Научная статья на тему 'Психология ненасилия: становление двух подходов'

Психология ненасилия: становление двух подходов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история психологии / ненасилие / психология ненасилия / принципи5 альное ненасилие / прагматическое ненасилие / подходы к исследованию ненасилия / не5 насильственные действия / history of psychology / nonviolence / nonviolence psychology / principled nonviolence / pragmatic nonviolence / approaches to the study of nonviolence / nonviolent actions

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маралов Владимир Георгиевич, Ситаров Вячеслав Алексеевич

Статья посвящена проблеме становления психологии ненасилия — истории формиро5 вания двух подходов к исследованию и практике ненасилия, получивших название прин5 ципиального и прагматического ненасилия. Первый подход базируется на понимании не5 насилия как общечеловеческой ценности, здесь внимание психологов сосредоточено на изучении ненасилия во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Второй подход основывается на понимании ненасилия в основном в рамках осуществления обществен5 но5политической борьбы, где ценностный аспект отодвигается на второй план. Дается критический анализ второго подхода, делается вывод о необходимости активизации ис5 следовательской и просветительской работы по распространению идей принципиально5 го ненасилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маралов Владимир Георгиевич, Ситаров Вячеслав Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NONVIOLENCE PSYCHOLOGY: THE FORMATION OF TWO APPROACHES

The article is devoted to the issue of the formation of nonviolence psychology — the history of the formation of two approaches to the study and practice of nonviolence, called principled and pragmatic nonviolence. The first approach is based on the understanding of nonviolence as a uni% versal value. Here and further, the attention of psychologists is focused on the study of nonviolence in all spheres of human life. The second approach is based on the understanding of nonviolence mainly within the framework of the implementation of socio%political struggle, where the value aspect is relegated to the background. A critical analysis of the second approach is given, and it is concluded that it is necessary to intensify research and educational work to spread the ideas of principled nonviolence.

Текст научной работы на тему «Психология ненасилия: становление двух подходов»

DOI: 10.17805/zpu.2022.4.6

Психология ненасилия: становление двух подходов

В. Г. Маралов Череповецкий государственный университет, В. А. Ситаров Московский городской педагогический университет

Статья посвящена проблеме становления психологии ненасилия — истории формирования двух подходов к исследованию и практике ненасилия, получивших название принципиального и прагматического ненасилия. Первый подход базируется на понимании ненасилия как общечеловеческой ценности, здесь внимание психологов сосредоточено на изучении ненасилия во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Второй подход основывается на понимании ненасилия в основном в рамках осуществления общественно-политической борьбы, где ценностный аспект отодвигается на второй план. Дается критический анализ второго подхода, делается вывод о необходимости активизации исследовательской и просветительской работы по распространению идей принципиального ненасилия.

Ключевые слова: история психологии; ненасилие; психология ненасилия; принципиальное ненасилие; прагматическое ненасилие; подходы к исследованию ненасилия; ненасильственные действия

ВВЕДЕНИЕ

Психология ненасилия — это направление в современной психологии, предметом изучения которого является ненасильственное взаимодействие человека с миром, природой и другими людьми. Ненасилие — термин со многими значениями. Ненасилие может относиться к религиозной добродетели или вере, философии жизни, поведению, направленному на разрешение конфликтов. Само понятие «ненасилие» несет в себе двойственность. С одной стороны, ненасилие — это отрицание принуждения, с другой — жизнеутверждение. Такое двойное понимание ненасилия нашло отражение в определениях, которые дают этому понятию психологи. Для примера приведем два из них.

«Ненасилие — это действие, которое использует силу и влияние для достижения своей цели без прямого вреда или насилия по отношению к человеку или людям» (Mayton, 2009: 8).

«Ненасилие — это одновременно и позиция, и образ действий, которые побуждают как отдельного человека, так и группу людей противостоять тирании и несправедливости иначе, чем с помощью физической силы, и строить сообщество заботы путем примирения противников» (Herman, 1990: 269).

В определении Д. Мейтона акцент делается на активной стороне ненасилия как действия, осуществляемого без нанесения прямого ущерба другой стороне. Но здесь не отражен характер отношений одной стороны к другой. В определении Т. Германа, наоборот, подчеркивается, что ненасилие есть и отношение, и действие, ориентированное на сопротивление «тирании и несправедливости», а также примирению сторон, но фактически признается отрицание только физической силы и недооценивается активная созидательная роль самого ненасилия.

В психологии сформировалось два подхода к трактовке ненасилия. Один подход базируется на понимании ненасилия как общечеловеческой ценности, он получил название принципиального ненасилия. Сюда чаще всего относят идеи М. Ган-

ди (Gandhi, 1960) и базирующиеся на них психологические концепции. Другой — на использовании ненасилия в качестве орудия в борьбе за власть и влияние. Такой подход был назван прагматическим ненасилием. Основоположником этого направления считается Дж. Шарп (Sharp, 1973, 2010).

Цель настоящей работы — проанализировать с историко-психологических позиций возникновение и развитие двух подходов в психологии ненасилия, базирующихся на концепциях принципиального или прагматического ненасилия.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДХОДОВ К НЕНАСИЛИЮ

Первым психологом мира и основателем психологии ненасилия считается У. Джеймс, который в 1910 г. написал статью «Моральный эквивалент войны» (переиздана в 1995 г.) (James, 1995). В этой статье он признает факт, что для определенной категории людей война, несмотря на массовые убийства, резню и страдания, обладает привлекательностью и имеет положительные психологические последствия, связанные с героизацией подвигов, эмоциональным патриотическим подъемом и т. п. У. Джеймс призывает психологов помогать обществу в поиске альтернатив, не связанных с убийством, чтобы развить тот же уровень дисциплины и героических действий, что и война. В частности, он предлагает альтернативную гражданскую службу для молодежи, которая включала бы различные виды трудовой деятельности и коллективных работ.

Практически в это же время, тремя годами ранее, в 1907 г., выходит статья Л. Н. Толстого «Не убий никого» (Толстой, 1992), с которой Джеймс был знаком и ссылался на нее в своей работе. Подход Толстого принципиально отличается от подхода Джеймса. Толстой делает акцент на вере в Бога как основе для предотвращения войн и насилия во всех его формах, отрицая при этом веру в церковь и церковников. Согласно его концепции, которая была изложена в «Соединении и переводе четырех Евангелий», Бог есть бесконечное начало жизни, которое объединяет всех людей. Поэтому причинение вреда кому-либо есть причинение вреда самому себе.

Необходимо констатировать, что долгое время, вплоть до последней трети XX в., проблемам психологии мира и ненасилия уделялось относительно мало внимания. Интерес к проблеме резко возрос начиная с 70-х гг. прошлого столетия. Этому способствовало много факторов, связанных с угрозой третьей мировой войны, борьбой чернокожего населения Америки за свои права, возглавляемой М. Л. Кингом, широким распространением идей М. Ганди, базирующихся на таких понятиях индуизма, как «сатья» — честность, правдивость, «ахимса» — ненасилие, «тапасья» — самопожертвование и др. Эти идеи были ассимилированы психологией и переведены на язык науки.

Первым из психологов, кто попытался проанализировать с позиций психологии, точнее с позиций психоанализа, личность, деятельность и наследие Ганди, был Э. Эриксон. В 1969 г. выходит его работа «Правда Ганди: о происхождении воинствующего ненасилия» (Erikson, 1969). Она была с интересом встречена психологической общественностью и дала толчок для последующих многочисленных теоретических и эмпирических исследований в области психологии ненасилия.

Собственно, первой книгой, в которой предпринимается попытка осмыслить феномен ненасилия с психологической точки зрения, является книга Л. Пелто-на, которая вышла в 1974 г. под названием «Психология ненасилия» (Pelton, 1974).

Автор, используя традиционные понятия психологии (восприятие, отношение, убеждение, познание), связывает их с ненасильственными действиями, которым посвящены отдельные главы, например «Ненасильственный протест», «Отказ от сотрудничества», «На пути к примирению». Годом ранее, в 1973 г., Дж. Шарп публикует своей труд «Политика ненасильственных действий», который, хотя и не является чисто психологическим, тем не менее приобрел большое значение (Sharp, 1973).

Эти две работы заложили основы для двух подходов в психологии к пониманию ненасилия. Первый подход связан с исследованием ненасилия как общечеловеческой ценности, второй — с исследованием ненасилия с прагматической точки зрения как метода достижения политических (и не только) целей. Названные подходы были зафиксированы в ряде теорий ненасилия. Показательной в этом отношении является теория ненасилия Р. Берроуза, который изначально выделяет принципиальное, т. е. этически обоснованное ненасилие, и прагматическое ненасилие как эффективное средство достижения цели, каждое из которых может быть реформистским и революционным (Burrowes, 1996). Отсюда автором выделяется четыре типа ненасилия: 1) принципиальное реформистское; 2) принципиальное революционное; 3) прагматическое реформистское; 4) прагматическое революционное.

Обратимся к характеристике первого подхода, основывающегося на позиции принципиального ненасилия. Исследования в этой области приходятся на последнюю четверть XX столетия и продолжаются уже в XXI в. Из серьезных работ монографического характера назовем две книги под редакцией В. Кула, вышедшие в 1990 и в 1993 гг. (Perspectives on ... , 1990; Nonviolence: Social and psychological ... , 1993), в которых он собрал доклады различных авторов по проблемам ненасилия, а также его же монографию «Психология ненасилия и агрессии» (Kool, 2008), где убедительно раскрывается роль ненасилия как активной созидательной силы в противовес агрессии. В 2009 г. выходит книга Д. Мейтона «Ненасилие и психология мира» (Mayton, 2009), в которой ненасилие анализируется на внутриличност-ном, межличностном, социальном и международном уровнях. В 2012 г. публикуется монография «Психология нонкиллинга» под реакцией Д. Кристи и Дж. Пима, которая становится особой вехой в развитии психологии ненасилия, поскольку посвящена проблеме психологии неубийства как новому направлению в рамках психологии ненасилия (Nonkilling Psychology, 2012). В 2014 г. издается книга «Личное миролюбие» под редакцией Г. Симса, Л.Нельсона и М. Пуаполо, где, как видно из названия, акцент делается уже на миролюбии как внутриличностной, межличностной и социальной характеристике (Personal Peacefulness ... , 2014). Наконец, в 2020 г. выходит монография (в 2 т.) В. К. Кула и Р. Агравал «Ганди и психология ненасилия» (Kool, Agrawal, 2020а; 2020b), в которой авторы убедительно показали жизнеспособность идей Ганди, их влияние на становление целого направления в психологии, получившего название психологии ненасилия.

Таким образом, в рамках данного подхода превалирует отношение к ненасилию как ценности, которое анализируется на четырех уровнях: внутриличностном, межличностном, социальном и международном и не сводится лишь к ненасильственным действиям в ходе разрешения конфликтов. Формируются свои направления: психология мира, собственно психология ненасилия, психология миролюбия и психология нонкиллинга. Разрабатываются психологические теории ненасилия, методы его исследования и формирования на различных возрастных этапах.

Второе направление, как уже было указано, берет свое начало в работах Дж. Шарпа «Политика ненасильственного действия», опубликованной в 1973 г., и «От диктатуры к демократии», опубликованной в Бангкоке в 1993 г. Последняя книга приобрела широкую известность, переведена на многие языки; рекомендации, изложенные в ней, в последние годы использовались при проведении так называемых цветных революций. В ней автор излагает свою концепцию борьбы с диктатурой и утверждения демократии с использованием ненасильственных методов. Шарп предлагает 198 методов ненасильственной борьбы, которые сведены в пять групп: 1) методы ненасильственного протеста и убеждения; 2) методы отказа от социального сотрудничества; 3) методы отказа от экономического сотрудничества (бойкоты, забастовки); 4) методы отказа от политического сотрудничества; 5) методы ненасильственного вмешательства.

Ненасильственные действия в контексте политической борьбы начинают активно изучаться политиками, экономистами, социологами, психологами. Например, Дж. Аммонс и К. Койн в своей статье дают обстоятельный анализ ненасильственных действий как важного средства реагирования на кризисы; действий, направленных на подрыв авторитарных правительств, борьбу с несправедливостью, сохранение прав человека и гражданских свобод, предотвращение государственных переворотов, защиту от внешних угроз и изгнание иностранных захватчиков (Ammons, Coyne, 2018). Х. Мерриман для того, чтобы понять, как работают ненасильственные движения, анализирует теорию и динамику ненасильственных действий (Merriman, 2009). С. Винтхаген предпринимает попытку объединить ненасильственное сопротивление с последующим строительством нового (Vinthagen, 2015), чего нет у Шарпа и в других исследованиях. Изучаются также и чисто психологические аспекты ненасильственного сопротивления, в частности мотивация людей, участвующих в протестной деятельности (Stapnes, Carlquist, Horst, 2020).

Необходимо констатировать, что к прагматическому ненасилию в ученом мире двоякое отношение. Одни психологи признают его, другие относятся достаточно критически. В частности, Л. Бхарадвадж прямо указывает, что смешение прагматического ненасилия с принципиальным затуманивает понимание теории и практики ненасилия в нашей личной, гражданской и политической жизни (Bharadwaj, 1998). Еще более убедительно об этом говорит Р. Лэппин, который сделал всесторонний анализ концепции Шарпа, показал ее сильные и слабые стороны (Lappin, 2009). Прежде всего, указывает автор, следует признать, что Шарп никогда прямо не рассматривает вопросы миростроительства, его беспокоит исключительно политика ненасильственных действий. Согласно Шарпу, «ненасильственные действия — это средство борьбы, как и война». Кроме того, нет никакой гарантии, что авторитарный режим сменится на демократический. И самый важный момент — использование ненасильственных методов может быть осуществлено практически для любых целей. В итоге Лэппин делает вывод о том, что «ненасильственные методы, несомненно, предпочтительнее насильственных, но они не обязательно гарантируют позитивные аспекты устойчивого мира, такие как инклюзивное управление, примирение или безопасная среда» (там же: 4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, на основе всего сказанного можно сделать заключение о том, что психология ненасилия к настоящему времени сформировалась как специфическое на-

правление в психологии. Предметом ее исследования является ненасильственное взаимодействие человека с миром в целом, природой и другими людьми. В зависимости от акцентов — либо на ценностную сторону ненасилия, либо на его практическое приложение — в психологии сформировалось два подхода, получивших название принципиального ненасилия и прагматического ненасилия.

При реализации первого подхода, в основе которого лежит понимание ненасилия как общечеловеческой ценности, внимание психологов сосредоточивается на всех сферах ненасильственного взаимодействия начиная с внутриличностного и заканчивая международным, что предполагает использование в процессе его изучения традиционных психологических понятий, связанных с мотивацией деятельности, личностными характеристиками и качествами, выявлением условий формирования на разных возрастных этапах.

При реализации второго подхода основной упор делается на ненасильственные действия в ходе общественно-политической борьбы, где ценностный аспект отодвигается на второй план. Этим и объясняется тот факт, что психологи, в отличие от политиков, достаточно критически отнеслись к взглядам Дж. Шарпа и его практическим наработкам, что тем не менее не мешает их реализации, примером чего являются ненасильственные протестные движения и «цветные революции». Все это свидетельствует о том, что психологи должны вести более активную исследовательскую и просветительскую работу в сфере распространения идей принципиального ненасилия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Толстой, Л. Н. (1992) Не убий никого // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. М. : Республика. С. 154-167.

Ammons, J., Coyne, Ch. J. (2018) Non-Violent Action // GMU Working Paper in Economics. №18-28. P. 1-30. URL: https://ssrn.com/abstract=3240630 (дата обращения: 20.04.2021).

Bharadwaj, L. K. (1998) Principled versus pragmatic nonviolence // Peace Review. Vol. 10. Is. 1. P. 79-81. DOI: 10.1080 / 10402659808426125

Burrowes, R. J. (1996) The strategy of nonviolent defense: A Gandhian approach. Albany : State University of New York Press.

Erikson, E. H. (1996) Gandhi's Truth: On the Origins of Militant Nonviolence. N. Y. — London : Norton & Company.

Gandhi, M. K. (1960) My Non-violence. Ahmedabad : Jitendra T Desai Navajivan Publishing House.

Herman, T. (1990) Seven Forms of Nonviolence for Peace Research: A Conceptual Framework // Perspectives on Nonviolence. Recent Research in Psychology. N. Y. : Springer. P. 140-149.

James, W. (1995) The moral equivalent of war // Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. Vol. 1. №1. P. 17-26.

Kool, V. K. (2008) The psychology of nonviolence and aggression. N. Y. : Palgrave Mac-millan.

Kool, V. K., Agrawal, R. (2020a) Gandhi and the Psychology of Nonviolence. Vol. 1. Cham : Palgrave Macmillan.

Kool, V. K., Agrawal, R. (2020b) Gandhi and the Psychology of Nonviolence. Vol. 2. Cham : Palgrave Macmillan.

Lappin, R. (2009) The Politics of Nonviolent Action: A Critical Review // Central European Journal of International and Security Studies. №3. P. 202-206.

Mayton, D. (2009) Nonviolence and Peace Psychology. N. Y. : Springer.

Merriman, H. (2009) Theory and Dynamics of Nonviolent Action // Civilian Jihad / ed. by M. J. Stephan. Palgrave Macmillan, N. Y. P. 17-29.

Nonkilling Psychology (2012) / ed. by Daniel J. Christie and Joam Evans Pim. Honolulu, Hawaii : Center for Global Nonkilling.

Nonviolence: Social and psychological issues (1993) / ed. by Vinod K. Kool. N. Y. : University Press of America, Inc.

Pelton, L. H. (1974) The psychology of nonviolence. N.Y.: Pergamon Press.

Personal Peacefulness: Psychological Perspectives (2014) / ed. by G. Sims, L. Nelson, M. Puopolo. V. 20. N. Y. : Springer.

Perspectives on nonviolence (1990) / ed. by Vinod K. Kool. N. Y. : Springer-Verlag.

Sharp, G. (1973) The politics of nonviolent action. Boston : Porter Sargent Books.

Sharp, G. (2010) From Dictatorship to Democracy: Strategy and Tactics of Liberation. East Boston : MA, Albert Einstein Institution.

Stapnes, T., Carlquist, E., Horst, C. (2021) Responsibility to Protest: An Interpretative Phe-nomenological Analysis of Motives for Protest Participation in Myanmar // Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. DOI: 10.1037/pac0000473

Vinthagen, S. A. (2015) Theory of Nonviolent Action: How Civil Resistance Works. London : Zed Books.

Дата поступления: 18.10.2022 г.

NONVIOLENCE PSYCHOLOGY: THE FORMATION OF TWO APPROACHES V. G. MARALOV Cherepovets State University, V. A. SITAROV Moscow City University

The article is devoted to the issue of the formation of nonviolence psychology — the history of the formation of two approaches to the study and practice of nonviolence, called principled and pragmatic nonviolence. The first approach is based on the understanding of nonviolence as a universal value. Here and further, the attention of psychologists is focused on the study of nonviolence in all spheres of human life. The second approach is based on the understanding of nonviolence mainly within the framework of the implementation of socio-political struggle, where the value aspect is relegated to the background. A critical analysis of the second approach is given, and it is concluded that it is necessary to intensify research and educational work to spread the ideas of principled nonviolence.

Keywords: history of psychology; nonviolence; nonviolence psychology; principled nonviolence; pragmatic nonviolence; approaches to the study of nonviolence; nonviolent actions

REFERENCES

Tolstoy, L. N. (1992) Ne buy nikogo. In: Eticheskaya gizmo: Nauchno-publitsisticheskie chte-niya. Moscow, Israels've Respublika. Pp. 154-167. (In Russ.).

Ammons, J. and Coyne, Ch. J. (2018) Non-Violent Action GMU Working Paper in Economics [online], no. 18-28, pp. 1-30. Available at: https://ssrn.com/abstract=3240630 (accessed: 20.04.2021).

Bharadwaj, L. K. (1998) Principled versus pragmatic nonviolence. Peace Review, vol. 10, no. 1, pp. 79-81. DOI: 10.1080 / 10402659808426125

Burrowes, R. J. (1996) The strategy of nonviolent defense: A Gandhian approach. Albany : State University of New York Press.

Erikson, E. H. (1996) Gandhi's Truth: On the Origins of Militant Nonviolence. N. Y. — London : Norton & Company.

Gandhi, M. K. (1960) My Non-violence. Ahmedabad, Jitendra T Desai Navajivan Publishing House.

Herman, T. (1990) Seven Forms of Nonviolence for Peace Research: A Conceptual Framework. In: Perspectives on Nonviolence. Tencent Research in Psychology. N. Y., Springer. P. 140-149.

James, W. (1995) The moral equivalent of war. Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology, vol. 1, no. 1, pp. 17-26.

Kool, V. K. (2008) The psychology of nonviolence and aggression. New York : Palgrave Mac-millan.

Kool, V. K. and Agrawal, R. (2020a) Gandhi and the Psychology of Nonviolence. Vol. 1. Cham, Palgrave Macmillan.

Kool, V. K. and Agrawal, R. (20206) Gandhi and the Psychology of Nonviolence. Vol. 2. Cham, Palgrave Macmillan.

Lappin, R. (2009) The Politics of Nonviolent Action: A Critical Review. Central European Journal of International and Security Studies, no. 3, pp. 202-206.

Mayton, D. (2009) Nonviolence and Peace Psychology. N. Y., Springer.

Merriman, H. (2009) Theory and Dynamics of Nonviolent Action. In: Civilian Jihad / ed. by M. J. Stephan. Palgrave Macmillan, N. Y. P. 17-29.

Nonkilling Psychology (2012) / ed. by Daniel J. Christie and Jo am Evans Pim. Honolulu, Hawaii : Center for Global Nonkilling.

Nonviolence: Social and psychological issues (1993) / ed. by Vinod K. Kool. N. Y. : University Press of America, Inc.

Pelton, L. H. (1974) The psychology of nonviolence. N. Y., Pergamon Press.

Personal Peacefulness: Psychological Perspectives (2014) / ed. by G. Sims, L. Nelson, M. Puo-polo. Vol. 20. N. Y., Springer.

Perspectives on nonviolence (1990) / ed. by Vinod K. Kool. N. Y., Springer-Verlag.

Sharp, G. (1973) The politics of nonviolent action. Boston, Porter Sargent Books.

Sharp, G. (2010) From Dictatorship to Democracy: Strategy and Tactics of Liberation. East Boston, MA, Albert Einstein Institution.

Stapnes, T., Carlquist, E., Horst, C. (2021) Responsibility to Protest: An Interpretative Phe-nomenological Analysis of Motives for Protest Participation in Myanmar. Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. DOI: 10.1037/pac0000473

Vinthagen, S. A. (2015) Theory of Nonviolent Action: How Civil Resistance Works. London, Zed Books.

Submission date: 18.10.2022.

Маралов Владимир Георгиевич — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии Череповецкого государственного университета. Адрес: 162600, Российская Федерация, г. Череповец Вологодской области, пр-т Луначарского, 5. Тел: 8 (8202) 51-84-15. Эл. адрес: vgmaralov@yandex.ru

Ситаров Вячеслав Алексеевич — доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики Московского городского педагогического университета. Адрес: 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1. Тел.: +7 (968) 553-29-23. Эл. адрес: sitarov@mail.ru

Maralov Vladimir Georgievich, Doctor of Psychology, Professor, Professor, Department of Psychology, Cherepovets State University. Postal address: 5, Lunacharskogo Ave., Cherepovets, Russian Federation, 162600. Tel: 8 (8202) 51-84-15. E-mail: vgmaralov@yandex.ru

Sitarov Vyacheslav Alexievich, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor, Department of Pedagogy, Moscow City University. Postal address: 4, 2nd Selskohoziaystvenny Dr., Bldg. 1, Moscow, Russian Federation, 115477. Tel.: +7 (968) 553-29-23. E-mail: sitarov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.