Научная статья на тему 'Психология толпы. Эволюция идеи от Лебона до Фромма'

Психология толпы. Эволюция идеи от Лебона до Фромма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3533
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛПА / ИНДИВИД / ОБЩЕСТВО / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / СВОБОДА / CROWD / INDIVIDUAL / SOCIETY / UNCONSCIOUS / FREEDOM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ишмурзина Марина Ринатовна

В статье рассматривается становление теорий психологии толпы, развитие концепций механизмов существования индивида в толпе, а также роль толпы в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF THE CROWD. EVOLUTION OF THE IDEA FROM LEBON TO FROMM

In this article the formation of theories of psychology of the crowd, development of concepts of mechanisms of the individual’s existence in the crowd, and also the role of the crowd in modern society are examined.

Текст научной работы на тему «Психология толпы. Эволюция идеи от Лебона до Фромма»

УДК 316.454.3 Ишмурзина М.Р.

Тюменский индустриальный университет, Тюмень

ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ. ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕИ ОТ ЛЕБОНА ДО ФРОММА

Аннотация. В статье рассматривается становление теорий психологии толпы, развитие концепций механизмов существования индивида в толпе, а также роль толпы в современном обществе.

Ключевые слова: толпа, индивид, общество, бессознательное, свобода.

Ishmurzina M.R.

Industrial university of Tyumen, Tyumen

PSYCHOLOGY OF THE CROWD. EVOLUTION OF THE IDEA FROM LEBON TO FROMM

Abstract: In this article the formation of theories of psychology of the crowd, development of concepts of mechanisms of the individual's existence in the crowd, and also the role of the crowd in modern society are examined.

Keywords: the crowd, individual, society, unconscious, freedom.

Появление психоанализа - одно из значимых событий и в психологии, и в философии, которые затрагивают схожие проблемы в жизни человека, объясняют противоречие в поступках и жизни индивида. Коллективное бессознательное - проблема не столько психологии, сколько социологии. Оно помогает разобраться в механизме поведения толпы, её внутреннем движении. На сегодняшний день психоанализ очень популярен, а именно интерпретация бессознательного, созданная такими великими учёными, как Фрейд и Юнг, открывшими двери к изучению ранее необъяснимых явлений, что дало возможность заглянуть в прошлое человечества, исследовать эволюцию культуры.

Постараемся понять, на что способна толпа, к чему она стремится. Почему вместе с идеей избавления от неугодного лидера толпа стремиться к подчинению, хочет, чтобы ей управляли. Возможен ли ответ на вопрос о том, почему человек, озабоченный личной свободой, бежит от неё, почему он вырывается из «оков» свободы, кем навязываются стандарты поведения, желания и что влияет на наше бессознательное на протяжении всей жизни.

Коллективное бессознательное само по себе строится из множества факторов, каждый из ко-

торых важен и оказывает немалое влияние на нашу жизнь, традиции, культуру, тип поведения. Лебон говорил, один из ведущих факторов - преемственность поколений внутри расы [1, 23]. Один индивид может разительно отличаться от другого уровнем интеллекта, привычками в повседневной жизни, стилем и прочими качествами, которые держатся на поверхности, в сознании человека, но ни один человек в толпе не будет отличаться от другого. И великий учёный, и сапожник будут действовать в ней похожим образом.

Цивилизация - это не только благо [1], это еще способ поведения. Одна цивилизация (грубо приравняем её к «организованной толпе», или «высокоорганизованной массе», о которой рассказывает Уильям Мак-Дугал [4, 10-11) сильно отличается от другой не только внешними признаками, но и своим складом ума. Даже если выбрать двух представителей разных народов, схожих по внешности, можно различить их по тому, как они ведут себя в различных ситуациях, каковы они в общении, какие они соблюдают ритуалы и чтят традиции. Лебон в своей книге даже сравнивает психологические признаки той или иной расы по своей устойчивости с анатомическими [1, 22].

Также толпой движет идея, которая может появиться внутри неё или же извне. Она распространяется внутри, как «зараза», захватывая умы, составляющие толпу. Идея в содружестве с внушаемостью толпы может менять её бессознательное по щелчку, стоит у толпы смениться вождю или устареть прежней идее. Если перед толпой выступает талантливый оратор, то она не может ему сопротивляться. Отсюда вытекают приговоры судов присяжных, выбор избирателей, решения Конвента и прочие последствия красивой речи, воздействующие на бессознательное толпы, которая по своей природе хочет быть обманутой, услышать то, что ей хочется услышать [1,149].

Толпа безлична, она не несёт ответственности, внутри неё людям не нужно думать, критиковать, сомневаться - она всё решает за индивида. Она абсолютно анонимна. Как было сказано выше, масса крайне внушаема, поэтому среди неё может найтись лидер, ведущий толпу за собой. И она пойдёт за вождём, так как толпа признаёт силу, грубость и жестокость. И чем сильнее и грубее лидер, тем более толпа благоговеет перед ним. Стоит дать слабину, и толпа сметает лидера с пьедестала, выдвигая следующего. Массам нужен лидер, им необходимо, чтобы кто-то указывал, как им нужно жить, даже если при этом правила, диктуемые толпе, идут вразрез с их взглядами на жизнь. И даже если они вдруг поднимаются против него, освобождаясь от гнёта, спустя некоторое время снова появится лидер, и всё пойдёт заново, по кругу, так как толпа не способна долгое время существовать без вождя.

Толпа может быть жестока, непримирима с чужими воззрениями, потому способна на ужас-н ые п о ступк и . Идеи о террориз ме , убийст в е м огут

57

СЕРИЯ «ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МЕДИЦИНА», ВЫПУСК 9

появляться, конечно, и у отдельного индивида, но широкий масштаб они принимают именно в толпе. Но вместе с тем массы способны не только на разрушение. Великодушие одного человека порой не сравнимо с тем, насколько великодушна бывает толпа. Толпа способна умирать за идеи (тут уже мы обращаемся к крестовым походам из далёкого прошлого), защищая их.

Возвращаясь к тому, что толпа анонимна и безлична, в ней существует общий разум, внутри которого не выделяется один из многих, мы приходим к выводу, что среди неё существует равенство составляющих её индивидов. Это и есть ещё один фактор, определяющий бессознательное масс.

Любой индивид в толпе не высказывает мнения, которое разительно отличалось бы от мнения другого, он не считает себя хуже или лучше другого, не старается над ним возвысится. Причиной такого равенства, считает Фрейд, является всеобщее взаимное влечение, вызванное любовью к одному и тому же объекту [4, 14]. Здесь Фрейд приводит пример церкви и войска, где индивиды любят или уважают Бога, полководца или генерала, считая, что он любит их одинаково, потому нет нужды ставить себя выше или ниже друга или собрата в иерархии «мы - он».

Привязанности внутри толпы могут быть абсолютно различными - от привязанности к вождю в виде любви и до аффективной привязанности к нему же и к своей толпе. Однако не стоит забывать, что внутри толпы может существовать не только всеобщая привязанность, но и взаимная зависть или злость [4, 27-28]. Вместе с желанием выделиться существует желание затеряться, сравняться с другими. «Дух общественности, esprit de corps и т. д., которые оказывают впоследствии свое действие в обществе, не скрывают своего происхождения из первоначальной зависти. Никто не должен иметь желания выдвинуться, каждый должен быть равен другому, все должны обладать одинаковыми ценностями» [4, 27]. Таким образом, лишившись чего-то, что есть у других, или приобретая это, индивид выпадает, в его понимании, из толпы, и стремиться вернуться в неё.

Только появившись на свет, человек становится зависим от окружающих его людей, так как не способен сам о себе заботиться. Со временем он осознаёт, что благодаря развитию он всё больше отдаляется от родителя, становится самостоятельным индивидом, и его настигает страх изоляции. Он понимает, что по сравнению со всем миром его жизнь - маленький эпизод, и не так уж он и важен. Процесс развития свободы носит, по Фромму, двойственный характер: с одной стороны , это развитие человека, с другой - усиление изоляции, приводящее к росту чувства бессилия. И это чувство собственной незначительности и бессилия часто заставляет индивида приспособляться к какой-либо группе, чтобы у его существования был с м ы с_л .

58 -

Одиночество разрушительно не только для психики индивида, ведёт к её разрушению [5, 33]. Здесь мы также можем упомянуть пример малыша, которого нельзя оставлять без присмотра. Человек, оставшийся без другого, стремится его приобрести, потому, что без единства мыслей с кем-либо он чувствует себя крайне незначительным. Фромм описывает механизмы «бегства», различая два пути, из которых мы коснёмся только негативного - бегства назад, к толпе.

Первый механизм, самый простой - подчинение вождю и авторитету, механизм «состоит в тенденции отказаться от независимости своей личности, слить свое «я» с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду» [5,151152]. Формы данной формы бегства раскрываются в таких наклонностях, как мазохизм или садизм. Мазохистские наклонности проявляются в самобичевании и самокритике, порой доходящих до того, что индивид стремится нанести себе повреждения. Главная цель мазохиста - избавиться от собственной личности, потерять себя; иными словами, избавиться от бремени свободы [5, 153].

Садизм - это стремление подчинить, унизить или даже причинить вред. Эти наклонности обычно менее очевидны, они проще рационализируются, так как могут проявляться в сверхзаботе о человеке, в эксплуатации других по причине помощи: «Я помог - имею право взять что-либо в ответ». Однако наиболее агрессивные наклонности проявляются в тенденции отомстить обидчику или унизить, оскорбить первым, чтобы этого не сделали в отношении его друзей [5, 154-155]. Общей целью мазохизма и садизма Фромм называет симбиоз: это союз некоторой личности с другой личностью (или иной внешней силой), в котором каждая сторона теряет целостность своего «я», так что обе они становятся в полную зависимость друг от друга. Садист так же сильно нуждается в своем объекте, как мазохист - в своем [5, 155].

Перенося эти понятия на общество, сравнивая отношения среди подчиняющими и подчинёнными, мы получаем такую форму бегства, как авторитаризм. Здесь мы можем увидеть точно такой же механизм, как описывался выше - стремление толпы подчиниться вождю, с тем лишь различием, что в авторитарной философии не существует равенства индивидов, и каждый признак (пол, национальность, цвет кожи и пр.) может служить фактором превосходства [5, 182]. В этой форме подчинения человек постоянно ждёт того, что стоящий над ним «волшебный помощник» будет решать его проблемы, советовать, как поступить, и указывать на ошибки. В современном обществе авторитеты из чего-то конкретного, материального, переместились в авторитеты незримые -наука, здравый смысл, общественное мнение и прочее.

Ещё одним механизмом бегства является раз ру ш ен и е - стр емление и нд и в ид а усилит ь себя

Вестник КГУ, 2017. № 3

с помощью избавления от объекта, вызывающего угрозу. При таком механизме человек стремится уйти от влияния чего-либо устранением, разрушением неугодного объекта. По большей части разрешительные тенденции не осознаются как таковые, а рационализируются в различных формах. Для их маскировки используют такие термины, как «любовь», «долг», «патриотизм» [5, 188]. Если рассматривать оба этих механизмов, то один из них будет являться стремлением избавиться от влияния внешней среды, в постоянном чувстве опасности - тревоге. Второй же вид проявляется как скованность. Здесь человек старается слиться с толпой, разрушив преграды, из-за которых чувствует бессилие и испытывает эмоциональную ограниченность, наложенную обществом. «С помощью рассмотренных нами механизмов "бегства" индивид преодолевает чувство своей ничтожности по сравнению с подавляюще мощным внешним миром, или за счет отказа от собственной целостности, или за счет разрушения других, для того чтобы мир перестал ему угрожать» [5, 193].

Завершающий механизм бегства - самый значимый в общественном плане - автоматизирующий конформизм. Он является наиболее простым для всех индивидов в обществе и заключается в полном принятии предлагаемой ему модели поведения [5, 194]. В данном случае человек теряет собственную личность, вместе с тем теряя все тревоги и ощущение бессилия, которое преследовало его.

Современное общество предполагает, что каждый из нас - свободный индивид со своими мыслями, чувствами и желаниями, не зависящими от изменчивых социальных течений и влияния других индивидов. Однако «содержание наших мыслей, чувств и желаний бывает индуцировано извне, не является своим собственным настолько часто, что эти псевдоакты, пожалуй, являются правилом, а исключение составляют подлинно самобытные мысли и чувства» [5, 198]. Псевдомышление также является подавлением личностной свободы, индивид теряет способность мыслить критично, принимая на веру то, что внушает ему общество, СМИ, родители. Псевдомышление может быть логичным и рациональным, а может противоречить законам логики, но важнее мотив рационализации этого мышления. «Логичность некоего высказывания сама по себе не решает, рационализация это или нет; необходимо принять во внимание внутреннюю мотивировку этого высказывания. Решающим моментом здесь является не то, что человек думает, а то, как его мысль возникла». Рационализация -это выражение желания человека связать свои побуждения с ситуацией, но попытка понять явление [5, 201-202].

Так же, как существует различие между мышлением и псевдомышлением, различие есть и между ч увсз в а ми и п се вд оч у вствам и . П се вд оч увст в а -

это те чувства, которые от нас ожидаются в обществе, те, которые мы показываем тогда, когда от нас этого требуют. Такой же механизм, как и у мышления и чувств, мы видим и у псевдожеланий [5, 211]. Огромное количество людей считает, что желания, которые они испытывают, - порождение их внутреннего мира. На самом деле большая часть наших желаний навязана нам извне. Так, ребёнок, посещающий школу, ответит на вопрос «Хочешь ли ты в школу?» твёрдым «Да!», хотя предпочёл бы остаться дома и поиграть.

Утрата собственной личности не является устойчивым положением человека в обществе. Индивид, который подстраивается под социум, вынужден делать это постоянно, меняясь вместе с обществом, чтобы не терять чувство спокойствия, избавиться от паники, что он выпадает из общей картины. «Роботизация индивида в современном обществе усугубила беспомощность и неуверенность среднего человека. Поэтому он готов подчиниться новой власти, предлагающей ему уверенность и избавление от сомнений» [5, 212213]. Таким образом, в современном обществе индивид теряет себя, все чаще прибегая к обычному «приспособленчеству», желая оставаться в комфортном положении, в толпе похожих на него людей, где не нужно мыслить оригинально, не нужно пытаться выдвигать новые теории и совершать интеллектуальные революции.

Подводя итоги, скажем о том, что бессознательное нашего общества соответствует бессознательному толпы, так как живёт по законам, оставшимся в наследство от предков, вместе с тем усложняя эту основу новыми идеями.

Лебон говорит о толпе как о бессознательной массе, не способной на разделение ролей, на открытия или решения, где отдельный индивид теряется и растворяется среди таких же обезличенных. Толпа неорганизованна, анонимна. Со временем понятие толпы преобразуется, и сегодня мы можем сказать, что и все наше общество -это форма толпы.

Фромм отмечает, что нахождение в толпе может быть и положительным, о чём ранее не упоминалось. Это случай, когда индивид взаимодействует с миром через творчество. Толпа расширяет своё влияние, становясь общностью, а затем нацией, где у каждого человека есть своя роль в обществе. Таким образом, каждый народ проходит путь от небольшой толпы до целой, общей нации.

Возвращаясь к вопросу психологии толпы и сравнивая идеи авторов, рассмотренных в статье, можно сказать, что массовое бессознательное зависит от огромного количества факторов, начиная от истории и заканчивая различными социальными течениями, модой. В большинстве своём общество представляет собой огромную толпу - нас всех объединяет общая многовековая история, в обществе одна идея стихийно сменяет другую, и в п од а вля юще м зол и ч е ст в е индивиды н е сз ре мятся

59

СЕРИЯ «ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МЕДИЦИНА», ВЫПУСК 9

каким-либо образом выделяться, они попросту на это не способны. Наше общество создаёт и уничтожает кумиров, так как потребность в «вожде», диктующих правила, никогда не отходит на задний план. Только вожди явные сменяются вождями скрытыми, действующими в области здравого смысла, моды, науки. Каждое поколение нашей «толпы» живёт своей идеей, считающейся единственной верной.

Также современное общество не чувствует необходимости в «выделении» из толпы потому, что не желает брать на себя ответственность. Толпа безлична, и потому, находясь в ней, человек ощущает себя в безопасности. Но вместе с тем наше общество способно на великие поступки, если того требует положение. Примером этого великодушия толпы может служить помощь другим странам или же защита своей.

В обществе все связанны друг с другом любовью или завистью, симпатией или злостью, добровольно или вынужденно, но связи существую всегда - религиозные сообщества, институт брака, образование, работа. Один индивид всегда зависит от другого, и здесь стоит вопрос только о том, здорова ли это зависимость или патологична. Человек всегда остаётся в обществе, в организованной толпе, где он выполняет свою роль. Каждый индивид стремится к комфортному существованию, поэтому различными путями избегает свободы. Потому на данный момент общество проживает «эпоху толпы» - приспособленчество, исключающее необходимость мыслить критично, выдвигать собственные идеи и мысли, выражать желание, выходящие за рамки привычного. Остаётся только надеяться, что будущие поколения будут отличаться от нашего, толкать общество вперёд, и индивиды лишатся необходимости толпы.

Список литературы

1 Касимов P. X. Цивилизация: от истории слова к современным значениям // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2016. - № 2. - С. 164-173.

2 Лебон Г. Психология народов и масс: Психология толп. -Москва : КСП+, 1998. - 416 с.

3 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. - Москва : АСТ, 2016. - 256 с.

4 Фрейд З. Психология масс и анализ «я» - Москва : Современные проблемы, 1926. - 42 с.

5 Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. -Москва; АСТ, 2006. - 571 с.

УДК 796.9

Корюкин Д.А., Федорова Е.А.

Курганский государственный университет,

Курган

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ БАСКЕТБОЛИСТОК С ПОКАЗАТЕЛЯМИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НА СОРЕВНОВАНИЯХ

Аннотация. В статье описывается степень проявления различных волевых качеств баскетболисток в соответствии с их игровыми амплуа. Проведен корреляционный анализ между показателями результативности баскетболисток на соревнованиях и проявлением их волевых качеств.

Ключевые слова: волевые качества, волевая подготовка, баскетбол, игровые амплуа, спортивная тренировка.

Koryukin D.A., Fyodorova E.A. Kurgan State University, Kurgan

THE CORRELATION OF EMOTIONAL AND STRONG-WILLED QUALITIES OF BASKETBALL PLAYERS WITH THEIR PERFORMANCE INDICATORS AT COMPETITIONS

Abstract. The article describes the degree of expression of basketball players'strong-willed qualities in accordance with their playing roles. A correlation analysis between the performance indicators of basketball players at the competitions and the manifestation of their volitional qualities is made.

Keywords: strong-willed qualities, volitional training, basketball, playing roles, sports training.

Воля является высшим уровнем регуляции поведения человека. Это то, благодаря чему есть возможность ставить перед собой цели различной сложности и достигать их, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Благодаря воле человек делает осознанный выбор при столкновении с необходимостью выбирать из нескольких форм поведения.

Способность спортсмена проявлять волевые усилия, которые связаны с преодолением трудностей, это своеобразное мерило оценки субъектно-сти личности.

Любое мышечное напряжение требует проявления волевого усилия, которое направлено

60

Вестник КГУ, 2017. № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.