Научная статья на тему 'Психология принятия решений в жизни, бизнесе и спорте'

Психология принятия решений в жизни, бизнесе и спорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
724
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ / СТЕРЕОТИП / ДОМИНАНТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цеховой Владимир Александрович

Психология принятия решений в жизни, бизнесе и спорте опирается на знания, которые хранятся в сознании человека упорядоченно, и в этот порядок встроена иерархия ценностей. Знания логически взаимосвязаны только в пределах определенной иерархии ценностей, но не в сознании в целом. Знания упорядочены в иерархическую структуру, вверху которой расположена доминанта, имеющая в своем подчинении ряд стереотипов, эти стереотипы имеют в своем логическом подчинении другие более низкого уровня стереотипы и так далее. Такая схема позволяет объяснить и ценностное разнообразие стереотипов и механизм мышления, имеющий в своем распоряжении как цель логических сравнений (доминанту или стереотип (ценность) более высокого уровня относительно уровня логической цепочки) так и структуру, дерево ценностей, позволяющую проводить сравнение и исследование связей между знаниями в пределах структуры, для выбора между тем или иным решением. Исследование конкретных примеров подтверждает эту гипотезу, при выборе вида спорта родителями для своего ребенка, принимаются во внимание не объективные факторы, а субъективные представления родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology of decision taking in our life, business and sports

Our psychology of decision taking in life, business and sports grounds on the knowledge and hierarchy of valuables. The dominating idea is placed in the top of hierarchy of valuables, knowledge and stereotypes. The valuables, knowledge and stereotypes do not have equal values, but have different places in the hierarchy, and the more valuable item governs the less valuable items. In our mind, there is no single hierarchy of valuables, knowledge and stereotypes, but there are several separated detached structures, and so there are several dominating ideas. This scheme is fruitful, and it answers the range of questions. For example, it shows us the reasons of decision in our life, business and sports, it shows us the logic and routine of the decision. Parents decide to choose the type of sports for their children not only by the experience of the people, and not only by the objective operation of factors, but by their own stereotypes. The psychology test questioning of the parents illustrates it.

Текст научной работы на тему «Психология принятия решений в жизни, бизнесе и спорте»

6. Ponomarev, G.N. and Umnyakova, N.L. (2012), “Motive deprivation of children of preschool age as social and pedagogical problem”, Adaptive physical culture, No. 2, pp. 43-45.

7. Solovyova, T.V. (2006), “Improving and correctional orientation of occupations by physical exercises with the preschool children having violations of the speech”, Adaptive physical culture, No. 3, pp. 57-59.

8. Solomin, V.P. and Mitin, A.E. (2010), “Application by experts in physical culture of humanitarian technologies in the conditions of inclusive education”, Adaptive physical culture, No. 4, pp. 15-17.

9. Ed. Filippova, S.O. and Ponomarev G.N. (2010), The theory and technique of physical culture of preschool children, publishing house “Childhood-press”, St. Petersburg.

10. Filippova, S.O. (2006), “The perspective directions of scientific researches in the field of physical culture of preschool children”, Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp.15-17.

Контактная информация: mitin.75@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.12.2013.

УДК 159.955.5

ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЖИЗНИ, БИЗНЕСЕ И СПОРТЕ

Владимир Александрович Цеховой, доцент,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Психология принятия решений в жизни, бизнесе и спорте опирается на знания, которые хранятся в сознании человека упорядоченно, и в этот порядок встроена иерархия ценностей. Знания логически взаимосвязаны только в пределах определенной иерархии ценностей, но не в сознании в целом. Знания упорядочены в иерархическую структуру, вверху которой расположена доминанта, имеющая в своем подчинении ряд стереотипов, эти стереотипы имеют в своем логическом подчинении другие более низкого уровня стереотипы и так далее. Такая схема позволяет объяснить и ценностное разнообразие стереотипов и механизм мышления, имеющий в своем распоряжении как цель логических сравнений (доминанту или стереотип (ценность) более высокого уровня относительно уровня логической цепочки) так и структуру, дерево ценностей, позволяющую проводить сравнение и исследование связей между знаниями в пределах структуры, для выбора между тем или иным решением. Исследование конкретных примеров подтверждает эту гипотезу, при выборе вида спорта родителями для своего ребенка, принимаются во внимание не объективные факторы, а субъективные представления родителей.

Ключевые слова: иерархия ценностей, стереотип, доминанта.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p177-181

PSYCHOLOGY OF DECISION TAKING IN OUR LIFE, BUSINESS AND SPORTS

Vladimir Aleksandrovich Tsekhovoi, the senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Our psychology of decision taking in life, business and sports grounds on the knowledge and hierarchy of valuables. The dominating idea is placed in the top of hierarchy of valuables, knowledge and stereotypes. The valuables, knowledge and stereotypes do not have equal values, but have different places in the hierarchy, and the more valuable item governs the less valuable items. In our mind, there is no single hierarchy of valuables, knowledge and stereotypes, but there are several separated detached structures, and so there are several dominating ideas. This scheme is fruitful, and it answers the range of questions. For example, it shows us the reasons of decision in our life, business and sports, it shows us the logic and routine of the decision. Parents decide to choose the type of sports for their children not only by the experience of the people, and not only by the objective operation of factors, but by their own stereotypes. The psychology test questioning of the parents illustrates it.

Keywords: hierarchy of valuables, stereotypes, dominating idea.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что люди принимают решения на основе своих стереотипов, а не на основе фактических данных доступных для исследования. Уолтер Липпман указывал на стереотипы как основу мышления человека. В своем фундаментальном труде «Общественное мнение» Уолтер Липпман [3] обосновывает понятие стереотипа. По Липпману люди принимают решения не на основе фактов, а на основе своих представлений о фактах, на основе своих стереотипов. Человек не способен познать окружающий мир, а исходит из своего зеркального отображения некоторых замеченных им искаженных мышлением фактов окружающего мира запечатленных сознанием.

А. А. Ухтомский в своих трудах [4] выделяет особо понятие доминанты. В отличие от стереотипа доминанта не является подвижной во времени, ее изменение затруднительно. Доминанта в ценностях человека находится наверху, это не инструмент мышления, а его цель, это не теорема, а аксиома в сознании, безусловная и неоспоримая ценность.

Так как же взаимосвязан стереотип сознания и доминанта в сознании? Размышления над проблемой ценностей приводят к выводу, что и стереотипы по своей природе не однородны. Есть стереотипы мелкие, потеря которых не вызовет и малейших проблем, есть более важные, приводящие в замешательство при их разрушении, но все же не являющиеся и доминантами в полном смысле этого слова.

Нетрудно заметить, что знания в сознании хранятся упорядоченно, и в этот порядок встроена иерархия ценностей. Знания логически взаимосвязаны. Напрашивается вывод, что знания упорядочены в иерархическую структуру, вверху которой расположена доминанта, имеющая в своем подчинении ряд стереотипов, эти стереотипы имеют в своем логическом подчинении другие более низкого уровня стереотипы и так далее. Такая схема позволяет объяснить и ценностное разнообразие стереотипов и механизм мышления, имеющий в своем распоряжении как цель логических сравнений (доминанту или стереотип (ценность) более высокого уровня относительно уровня логической цепочки) так и структуру, дерево ценностей, позволяющую проводить сравнение и исследование связей между знаниями, для выбора между тем или иным решением. Стереотип сознания является не только нашим в той или иной мере искаженным знанием об окружающем мире, но и является объектом манипуляций, обучения, приобретения знания и навыков. Стереотип это кирпичик знания, этот понятие, образ, шаблон, запечатленный в сознании человека. В общем, все наше сознание состоит из множества стереотипов, оперирует ими, обновляет нескорые из них, добавляет новые в процессе обучения, и любого восприятия информации. Ясно, что стереотипы взаимосвязаны логически. Для уверенной работы сознания необходима эта взаимосвязь. Физически мы знаем, что нейроны головного мозга имеют множество связей, синапсов и реализация процесса мышления подразумевает интегральное сравнения весов (степени доверия) стереотипов, логика сознания предполагает, что решения будут приниматься на основе учета максимального числа имеющихся знаний (стереотипов), причем с учетом их достоверностей (весов). Организация хранения данных в сознании предположительно напоминает структуру иерархической компьютерной базы данных. Тогда все стереотипы располагаются в строгом порядке, и каждый из них имеет уровень иерархии в зависимости от присвоенной ему сознанием степени достоверности. Причем иерархия подразумевает непосредственное подчинение младшего понятия старшему понятию, тогда логика мышления будет простой и однозначной по результату. В процессе мышления не придется перебирать все свои знания, а только те, что имеют отношения к конкретному вопросу. Но в любой иерархической схеме есть один из важнейших элементов: это понятие иерархии верхнего уровня, это аксиома, это то, что не должно быть объектом изменения, то, что является не инструмен-

том мышления, а его целью. То, что является не объектом управления, а источником управления сознанием. То, что является не продуктом знания, логики, но безоговорочной веры. Это и есть доминанта сознания по Ухтомскому.

Типы сознания можно классифицировать по степени упорядоченности. Рассмотрим крайние случаи. С одной стороны можно выделить чрезвычайно стойкое и упорядоченное монотеистическое сознание, имеющее всего одну единственную доминанту, объединяющую все знания в единую систему, и одновременно отбрасывающее все, что не вписывается в иерархию ценностей. Это чрезвычайно стойкое к изменениям структурированное сознание.

С противоположной стороны находится шизофреническое сознание, отрицающее любые сверхъестественные ценности (доминанты) и считающее свою любую иллюзию абсолютной ценностью, иными словами принимающий за доминанту любой свой стереотип. В шизофреническом типе сознания практически нет логических связей между знаниями, все случайно, все недолговечно. Такое сознание внутренне нелогичное и подвержено постоянным девиациям.

Большинство людей (практически все) имеют сознание не монотеистическое и не шизофреническое, а расположенное как бы между ними по своей структуре, то есть в сознании среднего человека имеются ряд несвязанных между собой иерархических структур, объединяющих каждая свою часть знаний человека, областей сознания. Каждая такая структура (область сознания) имеет в своей вершине доминанту, а под ее управлением располагаются в иерархической связи стереотипы. Именно этот реальный и распространенный тип сознания мы будем рассматривать в своем исследовании.

Сознание человека, как правило, не имеет целостного восприятия мира. Этот факт нанес в свое время удар по структурной психологии, рассматривавшей психику как логическое единое целое, в отличие от практиков, последователей У. Липпмана.

Причиной отсутствия целостного восприятия мира является, во-первых, объективная ограниченность практических способностей головного мозга по обработке сигналов и недостаточность информационного потока для восприятия действительности ограниченного способностью органов чувств воспринимать информацию. Во-вторых, к сожалению, сам процесс приобретения стереотипов (обучение, приобретение опыта и навыков) у нас организован так, что и не стремится создать у человека целостной картины мира. Даже такие близкие естественнонаучные предметы как физика и химия рассматриваются совершенно отдельно, а физкультура редко связывается с биологией. Ясно, что включить в одну науку все знания и невозможно, но с другой стороны слишком редко ставится и задача объяснить связи между различными областями знаний.

Сознание человека разделено на несколько несвязанных между собой иерархических групп стереотипов подчиненных каждая определенной доминанте. Получается, что при принятии решения используется потенциал только части знаний, а вполне доступная и важная информация других ветвей знания не задействована. Проблемой является и разрушение доминанты, если человек убедится, что та или иная доминанта оказалась ложной, то это чревато большими проблемами, ведь сознанию приходится в срочном порядке подыскивать новую доминанту для всей структуры стереотипов, которые подчинялись утерянной. Очень опасно иметь ложные ценности и потерять их, разочарование, крушение надежд, стресс, и даже суицидальные мысли приходят вслед за утраченными иллюзиями [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обычный случай принятия решений это выбор родителями вида спорта, которым, по их мнению, должен заниматься ребенок. Казалось бы, родители должны объективно сравнить совокупность факторов влияния того или иного вида спорта на здоровье и психику ребенка. Для начала, выбрав цель занятий спортом, а именно: либо улучшение здо-

ровья, либо достижения успехов в спортивной карьере.

На практике ни то ни другое обычно не только не исследуется, но даже и не рассматривается как фактор [2]. Влияние на здоровье ребенка рассматривается родителями, как правило, только в смысле выбора ему боевых единоборств и то не всегда, причем выбор обычно предрешен набором уже имеющихся у родителей стереотипов, либо ребенку запрещают «этот опасный спорт», либо разрешают «спорт настоящих мужчин способных постоять за себя». Причем различие самих видов единоборств по их более или менее прикладному характеру и степени защиты здоровья (экипировкой и правилами -ограничениями при проведении действий на тренировках и в боях) анализируется совсем редко [6].

Вывод, по результатам углубленных опросов (тестов) родителей, заключается в том, что для родителей детский спорт это в первую очередь досуг и время препровождение, часть культуры, и только во вторую инструмент физического развития подростка.

Обычная причина отправки ребенка в спортивную секцию, согласно опросам, это реализация стереотипа «развития ребенка», и отвлечь его от «влияния улицы». То есть родители хотят доказать себе и соседям, что они заботливые и их ребенок не брошен на улице, а с другой стороны родители пытаются переложить на тренера процесс воспитания, в дополнение к уже произведенному (по их мнению успешно) перекладыванию этого процесса на школьных учителей. Родители хотят, чтобы ребенок не болтался по улицам и пусть он занимается спортом. При этом согласно опросам родителей обращающихся к руководителям спортивных секций, ими принимаются во внимание целый ряд факторов: престижность того или иного вида спорта и возможность экипировать ребенка по моде (36%), советы знакомых (29%), месторасположение спортивного клуба (20%), стоимость занятий (15%), желание самого ребенка (6%). К сожалению, родители довольно редко сами приводят больше одной причины принимаемого решения (6%), то есть не сравнивают различные факторы и не устанавливают взаимосвязей между факторами. При этом внутреннее исследование факторов показывает, что они не являются объективными. Мода преходяща, знакомые сами-то не знают какой вид спорта лучше, месторасположение клуба это чистая случайность, а желание самого ребенка основано так же на моде или советах знакомых.

Единственным объективным фактором принимаемым во внимание при выборе вида спорта ребенка оказывается стоимость обучения и неразрывно связанное со стоимостью расположение спортивного клуба влияющее на финансовые затраты по транспорту ребенка на тренировки и обратно. Парадоксально, но высокая стоимость обучения в спортивной секции для многих родителей не является недостатком, но принимается как достоинство. По их логике если спорт дорог, то значит, он престижен, значит можно повысить свой статус в своих и чужих глазах. То есть спорт становится элементом имиджа, а не заботы о здоровье.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первый вывод, который можно сделать из этого небольшого исследования подтверждает положение о том, что сознание большинства членов исследуемой группы родителей имеет невысокую степень структурированности (недостаточно знаний) и оперирует ограниченным числом стереотипов в области принятия решений о выборе вида спорта для подростка или ребенка. Следовательно спортивным организациям целесообразно было бы проводить информирование целевой группы (родителей) о преимуществах того или иного вида спорта для развития ребенка и это должно стать важной частью менеджмента спортивной организации [5].

Второй вывод заключается в том, что при принятии того или иного решения родителями детей и подростков, важным объективным фактором является стоимость затрат на обучение ребенка. То есть доминанта успеха и денег занимает в голове современного

человека (в его сознании) основополагающее место, и проникает в разнообразные сферы принятия решений. Можно предположить, что не всегда высокая цена отпугивает потенциальных клиентов, имеют место случаи выбора тех видов спорта, которые заведомо потребуют больших затрат, и в то же время в некоторых видах спорта уже не набрать занимающихся даже в бесплатные бюджетные группы. Это феномен требует отдельного изучения. При этом и те, кто хотят сэкономить и те, кто готовы платить считают фактор цены важным, но подходят к нему с разных позиций.

Третий вывод заключается в том, что исследование предпочтений родителей при выборе вида спорта для детей и подростков подтверждает стереотипность мышления и другие положения У. Липпмана о сознании человека,

Четвертый вывод заключается в том, что предположение о том, что сознание человека имеет мало взаимосвязанные информационные структуры, является верным. Родителями очень часто упускается фактор здоровья при выборе спорта для своего чада, но при этом принимаются во внимание зрелищность и престижность того или иного вида. Спорт, по их мнению, относится не к области здоровья, а к области сознания отвечающей за культуру и досуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакин, А. А. Невротические расстройства у спортсменов, студентов Университета Лесгафта и актуальные вопросы психопрофилактики / А.А. Бакин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 16-20.

2. Буланцов, А.М. К вопросу о минимальном возрасте детей для набора в секции самбо и дзюдо / А.М. Буланцов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 39-44.

3. Липпман, У. Общественное мнение / Уолтер Липпман ; пер. с англ. Т.В. Барчуновой, редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко ; Институт Фонда «Общественное мнение». -М. : [б.и.], 2004. - 384 с. - ISBN 5-93947-016-5.

4. Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А Ухтомский. - СПб. : Питер, 2002. - 448 с. - ISBN 5318-00067-3.

5. Филиппов, С.С. Правовое поле менеджмента коммерческой физкультурно-спортивной организации / С.С. Филиппов, Н.И. Антонова // Вестник института экономики и социальных технологий НГУ им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2. - С. 5-10.

6. Хамидуллина, Г.Ф. К вопросу о стабильности контингента занимающихся дзюдо в спортивно оздоровительных группах ДЮСШ / Г.Ф. Хамидуллина, И.К. Латыпов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С.170-173

REFERENCES

1. Bakin, A. A. (2013), “Neurotic frustration among the athletes, Students of the Lesgaft university and current issues of psychoprophylaxis”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 16-20.

2. Bulantsov, A.M. (2013), “To the question of minimum age for children’s selection in sambo and judo”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 39-44.

3. Lippmann, Walter (2004), Public Opinion, publishing house Institute of public opinion Foundation, Moscow, ISBN 0-02-919130-0

4. Uhtomsky, A.A. (2002), Dominating idea, publishing house “Peter”, St. Petersburg.

5. Filippov, S.S. and Antonova N.I. (2012), “The Legal framework of management commercial sports and sports organization”, the Messenger of institute of economy and social technologies - NSU of P.F. Lesgafta, No. 2, pp. 5-10.

6. Hamidullina, G. F. Latypov, I. K. (2013), “To the question of stability of contingent of the engaged in judo sports groups of children’s and youth sports school”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 170-173.

Контактная информация: tsekhovoi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.12.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.