Научная статья на тему 'Психология тренинговых групп как Прикладная область социально-психологической науки'

Психология тренинговых групп как Прикладная область социально-психологической науки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1384
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТЫ ТРЕНИНГОВОЙ АКТИВНОСТИ / PSYCHOLOGICAL TRAINING GROUPS / SOCIAL PSYCHOLOGICAL TRAINING / COMMUNICATION / PSYCHOLOGY INFLUENCE / SOCIAL-PSYCHOLOGY TRAININGS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макаров Юрий Васильевич

Статья раскрывает содержание психологии тренинговых групп, как новой, прикладной области социально-психологической науки. Автор описывает процесс тренинга, как использование культурно созданного и накопленного социально-психологического опыта, а не как развертывание естественно заложенного социального процесса. Развёртывается тезис о том, что в оценке эффективности тренинговой работы значимую роль играют субъективные факторы, личные особенности как разработчиков и ведущих тренинговых программ, так и их участников. Автор понимает тренинговую группу, как целостную микросоциальную систему в рамках межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training Groups Psychology, As A Practical Area Social-Psychology Science

The articles open psychology training groups’ content, as a new, practical area social-psychology science. Author an analysis training process, which use makes culture social-psychology experience. The article devoted of psychological training, in effective which, plays great role subjective factors, personal peculiarity’s psychological training as a groups leaders with a participant’s.

Текст научной работы на тему «Психология тренинговых групп как Прикладная область социально-психологической науки»

Ю. В. Макаров

психология ТРЕНИНГОВЫХ групп КАК ПРИКЛАДНАЯ ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Психология тренинговых групп — новая область социально-психологической науки, которая является по сути интегративной, поскольку формируется на пересечении таких направлений, как психология общения, психологические исследования малой группы, социальная психология личности, теория и методология психологического тренинга. Термин «психология тренинговых групп», хотя и обладает новизной, в определенном смысле является традиционным для социальной психологии, как и само понятие «социальная группа». Буквально с конца XIX — начала XX вв., групповое общение, личностные изменения, происходящие в группе, сама группа как субъект целенаправленной активности становятся одной из основных областей социальной психологии. С этого периода исследуются проблемы группового развития; специфика групповых процессов и феноменов; процессы, обеспечивающие стабильность и эффективность групповой деятельности. В это же время изучаются проблемы группового руководства и лидерства, групповая дифференциация, структура группового взаимодействия, взаимоотношения в группе, влияние группы на личность участника, влияние индивидуально-психологических особенностей личности на групповой процесс 1

Тренинговая группа, может быть определена как малая группа, участники которой находятся в непосредственном общении и взаимодействии в ходе психологического тренинга определенной направленности. В системе интеракционистской ориентации малая группа рассматривается, чаще всего, как определенная система взаимодействия между людьми. В рамках когнитивистской ориентации определение малой группы опирается на то, что в ней возникают элементы групповой когнитивной структуры, под которыми, как правило, понимают нормы и ценности. Г. М. Андреева уделяет большое внимание такой характеристике малой группы, как оформление общественных отношений в форме личных контактов. Исследовательница рассматривает малую группу как элементарное звено структуры социальных отношений, своеобразную функциональную единицу в системе общественного разделения труда 2.

1 Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы.— М., 1991.— С. 72.

2 Андреева Г. М. Социальная психология.— М., 2000.

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Том 14. Выпуск 1

245

В отечественной социальной психологии традиционно важным в определении малой группы представляется понимание того, что она существует в определенной системе общественных отношений и выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности. Так, А. В. Петровский считает, что иерархически выстроенная многоуровневая система активности, состоящая из различных слоев (страт), выступает важнейшим системообразующим признаком социально-психологических процессов, происходящих в группе 3. Первый поверхностный слой образован совокупностью межличностных отношений непосредственной зависимости, теми слоями, взаимодействиями и эмоционально личностным контактами, которые не опосредованы содержанием совместной деятельности. Примерами активности этого уровня являются: взаимные симпатии и антипатии, взаимная привлекательность и непривлекательность и т. п. Второй, более глубокий, слой составляют взаимоотношения, опосредованные ценностными характеристиками групповой деятельности. Развитость этого слоя справедливо считают показателем уровня развития группы. Высокая степень совпадения позиций, мнений, взглядов индивидов по вопросам, значимым для группы создается не в результате частоты эмоциональных контактов, а является итогом активной совместной групповой деятельности. Третий, наиболее глубокий, «ядерный» слой образуется отношениями зависимости. Он определяется конкретной, целенаправленной деятельностью всей группы: ее целями, задачами, местом в системе социальных отношений общества.

Указанные представления о малой группе являются своеобразным «стержнем», вокруг которого концентрируется методический и технический инструментарий социально-психологического тренинга. Реальный психологический контакт и взаимодействие в ходе социально-психологического тренинга опирается на такие моменты групповой жизни, как: восприятие членами группы отдельных партнеров и группы в целом, мотивация членов группы, определение групповых целей, установление организационных (структурных) характеристик группы, отношения взаимозависимости и взаимодействия членов группы 4. Исходя из этого, можно говорить о том, что тренинговую группу можно понимать как целостную микросоциальную систему в рамках межличностных отношений.

В рамках социальной психологии теория исследования малых групп, а также исследования взаимовлияния членов тренинговой группы, ролевого взаимодействия в тренинговой группе, групповой динамики, групповых процессов и эффектов тренинга положили начало изучению эффективности тренингового воздействия. Наиболее важным здесь стал факт, что практически все социальные воздействия на отдельную личность опосредованы малыми группами, в которые она входит.

В центре внимания социальной психологии личности находятся взаимоотношения человека с окружающими его людьми, оказывающие влияние на непрерывный процесс становления его личности. В социальной психологии личности также выделяется специфический аспект рассмотрения проблем психологии малой группы: лидерство, эмоциональные связи между членами группы, принятие ими ролевых позиций и др., но при этом предполагает и анализ индивидуальных социально-психологических качеств личности.

Применительно к психологии тренинговых групп наиболее важными представляются, прежде всего, исследования мотивационных и ценностно-смысловых

3 Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив.— М., 1982.

4 Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы.— М., 1991.— С. 318.

детерминант участия в тренинге. Действительно, социальная психология личности занимается вопросами социализации как усвоения и воспроизводства индивидом норм, ценностей и обычаев своего общества.

Для нас первоочередную важность имеет вопрос о том, как через посредство тренинговой группы происходит процесс взаимодействия групповых и личных норм, целей, ценностей и каким образом на этот процесс могут повлиять социальнодемографические, социокультурные характеристики участников. Психологический тренинг, как и любой другой результат человеческой деятельности, имеет социокультурную природу. В этом плане можно говорить о том, что процесс тренинга представляет собой использование культурно созданного и накопленного опыта, а не развертывание естественно заложенного процесса. Огромную роль здесь будут играть субъективные факторы, личные особенности как разработчиков и ведущих тренинговых программ, так и их участников. Именно поэтому социальная психология личности уделяет особое внимание происхождению и реализации социальных установок личности (аттитюдов), определяющих ее готовность вести себя тем или иным образом в определенных ситуациях, связанных с общением. Для психологии тренинговых групп это направление исследований связано с изучением влияния жизненных ориентаций, субъективного опыта в целом, индивидуальных диспозиций к инновациям на тренинговое участие в целом и на выбор тренинговой группы конкретной направленности в частности.

Основным принципом социальной психологии личности, остается неотделимость личности от ее целеустремленной активности. Отчасти это проблема и мотивации социального поведения, под которым подразумевается форма активности человека в обществе и социальных группах, направленная на поддержание и развитие этого общества, групп и самой личности. Регуляторами социального поведения на уровне личности являются ее социальные установки, психологические особенности, ценности, потребности и мотивы. Таким образом, психология тренинговых групп не может обойти проблему мотивации участия личности в различных видах тренингов.

Психология общения как универсальное явление человеческого существования является условием приобщения индивида к социокультурным ценностям, его личностного становления, активного взаимодействия с социальным, предметным и природным миром. Благодаря общению, можно говорить о человеческом сообществе, регуляции совместной деятельности, инструменте познания, основе сознания и самоопределения для отдельного человека.

Роль общения в жизни человека хорошо иллюстрируется высказыванием У Джеймса: «...для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным» 5. В его мысли отражена идея о том, что общение выступает одним из важнейших инструментов в социализации человека, способом его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей. Вследствие этого общение может рассматриваться как главный канал взаимодействия людей, вне реализации которого замедляется, тормозится, а иногда и деформируется развитие личности 6.

Проблема взаимосвязи общения и деятельности, в том числе и в рамках тренинговых групп, является ключевой для социальной психологии. Так, в монографии

5 Ефимова Н. С. Психология общения. Практикум.— М., 2006.— 192 с.— С. 8-14.

6 Там же. С. 8-14.

В. Н. Панферова общение рассматривается в качестве формы человеческой деятельности, а также как условие совместной жизнедеятельности и источник социальнопсихологических явлений 7. Анализ общения как формы человеческой деятельности осуществлялся на основе следующих положений:

1. Общению присущи основные функции человеческой деятельности (коммуникативная, информационная, когнитивная, эмотивная, конативная, креативная), представляющие единство психических, социально-психологических и социальных функций взаимодействия человека с человеком. В то же время разнообразные классификации функций общения сами выступают основой для определения как видов, так и целей психологического тренинга. Эта мысль отражена еще в монографии Л. А. Петровской, первой фундаментальной в нашей стране работе по данной теме, в которой раскрываются теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга 8. Психологический тренинг рассматривается исследователем как форма психологического воздействия в процессе группового общения. Этому же автору принадлежит мысль выделять виды тренинга в соответствии с функциями общения — интерактивной, перцептивной и коммуникативной.

2. Общение — это единство информационно-коммуникативной и психологической деятельности, реализуемое средствами обмена знаниями, отношениями и чувствами между людьми в целях согласования совместной жизнедеятельности.

3. Общение является механизмом регуляции предметно-практического взаимодействия людей, формой координации индивидуальных усилий всех участников общественно-трудового процесса. В этом смысле общение является процессом воздействия людей друг на друга. Данный процесс осуществляется через обмен субъективными представлениями о ситуации и впечатлениями партнеров друг о друге, а также через обмен мнениями о рациональных и необходимых путях решения общей задачи.

4. Общение как информационно-коммуникативная деятельность совершается средствами и способами взаимосвязи и взаимопроявления людей в процессе приема-передачи сообщений.

5. Общение как психологическая деятельность включает взаимопознание, взаимоотношения, взаимовлияние людей, где предметом взаимодействия становятся психологические качества личности.

Анализ общения в качестве условия совместной жизнедеятельности предполагает следующие положения: во-первых, содержательным компонентом общения в качестве условия человеческой жизнедеятельности являются взаимоотношения; во-вторых, взаимоотношения, являясь вторичными условиями совместной деятельности, оказывают влияние на эффективность производства, обучения, воспитания людей, на формирование и развитие личности; в-третьих, взаимоотношения устанавливаются средствами и способами взаимосвязи, взаимопроявления, взаимопознания и взаимовлияния людей в процессах согласования взаимодействия. При этом взаимоотношения определяются как социально-психологические явления, возникающие вследствие синтеза общественных отношений и форм взаимосвязи, взаимовыражения, взаимо-познания, взаимовлияния и взаимоприятие людей в совместной деятельности.

7 Панферов В. Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореферат дисс. ... доктора психологических наук.— Л., 1983.— С. 19.

8 Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.— С. 168.

Мы полагаем, что указанные положения представляют собой теоретико-методологическую основу психологии тренинговых групп, поскольку в них задается система теоретических понятий, относящихся к обобщенному социально-психологическому знанию.

Тем не менее, уже имеющееся в теории знание в применении к социально-психологическому тренингу претерпевает трансформацию и подвергается научной оценке. Необходимость подвергать теоретико-методологическому анализу психологические практики обосновывалась ещё в работах Л. С. Выготского, Ф. Е. Василюка и др. 9 В то же время существует много исследований, посвященных методологическим вопросам тренинга, его методам, эффективности, принципам, границам, сценарным компонентам, роли тренера и т. д. 10

Нам представляется, что наиболее глубокие философские основания тренинга «как метода преднамеренных изменений, опирающиеся на представления о постоянной изменчивости мира и живущего в нем человека, которой в равной степени присущи спонтанность и детерминированность взаимодействующими между собой внешними и субъективными факторами» 11, выделены в фундаментальном исследовании

С. И. Макшанова. Автор отмечает, что субъектность человека позволяет ему осознанно выбирать тренинг как метод личностного саморазвития, причем специфика данного метода будет определяться осознанностью, обоснованностью выбора и готовностью нести за него ответственность. Исследователь указывает на системную детерминацию личностных изменений в ходе тренинга, представляющую собой взаимодействие субъективных и средовых факторов. Также С. И. Макшанов определяет метакритерии оценки теоретических основ тренинга через категории психологического времени, пространства, необходимости и адекватности волевого усилия, а также этичности.

Еще одним аспектом теоретико-методологических основ психологии тренинговых групп выступают идеи Е. В. Сидоренко о технологии психологического воздействия 12. Как известно, психологическое воздействие, или влияние на личность понимается как изменение психологического состояния человека, его поведения и личностно-смысловых образований другим человеком или группой людей 13. Категория «психологическое воздействие» впрямую относится к прикладным аспектам психологии тренинговых групп, поскольку понимание механизмов и средств психологического воздействия

9 Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 тт.— Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского.— М., 1982; Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии.— 1996.— № 6.— С. 25-40; Недбаева С. В. Становление и развитие личностно-ориентированной психологической практики в российском образовании. Дис. ... д-ра. психол. н.— Ставрополь, 2001; Карицкий И. Н. Современные психологические практики: содержание, основания, классификации. Учебно-методическое пособие.— Ярославль, 2002.

10 Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие.— СПб., 2004; Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие.— СПб., 2006.

11 Макшанов С. И. Психология тренинга в профессиональной деятельности. Дис. ... д-ра психол. наук.— М., 2002.— С. 86.

12 Сидоренко Е. В. Технология создания тренинга от замысла к результату.— СПб.: Издательство «Речь»; ООО «Сидоренко и К°», 2007.— С. 336.

13 Ковалев Г. А. О системе психологического воздействия (К определению понятия) // Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. научн. тр.— М., 1989; Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов.— М., 1975.

на личность и позволяет проектировать как конкретные тренинговые процедуры, так и его общую композицию. Е. В. Сидоренко, в своих исследованиях говорит о технологии психологического влияния, прежде всего словом, влиянии открытом и открыто адресованном к интеллектуальным возможностям человека. Такое влияние способствует развитию и сохранению: 1) дела; 2) деловых отношений; 3) личностной целостности участников. Цивилизованное психологическое влияние свободно от силовых и обманных приемов, лишено эмоциональных всплесков, волнений и страха.

Для более четкой проработки теоретико-методологических проблем тренинга необходим учет его характеристик, которые сформировались в последние годы. Приведем в этой связи классификацию характеристик современных психологических тренингов Л. Э. Черкашиной 14:

— Проходят, как правило, в интенсивном режиме, в короткий срок: от 1-го до 4-х дней (чаше подряд).

— Обладают более высоким уровнем организации. Например, используя систему ассистирования, ко-тренерство, множественность процессов и ритуалов между упражнениями, учитывая различные внешние факторы тренинга и т. д.

— Носят коммерческий характер: обязательность оплаты, а в некоторых случаях высокая цена, не дают участникам расслабляться, стимулируют желание получить максимум пользы.

— Предлагают дальнейшую систему развития и поддержки: это могут быть ассистирование на последующих программах, «семейные встречи», прохождение дополнительных курсов, пост-тренинг и др.

— Больше нацелены на результат, обладают большей глубиной. Сейчас можно отметить тенденцию, что тренеры применяют всё более глубокие, терапевтичные упражнения.

— Формируют особый дух тренинга: свободы, веселья и собственного достоинства, искренности и ответственности за свою жизнь.

— Акцентируют внимание на осознанном, ответственном отношении к своей жизни и поступкам.

— Больше активизируют, повышают энергетический потенциал участников. Глубокий тренинг — объективно место снятия блоков психологического и, соответственно, энергетического напряжения.

— В большей степени изменяют качество и повышают уровень уже имеющихся у человека знаний о себе и межличностных отношениях, больше меняют угол зрения на уже известное.

— Активнее внедряют идею о желательности проявлять себя в жизни по-разному, значительно расширяют картину мира.

— Обязательно работают с психологическими защитами, мешающими разрешению проблем.

— Активно пропагандируют наполненность жизни.

— Преимущественно активизируют, нежели расслабляют.

— Акцентируют внимание клиентов на их выборе и ответственности за свою работу на курсе: тренер обязательно оговаривает право участников выбрать иные представления, действия и т. д., нежели были предложены на тренинге.

14 Черкашина Л. Э. Отличительные черты современных и традиционных психологических тренингов // Научный журнал КубГАУ — Краснодар: КубГАУ, 2006 — № 04 (20). С. 48-49.

— Широко и обязательно применяют юмор.

— Применяют множественность ролей тренера. Ведущие сейчас более свободны в выборе стратегии своего поведения в ходе тренинга.

— Демонстрируют более высокую активность тренера.

— В целом более приближены к повседневной реальности, «очеловечены».

— Предлагают религиозные, эзотерические или философские взгляды.

— Работают над принятием участника своих ошибок и несовершенства.

Осмысление классических и современных работ в области обобщенного социальнопсихологического знания особенностей межличностного взаимодействия, позволило нам в широком смысле определить предметную область психологии тренинговых групп, которую мы определяем, как исследование специфики взаимодействия человека (группы, организации) с миром тренинговых технологий.

Исходя из этого, основными задачами психологии тренинговых групп выступают, во-первых, анализ теоретических проблем и методических особенностей применения социально-психологического тренинга в лабораторных и естественных группах, во-вторых, изучение групповых процессов и групповой динамики в лабораторных и естественных тренинговых группах, в-третьих, разработка программ психологической диагностики и посттренингового сопровождения участников тренинговых групп и, в-четвертых, исследование социально-психологических детерминант выбора тренинговых технологий как способа саморазвития.

Вслед за изложением задач целесообразно выделить структуру данного направления, включающего в себя четыре области: психологию общения в тренинговой группе; психологию групповых процессов в тренинге; психологию отбора и пост-тренингового сопровождения; психологию личности участников тренинговых групп (рис. № 1).

Основная задача исследований психологии общения в тренинговой группе состоит в теоретическом и экспериментальном изучении возможностей использования социально-психологического тренинга в формировании социально-психологической компетентности в различных коммуникативных ситуациях.

Рисунок 1

Основные разделы психологии тренинговых групп

Психология общения в тренинговой группе

Психология тренингового отбора и посттренингового сопр овождения

Психология

тренинговых

групп

Психология групповых процессов в тренинге

Психология личности участников тренинговых групп

Психология групповых процессов в тренинге направлена на эмпирические исследования социально-психологических эффектов тренинга, специфичных для естественных и лабораторных тренинговых групп (в том числе и в различных видах тренинга). Психология отбора и посттренингового сопровождения ориентирована на разработку психологических технологий реализации и поддержания тренингового эффекта. Психология личности участников тренинговых групп связана с изучением социально-психологических детерминант тренинговой активности, как осознанного выбора тренинговых технологий в качестве средства индивидуального саморазвития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии.— 1996.— № 6.— С. 25-40.

2. Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учеб. пособие.— СПб., 2004.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 тт.— Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского.— М., 1982.

4. Ефимова Н. С. Психология общения. Практикум.— М., 2006.

5. Карицкий И. Н. Современные психологические практики: содержание, основания, классификации. Учебно-методическое пособие.— Ярославль, 2002.

6. Ковалев Г. А. О системе психологического воздействия (К определению понятия) // Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. научн. тр.— М., 1989.

7. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы.— М., 1991.

8. Макшанов С. И. Психология тренинга в профессиональной деятельности. Дис. ... д-ра психол. наук.— М., 2002.

9. Недбаева С. В. Становление и развитие личностно-ориентированной психологической практики в российском образовании. Дис. ... д-ра. психол. н.— Ставрополь, 2001.

10. Панферов В. Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореферат дисс. ... доктора психологических наук.— Л., 1983.

11. Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: Учеб. пособие.— СПб., 2006.

12. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.— С. 168.

13. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив.— М., 1982.

14. Сидоренко Е. В. Технология создания тренинга от замысла к результату.— СПб.: Издательство «Речь»; ООО «Сидоренко и К°», 2007.— С. 336.

15. Черкашина Л. Э. Отличительные черты современных и традиционных психологических тренингов // Научный журнал КубГАУ — Краснодар: КубГАУ, 2006 — № 04 (20). С. 48-49

16. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов.— М., 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.