ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пятилетова Л. В. Психология эмоциональных отношений: экзистенциальный анализ (романтической) любви // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10 (октябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192037.htm.
ART 192037 DOI 10.24411/2304-120X-2019-12037 УДК 159.9.016.1
Пятилетова Людмила Владимировна,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург ЬуиЬа.р73@уапЬех. ги
Психология эмоциональных отношений: экзистенциальный анализ (романтической) любви
Аннотация. Психология любви имеет долгую историю становления и развития. Однако основная цель по выявлению природы и сущности любовного чувства не была «(окончательно» достигнута. Взрывной характер ХХ в. позволил намного ближе подойти к реализации этой цели, поскольку в этот период была реабилитирована человеческая чувственность, открывшая новые возможности для реализации «(частного» бытия личности. Предметом исследования данной статьи является экзистенциальная аналитика любви католического теолога Дитриха фон Гильдебрандта, занимающая особое место в теоретических исследованиях любви ХХ в.: в программной работе о любви («Метафизика любви») автор предпринял (увенчавшуюся успехом) попытку выявления психологической сущности романтической любви, являющейся начальным этапом чувства любви вне зависимости от культурно-исторического контекста и содержащим потенциал саморазвития любовного чувства.
Ключевые слова: Любовь, романтическая любовь, психология любви, тематиза-ция, надактуальность, Дитрих фон Гильдебрандт. Раздел: 19. 00.00 Психологические науки.
Исследования любви как особого чувства, как «самодостаточной эмоциональной деятельности» в направлении любимого [1] не прекращаются и по сей день.
В определенный исторический период (по мнению большинства исследователей, это возникновение куртуазной любви в эпоху Средневековья) формируются психологические предпосылки проявления эротического любовного чувства. ХХ век с его чередой кардинальных преобразований в области эротической чувственности (в частности, сексуальная и эротическая революции [2]) открыл новые возможности «трансформированной интимности» [3], новые грани психологии любви.
ХХ век, разрушив принудительный характер мужской сексуальности, дал шанс состояться «чистым отношениям», основанным на сексуальном и эмоциональном равенстве полов [4], обнаружив возможность преодоления сексизма в гендерно нейтральном - общечеловеческом - опыте эротической любви [5]. В котле подлинной любви можно растопить практически любые гендерные предрассудки.
«Чистота» феномена эротического чувства, на наш взгляд, обнаруживается в самой «сердцевине» эротической любви - её романтической составляющей. «К сожалению, часто "любовь" и "влюблённость" обсуждаются как синонимы, об их глубокой разнице молчит психология...» [6].
Однако романтическая любовь представляет собой длящуюся определенный период эмоциональную связь с другим, основываясь на внутренне присущих качествах самой этой связи [7], опираясь на особую психологическую специфику [8].
Ряд современных психологических концепций романтической любви зачастую редуцирует её к физиологическому (сексуальному) влечению, поэтому у эротической любви
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пятилетова Л. В. Психология эмоциональных отношений: экзистенциальный анализ (романтической) любви // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10 (октябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192037.htm.
есть «срок годности» [9]: её быстрое исчезновение может быть обусловлено приземлённой обыденностью повседневного существования; психологической усталостью от сильных (порой контрастных) переживаний; разрушением идеального образа партнёра [10].
Напротив, в ряде других психологических исследований любви присутствует иной подход: романтическая любовь рассматривается в качестве такой составляющей любви, которая выражает нечто большее, чем сексуальное влечение. Представляя собой захватывающую всё существо человека эротику, романтическая любовь становится важной составляющей саморазвертывающегося в отношениях мужчины и женщины чувства любви. И таким образом, романтическая любовь требует для своего сохранения в длительных (брачно-семейных) отношениях психологической профилактики [11].
Эротическая (романтическая) любовь «стягивает» посредством себя две составляющие человеческого существования: тело (сексуальность) и дух (личность), являя себя «чистым» «душевным» (тело - душа - дух), психологическим феноменом: находясь «на перекрестке» природной данности человека, она даёт начало любви как становящемуся в саморазвитии чувству. Момент становления романтической любви является потенциалом для саморазвёртывания чувства любви в целом. Таким образом, важным представляется анализ экзистенциальной составляющей романтического чувства любви.
Экзистенциальное измерение человеческого бытия становится предметом психологии, обращённой уже не только к психологическим наработкам, но и к философским, насыщенным психологическим материалом, концепциям.
К середине ХХ в. в психологии возник новый подход с оригинальной концепцией человека, получивший название экзистенциального, исследующего сущность бытия человека: обращаясь к человеческому бытию, психолог-экзистенциалист, исследуя различные модусы человеческого бытия, отвечает на вопрос, каким образом возможно самораскрытие собственно человеческого бытия во всей его полноте, каким образом может осуществиться его «миропроект».
Область междисциплинарных исследований становится резервной и в решении поставленной в данной статье задачи: показать «продуктивную» составляющую романтической любви в процессе саморазвёртывания полноты эротического любовного чувства (особенно ведущей к супружеству).
На наш взгляд, работа католического теолога «Метафизика любви» Дитриха фон Гильдебрандта является не только одним из фундаментальных трудов по философии любви в ХХ в., но и психологическим исследованием феноменологии любовного чувства: она содержит ответы, на наш взгляд, на главные вопросы любви: как посредством романтической любви любимый человек попадает в структуру внутреннего мира любящего, в его душу; каким образом раскрывается «его» (любимого человека) и «моя» взаимно обращённые экзистенции.
В этом отношении концепция Д. фон Гильдебрандта глубоко психологична: она не только наглядно демонстрирует «психологическую механику» романтической любви, но и маркирует потенциал долговечности индивидуальных, дорастающих до, собственно, любви отношений.
В этом смысле романтическая любовь наиболее репрезентативна, по мнению автора, в отличие от других видов любви, поскольку свойства любви в романтических отношениях проявляются наиболее интенсивно и полно.
Говоря о любви, автор «Метафизики любви» имеет в виду исключительно романтическую (запускающую полноту саморазвёртывания в будущем чувства) любовь, поскольку допускает как развитие, так и прекращение любви.
На наш взгляд, «состоявшаяся» любовь долговечна. Это следует в том числе и из содержания предложенных автором существенных признаков любви. Но есть обстоятельства, о которых пойдет речь ниже, препятствующие самораскрытию любви; в
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пятилетова Л. В. Психология эмоциональных отношений: экзистенциальный анализ (романтической) любви // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10 (октябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192037.htm.
таком случае потенциал романтической любви остается невостребованным. Однако «случившаяся» романтическая любовь обогащает личность, что обусловлено экзистенциальным содержанием признаков романтической любви.
Романтическая любовь - это грандиозное психологическое событие в жизни влюблённого: сам факт романтической любви уже забрасывает индивида в глубину экзистенции.
Постижение (романтической) любви, согласно Д. фон Гильдебрандту, необходимо начинать исходя из личного опыта любви. Только он, личный опыт/«акт любви к другому», позволяет открыть сущность любви посредством «самостоятельного личностного прафеномена»: «Мы должны исходить из любви к другому человеку, обладающей всеми элементами, которые мы имеем в виду, когда говорим о любви: такими, как преданность, восторг, счастье любви...» [12]
Личный опыт любви - надёжная опора по изысканиям в области психологии любви, поскольку позволяет чувствовать и анализировать, а не «объяснять», исходя из готовых (заданных культурой) представлений о любви.
Личный опыт наблюдения любви не ограничивается исключительно собственными переживаниями индивида («моя любовь») - он наполняется содержательно и психологическими наблюдениями за другими людьми, находящимися в «состоянии любви»: любовь «ко мне» или любовь третьих лиц.
Таким образом, всё, что чувственно относится к любви, может быть «схвачено» индивидом и «регистрируется» им как личный (расширенный наблюдениями за другими) психологический опыт любви.
Концепция любви Д. фон Гильдебрандта - это констатация любви как ценностного ответа, обладающего особыми признаками, отражающего уникальную природу любовного чувства во всех своих проявлениях.
Ценностный ответ - значит «значимый», расширяющий зону личного бытия таким образом, что любимый (ая) попадает в неё навсегда.
Любовь обладает всей полнотой состояния надактуальности, выраженной в неизменности значимости объекта любви, сохраняющего свою постоянно присутствующую осознаваемую («сверхсознание» [13]) актуальность в глубинных слоях сознания: «.в супружеской любви мы постоянно испытываем потребность в её повторной актуализации. Если мы вынуждены сосредоточиться на других вещах, заниматься другим делом, разговаривать с другими людьми, то мы потом испытываем потребность актуально сосредоточиться на любимом человеке, думать о нем, внутренне обращаться к нему или просто мысленно излить на него свою любовь.» [14]
Таким образом, объект любви прочно укореняется в «самом центре (сердце)» личного бытия любящего таким образом, что видоизменяет всю совокупность психологических переживаний индивида: все события индивидуального бытия любящего теперь разворачиваются и переживаются на фоне пульсирующей надактуальности.
Ни одно из надактуальных не обладает такой степенью интенсивности, как любовь: среди других возможных ценностных ответов любовь является самым эмоциональным; таким образом, любимый человек помещается в центр личного бытия (можно сравнить, например, с таким ценностным ответом, как уважение, которое психологически менее насыщенно и располагает уважаемого человека на периферии личного бытия).
Любимый человек, таким образом, эмоционально «стягивает» и одновременно «заряжает» личное бытие: наибольшая интенсивность эротического импульса обнаруживает себя в период страстной влюблённости, или романтической любви, полномочной представительницы первого этапа эволюции любовного чувства.
Благодаря обозначенным признакам в любви достигается наиболее полная из возможных тематизаций объекта: представленность и ценность любимого как такового - самого по себе, «то есть именно эта индивидуальная, уникальная личность в
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пятилетова Л. В. Психология эмоциональных отношений: экзистенциальный анализ (романтической) любви // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10 (октябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192037.htm.
качестве субъекта явлена мне как нечто дорогое, драгоценное, достойное любви.» [15]; на фоне этой наивысшей по интенсивности установки разворачиваются все остальные события личного бытия.
Таким образом, одним из признаков любви является её безусловный характер; это обстоятельство определяет глубину тематизации любимого: раскрытие его красоты, достоинств, уникальности, что, как следствие, актуализирует ещё один признак/эмоцию любви - восхищение любимым человеком.
Чувство восхищения ещё более эмоционально интенсифицирует ценностный ответ любви, углубляя «воронку» надактуальности любимого.
Другая сторона чувства восхищения - актуализация интуитивного познания любимого. Сам акт познания здесь не вступает в противоречие с рациональными формами познания, отличаясь от последних «только своим непосредственным соприкосновением с объектом» [16].
Тематизация любимого, которая приобретает в любви, на наш взгляд, абсолютный характер, в свою очередь, детерминирует такой признак любви, как желание взаимности: «Она стремится к союзу, который может обеспечить только ответная любовь, но она и сама пытается, сколько в её силах, создать некое подобие такого союза. Этот двойной аспект любви очень важен» [17].
Далее: тематизация Ты и стремление к союзу с любимым создают все условия для полноты раскрытия Я-любящего, обращенного к Ты всей своей интимной сущностью, всеми уголками своей души. Наиболее полно Я-раскрытие, отмечает автор «Метафизики любви», возможно исключительно в эротической (супружеской) любви.
Тематизация и надактуальность любимого «подталкивают» любящего к участию в его судьбе, во всей его жизни - всё это выражено в установке «благо-желательства» [18], заинтересованности в счастье любимого.
Благожелательство, отмечает Гильдебрандт, обнаруживает себя и в других типах позитивных эмоциональных ценностных ответов. Однако только в (романтической) любви, представляя саму её сущность, доброжелательство достигает своей полноты, являясь «квинтэссенцией всякого дружественного расположения по отношению к другому» [19], глубокой заинтересованностью в благополучии (любимого) другого, превращающая его в цель бытия любящего. Таким образом, представляется возможным говорить о любви как о смысле человеческого бытия.
Помимо тематизации Ты, пронизывающей все без исключения признаки любви, любовь продуцирует ещё одну область тематизации: опыт любви предполагает тема-тизацию Я-Ты-отношений.
В данном случае речь идет о жертвенном «разворачивании» бытия любящего в сторону бытия любимого Ты, предстающим как «дар любви», как «Я - твой». Однако жертвенность как дар любви любящего человека здесь не предполагает забвение Я, отказа от индивидуальности, онтологического и психологического слияния. «Напротив, в результате такого дара он больше становится самим собой; его жизнь делается полнее и подлиннее, его глубинные чувства обострённее и индивидуальнее»» [20]. Более отчетливо это проявляется, вновь подчеркивает автор «Метафизики любви», в любви супружеской.
С таким признаком любви, как «дар любви», связаны отношения любви и свободы. Любовь предполагает «ангажированность» («участие, вовлечение себя в жизнь любимого» [21]), наделяя человека всей глубиной внутренней свободы, что находит выражение в признании направления собственных усилий по направлению любимого, осознанное самоопределение в связи с этим.
Так любящий санкционирует любовь, захватывающую в таком случае уже область долженствования: «Пока это не долженствование, не то, что сильнее нас, - это
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пятилетова Л. В. Психология эмоциональных отношений: экзистенциальный анализ (романтической) любви // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10 (октябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192037.htm.
ещё не настоящая любовь», это «то, что лежит вне нашей воли, чем мы не можем управлять» [22].
Ещё один признак любви - это то, что любовь приносит любящим радость - одну из самых позитивных человеческих эмоций. Это неиссякаемый источник чувства счастья, вытекающий из надактуальности любви. Счастье (особенно разделённой любви) становится эмоциональным фоном существования любящего; любовь детерминирует надактуальный характер счастья.
Из факта тематизации Я-Ты-отношений вытекает автоматически возникающее у любящего стремление к взаимности: разделенная любовь - мощный источник счастья. Любовь жаждет взаимности. Безответная любовь горька («В отличие от несчастной любви, не существует несчастного уважения или восхищения» [23]).
Таким образом, в формулировке «любовь есть ценностный ответ» заложен скрытый смысл: глубина, полнота раскрытия любовного чувства, даже её безответность -всё это зависит от степени развития личности, от того, какие ценности разделяет личность. Чем значительнее ценности, тем полнее проявляет себя любовь, тем интенсивнее источник радости и счастья, доставляемых ею, тем больше возможность осуществления полноты индивидуального бытия.
В то же время сам опыт любви содержит огромный потенциал как для развития личности любимого, так и для саморазвития личности любящего. Аналитике опыта любви в аспекте реализации потенциала любви посвящена отдельная глава работы («Дар любви»).
«Человека чрезвычайно характеризует то, какую индивидуальность он любит» [24], - это обстоятельство во многом определяет «глубину» личности субъекта любви, следовательно, глубину его любовного чувства. Однако это обстоятельство не мешает делу любви: любой ценностный ответ любви «стоит на службе» личности любящего человека, внося немалый вклад в её развитие (в этом ещё одна особенность любви в сравнении с иными ценностными ответами - восхищением, уважением и т. д.).
В то же время тематизация Ты посредством ощущения собственной (возможно, никем не замеченной ранее) уникальности, необусловленности существования, выданного «кредита» любви (уверенность в «лучшей природе» любимого, наделение его качествами, к которым он может стремиться, - «кредит веры»)) - всё это даёт определённый импульс саморазвитию личности любимого.
Итак, наивысшая эмоциональность, надактуальность, тематизация (Ты и одновременно - Я-Ты-отношений), самораскрытие Я, благожелательство (жертвенность), «ангажированность», установка на взаимность, источник радости и счастья - существенные характеристики начального - романтического - этапа любви, который может стать отправной точкой «эволюции любви».
Отдельно автор «Метафизики любви», отмечая эволюционный характер любви, постепенное раскрытие полноты любовного чувства (от романтической любви к любви), особое внимание уделяет «дару любви» - вкладу самой личности любящего в становление и развитие любовного чувства. «Естественно, решающее влияние на качество нашей любви оказывает то, что послужило ей первоначальным толчком: физическое очарование, удивительный духовный облик, доброта или чистота другого человека; или - если точнее выразиться - к какой ценностной сфере он принадлежит для нас, в какую ценностную сферу мы вовлечены благодаря ему, на каких ценностях основано то великолепие, что представляет собой его индивидуальность. Чем выше ценностная сфера, тем возвышеннее ответ любви» [25].
Таким образом, чем значительнее разделяемые личностью (любящего и любимого) ценности, тем больший шанс получает любовь в контексте перехода от романтической стадии отношений к более глубоким, духовно насыщенным отношениям.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пятилетова Л. В. Психология эмоциональных отношений: экзистенциальный анализ (романтической) любви // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10 (октябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192037.htm.
В заключение необходимо отметить: концепция любви Д. фон Гильдебрандта становится по-настоящему рабочей, помогая ответить на многие «практические» вопросы, касающиеся природы любовного чувства в целом (не только психологические, но и социологические, культурологические, а также «повседневно-бытовые»), поскольку посредством выявления экзистенциальных признаков любви дает надежный критерий в определении как подлинности любовного чувства, так и вектора её (само)развития.
Исследования романтической любви как важной составляющей любовного чувства, предпринятые автором «Метафизики любви», также позволяют понять требующую отдельного разговора причину болезненного переживания измен, глубину их травмирующей составляющей.
Ссылки на источники
1. Ортега-и-Гассет О. Этюды о любви // Эстетика. Философия культуры. - М., 1991. - 588 с.
2. Пятилетова Л. В. Сущность и структура эротического любовного чувства: сексуальная и эротическая революции против «платонической любви» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - С. 138-145. - URL: http://e-koncept.ru/2018/183069.htm.
3. Гидденс Э. Трансформация интимности. - СПб., 2004. - 208 с.
4. Там же.
5. Пятилетова Л. В. Мужское и женское: преодоление сексизма в опыте эротической любви // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 9 (сентябрь). - С. 69-77. - URL: http://e-koncept.ru/2016/161.
6. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М., 2000. - С. 181.
7. Гидденс Э. Указ. соч.
8. Шнейдер Л. Б. Указ. соч.
9. Перель Э. Право на «лево». Почему люди изменяют и можно ли избежать измен. - URL: https ://e-libra.ru/read/469699-pravo-na-levo-pochemu-lyudi-izmenyayut-i-mozhno-li-izbezhat-izmen.html.
10. Шнейдер Л. Б. Указ. соч.
11. Гильдебрандт Д. Метафизика любви. - URL: http://www.agnuz.info/app/webroot/library/108/246/
12. Там же.
13. Там же.
14. Там же.
15. Там же.
16. Там же.
17. Там же.
18. Там же.
19. Там же.
20. Там же.
21. Там же.
22. Там же.
23. Там же.
24. Там же.
25. Там же.
Lyudmila Pyatiletova,
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Philosophy and History Chair, Ural State University of Railway
Transport, Ekaterinburg
Psychology of emotional relationship: existential analysis of (romantic) love
Abstract. The psychology of love has a long history of formation and development. However, the main goal of revealing the nature and essence of love feelings has not been achieved yet. The explosive nature of the twentieth century made it possible to come closer to the realization of this goal, since human sensuality was rehabilitated during this period, opening up new opportunities for the realization of the "private" being of the individual. The research subject here is the existential analytics of love by the Catholic theologian Dietrich von
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Пятилетова Л. В. Психология эмоциональных отношений: экзистенциальный анализ (романтической) любви // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10 (октябрь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192037.htm.
Hildebrandt, which is of great importance in the theoretical studies of love in the twentieth century. In the program work on love ("Metaphysics of Love"), the author made an attempt (successful) to identify the psychological essence of romantic love, which is the initial stage of love feeling regardless of the cultural-historical context, and containing the potential for self-development of love feelings.
Key words: love, romantic love, psychology of love, theme making, over-actuality, Dietrich von Hildebrandt. References
1. Ortega-i-Gasset, O. (1991). "Etyudy o lyubvi", Estetika. Filosofiya kul'tury, Moscow, 588 p.
2. Pyatiletova, L. V. (2018). "Sushchnost' i struktura eroticheskogo lyubovnogo chuvstva: seksual'naya i eroti-cheskaya revolyucii protiv "platonicheskoj lyubvi", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Kon-cept", № 11 (noyabr'), pp. 138-145. Available at: http://e-koncept.ru/2018/183069.htm.
3. Giddens, E. (2004). Transformaciya intimnosti, St. Petersburg, 208 p.
4. Ibid.
5. Pyatiletova, L. V. (2016). "Muzhskoe i zhenskoe: preodolenie seksizma v opyte eroticheskoj lyubvi", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 9 (sentyabr'), pp. 69-77. Available at: http://e-koncept.ru/2016/161.
6. Shnejder, L. B. (2000). Psihologiya semejnyh otnoshenij. Kurs lekcij, Moscow, p. 181.
7. Giddens, E. (2004). Op. cit.
8. Shnejder, L. B. (2000). Op. cit.
9. Perel', E. Pravo na "levo". Pochemu lyudi izmenyayut i mozhno li izbezhat' izmen. Available at: https://e-libra.ru/read/469699-pravo-na-levo-pochemu-lyudi-izmenyayut-i-mozhno-li-izbezhat-izmen.html.
10. Shnejder, L. B. (2000). Op. cit.
11. Gil'debrandt, D. Metafizika lyubvi. Available at: http://www.agnuz.info/app/webroot/library/108/246/
12. Ibid.
13. Ibid.
14. Ibid.
15. Ibid.
16. Ibid.
17. Ibid.
18. Ibid.
19. Ibid.
20. Ibid.
21. Ibid.
22. Ibid.
23. Ibid.
24. Ibid.
25. Ibid.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 17.05.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 28.05.19
Принята к публикации Accepted for publication 28.06.19 Опубликована Published 30.10.19
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Пятилетова Л. В., 2019
www.e-koncept.ru