Научная статья на тему 'Психолого-коммуникативные факторы формирования личности лидера в социуме'

Психолого-коммуникативные факторы формирования личности лидера в социуме Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2153
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / COMMUNICATIVE IMPACT / АТРИБУТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО / КОММУНИКАТИВНЫЙ ДИАЛОГ / COMMUNICATIVE DIALOGUE / ВЛИЯНИЕ / INFLUENCE / СИЛА / POWER / ВЛАСТЬ / AUTHORITY / ФЕНОМЕН ЛИДЕРА / PHENOMENON OF LEADERSHIP / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / VALUES / ПОТРЕБНОСТИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ / NEEDS FOLLOWERS / ПСИХОЛОГО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / PSYCHOLOGICAL AND COMMUNICATIVE FACTORS / ATTRIBUTIVE LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Загурская С.Н.

В статье рассмотрено коммуникативное воздействие выступающее психологической основой лидерства. Лидерство является коммуникативной функцией личности и следствием ее взаимодействия с конкретной социальной ситуацией, поэтому лидер должен воплощать в себе ценностные установки и потребности последователей, то есть, если лидер сможет постичь сущность ценностных устремлений своих последователей, он сможет заставить их к дальнейшим действиям и изменениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND COMMUNICATION FACTORS OF THE LEADER''S PERSONALITY IN SOCIETY

The paper considers the communicative impact is the psychological foundation of leadership. Leadership is the communicative function of the personality and the result of its interaction with a specific social situation, so the leader must embody the values and needs of followers, that is, if the leader is able to grasp the essence of value aspirations of his followers, he can get them for further action and change.

Текст научной работы на тему «Психолого-коммуникативные факторы формирования личности лидера в социуме»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.6:316.46

С.Н. Загурская

аспирант, преподаватель, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Белоцерковский институт экономики и управления университета «Украина»

Аннотация. В статье рассмотрено коммуникативное воздействие выступающее психологической основой лидерства. Лидерство является коммуникативной функцией личности и следствием ее взаимодействия с конкретной социальной ситуацией, поэтому лидер должен воплощать в себе ценностные установки и потребности последователей, то есть, если лидер сможет постичь сущность ценностных устремлений своих последователей, он сможет заставить их к дальнейшим действиям и изменениям.

Ключевые слова: коммуникативное воздействие, атрибутивное лидерство, коммуникативный диалог, влияние, сила, власть, феномен лидера, ценностные установки, потребности последователей, психолого-коммуникативные факторы.

S.N. Zagurska, University «Ukraine»

PSYCHOLOGICAL AND COMMUNICATION FACTORS OF THE LEADER'S PERSONALITY IN

SOCIETY

Abstract. The paper considers the communicative impact is the psychological foundation of leadership. Leadership is the communicative function of the personality and the result of its interaction with a specific social situation, so the leader must embody the values and needs of followers, that is, if the leader is able to grasp the essence of value aspirations of his followers, he can get them for further action and change.

Keywords: communicative impact, attributive leadership, communicative dialogue, influence, power, authority, the phenomenon of leadership, values, needs followers, psychological and communicative factors.

Классические теории лидерства в основном базируются или на традиционных подходах, где упор делается на черты и поведение лидера, или на ситуационных подходах, где за основу берется ситуация в соответствии с которой лидер выбирает нужный ему стиль. Однако оба подхода рассматривают феномен лидерства ограниченно, что вызывает потребность в разработке новых подходов лишенных односторонности. В связи с этим современные концепции лидерства пытаются соединить хорошо изученные стороны феномена лидерства вместе и рассматривают проблему в комплексе, то есть проводят ситуационный анализ эффективного лидерства как совокупность лидерских качеств и их проявления в зависимости от ситуации.

Теоретической основой исследования стали труды М. Вебера, М. Бахтина, М. Василика, В. Конецкой, А. Соколова, П. Сорокина и т.д. В контексте психолого-педагогических исследований лидерства привлекают внимание работы Т. Бендас, П. Горностай, И. Кльоциной, И. Кона, Т. Титаренко и др. Однако психолого-

ПСИХОЛОГО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЛИДЕРА В СОЦИУМЕ

коммуникативные факторы формирования личности лидера в современном социуме требуют более детального внимания.

Цель исследования состоит в выяснении влияния психолого-коммуникативных факторов на формирование лидерских черт в процессе реализации коммуникаций власти.

Концепция атрибутивного лидерства опирается на теорию атрибуции, которая объясняет причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что считают причиной произошедшего. Лидер выбирает стиль поведения с подчиненным в зависимости от его выводов о ранее проделанной работе. Наблюдая за поведением подчиненных, он делает выводы и адекватно реагирует в различных ситуациях. Зная причины тех или иных поступков, можно ответить на вопрос, почему люди ведут себя так, а не иначе. В рамках данной модели, скорее всего, происходит не воздействие лидера на поведение подчиненного, а коммуникативное взаимодействие между лидером и подчиненным, то есть подчиненный реагирует на меры руководителя, а руководитель имеет индивидуальный подход и выбирает стиль руководства. Коммуникативный диалог - форма общения, состоящая из обмена высказываниями двух взаимодействующих сторон, которая характеризуется сравнительно быстрым обменом речи, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика обусловлена другой, обмен происходит без определенного предварительного обдумывания, характеризуется краткостью реплик, ситуативностью [3, с. 251].

С точки зрения П. Сорокина, коммуникативное взаимодействие индивидов, обусловленное их психологическими факторами, является основой общественного развития: «Взаимодействие людей по своей природе, является прежде всего, взаимодействием психическим, - обменом чувствами, идеями, волевыми импульсами. Подобный обмен обусловливает динамику человеческого общества » [4, с. 16].

Принципиально определяющая черта лидера - его психологическое воздействие на окружающих. Важно, исходя из рассматриваемого понимания лидерства, определиться в таких терминах, как «влияние», «власть», «сила». В большинстве работ влиянием считают процесс информационного воздействия на сознание человека, что позволяет убеждать его в целесообразности соблюдения определенной системы действий. При этом власть проявляется, как способность влиять на поведение других людей, а сила - как степень власти, отношения зависимости. Сила также определяется как ресурс, а влияние - как процесс попытки изменить поведение других через мобилизацию ресурсов силы. Ресурсы силы - средства воздействия и изменения поведения людей для достижения организационных целей. Это могут быть приемы, методы, технологии информационно-энергетического воздействия на индивида. В результате коммуникативного воздействия оказывается воздействие на восприятие, внимание, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, волю, желание.

Коммуникативное воздействие - это процесс взаимодействия между людьми, в результате которого происходит изменение взглядов, убеждений и ценностей отдельных участников коммуникативного процесса. Коммуникативное воздействие является психологической основой лидерства, ведь ключевым признаком лидерства есть власть, то есть возможность подчинить себе другого человека. Коммуникативное воздействие также охватывает чувства, ценности, мотивацию или отношение к тем или

иным вещам и явлениям, поэтому, чтобы стать лидером и оставаться им, человеку мало иметь потенциальную власть, надо пользоваться ею, постоянно влиять на своих последователей, навязывать им свою волю, проводить через них свои решения и вдохновлять их к новым свершениям.

Феномен лидера подлежит рассмотрению через призму его «Я-концепции», наиболее существенными аспектами которой является образ «Я», самооценка и его социальная ориентация. Как указывает Р. Бернс, в «образ Я» входят любые атрибутивные, ролевые, статусные психологические характеристики индивида, описание его жизненных установок и т.п. Кроме того, значимость элементов самооценки и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания различных ее черт [1, с. 336].

В процессе развития у индивида складывается представление об окружающей социальной среде, которую можно охарактеризовать как систему ожиданий и гипотез личности по отношению к внешней действительности: в этом образе отражается то, во что личность верит. На основе образа мира человек выбирает и интерпретирует информацию об окружающей среде и о себе, строит свою деятельность. Образ мира формируется во взаимодействии индивида с социумом, и существенную роль в этом случае выполняет обратная связь, которую индивид в процессе деятельности получает от внешней среды, поэтому в формировании лидерского типажа большую роль играет потребность в общении, в восприятии своих мыслей, рассуждений, убеждений. Ведь формирование образов мира основывается не просто на логической обработке информации, а тесно связано эмоционально-мотивационными аспектами жизнедеятельности. Личность характеризуется направленностью, ее деятельность ориентирована на определенную цель.

Последователи обычно выбирают себе таких лидеров, которые склонны к определенному типу коммуникативных связей со своим окружением, и, учитывая то, что лидерство является коммуникативной функцией личности и следствием ее взаимодействия с конкретной социальной ситуацией, поэтому лидер должен воплощать в себе ценностные установки и потребности последователей. Таким образом, если лидер сможет постичь сущность ценностных устремлений своих последователей, он сможет заставить их к дальнейшим изменениям.

Анализируя особенности коммуникативного взаимодействия лидера и его последователей в аспекте утверждения общественных ценностей, мы можем выделить следующие основные параметры взаимодействия:

- лидер и последователь взаимодействуют в определенном контексте, который должен быть понятным и интерпретированным;

- лидеры и последователи являются взаимозависимыми как по содержанию, так и в процессе реализации их действий;

- каждая перспектива прямо или косвенно признает интеракции между лидером и последователем, а также то, что влияет на последующие действия каждого из участников.

Лидерам принадлежит значительная роль в создании устремлений того коллективного сознания, которым является общество. Лидеры могут служить символами нравственного единения общества. Они могут выражать ценности и работать на объе-

динение общества. Если возникает такое общее видение миссии, где основные духовные потребности отдельного человека и духовные потребности сообщества совпадают, у человека появляются страсть, энергия, призвание, поэтому необходимо, чтобы последователи верили, что лидеры знают их потребности и руководствуются их интересами. Лидеры вдыхают жизнь в надежды и мечты окружения и помогают увидеть захватывающие перспективы будущего.

Д. Куазес и Б. Познер предложили пять практических методов коммуникативного взаимодействия лидеров и последователей [2, с. 43]:

1. Прокладывание пути, которое включает определение цели и согласования своей системы ценностей с ценностными ориентирами группы.

2. Формирование общего видения проблемы.

3. Прием вызова, то есть поиск возможностей творческого роста и совершенствования, постоянный творческий эксперимент и стремление к риску.

4. Призыв к действию, который включает процесс формирования сотрудничества с последователями, поиск общих целей на основе взаимного доверия, укрепление у последователей уверенности путем передачи полномочий и свободы действий.

5. Вдохновение последователей, поддержка их индивидуальных достижений.

Таким образом, для эффективного лидерства важна качественная коммуникация, то есть влияние на каждую конкретную личность, на каждого члена группы, воспитания у него лидерских навыков, умение взять ответственность за результаты дела. Лидер не только передает информацию, но и активно воспринимает ее, для него важным становится коммуникативная связь с аудиторией, наглядное подтверждение тех идей и ценностей, которые стали определяющими не только для него, но и для группы в целом.

Список литературы:

1. Бернс, Р. Что такое Я - концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия. - Самара: БАХРАХ-М, 2007. - 544 с.

2. Кузес, Дж. Вызов бросают лидеры / Д. Кузес, Б. Познер; пер. с англ. А.В. Савинова. - М.: АСТ: ЛЮКС, 2005. - 446 с.

3. Леонтьев, А.А. Функции и формы речи / А.А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1974. - С. 241-254.

4. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин; [под общ. ред. А. Соломонова]. - М.: Политиздат,1992. - 567 с.

List of references:

1. Burns, R. What I - Concept / R. Burns // Psychology of self-consciousness. A Reader. - Samara: Bahram-M, 2007. - 544 p.

2. Kouzes, J. Call throw leaders / A. Kouzes, B. Posner; trans. from English. A.V. Savinova. -Moscow: AST: LUX, 2005. - 446 p.

3. Leontiev, A.A. Functions and forms of speech / A.A. Leontiev // Basic theory of speech activity / red. A.A. Leontiev. - Moscow: Nauka, 1974. - P. 241-254.

4. Sorokin, P. Man. Civilization. Society / P. Sorokin; [ed. A. Solomonova]. - M.: Politizdat, 1992. -

567 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.