстенсионалом) этого выражения. Считается, что каждое языковое выражение наряду с денотатом имеет еще и смысл - содержание выражения, которое усваивается в процессе его понимания. Смысл выражения служит для указания на его денотат, фиксируя определенные стороны, черты, свойства предметов, обозначаемых данным выражением. Языковое выражение обозначает свой денотат и выражает свой смысл. Разные выражения могут иметь один и тот же денотат, но различаться по своему смыслу. Выражение всегда имеет смысл, но иногда может не иметь денотата, например, слово «русалка» имеет смысл, но не имеет денотата: в действительности нет таких существ. В связи с выражениями повседневного языка иногда выделяют еще экспрессивное значение - эмоциональную оценку обозначаемых предметов с точки зрения определенного субъекта...» [6].
Таким образом, для определения субъективного смыслового содержания понятия «кяфир» необходимо:
1) определить предметное значение (что или кто обозначается этим понятием, а также границы, объем, обозначаемого объекта) с точки зрения определенного субъекта;
2) определить смысловое значение (стороны, черты, свойства, характеристики обозначаемого объекта) с точки зрения определенного субъекта;
3) определить экспрессивное значение (эмоциональную оценку обозначаемого объекта) с точки зрения определенного субъекта.
Для оценки степени субъективности смыслового содержания понятия «кяфир» («кафир») с точки зрения субъекта, эксперту необходимы общепринятые, официально опубликованные значения термина «кяфир» («кафир»). В качестве таковых использованы следующие определения:
Кафир [5] - кафир, м.; = кяфир Человек другой веры (у мусульман). Синонимы: неверный, немусульманин.
78
А. В. РЕЗЕПИН
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ПРАВОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
Кяфир [3] - неверный, неблагодарный, скрывающий, не признающий истины, не верующий в существование или единство Аллаха. Слово происходит от глагола «кафара» - покрывать, скрывать. Слово кяфир в узком смысле означает «скрывающий свое знание о Боге». Кяфирами называются люди, которые отказываются признавать существование, единство и атрибуты Аллаха, пророческую миссию Божьих посланников (или хотя бы одного пророка), существование ада и рая, воскресение после смерти и страшный суд. Смысл жизни они видят только в своем земном существовании. Помимо этих характеристик кяфиров, мусульманские правоведы считали кяфирами еще несколько категорий людей. Например, Абу Ханифа считал кяфирами тех людей, которые отрицали извечность Божественных атрибутов или считали их сотворенными во времени.
Другие правоведы считали, что пессимизм и отсутствие надежды на помощь Аллаха могут привести человека к неверию: «О сыны мои! Ступайте и разыскивайте Йусуфа и его брата и не теряйте надежды на милосердие Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (Коран, 12: 87). Согласно иджме, кяфирами являются и те люди, которые отрицают хотя бы один аят Корана или его повеления. Сознательный отказ от общепринятого метода чтения Корана, его сокращение или добавление в него каких-то новшеств также приводит человека к неверию. Неверием также является принятие повелений одной части Корана и отрицание другой его части: «Не станете же вы признавать одну часть Писания, а другую отвергать? Воздаянием тому, кто творит подобное, будет позор в этом мире, а в Судный день - самое жестокое наказание» (Коран, 2: 85) Согласно правовым положениям Ислама, неверием является отказ от признания греховными тех деяний, которые однозначно признаны таковыми в религии на основании достоверных доказательств из первоисточников. Речь идет о таких деяниях, как прелюбодеяние, азартные игры, употребление в пищу свинины, употребление алкоголя, дурманящих средств.
Кяфирами являются и те люди, которые считают разрешенным то, что запрещено; а также считают запрещенным то, что разрешено Аллахом. В суннитском Исламе греховные деяния мусульман не являются частью их веры. То есть совершение греха не выводит мусульманина из веры, если он не считает свой греховный поступок разрешенным с точки зрения религии. Аллах прощает грехи
всем раскаявшимся: «О, вы, которые уверовали! Обращайтесь к Аллаху с искренним раскаянием, быть может, ваш Господь простит вам ваши прегрешения...» (Коран, 66: 8). Аллах может простить грехи и нераскаявшимся мусульманам, если пожелает. Этим самым мусульманская ортодоксия отличается от таких сект, как хариджитская, которая считает совершение больших грехов частью веры мусульман и расценивает их совершение как неверие.
Учение суннитского правоверия отличается и от учения мутазилитов, которые считали, что существует некое промежуточное положение между верующими и неверующими (аль-манзиляту байн аль-манзилятайн). То есть грешные мусульмане (фасики) - не праведники (мумины), но и не неверующие (кяфиры). Следовательно, по их мнению, если грешные мусульмане не раскаются в своих грехах, то они будут в аду вечно. Однако сунниты отвергли и это положение, не признав существования «промежуточного» положения. Кяфиры упоминаются во многих аятах Корана, в которых повествуется об их душевном состоянии, характере и месте в этом и потустороннем мирах. Эти люди навлекли на себя гнев Аллаха и если они умирают в неверии, то будут подвержены вечным мучениям в аду.
Однако состояние неверия можно преодолеть путем принятия Ислама. В этом случае Аллах прощает все прошлые грехи человека и его неверие. Кяфиры всегда пытаются причинить вред мусульманам, но в конечном итоге вредят только себе. Обо всем этом повествуется в коранических аятах: «Они тщатся обмануть Аллаха и уверовавших, но обманывают только самих себя, не ведая [этого]. В их сердцах - порок. Да усугубит Аллах их порок! Им уготовано мучительное наказание за то, что они лгали. Когда же им говорят: «Не творите нечестия на земле!» - они отвечают: «Мы творим только добрые дела». Да будет тебе известно, что они-то и есть нечестивцы, но сами не ведают [того]. Когда же им говорят: «Уверуйте, подобно тому, как уверовали [другие] люди», - они отвечают: «Неужели мы уверуем, как уверовали глупцы?» Да будет тебе известно, что они-то и есть глупцы, но не ведают [об этом]. Когда они встречают уверовавших, то говорят: «Мы уверовали». Когда же остаются наедине со своими шайтанами, они говорят: «Воистину, мы - с вами, и, воистину, мы только смеемся [над верующими]». Аллах сам насмеется над ними и приумножит их самонадеянность, в которой они бредут вслепую. Они - те, которые ценой истинного пути
А. В. РЕЗЕПИН
79
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015
купили заблуждение. Но сделка не принесла им прибыли, и не причислены они к тем, кто ведом путем прямым» (Коран, 2: 9-16).
Неверные могут пользоваться благами кратковременного пребывания земной жизни, однако в вечной жизни они обречены на вечные адские муки. Об этом повествуется в кораническом аяте: «Неужели [неверные] надеются на явление чего-либо [иного], кроме ангелов или веления твоего Господа, [о Мухаммад]? Так же поступали и те, кто жил до них. Аллах не проявил несправедливости к ним, это сами они были несправедливы к себе. Их постигло возмездие за их злонравие, и они подверглись наказанию, которым они пренебрегали» (16: 33).
109-я сура Корана называется «Кяфи-рун». Она начинается с обращения к кяфи-рам. Эта сура была ниспослана в Мекке после суры «Маун» и состоит из 6 аятов.
Куфр [3] (от араб. - сокрытие) - в исламе неверие, отсутствие нравственного стержня, духовный вакуум, приводящий к саморазрушению личности и общества. Куфр означает рабство стереотипам и неспособность принять чудеса Бога. Согласно представлениям ислама, куфр - корень всех грехов - то, что делает человека кафиром (неверным).
Виды куфра: В исламском богословии различают великий и малый куфр. Великий куфр стирает предыдущие добрые поступки и выводит человека за пределы общины. Мусульманин, сделавшийся кафиром, становится муртадом (от него следует отличать фасика - нечестивца). Отступничество аннулируется, если мусульманин явился новоначальным, совершил запретное под пыткой или основываясь на ошибочном толковании Корана. Иногда кафирской может быть объявлена целая группа людей, при этом каждый конкретный её участник не может считаться кафиром. Следствия куфра: ширк - многобожие и идолопоклонство; нифак - лицемерие; джахилия - невежество, глупость; зульм -притеснение.
Кафиры [9] (от араб. Кафир) - неверный, неверующий), употреблявшееся соседними мусульманскими народами название немусульманского населения Нуристана (б. Кафиристан). См.: Нуристанцы.
Для полного развернутого ответа на поставленный перед экспертом вопрос с точки зрения предмета психологических знаний необходимо обратиться к основам общей психологии, где субъективная эмоциональная оценка объекта, о которой говорилось выше, однозначно связана с потребностями и мотивами субъекта. (Эмоции состояния, связанные с оценкой зна-
чимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта) [2]. С позиции психолога, экспрессивное значение, вкладываемое в понятие субъектом, используемое для обозначения объекта, обусловлено отношением объективных свойств объекта к потребностям субъекта, выраженном в форме непосредственного пристрастного переживания. Иначе говоря, субъект оценивает объект в конкретной ситуации с точки зрения потенциального удовлетворения или неудовлетворения своих потребностей. При этом эмоциональная оценка характеризует потенциальные мотивы действий субъекта в отношении объекта, которые в свою очередь выявляются посредством операционалистического метода. (Мотив (от лат. movere приводить в движение, толкать): 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно направленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности) [4]. Суть метода - основан на том, что «каждое понятие приобретает строгий смысл лишь в операциональном контексте, т. е. тогда, когда указана последовательность актуально (или потенциально) осуществимых операций (действий), фактическое выполнение которых (или мысленное его прослеживание) позволяет шаг за шагом выявить смысл этого понятия» (от авт.: Применение операционалистического метода встречается в работах неопозитивистов, напр. Фейгля, Айера и других, в философии общей семантики у А. Рапопорта, одна из работ которого называется «Операциональная философия» [1]. Особенное распространение находит О. в психологии. Операциональное определение понятий восприняли психологи различных бихевиористских школ (Скиннер (представитель теории обусловливания), Спенс и Кендлер (представители теории промежуточных терминов), Толмен и другие), провозгласившие основной задачей психологии описание, а не объяснение пси-хич. деятельности) [7].
80
А. В. РЕЗЕПИН
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ПРАВОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
Учитывая содержание вопроса и объекта исследования, применение операциона-листического метода обоснованно потому, что предметом исследования является не объективнаяреальность,аоперациисубъекта в процессе выработки той или иной идеи, понятия «кяфир» («кафир»). В связи с этим в качестве одной из характеристик субъективного смыслового содержания понятия «кяфир» («кафир») необходимо выделить действия предлагаемые, одобряемые субъектом в отношении объекта, обозначенного этим понятием.
Исходя из проведенного анализа научной литературы задачами исследования становятся:
1) поиск в тексте представленных материалов высказываний субъекта, содержащих и сообщающих, раскрывающих значение понятия «кяфир» («кафир»);
2) определение предметного значения понятия «кяфир» (что или кто обозначается этим понятием, а также границы, объем, обозначаемого объекта) с точки зрения определенного субъекта;
3) определение смыслового значения понятия «кяфир» (стороны, черты, свойства характеристики обозначаемого объекта) с точки зрения определенного субъекта;
4) определение экспрессивного значения понятия «кяфир» (эмоциональная оценка обозначаемого объекта) с точки зрения определенного субъекта;
5) выделение и описание действий предлагаемых, одобряемых субъектом в отношении объекта, обозначенного понятием «кяфир»;
6) формулирование синтезирующего вывода в качестве ответа на поставленный вопрос.
В соответствии с задачами исследования из представленных на исследование материалов выделяются и подвергаются анализу фрагменты, содержащие, сообщающие, раскрывающие значение понятия «кяфир» («кафир»).
В качестве примера возможных выводов, ответа на вопрос: «Какое смысловое содержание вкладывает в понятие «кяфир» («кафир») в контексте своих высказываний?», можно привести следующие:
Смысловое содержание понятия «кяфир» («кафир») в контексте высказываний субъекта определяется следующим образом:
1. Субъект определяет понятие «кяфир», отождествляя его значение с понятиями: солдаты, иудеи, христиане, мушрики, язычники, многобожники, буддисты, курайшиты, мунафики, шииты, американцы, сотрудники правоохранительных органов.
2. Общее смысловое значение понятия «кяфир» в контексте высказываний субъекта имеет сугубо субъективный (не соответствующий существующему общепринятому значению) и религиозный характер. Содержание понятия основано на приписывании субъектам - «кяфирам» (социальным и религиозным группам) - враждебных действий и опасных намерений по отношению к исламу.
3. Понятие «кяфиры» в контексте высказываний субъекта является оскорблением, унижением религиозных чувств верующих (иудеев, христиан, буддистов, шиитов), формирующим негативный стереотип, отрицательный образ немусульман и неисламских религий, а также религиозных взглядов, отличных от убеждений субъекта.
4. Границы понятия «кяфир» в контексте высказываний субъекта обозначаются варьирующимися характеристиками истинности веры, праведности мусульманина, основными из которых являются требования «вступления на путь Аллаха», переселения на землю ислама, следования законам шариата и ведения джихада ради построения исламского государства. Варьирование границ понятия «кяфир» в контексте высказываний субъекта указывает на манипуляции, которые позволяют сформировать ему образ врага из любой социальной категории или группы.
5. Субъект объясняет бедствия и неблагополучие мусульман в прошлом, настоящем, будущем существованием и целенаправленной деятельностью «кяфиров» (солдат, иудеев, христиан, мушриков, язычников, многобожников, буддистов, курайшитов, му-нафиков, шиитов, американцев, сотрудников правоохранительных органов). При этом смысловое содержание понятия «кяфир» в контексте высказываний субъекта соответствует описанию человека неверного (неправедного), совершившего вероотступничество, не исполняющего законы Аллаха (шариата), врага ислама, захватчика, оккупанта, убийцы мусульман, двуличного, злонамеренного, притворяющегося в добродетельности, доброте, чистосердечности.
6. Субъект, раскрывая смысловое содержание понятия «кяфир», формирует образ врага и описывает реальность как противостояние и войну между мусульманами и «кяфирами», салафитами (праведными мусульманами) и суфиями (официальными представителями духовного управления мусульман России), ваххабитами и «ФСБшни-ками», суннитами и шиитами, миром неверия (куфр, кяфирский) и миром мусульман, что
А. В. РЕЗЕПИН
81
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015
формирует идеи о полярной противоположности и несовместимости интересов одной религиозной группы с интересами других религиозных, социальных групп.
7. Смысл понятия «кяфир» раскрывается субъектом в противопоставлении социальных стереотипов. Для «кяфиров» истинный мусульманин, стремящийся получить довольство Аллаха, совершающий джихад ради создания всемирного исламского государства и установления законов шариата (Аллаха), является террористом, вахабитом, исламистом, радикальным мусульманином (к их числу субъект относит себя и собеседников). Для «истинных мусульман» же убить «кяфира», совершать джихад в контексте высказываний субъекта означает совершать добро и следовать «путем Аллаха», что является по-
ощрением, оправданием геноцида в отношении представителей иных неисламских религий и конкретных социальных групп (солдат, иудеев, христиан, мушриков, язычников, многобожников, буддистов, курайшитов, мунафиков, шиитов, американцев, сотрудников правоохранительных органов).
8. Смысловое содержание понятия «кяфиры» субъект в контексте своих высказываний связывает с действием в отношении «кяфиров», а именно их убийством, нанесением им вреда, считая обязанностью всех мусульман освободить путем джихада от них («кяфиров») всю землю, что означает побуждение к действиям, приносящим вред, или к насильственным действиям в отношении религиозных или социальных групп, именуемых субъектом «кяфирами».
Примечания
1. Rapoport A. Operational philosophy; integrating knowledge and action. - 1953. - № V
2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - М., 1998. - 589 с.
3. Исламский энциклопедический словарь А. Али-заде. - Ансар, 2007.
4. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко / под ред. А. В. Петровского, М. Г Ярошевского. - Ростов-н/Д : ФЕНИКС, 1998. - 431 с.
5. Толковый словарь / Т Ф. Ефремова. - М., 2000. - 1333 с.
6. Философия : энциклопедический словарь / под редакцией А.А. Ивина. - М. : Гардарики, 2004. - 1072 с.
7. Философская энциклопедия. В 5-х т. / под ред. Ф. В. Константинова. - М. : Советская энциклопедия, 19601970.
8. Философский энциклопедический словарь. - М., 2010. - 840 с.
9. Энциклопедический словарь. - М., 2009. - 392 с.
РЕЗЕПИН Андрей Владимирович,
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры Социальных дисциплин и управления факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).
E-mail: [email protected]
REZEPIN Andrey,
Candidate of Psychology, Assistant Professor, Chair of Social Subjects and Administration,
Faculty of Law Enforcement Officers' Training, South Ural State University (National Research University).
E-mail: [email protected]
82
А. В. РЕЗЕПИН