2021
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПСИХОЛОГИЯ
Т. 11. Вып. 3
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
УДК 159.9.019
Из истории психологической школы Ленинградского/Санкт-Петербургского университета: Нина Альбертовна Грищенко
Л. А. Головей1а, П. А. Грищенко2
1 Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
2 Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Российская Федерация, 199178, Санкт-Петербург, 12-я линия В. О., 13
Для цитирования: Головей Л. А., Грищенко П. А. Из истории психологической школы Ленинградского/Санкт-Петербургского университета: Нина Альбертовна Грищенко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11. Вып. 3. С. 284-293. Ь«р8//ао1.ощ/10.21638/8рЬи16.2021.306
Статья посвящена научным исследованиям и жизни ученого-психолога и педагога Н. А. Грищенко, которая более 50 лет трудилась в Ленинградском/Санкт-Петербургском университете и является ярким представителем психологической школы Б. Г. Ананьева. Она внесла большой вклад в развитие комплексного подхода к изучению человека. Ею были созданы методы исследования целостной структуры психомоторной организации, изучены закономерности развития психомоторики в разные периоды онтогенеза, в различных видах профессиональной деятельности. Она является автором первой в России монографии, посвященной психомоторной организации взрослого человека, была соавтором пяти монографий, двух учебников и более четырех учебных пособий для студентов-психологов и практиков. Работы Н. А. Грищенко внесли заметный вклад в создание психологической службы в системе образования, разработку психологических основ и методов профессиональной ориентации, в изучение влияния последствий радиационного загрязнения на интеллектуальный потенциал и развитие человека. Результаты ее исследований сегодня актуальны для теории и прикладных отраслей психологии. Она успешно сочетала научную работу с обучением и воспитанием студентов и аспирантов, была учителем с большой буквы, воспитала многие поколения психологов, которые работают в разных концах России и за рубежом. В статье приводятся воспоминания учеников Нины Альбертовны разных лет.
Ключевые слова: комплексные исследования, психомоторика, развитие, возраст, интеллектуальный потенциал, история психологической школы.
а Автор для корреспонденции.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021
Большая часть трудовой жизни Нины Альбертовны Грищенко (Розе) связана с Ленинградским/Санкт-Петербургским государственным университетом. В своей работе она поддерживала и развивала идеи комплексного исследования человека, сформулированные ее учителем Борисом Герасимовичем Ананьевым. Она родилась в 1927 г. в Ленинграде, прожила нелегкую жизнь. Ее отец Альберт Андреевич Розе в то время был видным деятелем в командовании Красной армии, занимал пост помощника начальника Управления воздушного флота Балтийского моря. В 1933 г. в связи с новым назначением отца вся семья переезжает сначала в Хабаровск, а затем в Алма-Ату, куда его переводят на высокую дипломатическую должность. Мама Нины Альбертовны, Надежда Михайловна, получила прекрасное образование и всю жизнь занималась педагогической работой с глухонемыми детьми. В их гостеприимном доме частыми гостями были известные военачальники, маршалы В. К. Блюхер и М. Н. Тухачевский. В 1937 г. А. А. Розе обвиняют в заговоре и приговаривают к расстрелу. Надежду Михайловну отправляют в колонию-поселение. Нине Альбертовне разрешили отправиться в колонию с матерью. В колонии она оканчивает среднюю школу, подрабатывая в этой же школе мытьем полов, а по ночам разгружая уголь. В 1945 г. появилась возможность вернуться в Ленинград. Надежда Михайловна оказалась очень востребованным специалистом, ее реабилитировали, и вскоре они получили жилье. В том же 1945 г. Нина Альбертовна поступила на исторический факультет ЛГУ и в 1949 г. успешно окончила его, получив специальность преподавателя истории. После окончания она несколько лет работала преподавателем истории в профессионально-технических училищах Ленинграда. Она серьезно занималась художественной гимнастикой, выполнила норматив мастера спорта и даже была чемпионкой Ленинграда. Еще обучаясь на историческом факультете университета, увлеклась психологией, которой посвятила всю последующую жизнь.
В 1960 г. она становится аспиранткой отделения психологии философского факультета. Здесь она прошла путь от аспирантки факультета психологии до заслуженного преподавателя, кандидата психологических наук, доцента. В аспирантуре ее научным руководителем становится Борис Герасимович Ананьев, под его руководством она защищает кандидатскую диссертацию на тему «Микродвижения пальцев рук в различных трудовых действиях» (Розе, 1964). Диссертация была выполнена в русле исследований, проводившихся в то время на факультете психологии и нашедших отражение в фундаментальном труде Б. Г. Ананьева, Л. М. Веккера, Б. Ф. Ломова и А. В. Ярмоленко (1959). Фактически учеными факультета психологии в те годы создавалось новаторское учение о сенсорной организации человека, о ее структуре и целостности, ее роли в процессах познания и труда. Нина Альбертовна одна из первых применила в диссертации метод киносъемки и последующей покадровой дешифровки микродвижений всех пальцев правой и левой рук в процессе реальной сборки радиоламп на рабочем конвейере. Эти исследования показали, что в любом рабочем движении задействованы все пальцы руки, при этом функции их распределены между собой; были выявлены установочные, ориентировочные, поддерживающие, пространственные движения. Это опровергало широко распространенную в то время теорию о том, что по мере технического прогресса, при котором большое количество рабочих функций возьмут на себя механизмы, необходимость в участии всех пальцев будет уменьшаться. Человеку будущего нужен будет только один палец для нажимания кнопок, что повлечет за собой отмирание
«ненужных», неиспользуемых органов, и человек будущего будет однопалым. Ананьев же утверждал, что в процессе рабочих движений рук активность всей кисти в целом и каждого из пальцев служат созданию сложнейших систем связей между различными центрами мозга, происходят интеграция и усовершенствование мозговой организации в целом. Диссертационное исследование Нины Альбертовны представило доказательства этих предположений.
Огромное значение в научном становлении Нины Альбертовны и всей ее научной биографии сыграло участие в комплексных исследованиях. С момента основания лаборатории дифференциальной психологии и антропологии Б. Г. Ананьевым в 1963 г. она стала его постоянным помощником. Ананьев в те годы задумал и впервые провел комплексное лонгитюдинальное изучение психологической организации человека. Он сформулировал основные принципы и задачи такого исследования. Первым из них был принцип целостности, который совмещал единство временной целостности как непрерывности развития на всем протяжении онтогенеза и структурной целостности, представляющей собой единство всех уровней психологической организации человека как индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности. Несколько позже Ананьев писал: «В реальном человеческом развитии нет каких-либо фиксированных границ между умственным и физическим, речедвигательным и двигательным, корковым и висцерально-общесоматическим развитием. Переходы между ними и взаимовлияния оказались столь обширными и всеохватывающими, что наши представления о целостности организма в структуре его развития встали на универсальную основу» (Ананьев, 1977, с. 217).
Вторым, не менее важным принципом явилась комплексность. С точки зрения Ананьева она предполагает изучение уровневых показателей развития психофизиологических функций, психических процессов, состояний и свойств личности; исследование структурных особенностей, которые составляют сложные синдромы поведения; изучение потенциалов человека (работоспособности, трудоспособности, одаренности, способностей); все эти особенности должны изучаться в развитии человека (Ананьев, 1969). Не менее важной задачей целостного изучения человека является исследование связей между различными уровнями его организации, что помогает понять, каким образом складывается эта система и каковы особенности ее организации в тот или иной период функционирования. Важными методическими приемами, реализованными в этих исследованиях, было сочетание метода возрастных поперечных срезов с лонгитюдинальным методом, а также изучение человека в различных ситуациях деятельности и в различных психических состояниях (в так называемом фоновом и в ситуациях повышенной интеллектуально-эмоциональной нагрузки — экзамена, тестирования интеллекта). Следует заметить, что это были первые исследования психических состояний, в частности стрессовых нагрузок, в России. Задачу реализации комплексного подхода Б. Г. Ананьев поставил перед сотрудниками лаборатории, при этом каждый из них отвечал за изучение показателей одного из уровней индивидуальности. Нине Альбертовне в общей структуре исследования было поручено изучение психомоторной организации. Этот термин впервые ввел в арсенал психологической науки именно Ананьев. Ученый придавал ей особое значение в структуре потенциалов человека, наряду с сенсорно-перцептивной организацией.
Системные исследования психомоторной организации, проведенные Н. А. Грищенко, определили место психомоторной организации в структуре взаимосвязей с интеллектуальным, личностным развитием, социальной и трудовой активностью. Но, прежде чем приступить к исследованию, необходимо было создать современные методы, позволяющие провести диагностику показателей всех уровней индивидуальности (Ананьев, 1976). В отечественной психологии того времени отсутствовали методы, которые охватывали бы все уровни психомоторной организации. Опираясь на исследования 1920-1930-х годов (Гуревич, Озерецкий, 1930; Ярмоленко, 1931), Нина Альбертовна впервые смогла создать систему методов, которая позволяла диагностировать показатели двигательной активности на всех уровнях организации человека: от спонтанных непроизвольных движений, микро- и макродвижений до уровня целостной деятельности. Ею впервые была адаптирована и введена в научный оборот методика бразильского психолога Мира-и-Лопеса, привезенная Б. Г. Ананьевым из поездки в Бразилию. Методика была направлена на диагностику личностных и интеллектуальных характеристик по показателям графических движений (Психодиагностические методы в комплексном..., 1976). Комплексные исследования психомоторной организации, проведенные под руководством Нины Альбертовны, охватывали не только все уровни психомоторной организации — в них выявлялось место психомоторики в структуре индивидуальности, ее взаимосвязи с индивидными, субъектными, личностными характеристиками, а также ее изменчивость в разные возрастные периоды. Проводилось изучение профессиональных групп: пилотов, рабочих, артистов балета, спортсменов, в спокойных ситуациях и ситуациях повышенных физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок. Тем самым Н. А. Грищенко реализовывала принципы и подходы к комплексному исследованию человека, разработанные ее учителем.
Необходимо отметить организаторские и педагогические способности Нины Альбертовны, проявившиеся уже в тот ранний период ее работы на факультете. Она сплотила вокруг себя группу студентов, обучила их методам изучения психомоторики и вовлекла в проведение комплексного исследования. В то время под ее руководством создавали свои первые научные труды, писали курсовые и дипломные работы будущие профессора В. А. Якунин, Л. А. Головей, кандидаты психологических наук И. Я. Круминя, Е. Н. Сюлина и многие другие. Исследования Нины Альбертовны показали роль психомоторики как мощного регулятора поведения и деятельности человека. Было доказано, что сложная многоуровневая система психомоторной организации выступает как фактор целостности, объединяя разные уровни активности: от элементарных низших уровней (спонтанной двигательной активности и мышечного тонуса) до самых сложных видов социальной активности и волевой регуляции поведения. Они выявили взаимосвязи психомоторной организации с индивидными, субъектными, личностными свойствами, ее роль в структуре индивидуальности. Была убедительно показана роль психомоторной организации в разных возрастах, ситуациях и условиях деятельности. Результаты этих исследований отражены в многочисленных статьях и обобщены в уникальной монографии «Психомоторика взрослого человека» (Грищенко, 1970).
В 1960-е годы Борису Герасимовичу Ананьеву, благодаря его усилиям и тем результатам, которые были получены в комплексных исследованиях, удается создать при министерстве высшего и среднего специального образования РСФСР голов-
ной совет по психолого-педагогическим проблемам высшей школы. Он предложил Н. А. Грищенко-Розе стать ученым секретарем этого совета. Она была правой рукой Бориса Герасимовича, постоянно помогала ему во всех делах. Результатом этой работы стала серия книг и статей, посвященных психологии студенчества, в которых показаны роль психологической науки в деле воспитания и обучения студентов. Эта работа продолжалась и после кончины Б. Г. Ананьева в 1972 г. Были изданы коллективные монографии, посвященные проблемам повышения успеваемости и снижения отсева студентов, их воспитанию и обучению, в которых впервые в отечественной науке ставились вопросы значения учета психологических факторов, необходимости индивидуального подхода, методов активизации студентов. В них неизменное участие принимала Н. А. Грищенко, к участию в этих исследованиях и публикациях она привлекала и своих учеников: Головей, Ананьеву, Меньшикову, Шеховцову, Тютюнник и других. Ее перу принадлежат главы, описывающие особенности индивида, в том числе психомоторную организацию в качестве факторов успешности учебной деятельности студентов (Комплексное исследование..., 1980). Еще одна коллективная монография была посвящена вопросам становления профессиональных представлений и предпосылок успешной адаптации выпускников, особенностям интеллектуального развития в зависимости от профессиональной направленности, анализу результатов комплексного психофизиологического исследования студентов (Современные психолого-педагогические., 1976).
Нина Альбертовна всегда живо откликалась на запросы практики. Так, в годы создания психологической службы она в соавторстве готовит и публикует одну из первых книг, посвященных вопросам психологического обеспечения обучения, воспитания, профессиональной ориентации школьников. В ней приводятся ориентировочные схемы работы школьных психологов, анализируются конкретные примеры индивидуальной работы с учащимися (Головей, Грищенко, 1987). В начале 1980-х годов перед обществом и психологической наукой со всей остротой встали проблемы профессиональной ориентации молодежи. В этот период сложилась очень непростая ситуация, связанная с дефицитом трудовых ресурсов, высокой текучестью кадров, неготовностью выпускников школ к самостоятельному выбору профессии. На государственном уровне было принято решение о создании системы профессиональной ориентации молодежи, в соответствии с которым необходимо было в течение короткого времени открыть центры и кабинеты профессиональной ориентации во всех регионах страны. Это поставило перед наукой задачи создания научно-методических основ профориентации и подготовки кадров. Нина Альбертовна с присущим ей энтузиазмом совместно с учеными факультета взялась за решение этой проблемы. Коллективом ученых под ее руководством были определены направления профориентационной работы: информационное, психодиагностическое, медикопсихологическое, консультативное, адаптационное. Разработаны и внедрены в практику программы профориентации, которые были положены в основу создания службы профориентации в Ленинграде, в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. При ее непосредственном участии были развернуты эмпирические исследования по профориентации в школах и профессионально-технических училищах города. На основании результатов этих исследований подготовлены и опубликованы одни из первых в стране учебные пособия и методические рекомендации по профориентации (Грищенко, Головей, Лукомская,
1988; Первичная., 1988). Выпускники факультета психологии, ученики Нины Альбертовны составили костяк психологов созданных в те годы Ленинградского городского и районных центров профессиональной ориентации молодежи. При ее непосредственном участии была создана первая в России программа профессиональной переподготовки по направлению «Возрастная и профориентационная психология», задачей которой было восполнить дефицит кадров в области профориентации. На эту программу направляли обучающихся из всех уголков страны, выпускники программы впоследствии организовывали психологическое сопровождение профессионального выбора в своих регионах на принципах, разработанных в ЛГУ/СПбГУ
Когда в 1986 г. произошла Чернобыльская катастрофа, Нина Альбертовна вошла в состав научного коллектива, работавшего под руководством Н. А. Кудрявцевой в рамках программы «Дети Чернобыля», поддержанной грантом президента России. В ходе этой работы было организовано пять экспедиций с целью получения региональных стандартов и показателей развития интеллектуального потенциала в разных экологических и социальных условиях, в том числе в зонах радиоактивного загрязнения. Цикл исследований развития детей, проживающих на загрязненных радиацией территориях, показал, что они по всем интеллектуальным функциям демонстрируют показатели ниже возрастной нормы. При этом их всех объединяет одно общее качество: низкая продуктивность функций при нагрузках, быстрое утомление, выраженная астенизация. Признаки астенизации были выявлены в том числе в показателях психомоторики: сниженная мышечная сила, низкая способность поддержания статического мышечного напряжения и темпа деятельности, нарушение регуляции графических движений рук. Все эти феномены свидетельствуют об ослаблении механизмов энергетического обеспечения интеллектуальных функций в неблагоприятных экологических условиях. В рамках всероссийской научной программы «Народы России: выживание и развитие» научной группой под руководством Н. А. Грищенко впервые были получены данные о различиях интеллектуального потенциала у подростков в зависимости от профиля обучения, в лонгитюдинальном прослеживании развития были выделены типы изменчивости интеллектуального потенциала при разных условиях обучения. При изучении интеллектуального потенциала субъекта деятельности научная группа провела эмпирическое исследование на материале профконсультации и прослеживания судеб учащихся средних школ и ПТУ Санкт-Петербурга (232 человека) в течение двух лет. В этом лонгитюдинальном исследовании, наряду с измерениями интеллекта, изучалась учебная мотивация, интересы и профессиональная направленность подростков. Благодаря сочетанию указанных методов были обнаружены более высокие темпы прироста интеллектуального потенциала у учащихся ПТУ и в специализированных классах по сравнению с обычным общеобразовательным классом. Было доказано формирующее влияние на развитие интеллектуального потенциала интересов и профессиональной направленности, которые сформировавшись, начинают упорядочивать и направлять избирательную активность личности. Развитию интеллектуального потенциала учащихся в ПТУ способствует также сочетание теоретического обучения с практическим. Результаты этих двух циклов исследований опубликованы в коллективной монографии (Интеллектуальный потенциал: проблемы развития, 2003).
Н. А. Грищенко последовательно претворяла в жизнь идеи Б. Г. Ананьева о том, что для понимания механизмов индивидуального развития человека в процессе
онтогенеза необходим синтез психологии развития и дифференциальной психологии — наука, которая изучает процесс развития на всех уровнях психологической структуры: индивидном, личностном, субъектном, и высшем уровне — индивидуальности. Эту науку Борис Герасимович назвал онтопсихологией. Нина Альбертовна в своих исследованиях, научной и преподавательской деятельности реализовывала этот подход. В 2003 г. выходит учебное пособие под названием «Он-топсихология». В этой книге Нине Альбертовне принадлежат главы об онтогенезе психомоторной организации человека, в которой приведены результаты эмпирических исследований разных уровней психомоторики в процессе развития от детского возраста до разных периодов взрослости. Здесь она впервые обнародует и поясняет схему психомоторной организации человека, о которой Борис Герасимович в конце 1960-х годов рассказывал студентам на своих лекциях. Она анализирует понятие «субъект деятельности», дает ему трактовку с позиций концепции целостного человека, убедительно доказывает, что моторные функции включены в состав любой деятельности человека, они принимают участие в регуляторных процессах, совмещая в себе информационные и энергетические функции, они являются непосредственными регуляторами действий, в том числе познавательных. Вслед за Б. Г. Ананьевым она доказывает, что характер человека, его способности, общая одаренность и трудоспособность формируются в процессе выполнения основных видов деятельности. Такой подход к психомоторной организации человека очень актуален в психологии сегодня. Имея опыт спортивной деятельности, Нина Альбертовна поддерживала исследования в области спортивной психологии, постоянно взаимодействовала с известными специалистами в области психологии спорта — А. Ц. Пуни, Г. Д. Горбуновым, активно поддерживала научные поиски в этой области психологов факультета, диссертационные исследования, посвященные психологии спортивной деятельности.
Знания о психомоторной организации человека, в изучении которой принимала активное участие Нина Альбертовна, востребованы в современных прикладных областях психологии. Все большее распространение получают методы психологической помощи, использующие трудотерапию, танцевально-двигательную терапию при лечении заболеваний, в психологическом сопровождении развития, при сопровождении развития в раннем возрасте, в становлении субъектных свойств личности у дошкольников и подростков, и пр.
Нина Альбертовна неизменно сочетала научную работу с обучением и воспитанием студентов и аспирантов. Она была учителем с большой буквы, воспитала многие поколения психологов, которые работают в разных концах России и за рубежом. Все студенты и сотрудники помнят человечность Нины Альбертовны, ее доброту, внимание к заботам и нуждам каждого. Отличительной ее чертой всегда было стремление помочь, при этом она сама замечала тех, кто в этом нуждался. Она умела тактично и ненавязчиво направить студентов. Первые воспоминания автора данной публикации о Нине Альбертовне относятся к 1964-1965 гг. Она была куратором нашего небольшого курса (всего 15 человек) и всегда оказывалась с нами в нужный момент, замечала наши трудности и старалась помочь. Сама она была начинающим преподавателем, вела практические занятия по статистике. Это была трудная дисциплина для нее и для нас. Но она как-то очень открыто говорила о том, что ей самой трудно, что она в первый раз ведет этот курс, и мы это
понимали. Она старалась не пропускать ни одной лекции своего учителя, Бориса Герасимовича Ананьева, которые он читал студентам. Я помню, как она говорила нам, первокурсникам в то время: «Слушайте и записывайте, даже если вы сейчас мало что понимаете, поймете позже». Мы действительно не все понимали тогда, но оценили его идеи гораздо позже. За это и за ту человечность, которую Нина Альбертовна всегда проявляла, наш курс благодарен ей. Мы всегда, собираясь вместе, вспоминаем нашего первого куратора.
Думается, что некоторые дипломные работы и диссертации не состоялись бы без ее помощи. Из воспоминаний М. В. Даниловой, доцента кафедры психологии развития и дифференциальной психологии: «Нина Альбертовна была и очень требовательным научным руководителем, и понимающим и принимающим человеком. Она лично воспринимала все, что происходило в жизни ее учеников, всегда умела поддержать, найти ресурсы, увидеть перспективы работы и находила время, чтобы помочь в жизни и в работе. Мы с Ольгой Платоновой ездили летом во время ее отпуска к ней на дачу, и она помогала нам разбираться в материалах наших исследований. Думаю, благодаря ее помощи многие ее ученики поверили в свои силы и возможности. Во всяком случае, я точно могу сказать, что, если бы не ее поддержка, я никогда бы не посмела даже подумать о кандидатской диссертации».
Нина Альбертовна умела доходчиво, на понятном для студентов языке и очень увлеченно рассказывать о психологии, ее значимости для людей, ценности профессии. Из воспоминаний О. Ю. Стрижицкой (профессор СПбГУ), Н. А. Довгой (доцент ТГМУ Минздрава России): «Будучи студентками второго курса, мы должны были выбрать специализацию. Представления о специализациях были довольно абстрактные, и мы все колебались. В тот год желающих поступать на психологию развития было мало, и мы с трудом, через своих однокурсников, нашли друг друга (знакомы мы не были). Решили зайти на кафедру и узнать о специализации больше. Когда мы вошли, на кафедре было тихо, никого не было, кроме Нины Альбертовны. "Что вы хотите?" — спросила она у нас. "Узнать про специализацию", — робко ответили мы. "Проходите, дорогие мои, садитесь", — услышали мы фразу, которая потом станет для нас визитной карточкой Нины Альбертовны. Она отвела нас в дальнюю комнату кафедры и стала рассказывать о кафедре, о Б. Г. Ананьеве, о том, какие курсы нам предстоит изучать, о том, что учиться будет сложно, но интересно. Когда мы выходили с кафедры, мы уже не колебались. И других вариантов у нас больше не было».
Даже после выхода на заслуженный отдых Нина Альбертовна продолжала поддерживать связь с факультетом и кафедрой, принимала участие во всех конференциях «Ананьевские чтения», выступала на круглых столах и встречах с выпускниками с воспоминаниями об исследованиях лаборатории Б. Г. Ананьева и о нем самом. Она так вдохновенно рассказывала об идеях своего учителя, что пробуждала интерес и веру в эти идеи у всех слушателей. Несмотря на все трудности и испытания, которые выпали на ее долю, она часто повторяла: «Всю жизнь меня окружали хорошие люди». Для учеников и коллег Нины Альбертовны таким хорошим, настоящим человеком была Нина Альбертовна. Она ушла из жизни в 2020 г. Хочется вспомнить этого замечательного человека, педагога словами известной песни: «Да разве сердце позабудет того, кто хочет нам добра, того, кто нас выводит в люди, кто нас выводит в мастера».
Литература
Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда. М.:
Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1961. Ананьев Б. Г. Пространственное различение. Л.: ЛГУ, 1955.
Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960.
Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1961.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.
Ананьев Б. Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы (в комплексном
лонгитюдном исследовании студентов) / под ред. А. А. Бодалева. Л.: ЛГУ, 1976. С. 13-35. Ананьев Б. Г. Структура индивидуального развития человека // О проблемах современного челове-
кознания. М.: Наука, 1977. С. 211-229. Головей Л. А., Грищенко Н. А. Психологическая служба в школе. Л.: [б. и.], 1987.
Головей Л. А., Грищенко Н. А. и др. Первичная психологическая профконсультация. Врачебная про-
фконсультация: Методические рекомендации / науч. ред. А. А. Крылов, В. П. Заяц. Л., 1988. Грищенко Н. А. Психомоторика взрослого человека. Л.: ЛГУ, 1970.
Грищенко Н. А., Головей Л. А., Лукомская С. Л. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ. Л.: ЛГУ, 1988.
Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. Ч. 2: Методика исследования моторики. М.; Л., 1930. Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Головей.
СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003. Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов
с высшим образованием. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980. Онтопсихология: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / под ред.
А. А. Бодалева. Л.: ЛГУ, 1976. Розе Н. А. Микродвижения пальцев рук в различных трудовых действиях: автореф. дис. ... канд. пед.
наук по психол. Л.: ЛГУ, 1964. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 3 / под ред. А. А. Бодалева,
Н. В. Кузьминой, Е. Ф. Рыбалко. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1976. Ярмоленко А. В. Обследование движений нормальных и аномальных детей. Л.: Учпедгиз, 1931.
Статья поступила в редакцию 17 мая 2021 г.; рекомендована в печать 17 июня 2021 г.
Контактная информация:
Головей Лариса Арсеньевна — д-р психол. наук; [email protected] Грищенко Павел Анатольевич — канд. психол. наук; [email protected]
From the history of the psychological school of Leningrad/St. Petersburg University: Nina Albertovna Grishchenko
L. A. Golovey1a, P. A. Grishchenko2
1 St. Petersburg State University,
7-9, Universtetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
2 Institute of Psychology and Social Work,
13, 12-ia liniia V. O., St. Petersburg, 199178, Russian Federation
For citation: Golovey L. A., Grishchenko P. A. From the history of the psychological school of Leningrad/St. Petersburg University: Nina Albertovna Grishchenko. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 2021, vol. 11, issue 3, pp. 284-293. https//doi.org/10.21638/spbu16.2021.306 (In Russian)
The article is devoted to the research and life of the scientist-psychologist and teacher Nina Albertovna Grishchenko, who worked for more than 50 years at the Leningrad — St. Petersburg University and is a prominent representative of the psychological school of Boris Ananyev.
a Corresponding author.
She created methods for studying the integral structure of the psychomotor organization and studied the patterns of development of psychomotor skills in different periods of ontogenesis, in various types of professional activity. She was the author of the first monograph in Russia devoted to the psychomotor organization of an adult, was the co-author of five monographs and six textbooks for psychology students and practitioners. Grishchenko's works made a significant contribution to the creation of a psychological service in the education system, the development of psychological foundations and methods of professional orientation and the study of the impact of the effects of radiation pollution on the intellectual potential and development of a person. The results of her research are relevant today for the theory and applied branches of psychology. She successfully combined scientific work with the training and education of students and postgraduates, was a teacher with a capital letter and brought up many generations of psychologists who work in different parts of Russia and abroad. The article presents the memories of Nina Albertovna's students from different years. Keywords: complex research, psychomotorics, development, age, intellectual potential, history of psychological school.
References
Ananyev, B. G., Vekker, L. M., Lomov, B. F., Yarmolenko, A. V. (1959). Touch in the processes of cognition and
labor. Moscow, APN RSFSR Press. (In Russian) Ananyev, B. G. (1961). The theory of sensations. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian) Ananyev, B. G. (1955). Spatial discrimination. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian) Ananyev, B. G. (1960). Psychology of sensory cognition. Moscow, APN RSFSR Press. (In Russian) Ananyev, B. G. (1961). The theory of sensations. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian) Ananyev, B. G. (1969). Man as a subject of knowledge. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian) Ananyev, B. G. (1976). Methods of modern psychology. Psychodiagnostic methods of complex longitudinal study of students, ed. by A. A. Bodalev (pp. 13-35). Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian) Ananyev, B. G. (1977). The structure of individual human development. O problemakh sovremennogo
chelovekoznaniia (pp. 211-229). Moscow, Nauka Publ. (In Russian) Comprehensive study of the problems of teaching and Communist education of specialists with higher education
(1980). Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian) Golovey, L. A., Grishchenko, N. A. (1987). Psychological service at the school. Leningrad. (In Russian) Golovey, L. A., Grishchenko, N. A. (1988). Primary psychological professional consultation. Medical professional consultation. Methodological recommendations, ed. by A. A. Krylov, V. P. Zayats. Leningrad, 1988. (In Russian)
Grishchenko N. A. (1970). Psychomotorics of an adult. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian) Grishchenko, N. A., Golovey, L. A., Lukomskaya, S. L. (1988). Psychological foundations of career guidance in
school and vocational school. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian) Gurevich, M. O., Ozeretskii, N. I. (1930). Psychomotorics, part 2: Methods of motor skills research. Moscow; Leningrad. (In Russian)
Intellectual potential of a person (2003). St. Petersburg, St. Petersburg University Press. (In Russian) Modern psychological and pedagogical problems of higher education (1976). Iss. 3. A. A. Bodaleva, N. V. Kuzmi-
na, E. F. Rybalko (eds). Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian) Ontopsychology: a textbook (2003). St. Petersburg, St. Petersburg University Press. (In Russian) Psychodiagnostic methods of complex longitudinal study of students (1976). Leningrad, Leningrad University Press, 1976. (In Russian)
Roze, N. A. (1964). Micro-movements of the fingers in various labor actions. Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk
po psikhol. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian) Yarmolenko, A. V. (1931). Examination of the movements of normal and abnormal children. Leningrad, Uch-pedgiz Publ. (In Russian)
Received: May 17, 2021 Accepted: June 17, 2021
Authors' information:
Larisa A. Golovey — Dr. Sci. in Psychology; [email protected] Pavel A. Grishchenko — PhD in Psychology; [email protected]