Научная статья на тему 'Психология одаренности: инновационный подход'

Психология одаренности: инновационный подход Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1311
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ИННОВАЦИЯ / ОДАРЕННОСТЬ / ГЕНИЙ / ТАЛАНТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Моргунов Георгий Вадимович

В данной статье рассматривается инновационный подход к пониманию одаренности, который с синергетической точки зрения раскрывает природу творчества. Предлагается понимание сущности гения и таланта, осуществленное в рамках инновационной методологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология одаренности: инновационный подход»

УДК 37.013.73

Моргунов Георгий Вадимович

Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии ФГБОУВПО «Новосибирский государственный технический университет», [email protected], Новосибирск

психология ОДАРЕННОСТИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДхОД

Аннотация. В данной статье рассматривается инновационный подход к пониманию одаренности, который с синергетической точки зрения раскрывает природу творчества. Предлагается понимание сущности гения и таланта, осуществленное в рамках инновационной методологии. Ключевые слова: творчество, инновация, одаренность, гений, талант.

Morgunov Georgy Vadimovich

Candidate of Philosophical sciences, assosiate professor of the Department of Philosophy at the Novosibirsk state technical university, [email protected], Novosibirsk

PSYHOLOGY OF ENDOWMENTS: INNOVATIVE APPROACH

Abstract. The innovative understanding of talent approach, which reveals creativity from a synergy point of view is observed. Herein supposed understanding of entity of genius and talent in the scope of innovative methodology is supposed.

Keywords: Creativity, innovation, talent, genius, talent.

Давно замечено, что творческая деятельность лучше всего удается определенной категории людей, называемых гениями и талантами. Не случайно, творчество определяют работой гениев и талантов, тайну творчества относят к загадкам гениальности. В самом деле, почему именно им лучше других людей удается творческий процесс? За счет чего? Таков центральный вопрос настоящей статьи.

Известна попытка объяснить силу и мощь таланта дьявольским происхождением таланта. Талант - не человек. Это - бестия, демон, герой, полубог, супермен, иной, чем человек, вид живого существа. При этом в понятие «сверхчеловек» вкладывают признаки «быть вершителем событий», подчинять ход явлений и жизнь людей своей воле, своему Я. Благодаря дьявольской прибавке супермен преобразует действительность, стоит над природой и обществом, хотя соткан из природного материала и живет в облике человека, демоническая сущность носителя таланта порождает нечеловеческие характеристики его деятельности. Здесь даже нет удивительного: таланты - не люди, сила - от животного, ум - от бога, воля - от дьявола. Таланты - это иной генетический вид или раса, они не формируются и не вос-

питываются, они выводятся как новые виды животных и сорта растений. Гений может родиться от гениев.

Начало генетическому анализу природы прибавки гения и таланта, по-видимому, положила книга английского антрополога и психолога Ф. Гальтона «Наследственность таланта. Её законы и последствия», выпущенная в 1875 году. Автор, изучивший родственные связи многих сотен выдающихся людей, сделал вывод, что таланты передаются по наследству либо по отцовской, либо по материнской линии.

Поскольку, однако, очень редко гениальный мужчина сочетается с не менее талантливой женщиной, пишет, в частности, Серж Воронофф в книге «От кретина к гению», то гении и таланты крайне редки среди людей. [3, с. 133] Генетики подсчитали частоту появления гениев и талантов. Она постоянна у всех народов, не зависит от расовых, национальных признаков. Как пишет А. Вознесенский: «Таланты не выращиваются квадратно-гнездовым способом. Они рождаются. Они национальные богатства как залежи радия... или целебный источник».

Итак, суть первой точки зрения на происхождение и природу таланта - он от рождения, он одарен, генетически производимое явление.

Наука не отрицает одаренности: одаренных, как правило, столько же, сколько слабоумных - от 3 до 12%. Феномен одаренности выделим, фиксируем, поддается изучению, и этим занимаются, в частности, психология и педагогика одаренности. Все это - реальность, а не миф. В этой связи возникает возможность рассматривать талант как высокую, а гения - высшую степени одаренности, о чем пишется, например, в Советской энциклопедии. И этим самым закрыть вопрос о сущности таланта раз и навсегда. Однако важно уточнить, является ли то, что от рождения, всей той прибавкой, которая называется талантом и обеспечивает успех его носителю? С той несомненностью, с какой установлен факт одаренности, следует признать: часть содержания таланта - вне одаренности. Наивно полагать, в духе ла-пласовского детерминизма, что Менделееву «на роду было написано» быть великим химиком, Рентгену - открыть Х-лучи, а Пушкину - сочинять гениальные «Маленькие трагедии». Ни речь, ни интеллект, ни тем более содержание памяти не передаются по наследству и генами не инициируются. Через гены, например, передается перестройка организма в период полового созревания, но речь и интеллект не вырастают как некоторые органы на теле человека. Педагогика неопровержимо показывает, и здесь приходится согласиться с Н. В. Виденеевым, - у ребенка нет, не будет и не бывает интеллектуальных свойств нормального человека без освоения языка. [2, с. 67] Успех носителя таланта, следовательно, еще и в другом. Есть иные составляющие прибавки к уму, производительности и результативности, помимо одаренности. Резонно говорить о составляющих успеха, в частности, одаренности как некоторой возможной части таланта; о роли каждой составляющей (своеобразном «весе», вкладе в талант), о структуре таланта и т. д. В природе таланта, скорее всего, есть то, о чем пишет Б. Л. Астауров, правда, применительно ко всем психическим проявлениям. [1, с. 211] Выделяются три рода признаков таланта в зависимости от характера детерминации:

• Признаки, определяемые практически полностью генетическими факторами. (пол, цвет глаз, группа крови, наследственные болезни, зависящие от «порчи» генов, отдель-

ные элементы отражательной активности, фиксируемые, в частности, в различных коэффициентах умственного развития).

• Признаки, определяемые наследственностью лишь вероятно. Их появление в сильной мере зависит от влияния среды (предрасположенность к некоторым заболеваниям, психическим отклонениям, любовь к творчеству и т. д.).

• Признаки, определяемые практически целиком только влиянием среды (различные знания, идейные установки, признаки «классовой», национальной принадлежности).

Признаки второй и третьей групп инициируются или пробуждаются средой, воспитываются, тренируются. Науке еще предстоит разобраться в содержания каждой из групп, а также их вкладе в общую структуру таланта. Хотя уже сейчас в этой области есть определенные достижения, скажем, в исследовании генетической компоненты интеллектуальных способностей, выражаемых коэффициентом Его величина постоянна, не меняется с возрастом человека, независима от обучения, а ее определение не предусматривает какого-либо обучения испытуемых на основе специальных тестов. Использование близнецового метода позволило вычислить долю генетической и средо-вой вариации признака или свойства: до 60% интеллектуальных свойств находится под контролем генетики. Минимальное значение коэффициента наследственности - 30%.

Бытует миф таланта от рождения с иным подтекстом: все рождаются талантливыми, но не все ими становятся. Все хорошее - от рождения, все плохое - от общества и прежде всего от образования и воспитания. Большинство людей имеют историю, и эта история состоит в том, как он сам или его окружение закопали талант. Наоборот, жизнь замечательных людей - это история того, как удалось спастись от разрушающего воздействия общества, найти свое предназначение, остаться самим собой. Стратегия формирования корпуса талантов проста: спасти и защитить. У гениев все не как у обычных людей - условия рождения, воспитания, поведения, характера, странный образ жизни; замкнутость, у некоторых - пристрастие к алкоголю и т. д.

Не менее расхож миф о воспитуемости таланта. Здесь все наоборот: все рождаются

бесталанными. Наследование интеллектуальных характеристик признается, но утверждается, что талант ткется, в сущности, из ненаследуемых качеств личности. Человек в отношении талантливости - tabula rasa, и от нас зависит, что будет написано на этой чистой доске. Природа дает строительный материал, а строит общество. Метод строительства - воспитание, учителя - инженеры душ человеческих. Казалось бы, все это так: в талантливом человеке мы находим то, что есть в нормальном человеке - интеллект, эмоции, волю, воображение и т. д. Но это воспитуемо или формируемо вплоть до физического облика - фигуры, роста и т. д. Все зависит от методик воспитания и от воли общества - хочет ли оно и нужно ли ему, чтобы все были талантливыми. Если нужно - школы превратятся в фабрики талантов, а внутри них заработают конвейеры гениев.

Без сомнения, воспитание - сильнейшая составляющая талантливой личности. Еще сейчас встречаются самородки - талантливые изобретатели, но они не составляют основу научно-технического прогресса. До 80% всех изобретений рождаются в культурной, в образованной среде - научно-исследовательских и проектно-конструкторских и других организаций в ходе выполнения служебных обязанностей. То же можно сказать о науке, литературе, искусстве. Более того, обучение и воспитание являются необходимыми, но недостаточными для превращения индивидуальности в талант и гений. Без воспитания таланты не вырастают.

Аппарат, заложенный природой в нашу голову, способен сделать многое. Но не все используется, а ряд процессов через некоторое время оказывается невозможным запустить обычными средствами. Отсюда важно раннее развитие детей. Но сторонники «теории воспитания таланта» не замечают, что не в школе становится талант, что между талантом и прекрасной или наилучшей для каждого конкретного периода воспитанностью есть дистанция, и проходится она становящимся талантом не в школе. Рост олимпийских чемпионов показывает: одаренности и развития одаренности только в школе недостаточно, нужен азарт борьбы и большой опыт состязаний. Именно здесь, в творческой жизни, осуществляется скачок прекрасно воспитанного и одаренного в та-

лант, который может и не состояться.

Во многих знаменитых творческих коллективах, возглавляемых талантливыми руководителями, неизбежно встает проблема преемника. Пытаются воспитывать, «готовить» и т. д. таких людей. Как правило, из этого мало что получается. И не может получиться наверняка. Лидер возникает сам, стихийно, в борьбе, как некоторая нелинейность творческого процесса. Судьба правящих династий красноречива - сын Петра I, Петр III, Павел I десятки лет готовились и воспитывались. Конечно, без «подготовки» нельзя, но она не дает гарантии. Воспитание бессильно самостоятельно сформировать талант.

В XIX веке гений как уникальный феномен становится объектом изучения психологии. К этому времени в литературе была описана жизнь людей с удивительными врожденными способностями к быстрому счету, фантастической памятью и т. д. На этой основе возникла тенденция отождествлять гениальность не с высшей степенью одаренности людей, а с выдающейся способностью. Идеальной моделью гения признавались уникумы-счетчики, способные в секунды производить умножение, сложение, деление астрономических цифр. В соответствии с этим всех людей по степени и развитию способностей делили на слабоумных, нормальных, талантливых и гениев.

В XIX веке два человека наиболее близко подошли к раскрытию природы гения - Цезарь Ламброзо и Томас Карлейль. Основные идеи Ламброзо выражены в книге «Гениальность и помешательство», [6] получившей широкое распространение. Ламброзо исходил из вышеуказанной классификации людей, но увидел общее между гениальностью и слабоумием: и то, и другое - отклонение от нормы. Однако Ламброзо идет дальше -он объявляет гениальность выражением безумия. Картина классификации людей по их задаткам и способностям, по Ламброзо, выглядит так: безумные, в том числе гении; слабоумные; нормальные; талантливые, то есть люди, развивавшие выше обычного нормальные способности. В работах Цезаря Ламброзо гениальность предстает разновидностью болезни, патологического зла. Он и его сторонники специально ищут, и не без успеха, в персоналиях выдающихся людей

такие факты и обстоятельства, которые подчеркивали бы ненормальный характер их поведения и которые бы сближали гениальных людей с жильцами желтых домов. Для сторонников теории Ламброзо, скажем, Вагнер не более чем дегенерат высшей степени, как, впрочем, и другие гениальные люди представляют собой демонов в человеческом облике.

В самом деле, следует ли исключать из составляющих таланта ту добавку, которая происходит от некоторого психического заболевания? Известно, например, что гипнотическим воздействием можно на порядок увеличить возможности памяти, скорость ассоциативных связей и других психических характеристик. Почему это же не может быть побочным эффектом соответствующего заболевания? Известна чрезвычайная плодотворность интуиции некоторых психически больных людей. Резонно мнение, что Ф. М. Достоевскому болезнь не столько мешала, сколько помогала войти в сущность изображаемых событий. Думается, добавка к уму, идущая от психической болезни, не является достаточной, а тем более необходимой, но то, что она возможна и действует в ряде случаев, - несомненно.

Несмотря на относительную популярность теории Ламброзо, одиозный характер ее выводов был очевиден уже для современников. Возникли теории, с точки зрения которых, построения Ламброзо представлялись оскорблениями лучшей части человечества, домыслами, порочащими высшие достижения человеческого разума. Автором одной из них явился Томас Карлейль. Однако он вознес гениальность до таких высот, что она оказалась проявлением всеобщей универсальной силы творца в индивидуальном сознании. Сторонники объективно идеалистической тенденции в философии всячески превозносят Карлейля. И это понятно: после И. Канта возникла проблема отыскания рационального начала существования бога. Карлейль решил этот вопрос. «Гений, - говорит Карлейль, - это самое отчетливое присутствие высочайших качеств бога в человеке. Скрытое и потенциальное в обычном человеке, оно становится ясным и действенным в гении. Отсюда чудесный и неповторимый характер их (гениев) деяний. В их подвигах воплощена сила, воздейству-

ющая на самый совершенный продукт -творческая эволюция». [5, с. 369]

Теории Ламброзо и Карлейля привлекли психологов к исследованию творческих процессов. Психология XIX века много сделала для раскрытия природы творчества. Стало ясно, что обе теории, и Ламброзо, и Кар-лейля, абсолютизирует реальные свойства гениальных людей, сущность которых еще предстоит найти.

И. Кант полагал, что гений стоит выше объективных законов: «Гений - это талант (природное дарование), который дает искусству правило». [4, с. 322] «Гений сам не может описать или научно доказать, как он создает свое произведение: в качестве природы он дает правило». [там же, с. 323] Искусство, наука, техника, культура - все это дело рук человеческих. Но одни формируют в этих явлениях одно, другие - другое, третьи - третье и т. д. Уделом гения является давать законы искусству, науке, технике и, как показывает «Критика чистого разума», природе.

С нашей точки зрения, И. Кант несколько преувеличил ролевое значение гения. Гений -всего лишь соучастник, усовершенствова-тель, лучшеделатель (лучше, чем другие) некоторого находящегося вне него, объективного, живущего по своим законам процесса -техники, науки, искусства, литературы и т. д. Но то, что гений в «незримом колледже» выполняет самую трудную роль, И. Кант увидел правильно. На долю гения выпадают самые трудные задачи ассоциации:

• Открытие законов будущего состояния объекта творчества членов ассоциации;

• Решение задач фантастической трудности, которые оказываются не под силу остальным членам «незримого колледжа».

Подведем итоги анализа взглядов на источники необычайной творческой силы гениальных и талантливых людей. В литературе по природе таланта и гения сильна тенденция отождествлять силу таланта с одним каким-либо источником - Богом, одаренностью, воспитанием, социальностью, болезнью, генетикой, психической и физиологической аномалией, чертой и т. д. Аномалию стремятся объяснять аномалией.

Решение проблемы таланта в другом. Обратим внимание на то, что талант есть прибавка к уму, работоспособность и результа-

тивность, не имеющая места у большинства людей. Прибавка может быть очень значительной - в интеллектуальной и чувственной сфере - в сотни раз, в физической - до 5-10 раз, а по шкале ценностей производимых результатов - от нескольких порядков до несравнимости и невоспроизводимости. Гении и таланты ее просто создатели нового, они создатели высших образцов новизны со свойствами парадоксальности, странности, необычности, неожиданности. Они - создатели чудес, потрясений, откровений, и в то же время - остро нужного людям. «Чем меньше женщину мы любим...» Обычно хотелось бы продолжить: «тем больше нравимся мы ей». Но гений А. С. Пушкина ведет нас на другое слово: «... тем легче нравимся мы ей».

Разница в уме, производительности и результативности таланта и среднего человека столь велика, что, казалось бы, объяснить ее какими-то простыми, естественными причинами невозможно. Талант обожествляют, он от бога, это божья искра, провидение, дар, милость.

Ваша книга - это весть «оттуда»,

Утренняя благостная весть.

Я давно уж не приемлю чуда...

Но как сладко слышать: «Чудо - есть»

пишет Максимилиан Волошин о таланте юной Марины Цветаевой.

Факт существования таланта, т. е. прибавки, установлен, многочисленно описан и не вызывает сомнений. Здесь нет споров. Споры в другом - каковы источники прибавки содержания в творческой силе ее носителей - гениев и талантов. Откуда произрастает эта прибавка, за счет чего, как появляется, можно ли ее усилить, в чем причина значительности прибавки к уму, производительности и результативности гениев?

Существо предлагаемого нами открытия тайны гениальности состоит в том, что талант - это инновационное порождение нескольких начал, образующих статистический ансамбль. Сюда входят врожденность, в виде задатков, воспитание и обучение, творческое окружение, психические и физиологические детерминанты, «незримый колледж». Каждое из этих начал статистично. Каждое, взятое в отдельности не способно

произвести эффекты, называемые гениальностью и талантливостью. Но каждое из них участвует в порождении талантливого или гениального результата. Каждое вносит определенный вклад в производство искомого эффекта. Действуя вместе в рамках инновационного механизма, они увеличивают вероятность появления гения или таланта в некоторых исторических случаях до 100%. Однако это случается редко. Обычно ансамбль неполон в том смысле, что силы вклада его составляющих недостаточно для производства талантливого, а тем более гениального явления.

В свете сказанного по-иному решаются некоторые вопросы генезиса таланта. Особенности появления новизны имеют силу, естественно, в росте таланта. В частности, новое, по масштабам соизмеримое с талантом, всегда возникает как скачок, как некоторое качественное изменение, качественней рост. Ю. Тынянов, например, насчитал у «баловня судьбы безродного» А. Д. Меньшикова три коренных ломки психической структуры личности. Во многом остаются тайной условия, причины и механизмы «перерождения» личности, но то, что талантливая личность многократно меняется на пути к своей вершине гениальности - это несомненно. Миф Бальзака о шагреневой коже правдив. Досадно, что биографии великих людей пишутся без выделения «единой линии меры» таланта. Но ведь Пушкин времен лирических юношеских произведений и Пушкин времени «Маленьких трагедий» -это разные люди. Известны «докритиче-ский» и «критический» И. Кант, «ранний Маркс» и «поздний Маркс», «молодой» и «старый» Гегель.

Так было у всех талантов.

Другой особенностью возникновения нового, а, значит, и таланта, является не-сводимость к тому, из чего они появляются. Новое появляется как бы из «ничего», «из пустоты» и это основная трудность в объяснениях происхождения нового в инновационных процессах. Конечно, новое, а, значит, и талант не беспредпосылочны, но их в предпосылках нет. Не являются талант, а тем более гений, предпосылками. Это существенно. Талант, гениальность нельзя свести к качествам обычной личности, рассматривать как некоторое увеличение, кон-

центрацию свойств, встречающихся среди обычных людей: одаренности, уровня воспи-туемости, долготерпения,особого внимания и т. д. Несомненно, качества обычной личности в условиях таланта могут многократно усиливаться, но талант - это новое субстратное образование в мире психический явлений. Поэтому рассуждения типа - «талант от рождения», или от «воспитания», или «от социума» - не приближают нас к разгадке таланта. Естествознание только подходит к изучению «катастроф» типа таланта. Многое еще впереди. Но путь ясен: творчество, как сложная детерминирующая нелинейная система, говоря синергетическим языком, характеризуется некоторыми статистическими стабильными образованиями - аттракторами, и одним из таких аттракторов является талант.

Если составляющие таланта, идущие от одаренности, социальности, воспитанности, психики, трудоспособности, везения, закономерностей творческого движения, называемого техникой, наукой, искусством и т. п. синхронизируются - тогда вспыхивает талант или гениальность и затухает с рассасыванием согласованности, Конечно, совсем необязательно, что во всех случаях таланта или гения имеют место все перечисленные выше источники прибавки. Талант реализуется на отдельных подструктурах. Но важна синхронизация составляющих творческой силы в нужном месте, времени и условиях. В этом и состоит талант. Синхронизатором выступает личность. Гений собой оптимизирует действие всех производительных сил творчества - в этом основа удивительной прибавки в уме, производительности и результативности называемой талантом. Эффект когерентности творческих сил в конкретной личности и есть талант.

Взгляд на талант и гения как на порождение инновационности углубляет наши представления об их сущности. До сих пор в литературе преобладает точка зрения на талант и гениальность как на структуры личности. Нами предлагается иной подход. Резонно исходить в разгадке гениальности из существа дела, а личность рассматривать как необходимую в некоторых исторических условиях, но все-таки второстепенную характеристику гения или таланта. Суть подхода такова: существуют гениальные и талантливые реше-

ния среди плохих, не худших и хороших. Им соответствуют статистические ансамбли, работающие в инновационном режиме, нелинейным эффектом которых оказываются гениальные и талантливые результаты. Личность важна, но только в том смысле, что она оказывается пространством, в котором в настоящее время, как правило, реализуется статистический ансамбль, производящий гениальные и талантливые решения. Однако им может оказаться группа людей, симбиоз человек - машина, или неандерталец, как это было в далеком прошлом, или существо, следующее за человеком на генетической линия развития семейства Homo, а также представители внеземных цивилизаций. Талант - это талантливое решение, механизм решения, процесс решения, результат решения. Талант кончается вместе с естественным отчуждением результата от личности, группы, симбиоза в ходе затухания статистического ансамбля, порождающего и поддерживающего решение. Возможна следующая сущностная аналогия. Гениальные и талантливые решения, получаемые в ходе творческого процесса, являются в то же самое время решениями нелинейных уравнений, связывающих параметры статистического ансамбля, работающего в режиме творчества. При этом решения реализуются не в компьютере, как это могло быть и происходит в ряде случаев, а разыгрывается, например, в пространстве психических сил личности с последующим выходом в качестве факта сознания. Личность или группа людей - производителей гениального и талантливого - играют роль аналоговых машин, в которых, как известно, решение некоторой системы уравнений выдается на экран благодаря тому, что разыгрываемые в этих машинах электромагнитные процессы подчиняются решаемой системе уравнений. Талант ценен тем, что он моделирует процесс, который можно было бы смоделировать другим способом, но что пока не удается осуществить по техническим причинам.

Таким образом, в рамках инновационной методологии важным в разгадке гениальности и таланта, оказывается, найти те статистические ансамбли, работающие в инновационнном режиме, свойствами которых выступают, в частности, гений и талант. Такой подход позволяет выделить статисти-

ческий ансамбль психических явлений, детерминирующий творческие результаты, в частности, в высших его проявлениях.

Библиографический список

1. Астауров Б. Л. Проблемы общей биологии и генетики. - М., Наука,1979. - 294с.

2. Видинеев Н. В. Природа интеллектуальных

способностей человека. - М.: Мысль, 1989. - 173 с.

3. Воронофф Серж. От кретина к гению. СПб. Изд-во Европейский Дом. 2008. -164 с.

4. Кант И. Собр. соч.: В 6 т. - М., Мысль, 1966. -Т. 5. - С. 322.

5. Карлейль Томас. Теперь и прежде. - М.: изд-во Республика, 1994. - 415с.

6. Ламброзо Ц. Гениальность и помешательство. - СПб.: Ленинградское изд-во, 2009. - 364с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.