Научная статья на тему 'Психология управления'

Психология управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1821
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ НОРМЫ / БАЛАНС И ДИСБАЛАНС НОРМАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ / КОГНИТИВНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / FORMAL AND INFORMAL NORMS / BALANCE AND IMBALANCE OF NORMATIVE REGULATION / COGNITIVE SOCIAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бардиер Галина Леонидовна

В статье на теоретическом и эмпирическом уровнях обсуждаются модели соотношения формальных и неформальных норм в структуре когнитивного социального капитала современных российских руководителей: сбалансированность, дисбаланс с приоритетом формальных и дисбаланс с приоритетом неформальных норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formal and Informal Norms in the Structure of Cognitive Social Capital of the Head

The article discusses at the theoretical and empirical levels the models of the interrelation of formal and informal norms in the structure of the cognitive social capital of modern Russian leaders: balance, imbalance with the priority of formal and imbalance with the priority of informal norms.

Текст научной работы на тему «Психология управления»

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 3. С. 27-32. УДК: 331(075.4)

DOI 10.25513/2410-6364.2018.3.27-32

Г. Л. Бардиер

ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ НОРМЫ В СТРУКТУРЕ КОГНИТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ*

В статье на теоретическом и эмпирическом уровнях обсуждаются модели соотношения формальных и неформальных норм в структуре когнитивного социального капитала современных российских руководителей: сбалансированность, дисбаланс с приоритетом формальных и дисбаланс с приоритетом неформальных норм.

Ключевые слова: формальные и неформальные нормы; баланс и дисбаланс нормативной регуляции; когнитивный социальный капитал.

G. L. Bardier

FORMAL AND INFORMAL NORMS IN THE STRUCTURE OF COGNITIVE SOCIAL CAPITAL OF THE HEAD

The article discusses at the theoretical and empirical levels the models of the interrelation of formal and informal norms in the structure of the cognitive social capital of modern Russian leaders: balance, imbalance with the priority of formal and imbalance with the priority of informal norms.

Keywords: formal and informal norms; balance and imbalance of normative regulation; cognitive social capital.

В социальной психологии малых групп и коллективов принято выделять формальную и неформальную структуры, в основе которых лежат формальные и неформальные отношения в группе. В некоторых случаях формальные отношения называют вертикальными, а неформальные - горизонтальными. Это удобно, когда речь заходит о нормативной регуляция поведения сотрудников организации.

В этом случае предполагается, что формальные отношения в организациях регулируются формальными (вертикальными) нормами, в число которых входят инструкции, указания «сверху», различного рода циркуляры, производственные планы, должностные обязанности и т. п.

В основе неформальных отношений лежат неформальные (горизонтальные) нормы, ориентированные на личностные особенности

членов группы, на их потребности, мотивы, симпатии и антипатии, на групповую атмосферу, корпоративную культуру и т. п.

При этом в число членов группы (организации) включаются и рядовые сотрудники, и руководители - формальные (по должности) и неформальные (лидеры).

В социальной психологии также принято считать, что «результативность трудовой группы определяется степенью гармонии ее формальной и неформальной структур» [1, с. 177]. Это означает, что формальные и неформальные нормы в идеале должны быть сбалансированы.

Понимание важности и ценности такого баланса касается всех сотрудников, но в первую очередь, конечно, руководителей. Более того, можно сказать, что баланс формальных и неформальных норм - это одна

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-013-005 32\18

© Бардиер Г. Л., 2018

из определяющих ценностных ориентаций идеального руководителя. В то же время баланс является и хорошим механизмом достижения гармонии между формальной и неформальной структурами, и эффективным инструментом управления отношениями между сотрудниками в организации.

Умение ориентироваться как на формальные (вертикальные), так и на неформальные (горизонтальные) нормы - это опыт, это понимание, это накопленный ресурс, который можно с пользой применить в будущем.

Идеальная модель - нормативный баланс. Другие модели - это модели дисбаланса, первая - с приоритетом ориентации на вертикальные нормы, вторая - с приоритетом норм горизонтальных. Для организаций вторая модель в большинстве случаев не подходит, поскольку руководитель по своей должности не может себе позволить занимать позицию неформального лидера и ориентироваться преимущественно на неформальные отношения между своими подчиненными. А вот модели нормативного баланса и вертикально-ориентированного дисбаланса вполне реалистичны.

Рассматривая эти две модели как накопленный ресурс, мы включаем их в структуру когнитивного социального капитала руководителя.

Как известно, в состав когнитивного социального капитала принято включать три компонента: и нормы, и отношения, и ценности [2-5].

Мы же полагаем, что в качестве ведущего и определяющего компонента когнитивного социального капитала целесообразно рассматривать именно нормативный баланс, по-

скольку именно он влияет на интерпретацию ситуации, самоопределение в ней и последующее принятие рациональных решений.

Для полноты картины добавим, что при таком подходе компонент «отношения» целесообразно рассматривать в качестве ведущего компонента скорее эмоционального социального капитала. В структуре эмоционального социального капитала отношения также могут обеспечивать баланс или приводить к дисбалансу, в данном случае - прагматического расчета и доверия. О том, что доверие является одной из количественных характеристик социального капитала, также известно [5; 6].

Соответственно, ценностные ориентации могут рассматриваться как ведущий компонент коммуникативного (сетевого) социального капитала и обеспечивать в его структуре, например, баланс ассертивности (как направленности на себя) и толерантности к разнообразию (как направленности на других). О том, что в состав социального капитала входят ассертивность и толерантность к разнообразию, также известно [7-10].

Таким образом, мы выделяем в структуре социального капитала три его вида: эмоциональный (ЭСК), когнитивный (КгСК) и коммуникативный (КмСК, синонимы - интерактивный, сетевой капитал). Каждый вид подразделяется на два подвида - сбалансированный и дисбалансный. Эмоциональный социальный капитал в своей основе имеет ось баланса прагматизма и доверия, когнитивный социальный капитал - ось формального и неформального нормирования, коммуникативный социальный капитал - ось ассертивности и толерантности к разнообразию (см. рис. 1).

Доверие —

ЭСК

Неформ. нормы —

КгСК

Толерант. к разнообразию

КмСК

Прагматизм

Форм.нормы

Ассертивность

Рис. 1. Оси баланса трех видов социального капитала: эмоционального, когнитивного, коммуникативного

Как видно на рисунке, мы на концептуальном уровне предлагаем применительно к структуре социального капитала в целом рассматривать девять моделей: три сбалансированных и шесть дисбалансных. 28-

Наше эмпирическое исследование посвящено изучению моделей, касающихся когнитивного социального капитала (КгСК). Предмет исследования - соотношение формальных и неформальных норм в структуре

Формальные и неформальные нормы в структуре..

когнитивного капитала современных российских руководителей. Объект исследования -руководители одного из современных государственных бюджетных наукоемких производств (сфера электроники) Санкт-Петербурга (п = 42). Все испытуемые - мужчины молодого и среднего возраста. Исследование проведено совместно с психологом О. З. Га-рибовой.

Гипотеза исследования сводилась к предположению о том, что современные российские руководители в своем большинстве обладают когнитивным социальным капиталом, в структуре которого формальные и неформальные нормы сбалансированы.

Планируя исследование, мы предположили, что наиболее ярко эта структура когнитивного социального капитала будет проявляться в особенностях принятия решений, когда у руководителя возникает мотивацион-ный конфликт, связанный с его ориентацией на формальные (вертикальные) и / или неформальные (горизонтальные) нормы выполнения тех или иных тестовых заданий. В экспериментальной ситуации формальные нормы определялись жесткой инструкцией. В качестве действий, ориентированных на неформальные нормы, могли выступать личные соображения, мнения, предложения по корректировке или расширению инструкции.

В качестве основного метода исследования была использована авторская методика «Дневной лабиринт» [11].

Задачная часть методики представляет собой осуществление на уровне принятия решений планирования руководителем собственной активности (действий, перемещений и др.) в течение дня.

Инструкция к методике задает мотиваци-онный контекст (конфликтуют мотивы лич-ностно-, семейно- и производственно-ориентированные) и предлагает исходный перечень дел, которые следует выполнить за день, иногда с указанием предпочтительности их исполнения. Так, например, личностно-ориен-тированные дела - это посещение бассейна, регулярный прием пищи, встреча с психологом; семейно-ориентированные дела -посещение школы (родительское собрание), кредитной организациии (оплата коммунальных услуг), больницы (родственник заболел), детского дома (благотворительная помощь), театра (выход в свет с супругой); производственно-ориентированные дела - различные

совещания, написание отчета, изучение литературы, участие в переговорах.

К инструкции предлагается план города, по которому руководитель должен передвигаться в течение дня, и указываются на плане временные параметры всех посещений и перемещений, обязательных или условно удобных для исполнения заданных дел. Параметры расстояний между пунктами посещения заданы в виде временных интервалов из расчета передвижения на автомобиле.

Как уже было сказано, испытуемому предлагается принять решение о том, как будет выглядеть его дневная занятость и маршруты перемещений, а затем попытаться обосновать свои решения, то есть, аргументировать, почему дела, заданные инструкцией, распределены именно таким образом (либо почему какие-то из дел в обязательном порядке выполнены, в то время как другие проигнорированы, выполнены с нарушением инструкции, не в полном объеме, с привлечением дополнительных ресурсов и т. п.).

В качестве стимульного материала испытуемому предлагался план города с указанием мест посещений, заданных инструкцией, и расходов времени на перемещения. Время работы некоторых мест посещений, а также время, которое можно там потратить, обозначены на отдельных карточках. Для фиксации принятых решений предлагались специально разработанные бланки. На выполнение задания обычно отводилось не более 30-40 минут. Как правило, этого времени испытуемым бывало достаточно для принятия нужных решений.

Для обработки результатов также были созданы специальные бланки, куда заносились следующие качественные показатели выполнения задания:

- общая оценка продуктивности (полноты, реалистичности, безошибочности) и непродуктивности (неполноты, нереалистичности, ошибочности) принятых решений;

- соотношение решений, ориентированных на формальные и неформальные нормы, т. е. решений, жестко следующих инструкции, и решений, дополняющих инструкцию не противоречащими ей альтернативами преимущественно за счет обращения к неформальным отношениям и применения норм, регулирующих эти отношения;

- мотивационные предпочтения (производственно-ориентированные мотивы, регу-

ISSN 2410-6364

лируемые вертикальными нормами, и мотивы семьи, заботы о себе, регулируемые более гибкими горизонтальными нормами);

- содержание обоснований, комментирующих принятые решения (либо факт их отсутствия).

Экспериментальная сущность методики заключается в том, что по инструкции в задачу испытуемого входит планирование дел, перечень которых заведомо избыточен. То есть задача, поставленная инструкцией, заведомо не решаема. Поэтому испытуемому, ориентированному на баланс формальных и неформальных норм, приходится принимать решения об исключении каких-то дел (согласно своим приоритетам) либо поручать их исполнение кому-то, либо сокращать время исполнения дел, отведенное инструкцией, подвергая риску свою работу, здоровье, личное благополучие, семейную жизнь.

За время выполнения задания испытуемому предлагается вычертить свой временной маршрут на бланке и дать обоснование принятых им решений, т. е. объяснить, какие дела включены им в дневной маршрут в точном соответствии с инструкцией, какие выполнены, но не по инструкции, какие проигнорированы и почему.

В соответствии с гипотезой предполагалось, что руководители будут принимать ре-

Тот факт, что наша гипотеза не подтвердилась, означает, что в структуре когнитивно-

шения, не только строго ориентируясь на инструкцию (т. е., формально), но и частично изменяя ее (неформально). В этом случае можно будет говорить о том, что их когнитивный социальный капитал в качестве ведущего компонента включает сбалансированность формальных и неформальных норм.

Однако в данном исследовании наша гипотеза не подтвердилась. Большинство руководителей оказались ориентированы только на формальные нормы, даже, если их исполнение сугубо формально и при этом нерационально, ошибочно и даже нелепо! Так, например, один из испытуемых запланировал посещение детского дома на семь часов утра, другой - на десять часов вечера. Кто-то отметил, что у постели больного родственника проведет ровно две минуты. Кто-то планирует посетить кредитную организацию уже после ее закрытия... Что же касается игнорирований, то практически все испытуемые экономили время за счет ущемления личных интересов: пропускали бассейн, нерационально питались, никто из испытуемых не нашел времени для визита к психологу. В половине случаев такие нерациональные и ошибочные решения никак не обосновывались и вообще не комментировались.

Полученные качественные показатели мы обобщили в виде таблицы.

го социального капитала принявших участие в исследовании руководителей приоритетное

Таблица 1

Обобщение качественных показателей (методика «Дневной лабиринт»)

Показатель Варианты решений Количественная выраженность

Продуктивность Продуктивно (решения полные, реалистичные, безошибочные) 3 чел.

Малопродуктивно (частичное игнорирование или нереалистичность или ошибочность решений) 8 чел.

Непродуктивно (неполно, ошибочно, нереалистично) 31 чел.

Сбалансированность ориентации на формальные и неформальные нормы Баланс формальных и неформальных норм -

Дисбаланс с приоритетом формальных норм 42 чел.

Дисбаланс с приоритетом неформальных норм -

Мотивационные предпочтения «Работа» (организация, карьера) 2 чел.

Дом (семья) 1 чел.

Собственная личность 4 чел.

Работа, дом, личность (выполнены все или почти все дела) 16 чел.

Наличие обоснований принятых решений Обоснования есть 22 чел.

Обоснований нет 20 чел.

положение занимают формальные (вертикальные) нормы. Именно они являются основным ресурсом принятия «правильных» решений, выбора «нужных» методов управления персоналом, определения для себя жесткой вертикали партикулярных ценностей.

Как это объяснить? Рассматривать ли этот факт как некую общую закономерность? Или предположить, что это всего лишь индивидуальные различия?

Как видно из таблицы, третий тип обладателя уникального когнитивного социального капитала в нашем эмпирическом исследовании не был обнаружен, он сконструирован нами концептуально. Для эмпирического подтверждения факта существования этого типа необходимо планирование отдельного исследования.

Отдельные исследования также было бы целесообразно посвятить изучению моделей сбалансированности полярных компонентов эмоционального и коммуникативного социального капитала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Свенцицкий А. Л. Социальная психология. -М. : Изд-во Юрайт, 2015. - 408 с.

2. Uphoff N. Understanding social capital: learning from the analysis and experience of participation // Social capital: A multifaceted perspective, 2000. - С. 215-249.

3. Uphoff N., Wijayaratna C. M. Demonstrated benefits from social capital: the productivity of farmer organizations in Gal Oya, Sri Lanka // World Development, 2000. - Т. 28, no. 11. -С.1875-1890.

4. Демчук Д. Б. Измерение когнитивного социального капитала в организации: подходы и методы // Ин-т психологии РАН. Социальная

Формальные и неформальные нормы в структуре...

Мы полагаем, что в первом случае этот, как отмечают некоторые наблюдатели [5; 13; 12], несбалансированный в сторону приоритета формальных норм когнитивный социальный капитал является наследием нашего партикулярного тоталитарного прошлого.

Если же принимать во внимание возможные индивидуальные различия, то мы предлагаем на концептуальном уровне использовать следующую типологию (см. табл. 2).

и экономическая психология. - 2017. - Т. 2, № 2. - C. 165-184.

5. Социальный капитал личности / Л. Г. Почебут, А. Л. Свенцицкий, Л. В. Марарица и др. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 250 с.

6. Почебут Л. Г. Психология общества и социальный капитал // Вестник СПбГУ. - 2011. Сер. 12, вып. 1. - С. 18-25.

7. Fukuyama F. The Social Capital and Civil Society. - New York, 2000. - 37 p.

8. Nahapiet J., Ghoshal S. Social capital, intellectual capital, and the organizational advantage // Academy of management review. - 1998. Vol. 23. - № 2. - P. 242-266.

9. Putnam R. Democracies in Flux: The Evolution of Social Capital in Contemporary Society. -Oxford: Oxford University Press, 2002. - 304 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. - 2001. - № 3. - С. 122-139.

11. Бардиер Г. Л. Бизнес-психология. 2-е изд. -СПб. : Изд-во РХГА, 2014.

12. Busse S. Post-Soviet Social Capital: Evidense from Ethnograpfy / Presented at ASA Annual meeting. August 2001, Anaheim, CA, revised. 2001, July.

13. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и сотворение благоденствия // Неприкосновенный запас. - 2001. - № 2 (16). -С. 58-64.

Таблица 2

Типология обладателей нормативно сбалансированного и дисбалансного когнитивного социального капитала

Обозначение типа Продуктивность принимаемых решений Сбалансированность формальных и неформальных норм Наличие мотивационных приоритетов Обоснованность принимаемых решений

Фиктивно-демонстративный непродуктивны Дисбаланс в сторону формальных норм нет нет

Ресурсный продуктивны Баланс формальных и неформальных норм есть есть

Непреклонный непродуктивны Дисбаланс в сторону неформальных норм нет нет

ISSN 2410-6364

Информация о статье Дата поступления 10 августа 2018 Дата принятия в печать 24 сентября 2018

Сведения об авторе

Бардиер Галина Леонидовна - д-р психол. наук, профессор кафедры культурологии и общегуманитарных дисциплин Невского института языка и культуры (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: galinabardier@yandex.ru.

Для цитирования

Бардиер Г. Л. Формальные и неформальные нормы в структуре когнитивного социального капитала руководителя // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 3. С. 27-32. DOI 10.25513/2410-6364.2018. 3.27-32.

Article info

Received August 10, 2018 Accepted

September 24, 2018 About author

Bardier Galina Leonidovna - Doctor of Psychology, Professor of the Department of Culturol-ogy and Humanities Disciplines, Nevsky Institute of Language and Culture (St. Petersburg, Russia). E-mail: galinabardier@yandex.ru.

For citations

Bardier G. L. Formal and Informal Norms in the Structure of Cognitive Social Capital of the Head. Herald of Omsk University. Series «Psychology», 2018, no. 3, pp. 27-32. DOI 10.25513/ 2410-6364.2018.3.27-32. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.