REFERENCES
1. Bizyuk, A.P. (2005), Compendium of methods of neuropsychological studies: methodical manual, Rech, St. Petersburg.
2. Gadzhimirzoeva, N.A. (2014), "The impact of physical activity on the performance of students' attention", Ab ovo, Vol. 1, pp. 370-372.
3. Gadzhimirzoeva, N.A. (2014), "The study of stability of attention during the school week among ASU students involved and not involved in sports", Ab ovo, Vol. 1, pp. 347-350.
4. Nemtsev, O.B. (2003), "Location of movements accuracy among the physical qualities", Theory and Practice of physical culture, No. 8, p. 22.
5. Nemtsev, O.B. (1999), Formation of movement accuracy means and methods of physical education of boys and girls 15-17 years (for example, PC operators), dissertation, Maykop.
6. Nemtsev, O.B. and Kozlov, R.S. (2009), "Formation of personal physical culture of students in the section of general physical training", Physical education of students of creative specialties, No. 3, pp. 145-160.
7. Rubinshtejn, S.Ya. (2004), Experimental methods pathopsychology, Obrij, Ternopol.
8. Fedyakina, L.K., Fedyakin, A.A. and Kuvaldina, E.V. (2015), "Influence of sequence of the making the exercises on physical training and emotional condition of students", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (120), pp. 186-189.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.03.2016
УДК 159.955.5
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Анатолий Федорович Пшеничников, кандидат педагогических наук,
заведующий кафедрой, Алексей Владимирович Хитев, кандидат технических наук, доцент, Владимир Александрович Цеховой, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Исследование ценностных ориентиров при выборе пути по окончании ВУЗа студентом влияет на заинтересованность студента в получении знаний и упрощает решение задач педагогики высшего образования. При выборе вида деятельности зачастую принимаются во внимание не объективные факторы, а субъективные представления. Большое значение имеет внутренняя целеустремленность студента и склонность анализировать ситуацию, ставить задачи перед собой и конкретизировать их в реально достижимых этапах. Противоположностью является такой тип личности студента, который не конкретизирует свои цели, и, следовательно, не прилагает усилий по их достижению, действуя по воле обстоятельств.
Ключевые слова: иерархия ценностей, стереотип, доминанта, качество образования.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p305-308
UNIVERSITY STUDENTS' PURPOSEFULNESS STUDY Anatoly Fedorovich Phenichnikoff, the candidate of pedagogic sciences, Department chairman,
Aleksey Vladimirovich Hitev, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Vladimir Aleksandrovich Tsekhovoi, the senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Our psychology of decision in the life, business and future are grounded on the knowledge and hierarchy of valuables. The dominating idea is placed in the top of hierarchy of valuables, stereotypes and knowledge. Students decide to choose the kind of profession for their future life not only according to the
experience of the people, and not only following the objective operation factors, but under their own stereotypes. The psychology test questioning of row of this stereotypes illustrates this.
Keywords: hierarchy of valuables, stereotypes, dominating idea, education quality.
ВВЕДЕНИЕ
Современная жизнь требует от студента целеустремленности, только студент поставивший целью получить в ВУЗе конкретные знания и достичь в последующем конкретных же целей в работе и карьере, будет прилагать активные усилия в обучении. Наоборот студент ВУЗа не имеющий конкретных целей и задач, не предпринимающий усилий по получению практических и теоретических знаний, будет не только слаб в работе (из-за недостатка знаний), но и принесет меньшую пользу обществу, а как следствие меньше заработает себе на жизнь. При недостатке знаний о предмете, которого необходимо достичь, не принять и верного решения. Типичный случай это выбор должности, на которой предполагается работать выпускнику ВУЗа, дело которым, по его мнению, он должен заниматься в первые годы после получения диплома. При этом обычно выпускники являются либо общими специалистами, или являются узкими специалистами в определенном виде деятельности, но в обоих случаях необходима мотивация для получения знаний. Способны ли студенты сравнить совокупность факторов влияния прочных знаний и компетенций получаемых из того или иного изучаемого предмета на свою будущую профессиональную деятельность?
Известно, что люди поступают на основе своих стереотипов, а не на основе фактических данных доступных для изучения. Уолтер Липпман считал стереотипы основой мышления человека. В своей фундаментальной книге «Общественное мнение» Уолтер Липпман [3] вводит понятие стереотипа. Стереотип это шаблон мышления, объемный образ в сознании.
Для личности ее внутренние представления о действительности (стереотипы) гораздо яснее и кажутся более весомыми, чем фактическое состояние окружающей среды. Соответственно выявление внутренних стереотипов помогает понять личность, и влиять на ее действия. Мало того, личность и не всегда желает познавать профессию в его фактическом разнообразии и динамике, предпочитая держаться за свои внутренние каждодневные привычки, иллюзии, понятные, привычные и безопасные. Задача обучения в ВУЗе в этом случае усложняется, при низкой мотивации студента, и обучить его сложнее. Немотивированный по внутренним причинам студент и в последующей жизни на каждом возрастном этапе, возможно, окажется снова не мотивированным на достижение целей и его карьера не состоится, а полученное высшее образование не даст ему возможности стать локомотивом развития своей организации, прогресса и источником новых идей. Каковы ключевые отличия между человеком целеустремленным и пассивным?
А.А. Ухтомский в своих работах [4] выделяет особое понятие доминанты. Доминанта в ценностной иерархии человека находится наверху, это не рабочий инструмент мышления, а его цель, это не доказываемая теорема, а безусловная аксиома в сознании, неоспоримая ценность.
А.А Ухтомский писал: «не вступать в споры и прения, потому что если сложилась доминанта, ее не одолеешь доводами, она будет ими только питаться и подкрепляться».
Расхождение между своими представлениями о жизни, и требованиями, ВУЗа, а потом и требованиями работодателя могут приводить к психологическим проблемам вплоть до невротических расстройств [1].
Можно предположить, что в сознании человека есть некая доминанта целеустремлённости? Либо можно предположить, что у одних людей присутствует особая доминанта карьеры? А у других она заменена на некие иные ценности (например, семья и дети)? Существует ли связь между четким представлением о своей будущей профессии, и жизненным целями молодого человека?
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для проведения исследования был устроен обезличенный и анонимный социологический опрос 209 студентов третьего курса одного из ВУЗов России. В опросном листе важные вопросы перемежались с вопросами, не относящимися к предмету исследования, для того чтобы скрыть цель опроса и не дать повода отвечать тенденциозно. Часть опроса должна была выявить тех, кто имеет жизненной целью успех, карьеру; и тех, кто имеет в основных жизненных целях достижения семейного плана. Одновременно выявлялись и неопределившиеся с жизненными целями. Другая часть опроса выявляла способность студента конкретизировать свою будущую должность после окончания ВУЗа.
Результаты опроса выявили следующие группы студентов: часть студентов выбрали своими целями достижения в области карьеры и успеха (35%), из них не знают своей должности после получения диплома (25%); вторая часть студентов выбрали своими целями достижения в области семьи (38%), из них не знают своей должности после получения диплома (32%); третья часть студентов не выбрали своих конкретных целей в жизни (27%), из них не знают своей должности после получения диплома (45%).
Подавляющее большинство студентов (73%) ясно указало область, в которой собираются добиваться жизненных целей. Они способны ставить конкретные цели; однако почти треть из них не знают своей будущей должности после получения диплома, причем это мало зависит от того ставят ли они карьерные или семейные цели на первое место.
Вывод, по результатам углубленных опросов (тестов) студентов, заключается в том, что в сознание человека можно сформировать доминанту целеустремленности, и таким образом мотивировать, человека на достижение конкретных целей и задач. Эта доминанта не связана с конкретным приложением (цели семейные, карьерные или иные), а является универсальным инструментом и включается сознанием как технология достижения цели, когда это необходимо. Эта домината может быть одной из целей педагогики, а потом после ее восприятия обучаемым, она становится одним из инструментов педагогики. Параллельно выявлена значительная группа студентов, по различным причинам вообще игнорирующая постановку жизненных целей, эти студенты не склонны ставить цели, но привыкли следовать по течению жизни и принимать те случайности, которые им жизнь предоставляет как данность. Но в этой группе почти половина указала должность, на которую они, скорее всего, попадут по окончании ВУЗа, они способны сформулировать известную по определению всем опрашиваемым студентам профессию. Но является ли эта их формулировка случайной, или необходимо дополнительное изучение этого вопроса? Следует продолжить исследования целеустремленности студентов и разрабатывать педагогические методы ее воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первый вывод заключается в том, что подавляющее число студентов все же имеет представление о своей профессии и в целом существующая система профориентации эффективна, хотя и требует дальнейшего развития и совершенствования.
Второй вывод, который можно сделать из этого небольшого исследования подтверждает положение о том, что сознание части членов исследуемой группы студентов имеет невысокую степень структурированности (недостаточно знаний) и оперирует ограниченным числом стереотипов в области принятия решений о выборе профессии [2]. Следовательно, целесообразно было бы активнее проводить информирование целевой группы (студентов) о будущей профессии и это должно стать важной частью профориентации в ВУЗе.
Третий вывод заключается в том, что исследование предпочтений студентов при выборе профессии подтверждает стереотипность мышления и другие положения У. Лип-пмана о сознании человека.
Четвертый вывод заключается в том, что предположение о том, что сознание человека (и студента ВУЗа) имеет мало взаимосвязанные информационные иерархические структуры [5], является верным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакин, А. А. Невротические расстройства у спортсменов, студентов Университета Лесгафта и актуальные вопросы психопрофилактики / А.А. Бакин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 16-20.
2. Ермолаева, С. С. Технология проектирования качества организации обучения в вузе / С.С. Ермолаева // Молодой ученый. - 2011. - № 1. - С. 199-204.
3. Липпман, У. Общественное мнение / Уолтер Липпман ; пер. с англ. Т.В. Барчуновой ; редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко ; Институт Фонда «Общественное мнение». -М. : [б.и.], 2004. - 384 с. - ISBN 5-93947-016-5.
4. Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А Ухтомский. - СПб. : Питер, 2002. - 448 с. - ISBN 5318-00067-3.
5. Цеховой, В.А. Психология принятия решений в жизни бизнесе и спорте / В.А. Цеховой // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 177-181.
REFERENCES
1. Bakin, A.A. (2013), "Neurotic frustration among the athletes, Students of the Lesgaft university and current issues of psychoprophylaxis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 16-20.
2. Ermolaeva, S.S. (2011), "The projection's technology of the quality of the training's organization of college education", The young scientist, No. 1, pp. 199-204.
3. Lippmann, Walter. (1922), Public opinion, publishing house Institute of "Public opinion" Foundation, Moscow, ISBN 0-02-919130-0
4. Uhtomsky, A.A. (2002), Dominating idea, publishing house "Peter", St. Petersburg.
5. Tsekhovoi, V.A. (2014), "Psychology of decision in the our life, business and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 177-181.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.01.2016
УДК 796.412:159.9
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТАНЦОРОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ
Мария Александровна Терехова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Волгоград
Аннотация
Специализация танцоров в том или ином виде соревновательной программы обусловлена не только их технической подготовленностью, но и индивидуально-психологическими особенностями спортсменов. Изучение личностных качеств спортсменов-танцоров, типов темперамента, типологических свойств нервной системы и их сравнительный анализ у танцоров различных специализаций позволяет выявить отличия, которые могут послужить основанием для разработки критериев отбора танцоров в ту или иную специализацию.
Ключевые слова: индивидуально-психологические особенности, танцевальный спорт, специализация танцоров.