Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ'

ПСИХОЛОГИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
307
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвиненко Наталья Валерьевна, Литвиненко Игорь Геннадьевич

Статья посвящена рассмотрению философского и психологического подходов к определению виртуальной реальности, выделению сущности понятия «виртуальная реальность» и ее уровней. В ходе теоретического анализа выявлено, что виртуальная реальность для человека создает возможность получать перцептивный опыт, аналогичный получаемому в реальном мире. В статье описаны экспериментальные исследования в области психологии с применением технологий виртуальной реальности. Проблемой остается недостаточная изученность психофизиологических механизмов эмоционального реагирования личности на смену реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Литвиненко Наталья Валерьевна, Литвиненко Игорь Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF VIRTUAL SPACE: ANALYSIS OF THE PROBLEM

The article is devoted to the consideration of philosophical and psychological approaches to the definition of virtual reality, highlighting the essence of the concept of “virtual reality” and its levels. Theoretically, it has been revealed that virtual reality creates an opportunity for a person to receive a perceptual experience similar to that obtained in the real world. The article describes experimental research in the field of psychology using virtual reality technologies. The problem remains the lack of knowledge of the psychophysiological mechanisms of the emotional response of the individual to the change of reality.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ»

Н. В. Литвиненко, И. Г. Литвиненко

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Оведение. Вопросом о специфике виртуального пространства занимается ряд исследователей - А. И. Лучинкина связывает виртуальное пространство и интернет-социализацию личности; А. И. Войскунский отмечает особенности личности виртуального геймера и подчеркивает специфику его когнитивной сферы; безопасность виртуального пространства описана в трудах И. А. Баевой, Е. Н. Волковой, Е.Б. Лактионовой, В.М. Львова, А.Г. Макеевой.

Несмотря на значимость и актуальность указанных исследований, отметим, что ряд исследовательских проблем остается за рамками внимания ученых. Во-первых, в трудах многих авторов термины «виртуальность», «виртуальная среда», «виртуальная реальность», «виртуальное пространство» остаются взаимозаменяемыми, но при этом описывают дифференцированные друг от друга процессы. Во-вторых, в литературе не представлено четкое и полное определение термина «виртуальная реальность». Например, в философском подходе виртуальная реальность представлена как любое субъективное пространство, которое создано сквозь призму личностных особенностей; в информационно-техническом - виртуальное пространство есть ни что иное как набор кодов и технического оборудования. Однако само слово «пространство» предполагает вмешательство человека и не может без него существовать. Таким образом, актуальной остается необходимость дифференциации и дефиниции терминов, их теоретический анализ и, как результат, определение основных эмпирических проблем и задач.

Целью статьи является анализ теоретических подходов к пониманию феномена виртуальной реальности.

Изложение основного материала. Рубеж ХХ-ХХ1 века встречает его свидетелей мощным всплеском развития информационно-коммуникационных технологий. Рост научно-технического прогресса, уникальные открытия исследователей и общее увеличение потоков информации дали человеку удивительные возможности для реализации жизненного потенциала. Существенную роль во взаимодействии людей во всем мире сыграло появление и активное распространение сети Интернет. Сложно отрицать тот факт, что в настоящее время, благодаря появлению «всемирной паутины», человеку предоставлены безграничные возможности в области познания, коммуникации и творчества.

Несомненно, во все времена возникал вопрос о существовании параллельных миров. Философы и исследователи прошлого разнообразными путями старались доказать их существование и подлинность. Если ранее предполагалось, что творцы миров недосягаемы человеческому разуму, то на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что каждый из нас является творцом малоизученного, и появившегося относительно недавно, мира.

«Виртуальный мир», «виртуальное пространство», «виртуальная среда» - термины, характеризующие новую информационно-коммуникационную среду. Появление среды, в которой происходит взаимодействие человека с теми или иными ее составляющими, не может остаться без внимания исследователей.

В контексте психологии появление виртуального пространства (виртуальной реальности) характеризует этап появления принципиально новой сферы исследований.

Перед психологами-исследователями стоит задача изучить этот феномен и его психологические закономерности. Прежде чем исследовать то, на что не падал взор других ученых, необходимо сформировать тезаурус этой области исследований.

Вопросы «виртуальности» рассматривались в контексте философского знания. В фи-

лософии античности и средневековья «виртуальность» являлась одной из ключевых категорий.

Итальянский философ средневековья Фома Аквинский, находил в категории виртуальности ключ к разрешению проблемы параллельного существования реальностей различного порядка и проблемы синтеза сложного из простых элементов.

В своих трудах Фома Аквинский отмечал, что мыслительная душа виртуально включает в себя чувствующую и питательную души, в одночасье содержа в себе все многообразие низших форм.

Отдельного внимания заслуживает тезис Фомы Аквинского о виртуальности: исходные компоненты содержатся в смеси виртуально, в свою очередь, сохраняя способность действовать. Таким образом, понятие виртуальности в античной философии сохраняет свой физический смысл.

Представитель средневековой философии Дунс Скот оперирует термином «виртуальность» с целью преодоления разрыва между существующим опытом и последующим уровнем понимания. В его понимании виртуальное пространство содержит в себе информационный аналог вещей. Противопоставляя естественное телесное пространство виртуальному, Д. Скот отмечает, что виртуальное пространство по своим характеристикам аналогично естественной реальности [16].

Исходя из философских воззрений, упомянутых ранее деятелей средневековой философии, можно определить, что еще в средние века возник вопрос виртуальности, сложности отношений между возможным и действительным, актуальным и потенциальным, идеальным и сущим. Автор справедливо определяет, что виртуальное в средние века представляет собой философскую категорию, предназначенную для определения состояния и причин вероятного и действительного, возможного и актуального в форме действенной, порождающей силы физического и психического, воспроизводимой в человеческом сознании в воображении об уровневой структуре разнохарактерных порядков реальностей в процессе формирования сложного из простого [16].

Рассмотрев средневековые философские воззрения на тему виртуальной реальности, обратимся к взглядам исследователей конца XX века. В конце ХХ века бурным ростом характеризовалось развитие технических, информационно-коммуникационных систем и сети Интернет, что привело к новым открытиям и пополнению терминологии в области виртуальной реальности.

Впервые термин «виртуальная реальность» был определен исследователем в области визуализации данных и биометрических технологий Дж Ланье в 1984 году. Автор, в своей работе приводит термин, выдвинутый Дж. Ланье: «виртуальная реальность - это иммерсивная и интерактивная имитация реалистичных и вымышленных сред, т. е. некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир имитационной системой, способной формировать соответственные стимулы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени» [7].

В 1989 году публично была представлена иная трактовка термина: «виртуальная реальность» - это искусственно синтезированный посредством компьютера трехмерный мир, который носит название «киберпространство», воспринимаемый человеком с помощью специальных устройств [7].

Термин «киберпространство» является производной исследований современников вопроса виртуальной реальности. Под «кибер-пространством» понимается совокупность виртуальных реальностей в электронной сети.

На сегодняшний день наиболее распространенной электронной сетью является Интернет. Сеть Интернет в непосредственном взаимодействии с техническими устройствами и программными продуктами позволяет личности вовлечься и стать частью виртуальной реальности, виртуального пространства. Это приводит к тому, что человек воспринимает средства доступа к сети Интернет как инструмент для продолжения своей личности в «промежуточном пространстве», которым выступает виртуальная реальность.

По мнению М. Хаема, киберпространство представляет собой крупную компьютерную сеть, составляющими которой являются множество скрытых виртуальных реальностей, функцией которой является поиск пути среди огромного массива информации по набору ориентированных точек.

Автор в свое время справедливо отмечал отсутствие каких бы то ни было барьеров для человека, что связано с интенсификацией развития компьютерных технологий в начале XXI века. В понимании исследователя будущее будет насыщено большой степенью свобод, предоставляемых нам развитием систем поиска и передачи информации. С. В. Коло-воротный утверждает и, несомненно, прав, что развитие такой информационной структуры, как сеть Интернет, происходит параллельно с иной системой - системой виртуальной реальности.

Однако С. Нехаев и Н. Кривошеин выражают опасения по поводу этого развития. В понимании авторов сеть Интернет в коллабора-ции с системами виртуальной реальности могут привести к тому, что образуется совершенно новый «саморазвивающийся кибернетический организм» - искусственный интеллект. Опасения этого рода связаны с тем, что последствия такого симбиоза могут привести к последствиям, которые являются совершенно непредсказуемыми. По мнению С. Нехаева и Н. Кривошеина, киберпространство и виртуальная реальность должны развиваться опосредовано, причем обе системы и вовсе должны избегать интеграции и развиваться в замкнутом пространстве.

Множество отечественных авторов характеризуют киберпространство массивом информации, представленной пространством кодов и событийно-предметным пространством. Однако существуют иные подходы к рассмотрению этого вопроса.

Так, А. Г. Волов отмечает, что киберпро-странство некорректно представлять в буквальном значении как «пространство внутри машины». В понимании автора киберпростран-ство необходимо характеризовать как вид про-

странства, созданного человеком, имеющее характеристики перцептуальности и концеп-туальности.

Исследователь в своей работе, ссылаясь на публикацию П. Акзеля, характеризует виртуальную реальность и отмечает, что посредством визуальных, слуховых или тактильных специальных устройств человек имеет возможность получать перцептивный опыт из виртуальной среды, равносильно тому, если бы она являлась частью реального мира.

В этом случае можно с уверенностью согласиться с автором, ведь при помощи цифровых технологий можно создавать миры, которые будут являться моделями объектов из реального мира, моделями абстрактного мира или совершенно вымышленными моделями.

Еще одной примечательной точкой зрения является взгляд на феномен виртуальной реальности Бурдеа и Койффе. Авторы определяют виртуальную реальность как не имеющий аналогов компьютерный инструмент (приложение, программный комплекс), посредством которого человек получает возможность взаимодействия с цифровой средой, который может имитировать реальную жизнь [18].

А. Е. Войкунский и Г. Я. Меньшикова справедливо отмечают факт малоизученности теоретических и практических проблем в области информационных технологий на отечественном психологическом научном поприще [4].

Этот вопрос особенно остро возникает в контексте понятийного аппарата, так как основополагающие термины виртуалистики и по сей день являются предметом научных дискуссий отечественных исследователей.

Принцип виртуальной реальности базируется на понимании ее объекта как совокупности философских и естественнонаучных взглядов на когнитивные возможности человека [18].

В связи с этим невозможно оставить без внимания основоположника отечественной виртуальной психологии. Н. А. Носов занимает почетное место в плеяде исследователей виртуального пространства. Н. А. Носов занимался вопросами изучения виртуальных пси-

хических состояний. В понимании ученого, виртуальная реальность - реальность, не имеющая зависимости от ее природы, которая обладает перечнем определенных свойств, таких как порожденность, актуальность, автономность и интерактивность [12].

В. В. Селиванов трактует понятие виртуальной реальности в узком и широком смысле. Согласно В. В. Селиванову, виртуальная реальность в широком смысле представляет собой всю информационную среду, которая создается посредством цифровых технологий. В узком смысле виртуальная реальность определяется им как «высший продукт программирования, связанный с моделированием внешнего и внутреннего мира человека, с использованием иммерсивных 3D-информацион-ных сред, являющихся вершиной современного программирования и электроники» [3].

Обращаясь к современному пониманию виртуальной реальности, отметим точку зрения Н. В. Авербух. Автор определяет виртуальную реальность как среду, созданную компьютером при помощи специальных устройств и воспринимаемую человеком как реальный мир [1].

Действительно, существование виртуальной реальности без присутствия в ней человека является бессмысленным, так как она не может быть самостоятельной, поскольку включена в систему общественной и индивидуальной бытности в реалиях современности [3].

Отечественный психолог В. В. Селиванов выделяет три основных уровня виртуальной реальности. Первичный уровень характеризуется искусственной реальностью, созданной человеком без применения цифровых технологий. Сюда относят произведения традиционной культуры различных народов и результаты деятельности воображения, а также измененные состояния сознания.

Вторичный уровень характеризуется искусственной реальностью, созданной человеком посредством цифровых технологий, но имеющей низкую интерактивность и степень анимации (например, Интернет, программное обеспечение персональных компьютеров и

др.).

Венцом классификации уровней виртуальной реальности, по мнению В. В. Селиванова, является третий уровень. Третий уровень виртуальной реальности, в понимании автора, характеризуется максимальной имитацией реальности с помощью цифровых технологий и носит название искусственной информационной реальности, которая характеризуется высокой степенью анимации и интерактивности [14].

Таким образом, человек имеет возможность усвоения реального жизненного опыта наряду с компьютерным интерактивным. Это позволило исследователям говорить о совершенно новом направлении психологических исследований - психологической виртуальной реальности.

В понимании Н. А. Носова психологическая виртуальная реальность - это виртуальная реальность, созданная психикой человека.

Л. Е. Моторина, Г. В. Черняева рассматривали психологическую виртуальную реальность как целостную картину содержания, связей и динамики виртуальных объектов (аудио-, видеоинформация, коммуникация в цифровом пространстве и др.) доступных и воспринимаемых социальными субъектами, а также их взаимодействие и отношения. По нашему мнению, это определение является наиболее точным для характеристики психологической виртуальной реальности.

Однако на сегодняшний день вопрос ки-берпространства, виртуальной реальности, цифровой среды и их свойств и составляющих вызывает множество вопросов у исследователей по причине скоротечного развития данной сферы.

Таким образом, вопрос виртуальной реальности давно вышел на уровень междисциплинарных исследований. Исследователи в области психологии, философии, информационных технологий, экономики, медицины активно изучают проблематику личности в виртуальном пространстве. Цифровая среда находится в постоянном развитии, совершенствуются технические комплексы, которые позволяют погружаться и включаться в виртуальную реаль-

ность. Наука и мир постепенно адаптируются и адаптируют под собственные нужды виртуальный мир. Это отражается в исследованиях с применением технологий виртуальной реальности.

Рассмотрев позиции авторов относительно вопроса психологической виртуальной реальности, целесообразно привести определение, которое сформировано на основании уже имеющегося опыта. Так, в нашем понимании виртуальная реальность - это реальность, созданная совокупностью технических устройств и программных комплексов, представляющая собой трехмерную модель цифровой среды, в которой человек посредством специальных устройств имеет возможность получать перцептивный опыт, аналогичный получаемому в реальном мире.

Как было сказано ранее, научно-технический прогресс позволил расширить спектр научных исследований, в том числе исследований, подразумевающих вовлечение человека в виртуальную реальность.

Так, в нейропсихологии с целью реабилитации больных с поражениями головного мозга (восстановление движений и когнитивных функций) в 1980-90-х годах начали применять технологии виртуальной реальности. Специалистами отмечалось, что эта практика характеризуется активной вовлеченностью пациентов в виртуальную среду, что значительно повышает стремление к выздоровлению [20].

В свою очередь, исследователи из Великобритании М. Форнеллс-Амброджо, К. Бар-кер, Д. Свапп применяли программные комплексы, позволяющие реализовать перемещение в виртуальную локацию при работе с пациентами с параноидальным психозом, а также пациентами, испытывающими персекутор-ный бред. Эксперимент заключался в следующем: 20 пациентов с манией преследования и 20 пациентов, включенных в фокус-группу, с помощью программного комплекса погружались в виртуальную локацию - мрачное метро, в котором стены исписаны символами и надписями. В процессе прохождения всего пути в виртуальной локации испытуемым необ-

ходимо было не обращать внимания на пугающие надписи на стенах метро и вагонов. Эксперимент повторялся ежедневно и длился 7 дней.

Эксперимент показал следующее: за 7 дней было выявлено, что стимуляция пациентов в виртуальной реальности не вызывает обострения персекуторного бреда, что подтвердило гипотезу авторов эксперимента. В результате авторами был сделан вывод, что применение технологий виртуальной реальности, в контексте когнитивно-поведенческой терапии для пациентов с пароноидальным психозом допустимо.

В работах зарубежных психологов Р.Мес-синга, Ф. Дургина предметом изучения стали факторы, которые оказывали неотъемлемое влияние на оценку расстояния при переходе в виртуальную среду. Первые полученные данные позволили определить, что расстояние в виртуальной среде достаточно переоценено. Во избежание переоценки расстояния авторами была экспериментально доказана важность использования положений линии горизонта. Производя манипуляции с видимым расположением линии горизонта, им удалось произвести компенсацию ошибочной оценки расстояния в виртуальном пространстве.

Т. Р. Х. Катмор, Т. Дж Хайн, К. Дж Ма-берли рассматривали вопрос исследования ген-дерных различий в пространственной ориентации наблюдателей, посредством помещения их в виртуальную среду - виртуальный лабиринт. Авторами проводились эксперименты на предмет активности и пассивности, гендер-ных различий, а также особенностей когнитивного стиля при перемещении в лабиринте.

Эксперимент показал отличительные черты ориентации мужчин и женщин при прохождении виртуального лабиринта, которые выражались в стратегии ориентации на местности. Так, женщины в качестве ориентира используют заметные объекты, в свою очередь мужчинами берутся во внимание и заметные объекты, и геометрические пространственные представления об окружающей их местности.

Примечательной является работа, в которой авторы рассмотрели особенности мотива-

ционной сферы интернет-пользователей с разным уровнем эмоционального интеллекта. Исследование осуществлялось в два этапа: первый - выделение пассивных, ситуативных, активных и чрезмерно активных пользователей сети Интернет с помощью анкеты А. И. Лу-чинкиной и последующее изучение уровня эмоционального интеллекта у активных и чрезмерно активных интернет-пользователей по методике Н. Холла; второй - изучение мотивов пребывания респондентов с различными уровнями эмоционального интеллекта в сети Интернет посредством опросника А. И. Лу-чинкиной «Личность в виртуальном пространстве» и А. А. Дусманова «Преобладающий вид мотивации в интернет-пространстве». Результаты данного исследования свидетельствовали о том, что существуют достоверные различия в группах респондентов, имеющих разный уровень эмоционального интеллекта и выраженность мотивов, которые свойственны личности только в интернет-среде, а также мотивов, которые свойственны как для реального, так и для виртуального пространства [10].

Обращаясь к работам Р. Баноса, в которых ученый с коллегами описывал процесс разработки виртуальной среды, которая бы способствовала возникновению у испытуемых различных эмоциональных состояний, таких как грусть, счастье, тревога, расслабление. Респондентами в исследовании выступили 110 человек в возрасте от 18 до 40 лет. Сущность эксперимента заключалась в том, что респонденты должны были самостоятельно перемещаться по парку, созданному с помощью технологий виртуальной реальности, и изучить виртуальное окружение (деревья, скамейки, и беседки).

С целью формирования определенных эмоциональных состояний ученые определили параметры воздействия на респондентов: яркость освещения; музыка; краткий текст с выраженным эмоциональным окрасом; задание 1 - выбор одного из четырех изображений, расположенных на стене виртуальной беседки; задание 2 - организовать пять размещенных там же эмоциогенных высказываний, кото-

рые были подобраны из психологического опросника Респондентами заполнялись анкеты диагностики эмоциональных состояний до и после прогулки по виртуальному парку. Итоги эксперимента достоверно показали, что в эмоциональном состоянии и настроении респондентов в действительности происходили изменения, соответствующие предъявляемому стимулу.

А. И. Лучинкина, И. С. Лучинкина и др. в работе [9] рассматривали вопрос эмоционального реагирования личности при смене реальности. В ходе исследования ими был проведен моделирующий эксперимент с применением систем виртуальной реальности. Эксперимент предполагал три этапа: первый заключался в исследовании особенностей эмоционального реагирования восприятия субъектом смены реальности; второй - участие субъектов в решении интеллектуальных задач в реальном пространстве; третий - погружение респондентов в виртуальное пространство посредством применения систем виртуальной реальности с целью выполнения ими поставленных задач. Авторам в результате проведенного ими эксперимента удалось достоверно установить, что у респондентов существуют различия по показателям работоспособности, стресса, а также вегетативным характеристикам - температуре тела, частоте сердечных сокращений и артериальному давлению.

Опираясь на проводимые ими ранее исследования, авторы А. И. Лучинкина, И. С. Лу-чинкина и Н. В. Сичкориз провели углубленное исследование эмоционального реагирования личности на смену реальности. В работе [8] объектом их исследования выступили особенности эмоционального реагирования личности с сильным типом высшей нервной деятельности на смену реальности. Сущность экспериментального исследования заключалась в выполнении респондентами серии заданий в реальном и виртуальном пространстве, в ходе которых производились измерения показателей эмоциональных состояний и вегетативных реакций на смену реальности. Так, авторы экспериментально выявили, что в виртуаль-

ном пространстве респонденты имеют большую работоспособность, нежели в реальном, а уровень стресса оставался неизменным. Полученные авторами результаты, достоверно свидетельствуют о том, что у респондентов с сильным типом ВНД при решении идентичных задач, смена реальности на виртуальное пространство не приводит к увеличению уровня стресса. В свою очередь, у респондентов с сильным типом ВНД, находящихся в виртуальном пространстве, происходит повышение температуры тела и частоты сердечных сокращений [8].

Также стоит отметить значимость изучения психофизиологических особенностей интернет-активной личности и их эмоционального реагирования на смену реальности. Результаты подобных исследований могут лечь в основу программы психологического сопровождения личности с различными уровнями стрессоустойчивости, особенностями нервной системы и т. д.

Выводы. Таким образом, неисследованным, но нуждающимся в исследовании остается факт существования различий между пользователями с разным уровнем интернет-активности по психологическим и психофизиологическим показателям. К психологическим показателям относятся когнитивные особенности, образ будущего личности и специфика восприятия пространства, а к психофизиологическим - показатели стресса, работоспособности при взаимодействии с цифровой средой.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению философского и психологического подходов к определению виртуальной реальности, выделению сущности понятия «виртуальная реальность» и ее уровней. В ходе теоретического анализа выявлено, что виртуальная реальность для человека создает возможность получать перцептивный опыт, аналогичный получаемому в реальном мире. В статье описаны экспериментальные исследования в области психологии с применением технологий виртуальной реальности. Проблемой остается недостаточная изученность психофизиологических

механизмов эмоционального реагирования личности на смену реальности.

Ключевые слова: виртуальная реальность, виртуальное пространство, киберпро-странство, эмоциональное реагирование, ки-берпространство.

SUMMARY

The article is devoted to the consideration of philosophical and psychological approaches to the definition of virtual reality, highlighting the essence of the concept of "virtual reality" and its levels. Theoretically, it has been revealed that virtual reality creates an opportunity for a person to receive a perceptual experience similar to that obtained in the real world. The article describes experimental research in the field of psychology using virtual reality technologies. The problem remains the lack of knowledge of the psycho-physiological mechanisms of the emotional response of the individual to the change of reality.

Key words: virtual reality, virtual space, cyberspace, emotional response, cyberspace.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авербух Н. В. Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде // Вопросы психологии. - 2010. - № 5. -С. 105-113.

2. Баева Л. В. Виртуализация жизненного пространства человека и проблемы игровой интернет-зависимости // Философские проблемы информационных технологий и жизненные практики человека. - 2016. - № 1 (11). - С. 8-19.

3. Барабанщиков В. А., Селиванов В. В. Взаимодействие субъекта и виртуальной реальности: психическое развитие и личностная детерминация: монография. - М.: Универсум, 2019. - С. 479.

4. Войскунский А. Е., Меньшикова Г. Я. О применении систем виртуальной реальности в психологии [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2008. - № 1. - URL: https://cy-berleninkaru/article/n/o-primenenii-sistem-vir-tualnoy-realnosti-v-psihologii (дата обращения: 12.02.2023).

5. Волов А. Г. Философский анализ понятия «киберпространство» // Философские проблемы информационных технологий и жизненные практики человека. - 2011. - № 2. -С. 49-50.

6. Кирик Т. А. Виртуальная реальность и ее онтологические прототипы. - Курган: КГУ, 2007. - 134 с.

7. Коловоротный С. В. Виртуальная реальность: манипулирование временем и пространством [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. -№ 1. - URL: https://cyberpsy.ru/articles/virtual-iealityl-time-space/ (дата обращения: 11.02.2023).

8. Лучинкина А. И., Лучинкина И. С., Сичкориз Н. В. Особенности эмоционального реагирования личности с сильным типом ВНД на смену реальности [Электронный ресурс] // Гуманитарные науки. - 2021. - № 2 (54). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobenno-sti-emotsionalnogo-reagirovaniya-lichnosti-s-sil-nym-tipom-vnd-na-smenu-realnosti (дата обращения: 14.02.2023).

9. Лучинкина А. И., Лучинкина И. С., Сич-кориз Н. В., Умерова А. И. Эмоциональное реагирование личности на смену реальности // Человеческий капитал. - 2021. - № 7 (151). -С. 150-158.

10. Лучинкина А. И. [и др.]. Особенности мотивационной сферы интернет-пользователей с разным уровнем эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] // Гуманитарные науки. - 2022. - № 3 (59). - URL: https://cyber-leninkaru/article/n/osobennosti-motivatsionnoy-sfery-internet-polzovateley-s-raznym-urov-nem-emotsionalnogo-intellekta (дата обращения: 14.02.2023).

11. Моторина Л. Е., Черняева Г. В. Психологическая виртуальная реальность в компьютерной интерактивной среде [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. -2020. - Т. 11. - № 1. - С. 8-26. - URL: https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2020_ n1/sps_2020_n1_Motorina_Cherniaeva.pdf (дата обращения: 11.02.2023).

12. Носов Н. А. Виртуальная психология. - М.: Аграф, 2000. - 432 с.

13. Петлин М. А. Социально-философские аспекты киберпространства // Вестник Омского университета. - 2014. - № 3. - С. 78-90.

14. Селиванов В. В. Психология виртуальной реальности: учебное пособие. - Смоленск: Издательство СмолГУ, 2015. - 152 с.

15. Серавин А. И. Виртуальная психология: определение предметной области и выявление методологических особенностей [Электронный ресурс] // Лаборатория эволюционной и исторической психологии А. Серавина. -URL: http://www.seravin.narod.ru/virt.html (дата обращения: 12.02.2023).

16. Соловов Д. Н. Понятие виртуальности в философии средневековья [Электронный ресурс] // Вестник РУДН. Серия: Философия. - 2010. - № 4. - URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/ponyatie-virtualnosti-v-filosofii-sie-dnevekovya (дата обращения: 11.02.2023).

17. Фома Аквинский. Сумма теологии [Электронный ресурс] // Антология мировой философии. - 1969. - С. 850-851. - URL: https://philosophy.ru/upload/iblock/233/23351d1 d5157b6847e8dacb1f19d9c34.pdf (дата обра-ще-ния: 09.02.2023).

18. Хозе Е. Г. Виртуальная реальность и образование [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. - 2021. -Т. 10. - № 3. - URL: https://cyberpsy.ru/articles/ virtualnaya-realnost-obrazovanie/ (дата обращения: 12.02.2023).

19. Banos R. M., Liano V., Botella C. et al. Changing induced moods via virtual reality // Persuasive technology: Proceedings of First International conference on persuasive technology for human wellbeing (May 2006, Eindhoven, The Netherlands) // Lecture Notes in Computer Science. - Vol. 3962. - Springer, 2006.

20. Brooks B. M., Attree E. A., Rose F. D. An evaluation of virtual environments in neurological rehabilitation // Proceedings of the British Psychological Society. - 1997. - Vol. 5. -Р. 121.

21. Cutmore T. R. H., Hine T. J., Maberly K.J. et al. Cognitive and gender factors in4 fluen-cing navigation in a virtual environment // Intern. J. of Human4Computer Studies. - 2000. -Vol. 53. - № 2.

22. Foa E.B., Gillihan S.J., Biyant R.A Challenges and successes in dissemination of evidence-based treatments for posttraumatic stress: Lessons learned from prolonged exposure therapy for PTSD // Psychological Science in the Public Interest, Supplement. - 2013. - № 14. -P. 65-111.

23. Messing R., Durgin F. H. Distance perception and the visual horizon in head4moun4 ted displays // ACM Transact. on Applied Percept. - 2005. - Vol. 2. - № 3.

24. Riva G. Virtual reality // Wiley encyclopedia of biomedical engineering. - N.Y., 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. К. Малахаева, Д. О. Яговитин

УДК 159.9.072/ 355/359

АГРЕССИВНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИКОВ МВД, КОМАНДИРУЕМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНО-ОПЕРАТИВНЫХ ЗАДАЧ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

Олужба в правоохранительных органах относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь как отдельных людей, так и больших социальных групп. Она носит экстремальный характер и связана с интенсивной коммуникацией с различными слоями населения, в том числе с антисоциальными и криминальными элементами. Специфика служебной деятельности правоохранительных органов способствует повышению уровня агрессивности личного со-

става, что может серьезно влиять на внутренние взаимоотношения в рабочем коллективе, тем более в стрессовых обстоятельствах во время выполнения служебно-оперативных задач в особых условиях. Особые условия в деятельности органов и подразделений МВД России -это специфические условия их функционирования в чрезвычайной обстановке в период участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, биолого-социального или техногенного характера при решении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств (ЧО) криминального, социально-политического или военного характера, в условиях обеспечения правового режима контртеррористической операции (КТО), участия в организации и ее проведении, особого правового режима чрезвычайного положения (ЧП), особого правового режима военного положения (ВП), ведения гражданской и территориальной обороны, обеспечения мобилизационной готовности в предвоенное и военное время.

Опасность чрезмерной агрессии вовремя и после выполнения заданий в особых условиях, отсутствие необходимых рекомендаций со стороны психологов может создавать предпосылки к межличностным конфликтам, посттравматическому стрессовому расстройству, может ухудшать психологический климат в коллективе, понижает уровень доверия между сотрудниками [5]. Таким образом, своевременная диагностика и профилактика агрессивности в аспекте ее взаимосвязи с межличностными отношениями в коллективе способствует формированию и закреплению адекватной модели поведения сотрудников, ориентированной на взаимопомощь и эффективное выполнение задач в особых условиях.

Обзор литературы. Проблема агрессии и агрессивности остается актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке. В научных источниках представлены три ключевые теоретические концепции агрессивного поведения: теория влечений - теория агрессии, целенаправленной как инстинкт (З. Фрейд, К. Лоренц); согласно фру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.