Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ И ПОВЕДЕНИЕ ИНВЕСТОРОВ'

ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ И ПОВЕДЕНИЕ ИНВЕСТОРОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
175
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ТЕОРИЯ СТАДНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бураков Д.В.

В статье раскрываются основные положения теории стадного поведения. представляющей основу современной поведенческой экономики. Акцентируется внимание на необходимости учета эффекта стадного поведения в деятельности инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ И ПОВЕДЕНИЕ ИНВЕСТОРОВ»

Бураков Д.В., к. э. н. ассистент кафедра «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, г. Москва ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ И ПОВЕДЕНИЕ ИНВЕСТОРОВ

Аннотация

В статье раскрываются основные положения теории стадного поведения. представляющей основу современной поведенческой экономики. Акцентируется внимание на необходимости учета эффекта стадного поведения в деятельности инвесторов.

Ключевые слова: ограниченная рациональность, теория стадного поведения, поведенческая экономика

По мнению специалистов, рынок ценных бумаг - это плохо организованная толпа, которая постоянно спорит о росте или падении цен. Александр Элдер в своей книге «Как играть и выигрывать на бирже» писал, что толпа на рынке ценных бумаг постоянно переходит от безразличия к оптимизму или пессимизму и от надежды к страху».66 Многие инвесторы не следуют собственной стратегии, а позволяют влиять толпе на их мысли, эмоции, действия.

В 1841 году Чарльз Маккей написал книгу «Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы», в которой описал несколько массовых маний, в том числе тюльпаноманию. В своей книге он отмечает, что «люди сходят с ума толпами, а возвращаются к здравому рассудку медленно и по одному».67 В 1897 году французский философ Густав ЛеБон в своей книге «Психология народов и масс» пишет, что, когда отдельные люди образуют толпу, то «какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятия, их характеры и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Психологическая масса

есть новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных

68

клеток».

66 Александр Элдер. Как играть и выигрывать на бирже: Психология. Технический анализ. Контроль над капиталом = Trading for a Living: Psychology, Trading Tactics, Money Management. — М.: «Альпина Паблишерз», 2010. — 472 c. — ISBN 978-5-9614-1173-7

67 Маккей Ч. «Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы». - М.: 1998. Альпина - 333с.

68 Густав Лебон «Психология народов и масс». Перевод с французского Я. Фридмана и Э. Пименовой. С.Петербург, изд. Ф. Павленкова, 1896.

В массе стираются индивидуальные качества отдельных людей, но взамен этого они приобретают новые качества, которыми ранее не обладали. На это есть ряд причин:

1. В массе человек испытывает чувство огромной мощи, исчезает ответственность, которая сдерживает людей в их поступках.

2. В толпе человек очень легко «заражается» общим настроем, что жертвует личным интересом в пользу общего.

3. Человек теряет волю и способность различать, все чувства и мысли

- 69

ориентированы только в направлении, указанном толпой.

Г. Лебон указывает на следующие главные отличительные признаки человека, находящегося в массе:

1. анонимность и исчезновение сознательной личности;

2. преобладание бессознательной личности;

3. снижение интеллекта и всей рациональной сферы;

4. ориентация мыслей и чувств индивидов в одном и том же направлении, заданном толпой, вследствие, внушения, подражания или «заражения»;

5. тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей.

Зигмунд Фрейд в своей работе «Массовая психология и анализ

человеческого «Я» писал, что «индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в зоне активной массы, впадает вскоре, вследствие излучений, исходящих от нее, или по какой-либо другой неизвестной причине, в особое состояние, весьма близкое к "зачарованности", овладевающей загипнотизированным под влиянием гипнотизера. Он больше не сознает своих действий. Под влиянием внушения он в непреодолимом порыве приступит к исполнению определенных действий. И это неистовство у масс еще непреодолимее, чем у загипнотизированного, ибо равное для всех

70

индивидов внушение возрастает в силу взаимодействия».

До 80-х гг. ХХ века главными идеями в области поведения толпы оставались идеи Лебона и Фрейда, основанные на том, что толпа обязательно оказывает негативное влияние. Однако в 1985 году Стивен Райкер и Джонатан Поттер подвергли критике эти идеи и указали на пять выявленных ими ошибок.

I. Поведение толпы рассматривается этими теориями вне социального контекста. Таким образом, упускается из виду то, что за действиями толпы стоит, как правило, межгрупповой конфликт - между подчиненной группой и группой, которой принадлежит экономическая и политическая власть в обществе.

II. Игнорируется политическая и идеологическая подоплека поведенческой динамики толпы. С точки зрения традиционных теорий люди ведут себя в толпе бессмысленно, иррационально вплоть до серии

69 Le Bon G. La psychologie des foules. — Paris, 1895.— pp. 22,26-28

70 Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн. 2003.

стереотипных поведенческих паттернов. До середины 1980-х никто не рассматривал поведение толпы как направленное на поддержку интересов группы и социальной идентичности ее членов.

III. Традиционные теории подчеркивают, что одна из причин антисоциального поведения человека в толпе - анонимность. Это не так. Эмпирически установлено, что многие люди в толпе очень часто знают и узнают друг друга.

IV. Мотивы индивида в толпе. Сведение их к иррациональным инстинктам фактически означает, что попытка объяснения провалилась. СМИ порой вносят свой вклад в это заблуждение, замалчивая мотивы и представляя бунт, конфликт, стычку как не поддающееся рациональному объяснению "происшествие".

V. Подчеркивание негативного аспекта поведения толпы -деструктивность и т.д. Однако бывают и миролюбиво настроенные толпы, чья позиция нередко приводит к позитивным социальным изменениям. Кроме того, установлено, что деструктивность всегда преувеличивается

71

масс-медиа.

Сегодня феномен толпы является актуальной темой, которая беспокоит многих ученых. Чтобы достичь успехов на рынке ценных бумаг, специалистам необходимо изучать поведение и реакции толпы.

Когда мы говорим о толпах игроков на рынке ценных бумаг, то имеется в виду биржевая толпа «на полу» биржи, где брокеры исполняют распоряжения клиентов. Все остальные участники биржевой игры являются публикой. Это понятие ввел в 1892 году Габриэль Тард в своей работе «Мнение и толпа». Он дает следующее определение публики - это «чисто духовное собирательное целое, в котором индивиды не собраны, как в толпе, воедино, но, будучи физически разделены друг от друга, связаны воедино духовной связью, а именно общностью убеждений и страстей». 72 Он считает, что возникновение публики предполагает более значительное умственное и общественное развитие, чем образование толпы.

Тард выделил основные отличия публики от толпы:

1. В связи с появлением средств мгновенной передачи мысли, а именно интернета, публика получила огромное расширение, что отличает ее от толпы тем, что толпа не может выйти за определенные пределы, иначе она уже не представляет собой единого целого и не может заниматься одной и той же деятельностью.

2. Толпа захватывает человека целиком, она более эмоциональна и нетерпима, чем публика.

3. Толпа неизменна, публика поддается изменениям.

4. Публика менее слепа и более долговечна, чем толпа.

71 www.russ.ru/journal/kniga/98-06-04/deryab.htm

72 Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. — М.: Институт психологии РАН; Издательство КСП+, 1999. — (Библиотека социальной психологии.)

5. Толпу легче обмануть.

Неопределенность на рынке ценных бумаг толкает инвестора на поиски единомышленников. Примкнув к толпе, люди становятся более примитивными и перестают размышлять.

Очевидно, что идти против толпы на рынке ценных бумаг тоже нельзя, так как она формирует рыночное движение. Но, с другой стороны, также нельзя следовать мнению толпы, ведь вероятность того, что оно ошибочно очень высокая. Необходимо уметь определять права ли она или ошибается.

Э.Л. Найман в своей книге «Малая энциклопедия трейдера» пишет: «Вы должны присоединиться к победителям и предать побеждённых!»73

Выделим еще раз риски, которым подвергается инвестор, попадая под влияние толпы:

1. Анонимность. Попадая в толпу, человек перестает отвечать за собственные поступки и решения.

2. Инстинктивность. В толпе человек теряет способность к наблюдению, критике, а также к рациональной переработке информации. Отдает себя во власть инстинктам.

3. Бессознательность. В толпе исчезает сознательная личность.

4. Состояние гипнотического транса. Индивид перестает осознавать свои поступки и решения. Под влиянием внушения, человек совершает действия с неудержимой стремительностью.

5. Ощущение неодолимой силы.

6. Заражаемость. Индивид очень легко в толпе приносит жертву своих личных интересов ради интересов толпы.

7. Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные качества людей.

8. Социальная деградация. Человек, находясь в толпе, как бы опускается ниже в своем развитии на несколько ступень. Также человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что инвесторы:

1. независимо от степени обладания информацией остаются чрезмерно оптимистичными;

2. недооценивают собственные шансы попадания в неблагоприятную ситуацию, при том, что абсолютно точно оценивают вероятности наступления неблагоприятных событий в отношении окружающих людей;

3. склонны отрицать «негативную» информацию, которая разрушает их убеждения;

4. принимают случайные события за контролируемые и, к тому же, не умеют различать игры, основанные на удаче и игры, основанные на способностях;

73 Найман Э.Л. «Малая энциклопедия трейдера».- К.: Альфа Капитал; Логос, 1997. 200 с .

5. игнорируют исходные вероятности, как только начинают использовать эвристику репрезентативности;

6. считают даже небольшие по размеру выборки репрезентативными по отношению к тем, из которых они получены;

7. многие инвестиционные решения принимают на основе эвристик и часто эти решения не обоснованы;

8. между двумя рискованными альтернативами скорее выберут ту, которая выглядит более знакомой для них;

9. будут овверреагировать на инсайдерскую информацию и андерреагировать на общедоступную, публичную информацию.

10. попадая под влияние толпы, подвергаются множеству рисков, а также становятся более примитивными и перестают размышлять.

Использованные источники:

1. Александр Элдер. Как играть и выигрывать на бирже: Психология. Технический анализ. Контроль над капиталом = Trading for a Living: Psychology, Trading Tactics, Money Management. — М.: «Альпина Паблишерз», 2010.

2. Банки и небанковские кредитные организации и их операции. Учебное пособое под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили, 4 изд. - М.: Юнити-Дана. -2012. - 559с.

3. Банки и небанковские кредитные организации и их операции. Учебное пособое под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили, 3 изд. - М.: ИНФРА-М. -2011. - 528с.

4. Банковское дело. Учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям под редакцией: Е. Ф. Жукова, Ю. А. Соколова. - М.: ЮРАЙТ. - 2012. - 591 с.

5. Басс А.Б., Каратаев М.В. Банковские риски вовлечения в легализацию преступных доходов / А.Б. Басс, М.В. Каратаев // Банковское дело. - 2010. -№ 6. - С.72.

6. Бычков В.П. Информационная среда банков: методологический подход / В.П. Бычков // Современные гуманитарные исследования. - 2014. - М.: Спутник +. - 2(57). - с.31;

7. Бычков В.П. Информационная среда банков: методологический подход / В.П. Бычков // Проблемы экономики. - 2014. - М.: Спутник +. - 2(60). - с.60.

8. Густав Лебон «Психология народов и масс». Перевод с французского Я. Фридмана и Э. Пименовой. С.-Петербург, изд. Ф. Павленкова, 1896.

9. Маккей Ч. «Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы». - М.: 1998. Альпина - 333с.

10. Найман Э.Л. «Малая энциклопедия трейдера».- К.: Альфа Капитал; Логос, 1997. 200 с.

11. Новиков А.Н. О системе денежно-кредитного регулирования. Часть 1 / А.Н. Новиков // Экономика и социум. - 2014. - № 4(13).

12. Новиков А.Н. О системе денежно-кредитного регулирования. Часть 2 / А.Н. Новиков // Экономика и социум. - 2014. - № 4(13).

13. Новиков А.Н. О системе денежно-кредитного регулирования. Часть 3/ А.Н. Новиков // Экономика и социум. - 2014. - № 4(13).

14. Понаморенко В.Е. О защите прав потребителей финансовых услуг в Евразийском экономическом союзе. // Банковское дело. - 2014. - №9. - С.80-84.

15. Понаморенко В.Е. Об актуальных проблемах совершенствования регуляторной политики в целях создания Международного финансового центра в России // Административное право и процесс. 2013. - №11. - С.58-60.

16. Понаморенко В.Е. Проблемы и перспективы банковской интеграции в ЕЭП в свете европейского опыта формирования банковского союза // Право и экономика. - М., 2013. - №2. - С.57-61.

17. Понаморенко В.Е. Современное состояние и перспективы гармонизации банковского законодательства государств-участников Единого экономического пространства // Евразийский юридический журнал. - 2014. -№3(70). - С. 19-25.

18. Понаморенко В.Е., Сорокин К.Г. Об актуализации развития современных антикоррупционных механизмов в банковской системе России // Право и экономика. - 2014. - №4.

19. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. — М.: Институт психологии РАН; Издательство КСП+, 1999. — (Библиотека социальной психологии.)

20. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн. 2003.

Буреев М.М. студент-бакалавр 3го курса Финансовый университет при Правительстве РФ

Российская Федерация, г. Москва МОДЕЛЬ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИКИ

ИТАЛИИ

В этой работе мы будем тестировать модель денежного рынка, рассмотрим, насколько она эффективна на примере Италии и сделаем некоторые предположения о будущем государства. Три показатели будут наблюдаться в рамках этой модели: ВВП, процентная ставка и внутренние инвестиций. Предполагается, что изменение процентной ставки или внутренних инвестиций влияет на ВВВ страны. Эти показатели очень важны для современной экономики.

Ус = а01 + % • + аг • /с + £С Где R - процентная ставка ^ - ВВП

!гбытовые (внутренний) инвестиции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.