Научная статья на тему 'Психология терроризма'

Психология терроризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
930
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омарова Б.К

Осы мақалада терроризм, атап айтқанда терроризм психологиясы мәселелері сияқты құбылыстың туындауы мен дамуына тікелей және жанама әсер ететін барлық факторларды зерттеуге жүйелі көзқарас ұстанымындағы әрекет жасалған. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the given article it is expressed the attempt from positions of the system approach to investigate all the factors, directly both indirectly influencing on occurrence and development of such phenomenon, as terrorism, in particular, questions of psychology of terrorism.

Текст научной работы на тему «Психология терроризма»

88

М 4 (12) 2008 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Б.К. ОМАРОВА

кандидат, юридических наук, начальник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства Института законодательства РК

ПСИХОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА

Терроризм является очень эффективной и экономичной версией войны, с минимальными военными затратами на максимальную дестабилизацию состояния населения страны-противника. Целью дестабилизации является смена руководства страны-противника, изменение политического курса страны-противника, использование ресурсов страны-противника в своих интересах.

В основу терроризма положена биополитика, проявляющаяся в росте численного превосходства, в противовес социополитики его жертвы, которая целиком сосредоточена на достижении качественного превосходства своих граждан. Инструментом терроризма является психологическое превосходство над противником, который не знает о том, где, когда, зачем и как будет нанесен очередной удар. Терроризм — это война нервов, рассчитанная на долгосрочную перспективу и на глобальные масштабы ее осуществления. Сам термин впервые появился в 1798 году. Терроризм, как и «цивилизованная война», побеждает не на полях сражений, а во внутреннем пространстве психики человека. Для того чтобы изменить поведение одного человека или больших масс людей, совершенно необязательно их всех убивать или ранить: необходимо изменить содержание и состояние их сознания.

В настоящее время терроризм представляет собой сложное социальное явление, представляющее угрозу стабильности многих стран из всего мира. Терроризм возникает и развивается в результате взаимодействия многих факторов, имеющих исторические, этнопсихологические, политические и другие корни. Возникновению и развитию терроризма способствует низкая правовая культура.

При психологическом исследовании такого сложного социального явления, каким является сейчас терроризм, необходимо с позиций системного подхода исследовать все факторы, прямо и косвенно влияющие на возникновение и развитие этого явления.

Проблему борьбы с терроризмом решают силовые структуры своими методами, своими инструментами и так, как они его понимают. Несомненно, силовые структуры знают о терроризме много больше, чем все научное сообщество. Поскольку терроризм определен законом как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранным государством или международной организацией (ст. 233 УК РК), то именно силовые структуры имеют право вести против него вооруженную борьбу. Этим определением все остальные институты общества отстранены от проблемы антитеррора.

Проблема терроризма тем не менее является всеобщей, потому что он делает своей жертвой любого и каждого человека даже безо всякой его связи с врагами террористов.

Проводимые силовыми структурами войсковые операции - не лучший способ борьбы с терроризмом. Весьма эффективны так называемые «точечные удары» с захватом или ликвидацией лидеров террористического движения.

Успех таких операций определяется, прежде всего, высоким профессионализмом и психологической подготовленностью соответствующих спецслужб.

Нужно иметь в виду, что кроме силовых методов проведения войсковых операций в борьбе с терроризмом, в особенности на начальном этапе его развития, могут быть эффективно использованы способы экономического и правового воздействия, социальной коррекции, и в особенности, высокая психологическая культура и профессиональная компетентность всех лиц, обязанных контролировать эти социальные процессы.

Целью терроризма является психолого-политическая дестабилизация общества, приводящая к финансовым коллапсам, сменам правительств, сокращению производства, остановкам транспортных потоков — всего, что материально воплощает отвергнутый терроризмом мир других людей. По мнению А.И. Юрьева, терроризм — это заражение других психолого-политической нестабильностью, которой он страдает сам. Поэтому диагностика терроризма, его «лечение», прогноз заключаются не столько в выявлении и уничтожении его военизированных структур, а в точном знании и оптимизации причин его существования: причин его психолого-политической нестабильности.

Терроризм в психолого-политическом смысле — это силовое решение проблем политической несовместимости между людьми за счет дестабилизации психологического состояния оппонента методами насилия, не ограниченного цивилизованной моралью и международным правом.

Одним из ведущих элементов любой антитеррористической операции является переговорный процесс, эффективность которого определяется наличием высококвалифицированных специалистов-переговорщиков (как правило — психологов) со специальной (многолетней) дополнительной подготовкой.

Социально-политические и экономические предпосылки современной волны террора, обрушившейся на Западный мир с Ближнего Востока, широко обсуждаются в многочисленных публикациях. Меньше внимания до сих пор уделяется психологическому аспекту проблемы.

Для полноты картины необходимо указать на некоторые социально-психологические механизмы, оказывающие влияние на психику и поведение индивидов в террористических сообществах. Так, наиболее значительным среди них оказывается эффект «группового мышления». Исследования группового поведения показали, что в группах, находящихся в состоянии конфликта с другими группами или социальным окружением, неизбежно возникает деиндивидуализация психики. Возникает «групповое мышление», содержание которой без критики и какой-либо попытки самостоятельности разделяется членами группы. Конфронтация определяет главное содержание этой мысли [1].

Террористическая группа, как особого типа шайка или банда, относится к «промежуточной группе» потому, что занимает промежуточное место на шкале, заданной двумя полюсами. «На одной крайней точке мы видим высокоорганизованный, сплоченный, функционирующий коллектив

лиц как членов социальной группы. На противоположной крайней точке мы имеем сборище лиц, характеризующееся анонимностью, беспорядочным руководством, основывающим свои действия на эмоциях, и в некоторых случаях представляющее собой разрушительный элемент в рамках социальной системы, в которую оно входит.

Терроризм, как и «цивилизованная война», побеждает не на полях сражений, а во внутреннем пространстве психики человека. Для того чтобы изменить поведение одного человека или больших масс людей, совершенно необязательно их всех убивать или ранить: надо изменить содержание и состояние их сознания.

Психологов интересуют не столько правовые или этические, сколько психологические, личностные и социально-психологические аспекты этой проблемы. Исследователи предлагают три модели личности террориста: 1. Личность, руководствующаяся своими собственными убеждениями (религиозными, идеологическими, политическими) и искренне убежденная в необходимости своих действий для общества. 2. Агрессивная личность. Фрустрация, вызванная невозможностью удовлетворения какой-либо жизненно важной цели, продуцирует тенденцию к совершению агрессивных действий (теория Dollar—Miller). 3. Личность с психо- или социопатологическим развитием (часто связано с аномальными отношениями в семье). Практически все исследователи указывают на следующие наиболее характерные черты личности террористов: 1. Комплекс неполноценности. Он чаще всего является причиной агрессии и жестокого поведения, которые выступают в качестве механизмов компенсации. Комплекс неполноценности ведет к сверхконцентрации на защите Я с постоянной агрессивно-оборонительной готовностью. 2. Низкая самоидентификация. Террористическая группировка помогает индивидууму избавиться от недостатка психосоциальной идентификации, выполняя функцию психостабилизиру-ющего фактора. 3. Самооправдание. Очень часто политико-идеологические мотивы указывают на главные побудительные причины вступления на путь терроризма, но, как правило, они являются формой рационализации скрытых личностных потребностей — стремления к усилению личностной идентификации или групповой принадлежности. 4. Личностная и эмоциональная незрелость. Большинству террористов присущи максимализм, абсолютизм, часто являющийся результатом поверхностного восприятия реальности, теоретический и политический дилетантизм. Многие иссле-

90

M 4 (12) 2008 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

дователи изучали феномен терроризма в связи с влиянием средств массовой информации. Однако John W. Williams (США) предложил иное понимание терроризма как формы массового общения, в которую в качестве одной из функций включено убеждение. В модели общения Harold D. Lasswell (1948) присутствует ряд элементов — отправитель (кто), сообщение (что), способ передачи (канал), получатель (кому) и цель (эффект). Из этой модели следует, что общение целенаправленно и имеет целью произвести эффект на аудиторию. Это же заключение вписывается и в контекст терроризма, который также целенаправлен и имеет целью произвести эффект на аудиторию (Hacker, 1976) [2].

Изложенное объясняет необходимость разработки мероприятий предупреждения и ослабления проявлений террористических акций. Внимание политиков, социологов, психологов, специалистов силовых структур все чаще обращается к таким способам предупреждения терроризма, как переговоры.

Одним из ведущих элементов любой антитеррористической операции является переговорный процесс, эффективность которого определяется наличием высококвалифицированных специалистов-переговорщиков (как правило — психологов) со специальной (многолетней) дополнительной подготовкой.

Подготовка «экстремальных переговорщиков» не может быть совершенной без обучения разнообразным приемам и способам психологического воздействия, без техники вхождения в контакт, создания первого позитивного впечатления, привлечения внимания и инициации интереса к личности, создания адекватных ситуаций имиджа и ролевых моделей с учетом этнических и конфессиональных качеств террориста, установления раппорта и поддержания диалога, внушения, убеждения и даже подчинения. Все это, очевидно, должно составить ядро этого этапа подготовки. Приведенный перечень вряд ли можно считать окончательным, особенно с учетом быстро меняющейся специфики чрезвычайных ситуаций.

В.П. Илларионов выделяет следующие этапы ведения переговоров с террористами:

1. Этап, во время которого обобщается первоначальная информация о ситуации, требующей ведения переговоров, принимаются решения об их ведении, выделяются переговорщики, собираются дополнительные данные о возникшем конфликте, определяется тактика ведения диалога, устанавливаются контакты с преступниками, до-

стигается стабилизация обстановки.

2. Этап захвата позиций: организуются силы и средства, обеспечивающие общественную безопасность, возможность разрешения конфликта силой, в то же время путем психолого-педагогического воздействия обеспечивается склонение преступников к отказу от преступного замысла.

3. Этап, в процессе которого организуется обсуждение выдвинутых требований, их приемлемости, поиск компромиссов, нахождение вариантов решения, торг, психологическая борьба.

4. Этап достижения полного или частичного соглашения, определение путей его реализации, анализ проведенной работы.

На всех этапах переговоров необходимо иметь в виду, что уменьшение числа заложников, в первую очередь детей, женщин, больных и пожилых людей, является основной темой переговоров. Каждый освобожденный заложник—успех, достигнутый переговорщиками (Илларионов, 1993, с. 71). Трудности в работе переговорщиков возникают из-за специфичности общения с преступниками. Террористы применяют широкий арсенал способов коммуникативного давления: ультимативность требований, завышенные требования, срочность их исполнения, уход от конкретных предложений, ложные акценты в изложении своей позиции, принижение и оскорбление личности партнеров по переговорам, угрозы, отказ от достигнутых соглашений, двойное их толкование. Мастерство переговорщиков состоит в умении обнаружить и устранить коммуникативные уловки террористов, переиграть их в словесном бою [3].

Проблема терроризма хоть и имела место в мировой истории раньше, однако на современном этапе она начинает приобретать новое глобальное значение. Корни терроризма заложены не только в экономических, но и в исторических и этнокультурных проблемах. Потому для психологов изучение источников терроризма и способов его предотвращения становится особенно важным.

Сегодня психологи должны прямо участвовать в практической работе по предотвращению причин, хода и результатов террористического поведения.

Проблема терроризма в мире не только существует, но ежегодно обостряется, превращается в общегосударственную, связанную с обеспечением национальной безопасности стран в целом. И решаться она должна на самом высоком государственном уровне, с привлечением всевозможных средств и методов воздействия против терроризма.

Использованная литература

1. Авраам Левин, по материалам сайта Континент USA.

2. Введенская Т.Ю., Дзигумская Е.А. Международный терроризм: психологический аспект: Материалы научной конференции «Проблемы политической психологии» (Киев, 1997).

3. По материалам книги Л.Г. Почебут «Социальная психология толпы». - С-Пб, 2004.

Осы1 мацалада терроризм, атап айтцанда терроризм психологиясыг мэселелер1 сияцтыг щ>бы1-лыгстыгц туыгндауыг мен дамуыта тжелей жэне жанама эсер ететт барлыгц факторлардыг зер-ттеуге жуйелг квзцарас устаныгмыгндагыг эрекет жасалган.

In the given article it is expressed the attempt from positions of the system approach to investigate all the factors, directly both indirectly influencing on occurrence and development of such phenomenon, as terrorism, in particular, questions of psychology of terrorism.

■k -k -k -k -k

Институт законодательства Республики Казахстан представляет:

Ш:

Правовые проблемы реформирования государственной службы суверенного Казахстана: Монография / Коллектив авторов. - Астана: Институт законодательства Республики Казахстан, 2003 г. - 476 с.

J"Ij-■ - гель:? лрсблми

Коллектив авторов: Сапаргалиев Г., Шиллер С., Сакиева Р., Жанузакова Л., Ишмухамедова А., Онлашева Ж., Сулейменова Г., Сейдалина Ж., Жалбуров Е., Мухамеджанов Э., Айдарбаев С., Са-лимгерей А., Крепак П.

Издание подготовлено Институтом законодательства Республики Казахстан под научным руководством члена-корреспондента НАН, доктора юридических наук, профессора Сапаргалиева Г.С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.