Научная статья на тему 'Психолого-акмеологические особенности личностно-профессиональной Я-концепции студентов государственных и негосударственных вузов'

Психолого-акмеологические особенности личностно-профессиональной Я-концепции студентов государственных и негосударственных вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / ОБРАЗ Я / ОБРАЗ Я-ПРОФЕССИОНАЛА / САМООЦЕНКА / САМООТНОШЕНИЕ / АДАПТИВНЫЙ И ДЕЗАДАПТИВНЫЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафукова Надежда Николаевна

В статье с позиций психолого-акмеологического подхода рассматриваются особенности, методики и результаты исследования личностно-профессиональной Я-концепции студентов государственных и негосударственных вузов. Разработана структурно-функциональная модель, которая направлена на реализацию личностно-профессиональной Я-концепции студентов в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологические особенности личностно-профессиональной Я-концепции студентов государственных и негосударственных вузов»

УДК 159.923: 378

Сафукова Надежда Николаевна

Ульяновский государственный университет Irusik-Saf@mail. ги

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ

В статье с позиций психолого-акмеологического подхода рассматриваются особенности, методики и результаты исследования личностно-профессиональной Я-концепции студентов государственных и негосударственных вузов. Разработана структурно-функциональная модель, которая направлена на реализацию личностно-профессиональной Я-концепции студентов в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: личностно-профессиональная Я-концепция, образ Я, образ Я-профессионала, самооценка, самоотношение, адаптивный и дезадаптивный вариант развития.

При непрерывном развитии общества, науки, экономической политики госу-. дарства растут требования не только к существующим стандартам высшего образования, но и к обеспеченности государства квалифицированными специалистами, имеющими четкое представление о себе как личности и профессионале. Сегодня высшие учебные заведения - государственные и негосударственные вузы - дают достаточно хорошую подготовку для будущих специалистов. Однако, по мнению ректоров многих государственных вузов, студенты негосударственных вузов представляются как слабые, неспособные к обучению, а их выпускники - не готовы к серьезной работе. Их поступление в вуз связывают с желанием получить отсрочку от службы в армии, низким проходным баллом при поступлении или стремлением продлить безоблачное детство [2, с. 573]. Но так ли это?

В рамках решения данной проблемы необходимо выяснить, какими являются представления о себе как личности и будущем профессионале (специалисте), самооценку, самоотношение, поведение студентов государственных и негосударственных вузов, т.е. определить особенности личностно-профессиональной Я-концепции.

Исторический аспект анализа проблемы позволил установить, что исследования Я-концеп-ции берут свое начало в философских, педагогических, психологических, акмеологических трудах. Выдающиеся философы Г Гегель, Р. Декарт, И.А. Ильин, И. Кант, А. Камю, А.Ф. Лосев, В.С. Соловьев, И.Г. Фихте рассматривали Я-концепцию сходно - как абсолютное «Я», состоящее из «Я» -эмпирическое (человек, субъект) и «не-Я» (окружающий мир, объект).

Особое внимание уделяется Я-концепции как новому педагогическому, психологическому и акмеологическому феномену, который, по мнению его исследователей, наиболее полно отражает суть и процесс формирования личности в обществе. Еще задолго до появления труда Бернса, ученые обращались к проблеме Я-концеп-ции в трудах С.Т Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского (учитывать многообразие человеческих натур). Ю. Турчаниновой вводятся и анализируются понятия Я-концепция профессиональной деятельности, Я-концепция воспитанника. Н.Н. Коваль в диссертационном исследовании разработала педагогические технологии формирования позитивной Я-концепции у студентов вуза.

Существуют фундаментальные исследования Я-концепции личности, ее структуры в трудах отечественных и зарубежных психологов (Р. Бернс, И.С. Кон, К.Р. Роджерс, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Э. Г. Эриксон). О проблеме самосознания в процессе формирования Я-концеп-ции упоминают Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.В. Шорохова. И.Н. Торгаева в рамках диссертационного исследования выявила психолого-акме-ологические факторы формирования личностнопрофессиональной Я-концепции военнослужащих по контракту. Немало акмеологических исследований профессиональной Я-концепции личности (А.А. Деркач, Е.А. Климов, А.А. Реан,

A.К. Маркова, А. Маслоу, Л.Г Лаптев, В.Г. Зазы-кин, Н.В. Кузьмина и др.).

Проблема соотношения государственных и негосударственных вузов отражена в работах Л.Н. Беляевой, В.А. Зернова, В. Владимирова, И.М. Ильинского, М.Н. Берулава, Н.А. Лукова,

B.А. Садовничего и др.

Вместе с тем в анализируемых работах не исследованы особенности личностно-профессиональной Я-концепции студентов государственных и негосударственных вузов.

В связи с вышесказанным, актуальность данного исследования определяется:

- научной и практической перспективностью исследования особенностей личностно-профессиональной Я-концепции студентов государственных и негосударственных вузов;

- прикладной значимостью изучения особенностей Я-концепции у студентов в зависимости от их личностных и социальных приоритетов, определяющих выбор вуза;

- целесообразностью исследования структуры и составление модели личностно-профессиональной Я-концепции.

И.Н. Торгаева в диссертационной работе описывает личностно-професиональную Я-концеп-цию как сложившуюся, относительно устойчивую, иерархически организованную, обобщенную систему функционирования представлений, знаний индивида о себе как о личности и как о субъекте профессиональной деятельности [4, с. 63]. На наш взгляд, Я-концепция - это обобщенная система представлений о себе, т.е. «образ Я», а личностно-профессиональная Я-концепция -это «образ Я» как профессионала и отношение к себе как к профессионалу.

В качестве основной гипотезы нашего исследования выступило предположение о том, что особенности личностно-профессиональной Я-концепции различаются у студентов государственных и негосударственных вузов.

В качестве дополнительной гипотезы мы выдвинули следующее положение: представление о себе как о личности (Образ Я) и представления о себе как будущем идеальном профессионале (образ Я-идеального (профессионального) взаимосвязаны с самооценкой; оценкой уровня самоуважения, силой, активностью; уровнями са-моотношения, отличающимися по степени обобщенности, а именно глобальным самоотношени-ем; самоотношением, дифференцируемым по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровнем конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему «Я»; адаптацией, самоприятием, приятием других, эмоциональной комфортностью, интернальностью, стремлением к доминированию, эскапизмом; а также рядом мотивов: ком-

муникативными, избегания, престижа, профессиональными, творческой самореализации, учебно-познавательными и социальными.

Выбор исследуемых групп студентов был обусловлен разным выбором учебного заведения, а именно, в качестве испытуемых выступили студенты государственных и негосударственных вузов.

Проверка гипотез обеспечивалась комплексом различных методов исследования, среди которых выделяются методы теоретического анализа; опросные методы (беседа; опросник «самооценки и самоанализа», а также опросник «образ профессионала в представлениях студентов» разработанный Н.И. Калаковым, Н.Н. Сафуковой на основе экспертной оценки), психодиагностические методы (модифицированная методика

С.А. Будасси «Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования», тест-опросник самоотношения В.В. Столина, опросник социально-психологической адаптированности (СПА) К. Роджерса, Р. Даймонда, модифицированный вариант методики Т. Лири «Я-концепция и тенденции профессионально-личностного развития», предложенный А.А. Реан, методика «личностного дифференциала» [3, с. 269-457], методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация

Н.Ц. Бадмаевой). Статистический анализ полученных данных проводился с помощью компьютерной программы: SPSS Statistics (Version 17). При обработке данных использовались: U-критерий Манна-Уитни, метод ранговой корреляции Спирмена.

В исследовании приняло участие 118 человек. Из них 58 - студенты Ульяновского государственного университета, 60 - студенты Гуманитарной современной академии (ульяновский филиал).

В ходе проверки основной гипотезы выяснилось, что студенты УлСГА, представляя свой реальный образ «Я», склонны считать себя более несамостоятельными по сравнению со студентами УлГУ на уровне тенденции (p<0,07). В идеале студенты УлСГА стремятся стать профессионалами с такими качествами, как дружелюбность (p<0,01), уступчивость (p<0,001), доверчивость (p<0,001) по сравнению со студентами УлГУ Студенты УлСГА обладают более завышенной самооценкой (p<0,001), но чаще уходят от проблем (p<0,01) по сравнению со студентами УлГУ Социальные мотивы (p<0,001) и мотивы творческой

самореализации (р<0,001) явно выражены у студентов УлСГА по сравнению со студентами УлГУ

Таким образом, наша основная гипотеза нашла подтверждение. Особенности личностнопрофессиональной Я-концепции различаются у студентов государственных и негосударственных вузов.

Для проверки дополнительной гипотезы, а именно для получения более достоверных данных и перевода показателей по отдельным методикам в сопоставляемые данные, использовался непараметрический метод: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Рассмотрим особенности корреляционных взаимосвязей (р<0,01) между параметрами Я-образа, образа Я-идеального (профессионального) и самооценкой; оценкой уровня самоуважения, силой, активностью; уровнями самоотно-шения, отличающимися по степени обобщенности, а именно глобальным самоотношением; са-моотношением, дифференцируемым по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровнем конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему «Я»; адаптацией, самоприятием, приятием других, эмоциональной комфортностью, интер-нальностью, стремлением к доминированию, эскапизмом; а также мотивами коммуникативными, избегания, престижа, профессиональными, творческой самореализации, учебно-познавательными и социальными студентов государственных и негосударственных вузов.

По результатам корреляционного анализа у студентов государственного вуза (УлГУ) обнаружены значимые (р<0,01) взаимосвязи между параметром «Я-образ» и эгоистичностью, агрессивностью и стремлением к доминированию. Это означает, что чем больше студенты УлГУ уверенней в себе и требовательнее к себе, тем больше они стремятся к доминированию.

В представлении о себе как о будущем идеальном профессионале выявлены значимые (р<0,01) взаимосвязи между параметром образа Я-идеального (профессионального) авторитарностью и аутосимпатией, ожидаемым отношением от других, самоинтересом, самопри-нятием, адаптивностью, доминированием и коммуникативными мотивами. Это свидетельствует о том, что чем больше у студентов УлГУ будут проявляться лидерские качества, тем больше будет расти стремление стать профессионалами,

которые одобряют себя, ожидают позитивного отношения к себе, близки к самому себе, в частности, интересуются собственными мыслями и чувствами, готовы общаться с собой «на равных», уверены в своей интересности для других; готовы принимать себя такими, какие они есть; тем легче и быстрее будут адаптироваться, доминировать; тем свободнее станет общение.

Кроме того, определено наличие следующих значимых взаимосвязей (р<0,01) между глобальным самоотношением (внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя) и адаптацией, эмоциональной комфортностью, интернальностью, т.е. чем выше глобальное самоотношение, тем выше у студентов УлГУ возможность адаптироваться, тем больше чувствуют себя эмоционально комфортно, а также лучше контролирую себя внутренне и внешне. Чем выше аутосимпатия, ожидаемое отношением от других, самоуверенность, самопринятие, самоинтерес, тем выше лидерские качества, адаптивность, эмоциональная комфортность, творческая самореализация, стремление к доминированию, интернальность и активность.

Что касается студентов негосударственного вуза (УлСГА), определено наличие отрицательной корреляционной связи между параметром «Я-образ» агрессивностью и интернальностью (-0,362 р<0,01), а это значит, что чем выше агрессивность, тем менее развит внутренний и внешний контроль (интернальность).

У студентов УлСГА в представлении о себе как о будущем идеальном профессионале выявлены значимые положительные связи между параметром образа Я-идеального (профессионального) авторитарностью и стремлением к доминированию (р<0,01), мотивом престижности учебной деятельности (р<0,01), а именно: чем выше будут проявляться лидерские качества, тем явнее будет стремление к доминированию и выше мотив престижности учебной деятельности.

Кроме того, выявлены значимые взаимосвязи между стремлением к доминированию и подчиненностью (-0,587 р<0,01), дружелюбностью (-0,362 р<0,01), отношением других (р<0,01), глобальным самоотношением (р<0,01), самоинтересом (р<0,01), самоуважением (р<0,01), аутосимпатией (р<0,01) и избеганием неприятностей (-0,389 р<0,01); между мотивом престижности учебной деятельности и зависимостью (р<0,01), самообвинением (р<0,01) студентов негосударственного вуза.

248

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

Данные значения свидетельствуют о том, что чем выше у студентов УлСГА выражено стремление к доминированию, тем меньше проявляются подчинение, несамостоятельность, мотив избегания неприятностей, но тем сильнее становится ожидаемое положительное отношение от других, самоинтерес, самоуважение, аутосимпатия. Чем больше выражен мотив престижности учебной деятельности, тем больше студенты УлСГА зависимы и самокритичны. Возможно, это связано с тем, что студенты негосударственного вуза считают учебу в современной гуманитарной академии престижной, но для того, чтобы продолжать учится там, вынуждены зависеть от родителей, преподавателей и многих других обстоятельств, из-за которых они сами себя обвиняют и критикуют.

Таким образом, основная и дополнительная гипотезы нашли подтверждение.

Научная работа будет продолжена с целью изучения также особенностей личностно-профес-

сиональной Я-концепции студентов с разной профессиональной направленностью обучения по классификации Е.А. Климова; в зависимости от курса обучения, от пола.

Библиографический список

1. Деркач А., Зазыкин В. Акмеология. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

2. Плаксий С.Н. Высшее образование: желаемое и действительное. - М.: Нац. Ин-т бизнеса, 2008. - 774 с.

3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. -Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2004. -672 с.

4. Торгаева И.Н. Психолого-акмеологические факторы формирования личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих по контракту: Дис. ... канд. психол. наук. - Ульяновск, 2006. - С. 250.

УДК 37.018.1

Свешников Сергей Юрьевич

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ksu@ksu.edu.ru

СТАНОВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: ПОПЫТКА ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

В статье затронута проблема формирования отцовских качеств в юношеском возрасте, проанализированы факторы, затрудняющие процесс воспитания полноценного мужчины на современном этапе развития российского общества, раскрыта природа отцовской любви, названы основные этапы становления родителя в юношеском возрасте и субъекты, влияющие на это становление, а также приведены результаты микроисследования, проведённого в рамках работы над кафедральной темой «Духовно-нравственное воспитание в различных общественных институтах».

Ключевые слова: юноша, воспитание, семья, брак, родительство, отцовство.

Исследования по вопросам становления отцовства исключительно скудны. Поэтому изложенные нами в данной статье размышления - лишь первое приближение к постижению проблемы становления родителя в юношеском возрасте.

Прежде чем обратиться к результатам проведённого нами микроисследования, целью которого было выяснение того, насколько серьёзно сами юноши относятся к отцовству, способны ли современные молодые люди взять на себя роль

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы.

Н.М. Карамзин

отца в будущем, определим, что же мешает сегодня полноценному становлению будущего отца семейства, проанализируем лишь некоторые факторы, усложняющие воспитание полноценных мужчин.

1. Историко-демографический фактор. Многие сегодняшние будущие отцы - это дети, воспитанные без отцов. Они лишены духовной традиции отцовства, тех знаний, которые юноша в семье получает не на вербальном уровне, не из книг, а из живой жизни. В ХХ веке в Советском

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.