Научная статья на тему 'Психология саморегуляции: преимущества двусистемного подхода'

Психология саморегуляции: преимущества двусистемного подхода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
532
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТРУИЗМ / ALTRUISM / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / INDIVIDUALITY / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-REGULATION / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMIC APPROACH / СМЫСЛ / MEANING / СЧАСТЬЕ / HAPPINESS / ЭГОИЗМ / EGOISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левит Леонид Зигфридович

Статья обобщает авторские исследования саморегуляции деятельности, в которых использовалась собственная двусистемная модель «Личностно-ориентированная концепция счастья» (ЛОКС). В частности, показаны важная роль высшего уровня обеих систем концепции в профилактике эмоционального выгорания, положительная связь между альтруистическими и эгоистическими компонентами в успешной деятельности, значение смысловой регуляции активности субъекта, связь компонентов успешной самореализации с одной из трактовок понятия «индивидуальность» в современной психологии, а также ведущая роль эмоционального интеллекта в регуляции успешной деятельности индивида. Важное преимущество двусистемного подхода, предлагаемого ЛОКС, заключается в возможности отслеживания как «внутренней» саморегуляции (система «ЛУ»), непосредственно связанной со специфической деятельностью, осуществляемой субъектом, так и «внешней» саморегуляции (система «ЭГ»), касающейся умения одаренного индивида «позаботиться» о самом себе и наиболее продуктивно использовать свой внутренний потенциал на протяжении всего жизненного пути. Полученные результаты дают основания рекомендовать указанную теорию к дальнейшему использованию в психологии саморегуляции и смежных областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Psychology of Self-regulation: the Advantages of the Dual System Approach

The article summarizes the author’s investigations in the sphere of self-regulation, where the dual system «Person-Oriented Conception of Happiness» (POCH) has been used. In particular, the author shows an important role of the highest level of the both POCH systems in the prophylactics of the emotional burnout, the positive connection between altruistic and egoistic components in the successful activity, the role of meaningful regulation of a person’s activity, the link between the main POCH components and the concept of individuality in modern psychology as well as the leading role of the emotional intelligence in the successful regulation of the individual activity. The important advantage of the dual system approach offered by POCH deals with the possibility of monitoring both the «inner» (with the PU system) self-regulation in the specific activity of the subject and the «outer» (the EG system) self-regulation connected to a gifted person’s opportunity to take care of herself and the productive implementation of her inner potential in the course of the whole life. The results obtained by the author give the opportunity to recommend POCH for the future explorations in the psychology of self-regulation and the adjacent fields.

Текст научной работы на тему «Психология саморегуляции: преимущества двусистемного подхода»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 2. С. 11-16. УДК 159.923

DOI 10.25513/2410-6364.2018.2.11-16

Л. З. Левит

ПСИХОЛОГИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА ДВУСИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Статья обобщает авторские исследования саморегуляции деятельности, в которых использовалась собственная двусистемная модель - «Личностно-ориентированная концепция счастья» (ЛОКС). В частности, показаны важная роль высшего уровня обеих систем концепции в профилактике эмоционального выгорания, положительная связь между альтруистическими и эгоистическими компонентами в успешной деятельности, значение смысловой регуляции активности субъекта, связь компонентов успешной самореализации с одной из трактовок понятия «индивидуальность» в современной психологии, а также ведущая роль эмоционального интеллекта в регуляции успешной деятельности индивида.

Важное преимущество двусистемного подхода, предлагаемого ЛОКС, заключается в возможности отслеживания как «внутренней» саморегуляции (система «ЛУ»), непосредственно связанной со специфической деятельностью, осуществляемой субъектом, так и «внешней» саморегуляции (система «ЭГ»), касающейся умения одаренного индивида «позаботиться» о самом себе и наиболее продуктивно использовать свой внутренний потенциал на протяжении всего жизненного пути. Полученные результаты дают основания рекомендовать указанную теорию к дальнейшему использованию в психологии саморегуляции и смежных областях.

Ключевые слова: альтруизм; индивидуальность; самореализация; саморегуляция; системный подход; смысл; счастье; эгоизм.

L. Z. Levit

THE PSYCHOLOGY OF SELF-REGULATION: THE ADVANTAGES OF THE DUAL SYSTEM APPROACH

Center for psychological health and education, Minsk, Belarus

The article summarizes the author's investigations in the sphere of self-regulation, where the dual system «Person-Oriented Conception of Happiness» (POCH) has been used. In particular, the author shows an important role of the highest level of the both POCH systems in the prophylactics of the emotional burnout, the positive connection between altruistic and egoistic components in the successful activity, the role of meaningful regulation of a person's activity, the link between the main POCH components and the concept of individuality in modern psychology as well as the leading role of the emotional intelligence in the successful regulation of the individual activity.

The important advantage of the dual system approach offered by POCH deals with the possibility of monitoring both the «inner» (with the PU system) self-regulation in the specific activity of the subject and the «outer» (the EG system) self-regulation connected to a gifted person's opportunity to take care of herself and the productive implementation of her inner potential in the course of the whole life. The results obtained by the author give the opportunity to recommend POCH for the future explorations in the psychology of self-regulation and the adjacent fields.

Key words: altruism; individuality; self-realization; self-regulation; systemic approach; meaning; happiness; egoism.

Введение

Саморегуляция представляет собой раздел психологии, изобилующий трудностями теоретического и прикладного характера. Про-

© Левит Л. З., 2018

блемы академического свойства обусловлены «глобальностью» темы, ее связью с другими научными суперконцептами: адаптацией, стрессом, эмоциями и т. д. В практическом же

аспекте консультирующий психолог постоянно слышит о стремлении клиентов «иметь хорошую саморегуляцию и силу воли» с целью достижения более полного контроля над собственной жизнью.

В настоящей статье мы хотели бы представить новый подход к проблеме саморегуляции, основывающийся на использовании собственной двусистемной и многоуровневой «Личностно-ориентированной концепции счастья» (ЛОКС), разработанной в последние годы. ЛОКС представляет собой теорию, изначально созданную для обобщения закономерностей успешной индивидуальной самореализации (эвдемонии), представляющей одну из областей современной позитивной психологии. Однако достаточно быстро выявились гораздо более широкие возможности и многочисленные преимущества ЛОКС, вследствие чего указанная концепция в настоящее время позиционируется нами как наиболее подходящий кандидат на роль «окончательной» (наиболее общей и фундаментальной) теории для современной психологической науки [1].

Основные наши достижения в психологии саморегуляции связаны (в хронологическом порядке) с темами эмоционального выгорания, смысловой саморегуляции и эмоционального интеллекта. Результаты по каждой из них будут кратко представлены. Мы также надеемся, что к концу статьи читатель сможет убедиться в преимуществах дуалистического подхода на основе ЛОКС, сочетающего целостность рассмотрения сложных психических феноменов с выявлением важных различий, относящихся к разным уровням той или иной системы. «Глобальному» характеру понятия «саморегуляция» в полной мере соответствуют столь же глобальные концепты «Личностная Уникальность» и «Эгоизм» (зрелый индивидуализм на высшем уровне своего развития), дающие названия каждой из систем ЛОКС.

Эгоизм, альтруизм и эмоциональное выгорание

Эмоциональное или психическое выгорание представляет собой состояния физического, умственного, эмоционального истощения, проявляющиеся в профессиях социальной сферы (психологи, врачи, учителя и т. д.). Особенности построения ЛОКС (одной из систем которой является «Эгоизм») требуют выявления возможных связей между альтруизмом, эгоизмом и эмоциональным выгора-

нием специалистов «помогающих» профессий. С одной стороны, в современных работах признается, что высокий уровень самоактуализации личности является важным фактором профилактики выгорания. С другой стороны, в постсоветской гуманитарной науке (в отличие от многих зарубежных исследований) эгоизм остается одним из наиболее отрицательно нагруженных понятий, «моральной низости» которого соответствует такой же морализаторский, ненаучный уровень его трактовки. Так, в работе А. Ю. Василенко, посвященной профилактике синдрома эмоционального выгорания, традиционно и бездоказательно утверждается, что эгоизм способствует возникновению выгорания, в то время как альтруизм препятствует ему [2].

Мы неоднократно убеждались, что умозрительные построения, имеющие моральную основу, нередко ведут к созданию научной путаницы. Даже слово «самоактуализация» совершенно отчетливо указывает на индивидуальные достижения, так или иначе связанные с эгоизмом (личными желаниями и мотивацией) человека. Далее: на каком основании утверждается, что эгоизм однозначно способствует выгоранию, в то время как альтруизм препятствует ему? Ведь здравый смысл подсказывает прямо противоположное: эгоизм как «самосохранение» и нежелание работника «помогающей» профессии чрезмерно «отдавать себя», может, наоборот, тормозить эмоциональное выгорание, в то время как чрезмерный альтруизм способствовать ему. Перед глазами сразу появляется образ неразумного альтруиста Данко, «выгоревшего» в прямом смысле слова и в итоге оставившего собственный народ без лидера. Профессиональный девиз «Служа другим, сгораю сам», при всем его героическом благородстве, также свидетельствует об альтруизме как явлении, способствующем эмоциональному выгоранию, а не препятствующем ему.

Наконец, что заставляет ученых априорно предполагать, что эгоизм и альтруизм представляют собой несовместимые, взаимоисключающие понятия в человеческой активности? Наши трехлетние экспериментальные исследования свидетельствуют об обратном: между показателями эгоизма («польза, выгода для себя») и альтруизма («польза, выгода для других») в профессиональной активности всех испытуемых (психически здоровых лиц, имеющих высшее образование) выявлены

значимые положительные корреляции. Многие виды «помогающего» поведения так или иначе совершенствуют и самого актора, а не только тех, кому он оказывает помощь. И наоборот, действия человека по «усилению себя», особенно если речь идет о продуктивной самореализации, обычно приносят пользу и другим людям (немедленно или в перспективе). Именно в данном контексте уместно говорить об основных психологических факторах профилактики эмоционального выгорания и нервного истощения [1].

Шкала «эгоизма» в подавляющем большинстве случаев оказывается выше (обычно на 1-3 балла, т. е. на 10-30 процентов) шкалы «альтруизма». Среди испытуемых не нашлось ни одного человека, кто, получая пользу для себя в той или иной активности, считал бы при этом, что причиняет непосредственный вред другим людям.

Выделение уровней системы «Эгоизм» в рамках Личностно-ориентированной концепции счастья позволило устранить противоречивые, порой диаметрально противоположные, взгляды, существующие в отношении данного понятия. Как выяснилось, влияние эгоизма на эмоциональное выгорание специалиста также имеет неоднозначный характер и по-разному связано с разными системными уровнями. Если «Базовый Эгоизм» (второй, невысокий уровень системы «ЭГ») действительно является фактором, ассоциирующимся с эмоциональным выгоранием и нервным истощением, то «Высший Эгоизм» (четвертый уровень), равно как и ощущаемая субъектом «Личностная Уникальность» (внутренний потенциал, талант), ведут к продуктивной самореализации и тем самым противодействуют эмоциональному выгоранию.

Соответственно, высокие показатели второй шкалы («Базовый Эгоизм») разработанного нами диагностического опросника «ЭЛУ Плюс» могут расцениваться как противопоказание для работы в профессиях системы «человек-человек». В то же время высокие показатели шкал 4, 5 и 6 («Высший Эгоизм», зрелая «Личностная Уникальность», «Свехреа-лизация») могут говорить об отсутствии выгорания у субъекта, его приверженности духовным ценностям и направленности на продуктивное воплощение своего внутреннего потенциала [1].

Смысловая регуляция деятельности

Успешная самореализация, осуществляемая с помощью высших уровней систем

«Эгоизм» и «Личностная Уникальность» в ЛОКС, ведет к меньшей подверженности стрессам, к высокоосмысленному существованию, при котором о выгорании не может идти и речи: кто знает «зачем», выдержит почти любое «как». Наши исследования продемонстрировали значимые положительные связи между показателями «Высшего Эгоизма» и смысла, зафиксированные с помощью соответствующих опросников, а также методов выборки переживаний (ESM). Понятия «эгоизм» и «смысл» не только вошли в один фактор при проведенном факторном анализе (у всех испытуемых - в отличие от показателей альтруизма), но и (наряду с «вовлеченностью») составили ведущую тройку показателей, в наибольшей степени ассоциирующихся с конструктом «счастье», лежащих у самой сердцевины данного понятия [1].

Более выраженные положительные связи между эгоизмом и смыслом, нежели между альтруизмом и смыслом в профессиональной активности испытуемых, разбивают голословные утверждения, согласно которым эгоистически ориентированное поведение однозначно ведет к утрате смысла жизни, в то время как альтруизм, якобы, позволяет искомый смысл обрести. Некритичное принятие подобной пропаганды малообразованными в психологии людьми делает их удобными объектами манипуляций и прямой эксплуатации со стороны более крупных структур.

Результаты наших исследований способны навести на противоположную мысль о том, что как раз непродуманная самоотдача с большей степенью вероятности может привести к экзистенциальному тупику (а также срывам в саморегуляции и эмоциональному выгоранию), нежели связанный с самореализацией «Высший Эгоизм». Кроме того, полученные данные, свидетельствующие о «тени эгоизма», падающей на экзистенциализм как учение о смысле жизни, способны в дальнейшем серьезно изменить научный ландшафт в данной области знания.

Прояснение понятия «индивидуальность»: полезный сопутствующий эффект

Экспериментальные результаты, полученные в обсуждаемом исследовании, неожиданно позволили нам продвинуться в разрешении вопроса о двух подходах к понятию «индивидуальность», поставленного в работе К. А. Абульхановой [3]. Напомним, что первая трактовка, раскрывая неповторимость и

ISSN 2410-6364

уникальность личности через анализ ее дея-тельностей и отношений, предполагает, что индивидуальностью обладает и является каждая личность. Во второй трактовке, которой, в частности, придерживались Б. Г. Ананьев и С. Л. Рубинштейн, индивидуальностью является личность, достигшая высшего уровня развития. Тем самым признается, что не каждая личность становится (либо в принципе способна стать) индивидуальностью [3, с. 25].

Возникновение эмоционального выгорания именно в «помогающих» профессиях системы «человек - человек» подразумевает, что исследуемый феномен возникает в условиях перегрузки индивида на третьем, «социальном», уровне ЛОКС. Средством же от выгорания и его профилактикой, как показывают экспериментальные результаты, является переход субъекта на вышестоящий, четвертый уровень, ассоциируемый с индивидуальной самореализацией. Напомним, что регресс «выгорающего» индивида на нижележащий, второй уровень (к «Базовому Эгоизму»), не устраняет проблему, согласно полученным результатам, а только ее усугубляет - не говоря уже о том, что доминирующий второй уровень в перспективе создает и другие серьезные затруднения.

Элегантность приводимого доказательства заключается в том, что, поскольку «исцеление» (либо полезная профилактика) более ценно, чем сама «болезнь», значит уровень, к которому оно принадлежит, автоматически обязан занимать более высокое положение в сравнении с уровнем, на котором возникла болезнь. Как отмечал А. Эйнштейн, проблема не может быть решена на том уровне мышления, на котором она была создана. Так как выгорание появляется благодаря избыточной социальной самоотдаче (уровень 3 ЛОКС), а «лечится» или профилакти-руется с помощью индивидуальной самореализации (уровень 4), значит: а) индивидуальные права актуализующего свой потенциал субъекта должны цениться им выше социальных требований в ситуации возникающего выбора - как того и требует, в частности, доктрина индивидуализма; б) наша концепция, ставя уровень индивидуальности над социальным уровнем, получила еще одно веское доказательство собственной правоты («общественная» болезнь лечится или профи-лактируется «индивидуальным» путем); в) применительно к полученным эксперимен-

тальным результатам дополнительные аргументы в свою пользу получает именно вторая трактовка индивидуальности как высшей формы развития экстраординарной личности, в определенном смысле находящейся «над» социумом.

Мы столкнулись с исключительным случаем, когда «подсказка» решения важной проблемы (правомерности каждого из двух подходов к понятию «индивидуальность») пришла совсем из другой области (психологии эмоционального выгорания) благодаря связующей теоретической модели (ЛОКС).

Эмоциональный интеллект (ЭИ) и саморегуляция

Современные исследования показывают, что высокий уровень интеллекта в его классическом понимании не является хорошим предсказателем успешной работы. Его предполагаемое влияние простирается в небольшом диапазоне от 10 до 25 процентов. Совсем иные, гораздо более оптимистические, результаты дает изучение эмоционального интеллекта. Так, в работе Р. Бар-Она подчеркивается связь ЭИ с полезными социальными навыками. Показано, что высокий ЭИ гораздо теснее связан с успешностью деятельности, нежели обычный интеллект [4, с. 12]. Также эмоциональный интеллект положительно коррелирует с самопринятием [4, с. 17] и способствует лучшему совладанию со стрессом [4, с. 19].

Характерное для лиц с высоким ЭИ понимание своих и чужих эмоций в дальнейшем успешно используется субъектами в собственном мышлении и деятельности, что и обуславливает более высокую результативность последних. Кроме того, навык лучшего понимания других может быть при необходимости обращен внутрь, улучшая тем самым процессы самопознания и самопонимания. Исследования Р. Бар-Она демонстрируют связь эмоционального интеллекта с самомотивацией, желанием реализовать внутренний потенциал и вести осмысленную жизнь [4, с. 13], с физическим и психическим здоровьем и удовлетворенностью от него [Там же], с самоактуализацией индивида, его стремлением добиваться максимума из того, на что он способен [4, с. 16], лучшим пониманием себя и своих возможностей [4, с. 17]. Все перечисленные темы актуальны и для ЛОКС, которая описывает продуктивную самореализацию и успешную саморегуляцию.

Экспериментальное исследование, проведенное нами в апреле 2016 г., обнаружило положительные значимые корреляции между шкалами 4 («Высший Эгоизм»), 5 (зрелая «Личностная Уникальность») и 6 («Сверхреализация») нашего опросника «ЭЛУ Плюс» и шкалами, измеряющими основные показатели эмоционального интеллекта в опросниках Д. В. Люсина и Н. Холла. В то же время не было зафиксировано ни одной значимой корреляции (положительной либо отрицательной) между шкалами нашего опросника и показателями теста Равена, измеряющего невербальный интеллект в его традиционном понимании [5].

Выявленные закономерности демонстрируют приоритетную важность «не-когнитив-ных» характеристик интеллекта, способствующих осуществлению субъектом успешной деятельности по реализации имеющегося внутреннего потенциала, в то время как «чистое» знание и понимание, олицетворяемое интеллектом в его классическом представлении, само по себе недостаточно для перехода к деятельности и достижению успеха. Конечно, выявленные закономерности не отменяют пользы самих знаний, накопление которых может способствовать более продуманным действиям субъекта.

Выводы

Экспериментальные исследования и теоретический дискурс, проведенные нами в последние годы с использованием собственной теоретической модели, позволили получить важные результаты, связанные, в том числе с проблемой саморегуляции. Нами были установлены: важная роль высших уровней систем «Эгоизм» (зрелый индивидуализм) и «Личностная Уникальность» в профилактике эмоционального выгорания; положительная связь между альтруистическими и эгоистическими компонентами в успешной деятельности; важная роль смысловой регуляции активности субъекта; связь компонентов успешной самореализации со второй трактовкой понятия «индивидуальность», а также

Информация о статье

Дата поступления 18 июня 2017 Дата принятия в печать 4 мая 2018

ведущая роль эмоционального (не классического) интеллекта в регуляции успешной деятельности индивида.

Важное преимущество двусистемного подхода, осуществляемого благодаря ЛОКС, заключается, помимо вышеизложенного, в возможности выделения и отслеживания как «внутренней» саморегуляции (система «ЛУ»), непосредственно связанной со специфической деятельностью, осуществляемой субъектом, так и с «внешней» саморегуляцией (система «ЭГ»), касающейся умения одаренного индивида «позаботиться» о самом себе и наиболее продуктивно использовать свой уникальный потенциал на протяжении всего жизненного пути.

Полученные результаты дают основания рекомендовать двусистемную и многоуровневую ЛОКС (равно как и экспериментально-диагностические методики, разработанные на ее основе) к дальнейшему использованию в психологии саморегуляции и смежных с ней областях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левит Л. З. Психология развития и реализации жизненного потенциала субъекта: дис. ... д-ра психологических наук. - Киев, 2016. -605 с.

2. Василенко А. Ю. Возможности профилактики синдрома эмоционального выгорания: личностные факторы // Вектор науки ТГУ. -2011. - № 4 (7). - С. 53-55.

3. Абульханова К. А. История и перспектива психологии индивидуальности // Психология индивидуальности: новые модели и концепции. - М. : НОУ ВПО МПСИ, 2009. -С. 14-63.

4. Bar-On R. The Bar-On Model of Emotional-Social Intelligence (ESI) // Consortium for Research on Emotional Intelligence in Organizations. - Issues in Emotional Intelligence. -Psicothema. - 2006. - № 18, supl. - P. 1-28.

5. Левит Л. З. Эмоциональный интеллект и его влияние на успешность деятельности // Психология развития человека как субъекта труда (материалы конф.). - М. : Акрополь, 2016. - С. 446-454.

Article info

Received June 18, 2017 Accepted May 4, 2018

ISSN 2410-6364

Сведения об авторе

Левит Леонид Зигфридович - д-р психол. наук, директор Центра психологического здоровья и образования (Минск, Республика Беларусь). E-mail: [email protected].

Для цитирования

Левит Л. З. Психология саморегуляции: преимущества двусистемного подхода // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 2. С. 11-16. DOI 10.25513/24106364.2018.2.11-16.

About author

Levit Leonid Zigfridovich - Doctor of Psychological sciences, director, The Centre for Psychological Health and Education (Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected].

For citations

Levit L. Z. The Psychology of Self-regulation: the Advantages of the Dual System Approach Herald of Omsk University. Series «Psychology», 2018, no. 2, pp. 11-16. DOI 10.25513/24106364.2018.2.11-16. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.