Научная статья на тему 'Психология развития и дифференциальная психология в Санкт-Петербургском государственном университете (25 лет со дня основания кафедры)'

Психология развития и дифференциальная психология в Санкт-Петербургском государственном университете (25 лет со дня основания кафедры) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология развития / дифференциальная психология / онтогенез / комплексные исследования / developmental psychology / differential psychology / ontogenesis / complex research

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Головей Лариса Арсеньевна

В 2023 г. кафедре психологии развития и дифференциальной психологии исполнилось 25 лет. В статье рассматриваются основные этапы научного исследования проблем психологии развития и дифференциальной психологии в петербургской психологической школе. Б. Г. Ананьев исходил из необходимости изучения человека в единстве его свойств как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности в процессе его индивидуального развития. Идеи целостности человека и непрерывности развития заложены им в основу научного изучения индивидуальности. Для целей такого изучения необходимо объединение усилий психологии развития и дифференциальной психологии и применение методов комплексного исследования. Первоначально данное направление сформировалось в рамках кафедры общей психологии, эмпирические исследования проводились сотрудниками лаборатории дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ начиная с 1963 г. Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии была открыта в 1998 г. Исследования кафедры охватывают все периоды развития человека, начиная от перинатального и заканчивая периодом поздней взрослости и старения. Бывшими и сегодняшними сотрудниками кафедры проведены масштабные исследования интеллектуального потенциала подростков, проживающих в разных экологических условиях. Исследовались условия, факторы и механизмы самоосуществления личности в подростковый, юношеский и взрослый периоды. Проведено комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и механизмов совладания с ними на разных этапах взрослости. С позиций интегративного подхода были изучены параметры психоэмоционального благополучия подростков и взрослых. Проведены исследования влияния стресса, связанного с пандемией, на беременных женщин и развитие детей и множества других проблем. История кафедры представлена четырьмя поколениями исследователей, начиная от непосредственных учеников Б. Г. Ананьева — М. Д. Александровой, Е. Ф. Рыбалко, Н. А. Розе-Грищенко — и заканчивая учениками их учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developmental psychology and differential psychology at St. Petersburg State University (25 years since the founding of the department)

The department of developmental psychology and differential psychology turned 25 years old, in 2023. The article discusses the main stages of the scientific study of the problems of developmental psychology and differential psychology at the St. Petersburg Psychological School. B. G. Ananyev proceeded from the need to study a person in the unity of his properties as an individual, personality, subject of activity, individuality in the process of his individual development. The ideas of human integrity and continuity of development are laid by him in the basis of the scientific study of individuality. For the purposes of such a study, it is necessary to combine the efforts of developmental psychology and differential psychology and the use of methods of complex study. Initially, this direction was formed within the Department of General Psychology, empirical research was carried out by employees of the Laboratory of Differential Psychology and Anthropology of NIIKSI in 1963. The Department of Developmental Psychology and Differential Psychology was opened in 1998. The department’s research covers all periods of human development, starting from prenatal, and ending with the period of late adulthood and aging. Former and current employees of the department conducted large-scale studies of the intellectual potential of adolescents living in different environmental conditions. The conditions, factors and mechanisms of self-realization of personality in adolescence, adolescence and adulthood were studied. A comprehensive study of the stressors of everyday life and coping mechanisms at different stages of adulthood has been conducted. The parameters of psycho emotional well-being of adolescents and adults were studied from the standpoint of an integrative approach. Studies of the impact of pandemic-related stress on pregnant women and child development and many other projects have been conducted. The history of the department is represented by four generations of researchers, from the students of B. G. Ananyev, M. D. Alexandrova, E. F. Rybalko, N. A. Grishchenko-Rose and to the students of their students.

Текст научной работы на тему «Психология развития и дифференциальная психология в Санкт-Петербургском государственном университете (25 лет со дня основания кафедры)»

УДК 159.92

Вестник СПбГУ Психология. 2024. Т. 14. Вып. 1

Психология развития и дифференциальная психология в Санкт-Петербургском государственном университете (25 лет со дня основания кафедры)

Л. А. Головей

Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

Для цитирования: Головей Л.А. Психология развития и дифференциальная психология в Санкт-Петербургском государственном университете (25 лет со дня основания кафедры) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Т. 14. Вып. 1. С. 14-24. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.101

В 2023 г. кафедре психологии развития и дифференциальной психологии исполнилось 25 лет. В статье рассматриваются основные этапы научного исследования проблем психологии развития и дифференциальной психологии в петербургской психологической школе. Б. Г. Ананьев исходил из необходимости изучения человека в единстве его свойств как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности в процессе его индивидуального развития. Идеи целостности человека и непрерывности развития заложены им в основу научного изучения индивидуальности. Для целей такого изучения необходимо объединение усилий психологии развития и дифференциальной психологии и применение методов комплексного исследования. Первоначально данное направление сформировалось в рамках кафедры общей психологии, эмпирические исследования проводились сотрудниками лаборатории дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ начиная с 1963 г. Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии была открыта в 1998 г. Исследования кафедры охватывают все периоды развития человека, начиная от перинатального и заканчивая периодом поздней взрослости и старения. Бывшими и сегодняшними сотрудниками кафедры проведены масштабные исследования интеллектуального потенциала подростков, проживающих в разных экологических условиях. Исследовались условия, факторы и механизмы самоосуществления личности в подростковый, юношеский и взрослый периоды. Проведено комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и механизмов совладания с ними на разных этапах взрослости. С позиций интегративного подхода были изучены параметры психоэмоционального благополучия подростков и взрослых. Проведены исследования влияния стресса, связанного с пандемией, на беременных женщин и развитие детей и множества других проблем. История кафедры представлена четырьмя поколениями исследователей, начиная от непосредственных учеников Б. Г. Ананьева — М. Д. Александровой, Е. Ф. Рыбалко, Н. А. Розе-Грищенко — и заканчивая учениками их учеников. Ключевые слова: психология развития, дифференциальная психология, онтогенез, комплексные исследования.

Научно-теоретические предпосылки создания кафедры

Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии имеет короткую историю, но длинную предысторию. Основы концепции кафедры психологии развития были заложены Б. Г. Ананьевым. Выдающийся ученый внес заметный

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2024

вклад в развитие многих отраслей и направлений психологии. Он разработал теорию ощущений и концепцию сенсорной организации человека; исследуя проблемы нейропсихической регуляции, создал учение о соотношении вертикального и горизонтального контуров регулирования и асимметрий в деятельности органов и систем человека; впервые провел исследование динамики психических состояний человека в условиях интеллектуальных и эмоциональных нагрузок; обнаружил и описал терморегуляционные и вегетативные эффекты напряженной деятельности, ввел понятие цены интеллектуального напряжения. Благодаря его инициативе и усилиям впервые в стране были созданы кафедры эргономики и инженерной психологии и социальной психологии. Но, пожалуй, центральной проблемой его научного творчества являлось развитие индивидуальности. Он полагал, что решение этой проблемы возможно только при использовании комплексного подхода, направленного на охват всех уровней индивидуальности: индивидного, субъектного, личностного. Индивидуальность он рассматривал как синтез всех свойств человека, определяющих его психологическую неповторимость, своеобразие. Ученый писал: «Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Иначе говоря, индивидуальность можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека» (Ананьев, 1969, с. 334). Целостность Ананьев понимал не только в указанном выше смысле — как целостность человека во всех его проявлениях. Он рассматривал целостность и как единство онтогенеза, преемственность и взаимосвязь всех этапов развития, учитывая скорость, этап развития, наличие критических и сенситивных периодов. Для целей изучения развития индивидуальности необходимо объединение усилий психологии развития и дифференциальной психологии и создание специальной системы методов. Для реализации замысла целостного изучения развития индивидуальности Б. Г. Ананьев в 1963 г. создает на базе НИИКСИ1 лабораторию антропологии и дифференциальной психологии, в которой организует первые в нашей стране масштабные комплексные лонгитюд-ные исследования периода взрослости на основе разработанной им методологии комплексного изучения человека. Несколько позже, в 1968 г., на факультете психологии была открыта специализация, готовившая студентов по направлению «возрастная и дифференциальная психология» (впоследствии «психология развития и дифференциальная психология»), ею до 1972 г. руководил сам Б. Г. Ананьев. Специализация была открыта в рамках кафедры общей психологии, которой в то время также руководил Ананьев.

Комплексные исследования развития человека

в лаборатории антропологии и дифференциальной психологии

Экспериментальной базой работы специализации стала лаборатория дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ. Она включала несколько научных групп, каждая из которых проводила исследования показателей, отно-

1 НИИКСИ — Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований при СПбГУ

сящихся к разным уровням индивидуальности. Галина Ивановна Акинщикова изучала конституцию человека, гемодинамические показатели, реактивность организма. Людмила Николаевна Кулешова — сенсорную чувствительность, делая акцент на вкусовой и обонятельной чувствительности (Кулешова, 1997). Группа под руководством Иосифа Марковича Палея изучала нейродинамику и темперамент, а позднее и личность. Владимир Константинович Гербачевский — мотивацию и уровень притязаний. Нина Альбертовна Розе-Грищенко — психомоторную организацию человека. Капитолина Дмитриевна Шафранская — эмоции и вегетативную реактивность. Мария Дмитриевна Дворяшина — перцепцию и интеллект. Нина Михайловна Владимирова — речь, Николай Николаевич Обозов — взаимодействие в группах, совместимость. Исследования проводились на студентах и взрослых, в спокойных фоновых условиях, в ситуациях интеллектуального тестирования и экзамена. Задачей было получить возрастные показатели развития взрослых, проследить динамику и особенности индивидуального развития в лонгитюдных исследованиях, определить цену интеллектуального и эмоционального напряжения. Измерения в ситуациях повышенных нагрузок Ананьев считал принципиально важными, полагая, что именно такие ситуации позволяют определить истинную одаренность. Описание системы методов и результаты этих исследований опубликованы в монографиях «Развитие психофизиологических функций взрослых» (Развитие..., 1972), «Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов)» (Психодиагностические..., 1976), «Психомоторика взрослого человека» (Розе-Грищенко, 1970), «Соматическая и психофизиологическая организация человека» (Акинщикова, 1977), а также в многочисленных статьях сотрудников лаборатории. Среди этих работ необходимо отметить работы И. М. Палея, ставшего фактически ведущим исследователем психологии личности не только на факультете, но и в стране. Он развивал оригинальные идеи об информационно-энергетической природе структуры и проявлений личности (Веккер, Палей, 1971). Во многом благодаря его трудам впервые были адаптированы и получили распространение среди отечественных психологов некоторые зарубежные тестовые методы исследования личности (в частности, Опросник Кеттелла).

Комплексные исследования под руководством Б. Г. Ананьева стали первыми в российской психологии в изучении периода взрослости. Они позволили показать непрерывность развития на всем протяжении онтогенеза человека, изучить и описать основные законы психического развития — стадиальность, неравномерность, гетерохронность, закон структурообразования функций. Лаборатория активно сотрудничала с самыми разными организациями: промышленными предприятиями, школами, детскими садами, на базе которых проходили психологические исследования. С 1972 г., после ухода Ананьева из жизни, и по 2001 г. специализацию возрастной и дифференциальной психологии возглавляла профессор Е. Ф. Рыбалко. Ее исследования механизмов пространственного различения на протяжении всех периодов жизни были обобщены в докторской диссертации «Об онтогенетических свойствах зрительно-пространственных функций», защищенной в 1970 г. Е. Ф. Рыбалко развивала идеи Ананьева о необходимости изучения развития в единстве индивидуальных и возрастных характеристик, единстве онтогенеза и жизненного пути личности. Этому посвящены ее статьи (Рыбалко, 2010), уникальный учебник

«Возрастная и дифференциальная психология» (Рыбалко, 1990), а также коллективная монография сотрудников специализации «Онтопсихология» (Онтопсихо-логия, 2003).

Исследования всевозрастного развития индивидуальности

В 1998 г. на основе специализации «возрастная и дифференциальная психология», существовавшей до этого в рамках кафедры общей психологии, была создана кафедра психологии развития и дифференциальной психологии, которую возглавила профессор Л. А. Головей, ученица Б. Г. Ананьева и Н. А. Розе-Грищенко. Исследования кафедры охватывают все периоды развития человека, начиная от пренатального и заканчивая периодом поздней взрослости и старения. За время существования кафедры ее сотрудниками выполнены масштабные исследования по актуальным проблемам психологии развития и дифференциальной психологии.

Так, в начале 1990-х гг. сотрудниками кафедры было проведено комплексное исследование интеллектуального потенциала, в том числе у детей и взрослых, проживающих на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению в результате аварии 1986 г. на Чернобыльской АЭС. Результаты этих уникальных исследований выявили существенное снижение умственной работоспособности, были выявлены также снижение параметров самооценки и изменения других подструктур индивидуальности (Интеллектуальный..., 2003). В этой монографии впервые было сформулировано понятие интеллектуального потенциала.

С момента своего открытия исследования кафедры затрагивают разные сферы развития человека на всем протяжении его онтогенеза. Сотрудники кафедры изучают факторы, влияющие на психическое развитие ребенка в пренатальный период и в раннем возрасте, психологические особенности беременных женщин, рассматривают роль личности матери, отношений в семье в формировании психологической готовности к материнству и становлении родительских стилей воспитания (С. С. Савенышева). Пристальное внимание уделяется изучению возрастных кризисов жизненного цикла человека, выявлению их симптоматики, разработке соответствующего диагностического инструментария и программ психологической помощи в кризисные периоды развития (Василенко, Манукян, 2006). Значительное внимание уделяется исследованию показателей и структуры психологической зрелости личности в разные периоды взрослости. В результате удалось выявить структуру свойств, характеризующих психологическую зрелость, показать особенности и этапы ее становления в подростковом, юношеском и взрослом периодах развития, половые особенности ее становления и факторы, влияющие на этот процесс. Впервые было показано, что важнейшим признаком зрелости личности является ее гуманистическая направленность, которая формируется к началу периода средней взрослости. Результаты этих исследований отражены в коллективной монографии сотрудников кафедры «Психологическая зрелость личности» (Психологическая., 2014), которая стала победителем Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу по психологии 2014 г.

Дифференциально-психологическое направление исследований кафедры в течение многих лет развивалось усилиями И. Б. Дермановой, чьи работы внесли заметный вклад в уточнение понимания предмета дифференциальной психологии.

Она показала, что решение проблемы индивидуальных различий возможно лишь на основе разностороннего и разноуровневого анализа психологических особенностей в единой структуре индивидуальности человека. Ее работы посвящены определению предмета дифференциальной психологии с позиций концепции психологической структуры человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Они развивают взгляды основоположника дифференциальной психологии В. Штерна (W. Stern) в контексте психологической школы Б. Г. Ананьева. Обозначая круг понятий, подлежащих анализу с позиций дифференциальной психологии, она включает в них такие понятия, как стилевые характеристики личности, ее субъективная реальность, модель мира, что существенно расширяет предмет этой науки и выводит на изучение внутреннего мира индивидуальности (Головей, Дерманова, 2012; Дерманова, 2015).

Традиционным для петербургской психологической школы является изучение старших возрастов, подход к периоду старения с позиций активности личности, анализ роли субъектных характеристик в развитии пожилого и старого человека, заложенный исследованиями М. Д. Александровой. К 100-летнему юбилею Марии Даниловны Александровой сотрудникам кафедры удалось найти, восстановить и опубликовать две ранее не издававшиеся работы, выполненные ею в доме ветеранов науки и культуры Санкт-Петербурга методом включенного наблюдения. Успешно продолжили эти исследования Л. Н. Кулешова, а затем и О. Ю. Стрижиц-кая в циклах исследований трудоспособности и психологического благополучия пожилого человека, межпоколенных отношений, исследования когнитивных функций, общего и повседневного стресса в период геронтогенеза. Эти исследования позволили определить психологическое содержание и возрастную специфику формирования геротрансцендентности, которые были обобщены в докторской диссертации О. Ю. Стрижицкой «Позитивная психология старения: условия, факторы и социальные эффекты геротрансцендентности», удостоенной в 2018 г. премии им. Б. Г. Ананьева (Стрижицкая, 2018).

Сотрудники кафедры проводят циклы дифференциально-психологических исследований, касающихся проблем саморазвития, самоосуществления личности, психологического благополучия человека (И. Б. Дерманова, Е. Г. Трошихина, Л. А. Головей, О. Ю. Стрижицкая, М. Д. Петраш). В работах, посвященных проблемам самоосуществления, показан его стадиальный характер, включающий последовательное становление стремления к самоосуществлению через доминирование в подростковом возрасте стремления к самовыражению, преобладанию направленности на самореализацию в период ранней взрослости, к направленности на самотрансценденцию, преодоление эгоцентрических тенденций, выход за пределы своего Я в средней и поздней взрослости. Группа преподавателей кафедры исследует проблемы психического развития и стратегий совладающего поведения в трудных жизненных условиях, в том числе в семьях, имеющих детей с сенсорными нарушениями, изучаются также особенности адаптации к условиям обучения в вузе глухих и слабослышащих студентов (Н. Ф. Михайлова, А. В. Щукин, А. С. Краско). Изучается семья как среда развития детей и взрослых. В этих работах выявлена позитивная роль эмоционального принятия ребенка матерью, демократического стиля воспитания и негативное влияние авторитарного, отвергающего стиля на развитие интеллекта и личности дошкольника (Головей и др., 2016а; Головей и др.,

2016б). Продолжаются начатые в 1960-1970-е гг. исследования по разработке психографических и биографических методов изучения и описания индивидуальности (Н. А. Логинова). Работа профессора кафедры Н. А. Логиновой, посвященная истории ленинградской — петербургской психологической школы и научному творчеству Бориса Герасимовича Ананьева (Логинова, 2005), в 2008 г. была удостоена премии им. С. Л. Рубинштейна Российской академии наук.

Важным направлением работы кафедры является изучение человека как субъекта деятельности, включающее исследования разных этапов профессионального развития: выбора профессии, профессионального обучения, профессиональной деятельности, профессионального выгорания работников разных специальностей, разработку методов психологического сопровождения профессионального становления личности (Л. А. Головей, М. В. Данилова, В. Р. Манукян, М. Д. Петраш). Результаты этих исследований позволили выявить и описать признаки кризисов профессионального развития на возрастном отрезке от подросткового возраста до периодов ранней и средней взрослости, а также личностные ресурсы, способствующие снижению уровня кризисных переживаний, и предложить систему психологических методов сопровождения профессионального развития (Головей и др., 2015).

Практической реализацией данного направления явилось создание в 2003 г. в СПбГУ Центра профессионально-личностного консультирования, который призван оказывать психологическую помощь в профессиональном самоопределении и развитии. Сотрудники кафедры психологии оказывают консультативную помощь школьникам и взрослым, привлекая к этой работе студентов, получающих благодаря этому первый профессиональный опыт. Усилиями сотрудников кафедры (Е. Г. Трошихиной и ее учеников) создан и работает кабинет песочной психотерапии. Базами практической реализации исследований кафедры являются школы, дошкольные образовательные учреждения, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, сиротские учреждения Петербурга.

Кафедра сегодня

Исследования кафедры психологии развития и дифференциальной психологии получают поддержку ведущих научных фондов России, отмечающих их актуальность и значимость. Кафедра становится центром объединения психологов факультета, занимающихся исследованиями не только в области психологии индивидуальности, но и психологии личности, психологии жизненного пути человека. Подготовленный преподавателями кафедры учебник «Психология развития и возрастная психология» (Психология., 2015) удостоен высшей награды в номинации «Учебная книга» на международном конкурсе в Новосибирске.

В последние годы на кафедре выполняется все больше проектов, направленных на изучение всевозрастного развития человека, и исследований, откликающихся на самые актуальные проблемы современного общества. В 2016 г. под руководством Л. А. Головей было начато комплексное исследование повседневных стрессоров в разные периоды взрослости. Научной группе удалось впервые описать области жизни современного человека, наиболее насыщенные повседневными стрессами. Было обнаружено влияние стрессоров на разные уровни индивидуальности — от

показателей гемодинамики и эмоциональной сферы до личностных уровней. В этих исследованиях была выявлена роль поведенческих стратегий в преодолении стресса, показана региональная, половая, возрастная специфика повседневного стресса, разработан психодиагностический инструментарий и создана компьютерная программа экспресс-контроля над стрессом. Цикл статей, опубликованных по результатам этого исследования, был удостоен премии «За лучшую научную публикацию СПбГУ» в 2019 г. Многолетние исследования психологического благополучия привели к разработке и описанию сотрудниками кафедры нового его конструкта — психоэмоционального благополучия. В этих исследованиях были выявлены возрастные особенности психоэмоционального благополучия в разные периоды развития, а также индивидуальные и социальные факторы, влияющие на него, создан психодиагностический инструментарий для его измерения. По результатам этих исследований в 2020 г. была опубликована монография «Психоэмоциональное благополучие: интегративный подход» (Психоэмоциональное. , 2020). В 2023 г. коллектив ученых кафедры начал исследование стрессоров повседневной жизни подростков в связи с проблемами их адаптации и психологического благополучия (проект поддержан РНФ). Развитие взрослых и пожилых людей исследуется также в кросс-культурном аспекте. На это были направлены совместные проекты с учеными Финляндии, Болгарии, Испании, Мексики, выполненные под руководством О. Ю. Стрижицкой. Результаты этих исследований позволили показать, что, несмотря на наличие общих закономерностей и возрастных задач развития, культурные и социально-экономические особенности страны оказывают существенное влияние на формирование и развитие человека. Кафедра активно реагирует на актуальную социальную ситуацию. Так, в условиях пандемии СОУГО-19 С. С. Савенышевой с коллегами был осуществлен проект «Влияние стресса, связанного с пандемией, на эмоциональное состояние и психологическое функционирование женщины в период беременности и после рождения ребенка, особенности родов и развитие младенца» (поддержан грантом РНФ). Сотрудники кафедры активно изучают проблему одиночества и его влияния на психологическое благополучие молодежи, взрослых и пожилых людей (М. В. Данилова, И. Р. Муртазина и др.). Откликом на запросы современности можно считать развернувшиеся в последние годы на кафедре исследования компьютерной зависимости и вовлеченности в компьютерные игры подростков и взрослых (Глинкина, Василенко, 2022).

Преемственность поколений — залог сохранения научной школы

Несмотря на то, что кафедра как подразделение появилась лишь в 1998 г., она представляет собой научную школу, уходящую корнями к самому моменту основания факультета психологии СПбГУ Идея всевозрастного развития, заложенная Б. Г. Ананьевым, всегда была и остается центральной в понимании процессов развития в петербургской психологической школе. Кафедра отличается преемственностью научных взглядов, активно развивает идеи, заложенные основателями направления. Принципы преемственности традиций и целостного подхода к пониманию развития находят отражение в учебных курсах и программах кафедры. Так, сотрудниками кафедры была создана одна из первых магистерских программ «Психология развития», которая постоянно совершенствуется, в 2018 г. программа

получила сертификат международной аккредитации. Все современные научные достижения, в том числе результаты исследований сотрудников кафедры, включаются в программы курсов. Идеи целостного подхода к развитию, единства его законов на этапах не только онтогенеза, но и филогенеза, отчетливо демонстрируют разработанные и читаемые для бакалавров и магистров курсы «Эволюционная и сравнительная психология» и «Основы эволюционной и сравнительной психологии», продолжающие традиции, заложенные профессором Н. А. Тих, что соответствует и мировым трендам понимания развития.

История кафедры представлена четырьмя поколениями исследователей, начиная от непосредственных учеников Б. Г. Ананьева — М. Д. Александровой, Е. Ф. Рыбалко, Н. А. Розе-Грищенко — и заканчивая учениками их учеников. Далеко опережая свое время, Б. Г. Ананьев в своих трудах опирался на идеи всевозрастного развития и целостного изучения человека, писал о необходимости объединения для такого исследования психологии развития и дифференциальной психологии. Развивая эти идеи, первое поколение его последователей, к которым можно отнести М. Д. Александрову, Е. Ф. Рыбалко, Н. А. Розе-Грищенко, расширили диапазон исследования от периодов ранней и средней юности до поздней взрослости и старения. Следующее поколение учеников, включавшее Л. А. Головей, Н. А. Логинову, Л. Н. Кулешову, О. М. Анисимову, продолжило развивать эти идеи, внеся вклад и в разработку методологического и методического аппарата антропологического подхода. Начиная с середины 1980-х гг. усиливается интерес к периоду детства и подростни-чества. Отвечая на эти тенденции, начинают свои исследования Т. В. Прохоренко и Ж. А. Балакшина. Особенности развития детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья в русле коррекционной психологии осуществляли Л. В. Вансовская, А. В. Щукин, Н. Ф. Михайлова. Складывается направление, связанное с изучением внутрисемейных отношений и роли семьи в развитии человека (Е. Е. Энгельгардт). Исследования учителей продолжают выпускники специализации: психологию ранних периодов развития и детства изучают С. С. Савенышева и В. Е. Василенко; психологию подросткового и юношеского периодов — М. В. Данилова, В. Е. Василенко, К. Ю. Ануфриюк; различные периоды взрослости — М. Д. Пе-траш, В. Р. Манукян; проблемы психологии старения — О. Ю. Стрижицкая. Время не стоит на месте, и уже подрастает следующее поколение исследователей, способное сохранить, развить и передать традиции ленинградской — петербургской школы психологии развития. Это молодые сотрудники и аспиранты кафедры А. В. Краско, О. С. Галашева, Д. Левитова и другие. Научные интересы и исследования сотрудников отражают все этапы развития человека — от пренатального развития до глубокой старости, сохраняя идею всевозрастного развития человека. Исследования кафедры сочетают в себе деятельностный, гуманистический, экзистенциальный, психофизиологический и клинический подходы, продолжая решение задач комплексного изучения человека. За годы работы сотрудниками кафедры были подготовлены десятки специалистов. Продолжая традиции школы Б. Г. Ананьева, сотрудники всегда стремились прививать своим ученикам научное любопытство, умение не только работать в команде, но и проявлять инициативу. Сегодня многие выпускники кафедры являются ведущими учеными в своих областях, а молодое поколение, только начинающее свою научную и творческую деятельность, уже демонстрирует задатки серьезных исследователей, сохраняя и развивая традиции кафедры.

Литература

Акинщикова Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.

Василенко В. Е., Манукян В. Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ 2006.

Веккер Л. М., Палей И. М. Информация и энергия в психическом отражении // Ученые записки ЛГУ Сер. психологических наук. Вып. 3. Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. С. 61-66.

Глинкина Л. С., Василенко В. Е. Анкета увлеченности компьютерными играми для юношей и взрослых: психометрические характеристики // Известия Саратовского университета. Нов. Сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, № 2 (42). С. 154-167. Головей Л. А., Данилова М. В., Рыкман Л. В., Петраш М. Д., Манукян В. Р., Леонтьева М. Ю., Александрова Н. А. Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование. СПб.: Нестор-История, 2015. Головей Л. А., Дерманова И. Б. Дифференциальная психология: современный взгляд // Вестник

СПбГУ Сер. 16. 2012. Вып. 2. С. 3-16. Головей Л. А., Савенышева С. С., Василенко В. Е. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольников // Социальная психология и общество. 2016а. Т. 7, № 2. С. 5-18.

Головей Л. А., Савенышева С. С., Энгельгардт Е. Е. Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников // Социальная психология и общество. 2016б. Т. 7, № 3. С. 18-32. Дерманова И. Б. Дифференциальная психология: учебник. М.: Академия, 2015. Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Головей.

СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. Кулешова Л. Н. Сенсорно-перцептивная организация в структуре психологических характеристик

человека // Известия Академии педагогических и социальных наук. 1997. Вып. 2. С. 50-55. Логинова Н. А. Опыт человекознания. История комплексного подхода в психологических школах

В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. Онтопсихология: учебное пособие / под ред. А. А. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1972. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.

Психологическая зрелость личности / под ред. Л. А. Головей. СПб.: Скифия-принт, 2014. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Л. А. Головей. М.: Юрайт, 2015. Психоэмоциональное благополучие: интегративный подход / под ред. Л. А. Головей. СПб.: Нестор-История, 2020.

Розе-Грищенко Н. А. Психомоторика взрослого человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. Рыбалко Е. Ф. Дифференциально-психологические проблемы развития человека. СПб.: Изд-во СПбГУ 2010.

Стрижицкая О. Ю. Позитивная психология старения: условия, факторы и социальные эффекты ге-ротрансцендентности: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2018.

Статья поступила в редакцию 19 сентября 2023 г.; рекомендована к печати 23 ноября 2023 г.

Контактная информация:

Головей Лариса Арсеньевна — д-р психол. наук, проф.; lgolovey@yandex.ru

Developmental psychology and differential psychology at St. Petersburg State University

(25 years since the founding of the department)

L. A. Golovey

St. Petersburg State University,

7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

For citation: Golovey L. A. Developmental psychology and differential psychology at St. Petersburg

State University (25 years since the founding of the department). Vestnik of Saint Petersburg University.

Psychology, 2024, vol. 14, issue 1, pp. 14-24. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.101 (In Russian)

The department of developmental psychology and differential psychology turned 25 years old, in 2023. The article discusses the main stages of the scientific study of the problems of developmental psychology and differential psychology at the St. Petersburg Psychological School. B. G. Ananyev proceeded from the need to study a person in the unity of his properties as an individual, personality, subject of activity, individuality in the process of his individual development. The ideas of human integrity and continuity of development are laid by him in the basis of the scientific study of individuality. For the purposes of such a study, it is necessary to combine the efforts of developmental psychology and differential psychology and the use of methods of complex study. Initially, this direction was formed within the Department of General Psychology, empirical research was carried out by employees of the Laboratory of Differential Psychology and Anthropology of NIIKSI in 1963. The Department of Developmental Psychology and Differential Psychology was opened in 1998. The department's research covers all periods of human development, starting from prenatal, and ending with the period of late adulthood and aging. Former and current employees of the department conducted large-scale studies of the intellectual potential of adolescents living in different environmental conditions. The conditions, factors and mechanisms of self-realization of personality in adolescence, adolescence and adulthood were studied. A comprehensive study of the stressors of everyday life and coping mechanisms at different stages of adulthood has been conducted. The parameters of psycho emotional well-being of adolescents and adults were studied from the standpoint of an integrative approach. Studies of the impact of pandemic-related stress on pregnant women and child development and many other projects have been conducted. The history of the department is represented by four generations of researchers, from the students of B. G. Ananyev, M. D. Alexandrova, E. F. Rybalko, N. A. Grishchenko-Rose and to the students of their students.

Keywords: developmental psychology, differential psychology, ontogenesis, complex research.

References

Akinschikova, G. I. (1977). Somatic and psychophysiological organization of a person. Leningrad, Leningrad State University Press.

Ananyev, B. G. (1969). Man as an object of knowledge. Leningrad, Leningrad State University Press.

Glinkina, L. S., Vasilenko, V. E. (2022). Questionnaire of passion for computer games for boys and adults: psychometric characteristics. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 11, 2 (42), 154-167.

Golovei, L. A., Danilova, M. V., Rykman, L. V., Petrash, M. D., Manukian, V. R., Leont'eva, M. Iu., Aleksan-drova, N. A. (2015). Professional personal development: the beginning of the journey. Empirical research. St. Petersburg, Nestor-Istoriia Publ.

Golovey, L. A., Dermanova, I. B. (2012). Differential psychology: a modern view. Vestnik of St. Petersburg State University. Ser. 16, 2, 3-16.

Golovey, L. A., Savenysheva, S. S., Engelgardt, E. E. (20166). Family structure and parental education as factors in the intellectual development of preschool children. Social Psychology and Society, 7, 3, 18-32.

Golovey, L. A., Savenysheva, S. S., Vasilenko, V. E. (2016a). Family structure and family education as factors

in the development of the personality of preschoolers. Social Psychology and Society, 7, 2, 5-18. Dermanova, I. B. (2015). Differential psychology: textbook. Moscow, Academiia Publ. Development of psychophysiological functions of adults. (1972). B. G. Ananyev, E. I. Stepanova (eds). Moscow, Pedagogika Publ.

Developmental psychology and age psychology: textbook and workshop for academic bachelor's degree. (2015).

L. A. Golovey (ed.). Moscow, Iurait Publ. Human intellectual potential: Development problems. (2003). A. A. Krylov, L. A. Golovey (eds). St. Petersburg,

St. Petersburg University Press. Kuleshova, L. N. (1997). Sensory-perceptual organization in the structure of human psychological characteristics. Proceedings of the Academy of Pedagogical and Social Sciences. 2, 50-55. Loginova, N. A. (2005). Human knowledge experience. History of an integrated approach in psychological

schools V. M. Bekhterev and B. G. Ananyev. St. Petersburg, St. Petersburg University Press. Ontopsychology: textbook. (2003). A. A. Krylova, E. F. Rybalko (eds). St. Petersburg, St. Petersburg University Press.

Psycho-emotional well-being: an integrative approach. (2020). L. A. Golovey (ed.). St. Petersburg, Nestor-Istoriia Publ.

Psychodiagnostic methods (in a complex longitudinal study of students). (1976). Leningrad, Leningrad State University Press.

Psychological maturity of the individual. (2014). L. A. Golovey (ed.). St. Petersburg, Skifiia-print Publ. Rose-Grischenko, N. A. (1970). Psychomotor behavior of an adult. Leningrad, Leningrad State University Press.

Rybalko, E. F. (1990). Developmental and differential psychology. Leningrad, Leningrad State University Press.

Rybalko, E. F. (2010). Differential psychological problems of human development. St. Petersburg, St. Petersburg University Press.

Strizhitskaya, O. Yu. (2018). Positive psychology of aging: Conditions, factors and social effects of gerotran-

scendence: Dr. Sci. thesis (Psychology). St. Petersburg. Vasilenko, V. E., Manukyan, V. R. (2006). Age-related crises of the life cycle: Textbook. St. Petersburg, St. Petersburg University Press.

Wekker, L. M., Paley, I. M. (1971). Information and energy in mental reflection. Scientific notes of Leningrad State University. Psychological Science Series. Iss. 3. Experimental and applied psychology (pp. 61-66). Leningrad, Leningrad State University Press.

Received: September 19, 2023 Accepted: November 23, 2023

Author's information:

Larisa A. Golovey — Dr. Sci. in Psychology, Professor; lgolovey@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.